Хозяйственные правоотношения. Объекты хозяйственных правоотношений Субъектами хозяйственных правоотношений являются

Как известно, объект то один из элементов хозяйственного правоотношения, то, на что направлено хозяйственное правоотношение. В этой теме предстоит ознакомиться с различными категориями объектов: вещами (включая деньги и ценные бумаги); иным имуществом, включая имущественные блага; услугами и работами результатами творческой деятельности, нематериальными благами, информацией (ст. 128 ГК РФ).

Рассматривая такую категорию объектов как вещи , обратите внимание на то, что вещи обладают правовым режимом, который подразумевает определенный порядок пользования, способы и приемы распоряжения и иные правомерные действия хозяйствующих субъектов в отношении вещи, определяемые правовыми нормами.

В соответствии с правовым режимом можно классифицировать вещи на:

разрешенные к имущественному обороту;

ограниченные в оборотоспособности;

изъятые из оборота.

В праве принято различать и иные группы вещей : вещи движимые и недвижимые; вещи, определяемые родовыми признаками и вещи индивидуально-определенные; вещи делимые и неделимые; отдельные вещи и совокупность вещей; главные вещи и принадлежности. Данная классификация имеет определенные юридико-практические последствия, т.е. деление вещей на определенные категории имеет определенное правовое значение. Необходимо знать, для чего проводится такое деление вещей или выделение их из числа других.

Например, если имущество, вещь является неделимой (автомобиль), т.е. невозможно разделить на части без ущерба для его хозяйственного назначения, то собственнику вместо выдела доли в натуре либо выплачивается денежная компенсация, либо вещь продается, а вырученная сумма делится между собственниками, либо устанавливается режим пользования этой вещью.

Среди вещей следует выделить плоды, продукцию и доходы, а также предприятие как имущественный комплекс.

Особое внимание следует уделить вопросу о ценных бумагах , их классификации (в частности, на предъявителя, ордерные ценные бумаги, именные, денежные и товарные) и видах

(вексель, облигация, акция чек и т.п.). Обратите внимание на то, что перечень ценных бумаг в ст. 143 ГК РФ не является исчерпывающим. Этот перечень может дополняться, однако отнесение документов к числу ценных бумаг может производиться только по прямому указанию закона.

К ценной бумаге предъявляются определенные требования, в частности она должна иметь определенную форму и обладать обязательными реквизитами, отсутствие которых влечет недействительность ценной бумаги.

В основу разграничения действий как объекта хозяйственного права положен их конечный результат. Если услуга выражается в определенном полезном результате, как правило невещественном, то работа имеет овеществленный полезный результат.

К результатам интеллектуальной деятельности относятся, прежде всего, объекты интеллектуальной (в том числе промышленной} собственности (ст. 138 ГК РФ). Для хозяйственного права по практическому значению правовое место выходят объекты промышленной собственности . Речь идет, прежде всего, о правах на товарный знак, фирменное наименование, и изобретение полезные модели, секреты производства. Перечесленные объекты промышленной собственности становятся объектами исключительного права хозяйствующего субъекта только после государственной регистрации, а в некоторых случаях (это касается товарного знака, изобретения, полезной модели, секретов производства) и получения свидетельства или патента.

Например, практическое значение исключительного права на товарный знак состоит не только в том, что его владелец может запрещать использование этого товарного знака другим лицам, но и в том, что он получает возможность предоставить за соответствующую плату право использовать, свой товарный знак. Заключая лицензированные договоры, владельцы товарных знаков используют полученное ими исключительное право как объект имущественных правоотношений, а по классификации ГК - как имущественные права, имеющее денежное выражение.

Деньги один из видов имущества - ГК РФ относит к объектам гражданских правоотношений наряду с ценными бумагами. Общегражданское законодательство использует термины «деньги» и «валюта». Ст. 140 ГК позволяет считать, что это - синонимы. Специальное законодательство, в частности, Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет валюту, т.е. деньги РФ таким образом, что это понятие охватывает а) рубли в виде банковских билетов (банкнот), б) средства на банковских счетах в банке РФ, в) средства на счетах в банках вне РФ, находящиеся там в соответствии с действующим законодательством. При этом наряду с валютой России к деньгам как объекту хозяйственного права относится также иностранная валюта. Она может быть представлена а) денежными знаками в виде банкнот, казначейских билетов или монет, б) средствами на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах (последние именуются в ст. 317 ГК РФ условными денежными единицами).

Следует обратить внимание на существенную разницу между правовым режимом валюты России и иностранной валюты. Так, валюта России рубль - является законным платежным средством, обязательным к приему по его нарицательной стоимости на всей территории России. Что касается иностранной валюты, возможности и условия ее использования в качестве средства платежа, а также условия и порядок лицензирования такой деятельности определяются специальным законодательством о валютном регулировании и валютном контроле.

Еще на некоторых объектах хозяйственного права следует остановиться, а именно: имущество предприятий (организаций). Порядок учета имущества организаций определяется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 23 февраля 1996 г. Имущество хозяйствующего субъекта принято подразделять на основные и оборотные средства .

Следует обратить внимание на то, что деление имущества на основные и оборотные средства близко к его делению на недвижимое и движимое имущество, но полной аналогии здесь нет. Если всякое недвижимое имущество относится к основным средствам, то движимое имущество может быть как основными средствами (например, транспортные средства), так и оборотными средствами (сырье, материалы).

Все основные средства являются индивидуально - определенными в отличие от других однородных вещей с конкретными присущими только им характеристиками.

Особо следует подчеркнуть, что правовой режим финансовых вложений можно рассматривать в следующих аспектах:

правовой режим ценных бумаг как объекта гражданских прав;

вложений в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ;

правовое положение кредитора в договоре займа (п. 39 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. №170).

Что касается нематериальных благ как объектов права, то следует иметь в виду, что таковыми являются блага, способные индивидуализировать хозяйствующий субъект (имя, деловая репутация и др.) и обеспечивающие автономию в обществе (тайна переписки, телефонных разговоров ). В силу их нематериальности предусмотрены особые средства судебной защиты таких благ.

Наряду с юридической классификацией вещей, данной выше, существует экономическая и другие классификации вещей, которые не являются предметом рассмотрения настоящего учебного курса.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями. Они представляют собой правовую взаимосвязь между субъектами хозяйствования, которая проявляется в их содержании, которое сводится к субъективным права и обязанностям этих субъектов.

Для уяснения конструкции правоотношений прибегают к теоретическому их делению на абсолютные и относительные.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных субъектов с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении своего права.

В относительном правоотношении субъекту права противостоит конкретная обязанная сторона.

Субъектами хозяйственных правоотношений являются граждане, имеющие статус предпринимателя, юридические лица, а также государство в лице соответствующих органов обладающих определенной компетенцией.

Объектами хозяйственных правоотношений являются:

вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; собственная деятельность субъекта хозяйствования; неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна).

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

абсолютные вещные правоотношения; абсолютно-относительные вещные правоотношения; абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности; неимущественные абсолютные правоотношения; обязательственные правоотношения.

Для абсолютного вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения.

К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество «абсолютно», т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования. У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с его правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов – очерчена законом.

Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и другие. Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц, нарушивших его право на неимущественные блага, устранения нарушения.

Обязательственные хозяйственные правоотношения. Это правоотношения, в которых два контрагента связаны взаимными правами и обязанностями между собой. Основой этих правоотношений служит договор (контракт). Хозяйственные обязательства в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов хозяйственного права они обслуживают, подразделяются на четыре вида:

хозяйственно-управленческие (возникают на основе актов государственных органов); внутрихозяйственные (возникают между подразделениями предприятий и руководством этого предприятия); оперативно-хозяйственные (возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров); территориально-хозяйственные (отношения территориальных субъектов между собой и с предприятиями).

Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права общественные отношения, возникающие при осуществлении коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринима-телями предпринимательской деятельности, деятельности организационно-имущественного характера, создающей основу для будущей предпринимательской деятельности, а также при государ-ственном регулировании предпринимательской деятельности.

Основанием возникновения, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений являются юридические факты. Юридические факты подразделяются на действия и события.

Действия зависят от воли субъекта хозяйствования и бывают правомерные (например, заключение договора) и неправомерные (например, указания государственного органа с превышением компетенции). В связи с тем что нормами хозяйственного права регулируется прежде всего деятельность субъектов хозяйствования, юридическими фактами чаще всего выступают действия участников хозяйственного оборота.

Можно выделить следующие виды правомерных действий:

- акты-предписания (акты антимонопольных органов, запреты, предписания о прекращении нарушения);

- акты-разрешения (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, лицензии);

- акты-соглашения (договоры);

- акты одностороннего характера (перевод на предоплату, аккреди-тивную форму расчетов, действия, связанные с исполнением обязательств).

События как юридические факты не зависят от воли сторон и обычно являются правоизменяющими или правопрекращающими обстоятельства-ми (например, форс-мажорные обстоятельства вызывают невозможность исполнения договора, что влечет его прекращение или изменение).

Юридические факты приобретают правовое значение только при наличии соответствующего нормативного правового акта.

Юридический состав представляет собой совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей сторон. Например, для возникновения отношений по строительству объекта необходимо наличие отведенного земельного участка, проектно-сметной документации, разрешений соответствующих государственных органов, лицензии на осуществление деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений у подрядчика, договора строительного подряда.

Обязательными элементами правоотношения, в том числе и хозяйственного, являются субъекты, объекты и содержание (права и обязанности сторон).

В хозяйственном правоотношении в качестве субъектов участвуют коммерческие организации, некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, индивидуальные предприниматели, государство и его административно-территориальные единицы в лице соответствующих государственных органов, обладающих определенной компетенцией.

Объектами хозяйственных правоотношений могут быть:

Вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

Работы и услуги;

Охраняемая информация;

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность);

Нематериальные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (например, право на товарный знак (знак обслуживания).

В юридической литературе хозяйственные правоотношения классифицируются по различным основаниям.

По конструкции, объектам и содержанию хозяйственные правоотношения можно классифицировать на:

- абсолютные вещные правоотношения (отношения собственности). Здесь субъект, реализуя свое право, не корреспондирует ни с одним конкретным лицом;

- абсолютно-относительные вещные правоотношения (отношения хозяйственного ведения, оперативного управления). Здесь субъект хозяйствования имеет абсолютные права на имущество, соотнося свои возможности только с собственником имущества, с которым он состоит в относительных правоотношениях. Объем прав субъекта хозяйствования на имущество в данном случае определяется собственником;

- абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности . Для этих отношений характерно то, что они складываются по поводу ведения субъектом хозяйствования собственной хозяйственной деятельности. У данного субъекта отсутствуют конкретные обязанные лица, однако все другие субъекты хозяйствования должны считаться с правом ведения хозяйственной деятельности и не препятствовать ей. Данные отношения становятся относительными при возникновении препятствий к осуществлению хозяйственной деятельности. В частности, если субъект хозяйствования нарушает установленные правовые нормы, компетентные государственные органы могут потребовать прекращения неправомерных действий, применить определенные санкции и т.п.;

- неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения . Складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности (товарный знак, знак обслуживания, информация, составляющая коммерческую тайну, и т.п.). Данные отношения являются абсолютными, поскольку никто, кроме субъекта, обладающим правом на неимущественное благо, не может без законных оснований пользоваться этим благом. При нарушении данных прав у потерпевшего субъекта хозяйствования возникает право на защиту своих интересов, возмещение убытков и отношение трансформируется из неимущественного абсолютного в имущественное относительное;

- относительные обязательственные хозяйственные правоотношения . В данном случае один из участников правоотношения вправе требовать от другого участника совершения соответствующих действий. Обязанное лицо должно их исполнить: передать имущество, выполнить работы, оказать услуги.

Последнюю группу хозяйственных правоотношений называют «хозяйственные обязательства» . Они подразделяются на четыре вида:

Хозяйственно-управленческие;

Оперативно-хозяйственные;

Территориально-хозяйственные;

Внутрихозяйственные.

Хозяйственно-управленческие обязательства представляют собой отношения по вертикали и возникают между органом, обладающим властными полномочиями, и подчиненным субъектом хозяйствования. Данные отношения порождаются актами государственных органов (например, решение антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) субъекта хозяйствования).

Оперативно-хозяйственные обязательства являются отношениями по горизонтали и возникают между равноправными субъектами хозяйствования в силу договоров. Подобные отношения имеют товарно-денежный характер.

Территориально-хозяйственные обязательства представляют собой отношения по горизонтали на макроуровне, поскольку возникают между:

Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами;

Административно-территориальными единицами;

Республикой Беларусь (административно-территориальными единицами) и субъектами хозяйствования.

Целью исполнения данных обязательств является прежде всего комплексное и эффективное развитие хозяйства и социально-культурной сферы. Основанием возникновения этих обязательств служит договор, а в случаях, прямо предусмотренных законом, - акт органа власти (управления). Территориально-хозяйственные обязательства не всегда имеют товарно-денежную форму, но всегда носят стоимостной характер. В качестве примера можно привести отношения по реализации программ поддержки предпринимательства, поставке товаров для государственных нужд, инвестиционные проекты и т.п.

Внутрихозяйственные обязательства возникают между подразделениями субъектов хозяйствования (по горизонтали), а также между подразделениями и самим субъектом хозяйствования (по вертикали) в силу локальных нормативных правовых актов (например, отношения между филиалами (представительствами) и головным субъектом хозяйствования).

Эти обязательства, как правило, не имеют товарно-денежной формы (не используются расчеты и банковские счета), реализуются с помощью средств бухгалтерского учета, охватывающих перемещение ценностей, выполнение работ, оказание услуг внутри организации.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются, отношения урегулированные нормами хозяйственного права, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, связанных взаимными правами и обязанностями .

Хозяйственные правоотношения представляют между собой правовую взаимосвязь между субъектами хозяйствования, которая проявляется в их содержании и сводится к субъективным правам и обязанностям данных субъектов.

Основой для возникновения, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений являются юридические факты. Хозяйственное право включает в себя предпринимательскую деятельность субъектов, таким образом, правопорождающими фактами будут являться именно действия совершаемые субъектами данных правоотношений. Например, заключение хозяйственного договора. А относительно событий, «события не играют здесь существенной роли, они встречаются главным образом в качестве правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств» . Например, стихийное бедствие (наводнение, ураган и др.) может явиться основанием для уменьшения или снятия ответственности коммерческой организации, не исполнившей по этой причине договорные обязательства.

Субъектами хозяйственных правоотношений являются граждане, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, юридические лица, а также государство в лице соответствующих органов обладающих определенной компетенцией.

Объектами хозяйственных правоотношений являются:

Вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

Работы и услуги;

Неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна);

В юридической литературе хозяйственные правоотношения классифицируются по различным основаниям и различны

Для уяснения конструкции правоотношений прибегают к теоретическому их делению на: абсолютные и относительные .

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных субъектов с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченому лицу в осуществлении своего права.

В относительном правоотношении субъекту права противостоит конкретная обязанная сторона.

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

  • абсолютные вещные правоотношения;
  • абсолютно-относительные вещные правоотношения;
  • абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
  • неимущественные абсолютные правоотношения;
  • обязательственные правоотношения .

Для абсолютного вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом . Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения . К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество «абсолютно», т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования . У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с его правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов - отчерчена законом.

Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и др. . Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц нарушивших его право на неимущественные блага, устранения нарушения.

Обязательственные хозяйственные правоотношения (относительные) . Это правоотношения, в которых два контрагента связаны взаимными правами и обязанностями между собой . Основой этих правоотношений служит договор (контракт). Хозяйственные обязательства в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов хозяйственного права они обслуживают, подразделяются на четыре вида:

Хозяйственно-управленческие (возникают на основе актов государственных органов);

Внутрихозяйственные (возникают между подразделениями предприятий и руководством этого предприятия);

Оперативно-хозяйственные (возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров);

Территориально-хозяйственные (отношения территориальных субъектов между собой и с предприятиями) .

Вопросы к теме:

1.Что представляет собой Хозяйственное право как отрасль права ?

2.Какие группы отношений включает в себя Хозяйственное право?

3.Что входит в предмет хозяйственного права?

4.Определите принципы хозяйственного права?

5. Какой метод присущ для хозяйственного права?

6. Как развивалась наука Хозяйственного права?

7.Раскройте вопрос о составе хозяйственного законодательства?

8.Что понимается под хозяйственными правоотношениями, их состав?


Тема 2. Общие положения о предпринимательской деятельности

Основные термины: предпринимательская деятельность; субъекты предпринимательской деятельности;самостоятельная деятельность;рисковая деятельность;имущественная ответственность;систематическое получение прибыли; формы предпринимательской деятельности;особая форма предпринимательства; права предпринимателя; обязанности предпринимателя;лицензия; предмет лицензирования; приостановление действия лицензии; прекращение действия лицензии.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Законодательство о предпринимательстве

Понятие предпринимательской деятельности содержится не только в ст.1 Закона Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» от 28 мая 1991г., но и в Гражданском кодексе Республике Беларусь вступившим в силу 1 июля 1999г. В настоящее время, следовательно, существует два легальных определения предпринимательской деятельности, так в Законе о предпринимательстве, она определяется как самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица .

В ч.2 п.1 ст. 1 ГК Республики Беларусь, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления .

Определение, данное ГК Республики Беларусь, рассматривает предпринимательскую деятельность как деятельность по производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ, что дает возможность отличить предпринимательство от иных видов деятельности. Анализ данного определения позволяет выделить некоторые характеризующие предпринимательскую деятельность признаки:

· Это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц. Здесь имеется ввиду, как имущественная самостоятельность субъекта хозяйствования, так и организационная его самостоятельность. Имущественная самостоятельность определяется наличием у субъекта хозяйствования обособленного от других субъектов и граждан имущества. Организационная самостоятельность – это способность субъекта хозяйствования самостоятельно принимать решения и осуществлять сделки в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности.

· Это рисковая деятельность . Риск, в предпринимательской деятельности – это основной стимул для принятия правильного и обдуманного решения при осуществлении хозяйственной деятельности субъектом хозяйствования в условиях рыночных отношений.

· Деятельность осуществляется под самостоятельную имущественную ответственность . Отличительной особенностью ответственности субъектов хозяйствования является ответственность, наступающая независимо от вины. Предприниматель будет освобождаться от ответственности лишь в случае, если докажет, что ненадлежащее исполнение вызвано чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами.

· Деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли (доходов), т.е. это коммерческая деятельность, приносящая систематически определенный доход. Если же изначально не преследовалась эта цель, следовательно, эту деятельность нельзя было бы назвать предпринимательской.

· Прибыль извлекается от пользования имуществом, продажи вещей, а также от выполнения работ или оказания услуг, если они предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. Перечисленный в законе перечень деятельности не является исчерпывающим;

· Осуществлять предпринимательскую деятельность могут лишь лица, зарегистрированные качестве субъектов предпринимательской деятельности в установленном законом порядке - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

В ч.3 ст. 1 Закона о предпринимательстве указываются виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской. Так, не является предпринимательством деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами и гражданами, подлежит обязательному законодательному регулированию со стороны государства. Это проявляется в издании различных нормативных правовых актов со стороны государственных органов в пределах их компетенции.

Перечень основных актов законодательства достаточно велик и, тем не менее, можно выделить из них самые основные:

· Конституция Республики Беларусь 1994 года;

· Гражданский кодекс Республики Беларусь;

· Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь;

· Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 октября 1996г. ;

· Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1993г. ;

· Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003г. ;

· Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2001г. №6 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности»;

Кроме указанных основных актов законодательства регулирующих предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь, существует специальное законодательство, устанавливающее правовые основы регулирования отдельных видов деятельности субъектов хозяйствования в различных сферах деятельности: банковской, биржевой, страховой, инвестиционной, внешнеэкономической и других.

Субъекты и формы предпринимательства. Государственная

регистрация субъектов хозяйствования

Статья 1 Закона о предпринимательстве устанавливает возможность осуществления предпринимательской деятельности в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах юридических лиц . Это означает, что в качестве субъектов предпринимательства могут выступать, как физические, так и юридические лица. Относительно юридических лиц, следует отметить, что в предпринимательской (хозяйственной) деятельности могут участвовать не только юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) частной формы собственности, а также юридические лица, в основе которых лежит государственная собственность, что значительно расширяет круг субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности и указывает на возможность участия в таковой государства, в лице своих полномочных представителей.

Статья 17 ГК Республики Беларусь, определяя правоспособность граждан, указывает на возможность граждан:

заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью;

создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;

иметь другие права в сфере предпринимательства .

Содержание ст. 2 Закона о предпринимательстве очерчивает круг субъектов предпринимательской деятельности - это физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь, а также в предпринимательстве могут участвовать группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей .

На возможность занятия предпринимательской деятельностью для иностранных граждан и лиц без гражданства указывает ст. 11 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1993г., это возможно в том случае, если эта деятельность не запрещена законодательством Республики Беларусь и не противоречит целям их пребывания на территории Республики Беларусь. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь .

Следует обратить внимание на существующие в законодательстве ограничения в занятии предпринимательством отдельных категорий граждан. Так, ст. 2 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь» не допускает, чтобы должностные лица и специалисты, работающие в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах, занимались предпринимательской деятельностью. Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003г. «О государственной службе», предусматривает ограничение для государственных служащих на право занятия предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, они не могут оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителями третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого они является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему; принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (далее – Закон о государственной службе) . Статьей 15 Закона Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» предусматривается отнесение государственных налоговых инспекторов к категории государственных служащих, следовательно, на них распространяются требования Закона о государственной службе . Законом Республики Беларусь от 13 ноября 1992г. «О статусе военнослужащих» запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности военнослужащим .

В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:

- частное предпринимательство , осуществляемое на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;

- коллективное предпринимательство , осуществляемое на основе объединения капиталов, нескольких физических и (или) юридических лиц.

Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда (ст. 3 Закона о предпринимательстве).

Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации, на что указывает норма ст. 22 ГК Республики Беларусь.

Регистрация представляет собой акт, дающий право лицу заниматься предпринимательской деятельностью.

Деятельность субъектов хозяйствования является незаконной и запрещается:

без государственной регистрации;

если государственная регистрация осуществлена на основании недостоверных данных, представленных собственниками имущества (учредителями, участниками) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем в регистрирующие органы;

в случае осуществления ими видов деятельности, не указанных в учредительных документах, свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, если указание таких видов деятельности предусмотрено актами законодательства, либо о начале осуществления которых субъекты хозяйствования не уведомили соответствующие регистрирующие и налоговые органы в порядке, предусмотренном Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности)субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. №11 (с изм. и доп.) (далее - Положение от 16 марта 1999г.) ;

при осуществлении производственной деятельности (выполнении работ, оказании услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, без перевода этого помещения в нежилое в порядке, установленном законодательством.

Доходы, полученные от незаконной предпринимательской деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке (п.5 Положения от 16 марта 1999г.) .

Порядок государственной регистрации определяется в соответствие с основными положениями установленными: ГК Республики Беларусь, Законом о предпринимательстве, а также нормами Положения от 16 марта 1999г. №11.

С момента государственной регистрации возникает юридическое лицо либо приобретает статус индивидуального предпринимателя физическое лицо.

Органами, осуществляющими государственную регистрацию субъектов хозяйствования являются:

облисполкомы (Минский горисполком) - коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;

Национальный банк - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

Министерство финансов - страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями;

Министерство юстиции - торгово-промышленных палат;

администрация свободных экономических зон - коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций;

облисполкомы, Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский горисполкомы – иных субъектов хозяйствования. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а указанные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.

Согласно п. 14 Положения от 16 марта 1999г., регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией осуществляют:

проверку учредительных документов, а также изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы (свидетельства о государственной регистрации) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на их соответствие актам законодательства;

государственную регистрацию субъектов хозяйствования;

представление Министерству юстиции необходимых сведений для включения субъектов хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также исключения их из этого регистра;

систематизацию и хранение данных о государственной регистрации субъектов хозяйствования;

взаимодействие с республиканскими органами государственного управления и иными органами по вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования, включая вопросы постановки на учет, регистрации в качестве плательщика, страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выдачи разрешений на право изготовления печатей, подтверждения факта их уничтожения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

ликвидацию (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования путем принятия соответствующих решений;

создание ликвидационной комиссии и назначение ее председателя или ликвидатора;

публикацию данных о ликвидированных (прекративших деятельность) в установленном порядке субъектах хозяйствования;

иные функции, связанные с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования.

Ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Для государственной регистрации предоставляются заявление и перечень необходимых документов установленных законодательством в зависимости от формы предпринимательской деятельности.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется регистрирующим органом в 20-дневный срок со дня подачи всех необходимых документов для государственной регистрации в регистрирующий орган.

Отказ в государственной регистрации предпринимателя по мотивам нецелесообразности его деятельности не допускается. Если в регистрации отказано с такой мотивировкой, то заявитель может обратиться в суд и восстановить свое нарушенное право.

Целью государственной регистрации является:

· осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования;

· проведения налогообложения в предпринимательстве;

· получения статистических сведений о сферах деятельности предпринимателей, в целях осуществления сбалансированности экономики;

· предоставления необходимой информации всем участникам хозяйственного оборота и государственным органам о субъектах хозяйственной деятельности.

Субъекты хозяйственных правоотношений - это прежде всего субъекты предпринимательской деятельности, которыми являются юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Среди юридических лиц здесь необходимо выделить коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, унитарные предприятия. Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, финансируемые собственником учреждения и др.) могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций. Для отдельных форм некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них (ст. 46 ГК). Граждане признаются субъектами предпринимательской деятельности, а следовательно субъектами хозяйственных правоотношений, если они зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Но они будут субъектами хозяйственных правоотношений и тогда, когда выступают учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют в отношении их полномочия на основании отношений собственности.

Деятельность внутренних структурных подразделений юридических лиц ограничивается рамками внутрихозяйственных отношений. Хозяйственное законодательство редко «вторгается» в эту сферу, оставляя ее для регулирования самими субъектами хозяйствования посредством локальных актов. Но в определенных случаях, предусмотренных законодательством, внутренние структурные подразделения могут вступать во внешние хозяйственные отношения, например, при предоставлении права заключать договоры, открытии счета в банке. Если отношения с участием внутренних структурных подразделений субъектов хозяйствования урегулированы нормами хозяйственного законодательства, эти структурные подразделения являются субъектами хозяйственных правоотношений.

Поскольку часть хозяйственных отношений связана с государственным регулированием или организацией хозяйственной деятельности, в хозяйственных правоотношениях участвуют органы управления - министерства и иные органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления.

В качестве субъектов хозяйственных правоотношений могут также выступать Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, скажем при поставках товаров, выполнении работ или оказании услуг для государственных нужд.

При определении объектов хозяйственных правоотношений необходимо исходить из положений ст. 128 ГК, где к объектам гражданских прав отнесены: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемая информация; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. По поводу всех этих объектов возникают и хозяйственные правоотношения. Но круг объектов хозяйственных правоотношений более широк, поскольку хозяйственные правоотношения возникают и в связи с государственным регулированием хозяйственной деятельности. В этом случае объектом хозяйственного правоотношения следует считать тот результат, на который направлены действия субъектов хозяйствования или органов управления, например устранение нарушений требований стандартов по предписанию органов Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.