Как формируется культура безопасности жизнедеятельности учащихся. Формирование культуры безопасности в современном обществе. Понятие и сущность культуры безопасности


Культура безопасности жизнедеятельности как системообразующий фактор снижения рисков

По оценкам специалистов причинами более 80% аварий и техногенных катастроф являются ошибки персонала. При этом мировая и отечественная практика свидетельствует о том, что для эффективных действий в области снижения рисков в настоящее время недостаточно простой совокупности знаний и умений. Необходимо, чтобы обеспечение безопасности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, социальных групп, общества. Значительные резервы для этого заложены в организации комплексного воздействия на людей в целях развития качеств личности, направленных на обеспечение собственной безопасности, безопасности окружающей среды, общества и государства, привития уверенности в необходимости и действенности защитных мероприятий, формирования физической и психологической устойчивости в условиях воздействия неблагоприятных факторов. Решить эту глобальную проблему можно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности должен иметь всеобщий, непрерывный и комплексный характер. Всеобщность предполагает повышение культуры всех групп населения, не зависимо от возраста, национальности, рода деятельности, семейного положения, места жительства, вероисповедания. Непрерывность связана с поэтапным воздействием на человека на протяжении всей жизни, начиная с детского возраста. Комплексность характера заключается в привитии правил безопасного поведения в условиях воздействия спектра всех возможных опасностей современного мира.

Методами формирования культуры безопасности жизнедеятельности являются воспитание, морально – психологическая подготовка, пропаганда знаний, оперативное информирование об угрозе возникновения и правилах поведения в ЧС и другие. При этом основой формирования культуры является обучение всех групп населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.

Так, для учащихся общеобразовательных учреждений нормы безопасного поведения в окружающей обстановке прививаются в ходе изучения курса ОБЖ, участия в соревнованиях «Школа безопасности», полевых лагерях «Юный спасатель».

Развитие способностей принятия безопасных решений при управлении производством, формирование профессионально значимых (с позиций безопасности) качеств будущих специалистов выполняется в ходе освоения общепрофессиональной дисциплины БЖД.

Для населения, занятого в сферах производства и обслуживания, формирование культуры связано, в основном, с выработкой осознанного выполнения норм и правил трудовой и технологической дисциплины, а для неработающего населения – с привитием ответственного отношения к собственной безопасности, безопасности своей семьи и окружающих людей.

Опыт показывает, что в современных условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании культуры безопасности жизнедеятельности приобретает и применение современных технических средств массовой информации (теле и радиовещания, периодической печати и т.п.), а также информационно – телекоммуникационные технологии. Их высокая эффективность объясняется задействованием эмоционально – чувственной сферы человека, влиянием на адресное развитие долгосрочной памяти, подсознательным воздействием на мотивацию поступков.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности – достаточно новый и сложный вид деятельности. Для научно – методического обеспечения этого процесса в ЦСИ ГЗ МЧС России создано новое научное направление – «Оперативно – стратегических исследований в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности». Специалисты этого направления активно участвуют в создании широкого спектра такой востребованной продукции, как компьютерные обучающие программы, тесты, мультимедийные пособия, информационно - образовательные порталы и сайты, анимационные мультфильмы, учебные видеоролики, электронные плакаты и многие другие.

При этом следует учитывать, что в связи с большим количеством образовательных и культурно – просветительских учреждений в нашей стране данная продукция будет являться только инициирующим фактором разработки и массового внедрения аналогичной продукции, разрабатываемой в регионах и учитывающей их природные, техногенные и другие особенности. В этой связи хочется обратиться к руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, органов управления образованием, территориальных органов МЧС России - активно оказывать содействие в создании, распространении, внедрении новых средств, методов, технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Только такая - системная, регулярная и долгосрочная работа, от научной проработки вопроса до внедрения новых технологий в массовую образовательную практику, доведения до массового сознания людей, обеспечения влияния на общественное мнение, позволит значительно повысить уровень культуры безопасности жизнедеятельности населения, увеличить эффективность и экономичность мероприятий по снижению рисков.

Большую роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности должна сыграть и создаваемая в настоящее время Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Данная система предназначена подготовки населения к действиям в ЧС природного и техногенного характера, при террористических акциях, а также его оперативного информирования и оповещения. Внедрение этой системы позволит повысить подготовленность населения в области ГО и защиты от ЧС, обеспечить гарантированное оповещение и информирование о различных угрозах и опасностях, увеличить действенность мониторинга за общественным порядком в местах массового пребывания людей, результативность процессов обнаружения и идентификации социально – опасных лиц. Кроме того, создание системы будет способствовать развитию передовых наукоемких информационных технологий, промышленности, систем связи и телекоммуникации, созданию новых рабочих мест.

Таким образом, культура безопасности жизнедеятельности является, на наш взгляд, основным фактором снижения индивидуальных, коллективных и глобальных рисков, неотъемлемой частью обеспечения стабильного социально – экономического развития России. Залогом успеха в достижении этой высокой цели является наша активная совместная работа.

Использованные источники:

1. Рождественский Ю.В. Словарь терминов. (Общеобразовательный тезаурус): Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. М.: Издательства «Флинта», «Наука», 2003, - 87 стр.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров Ю.А. Педагогический словарь. М.: Издательский дом «Академия», 2005, - 176 стр.

3. Катастрофы и образование. Под редакцией Воробьева Ю.Л. М.: Эдиториал УРСС, 1999, - 176 с.

Для установления основного содержания понятия «культура безопасности жизнедеятельности» нужно рассмотреть понятия «культура», «безопасность», «жизнедеятельность» и сопоставить эти понятия.

Итак, культура это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура -- это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т.п. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и т.п.

Безопасность - необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время, решение проблем безопасности не возможно без учета человеческого фактора. Безопасность присуща всем индивидам, социальным группам и затрагивает все сферы жизни общества. Развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств отдельных людей, социума в целом возможно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 г. в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии.

В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков.

«Жизнедеятельность» определяется как «существование и деятельность» людей, социальных групп, общества. Широкий контекст этого определения предполагает рассмотрение всех возможных условий обстановки, в которой отдельный человек, коллектив, сообщество людей может находиться.

Можно выделить следующие важнейшие компоненты определения культуры безопасности жизнедеятельности:

мирровоззренческая основа, система ценностей;

традиции, устойчивые правила поведения членов общества;

духовные, интелектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.

Таким образом, проведя обобщение многочисленных определений понятия «культура» и выполнив его композицию с конструктами «безопасность» и «жизнедеятельность», можно дать следующее определение:

Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Основные направления деятельности КБЖ:

научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности;

патриотическое и нравственное воспитание молодежи, популяризация деятельности МЧС России;

научно-методическое обеспечение информационной политики в области безопасности жизнедеятельности;

научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения и специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

развитие современных методов обучения населения и подготовки специалистов, в том числе с применением технических средств массовой информации, передовых информационно-коммуникационных технологий и дистанционных форм обучения;

совершенствование организации обучения подрастающего поколения в области безопасной жизнедеятельности;

разработка учебно-методической литературы, мультимедийных пособий, компьютерных обучающих программ;

популяризация профессии спасателя и пожарного.

безопасность жизнедеятельность культура

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7 города Белово»

Формирование

культуры безопасности жизнедеятельности

Описание опыта работы

Выполнила:

Ичинская Татьяна Викторовна,

учитель ОБЖ

Введение

В соответствии с требованиями федеральных государственных общеобразовательных стандартов личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлены на формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности школьника.

Под термином «культура безопасности жизнедеятельности» понимается способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира .

Культура безопасности жизнедеятельности позволяет не только избежать опасностей, сохранить здоровье отдельного индивида, но и предотвратить чрезвычайные ситуации социального характера или ослабить их разрушительные последствия. Так, ежегодно на дорогах России гибнут 35000 человек, а 270000 получают увечья и травмы, в 80% этих случаев причиной является невыполнение правил дорожного движения, как пешеходами, так и водителями транспортных средств. Причиной возникновения пожаров в 9 случаях из 10 является неосторожное обращение с огнем. Наблюдается рост заболеваний СПИДом, алкоголизмом, наркоманией, зависимость от табакокурения, пренебрежение правилами культуры поведения в обществе, семье, личной гигиены и здорового образа жизни, - и все это следствие низкого уровня культуры жизнедеятельности, являющейся не просто фактором, а основой безопасности в современном социуме.

Курс ОБЖ в общеобразовательной школе следует считать ступенькой перехода от школы обучения к школе воспитания готовности к опасным ситуациям. Учениками должно быть усвоено понимание общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич: «Предвидеть опасность. По возможности избежать её. При необходимости – действовать».

Воспитание готовности к опасным ситуациям по мнению преподавателя В.Мошкина, предполагает формирование мотивации к успеху в чрезвычайных ситуациях, опыта предупреждения критических ситуаций, эмоциональной готовности к опасности, системы знаний о поведении и деятельности в экстремальных условиях, практического опыта преодоления опасных ситуаций .

Современные школьники и их родители не всегда понимают важность подготовки в рамках курса ОБЖ к разнообразным чрезвычайным ситуациям. Об этом свидетельствуют следующие показатели:


  • недостаточная мотивация на занятиях по этому предмету (учащиеся не всегда понимают, для чего им нужен этот курс, хотя он им интересен и ученики с удовольствием занимаются на уроках);

  • родители школьников считают предмет ОБЖ второстепенным, малополезным; такое отношение родителей передаётся к детям и, отсюда, как следствие, низкий уровень подготовленности школьников и неспособность к обеспечению элементарной безопасности, как личной, так и общественной.
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности детей целесообразно начинать с дошкольного или младшего школьного возраста: выступления агитбригад в дошкольных группах, занятия с родителями, внеурочная работа в начальной школе и урочная и внеурочная деятельность в основном звене.

Культура безопасности в содержании образования включает знания о безопасной жизнедеятельности, опыт безопасной жизнедеятельности по образцу, опыт творческого решения проблем безопасности, ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности, опыт самосовершенствования безопасной жизнедеятельности, реализуемые в материальных объектах, информации, структурных компонентах духовной деятельности (науке, искусстве, идеологии), общественных отношениях и организациях школьников, деятельности и личности субъектов воспитания. Внутренними системообразующими факторами культуры безопасности в содержании школьного образования являются программы интегрированного обучения основам безопасности; учебные предметы комплексного изучения проблем безопасности (ОБЖ, экология и др.), личность педагога, владеющего культурой безопасности.

Шершнев Л.И. дает следующее определение личности безопасного типа: «Личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества, он уважает историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье, безопасности людей» .

Целью моей работы является:


  • создание условий для формирования обучающегося - человека безопасного типа, личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

1. Сформировать у обучающихся:


  • способность выбора морально-психологических установок в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, бережное отношение к окружающей среде, навыки взаимодействия, сотрудничества, необходимых для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, осознание приоритетности безопасности во всех сферах деятельности;

  • представление об экологических, социокультурных, экономических особенностях малой Родины как среды непосредственной жизнедеятельности и сопричастности к ней в процессе самоутверждения и самореализации.
2. Ознакомить учеников с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучить и освоить методы и приемы защиты , позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях, снизить индивидуальные, коллективные риски.

3. Создать условия для формирования основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.

4. Развивать способности учеников анализировать ситуации и принимать безопасные решения в быту, учебной и последующей профессиональной деятельности.

Работая в направлении реализации поставленных задач с воспитанниками дошкольных групп и обучающимися 1-9 классов, способствую созданию условий для формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в учебной и внеурочной деятельности


Поставленные задачи по формированию культуры безопасности жизнедеятельности реализую в учебной и внеурочной деятельности с обучающимися, привлекаю к работе родителей, для педагогов школы и воспитателей дошкольных групп организую занятия, семинары, тренинги.

Применяю разнообразные формы и методы обучения.

Считаю наиболее эффективной формой работы групповую: в малых (пары) и больших (4 - 5 человек) группах. Такая форма требует предварительной подготовки от учителя: разработка продуманных заданий, формирование работоспособных групп, организация работы в группе – обучение ребят умению общаться, помогать друг другу, оценивать себя и товарищей. Группы формирую так, чтобы ребята имели разный уровень подготовки – сильные могли учить слабых. Можно формировать и разноуровневые группы – только сильные или только слабые ученики, но при работе в такой группе будут решены только задачи обучения (выполнив задание, соответствующее их подготовке, ребята получат хорошие оценки), а вот задачи развития решаться не будут, так как все имеют одинаковый уровень и может возникнуть чувство неполноценности от решения заведомо более простого задания у «слабой» группы. Группа должна быть референтной, т.е. надо учитывать взаимоотношения между ребятами в классе.

Индивидуальную форму работы обычно использую при проверке знаний. При работе над новым материалом, закреплении, повторении, обобщении предпочтительнее групповые формы. Микрогруппа позволяет ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.

Цель и содержание урока определяют методы, т.е. способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Именно в использовании методов проявляются личность учителя и ученика, их взаимоотношения, определяется стиль работы учителя на уроке. Чаще всего использую метод ситуационного обучения . Положительным моментом данного метода является то, что, решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации. При составлении ситуационных заданий придерживаюсь следующих принципов:


  • моделирование ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;

  • постановка задачи и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;

  • создание ситуации с элементами риска и опасности.
Уроки провожу с применением мультимедийных средств обучения, позволяющими в действии показать ту или иную ситуацию, найти из неё выход. Результат своей работы обучающиеся демонстрируют в виде электронных презентаций, сыгранной сценки, комментариев, описания своих действий в определенной ситуации. Прорабатывается подробно каждая ситуация по разной тематике, например:

Ваши действия, если:


  • вы попали в автомобильную аварию;

  • взрыв в школе, во дворе, на улице;

  • угрозы по телефону;

  • вы заблудились в лесу, и т. д.
По всем ситуациям могут ставиться условия, предлагаться варианты решений.

Таким образом, метод ситуационного обучения позволяет воспитывать у каждого школьника потребность предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, вырабатывать навыки анализа экстремальных ситуаций и адекватного поведения.

Для формирования культуры безопасного поведения применяю в своей работе современные педагогические технологии:


  • игровые;

  • проектные;

  • информационно-коммуникационные.
В учебном процессе применяю познавательные игры: «Юные путешественники», «Нам стихия нипочем», «Путешествие по Огненной стране». В игре ученики выступают активным преобразователем действительности. К организации игры на уроке выдвигаются следующие требования:

  • условия вырабатываются (усваиваются) всеми участниками и чётко всеми соблюдаются;

  • красочность, наглядность, элемент соревнования;

  • награждение победителей;

  • учёт возрастных особенностей;

  • игра должна вписываться в сюжет урока , составлять единое целое, а не быть просто его частью;

  • игра должна соответствовать теме, целям, задачам урока.
Ценность игр в том, что она даёт ребёнку многообразные переживания, значимые для него. В игре нет расхождения между мотивом и прямой деятельностью ребёнка. Коллективные игры (а на уроке они именно таковы) способствуют развитию общительности, дружеских отношений, учат подчинению личных интересов интересам коллектива, дисциплине. Дисциплина – основное правило игры. Игры способствуют развитию творческих способностей детей, интеллекта, так как решают проблемы, связанные с творческим развитием:

  • игры дают «пищу» для творческого развития;

  • создают условия, опережающие развитие способностей;

  • ребёнок поднимается до своего «потолка» самостоятельно;

  • игры разнообразны, не терпят принуждения, поэтому создают атмосферу свободного и радостного творчества;

  • ребёнок учится размышлять и принимать решения, делать всё самостоятельно.
В своей работе применяю разнообразные формы игр – игры-путешествия, ролевые игры, инсценировки, деловые игры, конференции, «суды» и т. д. При выборе игры обязательно учитываю возрастные особенности – деловые игры и конференции эффективны в 8- 9 классах: «Дети и компьютер», «Терроризм и безопасность человека», а в 5-7 классах более эффективны игры – путешествия («Путешествие по Огненной стране»), викторины («Уважай закон дорог»), ролевые игры («Заседание клуба юных спасателей»).

На занятиях по ОБЖ использую метод проектов . Разрабатывая и реализуя учебные проекты, школьники учатся проводить исследования, самостоятельно и совместно решать проблемы, применять знания из разных образовательных областей и получать конкретный результат. Оформляя проект, обучающиеся учатся четко излагать свои мысли в письменном виде, обрабатывать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать её. Созданные проекты обучающиеся представляют на школьных и городских научно - практических конференциях, презентуют на практических занятиях для учащихся начальной школы и воспитанников дошкольных групп.

Специфика предмета ОБЖ позволяет эффективно формировать ИКТ-компетентность обучающихся – умения обучающихся самостоятельно искать, отбирать, анализировать, представлять, передавать информацию, используя современные информационные технологии. Для этого активно использую электронные образовательные ресурсы на уроках и во внеурочной работе:


  • составляю собственные и использую готовые электронные ресурсы: электронные презентации («Правила безопасного поведения при техногенных авариях и катастрофах», «Оказание первой доврачебной помощи при переломах и ушибах», «Наркомания – чума 20 века»), видеоролики, графические модели, обучающее тестирование;

  • разрабатываю раздаточный дидактический материал с помощью текстового редактора Word и Excel;

  • использую Интернет-ресурсы при подготовке к урокам и в методической работе;

  • использую интерактивные тесты при подготовке к ГИА.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом помимо урочной деятельности обучающихся предусмотрена внеурочная деятельность. Мной разработаны рабочие программы внеурочной деятельности социального направления для обучающихся начальной школы: «Юные инспекторы дорожного движения», «Юный эколог». Реализация программ внеурочной деятельности позволяет формировать у обучающихся безопасное поведение на дорогах и улицах, основы экологической грамотности.

Наибольший интерес в начальной школе вызывают формы внеурочных занятий:


  • путешествие («Путешествие в страну Светофорию»);

  • викторина («Уважай закон дорог»);

  • театрализация («Приключения Бабы-Яги в стране дорожных знаков»);

  • ролевая игра («Дом, в котором мы живем»);

  • соревнование («Безопасное колесо»).
Для придания положительной эмоциональной окраски деятельности по изучению Правил дорожного движения и экологии родного края предлагаю рисование, инсценировки, просмотр мультфильмов («Уроки тетушки Совы», «ПДД для детей младшего школьного возраста»).

Использую продуктивные задания для обучающихся, которые направлены на формирование положительной мотивации к изучению школьниками курса, способствуют формированию универсальных учебных действий (см. таблицу 1).

Таблица 1

Формирование универсальных учебных действий


Класс

Задания

Универсальные учебные действия

1

Нарисуйте рисунок на тему «Дети и дорога». Представьте перед классом.

Личностные: ориентироваться на нравственное содержание поступков окружающих людей.

Познавательные: уметь строить сообщение в устной форме.



2

Поднимите карточки с дорожными знаками, которые встречаются в прозвучавшем стихотворении.

Регулятивные: принимать и сохранять учебною задачу.

1

Работая в группе, соберите пазл. Отгадайте, какое растение на нем изображено. Расскажите о нем все, что вы знаете.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пошаговый контроль по результатам.

Познавательные: строить сообщения в устной форме, составлять целое из частей.

Коммуникативные: учитывать разные мнения при работе в сотрудничестве , уметь договариваться и приходить к общему решению.


2

Представьте волшебную страну «Светофорию». Вместе с родителями выполните макет этой страны, которую вы представили. Покажите всевозможных участников дорожного движения. Продемонстрируйте классу.

Личностные: осознавать принадлежность к семье, развивать эстетические чувства.

Коммуникативные: учитывать разные мнения, сотрудничать при выполнении заданий, уметь приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: развивать творческое воображение.


1

Нарисуйте все то, что вы услышите:

«Лето. Солнце. Свежий воздух. Дети купаются в реке.»



Личностные: ориентироваться на здоровый образ жизни.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий.



1

Изготовьте коллаж «Идеальная семья – моя». Покажите, чем занимается каждый член вашей семьи, и подпишите. Представьте свою работу одноклассникам и дайте возможность прочитать.

Личностные: осознавать принадлежность к семье.

Коммуникативные: уметь договариваться в совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание.


Внеурочная деятельность в начальной школе способствует осознанию ценности окружающего мира, освоению основ экологической грамотности.

Формируя культуру безопасности жизнедеятельности школьников на уроках ОБЖ, добилась следующих положительных результатов:


  • у обучающихся 5-9 классов наблюдается высокий уровень внутренней и внешней мотивации;

  • качество знаний по Основам безопасности жизнедеятельности среди обучающихся 5-9 классов увеличилось до 82%.

Полученные умения практического применения безопасности жизнедеятельности школьники демонстрируют, участвуя во внеклассных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах.

На протяжении четырех лет обучающиеся являются участниками и лауреатами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. Предлагаемая система работы позволяет интегрировать урочную, внеурочную деятельность обучающихся и воспитанников дошкольных групп. Подтверждением тому является отсутствие: дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине обучающихся нашего образовательного учреждения, детей, состоящих на учете в ОДН (по вопросам наркомании, поджогов, террористических актов, воровства, мошенничества); снижение числа детей, подверженных ОРВИ и ОРЗ на 23% по сравнению с прошлым 2011-2012 учебным годом (по данным школьного фельдшера). И как следствие всего вышесказанного – повышение посещаемости уроков.

Заключение


Все очевиднее становится тот факт, что управление безопасностью человека, общества, государства следует осуществлять через согласованное поведение людей и четко регламентированные социальные нормы поведения. Важно, чтобы данный процесс являлся приоритетной целью и внутренней потребностью человека. Этого можно достичь путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, то есть формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности.

Эффективность реализации современных технологий обучения по формированию культуры безопасности жизнедеятельности позволяет:


  • повысить количество обучающихся с высоким уровнем осведомленности о здоровом образе жизни;

  • поднять значимость занятий спортом, увеличить количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях;

  • вовлечь родителей в совместную со школой и дошкольными группами деятельность по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей;

  • создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

  • привить обучающимся школы и дошкольникам навыки личной гигиены, здорового образа жизни и понимания необходимости его пропаганды;

  • сформировать навыки безопасного поведения, необходимые для сохранения жизни собственной и окружающих во время природных и техногенных чрезвычайных ситуациях;

  • воспитывать патриотически-нравственную личность, готовую к защите Родины.
Таким образом, представленная система работы по обучению детей дошкольного и школьного возраста позволяет формировать и развивать культуру безопасности жизнедеятельности, воспитать личность безопасного типа.

Список литературы


  1. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для вузов / С.В. Белов и др. - М.: Высшая школа, 1999 г.

  2. Иванов, Ю. Образовательной области ОБЖ быть! [Текст] / Ю. Иванов // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2003 г. - №2. – С. 18.

  3. Крючек, Н. ОБЖ: вчера, сегодня, завтра [Текст] / Н. Крючек // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2003 г. - №8. – С. 19-23.

  4. Крючек, Н. Цели и задачи, проблемы преподавания курса ОБЖ [Текст] / Н. Крючек // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2002г. - №7. – С. 15-18.

  5. Мошкин, В. Подготовка к опасным ситуациям [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000 г. - №1. – С. 20.

  6. Мошкин, В. Преодоление страхов [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000 г. - №2. С. 9.

  7. Мошкин, В. Ситуации реального риска [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2008 г. - №3. С. 21.

  8. Мошкин, В. Склонность к саморазрушению [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2000 г. - №3- 4. – С. 12.

  9. Понятие «риск» и обучение школьников [Текст] // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000 г. - №1. С. 13.

  10. Репин, Ю. Актуализация гуманистической концепции курса ОБЖ [Текст] / Ю. Репин // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2003 г. - №2. – С. 27-31.

  11. Рудаков, Д.П. Современные взгляды на предметную область «Безопасность жизнедеятельности» [Текст] / Д.П. Рудаков // ОБЖ. - 2011. - № 12. - С. 7-8.

  12. Сапрунов, В. К вопросу о концепции образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» [Текст] / В. Сапрунов // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2004 г. - №2. - С. 30-32.

  13. Улахович, В. Е. Чернобыль слово, которое хотят забыть [Текст] / В.Е. Улахович // ОБЖ. - 2011. - №4. - С 36-38.

  14. Шершнев, Л.И. Курс ОБЖ в концепции национальной безопасности России библиотека [Текст] / Л.И. Шершнев // Институт Повышения Квалификации и Профессиональной Переподготовки Работников Образования. Оренбургский Государственный Педагогический Университет.

  15. Шульман, Р.Л. Моя педагогическая философия [Текст] /Р.Л. Шульман // ОБЖ. - 2012. - №2. - С.24-26.

По оценкам ученых, в первой половине 21 века может произойти эволюционный кризис всего человечества как биологического вида. Одной из основных причин является нежелание промышленно развитых государств сократить уровень потребления природных ресурсов, а большинства развивающихся государств - темпы прироста населения.

Современный стиль жизни населения планеты, ведущий к недопустимому уровню расхода природных ресурсов и выброса веществ, загрязняющих окружающую среду, характеризуется главенствующим императивом потребительства, мгновенным устареванием вещей, массовым изготовлением полуфабрикатов, быстродействующих лекарств, значительной частотой смены прихотей и мод на предметы потребления и т.п. Результатом этого является исчерпание в самое ближайшее время запасов невозобновляемых природных ресурсов Земли.

Есть понимание и того, что формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно осуществляться на протяжении всей жизни человека и в нем должны принимать активное участие семья, школы, органы местного самоуправления, органы государственной власти всех уровней, а также общественные организации.

Вместе с тем единого мнения среди ученых и практиков по структуре и направлениям формирования культуры безопасности жизнедеятельности пока нет. В большинстве случаев искусственно выделяется его органическая часть, посвященная вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях. Этим нарушается исходная идея учета всех аспектов безопасности и совместных усилий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

Однако гибель людей и материальный ущерб, связанные с иными опасностями, в том числе и несоблюдением норм здорового образа жизни, во многом превышают потери от ЧС. Так, в России ежегодно погибают в результате: ДТП – более 26 тыс. человек, производственного травматизма – около 25 тыс. человек, отравления алкоголем и передозировки наркотиков – до 300 тыс. человек, суицидов – более 49 тыс. человек, заболеваний, вызванных табакокурением, – более 70 тыс. человек, влияния неблагоприятной окружающей среды – более 28 тыс. человек.

Большая часть этих потерь связана с низкой культурой поведения в ходе трудовой и повседневной деятельности.

В наше время необходимо, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для этого нужно развивать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, формировать качества личности безопасного типа, создавать общество и государство, и, в конечном итоге, мировое сообщество безопасного типа. Одним из наиболее эффективных путем достижения этого является формирование соответствующей культуры как основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации.

2. Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности

Для установления основного содержания понятия «культура безопасности жизнедеятельности» нужно рассмотреть понятия «культура», «безопасность», «жизнедеятельность» и сопоставить эти понятия.

Итак, культура это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура - это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т.п. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и т.п.

Безопасность – необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время, решение проблем безопасности не возможно без учета человеческого фактора. Безопасность присуща всем индивидам, социальным группам и затрагивает все сферы жизни общества. Развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств отдельных людей, социума в целом возможно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 г. в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии.

В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков.

«Жизнедеятельность» определяется как «существование и деятельность» людей, социальных групп, общества. Широкий контекст этого определения предполагает рассмотрение всех возможных условий обстановки, в которой отдельный человек, коллектив, сообщество людей может находиться.

Можно выделить следующие важнейшие компоненты определения культуры безопасности жизнедеятельности:

мирровоззренческая основа, система ценностей;

традиции, устойчивые правила поведения членов общества;

духовные, интелектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.

Таким образом, проведя обобщение многочисленных определений понятия «культура» и выполнив его композицию с конструктами «безопасность» и «жизнедеятельность», можно дать следующее определение:

Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Основные направления деятельности КБЖ:

научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности;

патриотическое и нравственное воспитание молодежи, популяризация деятельности МЧС России;

научно-методическое обеспечение информационной политики в области безопасности жизнедеятельности;

научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения и специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

развитие современных методов обучения населения и подготовки специалистов, в том числе с применением технических средств массовой информации, передовых информационно-коммуникационных технологий и дистанционных форм обучения;

совершенствование организации обучения подрастающего поколения в области безопасной жизнедеятельности;

разработка учебно-методической литературы, мультимедийных пособий, компьютерных обучающих программ;

популяризация профессии спасателя и пожарного.

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Основы безопасности жизнедеятельности

Тема: «Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в современном обществе»

Для специальности: 190631.01 «Автомеханик»

Исполнитель:

Егоров Александр Владимирович,

студент 1 курса, группы № 19

Руководитель:

Лущук Владимир Владимирович,

преподаватель – организатор ОБЖ

Воркута, 2015г.



Введение.

Современный стиль жизни населения планеты, ведущий к недопустимому уровню расхода природных ресурсов и выброса веществ, загрязняющих окружающую среду, характеризуется главенствующим императивом потребительства, мгновенным устареванием вещей, массовым изготовлением полуфабрикатов, быстродействующих лекарств, значительной частотой смены прихотей и мод на предметы потребления и т.п. Результатом этого является исчерпание в самое ближайшее время запасов невозобновляемых природных ресурсов Земли.



Есть понимание и того, что формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно осуществляться на протяжении всей жизни человека и в нем должны принимать активное участие семья, школы, органы местного самоуправления, органы государственной власти всех уровней, а также общественные организации.

Вместе с тем единого мнения среди ученых и практиков по структуре и направлениям формирования культуры безопасности жизнедеятельности пока нет. В большинстве случаев искусственно выделяется его органическая часть, посвященная вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях. Этим нарушается исходная идея учета всех аспектов безопасности и совместных усилий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

Однако гибель людей и материальный ущерб, связанные с иными опасностями, в том числе и несоблюдением норм здорового образа жизни, во многом превышают потери от ЧС. Так, в России ежегодно погибают в результате: ДТП - более 26 тыс. человек, производственного травматизма - около 25 тыс. человек, отравления алкоголем и передозировки наркотиков - до 300 тыс. человек, суицидов - более 49 тыс. человек, заболеваний, вызванных табакокурением, - более 70 тыс. человек, влияния неблагоприятной окружающей среды - более 28 тыс. человек.

Большая часть этих потерь связана с низкой культурой поведения в ходе трудовой и повседневной деятельности.

В наше время необходимо, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для этого нужно развивать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, формировать качества личности безопасного типа, создавать общество и государство, и, в конечном итоге, мировое сообщество безопасного типа. Одним из наиболее эффективных путем достижения этого является формирование соответствующей культуры как основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации.

Что такое безопасность жизнедеятельности. Основными разделами дисциплины БЖД.

1. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это наука о сохранении здоровья человека и поддержании его работоспособности в течение всей жизни, которая идентифицирует опасные и вредные факторы среды обитания (обнаруживает количественно и качественно), разрабатывает методы и средства по ликвидации этих опасностей, либо по снижению их до приемлемых значений; прогнозирует, предотвращает и ликвидирует чрезвычайные ситуации и их последствия.

2. Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

§ Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста)

§ Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения)

§ Ежегодное снижение средней общей численности населения

3. Основными разделами дисциплины БЖД являются:

ü 1 Охрана труда;

ü 2 Охрана окружающей среды;

ü Защита населения территории в чрезвычайных ситуациях.

Жизнь и деятельность человека происходит в среде обитания, в которой на человека действуют благоприятные, вредные и опасные факторы.

Вредным называется фактор, который при взаимодействии с организмом человека вызывает в нем временную утрату трудоспособности.

Опасным называется фактор, который при взаимодействии с организмом человека вызывает различные заболевания, стойкую утрату трудоспособности или гибель человека.

По природе происхождения факторы бывают:

– естественные;

– техногенные (источник – техническая система);

– антропогенные (источником является человек, его ошибки);

– социальные (источник – наркотики, курение, стресс ит.д.)

2.Культуры безопасности жизнедеятельности:

Можно выделить следующие важнейшие компоненты определения культуры безопасности жизнедеятельности:

1. Мирровоззренческая основа, система ценностей;

2. традиции, устойчивые правила поведения членов общества;

3. духовные, интелектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.

Таким образом, проведя обобщение многочисленных определений понятия «культура» и выполнив его композицию с конструктами «безопасность» и «жизнедеятельность», можно дать следующее определение:

Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Основные направления деятельности КБЖ:

· научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности;

· патриотическое и нравственное воспитание молодежи, популяризация деятельности МЧС России;

· научно-методическое обеспечение информационной политики в области безопасности жизнедеятельности;

· научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения и специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· развитие современных методов обучения населения и подготовки специалистов, в том числе с применением технических средств массовой информации, передовых информационно-коммуникационных технологий и дистанционных форм обучения;

· совершенствование организации обучения подрастающего поколения в области безопасной жизнедеятельности;

· разработка учебно-методической литературы, мультимедийных пособий, компьютерных обучающих программ;

· популяризация профессии спасателя и пожарного.