Как подготовиться к таинству венчания. Что нужно для венчания в церкви

Желая сочетаться узами брака, пара может не только расписаться в ЗАГСе, но и сочетаться более тонкими узами – узами духовного брака. Испокон веков исключительно таинство венчания в православной церкви скрепляло пары браком. На сегодняшний день эта традиция стала осуществляться редко, но это неоправданно. В браке содержится глубокий смысл, это серьезный и особый жизненный этап каждого человека, а потому он требует такого же особого закрепления. Прикоснуться к таинству венчания необходимо, чтобы ощутить всю важность события. Как оно совершается, будет рассказано далее.

Что такое таинство венчания и как оно проходит?

Таинство венчания – это обряд единения двух людей брачными узами и освящение этого брака божественной благодатью. Оно проводится в православных храмах для людей, которые хотят быть едиными не только перед государством, но и перед Богом. Это высшее проявление доверия, любви друг к другу, т.к. венчание может быть совершено только раз (изредка два или три, но в связи с особыми обстоятельствами). Разорвать самовольно такие узы, изменять, будучи в духовном браке – это уже не вопрос морали, а акт согрешения. Поэтому таинство венчание – это всегда ответственный шаг.

Обряд венчания построен так, чтобы внушить будущим супругам важность брака, растолковать его смысл, подготовить молодых к правильным семейным взаимоотношениям, направить на духовное развитие. Венчание позволяет очистить греховность людского единения, перевести его через черту греховности в форму чистого, благословенного Богом брака. Это проявляется в символике совершения обряда обручения и венчания. Таинство венчания сейчас проводят сразу после обряда обручения, совершая следующее:



Правила великого церковного таинства в православии

Таинство венчание – это обряд, который содержит выполнение строгих правил. Церемония состоит из 4-х этапов: обручения, венчания, разрешения венцов и молебна. Если ранее между таинствами обручения и венчания был временной промежуток, то в наши дни все этапы чаще сливаются в один, продолжая друг друга. Для совершения таинства венчания могут быть назначены дружка и дружок (свидетели, или восприемники). Выбираются специальные даты, т.к. не во все дни обряд венчания может совершаться. Молодые подготавливаются к таинству, постясь, пребывая в молитве.

Таинство венчания – это духовное действо, а потому должно совершаться с кротостью и достоинством. Церковь идет навстречу современным традициям, разрешая фото и видеосъемку во время проведения таинства, однако переговариваться, смеяться, ходить по храму, поворачиваться спиной к образам или просто отбывать время до окончания события категорически запрещается.

Что необходимо приобрести перед обрядом?

Для того чтобы осуществить таинство венчания в православной церкви, необходимо иметь некоторые предметы, которые несут сакральное значение и принимают непосредственное участие в процессе совершения обряда:

  1. Две иконы – Божьей матери и Спасителя. Раньше такие иконы передавались по наследству, если же их нет, то необходимо приобрести.
  2. Кольца (освященные). Раньше брались золотое (для жениха) и серебряное (для невесты), в процессе обмена кольцами во время обручения у жены остается золотое, у мужа – серебряное, что символично демонстрирует основу взаимоотношений в браке. Современная практика разрешает обоим молодым иметь золотые кольца, покупать украшенные камнями изделия.

Что нужно знать свидетелям?

Свидетели, которые по церковной традиции называются восприемниками, являются поручителями, помощниками для молодой семьи. Они, подобно крестным, должны заботиться о духовном становлении молодых в их браке. В прошлые времена принято было выбирать восприемниками людей, которые были опытными в семейных делах, благонадежными, чтобы они могли стать верными советниками на пути становления новой семьи. Сейчас это могут быть люди любого возраста, но с правильным отношением к делу.

Раньше они поручались за брак, расписываясь в метрической книге, в наше же время, когда церковный брак имеет только духовный смысл, но не юридическую силу, наличие восприемников не обязательно. Однако до сих пор на них возлагается помощь молодым во время таинства венчания в православной церкви – придерживание венцов во время прохождения вокруг аналоя. Свидетелям надо помнить, что они должны ответственно относиться к своей задаче, быть неравнодушными к будущей семье, быть крещеными и верующими людьми, кротко, с благоговением вести себя во время церемонии.

Как совершается обручение?

Таинство обручения – это обязательный этап бракосочетания, который закрепляет право жениха на невесту и наоборот, это момент создания пары перед Господом, нисхождения на нее благословения, а также время на моральную подготовку к свадьбе, на раздумья о сущности брака. Таинство обручения совершается в церкви, накануне или в день венчания. Таинство венчания есть логическим продолжением обручения, и может совершаться сразу после него, однако чем раньше обручаться молодые, тем больше времени у пары будет на осознание важности свадьбы, на подготовку к ней. Этапы:


Какой должна быть свадебная трапеза?

После таинства венчания в православной церкви, принято проводить свадебную трапезу в честь свершившегося брака молодых, во время которой их родственники, друзья, другие приглашенные могут передать поздравления молодоженам, порадоваться за них, подарить подарки. Церковная трапеза по христианскому обычаю и приметам, должна быть скромной и приличной. Не позволено: чрезмерно употреблять спиртные напитки, произносить пошлости, употреблять неприличные слова, петь нескромные песни, распущено танцевать.

Что может воспрепятствовать христианскому браку?

Любой христианин может сочетать себя узами церковного брака посредством таинства венчания в православной церкви, но есть некоторые исключения. Так, не разрешается венчаться в православной церкви:

  • Людям, которые на момент венчания состоят в браке с другим человеком, а не с тем, с кем собираются венчаться.
  • Людям, которые между собой состоят в кровном или духовном родстве (крестная-крестник).
  • Людям, которые вступают в брак более трех раз.
  • Людям, которые уже были повенчаны и не попросили о расторжении церковного брака у архиерея (допускается в пределах 3-х раз, последний раз не может привести к новому бракосочетанию).
  • Людям, не принявшим крещение.
  • Людям, которые являются неверующими или были принуждены будущим супругом к таинству венчания.

  • В определенные дни года: во время всех больших постов, в Пасхальную и сырную недели, в период от Рождества до Богоявления, по субботам, вторникам, четвергам, накануне двунадесятых и великих церковных праздников, накануне и в день Усекновения главы Иоанна Крестителя (29 августа и 11 сентября), а также Воздвижения Креста Господня (14 и 27 сентября). Исключения могут быть сделаны только по решению действующего архиерея.
  • Духовным лицам.
  • Несовершеннолетним, а также тем, чей возраст вышел за пределы брачного порога (60 лет для женщин, 70 для мужчин).
  • Тем, чей брак не был благословлен родителями (если они православные).
  • Молодоженам с разной верой.
  • Тем, кто стал виновником расторжения прошлого брака (например, изменщикам).

Видео о подготовке к венчанию

Подготовка к таинству венчания – сочетание молодых церковным браком. К подготовке необходимо относиться серьезно, вдумчиво, понимая глубокий смысл таинства. Цель подготовки к таинству венчания в православной церкви – это духовное очищение молодых, осмысление священной задачи брака. Это обязательно причастие, исповедь, пост, молитвы, которые помогут правильно осуществить переход молодых на другой жизненный этап, придать единству людей священный, а не греховный характер. Подробнее узнать, как правильно подготовиться к таинству венчания, вы можете, посмотрев видео:

Вопрос : Кто сталкивался с аналогичной ситуацией, помогите, пожалуйста, разобраться. Родители мужа настаивают на венчание в церкви, но для чего это необходимо сделать, не объясняют, упорно твердя, что «так будет лучше». Что же дает венчание?

Обряд венчания с точки зрения культуры

Славянские летописи подробно донесли до нас быт русского народа, его привычки, верования, делая акцент на значимых вехах жизни. Рождение, свадьба, уход из жизни были очерчены религиозными представлениями, которые со временем видоизменялись, однако суть их оставалась неизменной.

Обряд венчания у славян был наделен магическим смыслом – защитить молодоженов от порчи, сглаза и злобных духов. Свадьба готовилась долго, для нее специально шили одежду, выбирали головные уборы, кольца, обережные блюда – все действия были направлены на то, чтобы молодые жили в достатке, имели здоровых детей.

С введением христианства на Руси свадьба не перестала быть таинством, наоборот, считалось, что пары, обвенчанные Богом, будут счастливыми, принесут много потомства. Венчание стало вехой, когда два человека берут на себя заботу не только друг о друге, но и участвуют в рождении и воспитании детей, согласно христианским канонам. Расторжение брака, заключенного в церкви, было недопустимым, расценивалось как грех.

Что дает венчание в церкви?

В советские времена о венчании мало что было известно, но, несмотря на притеснение религии, такие понятия, как крещение, литургия, венчание остались и возродились с новой силой в конце прошлого века.

Таинство венчания стало проходить чаще, и даже люди, состоявшие в браке, решались провести церковный обряд, чтобы стать ближе к Богу. Почему молодые наряду со светским бракосочетанием выбирают венчание?

  • Молодые получают Божественное благословление.
  • Семья, скрепленная обрядом, защищена от бед, ее обходят неприятности.
  • Супруги получают защитника – Бога, который не оставляет семью в радости и горе.

Божественное благословление – это не просто слова, сказанные в адрес молодых священником, проводящим обряд. Это пожелания добра и счастья, здоровья и долголетия, произносимые посредником – батюшкой, усиленное религиозным обрядом. Бракосочетание в церкви считается таинством, брак становится священным и не подлежит разводу.

Надо понимать, что обряд венчания не делает людей абсолютно счастливыми априори. Несмотря на то, что такой брак заключается «на небесах», он требует ежедневной работы в обычной жизни.

Венчание в церкви − усиливает помощь молодоженам на духовном уровне, дает внутренние силы для создания дружной семьи, помогает осознать ответственность за потомство. Молодые понимают, что сделали ответственный шаг, вступая в брак. Они просят и принимают Божественную помощь через венчание и стараются жить, согласно духовным канонам.


«Подводные камни» венчания

Реальная жизнь всегда отличается от теории, поэтому идеальное венчание, как осознанный шаг, принятый молодыми на духовном уровне, встречается не часто. Многих привлекает антураж ритуала, его торжественность, необычность, внимание, подарки.

Молодые не отдают отчет в главном – венчание – не «модное веяние». Это серьезное решение, которое принимается на земле, благословляется Богом. Венчание соединяет молодых, помогая счастливо прожить жизнь, вырастить детей, встретиться после смерти и оставаться вместе вечно.

Многие задают вопрос , является ли венчание в церкви − залогом счастливой жизни? Нет, ответственность за поступки лежат на каждом человеке, Бог лишь помогает осознать, насколько деяние плохо или хорошо. Выбор остается за человеком, в этом и сложность бытия. Трудно не ругаться, прощать, находить компромисс, уступать, понимать другого человека. Но всегда можно попросить помощи у Бога, услышать его, принять верное решение.

Повенчанные молодые получают покровительство и поддержку божественных сил. Но случается, что в дом приходит раздор, супруги начинают ругаться, унижать друг друга, изменять. Они забывают клятвы, что произносили при венчании, не слышат подсказки Всевышнего и в итоге их духовные каналы закрываются, люди становятся «глухи».

Всякого, кто хоть иногда задумывался о жизни, поразит мысль о том, насколько она далека от совершенства. Приличия, мораль, поведение в обществе и в частной жизни – все резко изменилось. Люди перестали брать ответственность на себя, перестали духовно трудиться, стараясь переложить решение на Бога, прикрывая им любые поступки.


Многие уверены, что венчание гарантирует им благодать. Отнюдь. Счастливы те семьи, где любовь зрелая, неэгоистичная, ответственная. Любовь – это труд, а Бог – помощник, направляющий, защитник, учитель. Венчаясь в церкви по велению души, вы принимаете помощь Всевышнего и одновременно прикладываете усилия для счастливого союза.

Никто за людей ничего не сделает: мужу и жене придется самостоятельно учиться жить на одной волне, совершенствовать себя, мириться со слабостями, стараться их минимизировать. Бог всегда на стороне людей, он направляет, и заботиться обо всех, для него нет «плохих» и «хороших»!

Означает ли это, что только венчанные в церкви люди могут вести достойную жизнь? Конечно, нет. Если молодые люди решили оформить брак в ЗАГСе, их помыслы чисты, они верны друг другу, а их отношения строятся на любви и доверии, то они могут обратиться к Богу по велению души.

Для благодарности не надо определенного места и времени, любой светлый, искренний порыв мыслей дойдет до Всевышнего и вернется благодатью.

Венчание в церкви – это внешний ритуал, и без настоящих чувств, любви и понимания происходящего он не будет иметь истинного смысла.

Прежде чем согласиться на венчание, необходимо остановиться и ответить на простые вопросы: люблю ли я, готов ли разделить с человеком радость, горе, материальные трудности, бытовые неудобства. Венчание в церкви ответственный шаг, он даст возможность открыть душу Богу, наполнить ее добротой, подарить ее супругу и будущим детям.

Для того чтобы это церковное таинство принесло вам максимум пользы необходимо поработать над собой: пересмотреть свои ценности и убеждения, провести

На самые часто задаваемые вопросы о смысле и значении венчания отвечает настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской г. Благовещенска иерей Святослав Шевченко.

– Батюшка, почему для брака непременно нужно венчание – церковное благословение? В чем суть венчания?

– Венчание – это таинство по соединению, слитию, сращиванию двух душ в одно целое на сакральном уровне. Это послушание Богу и дословное выполнение одной из Его первых заповедей, которая прозвучала в Раю. Таинство Венчания – это призывание благословения Божия на семью, приглашение Его быть частью этой семьи или, вернее, чтобы семья стала частичкой Господа. Не зря семью в этом отношении называют малой церковью, где глава семьи как священник, символизирующий Христа, а жена – как Церковь, обрученная Спасителю. И в этой малой церкви есть и своя мистическая жизнь, свои богослужения – в виде жертвенности супругов, рождения и воспитания детей, духовного восхождения на Небо. Ничего подобного нет в других формах по созданию семьи. Поэтому для верующих людей Венчание – это важный шаг.

– Если нет желания и намерения жить именно церковной жизнью, во Христе, регулярно бывать на службах и так далее, но внутри есть понимание, что венчаться нужно, как быть?

– Ну, с чего-то же нужно начинать свой путь к Богу? У кого-то, возможно, он начнется с таинства Венчания. Лично я лично почувствовал на своей семье силу таинства. Мы с супругой сначала расписались. И было ощущение, что ничего особенного не произошло. Будто мы в ЗАГСе заключили какую-то имущественную сделку. Словно подписали соглашение о том, что не против жить вместе. Что-то пустое и бесцветное. Но когда нас венчал наш духовник в одном маленькой сельском храме, а вокруг с нами молились наши родные и близкие друзья – мы как-то мистически переродились. Стали ощущать на невербальном уровне духовную связь, ее не было – и вдруг она появилась. Примечательно, что таинство зафиксировал на видеокамеру наш друг. Когда мы просматривали эти кадры, то увидели, что в какой-то момент вдруг стали очень похожими друг на друга. Мы увидели то, что раньше не замечали, что было сокрыто от наших глаз. Поэтому просто уверен, что Венчание дало мощный импульс для нашего дальнейшего воцерковления.

– Как объяснить жениху или невесте, для чего венчаться?

– Если человек очень любит свою жену и считает себя христианином, то он должен довериться Церкви. Венчание – это пик, которого может достичь семья. Это высший, новый уровень бытия супругов в системе Небесных координат. Более того, на своем жизненном опыте убедился, что Бог помогает решать, казалось бы, неразрешимые – проблемы, конфликты, неурядицы. Венчанный брак Христос несет на своих руках (не без нашего стремления и старания, конечно). Главное впустить Его в свою семью. Ведь мы призываем во время семейных нестроений разных советчиков (друзей, подружек, сослуживцев, психологов) в качестве третейских судей. А в таинстве предлагается сделать таким добрым помощником Самого Небесного Царя. Именно в этом заключается суть венчания. Кто откажется от такой чести?

– Венчание – это серьезный шаг, на всю жизнь. Может быть, сперва стоит зарегистрировать брак в ЗАГСе и пожить вместе, а потом уже повенчаться, чтобы точно быть уверенными?

– Тут будет уместным вспомнить про традицию, которая, к сожалению, ушла в прошлое: традиция совершения Чина обручения за определенное время перед таинством Венчания. Сегодня священник делает это в храме одновременно – обручил и сразу обвенчал. Это было оправдано в советскую эпоху, когда каждое совершение богослужения и таинства было опасно. Нынче нам ничего не мешает обручать расписанных в ЗАГСе супругов, например, за полгода, год до Венчания. Таким образом, брачующиеся проходили бы испытательный срок до совершения Таинства, проверяя свои отношения на серьезность, потому что сегодня, к сожалению, приходится сталкиваться с таким явлением, когда венчанные некогда супруги осаждают местные епархиальные управления с настоятельной просьбой «развенчать» их. Но невдомек им, что Таинства не имеют обратной силы – нельзя раскреститься, разъисповедоваться, распричаститься, развенчаться. И если не было серьезных причин – то оба супруга будут отвечать перед Богом за то, что они не сумели сохранить семью, в чем они перед Ним обещались. А между обручением и Венчанием – будет период крепко подумать и принять окончательное решение.

В жизни всех верующих людей венчание занимает очень важную роль. Это событие очень важное, оно имеет глубокий религиозный смысл. Венчание, как и крещение, совершается один раз в жизни каждого человека, это очень ответственный и серьезный шаг.

Существует такое распространенное мнение, что в раю Бог создал брак. Подтвердил и освятил этот процесс, процесс брака Иисус Христос. Это было совершено, когда Иисус находился в Канне Галилейской на свадьбе. Обряд венчания начал появляться лишь в начале десятого века.

Среди современных людей венчания стало популярным и модным. Когда супружеская пара венчается, то с того момента она становится перед Богом супругами. Во время венчания на пару сходит благословение от Господа на счастливый брак и рождение деток. Не все пары венчаются в день своей свадьбы. Они могут сделать это и через несколько лет семейной жизни, когда будут уверенны друг в друге.

Молодожены должны очень хорошо подготовиться перед тем, как провести этот сокровенный обряд венчания. Не всегда советы по поводу данного обряда модно получить от своих родителей или от бабушек и дедушек. Они мало знают об этом обряде, потому что в их времена не было принятым проводить венчание.

Если у невесты и у жениха есть желание, то они могут побеседовать со священником. В процессе беседы молодожены могут расспросить о том, какой смысл имеет такой церковный обряд, как венчание, какие нужно взять вещи в церковь для проведения обряда. Также батюшка дает благословение на фотосъемку данного события.

Церковные правила говорят о том, что невеста и жених должны постить как минимум три дня, а после этого нужно пройти исповедь и причаститься. Для верующих людей пост является воздержанием не только от пищи, а еще и от половых отношений. Очень хорошо, если человек в период поста будет вести отстраненный от шумных и бурных мероприятий образ жизни, посвящая основную часть своего времени молитвам.

Что следует с собой взять в церковь

  • Свидетельство об официальном бракосочетании, которое выдает отделение ЗАГСа. Многие храмы не требуют предъявления данного документа, так как считают, что истинный брак заключается на небесах. Работники церкви просто полагаются на честность влюбленных. По традициям перед венчанием нужно, чтобы влюбленные официально зарегистрировали свой брак.
  • Нательные крестики. Это должны быть крестики, которыми когда-то крестили невесту и жениха. Венчание проводится только в том случае, если молодожены крещенные и имеют православную христианскую веру (если венчание проводится в православной церкви). То же самое касается и свидетелей. Крестики должны быть на шее, их никому не нужно отдавать и не нужно снимать. Если по каким либо причинам жених или невеста не крещены, но решили обвенчаться, то перед обрядом венчания сначала нужно пройти обряд крещения.
  • Обручальные кольца, которыми в ЗАГСе обменивались молодожены. Обручальные колечка применяют в процессе венчания. Священник еще раз их одевает на пальцы молодоженов, но уже после того, как освятит их.
  • Четыре небольших полотняных платочка, белое полотенце или рушник. Белое полотенце символизирует чистоту брака. На него венчающиеся молодожены ступают во время венчания, также этим же полотенцем священник молодоженам перевязывает руки, таким образом, объединяя в одну судьбу две. Две венчальных сечки обворачивают двумя полотняными платками, а еще два платка используются для того, чтобы свидетели с их помощью держали над венчающимися церковные венцы.
  • Венчальные свечки. Они символизируют Божью благодать, являются знаком целомудрия и чистой любви. Венчальные свечи можно купить в иконной лавке или непосредственно в храме. Они имеют отличия от обычных церковных свечей. Венчальные свечи большие по размеру и очень часто украшены разными фигурками, цветками, узорами. Молодожены выбирают венчальные свечки на свой вкус, самое главное, чтобы они были священными. При выборе нужно обращать внимание на свечи, которые идут в комплекте со специальным платком, чтобы воск не капал на костюм жениху или на платье невесте.
  • Две иконы. Одна икона - для невесты, вторая - для жениха. Жених - будущий глава семьи, для него используют икону Христа Спасителя, а невеста является хранительницей домашнего очага, для нее используют икону Божьей Матери.

Что следует знать молодоженам

Подвенечное платье отличается от свадебного платья, это не одно и то же. Венчальное платье должно быть скромным, не должно быть очень откровенным и вызывающим. Для обряда венчания неприемлемым по отношению к платью является смелая длина, глубокое декольте, очень яркие цвета, такие как зеленый, красный, высокие разрезы. Лучше всего выбирать платье белого цвета и классического пошива. Это может гарантировать, что на вас не будут бросать косые взгляды люди, находящиеся в храме, а также гарантирует то, что священник возьмется проводить обряд. Если в наряде есть что-то неприемлемое для проведения церковной церемонии, то эту часть нужно прикрыть однотонным с платьем шарфом или можно накинуть болеро.

Относительно прически невесты - она должна быть простой, без особых украшений. Лучше всего подойдет легкая укладка. Фата должна быть закреплена как можно выше, чтобы волосы находились под ней. Если же в наряде не присутствует фата, то нужно взять с собой в церковь какой-нибудь легкий шарфик или косынку, чтобы можно было покрыть голову невесты.

Многие пары хотят запечатлеть такое важное событие в их жизни на камеру. В основном во всех храмах разрешено проводить съемку. Но все же об этом заранее нужно поговорить со священником, чтобы потом не было никаких непредвиденных ситуаций. В церкви специфическое осветление, поэтому лучше всего обратится за помощью к профессионалам, чтобы они осуществили фото и видеосъемку церемонии.

Традиционно на свадьбе должны быть свидетели (обычно их называют дружка и друг). При выборе свидетелей очень важным аргументом является то, что девушка должна быть не замужем, парень также должен быть холост. На церемонии венчания свидетелям поручено держать венцы над головами молодых.

Что нужно знать свидетелям

Свидетели должны быть обязательно православными людьми. Очень желательно, чтобы они также были и церковными людьми и очень серьезно относились бы к обряду венчания. При бракосочетании свидетели имеют такие же обязанности, как и при обряде крещения крестные родители. В дальнейшем свидетели должны заботиться о том, чтобы молодые развивались духовно.

Как проходит процесс венчания

Церемония венчания проводится в два этапа. Первым этапом является обручение, а вторым этапом - венчание. Перед церемонией нужно подать священнослужителю кольца, которые во время обряда он выносит на подносе. Он зажигает свечи, подходит к молодоженам и дает им кольца в руки. Далее молодые делают процедуру тройного обмена кольцами. Жених и невеста трижды перемещают обручальные кольца на поданном подносе и после этого каждый надевает свое. Это символизирует то, что люди на всю жизнь отдают себя друг другу второй половинке.

В процессе обряда венчания священник осеняет молодоженов венцами и благословляет их, читается Евангелие. Молодоженам преподносят чашу с вином, с этой чаши они должны выпить по три глотка. После всего этого жених и невеста становятся одним целым.

Далее священник берет своей руки правые руки невесты и жениха и соединяет их, при этом он обходит с новобрачными трижды вокруг аналоя. Это значит, что брак этих людей будет вечным воссоединением сердец и душ.

Новобрачных после этого подводят к царским вратам. Новобрачные целуют образы, невеста целует образ Матери Божьей, а жених - образ Спасителя. После этого молодожены меняются местами и целуют крест, который им предоставляет священник. Эти иконы новобрачные могут повесить в собственном доме над кроватью, где они спят.

Приметы, которые связаны с обрядом венчания

  • В день венчания нужно с самого утра положить под порогом замок, после того, как молодая семья переступит порог, замок закрывают на ключ, а ключ выбрасывают. Сам замок следует хранить все годы семейной жизни. Такая традиция обещает молодоженам долгую и счастливую семейную жизнь.
  • Когда проходит таинство венчания, молодоженам не нужно смотреть друг другу в глаза, так как это в дальнейшем может привести к измене.
  • Белые полотенца, которые были постелены молодоженам под ноги, не нужно никому давать в руки. После церемонии эти полотенца нужно сохранять дома.
  • Если в процессе обряда венчальные свечи горят плавно и ровно, то это является символом того, что у молодых будет счастливая и размеренная жизнь, в том случае, если свечки при горении потрескивают, то это значит, что жизнь новобрачных будет неспокойной и наполненной ссорами и скандалами.
  • После окончания церемонии венчания свечки нужно сохранять на протяжении всей жизни дома. Ни в коем случае не нужно выбрасывать их!

Когда церемония заканчивается, то молодожены должны отблагодарить церковь. Делают они это с помощью свежего хлеба, который заворачивают в льняное полотенце.

(25 голосов : 4.24 из 5 )

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ().

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Какой должна быть свадебная трапеза

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, - от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.

После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.

Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

Что может препятствовать христианскому браку

Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания - кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

Когда не совершается венчание

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней - среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.
См. .