Как называется категория на мотоцикл. Водительское удостоверение нового образца. Вождение прицепов с категорией «ВЕ»

Прежде, чем начать учиться в автошколе, нужно определиться с категорией транспортного средства, получить права на управление которой Вы хотите. Естественно, при этом возникает вопрос, какими транспортными средствами позволит управлять полученное водительское удостоверение. На представлено описание всех категорий, по которым мы ведем обучение. Также нами ранее была опубликована , посвященная категориям транспортным средств. Теперь ответим на конкретные вопросы.

Права категории В – на чем можно ездить, какие машины можно водить?

С правами категории В можно управлять автомобилями, разрешенная максимальная масса которых – не больше 3500 килограмм. Права категории В точно определяют, сколько человек можно перевозить — количество сидячих мест, кроме места водителя – не более 8. Под разрешенной максимальной массой понимается установленная производителем максимально допустимая масса снаряженного автомобиля с грузом и пассажирами. Таким образом, к категории В относятся практически все легковые, а также небольшие грузовые автомобили, к примеру, «Газель».

Позволяет также управлять транспортными средствами категории М – мопедами и подкатегории В1. К последней относятся трициклы и квадрициклы, за исключением имеющих мотоциклетную посадку. Необходимо уточнить, что в 99% случаев «квадрИцикл» и «квадрОцикл» — это не одно и тоже. Квадроциклы в большинстве случаев классифицируются как мотовездеходы, для управления которыми нужны удостоверения, выдаваемые Гостехнадзором. К квадрициклам, в основном относятся мотоколяски, к примеру, распространенная во времена СССР модель СМЗ С3Д, в народе известная под названием «инвалидка».

Права категории В также допускают управление автомобилем с прицепом, но есть существенные условия. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать 750 килограмм. Превышение массы прицепа допускается, но, в любом случае, она не может быть выше массы автомобиля без нагрузки. Кроме того, общая масса состава автомобиля с прицепом не может быть выше, определенных категорией В, 3500 кг. Если эти условия не соблюдаются, для управления таким составом установлена специальная – ВЕ. Пример – автомобиль Nissan Patrol (разрешенную максимальную массу данного автомобиля примем за 3400 килограмм) сцеплен с прицепом массой 460 кг. Разрешенная максимальная масса прицепа ниже 750 килограмм, но поскольку общая масса состава равняется 3860 килограмм, для его управления прав категории В недостаточно.

Права категория С – сколько можно возить людей?

В описании категории С допустимое к перевозке количество пассажиров не указано. Речь идет только массе транспортного средства – к категории относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых – более 3500 кг. В большинстве случаев – это грузовые автомобили, именно на них в автошколах проводится . Что интересно, к этой же категории относятся внедорожники Hummer H1 и H2 американского производства – разрешенная максимальная масса обеих моделей превышает 3500 килограмм. Поскольку автомобилях категории В можно перевозить до 8 пассажиров, а категория С является по отношению к ней высшей, в транспортных средствах данной категории можно перевозить максимум 8 человек кроме водителя в кабине или специально оборудованном кузове. Перевозка детей в кузове не допускается. Для перевозки количества людей свыше 8 потребуется наличие права на управления транспортными средствами категории D. Стоит отметить, данные нормы не относятся к военным транспортным средствам – в период прохождения службы военный водитель, допущенный в установленном порядке к управлению автомобилем категории С, может перевозить в кузове большее количество людей, чем это определено нормами для обычных транспортных средств.

Можно ли получить права категории М?

В 2013 году действительно появилась такая возможность – была введена новая категория транспортных средств – М. К этой категории отнесены мопеды, скутеры и легкие квадрициклы, объем двигателя которых – не более 50 кубических сантиметров. До этого ими можно было управлять, не имея водительского удостоверения. Это не лучшим образом сказывалось на безопасности движения, так как некоторые водители мопедов и скутеров ездили не вполне адекватно, например, в их исполнении можно было наблюдать внезапные повороты налево из крайнего правого ряда или вождение по принципу «светофор и знаки – это только для машин». Чтобы исключить подобные риски и было принято решение о введении данной категории. Так что теперь все желающие ездить на мопеде должны пройти

Категория водительского удостоверения – это определенная группа ТС, выделенная по какому-то признаку. Если владелец документа управляет транспортом, который не подпадает под действие имеющийся категории, это приравнивается к поездке без прав. Согласно ст12.7 КоАП, такое нарушение влечет наложение штрафа в размере 5000-15000р.

В последние годы были введены некоторые изменения в ПДД. И любому водителю (а также человеку, собирающемуся получать удостоверение) будет полезно подробнее ознакомиться с этими нововведениями. Ниже указаны категории водительских прав 2017 с расшифровкой.

Зачем нужны дополнительные группы

7 мая 2013г в закон «О безопасности дорожного движения» введены дополнения, касающиеся категории водительских прав (ст25). Среди нововведений – выделение мопедов и скутеров маленькой мощности в отдельную группу.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Ее создание было обусловлено большим количеством аварий, связанных с водителями таких ТС. По статистике (на момент внесения изменений) виновником каждого пятого происшествия становились владельцы 50-кубовых мопедов и скутеров. Чтобы снизить количество ДТП и была введена м категория в правах. Также решено было создать отдельные группы для троллейбусов и трамваев.

Кроме этого, изменения коснулись и автомобилей с различными трансмиссиями. Так, водители, сдававшие экзамен на АКПП получают в правах отметку и не имеют права на управление ТС с МКПП. Также были введены разнообразные подкатегории, такие как категория b1, a1 и т.д.

Изменения 2017г

1 июля 2017 года в силу вступает п13 ст25. Он касается водителей, которые ездят с правами других государств, либо с их международной версией. С этого года им запрещается вести трудовую и предпринимательскую деятельность на территории РФ, которая связана с транспортными услугами. Теперь для этого требуется открыть российские категории водительские.

Таблица категорий водительских прав 2017 и их расшифровки

После внесения изменений в правила, всего стало 16 категорий. Часть из них могут быть открыты автоматически вместе с получением удостоверения на другую группу ТС. Для открытия других требуется определенный стаж вождения. Чтобы лучше ориентироваться в этом разнообразии, далее приведена таблица категориq водительских прав с 2017 года.


Теперь можно разобраться с тем, какая расшифровка водительских категорий 2017.

A

К этой группе относятся все мотоциклы. Права выдаются только по достижении человеком 18 лет. Помимо обычных мотоциклов они позволяют садиться за руль трех- и четырехколесных ТС массой до 400 кг.

B

  1. Масса <750 кг.
  2. Она также не может превышать вес машины.
  3. Суммарный вес авто с прицепом — до 3,5т.

С

Какие машины можно водить с категорией с после изменений в ПДД интересует многих автомобилистов. Сюда относятся ТС с массой от 3,5 тонн. Максимальный вес прицепа составляет 750 кг.

  • Легковыми авто.
  • Грузовыми — до 3,5т.

Д

Для управления пассажирскими ТС требуется категория д. Она позволяет садиться за руль автомобилей с 8 и более пассажирскими местами. Тип транспортного средства при этом не имеет особого значения. Единственное ограничение – это невозможность управлять так называемыми автобусами-гармошками. Открытие доступно по достижении водителем 21 года.

М

Водительское удостоверение нового образца 2017 имеет категорию М. Ее наличие позволяет управлять мототехникой (квадрициклы, скутера и т.д.) до 50 куб. см. Открытие доступно с 16 лет. Категория м становится доступна автоматически при получении других прав (не включая права на управления тракторами).

Подкатегории новых прав с описанием

А1

Многие интересуются, для чего нужна категория а1. Она необходима для управления легкими мотоциклами. Отличие от М в том, что объем двигателя мото-техники увеличен до 125 кубиков с мощностью до 11 кВт. Открытие доступно с 16 лет. Подкатегория автоматически открывается при наличии прав А.

B1

Не все четко понимают, какие машины можно водить с категорией в1. Что такое категория в1 будет рассмотрено ниже.

ТС с массой до 550 кг выделяют в отдельную подкатегорию. Максимальная скорость в этой группе — 50 км/час, а объем мотора – 50 см3. Наличие прав этого типа позволяет управлять багги, трициклами (для поездок на последних, могут потребоваться разные категории, в зависимости от характеристик). B1 категория также открывается только с 18 лет.

С1

D1

Для управления микроавтобусами создана специальная категория D1. Она потребуется водителям ТС с количеством пассажирских мест от 8 до 16.

Специальные категории

Помимо 5 основных и 4 подкатегорий, существует также несколько специальных типов прав.

BE

Если владелец автомобиля планирует использовать тяжелый прицеп (более 750 кг, либо масса превышает вес автомобиля), ему потребуется обзавестись правами BE. Категория прав b1 не открывает ее, в отличии от В.

CE

Грузовики с тяжелым прицепом (от 750 кг) в также выделены отдельно.

C1E

Такие права нужны для управления авто группы C1 с прицепом. Общая масса ТС не должна превышать 12т. Открывается при наличии CE.

D1E

Пассажирские ТС с прицепами выделены отдельно. Общая масса, опять же, не может быть больше 12т.

Tm и Tb

На старых правах возможность управления трамваями и троллейбусами отмечалась в особых отметках (в районе, где нанесен номер водительского удостоверения). С 2017г эти ТС выделили в отдельные группы.

Как открыть все вышеописанные категории

Вождение без нужных прав влечет наказание в 5000-15000р и отправку ТС на штрафстоянку. Для того чтобы этого избежать, необходимо обзавестись необходимыми документами. Получить их можно, обучившись в автошколе и сдав экзамен.

Беларусь

На сегодняшний день в Белоруссии выделяется 7 групп ТС:

  1. D (эта, как и предыдущие группы, соответствуют российским категориям).
  2. F. Аналог российской Tm.
  3. I. Позволяет управлять троллейбусами.

Также существует несколько подкатегорий: AM, A1, BE, CE и DE.

Обозначение категорий в Казахстане

В Казахстане не так давно тоже были введены изменения, касающиеся водительских удостоверений. Теперь они больше соответствуют международным образцам. Сегодня в этой стране существует 6 основных и 7 подкатегорий. Они почти такие же, как и в РФ. Разница в том, что отсутствуют M, Tm и Tb.

Украина

В Украине разбиение ТС на группы отличается от российского лишь тем, что отсутствует категория М. В остальном все также. Отличаться могут только требования и некоторые нюансы получения.

Права на трактор

Не все знают, какие права нужно получить для управления тракторами. На самом деле, для управления самоходными машинами в РФ существует отдельный тип водительских удостоверений. ТС здесь также делятся на группы.

  • A. Права данного типа предназначены для управления внедорожными ТС и сами по себе подразделяются на четыре подкатегории: AI-AIV. Каждая из них соответствует группам A-D для обычного транспорта.
  • Права категории В. Сюда относятся как колесная, так и гусеничная техника, обладающая мощностью до 25,7 кВт. Некоторые люди интересуются, какие машины можно водить с категорией в. Это могут быть миниэкскаваторы и минитрактора, а также некоторые виды коммунальной техники.
  • С. В эту группу попадают ТС с мощностью от 25,7 до 110,3 кВт, причем только колесные.
  • D. Колесный транспорт мощнее 110,3 кВт.
  • E. Гусеничные ТС, чья мощность превышает 25,7 кВт.
  • F. С/х машины.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

С введением изменений в законодательство, появилось несколько новых групп ТС. И грань между ними очень тонка. Поэтому при покупке любой новой машины, чьи характеристики существенно отличаются от характеристик предыдущей, необходимо убедиться, что она подпадает под имеющуюся категорию.

Согласно Венской конвенции, водительское удостоверение должно иметь единый образец во всех странах, чтобы автомобилист имел максимальную свободу передвижения и не был ограничен пределами одного государства. Россия является участником этого договора - поэтому появление в нашей стране документов нового образца было лишь вопросом времени после подписания соглашения. Сейчас органы ГИБДД , в которых имеется очень много отметок, соответствующих разнообразным видам транспорта. Чтобы понять, какие категории прав вам необходимо получать для управления конкретным средством передвижения, стоит внимательно рассмотреть каждую из них.

Во всех странах должно быть одинаковое удостоверение

Как выглядит удостоверение?

Поскольку с 2014 года во внешний вид документа внесены определённые изменения, стоит подробно рассмотреть его. Лицевая сторона прав снабжена фотографией человека, которому они принадлежат, а также его личной подписью, которая должна точно совпадать с имеющейся в паспорте. Кроме того, здесь указывается личная информация водителя - ФИО, место и дата рождения. Вносятся в удостоверение и регистрационные данные ГИБДД: место постоянного проживания автомобилиста, отделение, в котором выдавался документ, а также его серия и номер. Среди наиболее важных сведений, располагающихся на передней стороне водительских прав, можно назвать также даты начала и окончания действия удостоверения, и открытые категории.

Сзади приводится расшифровка категорий прав, например, если при вождении конкретного транспорта на водителя накладываются ограничения, это будет указано в специальной таблице. Кроме того, здесь можно найти и сроки действия удостоверения по каждой категории индивидуально. Помимо категории водительских прав, на тыльной стороне имеется графический код, позволяющий инспекторам моментально заносить в базу данных все сведения о человеке, и регистрационный номер документа. Последним элементом, о котором стоит сказать, является строка для примечаний - в неё может вноситься информация о стаже владельца, а также ограничения, касающиеся использования только .

Основные категории

Сразу стоит сказать, что видов прав относительно немного, и нынешние категории мало чем отличаются от имевшихся ранее. В частности, законом предусмотрено создание шести основных категорий, а также пяти подкатегорий для автомобилей с прицепом и четырёх специальных подкатегорий, которые имеют свои особые ограничения. Поэтому запомнить, какое именно водительское удостоверение вам нужно будет получать, совсем несложно.

Интересно, что отдельной программы подготовки для специальных подкатегорий пока не существует, поэтому их автоматически открывают любому водителю. А вот с прицепом такая схема не работает - для этого нужно на транспортном средстве, оснащённом таким дополнением. Причём, если вы сдаёте на права сразу нескольких категорий, но проходите экзамен только на грузовике с прицепом, управлять сочленёнными автобусами и легковушками с прицепами вам не разрешат. Проще всего дела обстоят с мопедами - эту категорию открывают, если у человека имеются права с любой другой отметкой либо удостоверение старого образца. Теперь рассмотрим, какие же конкретно категории и подкатегории предусматриваются Венской конвенцией.

В категорию под буквой «А» собраны все двухколёсные транспортные средства, которые официально зарегистрированы, как мотоциклы. Такое уточнение необходимо, поскольку некоторые люди считают, что скутеры, вне зависимости от рабочего объёма их мотора, должны относиться к мопедам. Кроме того, к мотоциклам приравнивают любые трициклы и , масса которых не достигает 400 кг.

Категория «А1» предусматривает ограничение кубатуры мотора двухколёсного транспорта, а также его мощности. Рабочий объём двигателя может составлять 50–125 кубических сантиметров, а мощность - 11 кВт. Именно к этой категории относится большая часть лёгкой двухколёсной техники, встречающейся на российских дорогах. Стоит учитывать, что оба требования должны соблюдаться одновременно, поэтому недорогой скутер входит в категорию «А1», а двухтактный мотоцикл с очень высокой удельной мощностью - нет.

Квадрицикл или всё-таки квадроцикл?

После того как появились новые водительские категории, получавшие удостоверения люди находились в недоумении, прочитав слово «Квадрицикл». Многие посчитали это вариантом написания термина «Квадроцикл», и стали приобретать соответствующую технику для езды по бездорожью. Однако такое понимание в корне неверно, и за управлением тяжёлым квадроциклом со стандартными водительскими правами может назначаться немалый штраф.

Стоит отметить, что квадрициклом называют лёгкий транспорт, который не может приравниваться к автомобилям ввиду небольшого размера и ограниченной мощности мотора. Примером квадрициклов являются инвалидные мотоколяски, а также четырёхколёсные электрические машины весом до 400 кг. А вот для управления квадроциклом в привычном для нас понимании нужно получать права машиниста-тракториста класса «AI», которое даёт возможность управлять внедорожным мототранспортным средством. Кроме того, подобный транспорт нужно регистрировать не в ГИБДД, а в Ростехнадзоре, получая паспорт самоходной машины вместо .

B. Легковушки

В этой категории ситуация почти не изменилась. По-прежнему легковым автомобилем считается тот, полная масса которого составляет не более 3,5 тонн, а число полноценных пассажирских мест, за исключением водительского - 8. Соответственно, облегчённо могут вздохнуть владельцы крупных минивенов Mercedes Vito, Volkswagen Transporter и их аналогов, у которых количество пассажирских мест точно совпадает с указанным в правилах. Ранее появлялась непроверенная информация о том, что такие машины могут отнести к лёгким автобусам, но она не подтвердилась.

Если вам необходимо , стоит открывать категорию BE - однако это не означает, что общая полная масса автомобиля и грузовой платформы может превышать 3,5 тонны. Соответственно, для полноразмерного внедорожника либо пикапа с большим прицепом вам придётся открыть грузовую категорию. Интересно, что прицеп массой до 750 кг не считается требующим открытия отдельной категории - это правило распространяется не только на обычные легковушки, но и на прочие классы транспорта.

Новые категории прав также содержат очень интересный раздел, названный «B1». В него входят автомобили, а также квадрициклы и трициклы, которые не приравниваются к мотоциклам. Масса транспортных средств не может составлять больше 550 кг - отличия от категории «А» с её ограничением в 400 кг невелико. Однако здесь стоит сделать существенную оговорку - в правилах указывается ограничение по порожней массе, которое не предусматривает наличия в машине аккумулятора. Следовательно, электромобили, в которых он занимает почти половину веса машины, попадают в категорию «B1» даже при намного большей массе.

Здесь также не произошло особенных изменений - управлять можно автомобилями, полная масса которых превышает показатель 3,5 тонны, но которые не принадлежат к категории автобусов. Кроме того, не распространяется такое водительское удостоверение на легковые автомобили (менее 3,5 тонн), даже если фактически они представляют собой компактные грузовые фургоны. Если говорить о категории C1, то здесь всё также достаточно просто - к ней относятся автомобили с полной массой в пределах значений 3,5–7,5 тонн, то есть обычные фургоны средних размеров, чаще всего работающие в городских службах доставки.

Кроме того, предусмотрено здесь и сразу две подкатегории для автомобилей с прицепами. Права «CE» дают возможность управлять машиной с дополнительной грузовой платформой массой от 750 до 3500 кг. А вот категория C1E накладывает иные ограничения - здесь суммарная масса автопоезда не может превышать 12 тонн, а прицепа с грузом - пустого автомобиля.

К категории D без различных приставок принадлежит автомобиль, число пассажирских мест в котором превышает 8 вне зависимости от его полной массы. Сюда попадают различные автобусы, которые не предназначены для работы в составе автопоездов. Категория D1 соответствует традиционным малого класса, в которых число мест варьируется в пределах 8–16.

Автобусы класса DE могут оснащаться прицепом, полная масса которого колеблется от 0,75 до 3,5 тонн. Кроме того, такие права дают возможность управлять сочленёнными транспортными средствами, перевозящими большое число пассажиров. В категории D1E масса автопоезда не может превышать 12 тонн, причём прицеп не должен предназначаться для перевозки людей.

M, Tm, Tb. Прочие

Права категории «M» предназначаются для управления транспортом, который ранее вовсе не относился к требующему удостоверений. Теперь в него внесены мопеды, а также лёгкие квадрициклы и трициклы, которые имеют рабочий мотор двигателя менее 50 кубических сантиметров, или мощность не более 4 кВт при условии использования электрического привода. Интересно, что категория уже существует, а в автошколах нет программ для таких транспортных средств. На вопрос, что делать, инструкторы разводят руками и предлагают записываться в группу, где учат управлять мотоциклом.

Кроме того, в правах могут быть также открыты категории Tm и Tb - они позволяют управлять городскими трамваями и троллейбусами соответственно. Здесь стоит вспомнить, что автошколы с нынешнего года выдают не свидетельства о прохождении программы, а дипломы. Поэтому при приёме на работу в коммунальное автотранспортное предприятие могут потребовать диплом водителя трамвая/троллейбуса.

Категория Подкатегория Описание

А. Мототехника

Двухколёсный транспорт, а также трициклы и квадрициклы, масса которых не превышает 400 кг.
А1. Лёгкие мотоциклы Мототехника, у которой объём двигателя не превышает 50-125 кубических сантиметров, а мощность привода — 11 кВт.

B. Легковые автомобили

В. Легковые автомобили Четырёхколёсный транспорт, полная масса которого не превышает 3,5 тонны, а количество мест для пассажиров (кроме водительского) — 8.
ВЕ. Легковые автомобили с прицепом Автопоезд, полная масса которого не превышает 3,5 тонны. Прицепы с полной массой до 0,75 тонны не требуют открытия данной подкатегории.
В1. Облегчённые легковые автомобили Легковые автомобили с порожней массой (без водителя и пассажиров, нагрузки, технологических жидкостей, ремкомплекта и аккумулятора) до 550 кг.
C. Грузовой транспорт Автомобили полной массой свыше 3,5 тонн, количество пассажирских мест (кроме водительского) в которых не превышает 8.
С1. Облегчённые грузовики Грузовики с полной массой от 3,5 до 7,5 тонн.
СЕ. Грузовики с прицепом Автомобиль с полуприцепом либо прицепом
С1Е. Облегчённые грузовики с прицепом Автомобиль с прицепом или полуприцепом, полная масса которого не превышает снаряжённую массу самой машины. Полная масса автопоезда не должна превышать 12 тонн.
D. Пассажирские автобусы Автомобили, предназначенные для перевозки более чем 8 пассажиров (исключая водителя)
D1. Облегчённые автобусы Автомобили, оснащённые 8-16 пассажирскими местами
DE. Сочленённые автобусы Автобусы с дополнительной пассажирской секцией, не имеющей собственного привода, либо с прицепом, полная масса которого варьируется в пределах 0,75-3,5 тонны
D1E. Облегчённые автобусы с прицепом Автобусы с прицепами для груза (применение пассажирских прицепов в этой подкатегории запрещено). Полная масса автопоезда не должна превышать 12 тонн.
Tm. Трамваи Городской электротранспорт на рельсовом ходу
Tb. Троллейбусы Городской электротранспорт на колёсном ходу, получающий питание от стационарной контактной сети.
М. Мопеды Двухколёсные транспортные средства, а также трициклы и квадрициклы, объём двигателя которых не превышает 50 кубических сантиметров, а мощность — 4 кВт.

Немного теории напоследок

Несмотря на то что открытие новой категории в правах может обойтись в круглую сумму (2000 рублей только на оформление документа и не менее 4,5 тысяч на сдачу экзаменов), заниматься этим нужно обязательно, если вы собираетесь пересаживаться на иной вид транспорта. Штраф за несоответствие категории водительского удостоверения автомобилю составляет 5–15 тысяч рублей. Кроме того, не стоит думать, будто вам придётся заново проходить - для переподготовки используются сокращённые курсы, из которых изъят базовый этап. Поэтому быстрое и лёгкое добавление новой категории позволит вам избавиться от множества проблем - необходимо только точно определить, каким именно транспортом вы собираетесь управлять.

Обновлено: 31.08.2018 13578

Как выглядят новые и старые образцы водительских удостоверений и какие права сейчас выдают в РФ + фото с примерами

Всем привет, это Кулик Илья! Наверняка среди ваших родственников и знакомых есть те, у которых водительское удостоверение выглядит совсем не так, как ваше. Это неудивительно, ведь российские «корочки» водителя бывают четырёх разных видов, причём все они действительны.

Хотите узнать, как выглядят водительские права разных поколений и какой документ вам выдадут в наши дни? Тогда вперёд!

В России в различное время выдавали права водителя четырёх различных видов. Поскольку срок действия документа – 10 лет, а самый ранний образец выдавался до 2011 года, сейчас у водителей можно встретить все четыре разновидности:

  • Бумажные права старой формы.
  • Пластиковые старой формы.
  • Нового образца , но устаревшей редакции.
  • Обновлённые в 2014 права новой формы.

Какие права сейчас выдают

В 2014 году в связи с введением в России новых категорий была видоизменена таблица на обороте.

Образец водительского удостоверения старой формы

Права с таким оформлением выдавались с 2011 по 2014 год. Останавливаться подробно на них я не буду, так как все отличия от актуального документа, о котором я расскажу чуть дальше, заключаются в другой таблице категорий.

Новые права со старой версией таблицы категорий

В этой редакции прав табличка на обороте выглядит как на этой фотографии, выделено 9 типов транспортных средств.

Актуальная редакция водительских прав

Удостоверение представляет собой заламинированные бумажные бланки между которыми вклеена пластмассовая пластинка, что позволяет отнести его к «изготовленному на пластиковой основе», и брать за их выдачу соответствующую госпошлину .

Размер документа – 85,6×54 мм, углы закруглены. Цвет – розовый, плавно переходящий в голубой справа налево на лицевой стороне и наоборот на обороте. Бланк имеет несколько видов защиты от подделок, в том числе водяные знаки, защитную сетку, надписи, нанесённые светящейся краской и некоторые другие.

Водительское удостоверение образца 2014 года – актуальный на сегодня вариант

Название – «Водительское удостоверение» – только на русском. Слева вверху – обязательный значок «RUS». Внизу по всей ширине стилизовано изображена дорога с прерывистой разметкой.

Фотография слева, размером 21×30 мм. Разделы в документе не подписан, а только обозначены цифрами. В целом содержится вся та же информация, что и в старых правах. Но есть важное нововведение – все записи обязательно дублируются на латинице.

На обороте

Оборотная сторона в этом документе несёт важную информацию. Во-первых, это таблица категорий с разрешающими отметками, которая в соответствии с современным законодательством включает в себя 16 типов транспортных средств с соответствующими обозначениями.

Во-вторых, это раздел 14 – «Особые отметки». При его заполнении используются новые обозначения, понятные зарубежным автоинспекторам. В-третьих, серия и номер, которые дублируются на лицевой стороне в графе 5. В-четвёртых, специальный штрих-код, который позволяет проверять права электронным устройством и является дополнительной защитой от подделки.

Обозначения на правах

В соответствии с Венской Конвенцией 1968 года, требования которой выполняет современное , на правах обязательно должны быть рядом с категориями нарисованы значки, изображающие типичное транспортное средство, как бы расшифровывающие буквенное обозначение. Образцы пиктограмм определены Конвенцией. Выглядят они так.

Подведём итоги

  • Четыре типа водительских прав в настоящее время можно встретить у водителей в России.
  • До 2011 года выдавали и бумажное, и пластиковое удостоверение водителя с одинаковым содержанием;
  • Только один тип прав сейчас можно получить.
  • Современное российское удостоверение удовлетворяет всем международным требованиям.
  • В 2014 году подверглась редакции таблица категорий в правах нового образца.

Заключение

Вот такие бывают водительские права в РФ. Пока что их четыре вида, но в 2021 году в связи с окончанием срока действия утратят силу все документы старого образца. И останется только одна форма удостоверения, которая позволяет документу выполнять функцию .

П. С.: На заглавном фото статьи – Alfa Romeo 156 и Volkswagen Phaeton. Взял отсюда: drive2.ru/r/alfaromeo/4062246863888260495.

Еще по теме:

Комментариев к статье: 30

    Алисия

    23.04.2018 | 10:22

    Старого образца в пластике лучшие.

    Вячеслав

    22.05.2018 | 04:41

    Я оказался обладателем 2011—2014.в/у.

    Эта Цветная картинка до первого ДПС.а те как те Бараны.ты где это взял?жду по минут 20.пока их проверят на подлинность.а как то гос пошлену нет желания оплачивать.как быть в такой ситуации.может есть совет.

    Ольга

    21.08.2018 | 23:59

    Ну а я обладатель бумажных прав. Которые пережили почти все. В том числе и обрыв в стакане.все норм. 9лет.не развалились. и удобно что одного размера с документами на машину. Короче огонь,жаль эпоху))))

    Леший

    03.10.2018 | 10:17

    Выдача прав подорожала до 3000, а качество выдоваемых удостоверений упало ниже ватер линии))))

    владимир

    14.01.2019 | 18:14

    Александр

    06.02.2019 | 00:50

    А у меня старого образца, с черно-белой фото, хотя мне всего 26 лет. Получал в ГАИ где цветные фото не принимали в 2010 году. Новые были бы по качеству лучше. У друзей кто получал позже успели подзатереться

    Владимир

    09.02.2019 | 23:18

    Вчера получил права образца 2019 года, надпись водительское удостоверение на трёх языках, русском, французском и английском.

    Владимир

    16.02.2019 | 05:50

    Вчера получил новые права,но не нашел в разделе «особые отметки» -очки.Это что? Сотрудник ГИБДД забыла вписать,в мед. справке указано это ограничение, или сейчас достаточно фото в очках?

    Ольга

    12.03.2019 | 23:49

    Поменяла сегодня свой пластик на ламинированную бумажку... Пластик больше нравился. Надеюсь через 10 лет будут уже нормальный пластик выдавать, а не вот это вот всё...

    Алёна

Категории в удостоверениях водителей говорят об определённом виде транспортных средств, управление которыми разрешено обладателям соответствующего пункта. В конце 2013 года в Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» внесли изменения, которые отразились на внешнем виде пластикового удостоверения и списке категорий, расширенных новыми дополнениями. И уже с 2014 года все российские водители получили возможность обменять старые права на свидетельство нового образца, хотя не просроченные удостоверения действительны и сегодня, вплоть до наступления даты конца. Если водитель катается за рулём транспортного средства, на управление которого у него нет разрешения, это будет расценено как езда без прав. За такое нарушение предусмотрено наказание штрафами от 5 до 15 тысяч рублей.

Поскольку сейчас на дворе уже 2018 год, не лишним будет пробежаться по всем действующим категориям водительских прав и их расшифровкам.

Актуальные категории и подкатегории водительских прав

Людям свойственна склонность к упорядочиванию и группированию различных перечней, обладающих общими и индивидуальными признаками. В современной действительности появилось столько видов транспортных средств, что потребовалось внести ясность в этот вопрос. Различий очень много: внешний вид, общее количество колёс, мощность двигателя, проходимость, грузоподъёмность, назначение, вместимость пассажиров и иные отличия, которые отделяют один вид транспортного средства от другого. Причём каждый вид требует специфических навыков управления, которые различаются между собой разными степенями сложности. Для одних людей, перевозящих грузы на огромных фурах - это повседневная профессиональная работа, для других, садящихся за руль семейного легкового автомобиля - любительское занятие.

Как выглядит удостоверение нового образца

Современные российские права разрабатывались с учётом международных требований. В них заложено множество степеней защиты, которые надёжно защищают его от подделок. Все надписи на свидетельстве сохраняются в неизменном виде до истечения срока годности. В новых правах информация содержится на обеих поверхностях. На главной стороне с фото обладателя печатаются данные о водителе, на другой плоскости нанесена сетка со всеми категориями и подкатегориями. Там же вписаны разрешения на те виды колёсного транспорта, которым водителю можно управлять.

Материал изготовления - специальный пластик, дизайн которого выдержан в неярком светло-розовом тоне. На этом фоне нанесён хорошо читаемый текст. Внимательный наблюдатель заметит сетку из тончайших плавно изгибающихся линий, которые играют роль щита на поверхностях пластика, оберегающего их от злостных намерений по подделыванию важного документа. И также есть микротекст и скрытые от глаз изображения. Перевернув свидетельство, на другой плоскости можно увидеть индивидуальный штрих-код, который считывается специальным устройством автоматизированного учёта. Нужные данные внесены в два столбца и девяти строчек на главной плоскости и в 4 столбцах и 17 строчек - на обратной поверхности.

Лицевая часть прав

Вверху размещено название: водительское удостоверение. В левой половине находится цветное фото владельца без головного убора (разрешены мусульманам и иудеям по религиозным соображениям), тёмных очков.

На лицевой части документа личная информация о водителе

Внизу под изображением водитель расписывается так же, как в паспорте. В правой половине удостоверения на кириллице и латинскими буквами напечатаны чётким шрифтом:

  1. Фамилия
  2. Имя и отчество владельца прав
  3. Дата, под ней регион рождения

4а) дата выдачи

4b) дата, в течение которой это свидетельство действительно

4с) регистрационно-экзаменационное подразделение ГИБДД, оформившее права

  1. Номер и серия удостоверения
  2. Цветное фото (слева)
  3. Роспись владельца прав (под фото)
  4. Регион проживания
  5. Какие категории открыты

Знакомство с нововведениями в современных водительских правах

На обратной стороне настоящего пластикового свидетельства образца 2018 года нарисована таблица категорий и подкатегорий с надписями, разрешающими водителю управление определённым видом колёсного транспорта.

С обратной стороны пластиковых прав нового образца находится таблица водительских категорий и подкатегорий с отметками какими транспортными средствами владельцу разрешено управление

В графах латинскими буквами и цифрами перечислены категории и подкатегории, а также нарисованы пиктограммы видов колёсной техники. В связи с появлением новых видов транспортных средств, законодатели решили список категорий увеличить с 5 до 7 и ввести 9 разделов подкатегории.

Таблица: категории и подкатегории в новом водительском удостоверении образца 2018 с расшифровкой

Категория и подкатегория прав Тип транспортного средства Вид транспорта, которым разрешено управлять
«А» Мотоциклы – любыми мотоциклами (мотоциклами с коляской);
– трёхколёсными и четырёхколёсными ТС (массой не более 400 кг);
– ТС категории «А1».
Категорию можно открыть при достижении 18 лет.
«А1» Лёгкие мотоциклы – мотоциклами с объёмом 125 см3, и максимальной мощностью, не более 11 киловатт;
– мотоциклами с небольшим объёмом двигателя и небольшой максимальной мощностью.
Категория доступна с 16 лет.
«В» Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонны) с числом сидений не более восьми – легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами;
– мотоколясками и автомобилями с прицепом (разрешённая максимальная масса которого не более 750 кг).
«ВЕ» Легковые автомобили с прицепом – автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом (разрешённой максимальной массой - не более 750 кг) и превышающим массу автомобиля без нагрузки;
– автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом (разрешённой максимальной массой более 750 кг) и превышающим массу автомобиля 3 500 кг.
«В1» Трициклы и квадрициклы квадрицикл и квадроцикл - не одно и то же. Трициклы и квадрициклы по внешнему виду похожи на маленький автомобиль. У них 4 колеса и они могут ездить по дорогам общего пользования. Для их управления нужно особое разрешение. Езда без категории чревата штрафом. Кроме удостоверения водителя, их владельцам нужны права тракториста-машиниста.
«С» Грузовые автомобили (от 3,5 тонны) – средними грузовиками (от 3500 кг до 7500 кг);
– тяжёлыми грузовиками (более 7500 кг);
– грузовиками с прицепом (массой не более 750 кг);
– грузовиками подкатегории «С1».
«СЕ» Грузовые автомобили с прицепом – автомобилями категории «С», сцепленными с прицепом (массой более 750 килограммов);
– автомобилями категории «C1E».
«С1» Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонны) – средними грузовиками (массой - от 3,5 до 7,5 тонны);
– перевозка лёгкого прицепа (до 750 кг).
«С1Е» Средние грузовики с прицепом – автомобилями категории «С1» с тяжёлыми более 750 кг прицепами (суммарная масса грузовика - не более 12 тонн).
«D» Автобусы – автобусами различных размеров (разрешённая максимальная масса не имеет значения);
– автобусами с прицепом (максимальной массой - не более 750 кг);
– автобусами категории «D1».
«DE» Автобусы с прицепом – автомобилями категории «D» с прицепом (максимальной массой - более 750 кг);
– сочленёнными автобусами;
– автобусами с прицепом категории «D1E».
«D1» Небольшие автобусы – маленькими автобусами (9–16 сидячих мест);
– использовать лёгкий прицеп (массой до 750 кг).
«D1E» Небольшие автобусы с прицепом – автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом (не предназначен для перевозки пассажиров), массой - более 750 кг (но не больше массы автомобиля без нагрузки), общей массой (автобуса и прицепа) - не более 12 тонн.
«М»
введена
5 ноября 2013 года
Мопеды и лёгкие квадроциклы – мопедами и лёгкими квадроциклами;
– мопедами и лёгкими квадроциклами водителям, у которых есть любая другая категория прав (кроме тракториста-машиниста).
«Tm» Трамваи разрешается управление трамваями
«Tb» Троллейбусы разрешается управление троллейбусами

Возрастные ограничения при выдаче водительских прав

Право управлять тем или иным видом колёсного транспортного средства приобретается только после прохождения курсов специальной подготовки, сдачи экзамена для подтверждения квалификации и выдачи компетентным органом соответствующего удостоверения. На получение водительских прав в России накладываются возрастные ограничения.

Информация о том, во сколько лет можно сдавать на водительские права и каким транспортом разрешено управлять приведено в таблице.

К управлению мопедами (категория М) и мотоциклами с двигателями небольшого объема (до 125 кубических сантиметров - категория А1) допускаются лица, достигшие 16 лет; легковыми и грузовыми автомобилями с 18 лет, автобусами, трамваями и троллейбусами с 21 года

Отличие водительских прав старого и нового образца

Прежнее водительское удостоверение было сделано из плотной бумаги покрывалось с обеих сторон специальной плёнкой (ламинирование). Все надписи печатались на компьютере, с использованием русского языка, кроме фамилии, а также имени, которые дублировались латинскими буквами.

В тех правах не было штрих-кода, поэтому они не подвергались электронному учёту. Категорий было меньше - всего 5, в водительском удостоверении нового образца - 16. В старых правах на специальную бумагу наносилась защитная сетка розового цвета, водяные знаки в виде RUS, вкрапливались красные волокна, которые светились в ультрафиолетовом цвете. На обеих сторонах имелся особый вензель.

В новых правах степень защищённости намного выше - специальная сетка из волнистых линий, не видимые глазу изображения, микротекст, разные цвета, плавно переходящие друг в друга, с применением специальных технологий.

Разновидности водительских прав в РФ

В Российской Федерации в разные годы выдавали водительское удостоверение четырёх различных типов. Как известно, права действительны в течение 10 лет, а самый старый образец был в ходу до 2011 года. Таким образом, в настоящее время на руках у водителей находятся удостоверения всех четырёх разновидностей:

Документ имеет форму прямоугольника размером 74х105 мм, необходимая информация напечатана на листе специальной бумаги розоватого цвета, который при изготовлении складывается пополам и ламинируется

  1. Ламинированные бумажные права размером 74х105 мм - самые старшие по возрасту, их выпуск прекращён в 2011 году.

    Этот тип удостоверения размером 85х55 мм, изготавливается из тонкого синтетического материала с нанесённой защитной сеткой розового цвета; сверху покрывается специальной плёнкой, выполняющей роль защиты от подделок

  2. Комбинированные из двойной бумажной основы между которыми вклеивалась тонкая пластиковая пластинка размером 85х55 мм. Снаружи права были ламинированные. Выдавались до 2011 года.

    Права, размер которых был 85,6х54 мм, с таким оформлением обратной стороны выдавались с 2011 по 2014 год

  3. Пластиковые свидетельства в виде карточки, размером 85,6х54 мм с первоначальной редакцией. На обратной стороне была сетка из 9 категорий и подкатегорий. Выдавались удостоверения с 2011 по 2014 год.

    Удостоверение изготавливается на пластиковой основе, размеры составляют 85,6х54 мм (с закругленными углами), степень защищенности от подделок бланка удостоверения - «Б». Цвета - голубой и розовый. На лицевой стороне помещено изображение отличительного знака «RUS»

  4. С 2014 года выдаются права новой формы, на обратной стороне которых нанесена сетка с 16 категориями и подкатегориями.

Современные российские права полностью отвечают требованиям Венской Конвенции 1968 года, потому что на удостоверениях рядом с категориями нанесены пиктограммы, в виде транспортных средств. Они наглядно дополняют буквенные обозначения и выглядят так, как их утвердили на Конвенции.

Видео: водительские удостоверения нового образца

Сейчас на руках у водителей находятся удостоверения четырёх видов. До конца 2021 года утратят силу в связи с окончанием срока действия все права старого образца. После этого на руках останутся новые водительские удостоверения, которые могут использоваться в других странах. Международный статус им придаёт пластик и нанесённая на него информация, соответствующая требованиям норм Венской Конвенции.