История жизни пророка Мусы (да будет мир с ним)

Пророк Муса был человеком серьёзным, обладающим талантом руководителя, он смог умело и мудро управлять евреями – народом, имеющим чёрствый характер и проявляющим нерешительность в трудные моменты жизни. Этот великий пророк обладал неординарными способностями и огромной физической силой. С равными себе он обращался так, как и подобало его положению, – естественно и непринуждённо.

Когда к нему явился ангел смерти в человеческом облике, чтобы забрать его душу, Муса ударил его так, что тот лишился своего человеческого глаза. Позднее ангел предоставил Мусе выбор: перейти к своему Господу или на долгие годы остаться жить в этом мире, ожидая смерти. Муса выбрал путь к Господу, предпочтя его трудностям и испытаниям ближней жизни. Аллах ответил на его молитву и приблизил его к Святой земле на расстояние брошенного камня. Могила пророка Мусы и по сей день находится на одной из возвышенностей той местности.

Текст хадиса

В сборнике достоверных хадисов аль-Бухари передаётся, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ангел смерти был отправлен к Мусе (мир ему), а когда пришёл к нему, тот со всей силы ударил его. Ангел вернулся к своему Господу и сказал: “Ты отправил меня к рабу, который не желает смерти”. Аллах вернул ему выбитый глаз и сказал: “Возвращайся и скажи ему, чтобы он положил свою руку на спину быка, и за каждый волос, что покроет его рука, ему будет дан год жизни”. Муса спросил: “О Господь мой, потом что?” – и ему было сказано: “Потом смерть”. Муса сказал: “Тогда сейчас” – и попросил Аллаха, чтобы Он приблизил его к Святой земле на расстояние брошенного камня. “Если бы я был там, то показал бы вам его могилу на краю дороги около красного холма”».

В версии хадиса, приводимой у Муслима, говорится: «Ангел смерти пришёл к Мусе (мир ему) и сказал: “Ответь своему Господу”. Но Муса ударил ангела смерти по глазу так, что выбил его. Тогда ангел вернулся к Всевышнему Аллаху и сказал: “Ты отправил меня к твоему рабу, который не желает смерти, и он выбил мне глаз”. Аллах вернул ему глаз и сказал: “Вернись к моему рабу и скажи ему: ”Жизни ли ты хочешь? Если ты хочешь жизни, то положи свою руку на спину быка, и сколько волосков покроет твоя рука, столько лет ты и проживёшь”. Муса спросил: “Потом что?” Ангел ответил: “Потом ты умрёшь”. Муса сказал: “Тогда сейчас желаю приблизиться к Господу”. Затем он произнёс: ”Умертви меня на расстоянии брошенного камня от Святой земли”». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы я был рядом, то показал бы вам его могилу на краю дороги около красного холма».

Источники хадиса

Имам аль-Бухари привёл этот хадис в разделе «Книга похорон», в главе «О том, кто захотел быть похороненным на Святой земле» (3/206), номер хадиса 1339.

Также – в разделе «Книга рассказов о пророках», в главе «Смерть Мусы» (3/440), номер хадиса 3407.

Аль-Бухари не дал прямого указания, что Абу Хурайра возводил этот хадис к пророку, однако в конце второй версии в разделе «Книга рассказов о пророках» он указал на цепочку передатчиков (иснад), возводимую к самому Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Имам аль-Бухари сказал: «Оповестил нас Маамар от Хаммама, что тот сказал: “Рассказал нам Абу Хурайра от Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”».

Имам Муслим также приводит эту историю в своём «Сборнике достоверных хадисов», в «Книге достоинств», в главе «Достоинства Мусы» (4/1842).

Толкование хадиса

Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поведал нам, что Господь почтил своих пророков тем, что предоставил им перед смертью выбор: остаться в этой жизни или переселиться к Высочайшему Господу. В некоторых хадисах, передаваемых от Аиши, сообщается, что нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) также был дан такой выбор, и он предпочёл Высочайшего Господа.

Аллах отправил к Мусе ангела смерти в образе мужчины, ангел потребовал, чтобы пророк ответил своему Господу. Это была весть о том, что срок его уже подошёл и час его уже приблизился. Муса (мир ему) был человеком суровым и могучим: он всего лишь ударил ангела по лицу, а у того вылетел глаз. Здесь говорится о человеческом глазе ангела, относящемся к тому телу, в котором тот предстал перед Мусой, но если бы он был в своём настоящем ангельском облике, то Муса не смог бы ни ударить его, ни нанести ему какого-либо вреда.

Ангел смерти вернулся к своему Господу, жалуясь на то, как поступил с ним Муса (мир ему). Аллах вернул ему глаз и повелел вновь отправиться к Мусе и сказать, чтобы он положил свою руку на спину быка и посчитал количество волосков, накрытых рукой, и за каждый из этих волосков ему полагался год жизни. Срок его жизни в годах равнялся бы числу тех волосков, и, возможно, что выбери Муса такой вариант, то он был бы жив и по сей день.

Но когда Муса спросил о том, что же будет после столь долгой жизни, ангел возвестил ему, что концом всё равно станет смерть. Узнав это, Муса решил выбрать смерть, чтобы она наступила скорее, ведь то, что приготовил Аллах для своих посланников, пророков и праведников, лучше и долговечнее, чем блага этого мира.

И если души мучеников, павших за защиту веры, после их героической смерти находятся в зобах зелёных птиц, которые вольно парят в райских садах, питаются плодами райских деревьев и пьют из благодатных рек Джанната, а затем возвращаются в свои жилища, подобные светящимся лампадам, закреплённым под сводом божественного Трона, то жизнь посланников и пророков намного выше и совершеннее жизни мучеников.

Что бы получил Муса, останься он жить в этом мире? Он бы продолжал переносить тяготы и испытания этой жизни, был бы свидетелем всех тех великих исторических событий и потрясений, которые отвлекают мысли от более важного и вечного, он увидел бы все те преступления и неверие сынов Адама, от которых сердце обливается кровью. Разве не лучше было ему примкнуть к возвышенному сообществу вместе с другими почившими посланниками и пророками, чтобы наслаждаться в садах благоденствия, чем продолжать жить в мире бедствий и испытаний!

Мусе была дана возможность выбора между жизнью и смертью, – и он сделал свой выбор. Он предпочёл скорую встречу с Аллахом, отказавшись от долгой жизни в этом мире, ведь всё то, что у Аллаха, –лучше и долговечнее. Тем, кто был праведным, будущая Жизнь принесёт больше радости, чем нынешняя.

Пророк Муса (мир ему) перед смертью попросил своего Господа приблизить его к Святой земле на расстояние брошенного камня. Эта просьба была выражением любви к Благословенной земле, которая всегда жила в душе Мусы. И потому он желал быть похороненным у границ этой земли, в непосредственной близости от неё. Он не просил Всевышнего умертвить его на территории Земли обетованной, ведь он знал, что Аллах сделал её запретной для всего поколения евреев, к которому принадлежал Муса, в наказание за то, что они не послушались своего Господа, когда Он велел им войти в Святую землю, которую Аллах обещал дать им во владение. Испугавшись могущества местных жителей, тогда они сказали:

«О Муса (Моисей)! Мы ни за что не войдём туда, пока они находятся там. Ступай и сражайся вместе со своим Господом, мы же посидим здесь» .

И возмездием за это стало сорокалетнее блуждание в Синайской пустыне.

Аллах ответил на мольбу своего пророка. Наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что могила Мусы находится у пределов Благословенной земли, около красного холма, и если бы они находились там, то он показал бы её своим сподвижникам.

Польза и уроки, извлекаемые их хадиса

  1. Хадис указывает на то, что перед тем как забрать душу у пророков, им предоставлялся выбор: остаться жить в этом мире или сразу переселиться к милости Всевышнего Аллаха. Также и Аиша, жена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), говорила, что перед смертью Пророк произнёс такие слова: «О Аллах! Высшее сообщество» . Так она поняла, что ему была дана возможность выбора между жизнью и смертью, и он сделал свой выбор.
  2. Ангелы имеют способность принимать человеческий вид, как это сделал ангел смерти, когда явился пророку Мусе (мир ему).
  3. Смерть – неизбежная данность, и если бы кто-то и мог избавить себя от смерти, то это сделали бы пророки и посланники Аллаха.
  4. Событие, которое описывается в этом хадисе, говорит о том, что Муса был у Аллаха в особом почёте и имел высокое положение – настолько высокое, что ему была дана власть над ангелом. Будучи человеком, он выбил глаз могущественному ангелу смерти и выгнал его, и если бы не великий почёт, которым Аллах наделил своего пророка, то ангел смог бы ниспослать на него суровое возмездие за подобную строптивость.
  5. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) знал о местонахождении могилы пророка Мусы и указал некоторые приметы: она находится на краю дороги около красного холма.
  6. Муса (мир ему) желал быть похороненным поблизости от Святой земли, а потому нет ничего плохого в том, что человек будет желать, чтобы его похоронили на священных землях (Мекка, Медина, Иерусалим).
  7. Хадис указывает на то, что у Благословенной земли в Палестине есть чётко определённые границы, потому что Муса (мир ему) молил Аллаха приблизить его могилу на расстояние брошенного камня, и похоронен он был за её пределами, а не на её территории.

Из книги «Достоверные пророческие рассказы»
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Р.Г. Тамки́н
Каноническая редакция: М. Каримов
Для сайта «Почему Ислам» –

Коран, сура 5 «Аль-Маида» («Трапеза»), аят 24.

Однажды Муса (мир ему) вошел в город в то время, когда большинство людей отдыхало. По пути он обнаружил, что двух сражающихся мужчин. Один из них был соплеменником Мусы, а другой – египтянин-копт. Соплеменник Мусы (мир ему) попросил его о помощи. Муса (мир ему) вступился за него и убил египтянина, совершенно того не желая. Аллах сообщает нам об этой истории:

«Войдя в город, когда его жители были невнимательны, он встретил двух мужчин, которые дрались друг с другом. Один был из числа его сторонников, а другой был из числа его врагов. Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его врагов. Муса (Моисей) ударил его кулаком и прикончил. Он сказал: «Это - одно из деяний дьявола. Воистину, он является явным врагом, вводящим в заблуждение»». (Сура аль-Касас, аят 15)

Муса (мир ему) сразу же признал свою ошибку, отождествив большой грех с деянием Сатаны, и покаялся Аллаху. Но этот поворот событий круто изменил жизнь Мусы (мир ему). Он бежал из богатого дворца, был вынужден бросить безбедную жизнь принца, в одночасье став преступником. Аллах говорит:

«Утром он отправился в город, оглядываясь со страхом, и вдруг тот, кто попросил его о помощи накануне, вновь позвал его на помощь. Муса сказал ему: «Ты являешься явным заблудшим»». (Сура аль-Касас, аят 18)

Мусе (мир ему) теперь пришлось покинуть столицу из страха за свою жизнь. Это было испытанием для него. Он ушел настолько далеко, насколько мог, невзирая ни на что: ни на имущество, которое он оставил в городе, ни на свое положение, которого он лишился из-за преступления.

По словам некоторых муфассиров, он держал путь в течение восьми дней, пока не пришел в место под названием Мадьян. Муса (мир ему) был один: без семьи, без защиты и без планов на ближайшую жизнь. Однако, когда он вышел к Мадьяну, он почуствовал надежду. Аллах так говорит об этом в Коране:

«Направившись в сторону Мадьяна, он сказал: «Быть может, мой Господь наставит меня на правильный путь»». (Сура аль-Касас, аят 22)

Утомленный и голодный, он остановился у колодца. Муса (мир ему) увидел группу мужчин, поивших свой скот, и двух женщин, терпеливо ожидающих своей очереди, не желая смешивать и толкаться с мужчинами. Он предложил женщинам, принести воду для их скота.

В отличие от других мужчин, Муса (мир ему) не стал игнорировать их, думая, что это не его дело. Вместо этого он увидел нужду этих женщин и жестокое обращение с ними со стороны мужчин, и не смогу остаться безучастным, несмотря на свои личные обстоятельства. Муса (мир ему) проявил надежду и оптимизм. Он обратился к Аллаху с мольбой:

«Он напоил для них скотину, а затем вернулся в тень и сказал: «Господи! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне»». (Сура аль-Касас, аят 24)

В результате своей доброты и самопожертвования, Муса (мир ему)был приглашен отцом этих женщин, которые хотели отблагодарить его за его помощь. Узнав историю Мусы (мир ему), глава семейства предложил жениться на одной из своих дочерей в обмен на десятилетнюю службу. Муса (мир ему) согласился.

Отслужив положенный срок в Мадьяне, Муса (мир ему), по мнению некоторых муфассиров, решил вернуться в Египет, чтобы в тайне посетить свою семью. По дороге домой резко стемнело, и Муса (мир ему) заблудился. Он увидел огонь на горе Тур и решил обратиться за помощью к людям, которые, по его мнению, находились у огня. По прибытию он не обнаружил людей, но к нему обратился Аллах и даровал ему пророчество.

Как мы знаем, Муса (мир ему) стал одним из величайших посланников Аллаха. Тем не менее начало этой миссии было омрачено тяготами и лишениями. Но Муса (мир ему) проявил все свои наилучшие качества: терпение, готовность жертвовать, сострадание, веру и преданность Аллаху.

В его судьбе для нас есть урок: всегда есть что-то, что мы можем сделать, чтобы улучшить свое положение. Это может показаться незначительным, например, предложить помощь тем, кто в ней нуждается, но даже за одно искреннее благодеяние Аллах может благословить нас, и открыть перед нами множество путей.

Аллах даровал Мусе девять знамений: «Мы даровали Мусе девять ясных знамений» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 101).

1. Величайшим из этих знамений было превращение посоха в змею, когда он бросал его на землю: «Что у тебя в правой руке, о Муса?» Он сказал: «Это - мой посох. Я опираюсь на него и сбиваю им листья для моих овец. Я нахожу ему и другое применение». Он сказал: «О Муса! Брось его». Он бросил посох, и тот превратился в змею, которая быстро двигалась. Он сказал: «Возьми её и не бойся. Мы вернём её в прежнее состояние». Сура 20 «Та, ха», аяты 17-21.

Этот посох проглотил десятки верёвок и палок, принесённых колдунами фараона для того, чтобы победить Мусу (мир ему): «Они сказали: «О Муса! Ты бросишь первым или же нам бросать первыми?» Он сказал: «Нет, бросайте вы!» И тут ему представилось, что их верёвки и посохи от их колдовства пришли в движение. Тогда он почувствовал в душе страх. Мы сказали: «Не бойся! Ты одержишь верх. Брось то, что держишь в своей деснице, и оно проглотит содеянное ими. Воистину, содеянное ими - это козни колдуна, а колдун не преуспеет, куда бы он ни пришёл»». Сура 20 «Та, ха», аяты 65-69.

Когда колдуны увидели, что сделала змея Мусы, они поняли, что это - не дело рук человеческих, но знамение Аллаха, Творца людей. И они не смогли удержаться и пали ниц перед Господом миров прямо на глазах у толпы: «Колдуны пали ниц и сказали: «Мы уверовали в Господа Харуна и Мусы!»». Сура 20 «Та, ха», аят 70.

2. Всевышний упоминает в Коране о ещё одном знамении Мусы: «Прижми свою руку к боку, и она покажется уже белой, но без следов болезни. Вот тебе ещё одно знамение!» Сура 20 «Та, ха», аят 22.

Он прятал руку свою в свою рубаху, а когда показывал её вновь, она была белой и светилась, словно луна, хотя при этом у него не было проказы.

Ещё семь знамений Всевышний перечислил в аятах суры «Аль-А"раф = Ограды». Это бедствия, постигшие народ фараона:

Голод и засуха: уровень воды в Ниле сильно упал, а дождей не было;

Нехватка плодов: земля не производила растения, а всё, что вырастало, поражалось заболеваниями и губилось различными природными явлениями;

Потоп, который погубил посевы и разрушал города и деревни;

Саранча, которая пожирала всё;

Вши, которые мучили людей;

Жабы, которые досаждали людям из-за своей многочисленности;

Кровь, которая появлялась в их еде и питье.

«Мы поразили род фараона засушливыми годами и неурожаем плодов, дабы они помянули назидание. Когда их постигало добро, они говорили: «Это - для нас». А когда их постигало зло, они связывали его с Мусой и теми, кто был с ним. Поистине, их дурные предзнаменования были у Аллаха, но большинство из них не знает этого. Они сказали: «Какие бы знамения ты ни показывал, чтобы околдовать нас ими, мы не поверим тебе». Мы наслали на них потоп, саранчу, вшей, жаб и кровь в качестве различных знамений. Однако они возгордились - они были народом грешным». Сура 7 «Ограды», аяты 130-133.

Это девять знамений, дарованных Всевышним Мусе. Однако это далеко не всё - Аллах даровал ему и другие знамения. Например, Муса (мир ему) ударил по поверхности моря своим посохом - и вода расступилась перед ним, и он ударил по камню - и из-под него забили двенадцать источников. Кроме того, израильтянам были ниспосланы манна и перепела, когда они находились в Синайской пустыне... Были и другие знамения.

8 Чудеса пророка Аллаха "Исы (мир ему).

"Иса (мир ему) лепил из глины птиц, а потом дул на них, и они оживали и становились настоящими по воле Всевышнего и посредством Его могущества. Кроме того, он проводил рукой по глазам слепого, и тот прозревал по воле Всевышнего, и он исцелял прокажённых и, проходя мимо умерших, звал их, и Всевышний Аллах оживлял их. В Коране Всевышний упоминает об этом, обращаясь к "Исе: «По Моему соизволению ты лепил фигурки птиц из глины и дул на них, и по Моему соизволению они становились птицами. По Моему соизволению ты исцелял слепого и прокажённого, по Моему соизволению ты выводил покойников живыми из могил» (сура 5 «Трапеза», аят 110).

Ещё одно его чудо - ниспосланная Всевышним с небес по просьбе апостолов скатерть с угощением. Она была именно такой, как просил "Иса, - праздником для первого и последнего из них: «Вот сказали апостолы: «О "Иса, сын Марьям! Может ли твой Господь ниспослать нам трапезу с неба?» Он сказал: «Бойтесь Аллаха, если вы верующие». Они сказали: «Мы хотим отведать её, чтобы наши сердца успокоились, чтобы мы узнали, что ты сказал нам правду, и чтобы мы были свидетелями о ней». "Иса, сын Марьям, сказал: «О Аллах, Господь наш! Ниспошли нам трапезу с неба, которая была бы праздником для всех нас, от первого до последнего, и знамением от Тебя. Надели нас уделом, ведь Ты - Наилучший из дарующих удел». Аллах ответил: «Я ниспошлю её вам, но если кто-либо после этого не уверует, то Я подвергну его таким мучениям, которым Я не подвергал ни одно [создание] из всех миров»». Сура 5 «Трапеза», аяты 112-115.

Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин:

Ангел смерти в обличии человека пришел к посланнику Аллаха Мусе (Мир ему), чтобы забрать его душу. Но воспротивившись этому Муса (Мир ему) ударил его и выбил ему глаз. Ангел вернулся к Всевышнему и сказал: «Ты меня послал к рабу, который не хочет умирать». Всевышний вернул ангелу его глаз и сказал: «Вернись к нему и скажи, чтобы он положил руку на спину быка, и ему будет предоставлено столько лет, сколько волосинок на спине этого быка покроет его рука». Затем (когда ангел вернулся к Мусе и рассказал ему о словах Аллаха) Муса (Мир ему) спросил: «А что потом?» Он ответил (то есть Ангел смерти): «Потом смерть». Муса сказал: «Тогда сейчас» (т. е. забери мою душу сейчас), и попросил Аллаха приблизить его к святой земле на бросок камня. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы я был там, то обязательно показал бы вам его могилу у дороги рядом с красным холмом» . Этот хадис находится в сборниках Аль-Бухари и Муслима. (Согласованный хадис. Аль-Бухари 1339, Муслим 2372).

Автор привел этот хадис в книге, где говорится о вероубеждениях, только потому, что некоторые аль-мубтади‘а (те, которые занимаются нововведением в Исламе) отрицают этот хадис, говоря, что Пророк Муса (Мир ему), не мог ударить ангела. Но мы возразим им и скажем, что ангел пришел к Мусе (Мир ему) в обличии человека, и Муса (Мир ему) не знал, кто хочет забрать у него жизнь и желает ему смерти, а человеческая природа такова, что она требует от того, чью душу хотят забрать, противиться этому и защищаться. И если бы Муса (Мир ему) знал, что к нему пришел ангел, он бы не ударил его. Поэтому он повиновался ему, когда он явился во второй раз, принеся с собой доказательства того, что он ангел, посланный Всевышним, а доказательством этим является предоставление ему стольких лет жизни, сколько волосков накроет его рука.

[Примечание от редактора стенограммы]:

Как сообщил Ибн Хаджар, некоторые еретики отрицают данный хадис. Опровергая их точку зрения, он сказал: «Муса выбил глаз Ангелу смерти, потому что увидел его в образе человека, пробравшегося в его дом без разрешения. Он не знал, что это Ангел смерти. Законотворец разрешил выколоть глаз тому, кто подсматривает за мусульманином в его доме без разрешения. Когда ангелы пришли к Ибрахиму и Луту в человеческом обличье, те тоже не сразу узнали их, ведь если бы Ибрахим узнал их, то он не стал бы предлагать им поесть, а если бы Лут узнал их, то он не стал бы опасаться за них». [Эту версию передали Ахмад в «Муснаде» и ат-Табари. См.: Фатх аль-Бари (6/442)].



Сказал имам Абу Бакр Мухаммад Ибн Исхак Ибн Хузейма (224-310 г.х.):

«Один сторонник нововведений и джахмит порицал этот хадис и отверг его, и сказал: «Либо Муса узнал ангела смерти, либо же не узнал его. Если он узнал его – то причинил ему несправедливость, и унизил того, кого послал к нему Аллах, а кто унизил посланного Аллахом – попытался унизить Аллаха. Если же Муса не узнал его, то бессмысленна передача того, кто передал, что ангел явился к нему воочию! И также хашавиты утверждают, что Аллах не дал ангелу смерти получить воздаяние равным за удар и выбитие глаза, а Аллах не причиняет никому несправедливость!»

Скажу: это возражение того, кого Аллах ослепил и лишил понимания, и не показал ему благоразумия! И смысл хадиса – правильный, однако не тот, который подумал джахмит.

И это потому, что Аллах не посылал к Мусе ангела смерти, желая в этот момент забрать его дух, однако послал его, желая испытать и проверить Мусу – подобно тому, как Аллах приказал своему любимцу Ибрахиму зарезать своего сына. И не хотел Всевышний, чтобы этот поступок дошёл до конца и Ибрахим действительно убил своего сына, и в итоге Ибрахим вместо этого зарезал большое жертвоприношение. «Мы воззвали к нему: "О Ибрахим (Авраам)! Ты оправдал сновидение"» (Ас-Сафат, 104-105).

Если бы Аллах действительно хотел бы забрать душу Мусы в тот момент, когда послал к нему ангела смерти – то произошло бы то, что Аллах хотел, ведь Аллах говорит: «Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: "Будь!" - как это сбывается». (Ан Нахль, 40).

Что же касается удара Мусы, то он был дозволенным для него, ведь он увидел персону в человеческом облике, который вторгся к нему, и не знал, что это ангел смерти.

И Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) дозволил выбить глаз тому, кто подсматривает в дом другого мусульманина без разрешения, передал этот хадис Бишр Ибн Нахик от Абу Хурейры, что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Кто подглядывает в чей то дом без разрешения, то выбейте ему глаз, и не будет за это ни воздаяния равным, ни выкупа».



И ведь невозможно, чтобы Муса (мир ему) знал, что это пришёл ангел смерти, и выбил ему глаз.

И ведь ангелы приходили к любимцу Аллаха Ибрахиму, а Ибрахим не узнал их сначала, пока они не дали ему знать, что они посланцы Аллаха. Сказал Аллах: «Наши посланцы принесли Ибрахиму радостную весть и сказали: "Мир!" Он сказал: "И вам мир!" - и поторопился, чтобы принести жареного теленка. Увидев, что они не дотрагиваются до еды, он усомнился в них и почувствовал страх перед ними. Посланцы сказали: "Не бойся! Воистину, мы посланы к народу Лута» (Худ, 69-70).

И если бы Ибрахим знал бы с самого начала, что это ангелы Аллаха, то никогда не стал бы предлагать им жареного теленка, ведь ангелы не едят.

А когда он испугался их, они сказали ему: «Не бойся! Мы посланы к народу Лута».

Аллах также сказал: «Когда Наши посланцы явились к Луту (Лоту), он огорчился из-за них, почувствовал себя стесненным и сказал: "Это - тяжкий день"». (Худ, 77).

И если бы он знал, что они посланцы Аллаха, то ни за что не огорчился бы из-за их приезда и не почувствовал бы себя стесненным.

И пришёл также ангел к Марьям, а она не узнала его, и попросила у Аллаха защиты от него.

– А если бы Марьям знала с самого начала, что это ангел пришёл к ней обрадовать ее мальчиком, который будет исцелять слепого, и прокаженного, и будет Пророком – то ни за что не стала бы просить у Аллаха защиты от него.

И два ангела зашли к Дауду (мир ему) в обликах людей, обратившихся к нему на суд, и он не знал о них, а Аллах послал их чтобы Дауд извлёк урок из иска одного из них против другого, и знал, что то что он сделал не было правильным, и Аллах принял покаяние Дауда.

Сказал Аллах: «Дауд убедился, что Мы подвергли его искушению, попросил прощения у своего Господа, пал ниц и раскаялся» (Сод, 24).

И пришёл также к нашему Пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) Джибриль, и спросил его про Иман и Ислам, и Джибриль был в таком облике, что его не узнал ни Пророк, ни кто-то из его сподвижников. И лишь когда он ушёл, рассказал Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) что это был Джибриль, и сказал: «Всякий раз когда он приходил ко мне в каком то облике – я узнавал его, кроме этого раза».

И в некоторые разы Джибриль приходил к Пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) в одном облике, в некоторые другом. И Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) рассказал, что видел Джибриля в том облике, в котором тот был сотворен, лишь два раза.

Что же касается слов джахмита: «Почему же Аллах не дал ангелу смерти получить воздаяние равным за удар и выбитый глаз» - то это довод на его невежества. Откуда он вообще взял, что между людьми и между ангелами есть воздаяние равным? И с чего он взял, что ангел смерти сам хотел воздание равным, а Аллах не дал ему?

И в общем, посланник может приказать что-то, с целью испытать, не желая чтобы действие к которому он приказывает свершилось в действительности.

Как приказал Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) установить хадд над человеком, про которого женщина ложно сказал, что он вступил с ней в половую связь – а он сам не признавался, и не было свидетелей - и она видя как готовятся убить невиновного, не выдержала и призналась кто действительно совершил с ней зина, а кто был невиновен.

Точно также, Пророк Сулейман (мир ему), сын Дауда (мир ему), приказал разрезать младенца на две части, желая понять, кто из двух претенденток на него действительно является его матерью, потому что мать проявить жалость к младенцу и мягкость. И когда одна из них согласилась резать его, а другая согласилась отдать его первой – лишь бы его не резали – стало ясным и явным Сулейману (мир ему), кто настоящая мать младенца – та, которая выбрала его жизнь.

И точно таким же образом Аллах отправил ангела смерти к Мусе (мир ему) – чтобы испытать Мусу (мир ему), но не желая, чтобы его душа была действительно забрана в этот момент.

И наш Посланник (салла Ллаху `алейхи уа салам) рассказал нам в достоверном хадисе, что Всевышний Аллах не забирал жизнь кого-то из Пророков до того, как показать ему его место в Раю и дать ему выбор – хочет он жить еще, или умереть.

Поэтому, не стал бы Аллах приказывать ангелу смерти действительно забрать Мусу (мир ему), до того как показать ему его место в Раю, и дать ему выбор – жить еще или умереть и войти в Рай. А Аллаху принадлежит наставление на прямой путь».