Исповедь во время службы. Таинство исповеди: как и когда нужно исповедаться

Когда человек хочет открыться перед Богом в своих проступках, он не всегда понимает, как это нужно сделать. Особое затруднение вызывают грехи на исповеди. Перечень своими словами кратко не все могут сформулировать. Какие из них важные, а какие можно пропустить? Что именно считается грехом?

Обряд покаяния

Исповедь в христианской вере - признание в совершенных грехах перед священником, который является свидетелем вашего покаяния от имени Христа. Специальными молитвами и разрешительными словами священник прощает грехи всем, кто искренне о них сожалеет. По правилам христианской церкви:

  1. Проходить обряд могут все, кому уже исполнилось 7 лет.
  2. Представитель церкви не может принуждать исповедоваться. Это решение добровольное.

Во время процедуры мирянин должен перечислить все, что считает нужным. Если же он затрудняется, Святой отец может подтолкнуть его наводящими вопросами. Лучше, когда у каждого православного есть свой духовный наставник, который знает человека с детства и может помогать ему расти духовно, выступать не только в роли священника, но и учителя.

Сегодня по всем законам исповедь является тайным делом, а священник не может быть осужден, если он отказался раскрыть факты, известные ему из исповеди. Это сделано для того, чтобы любой человек мог очистить свою душу, так как все имеют на это право. Чтобы чувствовать себя уверенно у священника, нужно все хорошо обдумать заранее и подготовиться .

Как приготовиться к исповеди в церкви?

Вот некоторые советы, которые дают духовные наставники:

  1. Нужно разобраться и понять, что вы делали не так. Осознать свои проступки, совершенные перед Богом и людьми.
  2. Приготовьтесь к простой беседе. Не думайте, что сейчас с вас буду требовать знания какого-то особого церковного языка. Все как у людей в миру.
  3. Не бойтесь признаваться даже в самых страшных, по вашему мнению, грехах. Бог знает все, и вы его не удивите. Впрочем, как и священника. За годы своего служения, он услышал всякое. К тому же все мы одинаковы в своем большинстве, поэтому ничего особенно нового вы не можете ему рассказать. Не переживайте, он не осудит. Не для этого Святой отец пришел на службу.
  4. Не говорите о мелочах. Подумайте о серьезных вещах. Вспомните, как вы относились к Богу и ближним. Под близкими людьми церковь понимает всех, кого вы встретили и даже успели обидеть.
  5. Попросите прощения у тех, кто рядом лично, кто далеко - мысленно.
  6. Прочитайте специальные молитвы накануне.

Исповедь должна стать регулярной для человека, который хочет духовно расти над собой. Это поможет более ответственно относиться к своей жизни и людям находящимся рядом.

В этом видео будет даны все ответы на волнующие вас вопросы про этот обряд:

Как правильно написать грехи на исповедь?

Считается, что при перечислении своих проступков использовать их список неправильно. Необходимо произносить так. Но некоторые люди волнуются и не могут собраться с мыслями, поэтому можно составить черновик для себя. Это поможет привести мысли в порядок и ничего не забыть.

Разделите лист бумаги на такие колонки:

  1. Грехи против Бога.

Сюда вы запишите:

  • Кощунство.
  • Неисполнение своих обетов.
  • Мысли о самоубийстве.
  • Недовольство судьбой.
  1. Грехи против близких .

А именно:

  • Неуважение родителей.
  • Обида.
  • Зависть, злорадство, ненависть.
  • Клевета.
  • Осуждение.
  1. Преступления против своей души:
  • Лень.
  • Самолюбование.
  • Сквернословие.
  • Самооправдание.
  • Блуд.
  • Неверие.
  • Нетерпение.

Какие грехи перечислять на исповеди?

Итак, попробуем выделить более подробно самые часто встречающиеся и требующие внимания в список:

  • Позволяла себе быть недовольной жизнью данной мне Богом и людьми окружающими меня.
  • Имела смелость ругать детей своих и гневаться на близких.
  • Сомневалась в честности.
  • Осуждала других за их грехи, слабость.
  • Ела пищу вредную для здоровья и пила напитки неполезные.
  • Не прощала обидевших меня.
  • Расстраивалась из-за убытков.
  • Пользовалась чужим трудом.
  • Не оберегала себя от болезней и не ходила к врачам.
  • Обманывала сама.
  • Отмечала праздники пьянками и земными увлечениями.
  • Смеялась над чужим проступком.
  • Верила приметам, соблюдала их.
  • Желала себе смерти.
  • Давала плохой пример своей жизнью.
  • Увлекалась примеркой нарядов и драгоценностей.
  • Клеветала на людей.
  • Искала виновников своих проблем.
  • Посещала гадалок, экстрасенсов.
  • Являлась причиной раздора между людьми.
  • Ревновала.
  • Пользовалась пищей для получения удовольствия, а не для удовлетворения голода.
  • Ленилась.
  • Боялась страданий.

Мы постарались вспомнить и подобрать самые жизненные ситуации. Как можно заметить, некоторые из грехов истинно женские. Но есть такие, которые совершает только сильная половина человечества. Их мы тоже разобрали и оформили списком ниже.

Покаяние для мужчины

Вот такая заготовка для мужчин, которые не могут сформулировать некоторые свои проступки, а может, не заметили их вовсе:

  • Сомневался в Боге, вере, жизни после смерти.
  • Насмехался над несчастным, убогим.
  • Был ленивым, тщеславным, гордым.
  • Уклонялся от службы в армии.
  • Не выполнял обязанностей.
  • Дрался, дебоширил.
  • Оскорблял.
  • Соблазнял замужних женщин.
  • Пьянствовал, принимал наркотики.
  • Отказывал в помощи просящим.
  • Воровал.
  • Унижал, хвастался.
  • Вступал в корыстные споры.
  • Хамил и вел себя нагло.
  • Боялся.
  • Играл в азартные игры.
  • Помышлял о самоубийстве.
  • Рассказывал пошлые анекдоты.
  • Не отдавал долг.
  • Шумел в храме.

Конечно, перечислить все грехи невозможно. У каждого к тому же есть такие, о которых трудно догадаться. Но теперь вам будет понятно, как мыслить. Оказывается, элементарные вещи, к которым мы казалось бы привыкли, являются грехом .

Итак, мы постарались помочь вам разобраться, какие возможно называть грехи на исповеди. Перечень своими словами кратко оформили списком в данной статье для удобства.

Видео: что говорить на исповеди священнику

В данном ролике протоирей Андрей Ткачев расскажет, как правильно подготовиться к исповеди, какие слова говорить святому отцу:

Исповедь (покаяние) - одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них. Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).Ив другом месте: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам - епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.

Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.

Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.

Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не

прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.

Неблагодарность Богу.

Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием.

Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект.

Упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем).

Клятва именем Господа.

Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений.

Мысли о самоубийстве.

Игра в карты и прочие азартные игры.

Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.

Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные Дни.

Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.

Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы.

Нарушение обетов, данных Богу.

Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.

Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения.

Осуждение Церкви и ее служителей.

Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.

Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога.

Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.

Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн.

Самонадеяние, человеконадеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

Воспитание детей вне христианской веры.

Вспыльчивость, гнев, раздражительность.

Высокомерие.

Лжесвидетельство.

Насмешливость.

Скупость.

Невозвращение долгов.

Неуплата за труд заработанных денег.

Неоказание помощи нуждающимся.

Непочитание родителей, раздражение их старостью.

Непочтение к старшим.

Неусердие в своей работе.

Осуждение.

Присвоение чужого - воровство.

Ссоры с соседями и ближними.

Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта).

Убийство словом - доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.

Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.

Многословие, пересуды, празднословие. ,

Беспричинный смех.

Сквернословие.

Самолюбие.

Делание добрых дел напоказ.

Тщеславие.

Желание обогатиться.

Сребролюбие.

Зависть.

Пьянство, употребление наркотиков.

Чревоугодие.

Любодеяние - разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг.

Блуд - физическая близость лиц, не связанных узами брака.

Прелюбодеяние - нарушение супружеской верности.

Блуд противоестественный - физическая близость лиц одного пола, рукоблудие.

Кровосмешение - физическая близость с близкими по родству или кумовству.

Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете - это все грехи и против Бога (т. к. преступают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его), и против ближних (т. к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя (т. к. препятствуют спасительному устроению души).

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на

отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды - необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь - это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего - жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя - это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».

Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.

Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим

Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, молено дать им прочесть следующий список возможных прегрешений:

Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли всвязи с этим утреннее молитвенное правило?

Не садился ли за стол, не помолившись и не ложился ли спать без молитвы?

Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?

Каждое ли воскресенье ходил в церковь?

Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?

Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?

Не произносил ли без надобности имя Божие?

Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?

Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?

Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?

Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?

Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?

Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?

Не гадал ли, не ворожил?

Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?

Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?

Спорил ли с кем-либо - только ради того, чтобы взять верх в споре?

Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?

Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?

Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?

Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?

Не обижал ли младших?

Не мучил ли животных?

Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?

Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?

Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?

Не сквернословил ли?

Не играл ли в карты?

Не занимался ли рукоблудием?

Не присваивал ли себе чужого?

Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?

Не ленился ли помогать родителям по дому?

Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?

Не завидовал ли другим?

Приведенный перечень - лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей - настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди - это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследова-ния, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена - все отвечают вполголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются; священник, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает ее на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения.

Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в пре-

дыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть Самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним - Самому Спасителю.

В больших храмах из-за большого количества кающихся и невозможности священника принять исповедание от всех желающих, обычно практикуется «общая исповедь», когда священник перечисляет вслух наиболее распространенные грехи и стоящие перед ним исповедующиеся каются в них, после чего все по очереди подходят под разрешительную молитву. Тем, кто ни разу не был на исповеди или не исповедовался несколько лет, следует избегать общей исповеди. Таковым нужно обязательно пройти исповедь частную - для чего нужно выбрать либо будний день, когда в храме не так много исповедующихся, либо найти приход, где совершается только частная исповедь. Если же такой возможности нет, нужно на общей исповеди подойти к священнику за разрешительной молитвой в числе последних, дабы никого не задерживать, и, объяснив ситуацию, открыться ему в содеянных грехах. Так же должны поступить и те, кто имеет тяжкий грех.

Многие подвижники благочестия предупреждают, что тяжкий грех, о котором исповедующийся промолчал на общей исповеди, так и остается не раскаянным, а значит и не прощенным.

После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.

В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию - духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения грехбвных навыков. К епитимий нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. В случае невозможности по разным причинам исполнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил.

Желающие не только исповедаться, но и причаститься, должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое приготовление говением.

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае - три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища - мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов - и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди - вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в

один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие - не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5-6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв ко Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо придти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Причащение Святых Христовых Тайн есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, гл. 26, стихи 26-28).

Во время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии - хлеб и вино таинственным образом превращаются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.

Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» (Евангелие от Иоанна, гл. 6, стихи 53 - 54).

Таинство Причащения - непостижимо великое, поэтому и требует предварительного очищения Таинством Покаяния; исключение составляют лишь младенцы до семи лет, которые причащаются без приготовления, положенного для мирян. Женщинам необходимо стереть с губ помаду. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают один земной (если день будний) или поясной - (если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв при-

частники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении подходят к Святой Чаше. Сложился благочестивый обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них - женщины. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста, принимает Святые Дары - Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. После от-пуста (заключительных слов богослужения) причастники подходят ко Кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы после Святого Причащения. После прослушивания молитв причастники чинно расходятся, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела. В день после причащения Святых Тайн не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке не прикладываются. Прикладываться можно лишь к иконам, Кресту и Евангелию. Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще больше молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим желательно воздержаться от курения. Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. То, что в день причастия нельзя здороваться за руку - предрассудок. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.

В случаях болезни и немощи причащаться можно на дому. Для этого на дом приглашается священник. В зави-

симости от своего состояния болящий в должной мере подготавливается к исповеди и причастию. В любом случае причащаться он может только натощак (за исключением умирающих). Дети до семи лет на дому не причащаются, так как они, в отличие от взрослых, могут причащаться только Кровью Христовой, а запасные Дары, которыми причащает священник на дому, содержат только частицы Тела Христова, напитанные Его Кровью. По этой же причине младенцы не причащаются на литургии Преждеосвящен-ных Даров, совершаемой в будние дни во время Великого Поста.

Каждый христианин либо сам определяет время, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, либо делает это по благословению своего духовного отца. Существует благочестивый обычай причащаться не реже пяти раз в году - в каждый из четырех многодневных постов и в день своего Ангела (день памяти святого, имя которого носишь).

Как часто необходимо причащаться, дает благочестивый совет преподобный Никодим Святогорец: «Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно.

Но как мы и телом стеснены, и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается...

Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат восстановить его в силе, и когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа».

Издано православным приходом во имя Преподобного Серафима Саровского, г. Новосибирск.

Собираясь на церковную исповедь первый раз в жизни, большинство людей беспокоятся – как правильно исповедаться, что надо говорить батюшке в начале, как перечислять грехи, какими словами заканчивать исповедь. На самом деле беспокойство это, хотя и оправдано, но не должно затмевать главного – осознания своей греховности и готовности освободится от ее груза перед Богом. Самое важное, что должен понять исповедующийся, это то, что для Бога не существует ни богатых, ни бедных, ни успешных, ни неудачников, ко всем Он относится ровно и всех ожидает с одинаковой любовью. Поэтому не столь важно научиться говорить правильные слова, сколько сохранять правильное настроение духа, которое и будет лучшим помощником во время исповеди. В Послании апостола Павла к Евреям говорится: «Господь и намерения целует» (Евр. 4, 12), что в принципе отражает и отношение Церкви к желающему исповедаться. Однако, чтобы облегчить процесс исповеди самому исповеднику и ее восприятие священником, и чтобы путаная, сбивчивая речь не занимала слишком много времени во время службы, желательно, конечно, ориентироваться на некоторый «план» раскаяния.

Как нужно исповедоваться и что нужно говорить батюшки на исповеди

Наилучшие указания о том, как лучше подготовиться к исповеди, как вести себя накануне, когда лучше прийти в храм, можно получить только у священника того храма, в котором вы решили исповедаться. Но, несмотря на некоторые различия в устоях (устоях, но не Уставе!) разных храмов, основные правила подготовки и проведения исповеди везде одинаковы:

  1. За 3 дня до исповеди рекомендуется говение – соблюдение поста (не есть мясных, молочных и яичных продуктов), чтение положенных перед исповедью и Причастием Канонов и молитв.
  2. При возможности желательно в эти дни посещать богослужения в храме, не посещать увеселительных мероприятий, развлечений, не увлекаться телевизором, лучше читать душеполезную литературу.
  3. В эти же дни нужно полностью углубиться в воспоминание своих грехов, можно записать их на листочек (чтобы потом зачитать этот перечень перед священником), читать покаянные молитвы, чтобы до конца проникнуться отвращением к своим греховным проступкам.
  4. Перед исповедью обязательно посещение вечерней службы (в некоторых приходах исповедь совершается, в основном, на вечерней службе).

Как правильно исповедаться что надо говорить батюшке в начале

Что говорить священнику

Непосредственно перед исповедью постарайтесь внимательно выслушать молитву священника, читаемую им для пришедших исповедаться, назвать свое имя и спокойно дожидаться своей очереди.

Подойдя к священнику, перекреститесь, далее священник сам скажет «целуйте Евангелие, целуйте крест», вам просто нужно будет это сделать. Пусть вас не тревожат мысли о том, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке. Пример стандартной исповеди современного человека можно найти в любой церковной лавке, где продаются брошюры с пояснениями для желающих причаститься или исповедаться. Вооружитесь только твердой уверенностью в то, что исповеданные грехи непреложно прощаются Господом и навеки стираются из вашей Книги жизни.

Обычно священник сам спрашивает: «В чем вы согрешили перед Господом», тогда можно сказать: «Исповедаю аз многогрешный (или многогрешная, и назвать свое имя) вся моя согрешения…» Если церковнославянский стиль кажется вам высокопарным и неудобным, говорите своими словами – согрешил(а) тем-то и тем-то, перечисляя грехи, перечень которых составили накануне.

Не стоит углубляться в подробности, называйте грехи точными определениями, принятыми в Церкви, если батюшка начнет сам спрашивать о подробностях – тогда рассказывайте как есть. С перечнем грехов, который занимает не одну страницу, можно также ознакомиться в церковных брошюрках, а можно исповедоваться по заповедям, то есть, перебрав все 10 заповедей, оценить, как вы их соблюдали (или не соблюдали).

Окончание исповеди

В конце исповеди батюшка спросит, все ли грехи вы открыли перед Господом, не утаили ли чего. Обычно также спрашивают, каетесь ли вы в совершенных грехах, жалеете ли о содеянном, имеете ли твердое решение впредь не совершать подобное и так далее. Вам просто нужно будет ответить на все эти вопросы, затем батюшка накроет вас епитрахилью (элемент священнического облачения) и прочитает над вами разрешительную молитву. Затем сам подскажет и покажет, что нужно делать дальше, как креститься, что целовать (крест и Евангелие) и, если вы готовились и к Причастию, благословит дожидаться Причастия или прийти на исповедь еще раз.

Готовясь к исповеди, постарайтесь заранее поговорить с батюшкой о вашем намерении освободиться от груза грехов, особенно, если вы это делаете впервые. Только священник будет вашем лучшим руководителем в столь интимном и богоугодном деле, как исповедь. Поэтому не стоит напрасно волноваться («правильно ли я говорю, что обо мне подумает батюшка»), лучше постарайтесь назвать все грехи без утайки, всем сердцем сокрушаясь о своей вине и всецело предаваясь Господней любви и милости.

Что такое исповедь?

Для чего она нужна, и как правильно называть грехи на исповеди?

Почем нужно исповедоваться именно священнику?

Как правильно подготовиться таинству тем, кто хочет покаяться впервые?

Все эти вопросы рано или поздно задает себе каждый православный человек.

Давайте вместе разберемся во всех тонкостях этого таинства.

Исповедь для православного человека – что это?

Покаяние или исповедь – это таинство, во время которого человек устно открывает свои грехи Богу в присутствии священника, который имеет власть отпускать грехи от Самого Господа Иисуса Христа. Господь во время своей земной жизни дал своим апостолам, а через них и всем священникам власть прощать грехи. Во время исповеди человек не только кается в совершенных грехах, но и дает обещание больше их не повторять. Исповедь – это очищение души. Многие думают: «Я знаю, что все равно, даже после исповеди, буду снова совершать этот грех (например, курение). Так зачем мне исповедоваться?» Это в корне неверно. Вы же не думаете: «Зачем мне мыться, если я все равно завтра испачкаюсь». Вы все равно принимаете ванну или душ, потому что тело должно быть чистым. Человек слаб по своей натуре, и будет грешить на протяжении всей своей жизни. Вот для этого и нужна исповедь, чтобы время от времени очищать душу и работать над своими недостатками.

Исповедь для православного человека очень важна, ведь во время этого таинства происходит примирение с Богом. Исповедоваться нужно как минимум раз в месяц, но если у вас есть потребность делать это чаще, пожалуйста. Главное знать, как правильно называть грехи на исповеди.

За некоторые особо тяжкие грехи священник может назначить епитимью (с греческого «наказание» или «особое послушание»). Это может быть продолжительная молитва, пост, милостыня или воздержание. Это своего рода лекарство, которое поможет человеку избавиться от греха.

Несколько рекомендаций для тех, кто хочет исповедоваться впервые

Как и перед любым таинством, к исповеди нужно подготовиться. Если вы впервые решили покаяться, то нужно узнать, когда в вашем храме обычно проводится таинство. В основном его проводят в праздники, субботу и воскресенье.

Как правило, в такие дни много желающих исповедоваться. И это становится настоящим препятствием для тех, кто хочется исповедоваться впервые. Некоторые стесняются, а другие бояться сделать что-нибудь не так.

Будет хорошо, если вы перед первой исповедью обратитесь к священнику с просьбой назначить вам время, когда вы и священник останетесь наедине. Тогда вас никто не будет смущать.

Можете сделать себе небольшую «шпаргалку». Запишите на листок бумаги грехи, чтобы от волнения ничего не упустить на исповеди.

Как правильно называть грехи на исповеди: какие грехи нужно называть

Многие, особенно те, кто только начал свой путь к Богу, бросаются из крайности в крайность. Одни сухо перечисляют общие грехи, выписанные, как правило, из церковных книг о покаянии. Другие, напротив, начинают настолько подробно описывать каждый совершенный грех, что это становится уже не исповедью, а рассказом о себе и своей жизни.

Какие же грехи называть на исповеди? Грехи делят на три группы:

1. Грехи против Господа.

2. Грехи против ближних.

3. Грехи против своей души.

Давайте подробнее рассмотрим каждую в отдельности.

1. Грехи против Господа . Большинство современных людей отдалились от Бога. Не посещают храмы или делают это крайне редко, а о молитвах в лучшем случае только слышали. Однако если вы верующий человек, то не скрывали ли вы своей веры? Может, стеснялись перекреститься перед людьми или сказать, что вы верующий человек.

Хула и ропот на Бога – один из самых серьезных и тяжких грехов. Этот грех мы совершаем, когда жалуемся на жизнь и считаем, что несчастнее нас никого на свете нет.

Кощунство . Вы совершили этот грех, если когда-нибудь насмехались над обычаями или таинствами Церкви, в которых ничего не понимаете. Анекдоты про Бога или православную веру – это тоже кощунство. И неважно, слушаете вы их или рассказываете.

Ложная клятва или божба . Последние говорит о том, что в человеке нет страха перед величием Господа.

Неисполнение своих обетов . Если вы дали обет Богу совершить какое-либо благое дело, но не сдержали его, этот грех обязательно нужно исповедовать.

Не молимся ежедневно дома . Именно через молитву мы общаемся с Господом и Святыми. Просим их заступничества и помощи в борьбе со своими страстями. Без молитвы не может быть ни покаяния, ни спасения.

Интерес к оккультным и мистическим учениям, а также языческим и инословным сектам, ворожба и гадания . На самом деле, такой интерес может быть не только губителен для души, но и для психического и физического состояния человека.

Суеверие . Кроме суеверий, которые нам достались от наших предков-язычников, мы стали увлекаться и нелепыми суевериями новомодных учений.

Небрежение о своей душе . Удаляясь от Бога, мы забываем о своей душе и перестаем ей уделять должное внимание.

Мысли о самоубийстве, азартные игры .

2. Грехи против ближних .

Непочтительное отношение к родителям . Мы должны с благоговением относиться к своим родителям. Это же касается и отношения учеников к своему учителю.

Обида, нанесенная ближнему . Причиняя обиду близким, мы наносим вред его душе. Мы так же совершаем этот грех, когда советуем своим ближним что-то порочное или дурное.

Клевета . Наговаривать напраслину на людей. Обвинять человека, не имея уверенности в его виновности.

Злорадство и ненависть . Этот грех приравнивается к человекоубийству. Мы должны помогать и сострадать ближнему.

Злопамятство . Оно показывает, что наше сердце переполнено самолюбием и самооправданием.

Непослушание . Этот грех становится началом для более серьезных зол: дерзость против родителей, воровство, лень, обман и даже убийство.

Осуждать . Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам буду мерить» Осуждая человека за ту, или иную слабость, мы можем впасть в такой же грех.

Воровство, скупость, аборты, воровство, поминание усопших спиртными напитками .

3. Грехи против своей души .

Лень . Не ходим в храм, сокращаем утренние и вечерние молитвы. Занимаемся празднословием, в то время как нужно работать.

Ложь . Все плохие дела сопровождаются ложью. Недаром сатану называют отцом лжи.

Лесть . Сегодня это стало оружием для достижения земных благ.

Сквернословие . Этот грех сегодня особенно распространен среди молодых людей. От сквернословия душа грубеет.

Нетерпение . Мы должны учиться сдерживать свои негативные эмоции, чтобы не нанести вред своей душе и не обидеть близких.

Маловерие и неверие . Верующий человек не должен сомневаться в милосердии и мудрости Господа Нашего Иисуса Христа.

Прелесть и самообольщение . Это мнимая близость к Богу. Человек, страдающий этим грехом, считает себя практически святым и ставит себя выше других.

Долгое сокрытие греха . В результате страха или стыда, человек не может открыть совершенный грех на исповеди, считая, что ему уже не спастись.

Отчаяние . Этот грех часто преследует людей, которые совершили тяжкие грехи. Его обязательно нужно исповедовать, чтобы предотвратить непоправимые последствия.

Обвинение других и самооправдание . Наше спасение заключается в том, чтобы мы могли признать себя и только себя виновными в своих грехах и поступках.

Это основные грехи, которые совершает практически каждый человек. Если ранее во время исповеди озвучивали грехи, которые больше не повторяли, то их исповедовать еще раз не нужно.

Блуд (в том числе и брак без венчания), кровосмешение, прелюбодеяние (измена), половые отношения между людьми одного пола.

Как правильно называть грехи на исповеди – можно ли их написать на бумаге и просто отдать священнику

Иногда, чтобы настроиться на исповедь и не переживать, что во время таинства что-то забудешь, пишут грехи на бумаге. В связи с этим многие задаются вопросом: можно написать грехи на листке бумаги и просто отдать священнику? Однозначный ответ: Нет!

Значение исповеди именно в том, чтобы человек озвучил свои грехи, оплакал их и возненавидел. Иначе это будет не покаяние, а написание доклада.

Старайтесь со временем вовсе отказаться от каких-либо бумажек, а рассказывать на исповеди именно о том, что тяготит вашу душу именно в этот момент.

Как правильно называть грехи на исповеди: с чего начать исповедь и как закончить

Подойдя к священнику, постарайтесь выбросить из головы мысли о земном и прислушайтесь к своей душе. Начните исповедь со слов: «Господи, согрешила перед Тобой» и начинайте перечислять грехи.

Не нужно перечислять грехи в подробностях. Если вы, к примеру, что-то украли, то не нужно рассказывать священнику где, когда и при каких обстоятельствах это произошло. Достаточно просто сказать: Согрешила воровством.

Однако и совсем сухо перечислять грехи не стоит. Например, вы подходите и начинаете говорить: «Согрешила гневом, раздражением, осуждением и т.д.» Это тоже не совсем правильно. Лучше будет сказать так: «Согрешила, Господи раздражением к мужу» или «Постоянно осуждаю соседку». Дело в том, что священник во время исповеди может дать вам совет, как бороться с той или иной страстью. Именно эти уточнения помогут ему разобраться в причине вашей слабости.

Закончить исповедь можно словами «Каюсь, Господи! Спаси и помилуй мя грешную!»

Как правильно называть грехи на исповеди: что делать, если стыдно

Стыд во время исповеди – это вполне нормальное явление, ведь нет таких людей, которым было бы приятно рассказывать о не самых приятных своих сторонах. Но с ним нужно не бороться, а постараться пережить, перетерпеть его.

Прежде всего, вы должны понимать, что вы исповедуете свои грехи не священнику, а Богу. Поэтому стыдно должно быть не перед священником, а перед Господом.

Многие думают: «Если я все расскажу священнику, он, наверное, будет меня презирать». Это абсолютно не важно, главное, выпросить прощение у Бога. Вы должны четко решить для себя: получить избавление и очистить душу или же продолжать жить в грехах, погружаясь в эту грязь все больше.

Священник только посредник между вами и Богом. Вы должны понимать, что во время исповеди Сам Господь стоит незримо перед вами.

Хочется еще раз сказать, что только в таинстве исповеди человек с сокрушенным сердцем кается в грехах. После чего над ним читается разрешительная молитва, которая и освобождает человека от греха. И помните, тот, кто скроет грех во время исповеди, приобретет еще большее прегрешение перед Богом!

Со временем, вы избавитесь от стыда и страха и будете лучше понимать, как правильно называть грехи на исповеди.

На вопросы отвечает насельник Даниловой обители иеромонах Киприан (Сафронов).

– Батюшка, многие люди сейчас жалуются на то, что они не могут как следует исповедаться, у них не получается.

– Да, подавляющее большинство людей исповедоваться не умеют. Некоторые по десять лет ходят в храм, а так и не научились правильно исповедоваться. Почему? Проблема даже не в том, что они не могут понять, как правильно исповедоваться, проблема в том, что они не интересуются по-настоящему этим, не читают литературу, хотя сейчас много издается книг, недорогих брошюр, не знают до сих пор, как надо правильно в храме себя вести, как вообще должен вести себя православный человек. Есть же кодекс поведения православного человека! Иногда забывают даже, что они – православные люди. И как следствие – не могут правильно к таинству Исповеди подойти. Отсюда и проблемы возникают. Такой человек приходит на исповедь как на обычную процедуру, предшествующую причащению. А ведь это же таинство, великое таинство Церкви, только через таинство Исповеди человек может исправиться, исправить свою жизнь, научиться правильно жить. Больше никак. Благодать Божия дается непосредственно только через таинства. Каждое церковное таинство дает свою благодать: таинство Венчания дает благодать на супружескую жизнь, таинство Рукоположения – на священническое поприще, а таинство Исповеди дается человеку на то, чтобы он был духовно и физически здоров, чтобы он рано или поздно научился правильно жить, то есть не грешить. И если человек сам не может перестать грешить, не может исправиться, то Господь попускает болезнь, чтобы он хотя бы через нее перестал грешить. Болезни – это милость Божия, даются нам по нашей немощи и неразумию, болезнями Господь смиряет нас, и мы к грехам, которые любим повторять, когда здоровы, начинаем во время болезни относиться более чем прохладно, смиряемся.

– Многие, приходя на исповедь, надеются, что священник сам их расспросит обо всем…

– Священник на исповеди не должен обязательно выспрашивать у исповедуемого что-либо… Человек обязан научиться исповедовать свои грехи самостоятельно, заранее подготовить исповедь, проанализировав свое поведение, выявить грех, прийти и сказать батюшке: я грешен. Часто исповедуемый начинает рассказывать, как он с кем-то, скажем, сильно повздорил, что тот ему сказал, и что он ответил, и как тот на это отреагировал; кто виноват – уже не разберешь. Тогда приходится спрашивать исповедуемого, в чем же твой-то грех, лично твой, и напоминать ему, что он пришел исповедоваться, а не жаловаться на другого.

– А если человек не может сам правильно оценить ситуацию и рассказывает ее священнику, чтобы батюшка помог?

– Человек должен знать, что в любой ситуации он обязан в первую очередь винить себя самого. Почему? Потому что, обидевшись, не пошел на уступки, не прекратил инцидент, хотя мог бы. Православный должен искать свою вину в любой ситуации, ведь в любой жизненной ситуации часть вины всегда на нас лежит. Если же на нас совсем вины нет, то мы должны чувствовать себя спокойно, совесть у нас должна быть спокойной.

– Но на человека напраслину возвели, а он не делал то, что ему ставят в вину…

– Тогда это не его проблемы.

– Так обидно же ему…

– А вот это уже большой грех, и надо сразу на исповедь идти. Проблема здесь в том, что ты обижаешься, значит, в том, в чем тебя оговорили, есть доля правды. Если у тебя какое-то беспокойство, если ты начинаешь жаловаться – это показатель, что есть и твоя вина. Наша обида говорит нам, что у нас что-то неблагополучно. Это неблагополучие сначала копится внутри, понемногу, и не сразу выходит наружу, но потом, переполнив нас, обязательно выявляется. И человек, если не исповедуется как следует, начинает искать свои способы выхода обиде: строит планы личной мести, идет к психологу, колдуну, а то и подумывает, как нанять киллера…

Бывает так, что человек, скажем, наступил другому на больную мозоль и не заметил. Обладатель больной мозоли начинает кричать на него, мол, смотри, куда идешь, а то и по макушке даст – обидно, что его больную мозоль не заметили. Человек, зная, что на нем вины никакой нет, в недоумении – за что получил, но тем не менее не обижается. Какой же итог? Пострадавший, мало того, что ему на больную мозоль наступили, так он еще и нагрешил и теперь должен каяться на исповеди. То есть получается, что потерпевшая сторона больше и нагрешила. А с того, кто наступил, с него спроса нет, он получил по макушке ни за что, ему и каяться не в чем. Пострадавший, если претерпел бы, мучеником бы стал, и любовь бы у него появилась к человеку от того, что простил его.

– Часто люди из-за болезни или из-за каких-то других уважительных причин пропускают воскресные службы в храме, и, может быть, трудно винить их в этом…

– Раньше православный человек мечтал умереть в храме, а после Причастия – тем более за счастье почитал умереть, потому несмотря ни на какую болезнь, шел на службу в храм, постился, причащался. Он не задумывался над тем, больной он или здоровый, может идти в храм или не может. Надо идти в храм – шел в храм, надо идти работать – шел работать. Почему? Потому что верил в Бога, старался жить в Его произволении. А в наше время человек по 40 лет лечится и вылечиться не может, и все 40 лет только этим и озабочен, покупает и читает множество «здоровой» литературы, консультируется со множеством специалистов, пьет огромное количество медицинских препаратов, а толку никакого. И помереть по-Божески тоже никак не может, хотя, может быть, и желает – срок наступил. Грехи не пускают. Как раньше помирали? Человек работал-работал в поле, почувствовал, что устал, сел отдохнуть, вздохнул, перекрестился и отдал Богу душу. А сейчас мучается, а грехи не пускают… Не исповедуются, как следует, не причащаются по полгода, когда же случается какое-либо несчастье с ними, сразу бегут в церковь на исповедь. Придут, исповедуются и опять на полгода исчезают… Так вот и крутятся по немощи своей – то одно несчастье, то другое, то третье, и получается – и к Богу не повернуты, и миру не принадлежат.

– Что же делать?

– Вовремя исповедоваться, причащаться, не нарушать постов – строго исполнять свои обязанности. А строгость должна определяться батюшкой, как он определит каждому человеку отдельно.