Как надо поститься перед исповедью. Что нельзя есть перед Причастием: список запрещенных к употреблению продуктов перед Святым Причастием

Немало вопросов возникает у верующих, слабо воцерковленных или и вовсе не воцерковленных людей, желающих причастится Святых Таинств, каков должен быть , что можно есть, и как правильно подготовиться. Понятно, что подготовка к исповеди и причастию не состоит только лишь в посте, еще нужно духовное состояние, покаяние, молитвы и т.д. Но вопрос о посте актуален, о нем многие спрашивают, значит, его нужно раскрыть. Мы обратились к разным источникам, и остановились на ответах священника Константина Пархоменко, который выразил мнение большинства священства на этот вопрос.

Итак, из ответов явствует, что людям, впервые прибегающим к Причащению святых Таинств Христовых, нужно неделю постится, тем, кто реже двух раз в месяц причащается, или не соблюдает среду и пятницу посты, или часто многодневные посты не очень то соблюдает, — три дня перед причастием постится. Не есть животную пищу, не употреблять алкоголь. да и постной пищей не объедаться, а есть в меру необходимости для насыщения и только. А вот кто каждое воскресенье (как и положено хорошему христианину) прибегает к Таинствам, можно поститься только среду и пятницу, как обычно. Некоторые еще добавляют — и хотя бы в субботу вечером, или в субботу — не есть мясного. Перед причастием с 24 часов уже не есть, и ничего не пить. В положенные дни поста употреблять только растительного происхождения пищу.

Как готовиться

Также очень важно в эти дни удерживать себя от злобы, зависти, осуждения, пустых разговоров и телесного общения между супругами, а также в ночь после причастия тоже.
Деткам до 7 лет не нужно ни поститься, ни исповедоваться.
Также, если первый раз человек идет к причастию, нужно постараться вычитать все правило, прочесть все каноны (в лавке можно специальную книжечку купить, называется «Правило ко Святому Причащению» или «Молитвослов с правилом ко причастию», там все понятно). Чтобы не было так сложно, можно это сделать, разделив на несколько дней чтение этого правила.

Перед исповедью

Перед самой же исповедью, которая является отдельным таинством, (не обязательно после нее должно следовать Причастие, но желательно), можно пост не держать. Исповедоваться человек может в любое время, когда ощутит в сердце своем, что ему нужно покаяться, исповедовать грехи и как можно быстрее, чтобы душу не отягчали. А причаститься, должным образом подготовившись, можно и позже. В идеале, если получится, то хорошо бы и вечернюю службу посетить, и особенно перед праздниками или днем ангела своего.

В паломнических поездках

Также Константин Пархоменко рассказывает, отвечая на вопрос читательницы, что если находишься в паломнической поездке, или даже просто с туристической целью бываешь в других городах, тоже хорошо бы причащаться, бывая в святых местах. Также можно сократить правила, прочитав, к примеру один из трех канонов, к примеру, Господу или Богородице, а также канон с молитвами перед причащением.

Еще ответы батюшки на подобного рода вопросы .

Еще послушайте и посмотрите: молитвенное правило — как приступить , отвечает священник Константин Пархоменко на вопросы.

Обсуждение: 7 комментариев

    Желательно хоть иногда посещать церковь, находить на нее время, на веру и духовное очищение, да и свечки заходить ставить. Все по мере возможностей.

    Ответить

    Постись совсем не легко, особенно тем, кто до этого никогда ни в чем себя не ограничивал. Нужно для начала выдерживать пост по дню, например, в среду и пятницу, а потом готовиться к трехдневному.

    Ответить

    Что можно есть между исповедью и причастием? И можно ли перед причастием пить сладкий чай? И можно ли идти на литургию без исповеди?

    Ответить

    1. Маша, на литургию вы можете идти, не зависимо от того, постились вы или нет, будете ли исповедоваться и причащаться или нет, но, конечно, желательно, идя в храм на литургию, исповедоваться и причаститься. Перед причастием с 12 часов ночи нельзя ничего ни есть, ни пить, тем более сладкий чай (даже воду нельзя). В дни, когда поститься будете, нельзя мясо, молочную продукцию, яйца), а в дни строго поста — и рыбу.

      Ответить

    На вечерней службе всё же важно быть (а не просто «желательно» и «в идеале»), так как вечернее богослужение — это, так сказать, первая часть предстоящей литургии. Раньше вся литургия служилась полностью, а потом, по нашей немощи, была разделена на вечернее богослужение и утреннее — собственно Литургию. А так получается, что мы приходим на богослужение не с начала, а, словно, посчитав не важной её первую часть — вечернее богослужение. Другое дело, если по каким-то важным обстоятельствам (например из-за работы на предприятии или весомым жизненным обстоятельствам) человек не может быть на вечернем богослужении — об этом, думаю, хорошо было-бы сказать на исповеди.

    Ответить

    Я тоже знаю, что пост — это обязательно перед причастием и исповедью Пусть хотя бы несколько дней душа будет пребывать в чистоте и благих помыслах. Уделите Богу хоть немного времени.

    Ответить

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с и .

Существуют разные меры говения перед Причастием, единого правила, которое было бы установлено для всех, не существует.
Практика трёх-семидневного поста перед Причастием возникла в 18-19 веках, в период евхаристического охлаждения, когда люди причащались раз-два в год, соответственно они и постились около недели.

***

митрополит Волоколамский Иларион:
Правила трехдневного поста перед причастием не существует

– Традиция поститься три дня или неделю перед Причастием – это тоже местный русский обычай. Если мы обратимся к канонам или определениям Вселенских соборов, то не найдем такого требования. Каноны говорят о посте по средам и пятницам, о четырех многодневных постах в течение года, кроме того, в богослужебных книгах мы встречаем указание еще на несколько постных дней, например, день Усекновения главы Иоанна Предтечи или праздник Воздвижения Креста Господня. Но в канонах ничего не сказано о необходимости поститься три дня или целую неделю перед причастием. Мне кажется, что требования исповедоваться перед каждым причащением и поститься неделю или три дня возникли тогда, когда Причастие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Я считаю это упадком. В древней Церкви христиане обычно причащались каждое воскресенье. Я думаю, что в тех Церквах, где причастие стало редким, было бы неправильно резко менять традицию и требовать непременно причащаться каждое воскресенье. Но я уверен, что причащаться три-четыре раза в год недостаточно. На практике очень хорошо приступать ко Причастию каждое воскресенье. Поэтому я скажу так: соблюдайте пост по средам и пятницам, воздерживайтесь также в субботу вечером, исповедуйтесь хотя бы раз в месяц, но причащайтесь по возможности чаще. Такую практику я рекомендую людям, которых готовлю ко вступлению в Православную . Если же человек причащается раз в месяц или реже, я говорю, что это слишком редко. Если мы посмотрим на практику древней Церкви и учение святых отцов, то увидим, что они свидетельствуют о частом причащении. Не только ранние, но и более поздние отцы, такие как святой или живший в XVIII веке преподобный , составитель «Добротолюбия», говорят в пользу частого причащения. И я считаю, что движение в Греческой Церкви за частое причастие – это хорошее явление. Я приветствую, когда люди часто причащаются. Думаю, что правила в отношении исповеди и поста перед причащением могут быть изменены. Но эти вопросы, как мне кажется, находятся в компетенции местных Церквей.

Помню, когда я только принял православие, около пятидесяти лет назад, священник на литургии выходил с Чашей и говорил: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите», – но никто не подходил. Никто не причащался. И я еще тогда ощутил: это не может быть правильным. Теперь же на Западе в православных церквах причащаются почти все. И я рад этому. Конечно же, мы причащаемся не потому, что уверены в собственной праведности, но потому что верим в милость Божию. Мы подходим к Чаше, потому что мы призваны , мы ведь называем Причастие Святыми Дарами . Причастие – это не нечто такое, что можно заработать или заслужить, это всегда свободный дар любви Божией.

– Перед причащением священник возглашает «Святая – святым», в смысле «святые Дары – для тех, кто свят», но тут же хор отвечает: «Един Свят, един Господь Иисус Христос…». Однако мы, не будучи святыми в этом смысле, все же дерзаем причащаться… С другой стороны, мы знаем, в Новом Завете и в литургических текстах святыми называются все христиане, кто не отлучен от Церкви за особо тяжкие грехи. Как в таком случае соотносится святость и личное нравственное совершенство человека?

– Прежде всего, если говорить о понимании святости, следует использовать три слова: один, некоторые, все. Один свят – Иисус Христос. Святость принадлежит Богу, только Он свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией. Далее, мы говорим, что к святости призваны все . Когда апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также и апостол Петр пишет о христианах как о «святом народе». В этом смысле святы все христиане. Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью и которые отмечены в церковном календаре. То же самое мы можем сказать и о священстве. Один только Первосвященник – Иисус Христос, как говорится в Послании к Евреям. Затем, через крещение все христиане становятся священниками, как пишет апостол Петр, называя христиан не только святым народом, но и «царственным священством». Далее, священниками становятся некоторые – кого избрала и поставила на это служение через возложение рук. Таким образом, и у святости, и у священства есть три уровня.

Мы все призваны к святости. Поэтому, если я подхожу к Причастию, то делаю это не потому, что я уже свят, но потому что я грешник, требующий Божией помощи, которая подается мне в Святом Причастии.

Разумеется, некоторые люди по причине совершенных грехов не могут принимать Причастие. Но в основном, конечно, Причастие – это не награда святым, а помощь для грешников. В некоторых житиях мы читаем, что были такие святые, которые после причащения долгое время не приступали вновь к Чаше, как, например, святая Мария Египетская. Она причастилась в храме Гроба Господня и затем ушла в пустыню, где многие годы не принимала Святые Дары, причастившись затем лишь перед самой кончиной.

– Но может ли это быть общим правилом?

Конечно, это не общее правило. Это правило для святых, которые в течение многих лет могут жить одним Причастием. Но мы должны причащаться часто. Не потому что мы святые, но поскольку слабы и нуждаемся в помощи, в благодати.

– Какое место в подготовке к причащению занимает нравственное совершенство? Многие люди у нас в Киеве исповедуются и причащаются каждую неделю, и при этом бывает так, что кое-кто из них, исповедовавшись с вечера, утром снова просит принять исповедь, потому что за вечер или ночь чем-то согрешил – неблагочестивыми мыслями, движениями сердца и пр. Кроме того, многие христиане каждый раз, неделя за неделей, исповедуют одни и те же грехи. Как можно давать обещание на исповеди не повторять эти так называемые «повседневные» грехи, если я точно знаю, что буду их совершать?

– Слишком частое хождение на исповедь может выражать своего рода суеверие. Стоит помнить, что Причастие – это благодать, а дьявол не хочет, чтобы мы принимали благодать. И поэтому он ищет любые способы сделать так, чтобы мы перестали причащаться. Когда случается, что нас посещает греховный помысл, что может случиться даже во время Божественной литургии, мы должны просто раскаяться в этом внутри себя и приступать ко Причастию, поскольку это дьявольское искушение.

Благодать, которая подается в таинстве покаяния, очень важна для каждого из нас. Но мы должны принимать на себя ответственность и «играть свою партию». Нельзя превращать исповедь в механическое перечисление одних и тех же грехов. Она должна быть достаточно редкой, чтобы быть событием , действительно раскрытием своего внутреннего состояния. Каждый день в вечерних молитвах мы просим о прощении грехов. И если мы искренне молимся о прощении, Бог прощает нас в тот же самый момент. Это не значит, что на исповедь ходить не нужно. Некоторые наши проступки препятствуют причащению до тех пор, пока мы их не исповедуем. Но мы должны всерьез относиться к покаянным молитвам из нашего ежедневного правила. Исповедь не должна становиться слишком частой. Следует более ответственно подходить к этому. Слишком частое хождение на исповедь обесценивает ее.

Мы должны понимать, что действительно нуждаемся в том, чтобы снова и снова исповедовать одни и те же грехи. Не следует избегать исповеди по той причине, что грехи повторяются. Обычно за ночь мы не становимся святыми. Нам нужна борьба, постоянное аскетическое усилие над собой. Но Божия благодать совершает в нас перемену. Возможно, мы ее не замечаем, но она происходит. С помощью ежедневных усилий, благодати Божией, исповеди и прежде всего причащения мы можем двигаться вперед – смиренно и тихо.

– Но бывает и так, что люди разочаровываются в своих усилиях, поскольку исповедуют одно и то же, причащаются, а никакой перемены к лучшему за собой не наблюдают. Особенно это чувствуется в больших городах с их суетой, когда у человека практически не остается времени на духовную жизнь. Работа, долгая выматывающая дорога в пробках, семейные заботы… Далеко не все находят время даже для утренних или вечерних молитв.

– На самом деле мы, клирики, и особенно монахи, которым не надо заботиться о семье и детях, понимаем те условия, в которых живут семейные христиане. Люди вынуждены много работать, подолгу добираться на работу и домой, а вечером дома тоже много чего нужно сделать… Мы должны понимать эти непростые условия, в которых живут многие миряне. Несмотря на это, каждый христианин может найти хотя бы немного времени утром и вечером, чтобы помолиться перед иконой. Даже пять минут утром и вечером имеют огромное значение. Эти минуты задают «направление» целому дню и дают ту глубину, которой невозможно достичь иначе. Следует сказать и о кратких молитвах, которые можно творить в течение дня. Мы можем молиться, когда принимаем душ, когда едем в метро, ведем машину или стоим в пробке. Мы можем использовать краткие молитвы, например, Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», – или «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», или «Пресвятая Богородице, спаси нас», либо другие краткие молитвы. Так мы можем молиться даже в самое занятое время, или, например, когда мы идем из одного места в другое. Очень важно увидеть, что кроме специального отведенного времени для молитвы перед иконой (которое нужно каждому из нас), есть возможность свободно молиться и в течение дня, на любом месте. Но если мы хотим молиться в течение дня, то надо выбирать для этого самые краткие и простые молитвы, такие как Иисусова. Творить молитву Иисусову можно всегда: когда мы чего-то ждем, когда путешествуем, ходим, в моменты смены задач на работе и т.д. Апостол Павел пишет: «Непрестанно молитесь». Он говорит о том, что весьма трудно, но начинается с очень простого: с частых кратких молитв в течение дня. С помощью таких молитв мы можем наполнить весь свой день присутствием Христа – и это есть путь к истинной молитве. Ищите Христа везде. Иисусову молитву могут творить не только монахи или клирики, но и миряне, имеющие семьи и мирские обязанности. Творите Иисусову молитву – не тогда, когда требуется повышенная концентрация внимания, но во все промежуточные моменты. Мы можем соединить время молитвы и работу. Учиться такому способу Иисусовой молитвы очень важно в нашей повседневной жизни. И также Иисусовой молитве хорошо учить детей. Они могут время от времени повторять Иисусову молитву с самого раннего возраста, потому что она очень простая.

***

Марк, епископ Егорьевский, заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии:
Традиция трехдневного поста

Традиция трехдневного поста идет от традиции синодального периода, когда причащались один-два раза раз в год. В этой ситуации нормально и очень хорошо, если человек перед причастием попостится 3 дня. Сегодня, как правило, духовники и священники рекомендуют причащаться гораздо чаще. Получается некое противоречие: люди, которые хотят причащаться часто, обрекают себя на почти постоянный пост по четвергам и субботам, что становится для многих непосильным подвигом. Если мы и в дальнейшем не будем относиться к этому вопросу с рассуждением, то это будет оказывать свое отрицательное воздействие на духовную жизнь нашей Церкви.

беседовал священник Андрей Дудченко, Константинополь-Киев

Нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием

Игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем

– Скажите, батюшка, как правильно готовиться ко Святому Причастию? У нас в традиции – миряне должны поститься три дня, а священники не постятся перед Причастием. Чем объясняется такое различие?

– Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще.

фрагмент встречи с мирянами в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской митрополии

Пост - это непросто дни, когда нельзя есть, для верующих людей это процесс очищения души и тела для воссоединения с Богом. Очень важно заранее подготовиться к посту, настроиться на него. Необходимо понимать, как правильно поститься, чтобы воздержание принесло не вред организму, а пользу. Перед тем как началось это особенное время, лучше узнать подробнее, когда и что нельзя есть во время поста

Разрешённые продукты

На сегодняшний день пост всё так же важен для большого числа верующих. Но в рационе появились новые продукты, полуфабрикаты . Какие же из них разрешено есть?

Во время поста не употребляют любые продукты животного происхождения , а едят постные, список которых приведён ниже.

Разрешается:

  • фрукты;
  • овощи;
  • орехи;
  • крупы.

Некоторые думают, что в это время следует голодать, но этот вывод неправильный. Конечно же, переедать тоже не рекомендуется, но все разрешённые продукты можно есть в умеренном количестве в течение дня. В нестрогие дни разрешается есть рыбу и хлеб, грибы и бобовые. Разрешаться могут и сладости. Например, можно есть мёд и халву.

Запрещённые продукты

Под строгим запретом находятся все продукты, содержащие белок животного происхождения . Таким образом, в строгие дни запрещено есть рыбу, яйца и любые молокосодержащие продукты. Однако в нестрогие дни разрешается употреблять эти продукты в постном виде.

В Великий пост не следует употреблять выпечку, жареную пищу. В основном едят сырые овощи и фрукты, а также разнообразные соленья.

Запрещается:

  • шоколад;
  • выпечка;
  • мясо;
  • яйца;
  • творог;
  • молоко;
  • конфеты;
  • белый хлеб.

Нельзя употреблять в строгие дни макароны, чай с сахаром или кофе. Продукты с растительным маслом.

Однодневные посты

Многие люди помимо Великого 40-дневного поста, придерживаются воздержания в однодневные посты. Они проходят каждую неделю в среду и пятницу. Именно в эти дни считается, что надо очистить тело и душу для обретения покоя. А также такая профилактика очень полезна для организма, поскольку фактически это разгрузочные дни, рекомендованные всеми диетологами для профилактики и лечения избыточного веса и болезней пищеварительного тракта.

Разрешается есть все фрукты и овощи, а также рыбу. Ягоды и грибы, любые соленья разрешено употреблять. Заменить мясо можно соевыми полуфабрикатами. Все блюда обязательно должны быть варёные или тушёные, жареное есть запрещено. А также нельзя пить алкоголь и сладкие газированные напитки.

Причастие

Как известно, перед причастием необходимо соблюдать пост в течение трёх дней. Он подготовит тело и душу, очистит и позволит прикоснуться к таинству исповеди и причащения. Дети до семи лет допускаются к причастию без соблюдения поста и исповеди. Но следует объяснить ребёнку смысл этого обряда, привить любовь к Вере и церковным обрядам. Важно знать, что можно есть перед причастием 3 дня взрослым, чтобы к таинству быть готовым. Это событие особенно важно для любого верующего человека. Вы очищаетесь не только телом, но и душой в пост перед причастием.

Что можно есть, список продуктов:

  • Любые орехи и сухофрукты.
  • Горький шоколад и козинаки.
  • Каши из разнообразных круп.
  • Рыба и овощи.

Очень важно постараться хотя бы на это время воздержаться от употребления алкоголя, жирных и мясных продуктов, сильно калорийной пищи. И также для курящих будет нелишним отказаться от курения. Главное, нельзя давать править собой чёрным помыслам и поддаваться соблазнам. Это касается не только пищи, но и времяпрепровождения. Свой досуг рекомендуется проводить в эти дни с близкими людьми и за чтением книг. Обогащать себя духовно, воздерживаясь от шумных торжеств, празднеств и гуляний.

Примерное меню

Чтобы питание в пост было не только полезным, но и вкусным, лучше всего составить примерное меню на все время поста. Так, гораздо легче сориентироваться при покупке продуктов, а готовка блюд раскроется для вас с неожиданной стороны, когда даже самые простые продукты при умелом использовании станут очень вкусным блюдом.

Сбалансированное меню, в котором есть все нужные витамины и микроэлементы, поможет вам не только очистить тело и душу в период Великого поста, но и принести пользу организму.

Завтрак

Фрукты или сухофрукты с орехами

Обед

Овощной суп и картофельные оладьи, гарнир из риса с грибами.

Ужин

Чёрный хлеб и овощное рагу

Из напитков предпочтительнее всего пить морс или компот. Можно чай без сахара.

Польза или вред

Почему в это время так важно соблюдать предписания в употреблении тех или иных продуктов. Во-первых, так вы воздерживаетесь от различных соблазнов, тренируя крепость духа. Во-вторых, польза поста была доказана диетологами. Но нужно учитывать, что сразу перейти на постное меню может быть сложно, именно поэтому следует постепенно исключать продукты из рациона, пробуя воздерживаться по несколько дней. Не стоит в это время морить себя голодом, поскольку это не принесёт никакой пользы ни физическому, ни духовному развитию.

  • Снижается вес.
  • Улучшается обмен веществ.
  • Выводятся из организма токсины и шлаки.
  • Понижается уровень холестерина.
  • Уменьшается показатель сахара в крови.

Противопоказано поститься беременным женщинам, пожилым людям и людям с хроническими заболеваниями пищеварительной системы. А также нельзя соблюдать воздержание после операций и больным сахарным диабетом, детям в возрасте до семи лет.

Подскажите, как правильно подготавливаться к причастию? Всегда ли необходим пост как перед причастием, так и непосредственно в день причащения? Я слышала, что даже воду утром пить нельзя и зубы чистить. И если по слабости нет возможности выдержать строгий пост перед причастием, можно ли к нему приступать? И что больший грех - долгое отсутствие причастия по причине несоблюдения поста или причащение без должной подготовки? Спасибо! С уважением, Елена.

Здравствуйте, Елена!

Подготовка к Причастию должна быть посильной, но мера ее устанавливается в личной беседе со священником. По общему правилу, необходим пост в течение 3 дней перед Причастием (воздержание в пище от мясных и молочных продуктов, яиц; воздержание от развлечений - просмотров фильмов, телепередач, и т. п.). Дни подготовки к причастию называются говением, и в этот период следует увеличить молитвенное правило, а по-возможности и бывать в храме на богослужениях.

Перед причастием необходимо прочитать покаянный канон, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу-Хранителю, а также последование ко Святому Причащению. Чтение канонов может быть разделено на несколько дней. Приступать к Причастию нужно строго натощак, чистить зубы можно. После причастия пост соблюдать не нужно (если только Вы не причащаетесь в период многодневного поста или в постный день). Регулярно причащающимся людям, либо болящим, пост перед причастием может быть ослаблен или сокращен по благословению священника.

Причащаться следует регулярно 1-2 раза в месяц с благоговением, сознанием своего недостоинства, страхом Божиим, верою и любовью.

В Послании к римлянам Апостола Павла есть слова: "Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь....Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер". Во время постов и постных дней на работе в светском коллективе, принято отмечать дни рождения, другие нецерковные праздники и угощать сослуживцев. Как в таких случаях не нарушить Церковную дисциплину в отношении поста и в то же время поступить по любви, а не по человекоугодию?

Здравствуйте, Евгений!

Если Вы внимательно прочитаете 14-ю главу послания к Римлянам, то увидите, что большая часть этой главы посвящена наставлениям о неосуждении тех, кто по той или иной причине не постится, а не об оставлении поста ради того, чтобы не огорчать непостящихся. Да, в житиях святых, патериках можно встретить ситуации, когда святые по любви к ближнему нарушали пост, но это были единичные случаи, совершалось это с глубочайшим смирением и любовью к ближнему, и носило единичный, а не систематический характер.

На работе вполне можно прийти на праздник, немного побыть с коллективом, поздравить виновника торжества. Но ведь никто же не заставляет Вас есть при этом непостную пищу!

Не стыдитесь сказать коллегам о том, что Вы поститесь. Возможно, сначала это их удивит, но со временем это будет даже вызывать к Вам уважение. На столе, который собирается в честь нового года или другого общего праздника всегда можно найти что-то постное: рыбу, овощи, фрукты, оливки и т. п. Тем более, если стол собирается "вскладчину" Вы можете сами принести какую-то постную пищу.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Почему нельзя венчаться в пост? В субботу и др. дни? Татьяна

Здравствуйте, Татьяна!

Венчание не совершается в те дни, когда православне христиане должны воздерживаться от супружеской близости (пост, канун постных дней - среды и пятницы, и воскресенья). Кроме того, пост является временем особого покаяния в грехах, свадебное праздненство в этот период неуместно.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Ответьте, пожалуйста! Я соблюдаю пост, но на работе нам не готовят постную еду, т.к. в основном никто не соблюдает его. И вот, например суп я ем без мяса, но на мясном бульоне. Вопрос: считается ли это, что я нарушаю пост? Может мне отказаться от первого блюда? Елена

Здравствуйте, Елена!

Да, пост Вы нарушаете, и если есть возможность, то лучше отказаться от первого блюда.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно поступить в такой ситуации? Мы с мужем живем полтора месяца. Поженились, обвенчались. Но он не хоть и принимает мое мнение о постах и жизни верующего человека, но не понимает его. Он хочет ребенка. Я пока месяц так сразу и думать не хотела: и хочу, и боязно. Теперь вот захотела. Но начался пост. Ему я сказала о своем желании иметь ребенка. Поэтому теперь он понять меня не может. Он считает, что для меня религия слишком важна. И что это ненормально в современном мире. Верить, ходить в храм, молиться, но посты… Я не хочу, чтоб у нас были ссоры. Семья же - это очень важно. Тогда она у нас будет полноценная. Заранее спасибо.

Здравствуйте, Катерина!

Вы правы - если отказ от супружеских отношений в пост вызывает негативную реакцию супруга и раздор в семье, то настаивать на этом не нужно. По слову апостола Павла не жена властна над своим телом, но муж, и воздерживаться от близости нужно по взаимному согласию. На будущее постарайтесь договориться с супругом о воздержании накануне Причастия и в наиболее важные дни: например, на Страстной Седмице Великого поста. Молитесь о супруге, просите, чтобы Господь даровал ему веру и привел в храм.

Помоги Вам Господи!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли крестить ребенка во время поста?Марина

Здравствуйте, Марина!

Да, крестить ребенка можно и во время поста. Помните, что важно не только крестить малыша, но и воспитывать его в Православии, регулярно причащать Святых Христовых Таин.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Доброго дня! Можно ли жениться (регистрировать брак) во время поста (Успенский пост, свадьба назначена на 24 августа)?

Здравствуйте, Анастасия!

Зарегистрировать брак в пост можно, но свадьбу и начало семейной жизни в таком случае лучше приурочить к венчанию, которое может быть совершено после окончания поста (после 28 августа).

Дай Бог Вам создать крепкую и счастливую семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Батюшка, что делать, если трудно поститься, если к концу поста нет аппетита, хотя и хочешь есть? У нас в семье все постятся, но как пост, так начинаются проблемы с едой. Все ленятся готовить (я тоже), и получается, что все время макароны, картошка с салатом, да печенье с шоколадом.

Я в начале поста себя чувствую нормально и физически пост нормально переношу, а к концу еле-еле выдерживаю. Когда в первый раз постилась в Рождественский пост - разболелась желудком, так что пост нарушила. Как питаться в пост, если во время поста заболеваешь?

Здравствуйте, Ульяна!

Да, если возникают серьезные проблемы со здоровьем, то пост можно ослабить (с благословения священника), однако не нужно самой себя до такого состояния доводить. Ведь, судя по Вашему письму, проблемы Ваши не из-за здоровья, а из-за того, что Вы ленитесь готовить в пост. Постный стол может быть и разнообразным, и вкусным, и полезным. Для больного желудка, кстати, очень полезна овсянка, сваренная на воде – что же тут непостного? На нашем сайте есть рецепты постных блюд, есть даже специальные кулинарные книги, было бы желание готовить!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста. Родители моей невесты очень негативно настроены по поводу поста и постной пищи. С каждым днем ее родители давят на нее и заставляют есть мясо. Я уже стал причастен к этому, так они заботятся о нашем здоровье. Мы далеко не толстые и занимаемся интеллектуальным трудом. Дошло до того, что они сказали, что свадьбы не будет, если мы продолжим наши посты. Что сделать: есть мясо ради них и сохранит мир или идти на все более растущую конфронтацию и продолжать поститься по уставу?

Здравствуйте, Александр! К сожалению, в Вашем письме не отражены мотивы, побуждающие родителей Вашей невесты столь ревностно охранять ее здоровье. Если это антирелигиозное предубеждение – молитесь за них, поминайте церковно. Например, закажите сорокоуст об их здравии. Мир семейный пока лучше предпочесть посту. Но на исповеди обязательно каяться в нехранении поста, поясняя его причины. Возможно на исповеди священник, вникнув в ситуацию, даст Вам более конкретный и действенный совет. С уважением, священник Михаил Самохин.



Copyright 2004 13Фев

Как поститься перед исповедью и причастием

В этой статье мы поговорим как поститься перед исповедью или причастием, и зачем это нужно. Тайна исповеди и причастия считается одной из самых великих в христианстве. Покаяние – это одно из главных, на что способен человек для искупления своих грехов. Необходимо вспомнить все свои грехи, признаться самому себе в том, что ты не прав, что ты свершил грех, что ты поступил плохо и т.д. И этого все равно не достаточно. Необходимо соблюсти всю процедуру покаяния, и далее о ней. Есть правда люди, которые относятся к процедуре исповеди не ответственно, считая, что необходимо просто прийти в церковь и покаяться в своих грехах. Но по канонам религии, это не правильно. Для того, чтобы покаяться, чтобы исповедаться и получить благословение, необходимо тщательно готовиться , и одной из процедур приготовления к причастию и исповеди является пост.

Пост перед исповедью

Пост перед исповедью называется говением , пощением, и заключается в абсолютном воздержании, как от телесных благ, так и от пищи, которая запрещена в пост. Каждый батюшка имеет свое мнение относительно времени, которое подлежит посту, но в среднем считается, что воздержание должно составлять 3 дня перед исповедью. Но данный срок минимальный. Некоторые батюшки заявляют о том, что перед исповедью человек должен максимально стараться, то есть максимально себя ограничивать от утех и тем самым предаваться покаянию. Можно, таким образом, поститься и неделю. Также существует допустимая продолжительность поста до 2-х или даже 1 дня с разрешения духовника для тех, кто исповедуется и причащается регулярно. Все зависит от ваших индивидуальных особенностей, но если состояние здоровья вам не позволяет поститься, то церковь допускает возможность не поститься, но только в плане пищи, тогда необходимо поститься духовно.

Духовный пост

Большинство даже уверенны в том, что поститься необходимо не желудком. А умом, то есть не надо злословить, завидовать, кричать и т.д. Вы должны придаться смирению. Также супружеская пара должна воздержаться от занятий любовью. Женщины, которые находятся в период очищения, то есть в период менструации, не допускаются к причащению и исповеди.
Что же можно есть в пост перед причастием? Тоже, что и в обычный пост, ограничивая употребление мясопродуктов и молочных продуктов. Таким образом, нельзя минимум три дня до исповеди и причастия употреблять мясо, колбасы, молоко, творог, сыр, сливочное мясо и т.д. Главным вопросом остается, а можно употреблять в пищу рыбу, ведь в некоторые дни поста можно ее есть, а в некоторые нельзя. Это все тоже индивидуально, лучше посоветоваться со своим духовником. Так, например, в христианстве среда и пятница – это постные дни, когда нельзя употреблять даже рыбу. При этом суббота – это день, когда не один православный не поститься. В результате получается, что если причащение будет в воскресенье, то в четверг и пятницу рыбу нельзя есть, а вот в субботу можно.

Различия во мнениях

Как поститься перед причастием

Кстати, существует мнение, что перед самой исповедью можно не поститься, по факту, исповедаться человек может в любое время. Но вот если после исповеди необходимо причаститься, то тогда пост необходимо соблюсти.
Есть духовники, которые придерживаются мнения, что необходимо очень строго поститься, хотя бы один день, последний перед причастием. Пить воду и есть хлеб, вот и все. Даже фрукты нельзя. Но такие ограничения не касаются больных, беременных и детей. вы можете подробнее прочитать о детском посте.
Также существует мнение о том, что степень поста зависит от степени грехов. Есть смертные грехи, которые требуют строго поста и ограничений в любых сферах, есть грехи не такие серьезные, которые предоставляют возможности ослабления поста.
В конце хочется привести притчу, которая и рассказывает о строгости поста перед исповедью и причастием. Один монах пришел к старцу и спросил о том, а что такое пост. И старец ему объяснил ему, рассказав монаху о всех его грехах за всю жизнь. От стыда монах не знал, что и делать. Упав на колени, он плакал. А старец с улыбкой сказал: «А теперь иди - ешь обед». - «Нет, отче, спасибо, я не хочу», - ответил монах. - «Вот это и есть пост, когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде». Из жизни преподобного Гавриила (Ургебадзе; 1929–1995), великого старца нашего времени.
В результате, главная мораль – поститься необходимо духовно, а потом уже физически. Пост заключается в умении отказаться от того, что приносит удовольствие, а не только от еды.