Интервью с учителем. Интервью о профессии: учитель начальных классов. А мужчины в коллективе были

- Поддерживаете ли Вы отношения со своими бывшими учениками?
- Бывших учеников у меня нет. Всех своих воспитанников я помню, стараюсь следить за их судьбой.

- Светлана Владимировна, вы работаете в школе уже более 30 лет…
- Как в сказке говорится, тридцать лет и три года. (смеется)

- Расскажите, что повлияло на выбор такой трудной и интересной профессии?
- Я соглашусь, что профессия эта действительно трудна, но очень интересная. Моя бабушка была учителем начальных классов. Возможно, именно это повлияло на мой выбор. Еще задолго до окончания школы я знала, что стану учителем. Как говорила моя бабушка, педагог – это не просто профессия, но и высокая миссия становления личности. Я очень люблю то, что я делаю. Мое сердце всегда открыто для тех, кому я несу свои знания, кого учу быть творческими личностями.

Что значит для Вас, быть учителем? Был ли в Вашей жизни человек, которого Вы считаете своим главным учителем?
- Быть учителем – большая ответственность. Это одна из самых значимых и благородных профессий. В нашем быстро меняющемся мире человеку, особенно молодому, порой сложно найти опору. И учитель призван открывать детям вечные нравственные ценности, чтобы ребёнок мог рассматривать себя в их свете. Одним из своих учителей я считаю русского философа И.А.Ильина, который писал: «Воспитание плодотворно лишь в той мере, в какой оно обращено к духовной жизни, способно зажечь детскую душу любовью к добру и правде». Думаю, учитель - это человек, который не просто способен выбрать эффективную модель воспитания и обучения и реализовать её на практике, а духовно богатая личность, постоянно совершенствующаяся, это человек, любящий детей, уважающий и признающий их личное достоинство и свободу. В своей жизни я встречала много прекрасных учителей. Учителями для меня являются классики русской литературы, и первый из них - А.С.Пушкин.

Вы со своими учениками участвуйте в различных конкурсах, мероприятиях, посещаете музеи и театры, а также проходите специальные курсы для повышения квалификации. Как Вы все успеваете? У Вас, наверное, 48 часов в сутках?
- Нет, в сутках моих, как и у всех, 24 часа. Но не стоит забывать, что на дворе 21 век – век компьютерный. Техника и Интернет здорово облегчают нашу жизнь. Я стараюсь идти в ногу со временем, чтобы не отставать от своих учеников. Все творческие работы, в которых мы участвуем – это то, что ведет нас вперед, не дает успокоиться и остановиться на достигнутом. Не все бывает гладко, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. А участие в конкурсах действительно дает толчок к развитию, возникновению новых идей, совершенствованию методов работы с детьми.

А что Вы думайте о реформах образования? К примеру, неужели за десятилетия нельзя было согласовать такие вопросы как: правописание слов «ЦИФРА» и «ЦЫГАН»? В чем различие? Неужели лучшие умы человечества не могут облегчить нам жизнь?
- Я считаю, что в правописании слов «цифра, цыган» никаких различий нет. Своим ученикам я говорю, что кто-то придумал, а мы с вами должны запомнить. Исключений в написании слов в русском языке хватает. Не зря иностранцам очень тяжело освоить русский язык. Вероятно, в ближайшее время лучшие умы человечества не смогут облегчить нам жизнь. Придётся только смириться с этим.

Каких авторов современной русской литературы Вы рекомендуете своим ученикам? Входят ли в этот список Захар Прилепин, Виктор Пелевин, Дмитрий Быков, или Вы ограничиваетесь списком Минобразования?
- К сожалению, пласт современной литературы на сегодняшний день не включён в обязательную школьную программу, а адаптация к культурным метаморфозам просто необходима. Современные школьники слабо ориентируются в окружающем их культурном пространстве. Ребятам предлагаю почитать следующих авторов: Тамара Черемнова - автор повестей и сказок для детей и их родителей. Захар Прилепин - один из самых перспективных, талантливых и неординарных молодых писателей нашего времени. Популярность Захара, особенно среди молодежи, растёт с каждым днём. Рассказы Дины Рубиной. Романы и рассказы Татьяны Никитичны Толстой. Романы, рассказы и повести Олега Ермака, Виктора Пелевина и других авторов.

- Какие из Ваших профессиональных достижений Вы считаете самыми значимыми?
- Смотря, что считать профессиональными достижениями. С одной стороны, в этом году я победитель районного конкурса «Учитель года». С другой стороны, мой девятый класс сдает ГИА. Какие-то уроки отменились в связи с моим участием в этих конкурсах. И вот что же более значимо будет: победа в конкурсах или то, как дети сдадут экзамен? Достижения на уровне каждого дня. Нелегкий, кропотливый труд. Достижением может быть то, что «сегодня на уроке Вася сказал связано и умно три предложения» или достижением может быть победа в конкурсе. Мне больше нравятся достижения, когда я вижу прогресс у моих учеников. И кто-то через два года пришел и сказал с гордостью: «Елена Владимировна, я прочитал тут «Анну Каренину» Толстого!». Вот это достижение!

- Есть ли у Вас свои секреты профессионального мастерства?
- У меня рецепт один – это работать честно. Прямо скажу, что мне от природы не дано каких-то талантов. Есть люди, которые могут прийти на урок и легко его провести. Я другой человек. Мне нужно долго и кропотливо трудиться. Я знаю, что у меня получится тогда, когда я потрачу определенное количество своих сил и времени, тогда будет результат.

Мы с Вами уже много говорили о том, каким должен быть учитель. А теперь интересно было бы узнать, каков облик современного ученика в Вашем представлении?
- На мой взгляд, современному ученику нужно учиться делать свой выбор. Осознанно понимать ради чего он учится, зачем сейчас ему это. Сейчас у нас в образовании много внедрено элементов профильности. Но подчас дети не очень разумно делают выбор, потому что родители так сказали, потому что есть желание учиться в таком-то направлении. Но они до конца не понимают, что им предстоит, хватает ли им способностей, возможностей и желания продолжать дальше. Казалось бы, дети сейчас разумные и прагматичные, но они не умеют делать выбор. Они живут в каком-то придуманном мире, зачастую гламурном, который формирует наше телевидение. Современный ученик должен уметь разбираться в себе, понимать, «что именно ему нужно» и строить путь свой, своего профессионального роста и судьбы.

Я взяла интервью у прекрасного учителя начальных классов - Выборновой Татьяны Александровны!

- Здравствуйте, Татьяна Александровна! Расскажите о себе и о своей профессии.

Родилась я в 1982 году. Закончила РГУ им. Есенина. После второго курса вышла замуж, а спустя год у меня родились мои девочки - Лера и Вика. Пришлось последний курс учиться заочно. По образованию я учитель математики. Но уже 9 лет работаю учителем начальных классов.

- Почему Вы выбрали эту профессию?

С детства меня сопровождали разговоры о школе, так как у меня мама тоже учитель. Любимая игра в детстве - в «школу». У меня был настоящий классный журнал, который мама принесла с работы. Я спрашивала воображаемых учеников и выставляла им оценки.

- Чем Вас привлекает Ваша профессия?

Мне нравится работать с детьми. По моему мнению, когда работаешь с учениками, такое ощущение, что ты совсем не стареешь, как называется всегда в «теме»: знаешь что творится в мире, последние новости, потому что именно молодежь - это движущая сила страны!

- Что является самым сложным в Вашей работе?

Вообще я очень вспыльчивый человек, завожусь, как говорится, с пол-оборота. Поэтому лично для меня самое сложное - это владеть собой и управлять своими эмоциями, особенно в тех ситуациях, когда вижу, что ребенок не то чтобы не может усвоить материал, он не хочет.

- Довольны ли Вы, что выбрали когда-то эту профессию?

Да, довольна, так как профессия учителя достаточно интересна в плане каких-то новых открытий, потому что каждый раз приходят новые дети и каждый раз приходится находить с ними и общий язык, и какие-то точки соприкосновения. Я не могу себя представить в другой профессии.

Сразу вспомнила слова Ключевского: «Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаёшь». Человек должен прежде всего любить детей! Также он должен быть внимательным, умеющим верно оценивать различные ситуации и быстро находить оптимальный выход.

- О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?

Учитель, я считаю, это даже не профессия, а образ жизни. Учитель играет важную роль в формировании личности каждого своего ученика. Став учителем ты берешь на себя огромную ответственность, прежде всего перед учениками, так как «учитель» является фундаментом всех профессий.

- Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?

Нет, мне не сложно было. Я, помимо образования в РГУ, посещала различные курсы, так как считаю, что учитель - он и воспитатель, и наставник, и помощник, и защитник, и вдохновитель, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, но овладеть умениями и навыками.

- Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?

На мой взгляд, нет, особые качества не нужны. Я считаю, что учитель - это всё-таки призвание, поэтому уже с детства эти люди, которым суждено стать учителем, ответственные, пунктуальные, трудолюбивые, уравновешенные, общительные.

- Приносит ли Ваша профессия хороший доход?

Я никогда не задумывалась над этим вопросом, если честно. Для меня главное - это успех моих учеников. Но, наверное, если сравнивать с окружающей обстановкой, у учителей маленькая зарплата. Но я и за маленькую зарплату каждый день готова творить чудеса.

- Каким, по-вашему, должен быть идеальный ученик? И встречался ли он в Вашей практике?

По-моему мнению, активным, любознательным, старательным, исполнительным, честным, прилежным. В каждом выпуске есть «звездочки», которые запоминаются на всю жизнь. Но особенно запоминаются сложные дети, из которых удается слепить хороших человечков.

- Чем Вы любите заниматься в свободное от работы время?

Все свое свободное время уделяю семье: дочкам, мужу. Считаю, что семья - это то, для кого и ради чего человек живет. А еще, в свое время я окончила музыкальную школу. Но со временем я перестала уделять время своему хобби. Сейчас хочу возобновить свои музыкальные занятия и уже купила синтезатор.

- Хотелось ли когда-нибудь бросить всё и проявить себя в совершенно другой сфере деятельности?

Бывает такое, особенно в минуты слабости и усталости. Бывают такие «пиковые» ситуации, когда начинаешь задавать себе вопрос: «Зачем мне всё это нужно?». Но ответ находится быстро - это дело всей твоей жизни, и искать себя на другом поприще - у меня нет для этого ни основания, ни мыслей.

- Есть ли у Вас любимые ученики?

В своей практике я никогда не делила учеников на любимых и нелюбимых. Выделяю, конечно, тех учеников, которые начинают интересоваться предметом с первых же занятий, задают дополнительные вопросы, выходят за рамки учебника.

- Ну, Татьяна Александровна, и напоследок Ваши пожелания или слова благодарности коллегам и ученикам.

Огромное спасибо всем тем, кто помогал мне в трудные минуты мудрыми советами! Спасибо ученикам, которые помогли мне стать мудрее! «Если мечтаешь увидеть радугу, то не бойся попасть под дождь!» - мой девиз в жизни и на работе.

- Огромное спасибо, Татьяна Александровна!

Интервью провела Елена Титкина, ученица 11-го класса

Доцент Кафедры теории права и сравнительного правоведения Б.В. Назмутдинов рассказывает о научной и преподавательской жизни, отношениях студентов и преподавателей, кино и дальнейших планах.

Булат Венерович , почему и когда Вы решили заняться именно преподавательской деятельностью? В чем заключается основная цель преподавания? Что именно (какие мысли, идеи и методы изучения) Вы хотели передать Вашим студентам?

Желание преподавать у меня появилось на старших курсах после того, как я решил поступать в аспирантуру. Писать диссертацию и не преподавать было бы странно. Почти сразу же после получения диплома (в июле 2008 г.) я встретил на Мясницкой Е.Н. Салыгина , и он предложил поработать в Лаборатории горного и энергетического права ГУ-ВШЭ. Я согласился, подумав, что параллельно так бы я мог остаться в Вышке и учиться в аспирантуре. Однако в сентябре, в конце первой недели работы, мне позвонил В.Б. Исаков и спросил, хочу ли я преподавать на кафедре теории права. Я ответил: «Конечно, да». До декабря работал в лаборатории, а затем – только на кафедре.

Выбор того, что можно преподавать, поначалу был ограничен – только теория государства и права на неюридических факультетах – политологии, экономике, ГМУ, менеджменте, социологии и рекламе. Но это был замечательный опыт: нужно было рассказывать интересно о предмете, который студентам часто был посторонним – особенно это касалось отделения рекламы. При этом было обидно, что многое (иногда почти все) уходит впустую, но были эмоции – радости, счастья и куража. Юристы не дают такую обратную связь. Теория права – ключевой компонент их образования.

В 2010 г. я начал вести ТГП на юридическом факультете, поверхностная легкость ушла, приходилось иначе готовиться. Я старался исправить те недостатки, которые я замечал, когда учился. Нас учили спокойно, взвешенно и догматично. Полемику формировали мы сами, и то в форме гвалта и полусплетен, закадровых комментариев. Для меня было важно ввести полемику в обучение, показать множественность взглядов, неоднозначность суждений, важность отстаивания своей правоты, ограниченность взгляда преподавателя. Иногда я сам чувствую, что пережимаю, навязываю свои суждения. Но при этом я вполне допускаю, что студент может с этим не согласиться, выстраивать свою позицию от противного. Такая реакция «от противного», была, например, у меня на занятиях В.А. Четвернина . Я не соглашался с его подходом, мне многое в этом подходе не нравилось, но его курс, в целом очень интересный и выстроенный, сыграл большую роль именно методологически. Приходилось придумывать собственные аргументы, искать собственные ответы. Некоторых курс Четвернина «ломал через колено», они начинали механически воспроизводить новые догмы взамен старых, «позитивистских». Мы с друзьями смотрели на это «обращение» своих одногруппников скептически. Уверенно говорить о «формальном равенстве», «форме свободы» – без знания работ Канта довольно странно. К сожалению, большинство юристов читают достаточно мало – особенно из того, что находится вне сферы их практики, повседневного опыта. На мой взгляд, читать и писать нужно много и вдумчиво. Этот призыв я адресую студентам и себе самому. Сейчас я пишу очень мало, о чем действительно жалею.

Расскажите, почему Вы решили посвятить себя именно теоретическим аспектам права, а не практике?

Мне никогда не была интересна юридическая практика. За полгода до поступления на юрфак ВШЭ я не знал, что поступлю именно сюда. Свою роль сыграла историческая олимпиада, благодаря которой я и поступил на факультет. Отчуждение росло от года к году, но неожиданно на пятом курсе я снова «вернулся» – после чтения «Основ философии права» русского правоведа Николая Алексеева. Я понял, что о праве можно писать интересно и сложно, а не сухо и нудно. В праве существует множество актуальных проблем, касающихся субъекта права, правопонимания, ценностей в праве и т.д. Кроме того, после выбора специализации ушло все наносное, осталось то, что мне всегда было интересно – история во всех ее видах, философия права, теория права. На этих расправленных крыльях я и влетел в аспирантуру.

Юридическая практика мне неинтересна, потому что непонятна. Непонимание сути этой работы мешает мне воспринять ее ценность и включиться в нее. Это моя индивидуальная проблема. Говорить об этом публично на юридическом портале вроде бы неправильно, даже непедагогично, но, мне кажется, искренность здесь гораздо важнее. Зачем мне себя и Вас обманывать?..

Над какими научными вопросами Вы работаете сегодня?

Я пытаюсь развивать те идеи, которые возникали при работе над диссертацией о политико-правовых аспектах классического евразийства. Это поиск идейных и исторических параллелей, порой моделируемых, а не реальных: евразийство и структурализм, евразийство и «право как коммуникация». Здесь возникают вопросы о «правовой структуре», «юридическом субъекте», соотношении права и ценностей. Также я ищу тот материал, который бы мог стать основой для новой работы – монографии или докторской диссертации, либо и того, и другого. Думал о такой теме, как коллективный субъект в межвоенных учениях 1920-1930 гг. Пока это очень большая палитра: от «социального права» Гурвича до итальянского фашизма и децизионизма Карла Шмитта.

Назовите юристов-классиков, которые оказали влияние на Ваше восприятие права. К какой школе права Вы причисляете себя сегодня? Менялся ли Ваш взгляд на сущность права и государства?

Каждая «классическая» работа в силу своего веса влияет на читателя. Помимо работ Николая Алексеева для меня были важны тексты Петражицкого, Новгородцева, Лона Фуллера. Из тех, кто писал о философии права и государства, – Гоббса, Канта, Руссо, Гегеля. Сравнительно слабо влияли позитивисты, но это лишь потому, что их идеи и так вплетены органично в процесс юридического образования, часто мы их идеи получаем без маркировки. Поэтому уже потом читать Шершеневича достаточно скучно. Хотя позитивизм в нас сидит, как закваска, и довольно успешно бродит, порождая причудливые сочетания. Можно, к примеру, увидеть основы позитивизма даже у В.С. Нерсесянца.

Относительно проблем правопонимания: применительно к России можно сказать, что государство у нас – устойчивый социальный институт, который определяет не только действительность, но и во многом содержание правовых норм. Но не в силу того, что право само по себе есть приказ суверена, веление государства. Важно учесть сочетание гипотез юридического позитивизма и социологической юриспруденции. Право у нас – приказ суверена, потому что государство в России социологически и исторически наиболее сильная и устойчивая социальная организация.

Что касается общего определения права как социального понятия, которое было бы применимо ко всем правовым системам, то пока я его для себя еще не сформулировал. Есть рабочее определение, которое обозначается на лекциях и семинарах, но это лишь точка отсчета, не истина.

Кто из современных российских юристов (практиков и теоретиков) вызывает у Вас восхищение и почему?

Если честно, я попытался представить, что испытываю подлинное восхищение кем-то из современников, но у меня не получилось. Но если бы восхищение было рациональным процессом, то можно и нужно было бы восхищаться В.А. Тумановым и В.Д. Зорькиным – авторами ключевых из написанных в советское время панорамных исследований о правовых учениях. Можно восхищаться Е.А. Сухановым как вдохновителем реформ гражданского законодательства. Очень важно и то, как А.В. Поляков и М.В. Антонов прочерчивают связи с европейской юриспруденцией в Санкт-Петербурге, организовывая весьма содержательные международные конференции. Можно восхищаться и В.Г. Графским, который при всем давлении на Академию Наук, сохраняет и развивает свой сектор ИГП РАН. Я очень рад тому, как В.Б. Исаков развивает нашу кафедру, давая возможность развиваться совершенно разным мнениям и позициям.

Расскажите, как появилась идея создать проект «Основы критической теории» (ОКТ)? Есть ли в ВШЭ подобные проекты, или данный проект не имеет аналогов? Данный проект реализован только в этом году, есть ли у Вас уже сейчас идеи по дальнейшему изменению способа преподавания и обсуждения материала?

Мы позже узнали, что на факультете экономики НИУ ВШЭ есть нечто подобное, но стартовали мы будто бы с чистого листа. А.А. Панову одна из его коллег подсказала идею чего-то совершенного нового, хотя и немного аморфного – мол, сейчас от юристов ждут чего-то совсем необычного и несервильного, дерзайте, стремитесь. Он поделился этой интенцией с Р.Ю. Бельковичем и со мной. Возникла идея «академического трека» внутри существующего юридического бакалавриата. Мы думали о разных форматах этого трека, составляли списки курсов, в итоге деканат предложил нам формат «научного проекта».

Сложностей с ведением занятий в рамках проекта довольно много: поиск общего языка, не такого, как на лекциях и семинарах, большой объем литературы, который студенты не всегда могут прочесть, разница в подходах преподавателей и пр. Но это все преодолимо. Цель проекта – создать интеллектуальную среду, клуб, корпорацию, можно по-разному называть. Но это должно быть сообщество, связанное, прежде всего, интересом к науке во всех ее проявлениях: от радости расширения горизонтов до ужаса открытия нового, мучительного переживания собственных заблуждений. На втором курсе мы хотим расширить поле проекта, включив в него не только критическую теорию государства, правовые теории двадцатого века, но и изучение рецепции римского права, правовую аргументацию, биоэтику, проблемы частного права и пр.

Гордитесь ли Вы своими студентами? Чему они Вас научили? Что бы Вы хотели пожелать Вашим студентам – будущим юристам?

Мне сложно называть их «своими». Они не мои. Все-таки юридический факультет поощряет осторожность в суждениях. Тем не менее, мне очень нравится, как, например, развиваются исследовательские траектории Георгия Тюляева и Ирины Османкиной. Их талант, трудолюбие и настойчивость в достижении целей меня вдохновляют, хочется быть, как минимум, не хуже. Антон Шаблинский научился создавать творческие площадки, «создавать дискурс», этим он нам очень помогает на ОКТ.

Я бы хотел пожелать студентам, чтобы они не обижались на преподавателей, прислушивались к нам, либо же, наоборот, последовательно отстраивали свою позицию «от противного», формируя что-то свое. Мне как преподавателю вовсе не все равно, что думают студенты. Внимательный, въедливый слушатель мотивирует говорящего тем, что в любой момент может спросить: «А почему это так?». Приходится лучше готовиться - это развивает.

Изменились ли студенты и их отношение almamater по сравнению с Вашим выпуском? Изменилось ли преподавание?

Думаю, отношение студентов в целом то же. Плохо лишь то, что сейчас студент может прийти с планшетом на семинар и создать видимость знания. Меня это раздражает: у нас же не конкурс планшетов, не конкурс «Яндекса». Некоторые типы деятельности – поиск законодательных норм для проверки теоретической гипотезы и др. – действительно, подразумевают, что нужен какой-то девайс, но в остальном нужна подготовка, нужен конспект – в письменной или электронной форме. Удивляет и другое: пришли, например, Вы на лекцию или семинар, хотя бы тетрадь откройте или ноутбук включите, это же не киноклуб. Все невозможно запомнить. Мы ценили интересные лекции и записывали их, либо же совсем не ходили. Лучше вообще не ходить, чем так вот сидеть.

Проблема преподавания гораздо сложнее. Масштаб этой сложности я ощутил, когда в прошлом году разговаривал с Роджером Коттерреллом из Лондонского университета (колледж Queen Mary) и другими коллегами. Профессор в Европе и США не похож на сановника: это достаточно скромный, но при этом открытый человек. У многих из них нет представлений и стереотипов «не так обратился, не так подошел, сходи-ка, дружочек, лучше за чаем». У нас модель «начальник-подчиненный» часто транслируется на отношения преподавателя и студента. Было бы лучше, если бы это общение было менее травмирующим для студента в части осознания собственного статуса. Ученик потенциально не намного слабее преподавателя, может, даже сильнее. Навязывать ему свое мнение об актуальности той или иной проблемы было бы неправильно. Многие преподаватели настаивают, что нужно изучать только «общезначимые» («общемировые», «общеевропейские») проблемы, но загвоздка в том, что работ по европейской интеграции (экономической и правовой) сейчас море, а по юридической антропологии народов Сибири – несколько речек. Научной может быть любая проблема, все зависит от уровня ее рассмотрения. Преподаватель на минуту должен забыть, что у него за плечами шлейф статей и монографий, членство в редакциях и советах, и помогать, говорить по существу, максимально забыв о своих статусных привилегиях.

Не секрет, что кинематограф занимает далеко не последнее место среди Ваших увлечений. Почему именно кинематограф? 2014 г. ознаменовался выходом таких фильмов, как «Судья», «Интерстеллар» и «Левиафан»: какие из этих фильмов Вы посмотрели, какие впечатления?

Кино мне нравится своей сложностью, способностью сочетать элементы театра, музыки и литературы. Но оно стало моим хобби во многом по необходимости. На четвертом курсе я подрабатывал тем, что писал статьи о кино, ходил на пресс-показы, брал интервью у режиссеров и сценаристов. Не шибко профессионально, но если статьи печатали, то хоть какой-нибудь смысл в них все же был. В это же время я организовал Киноклуб «Популяция» на базе одноименной студенческой организации, которую мы с однокурсниками создали на третьем курсе. Я приглашал режиссеров и кинокритиков, мы обсуждали кинокартины с теми, кто их и снимал: приходили Алексей Герман младший, Борис Хлебников, Алексей Попогребский, Александр Велединский. Из критиков – Алексей Васильев, Антон Долин, Станислав Ф. Ростоцкий и др. Из тех, кто работал в НИУ ВШЭ – Ян Левченко, Сергей Медведев, Павел Романов и др.

Один раз на показ пришла Валерия Гай Германика, спросила, можно ли вина и покурить. Пепельницу ей в зале соорудили, а вместо вина ей принесли молоко. Она довольно содержательно отвечала на все вопросы, что меня тогда удивило. В зал набилось больше 150 человек (при норме в 128), кто-то, напившись, уснул в проходе. Тогда в 2008 г. киноклуб был на гребне удачи, но спустя пару лет почти вся наша аудитория была потеряна из-за годовой паузы в кинопоказах. Мы как-то пытались исправиться. В январе 2013 г. показали «1210» Арсения Гончукова, выпускника киношколы НИУ ВШЭ, который снимал свое кино самостоятельно, без продюсеров и господдержки. Совсем недавно он показал новый фильм «Сын» на неделе российского кино в Германии, после чего стало известно, что он выйдет в Польше на 200 экранах.

После показа «1210» киноклуб ушел на покой. Зал на Покровке, где мы показывали кино, сейчас на ремонте. Меня иногда приглашают на киноклубы Палаты Национальностей НИУ ВШЭ: в январе показывали и обсуждали фильмы Айнура Аскарова. Сейчас проводятся кинопоказы в рамках Life Sciences Legal Club на факультете права. Без режиссеров, конечно. Хотя сам по себе киноклуб с участием режиссера – это очень важно и интересно. Надеюсь, что найдутся студенты у нас на факультете, которые восстановят эту традицию.

Что касается фильмов, то ни «Судью», ни «Интерстеллар», ни «Левиафана» я пока что не видел. Фильм Звягинцева посмотрю обязательно, «Интерстеллар» – постараюсь. Из того, что я видел в прошлом году очень понравились «Нарушитель спокойствия» Алекса ван Ванмердама и «Одержимость» (Whiplash) Дамиана Шазеля. Последний фильм замечателен тем, как он показывает процесс творческого развития – через боль и насилие над собой, не без намеренных провокаций со стороны наставника. Если честно, я уже разучился так работать над собой, как герои этого фильма. Пора исправляться.

Надежда Лущ, 3 курс

"– Валентина Викторовна, расскажите о себе и о своей профессии.
- Я учитель русского языка и литературы.
- Где вы учились?
- Училась в Карельском Государственном педагогическом институте.
– Почему Вы выбрали эту профессию?
- Я люблю литературу, интересуюсь театром. В школе были учителя, с которыми было очень интересно. Я училась в Петрозаводске, сменила несколько школ и до 6 класса была в числе троечников, а в 6 классе мой классный руководитель посмотрел на меня по-новому. Екатерина Ивановна давала мне поручения, с которыми я охотно справлялась. Она дала возможность проявить себя. Так я стала на долгие годы лидером, изменила отношения к учебе, а самое главное поняла, как встреча с настоящим учителем может изменить человека. Поэтому вопроса «Кем быть?» не стояло.
- Работали ли вы в школе? Как долго?
- 6 лет я работала в Шуйской средней школе.
– Чем Вас привлекает Ваша профессия?
- Учитель - это благородная работа.
- Что значит для Вас быть Учителем?
- Быть учителем значит давать знания, учить профессии, воспитывать, обучая. Уважать личность, тех, с кем ты работаешь, не унижать детей, а значит, не ронять и свое человеческое достоинство. Я думаю, что у меня есть недостатки, но в одном я уверена: я никогда не сводила счеты со своими учениками.
- Был ли в Вашей жизни человек, которого Вы считаете своим Учителем?
- Производили впечатление многие преподаватели, не только в школе, но и в ВУЗе. Я много читала о профессии учителя, смотрела фильмы о школе. Учитель математики в 9 школе нам советовала смотреть как можно больше фильмов.
- В чём Вы видите "секрет" своего педагогического успеха?
- Несмотря на звание, не могу сказать, что я владею педагогическим мастерством. Я ответственно отношусь к своей профессии. Как говорил К.И. Чуковский: «Если хочешь быть любимым – люби». Люби свой предмет, люби своих студентов, страну, в которой ты живешь. Тогда и придет ощущение ответственности за свое дело.
- Что Вы считаете своим главным педагогическим достижением?
- Главным педагогическим достижением является то, что многие мои студенты выбрали профессию учителя, работают в школе.
- Что является самым сложным в Вашей работе?
- Евгений Ямбург о беде современной школы сказал так: «Школа - это место, где ученики мешают учителю работать с бумагами». Я бы предпочла работать со студентами, одаренными студентами, нежели работать с документами.
- Вы были завучем ППК, как долго Вы проработали в этой должности? Насколько это сложно?
- В непростые годы я была заместителем директора 15 лет. Работать было интересно. В эти годы педагогическое училище получило официальный статус колледжа, вводились новые направления подготовки специалистов. Тесно сотрудничали с ВУЗами по программе сквозного обучения. В состав колледжа входил лицей, в котором одаренные дети изучали математику и филологические дисциплины и по результатам экзаменов поступали в педагогический университет.
– В чем, по Вашему мнению, заключаются достоинства и недостатки Вашей профессии?
- Достоинства заключается в том, что работаешь с молодыми и на некоторое время отодвигаешь мысли о возрасте. К недостаткам откровенно можно отнести эмоциональное выгорание.
– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?
- Конечно, необходимо быть человечным, уметь сопереживать, сострадать, сорадоваться, иначе никакие знания не спасут.
– На какую профессию похожа Ваша работа и что в этих профессиях общего?
- Ни на какую. Профессия учителя уникальна.
- Вы помните своих выпускников? Общаетесь?
- Помню, часто навещают, все здороваются, я всех рада видеть.
- Кто был лучшим Вашим учеником в школе и в колледже?
- Не могу сказать, все дороги, с одними вижусь чаще, с другими реже, но всех очень люблю.
– И напоследок, традиционный вопрос: что бы Вы хотели пожелать будущим педагогам – сегодняшним студентам?
- Я бы им пожелала здоровья, терпения и выдержки, и желания работать в профессии."

______________________________________________________________
P.S. Автор материала Алена Киселева, студентка 131 группы, становится участницей Конкурса творческих работ студентов «Я – Ньюсмейкер» в номинации «В центре внимания» (номинация интервью).
Вниманию студентов! Прием работ на конкурс осуществляется до 15 мая. Все поступившие работы публикуются на сайте колледжа. Итоги конкурса будут подведены на Студенческом форуме 24 мая.

Интервью филолога

Моя сестренка уже 6 лет работает в школе, и пусть профессия учителя не редкая, но все меньше людей идут работать в школу. Она старше меня на 14 лет, и как я ее помню, она постоянно учится. Работа учителя сложна: это постоянное саморазвитие и самосовершенствование. Раз в 3 года учителей отправляют на курсы, и потом они сдают экзамены. Сама я учусь в 9 «а» классе, скоро выпускные экзамены (ОГЭ). Я уже определилась с выбором профессии: хочу стать учителем музыки. Люблю петь, и хочу заниматься этим по жизни.

Привет. Задам тебе пару вопросов.

Конечно. Задавай.

Расскажи о себе: кем работаешь и как долго работаешь по этой профессии?

Я работаю в школе учителем русского языка и литературы сравнительно недавно. Сразу после университета меня взяли в штат моей школы, которую я закончила с отличием 6 лет тому назад.

Почему ты выбрала эту профессию?

Так получилось… Хотела стать журналистом, но для поступления в университет на эту специальность нужны были статьи, которых у меня не было. Как альтернативу мне предложили поступить на филологический. Что я и сделала. После окончания университета был выбор: стать учителем в школе или телеведущей, я выбрала школу.

Довольна ли ты своим выбором?

Работа учителя очень сложная и требует крепких нервов, терпения, знания своего предмета, но я довольна своим выбором.

Сложно ли было освоить эту профессию? Какое образование нужно получить для этого?

Я бы не сказала, что это легко. 6 лет напряженной учебы, затем практика, расслабляешься лишь на выходных, и то всю основную письменную работу оставляешь именно на выходные. Для того чтобы освоить эту профессию, необходимо получить высшее образование.

Нужны ли какие - то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?

- Да, разумеется. Огромная усидчивость, навыки грамотного письма, выразительного чтения, обаяние, индивидуальность, коммуникабельность, знание детской, подростковой и взрослой психологии, умение идти на компромисс и т.д.

С какими трудностями ты сталкиваешься в своей работе?

С трудностями, конечно, сталкиваются все, но в моей сфере и в наше время трудности стали массовыми. Дети не хотят читать, их трудно заинтересовать и поэтому кучу времени тратишь на поиски чего - то этакого, чтоб заинтересовать учеников.

Что самое интересное в твоей профессии?

- То, что каждый день разный. Ни один день и ни один урок за 6 лет не повторился. А однообразие, знаешь ли, вызывает скуку.

Позволяет ли твоя профессия творческие возможности, проявить себя?

Профессия учителя - одна из самых творческих, можно сказать, наряду с дизайнерами и стилистами. Урок - сценка, урок - КВН, урок - деловая игра, презентации, слайды, которые готовят и дети, и учитель, классные часы, внешкольные мероприятия формируют творческий подход к уроку.

Насколько твоя профессия полезна и важна для нашей страны?

Моя профессия - одна из самых важных в мире. Учитель формирует человека как личность. Взгляды на жизнь и характер, начитанность и грамотность идут из школы.

Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?

Нет. Я мечтала стать археологом, но моя мечта так и осталась мечтой..

Приносит ли твоя профессия хороший доход?

В моем селе, где я живу и работаю, это очень даже хороший доход. Грех жаловаться (улыбается).

Только тем, кто в действительности любит детей, а также предмет «Русский язык и литература».

О чем бы ты хотела предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у тебя?

Нельзя выбирать эту профессию тем, кто хочет на этом заработать. Это не та профессия, где можно разбогатеть. Частенько ползарплаты уходит на закупку материала, нужного на уроке(таблицы, демонстрационные карточки, аудио- и видеоматериалы и т.д.

Как ты видишь свою профессию в будущем?

Очень востребованной. Надеюсь люди поймут насколько важно быть грамотным, начитанным и умеющим выражать своё мнение. А основные обязанности учителя, на мой взгляд, именно такие.

Каким был первый день на работе?

Ой, было так страшно и волнительно. Япростоне привыкла быть в центре внимания, а теперь втянулась и жить без своей работы не могу

Ты гордишься своей профессией?

Да. Это одна из уважаемых профессий. Иначе и быть не может.

Сколько ты зарабатывала в первое время? А сейчас?

Помню моя зарплата была 5390 рублей. А сейчас 17200 рублей. Для моего региона неплохо.

У вас большой коллектив?

В нашей школе работает 41 учитель. Кто - то ушёл в декрет, кто - то наоборот вышел из декрета.

А учеников сколько? Много ли заинтересованных в учебе?

321 ученик. Немало. В основном это младшие классы и выпускные, кто планирует поступать.

А есть ли у тебя любимчики в классе?

Да, но я стараюсь всегда никого не выделять, потому что это очень мешает в работе.

Спасибо за ответы. Пока.

Не за что. Обращайся ещё.

Ученица 9 «а» класса Охлинской СОШ Омарова Хадижат