Инструкция по охране труда и требованиям безопасности для персонала авиамедицинской бригады, участвующей в медицинской эвакуации c применением вертолетной авиации. Требования безопасности перед вылетом в процессепредполетной подготовки

Меры предосторожности при работе на вертолете.

Ответственность за охрану труда и технику безопасности (ОТ и ТБ) при производственной деятельности авиапредприятия, в том числе и при техническом обслуживании авиационной техники, возлагается на руководителя авиапредприятия. Повседневный контроль за соблюдением правил по ОТ и ТБ в авиапредприятии и за обучением возложены на старшего инженера (инженера) по ОТ и ТБ. Непосредственное руководство работами по ОТ и ТБ при техническом обслуживании авиационной техники осуществляет заместитель руководителя авиапредприятия по ИАС.

При осуществлении мероприятий по ОТ и ТБ все должностные лица и непосредственные исполнители должны руководствоваться «Правилами по технике безопасности и производственной санитарии при техническом обслуживании авиационной техники в ГА», «Положением о рабочем времени и времени отдыха ИТС» и другими руководящими документами, регламентирующими эти вопросы.

При проведении авиахимработ руководствоваться «Правилами по технике безопасности и производственной санитарии на авиационно-химических работах». При работе с сосудами, находящимися под давлением, руководствоваться «Правилами устройства и безопасности эксплуатации сосудов, работающих под давлением». При работах с грузоподъемными механизмами руководствоваться «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Для проведения этих работ в авиапредприятии приказом руководителя назначается ответственное лицо под надзору за подъемными сооружениями, а в соответствующих подразделениях (в том числе в АТБ и его участках) лица, ответственные за безопасное производство работ и ответственные за исправное состояние грузовых кранов и грузозахватных приспособлений.

Обязанности указанных лиц определены в документах, утвержденных Госгортехнадзором СССР. Эти лица должны иметь действующие свидетельства. Весь инженерно-технический состав АТБ, не прошедший курс обучения и не сдавший зачет, к выполнению работ не допускается.

При проведении технического обслуживания нужно руководствоваться следующими основными правилами:

1. При выполнении монтажных и демонтажных работ на вертолете необходимо, чтобы вертолет был обесточен, и была табличка в кабине «Под ток не включать».

2. В случае возможности подключения вертолета под ток, необходимо, чтобы была табличка «Вертолет под током».

3. При проверке и регулировке трансмиссии и органов управления запрещается выполнять другие работы в местах прохода подвижных элементов.

4. Пользоваться при работе только исправными лампами.

5. Запрещается выполнять работы, находясь на хвостовой балке.

6. При снятии агрегатов или деталей, входящих в гидросистему, масляную, топливную и воздушную системы, открытые трубопроводы и штуцера глушить.

7. При выполнении работ, сразу после остановки двигателей быть осторожным – возможны ожоги.

8. Все работы по установке и снятию двигателей, редуктора, втулки, лопастей НВ производить под руководством инженера, бригадира.

9. Вывешивание вертолета на подъемники при ветре более 10 м/с запрещается .

10. При попадании масел Б-3В, Сastrol необходимо промыть пораженные места теплой водой с мылом.

11. Запрещается производить заправку вертолета топливом:

При работающих двигателях;

При отсутствии средств пожаротушения;

Во время грозы.

12. При заправке вертолета топливом запрещается :

Пользоваться светильниками, не имеющими защитных средств;

Подогревать силовую установку;

Проливать топливо на вертолет и на землю;

Производить работы по ТО приборного, радио-, электрооборудования;

Включать и выключать АЗС и выключатели в кабине вертолета.

13. Запуск и опробование двигателей после периодического ТО и устранения неисправностей производить на специальных швартовочных площадках.

14. Запрещается нахождение посторонних лиц в зоне, сметаемой НВ, и зоне вращения РВ. Авиатехник, обеспечивающий запуск, должен находиться на расстоянии 1 ÷ 2 м от зоны, сметаемой НВ.

Перед выполнением работ на вертолете обеспечить следующие меры предосторожности:

1. Заземлить вертолет, для чего открыть крышку лючка заземления, выпустить трос со штырем, развернуть его и воткнуть штырь в землю. Если вертолет стоит на бетонной площадке, то штырь необходимо положить своей зубчатой частью на бетон, при этом убедиться, что под штырем нет масляных пятен.

2. Убедиться в том, что под колеса шасси установлены колодки, а НВ заторможен.

3. Проверить на стоянке наличие необходимых противопожарных средств.

4. Все работы на вертолете производить исправным инструментом и приспособлениями соответственно по назначению.

5. Перед началом и после окончания работ проверить наличие инструмента, чтобы он не был потерян или оставлен на вертолете.

6. Во время опробования двигателей никаких работ на вертолете, кроме проверок агрегатов и приборов, связанных с работой двигателей, производить не разрешается.

7. При выполнении работ на вертолете запрещается:

Оставлять не заизолированными свободные концы проводов;

Оставлять открытыми электрощитки распределительных устройств и клеммные панели аппаратуры, находящиеся под напряжением;

Допускать попадание масла на вентили кислородных баллонов.

8. Электропитание бортсети и агрегаты, обслуживающие заправки должны быть включены до начала заправки и выключены только после ее окончания.

Буксировка вертолета.

Вертолет можно буксировать только с разрешения диспетчера руления (диспетчера службы движения). В кабине буксируемого вертолета должен находиться пилот или бортмеханик, допущенный к полетам на данном типе вертолета, либо лицо ИТС, допущенное к проведению буксировки. Ответственным за буксировку является инженер (авиатехник), который обязан:

Руководить действиями всех должностных лиц, участвующих в выполнении буксировки;

Провести инструктаж с лицами, участвующими в буксировке, указать каждому его местонахождение при буксировке, напомнить меры безопасности;

Убедиться, что вертолет подготовлен к буксировке и на пути его движения нет препятствий;

На время буксировки регулировать движение вертолета подачей установленных команд и сигналов.

При буксировке выдерживать скорость движения ВС (не более): по бетонному покрытию – 8 км/ч; по твёрдому грунту – 6 км/ч; на крутых поворотах – 5 км/ч.Угол поворота вертолёта не должен превышать 60º при буксировке жёстким водилом по бетонному или асфальтному покрытию и 30º при буксировке по твёрдому грунту. По мягкому грунту вертолёт буксируется за главные стойки с помощью тросов со скоростью не более 3 км/ч.

Буксировку в ночное время суток производить с включенными бортовыми аэронавигационными огнями.

Во время буксировки запрещается:

Страгивать ВС с места раскачиванием;

Находиться на поверхности ВС;

Устранять неисправности в сочленениях водила с ВС и тягачом во время движения;

Вытаскивать ВС застрявшее в грунте за переднюю опору;

Разворачивать вертолёт при буксировке, если величина обжатия амортизатора передней опоры будет менее 40 мм.

При срезании предохранительного болта буксировку вертолёта прекратить до выяснения причин. По окончании буксировки, до отсоединения водила необходимо принять меры, исключающее самопроизвольные движения ВС.

Размещение вертолётов на стоянке.

Места стоянок оборудуются техническими средствами: приспособления для заземления и швартовки, средствами электроснабжения освещения, сигнализации и связи, заправки топливом, технологической оснасткой, средствами пожаротушения, тарой для сбора отработанных нефтепродуктов, тарой для использования ветоши. Места стоянки должны быть своевременно очищены от мусора, грязи песка, снега, осколков льда и посторонних предметов в радиусе не менее 50 ми расположены на расстоянии не менее: 100 м от склада ГСМ, станции ЦЗС, стоянок топливозаправщиков (ТЗ); 50 м от производственных здании и сооружений и 25 м от ангаров.

На месте стоянки ВС должны быть выдержаны нормы первичных средств пожаротушения: на каждое ВС – ручной углекислотный огнетушитель(ОУ-5, ОУ-8); на три ВС - передвижные установки ОУ-80 и ОУ-400.

При установке вертолёта на месте стоянки следует выдерживать минимально допустимые расстояния:

Между концами лопастей НВ рядом стоящих (в одну линию) ВС – 11м;

Между концами лопастей НВ движущегося ВС с любой точки контура ВС, находящегося на стоянке, или препятствия – 11м.

На месте стоянки запрещается:

Проливать на покрытие (землю) топливо, масло, гидросмесь и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

Курить вне мест, специально отведённых для этих целей;

Оставлять без надзора работающие средства механизации и технологическое оборудование, а так же ВС с подключённым аэродромным питанием;

Запускать двигатели или производить другие работы без первичных средств пожаротушения.

Во время стоянки вертолёта в промежуточном аэропорту бортмеханик несёт ответственность за его сохранность, а так же руководит работой машин и механизмов в зоне обслуживания вертолёта. В этот период ему подчиняются все лица, как выполняющие ТО, так и принимающие в нем участие (водители машин, заправщицы, грузчики и т.д.).

Должностное лицо, осуществляющее руководство подъездом (отъездом) спецмашин к ВС в соответствии с приказом МГА от 03.07.86:

Руководит движением машин в зоне обслуживания с помощью подачи сигналов согласно утверждённым правилам;

Осуществляет руководство подъездом спецмашин, находясь со стороны близко к ней расположенных частей ВС;

Отстраняет водителя от обслуживания ВС в случае невыполнения им команд сигналов, отсутствия талонов о допуске к работе на аэродроме и упорных колодок на спецмашине;

Обеспечивает остановку спецмашины на безопасном расстоянии от крайней точки ВС;

Устанавливает упорные колодки под колёса спецмашины в направлении, препятствующем движении машины к ВС, а затем с другой стороны колеса спецмашины;

Убирает по окончании работы переднюю колодку, а по отъезду спецмашины на расстояние 5 метров от ВС убирает вторую колодку.

Техническое обслуживание вертолёта

Работы по ТО вертолёта, периодичность их выполнения определяется «Регламентом Технического Обслуживания Вертолёта Ми - 8». Регламент вертолёта Ми – 8 предусматривает следующие виды ТО: оперативное, периодическое, при хранении, специальное, сезонное.

Оперативное ТО состоит из следующих работ; 110 встрече - ВС;

Обеспечению стоянки - ОС;

Обеспечению вылета - 08;

Обеспечению первого вылета - 08.;

Осмотру и обслуживанию - формы А1 А2 Б.

Работы по встрече вертолета (ВС) выполняются:

После каждой посадки вертолета с выключением двигателей;

При учебных и тренировочных полетах во время очередных заправок вертолета топливом.

Работы по обеспечению стоянки (ОС) выполняются;

- в случае передачи вертолета экипажем для ТО или хранения на время более 2 ч;

При перемещении вертолета на другую стоянку.

Работы по обеспечению вылета (ОВ) выполняются:

Непосредственно перед каждым вылетом вертолёта независимо от произведенного оперативного то;

Перед проведением в плановом порядке опробования двигателей с последующим осмотром.

Работы по обеспечению первого вылета (ОВ1) выполняются:

Перед первым вылетом в начале летнего дня;

После периодического ТО.

ТО вертолета по форме А1 выполняется;

После посадки вертолета при продолжительности полета 45 мин и болeе, если не требуется выполнения ТО по форме А2;

Вовремя очередных дозаправок вертолета топливом, если интервал между посадками до 45 мин, но не реже, чем через 2,5 ч налета;

По окончании полетов при суточном налете менее 7 ч, если не требуется выполнения периодического то.

ТО вертолета по форме А2 выполняется:

По окончанию полетов при суточном налете 7 ч и более, если не требуется выполнение периодического ТО.

Примечание: При суточном налете менее 7 ч ТО по форме А2 выполняется один раз в двое смежных суток, в течение которых выполнялся хотя бы один полет;

После выполнения любой формы периодического то;

После специального то (в соответствии с указанием раздела 5.00.00 настоящего Регламента).

ТО по форме Б включают работы, выполняемые с периодичностью (25±5) ч налета, при этом отсчет ведётся от цифр, кратных 25 ч.

При посадке на площадках, где отсутствует инженерно-технический состав (ИТС), экипаж выполняет послеполетные и предполетные осмотр вертолета после каждой посадки в объеме требований РЛЭ.

Периодическое ТО состоит:

Предварительных работ;

Работ по осмотру и обслуживанию;

Смазке и заключительных работ;

Периодическое ТО назначается по налету планера в часах с начала эксплуатации (СНЭ) или после последнего ремонта (ППР) и формируется из работ базовой формы Ф1, выполняемых через каждые (75±20) ч налета вертолета, и дополнительных работ ∆Ф-2, -4, -10 необходимость выполнения которых определяется наработкой вертолета через каждые 150, 300, 750 ч налета соответственно, независимо ОТ того, с каким допуском производилось предыдущее периодическое обслуживание. На все работы периодического ТО устанавливается единый допуск, равный ±20 ч налета.

Внимание!!!

Работы указанные в разделе «карты смазки», выполняемые с периодичностью 75ч налета, производится с допуском ±10ч.

Для двигателей агрегатов и приборов ТО назначается по налету часов планера вертолета. В случае замены двигателя (двигателей) или других комплектующих изделий по отработке ресурса или досрочно выполняется форма ТО, требуемая по налету планера, и дополнительные работы:

Связанные непосредственно с заменой двигателя (двигателей) или комплектующих изделий;

По осмотру элементов конструкции планера вертолёта и участков коммуникаций систем, ДОСТУП к которым возможен только при снятом двигателе или комплектующем изделии.

Последующее ТО двигателя (двигателей) и других комплектующих изделий выполняется по формам ТО, соответствующим наработке планера.

Для 06еспечения безотказной работы вертолета в различных климатических условиях, в условиях интенсивной работы, при выполнении специальных заданий, а также при длительных перерывах в полетах инженер имеет право дать указание о проведении каких-либо дополнительных работ или о внеочередном выполнении переодической формы обслуживания.

ТО вертолета при хранении выполняется при временных перерывах в полетах и состоит из работ:

По подготовке вертолёта к хранению;

По обслуживанию вертолёта через (30±5) суток. 3 месяца ±10 суток (6±1) месяц;

По подготовке вертолета к полётам после хранения

Сезонное ТО выполняется при подготовке вертолёта к осеннее - зимнему (ОЗП) и к весеннее – летнему (ВЛП) периодам эксплуатации.

Специальное ТО выполняется после:

Полета в турбулентной атмосфере (при превышении допустимых эксплуатационных перегрузок), резких разворотов, поражения вертолета молнией, полета в зоне обледенения, грубой посадки, при повышенном уровне вибраций, резонансных явлений, попадания в штормовые условия на земле;

Замены двигателей, главного редуктора, втулок несущего и рулевого винтов,

Подготовка вертолёта к ОЗП и ВЛП, особенности эксплуатации вертолёта в различных условиях.

При подготовке к ОЗП и ВЛП на вертолёте выполняются регламентные работы в объеме, предназначенном для 100 часов налёта. Кроме этого необходимо выполнить следующие работы:

Заменить масло в баках двигателей и главном редукторе (только для подготовки к ОЗП);

Произвести перерегулировку производительности вентиляторной установки;

Заменить масло в промежуточном, хвостовом редукторах, в шарнирах втулок НВ и РВ;

Проверить моменты затяжки гаек болтовых соединений элементов трансмиссии;

Проверить излом и биение хвостового вала;

Установить (снять) теплозащитную шторку в грузовой кабине на зимний (летний) период;

Осмотреть тросы управления РВ и произвести регулировку их натяжения согласно графикам;

Осмотреть втулочно-роликовую цепь и звёздочку хвостового редуктора, заменить смазку на них;

Протереть и смазать тросы ножного управления, управления тормозом НВ и остановом двигателей;

Промыть, смазать (или зашприцевать) подшипники тяг, качалок, роликов и валов ручного, ножного управлений, управлений общим шагом, двигателями и тормозом НВ;

Перебрать колёса шасси и заменить смазку в подшипниках;

Проверить уровень масла в амортстойках шасси и при необходимости долить;

Слить конденсат из воздушных баллонов (подкосов основного шасси);

Проверить работу обогревателя КО-50 (только при подготовке к ОЗП);

Проверить состояние чехлов и заглушек.

Дополнительно при подготовке к ОЗП:

Проверить работу ПОС вертолёта;

Снять с вертолёта бортовые аккумуляторы для проверки их ёмкости и дозарядки;

Осмотреть контейнеры аккумуляторов, убедиться в их исправности и чистоте, при необходимости устранить неисправности, зачистить клеммы контейнеров и смазать их тонким слоем нейтрального технического вазелина;

На лопастях НВ провести работы в объёме осмотра и проверки после первого полёта;

Подготовить чехлы на вертолёт так, чтобы, не снимая их можно было заправлять вертолёт маслом и подогревать двигатели;

Слить конденсат из влагоотстойников системы СО-40 и продуть трубопроводы воздухом.

При эксплуатации вертолёта в условиях низких температур наружного воздуха необходимо уделять внимание следующему:

При температуре наружного воздуха 5ºС и ниже в топливо необходимо добавлять противокристализационную жидкость (ПВК);

При температуре -30ºС и ниже подогревать горячим воздухом двигатели и редуктор до температуры масла в редукторе -15ºС, но не менее 20 минут;

При температуре ниже -30ºС подогревать промежуточный и хвостовой редукторы до температуры масла -15ºС;

При температуре -40ºС и ниже подогревать втулку НВ;

При длительной стоянке вертолёта при температуре -50ºС и ниже произвести слив масла из неостывшей силовой установки;

Перед заправкой маслосистемы маслом при температуре -50ºС масло необходимо подогреть до температуры 60-70ºС;

После продолжительной стоянки вертолёта при температуре -5ºС и ниже перед запуском произвести холодную прокрутку (предварительно убедившись в отсутствии примерзания лопаток турбокомпрессора);

Перед остановом двигателей их необходимо охладить на режиме МГ не менее 2-3 минут.

При эксплуатации вертолёта в условиях низких температур нужно учитывать так же следующие особенности:

1. При очень низких температурах наружного воздуха от -30ºС до -40ºС при работе двигателей на взлётном режиме вступают в работу гидроограничители, ограничивая приведённые обороты турбокомпрессора. Но значительное снижение взлётной мощности происходит при более низких температурах.

2. При низких температурах экипажу нужно более внимательно следить за предельно допустимыми скоростями полёта.

3. Снижение температуры наружного воздуха увеличивает время заправки вертолёта, и оно может возрасти в 1,5-2 раза.

4. Низкие температуры могут стать причиной расцепления МСХ при запуске.

5. Проверку системы путевого управления вертолёта как перед запуском, так и после запуска двигателей нужно производить с учётом температуры наружного воздуха, проконтролировав температуру в ХР-8

6. При температуре ниже -25ºС необходимо удалить смазку с шарниров ЦОС.

7. При эксплуатации вертолёта в условиях очень низких температур наружного воздуха нужно учитывать, что радиотехнические материалы теряют свои эксплуатационные свойства и возможно их разрушение или остаточные деформации.

8. При низких температурах заметно ухудшаются эксплуатационные характеристики АиРЭО вертолёта.

9. При полётах в условиях очень низких температур наружного воздуха необходимо учитывать, что выполнение полёта с малыми скоростями значительно усложняется образованием конденсата из выхлопных труб двигателей и обледенением необогреваемых стекол кабины экипажа.

При эксплуатации вертолёта в летний период нужно учитывать следующие неблагоприятные факторы: высокая температура наружного воздуха, повышенная солнечная радиация, возможная повышенная влажность, воздействие пыли и песка, высота расположения площадки.

Расширение области применения вертолёта привело к тому, что возможно совместное влияние этих факторов.

1. Эксплуатация вертолёта разрешается до температуры -40ºС.

2. Взлётная масса вертолёта должна рассчитываться с учётом следующего:

При повышении температуры наружного воздуха от 0 до 10ºС грузоподъемность вертолёта уменьшается примерно на 170 кг, при дальнейшем повышении температуры грузоподъёмность уменьшается более значительно.

Увеличение высоты расположения площадки приводит так же к значительному уменьшению грузоподъёмности вертолёта.

3. Из-за резкого падения грузоподъемности вертолёта при полётах в горных условиях при повышенных температурах наружного воздуха необходимо:

Двигатели перерегулировать на повышенный взлётный режим с ограничениями по оборотам турбокомпрессора 103% и температурой газов 925ºС;

Согласно РЛЭ вертолёта Ми-8 произвести демонтаж агрегатов, деталей и оборудования вертолёта согласно перечню, снятие которых не приведёт к снижению уровня безопасности полётов.

4. Из-за повышенной солнечной радиации образуются мелкие трещины на остеклении кабины экипажа, поэтому на период стоянки вертолёта необходимо её зачехлить.

5. Из-за большого количества пыли вместе с большой влажностью создаются благоприятные условия для появления коррозии, поэтому после каждого полёта необходимо тщательно осмотреть фюзеляж, лопасти и ЛКП других частей вертолёта.

6. При длительной стоянке вертолёта необходимо защищать покрышки колёс от попадания на них солнечных лучей.

7. Регламентные работы, проведение которых предусматривается через 10 дней стоянки вертолёта под открытым небом, необходимо производить через 5 дней.

8. При эксплуатации двигателей ТВ2-117А на пыльных площадках и аэродромах происходит повышенный износ лопаток компрессора, всего газовоздушного тракта, засорение охлаждающих отверстий камеры сгорания и износ лопастей НВ и РВ. Для предупреждения этих явлений необходимо:

Установить ПЗУ на воздухозаборники двигателей и эксплуатировать их в соответствии с РЛЭ;

На лопасти НВ наклеивать липкую поливинилхлоридную плёнку.

При лётной эксплуатации вертолёта необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

Запуск и опробование двигателей производить, как правило, на площадках с твёрдым покрытием; при невозможности обеспечения этого площадку необходимо полить водой;

Запуск двигателей, а так же руление и взлёт производить против ветра;

Исключить попадание в двигатели пыли и песка от воздушного потока другого работающего вертолёта или самолёта;

Время работы двигателей на земле и в режиме висения свести до минимума.

В заключение необходимо отметить, что очень сложными, с точки зрения обеспечения безопасности полётов, являются переходные периоды. Они характеризуются большими перепадами температуры наружного воздуха в течении короткого времени, обильными осадками различного характера. Всё это требует внимания со стороны лётно-технического состава и большого объема дополнительных работ.

При выполнении работ на АТ, средствах технического обслуживания и ремонта личный состав должен знать и строго соблюдать требования безопасности. Виновные в нарушении требований безопасности несут ответственность в установленном порядке.

Ответственными за обеспечение требований безопасности и норм производственной санитарии в воинской части являются начальники, в подчинении которых постоянно или временно находится личный состав, выполняющий работы по эксплуатации, ремонту АТ и СТО.

Рабочие места в зависимости от характера выполняемых работ и опасные зоны должны быть оснащены общими или индивидуальными, постоянными или временными инструкциями, знаками и ограждениями безопасности.

Ответственным за своевременное предупреждение всех лиц, находящихся в опасных зонах (около или внутри ВС, помещения), выставление и снятие временных ограждений и знаков безопасности является руководитель работ. Команды предупреждения об опасных действиях должны гарантировать получение их всеми специалистами, находящимися внутри и вне ВС (помещения).

Обучение безопасным приемам и методам работы должно проводится во всех частях и учреждениях (организациях) независимо от характера и степени опасности технологического процесса, а также квалификации и стажа лиц, работающих в данной должности.

Проверка знаний личным составом требований безопасности проводится в случаях, предусмотренных пунктом 171 ФАП ИАО.

Инструктажи по требованиям безопасности в зависимости от характера, цели, места и времени проведения подразделяются на вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой. Формы журналов учета проведения инструктажей приведены в приложении № 4.22 к ФАП ИАО.

Перед началом работ личный состав должен быть ознакомлен с характером и условиями выполнения работ и с мерами безопасности. Инструктаж проводит начальник (старший группы), непосредственно руководящий выполнением данных работ.

Перед началом осмотра, выполнением регламентных и других работ на самолете принимаются меры безопасности, исключающие разрядку статического электричества через людей, случайные выстрелы и пуски, срабатывание пиромеханизмов катапультного кресла, сброс баков и подвесок, складывание шасси, самопроизвольное срабатывания систем и электроагрегатов и другие случаи, которые могут угрожать здоровью личного состава и привести к повреждению АТ.

Для этого необходимо убедиться в следующем:

самолет надежно заземлен;

    автоматы защиты сети и выключатели в цепях управления стрельбой, сбрасыванием бомб, пуском изделий, сбросом подвесных блоков, запуском и сбросом ускорителей выключены, а кнопки закрыты предохранительными колпачками;

    в соответствующие пиромеханизмы и узлы, в щиток взрыва установлены предохранительные стопоры;

    в головках пиропистолетов сброса подвесных баков стоят предохранительные чеки;

    органы управления выпуском и уборкой шасси находятся в положении, исключающем самопроизвольную уборку шасси;

    ручка переключения крана шасси находится в нейтральном положении на защелке.

Во время работы двигателей не разрешается находиться или проходить в опасных зонах, расположенных впереди всасывающих каналов и позади реактивных сопел.

При выполнении работ в электрических сетях ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

    устранять неисправности в электрических цепях без приведения вооружения и стреляющих механизмов самолета в безопасное состояние;

    производить монтажные и демонтажные работы с электрическими устройствами и проводами сети, снимать и устанавливать кожухи блоков, отсоединять и присоединять кабели, оставлять бесконтрольными открытые распределительные устройства и клемные панели, устранять неисправности при наличии напряжения в бортовой сети;

    подключать к бортовой сети самолетные и аэродромные источники электроэнергии до окончания работ в электроцепях, а также работ по осмотру электрических устройств;

    устанавливать самодельные плавкие вставки, а также автоматы защиты сети и плавки-вставки, которые не соответствуют предусмотренному типу, номинальным точкам и напряжениям;

    устанавливать осветительные и сигнальные лампы, типы и мощность которых не предусмотрены для соответствующей арматуры;

    заменять предохранители, индикаторные и электронные лампы при нахождении систем под током;

    подключать к бортовым розеткам переносные лампы, паяльники и другие приемники энергии без штепсельных вилок, а также приемники, мощность которых больше расчетной для данной розетки и установленной в ее цепи токовой защиты;

    присоединять провода без наконечников, с необлуженными концами;

    нарушать и заменять маркировку и прибортовку жгутов и трубопроводов;

    допускать касание проводов и их жгутов о трубопроводы;

    оставлять не изолированными концы проводов;

    использовать непредусмотренные соответствующими технологиями изоляционные материалы;

    определять наличие напряжения в цепи замыканием клемм палицами, касанием одного провода о другой или о корпус самолета.

При включенном под ток оборудовании ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

    осматривать монтаж;

    устранять неисправности (заменять платы, модули, радиолампы и т.д.);

    пользоваться для настроечных работ инструментом без специального изоляционного покрытия;

    монтировать и демонтировать блоки, снимать и устанавливать кожухи блоков, отсоединять и присоединять кабели и фидеры.

Проверку работоспособности систем, излучающих электромагнитную энергию на открытую антенну, разрешается проводить только в случаях крайней необходимости с соблюдением правил радиомаскировки и мер, обеспечивающих защиту личного состава от энергии сверхвысокочастотного (СВЧ) излучения.

Системы, излучающие электромагнитную энергию СВЧ, в помещениях ТЭЧ размещаются так, чтобы исключить возможность поражения личного состава электрическим током и облучения электромагнитной энергией СВЧ выше допустимых норм.

Рабочие места в помещениях ТЭЧ должны быть оборудованы средствами защиты от поражения электрическим током и воздействия энергии СВЧ специальными защитными устройствами, поглощающими нагрузки, индивидуальными средствами защиты.

При работах на самолете, связанных с излучением энергии СВЧ с плотностью потока свыше допустимых норм, перед самолетом устанавливаются ограждения или предупреждающие знаки.

Пребывание личного состава в зоне повышенной плотности потока энергии СВЧ без индивидуальных средств защиты ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

    Особенности технической эксплуатации радиоэлектронного оборудования.

Для перевозки пассажиров на вертолете транспортная компания или частный перевозчик имеет соответствующее разрешение, исправную технику и подготовленный экипаж. Инструктаж по технике безопасности проходят все новые члены экипажа, повторный проводится ежегодно.

Требования и техника безопасности при полетах на вертолете год за годом становится все безопасней, в том числе, и суда малой авиации. Однако полеты на вертолете и сам вертолет признаны источником повышенной опасности, впрочем, как и любое транспортное средство. Поэтому не только пилот соблюдает установленные нормативной документацией правила выполнения полетов, но и пассажиры соблюдаютопределенные правила поведения как при посадке и высадке, так и при нахождении внутри машины

Перед каждым вылетом для перевозки пассажиров назначается старший, ответственный за состояние вертолета, экипажа и пассажиров. Перед вылетом старший информирует людей в салоне о средствах личной безопасности: местах расположения и способах использования (личные ремни безопасности, спасательные жилеты, кислородные маски), и действиях в случае аварийной ситуации.

Посадка пассажиров осуществляется на специально оборудованных площадках под контролем командира экипажа или его заместителя. Перед посадкой каждый пассажир проходит проверку на наличие в организме алкоголя, наркотиков или психотропных веществ. В случае выявления показателей, нарушающих правила воздушных перелетов, пассажир не допускается на вертолет.

Правила поведения пассажиров при полете на вертолете.

Наличие технических факторов риска требует от каждого пассажира осторожности, повышенного внимания и взаимоуважения. Каждый пассажир вертолета обязан осознавать, что несоблюдение условий подвергает риску его, а также остальных пассажиров в опасную ситуацию.

Пассажир вертолета:

  • - проходит инструктаж и строго соблюдает Правила поведения и техники безопасности использования вертолета;
  • - неукоснительно выполняет требования летчика на всех этапах полета;

При посадке в вертолет:

  • - не подходить к вертолету ближе, чем на 50 метров при запуске винтов. Это правило касается не только основного, но и хвостового винта. Во избежание чрезвычайных ситуаций к хвосту вертолета без крайней необходимости лучше вообще не приближаться. Посадка в вертолет, как при включенных винтах, так и при заглушенном двигателе возможна только с разрешения пилота и только в его сопровождении. Движения плавные, осторожные, никаких резких изменений траектории движения, а уж тем более прыжки не допускаются.
  • - Человек, садящийся в вертолет, абсолютно трезвым, недопустимо, чтобы он находился под воздействием наркотических, медицинских препаратов, алкоголя. В случае несоблюдения этого правила пилот вправе не допустить пассажира к полету

При нахождении в вертолете:

  • - Необходимо следовать всем советам пилота.
  • - При движении вертолета не разводят в кабине огонь, не курят. Ни в коем случае не стоит перемещаться по салону, открывать во время полета двери и окна.

При выходе из вертолета:

  • - Следует дождаться полной остановки винта. Только после этого покидают машину. По правилам безопасности.первым выходит пилот и проверяет ситуацию на предмет наличия потенциальной или явной угрозы. Лишь затем выходят пассажиры.
  • - На некоторых моделях вертолетов во время движения на корпусе образуется и скапливается достаточно значительный по своей силе статический разряд электричества, так что до заземления корпуса вертолета к нему лучше не прикасаться.

В случае несоблюдения пассажиром настоящих правил, неадекватности в поведении, алкогольного или иного опьянения, летчик вправе не допускать пассажира к полету.

Требование безопасности для экипажа вертолета

Общие положения по техники безопасности экипажа.

Чтобы полет был безопасным не только пассажиры следуют установленным правилам поведения, но и экипаж вертолета соблюдают установленную технику безопасности согласно инструкции по охране труда для экипажа вертолета.

Члены экипажа вертолета независимо от квалификации и стажа работы своевременно и в полном объеме проходят все виды инструктажа по безопасности труда (вводный, первичный на рабочем месте, повторный). При перерывах в летной работе более чем 60 календарных дней, а также в случае нарушения требований инструкции по охране труда члены экипажа проходят внеплановый инструктаж (индивидуально или всем экипажем вертолета). Лица, не прошедшие инструктаж, к работе не допускаются.

Члены экипажа проходят диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ № 90 от 14.03.96 г. во врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК).

Члены экипажа вертолета, не прошедшие периодический медицинский осмотр и годовое освидетельствование во ВЛЭК, к летной работе не допускаются.

Основными опасными и вредными производственными факторами являются:

  • - движущиеся по территории аэродрома ВС, спецавтотранспорт и самоходные механизмы;
  • - вращающиеся несущие и рулевые винты вертолетов;
  • - воздушные и газовые потоки от работающих несущих винтов и авиадвигателей, а также камни, песок и другие предметы, попавшие в них;
  • - повышенная запыленность и загазованность воздуха;
  • - выступающие части вертолета и его оборудования;
  • - повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхностей аэродромного покрытия, стремянок);
  • - предметы, находящиеся на поверхности места стоянки вертолета (штанги, кабели, тросы заземления, элементы внешней подвески);
  • - выполнение работ вблизи от не огражденных перепадов по высоте (на стремянке, приставной лестнице, у незакрытого люка, входной двери);
  • - острые кромки деталей, заусенцы, шероховатость на поверхности оборудования, грузов, канатов;
  • - электрический ток, который в случае замыкания проходит через тело человека;
  • - перемещаемые грузы во время погрузо-разгрузочных работ в вертолете;
  • - падающие грузы, обрушивающиеся конструкции грузоподъемных механизмов;
  • - повышенный уровень шума и вибрации;
  • - повышенная или пониженная температура и влажность воздуха;
  • - разряды статического электричества;
  • - недостаточная освещенность рабочей зоны, места стоянки вертолета, перрона;
  • - возможный пожар и взрыв;
  • - психоэмоциональные и физические перегрузки.
  • - этилированный бензин.

Члены экипажа при необходимости пользуются спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ от воздействия опасных и вредных производственных факторов в соответствии с действующими нормами.

Члены экипажа умеют оказать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях, пользуются бортовой медицинской аптечкой.

В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного предполетного отдыха члены экипажа докладывают о своем состоянии командиру вертолета и обращаются за медицинской помощью

Если с членом экипажа произошел несчастный случай, то ему оказывают первую медицинскую помощь и при необходимости доставляют в медсанчасть или другое лечебное учреждение, а также сообщают о случившемся в установленном порядке для организации расследования в соответствии с действующим Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

Члены экипажа соблюдают установленный для них режим рабочего времени и времени отдыха: нормы полетного времени, предполетного и послеполетного отдыха, правила поведения во время нахождения на дежурстве, в резерве.

Для предупреждения возможности возникновения пожаров и взрывов члены экипажа сами соблюдают требования пожаро- и взрывобезопасности и не допускают нарушений со стороны пассажиров, членов бригады стропальщиков, грузчиков и представителей заказчика.

Во время полета не курят как в кабине экипажа, так и грузопассажирской кабине.

Курить разрешается только в специально отведенных местах.

За невыполнение требований безопасности члены экипажа несут ответственность согласно действующему законодательству.

Требования к экипажу перед началом работ.

Члены экипажа вертолета перед полетом проходят медицинский осмотр. Ответственность за соблюдение экипажем предполетного режима вне мест базирования, а также за рубежом возлагается на командира вертолета.

При перемещении по территории аэродрома члены экипажа соблюдают следующие правил:

  • - ходить только по специально предназначенным для этого пешеходным маршрутам;
  • - во время ходьбы быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки, особенно в сложных метеорологических условиях (дождь, туман, снегопад, гололед) и в темное время суток, следует помнить, что в условиях авиационного шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными средствами и шум работающего двигателя приближающегося спецавтотранспорта, самоходного механизма бывают не слышны;
  • - соблюдать осторожность и быть внимательным вблизи зон повышенной опасности (зон работающих авиадвигателей и вращения воздушных и несущих винтов воздушных судов, излучения антенн наземных и бортовых радиотехнических средств, руления и буксировки воздушных судов, маневрирования спецавтотранспорта и средств механизации у авиалайнера, заправки самолета ГСМ, погрузо-разгрузочных работ, а также на проезжей части дорог, обращать внимание на неровности и скользкие места на поверхности аэродрома и избегать передвижение по ним.

Перед предполетным контрольным осмотром вертолета бортмеханику убедиться:

  • - в заземлении вертолета;
  • - в наличии упорных колодок под колесами шасси;
  • - в наличии средств пожаротушения около вертолета;
  • - в отсутствии на площадке около вертолета мелких камней и посторонних предметов, которые попадают в лопасти винтов или двигатели.

Члены экипажа проводят контрольный осмотр вертолета и его оборудования в соответствии с требованиями РЛЭ, в последовательности и объеме, предусмотренных листами контрольных осмотров.

В процессе предполетного контрольного осмотра необходимо:

  • - пользоваться исправными стремянками и приставными лестницами, предусмотренными для вертолета Ми-8, особую осторожность при этом следует проявлять при неблагоприятных погодных условиях. Не спрыгивают со стремянки и лестницы или спускаются, шагая через несколько ступенек
  • - соблюдать осторожность при передвижении по стоянке, чтобы не споткнуться и не удариться о шланги, кабели, тросы, рукава для обогрева вертолета, упорные колодки, тележки, баллоны;
  • - во избежание травмирования головы быть внимательным при передвижении возле низкорасположенных и выступающих частей вертолета;
  • - перед подъемом в вертолет необходимо убедиться в надежной установке бортового трапа, исключающей возможность его самопроизвольного перемещения, при этом следует обратить внимание на то, чтобы проушины трапа вошли в гнезда, а также, чтобы на поверхности трапа отсутствовали лед, горюче-смазочные материалы и другие вещества, способствующие скольжению;
  • - при подъеме (спуске) по бортовому трапу следует проявлять повышенную осторожность, не спешить.

При заправке вертолета топливом необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

  • - проверить наличие заземления вертолета и топливозаправщика, их соединение тросом для выравнивания потенциалов статического электричества;
  • - убедиться в наличии необходимых средств пожаротушения около вертолета;
  • - проверить, выключены ли потребители электроэнергии за исключением приборов контроля заправки.

При загрузке и выгрузке должны соблюдаться следующие основные требования:

  • - бортмеханик следить за тем, чтобы загрузку вертолета техникой, грузами производили через грузовой люк по трапам;
  • - перед началом загрузки в вертолет необходимо отрыть и зафиксировать в открытом положении створки грузового люка, поставить трапы под необходимую колею загружаемой самоходной техники, проверить наличие и исправность требуемого такелажно-швартовочного оборудования;
  • - при работе в темное время суток необходимо включить бортовое освещение;
  • - подходы к входной двери и аварийным люкам свободныеи не загроможденные грузом или багажом;
  • - грузы, размещаемые в вертолете, необходимо крепить таким образом, чтобы исключалась возможность их самопроизвольного перемещения в полете;
  • - при закрытии входной двери и створок грузового люка следует во избежание защемления конечностей проявлять осторожность внимательность;
  • - при подготовке к работе по транспортировке груза на внешней подвеске бортмеханик проверяет наличие сведений об испытаниях на прочность строповочных элементов, использование стропов и тросов, имеющих механические повреждения, превышающие допустимые нормы, запрещается.

При необходимости подъема наверх через люк выхода к двигателям и передвижения по открытым капотам проявляют повышенную осторожность.

Требования при выполнении полета.

Основным условием обеспечения безопасности членов экипажа в процессе выполнения полетного задания является точное соблюдение ими требований НПП, РЛЭ и Технологии работы экипажа вертолета.

Командир вертолета производит запуск двигателей только после доклада авиатехника о готовности вертолета к полету, проведения контрольного осмотра вертолета и выполнения контрольной проверки перед запуском.

Перед запуском двигателей командир вертолета убеждается в том, что упорные колодки находятся под колеса шасси, а около вертолета и в зоне вращения несущего винта нет посторонних предметов и людей.

Сигнал авиатехника о немедленном выключении двигателей немедленно выполняется.

Максимальное количество людей на борту вертолета не превышает числа сидений, снабженных привязными ремнями.

Члены экипажа при выполнении полета, находясь на своих рабочих местах, пристегнуты к сиденьям кресел привязными ремнями.

Руление вертолета разрешается на ровном и прочном грунте, по возможности пыльная площадка полита водой, а заснеженная площадка очищена от снега или укатана.

Для выполнения руления необходимо убедиться в том, что на пути руления нет никаких препятствий.

При рулении члены экипажа следят за окружающей обстановкой и предупреждают командира вертолета о препятствиях.

Руление вблизи препятствий, в зоне интенсивного движения ВС, спецавтотранспорта, людей, а также при ограниченной видимости выполняется на скорости, обеспечивающей своевременную остановку вертолета.

Скорость руления выбирается в зависимости от состояния грунта, направления ветра, обстановки и не превышает 30 км в час. При рулении по снегу и пыли скорость руления не превышает 10 км в час.

При неровном или вязком грунте или рыхлом снеге вместо руления следует выполнять подлет на старт или взлетать непосредственно со стоянки.

Командир вертолета помнит о том, что при посадке на глубокий снег расстояние от земли до несущего винта уменьшается, что является опасным для пассажиров, которые высаживаются из вертолета, поэтому во избежание несчастного случая командир вертолета проинструктирует служебных пассажиров о порядке высадки из вертолета.

Полеты вертолета на высоте более 4000 м выполняются с использованием экипажем кислородных приборов, при пользовании кислородного оборудования следует помнить о том, что во избежание возможности взрыва необходимо исключить любой контакт кислорода и жиров, поэтому работают с кислородным оборудованием следует чистыми руками без следов жиров и масел.

При рулении, в режиме висения и полета не открывают верхний люк для осмотра винтомоторной группы.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

Если во время заправки вертолет будет облит топливом, запуск двигателей производят не ранее чем через 10 - 15 минут после удаления пролитого топлива с поверхности вертолета и места его стоянки.

При возникновении пожара на вертолете на земле все члены экипажа немедленно сообщают об этом службе УВД, одновременно начинают эвакуацию пассажиров. При ликвидации пожара кроме бортовых средств необходимо дополнительно использовать наземные средства пожаротушения, имеющиеся на аэродроме.

В полете при обнаружении дыма, гари или открытого огня немедленно доложить об этом командиру вертолета и приступить к поиску и тушению очага загорания с помощью огнетушителей и других доступных средств. О пожаре необходимо сообщить диспетчеру.

При появлении дыма в кабине экипажа всем членам экипажа следует надеть дымозащитные средства (кислородные маски и дымозащитные очки)

В случае возникновения пожара в каком - либо из потребителей электрической энергии необходимо немедленно его обесточить

Действия членов экипажа в случае аварийной посадки вертолета и в других особых случаях соответствуют требования РЛЭ.

1. Перед осмотром и выполнением регламентных работ необходимо во избежание непреднамеренного включения электрических агрегатов, пожара на вертолете, разрядки статического электричества через людей и травм, заземлить вертолет и убедиться, что все АЗС и выключатели потре­бителей электроэнергии находятся в положении «Выключено». Прикасаться к вертолету до его заземления запрещается.

2. Наземные источники электроэнергии разрешается подключать к сети вертолета только с разрешения бортмеханика, инженера или техника-бригадира возглавляющего бригаду ТО. При включенных источниках электроэнергии должна устанавливаться табличка «Вертолет под током»

3. При проверке и регулировке трансмиссии, органов управления (ручного, ножного и «Шаг - газ») запрещается производить какие-либо работы в местах прохож­дения подвижных элементов. Перед тем, как провора­чивать трансмиссию и двигать органами управления следует предупредить работающих в указанных местах людей и получить от них доклады о безопасности.

4. При холодной прокрутке двигателей запрещается находиться и выполнять работы в двигательном и редукторном отсеках, в хвостовой балке и в зоне винтов верхний люк в кабине экипажа должен быть закрыт.

5. При осмотре силовой установки, а также при дви­жении по трапам после выключения двигателей соблю­дать осторожность, чтобы не получить ожоги от прикос­новения к горячим деталям.

6. При осмотре вертолета пользоваться только исправ­ными переносными лампами с предохранительными сет­ками, с хорошей изоляцией и плотными контактами искрение где-либо не допускается.

7. Гидроподъемники, подъемные краны, тельферы с электрическим управлением следует перед использованием проверить на исправность. Категорически запрещается применять на вертолете неисправные подъемные средства.

8. Заправку шин колес шасси сжатым воздухом от баллонов высокого давления и продувку узлов и деталей производить только через редуктор, отрегулированный на давление согласно ТТ.

9. Запрещается использовать вместо стремянок любые предметы и выступающие элементы конструкции вертоле­та, кроме специально предназначенных (трапы на капотах двигательного и редукторного отсеков, подножки и т.п.).

11. Все работы по установке и снятию двигателей, редукторов, втулки и лопастей НВ производить только под непосредственным руководством ответственного лица (инженера),применяя предусмотренные технологией подъемные средства и такелажное оборудование.

12. Подъем вертолета необходимо производить одно­временно всеми гидроподъемниками. За время подъема запрещается кому-либо находиться на вертолете и под вертолетом. При скорости ветра более 8 м/с подъем вертолета запрещается.

13. Запрещается затяжка штуцеров, гаек, а также пе­рестановка крепления (отбортовки) трубопроводов воздушной и гидравлической систем, находящихся под давлением.

14. Ввиду токсичных продуктов разложения синтетиче­ского масла Б-ЗВ избегать попадания его на руки и открытые участки кожи. При попадании масла на открытые участки кожи его необходимо немедленно смыть теплой водой и мылом. Масло Б-ЗВ, попавшее на детали и поверхности вертолета, следует немедленно удалить салфеткой, смоченной бензином для технических целей и протереть этот участок насухо.

15. При эксплуатации вертолета Ми-8П, оборудован­ного системой кондиционирования воздуха строго следить за герметичностью трубопроводов и агрегатов с хладагентом, так как продукты его термического распада токсичны.

16. При заправке и сливе хладагента работу произво­дить в спецодежде и очках. Хладагент хорошо раство­ряется и смывается минеральным маслом и борной кис­лотой.

17. Во избежание взрыва запрещается подогревать систему, заполненную хладагентом, и производить паяль­ные или сварочные работы на ней.

18. Запрещается производить заправку топливом: при работающих двигателях; отсутствии средств пожаротушения; во время грозы.

19. Электропитание бортовой сети вертолета и агре­гаты, обслуживающие заправку, должны быть включены до начала заправки топливом и выключены только после ее окончания.

20. При заправке вертолета топливом запрещается: производить работы по обслуживанию радио-, элек­тро-, кислородного оборудования;

включать и выключать АЗС и выключатели в кабинах вертолета; производить на вертолете или на расстоянии менее 25 м от него какие-либо работы, связанные с искрообразованием.

21. Запуск и опробование двигателей после выполнения периодических видов ТО или устранения неисправностей производить на площадках специально отведенных или швартовочных, а также на местах стоянок при условии выполнения требований п. 7.7.4 НПП ГА-85.

22. При опробовании и холодной прокрутке двигателей запрещается находиться в зоне, ометаемой несущим вин­том, и в зоне рулевого винта, а также находиться ближе 25 м от вертолета за исключением техника, наблюдающего за запуском.

23. Подходить к вертолету разрешается только при работе двигателей на малом газе, при этом следует помнить, что самыми опасными зонами, где лопасти проходят наи­более низко, являются левая передняя и правая задняя.