Губная изба. Тема: Губные избы Губная изба была призвана заниматься

Орган местного самоуправления с 30-40 гг. XVI в. по 1702 г. в масштабах губы. Ведали сыском и судом по угол. делам; решали вопросы тек. управления.


Смотреть значение Губные Избы в других словарях

Губные Грамоты — - акты, на основании которых Московское правительство, начиная с 40-х гг. XVI в., создавало губные учреждения и предоставляло местным общинам и административным единицам........
Юридический словарь

Губные Избы — - орган местного самоуправления с 30-40 гг. XVI в. по 1702 г. в масштабах губы. Ведали сыском и судом по угол. делам; решали вопросы тек. управления.
Юридический словарь

Губные Учреждения — - органы местного управления в России с 30-40-х гг. XVI в. по 1702 г. в масштабах губы. Состав: губные старосты, губные целовальники, дьячки. Ведали сначала сыском и судом по уголовным........
Юридический словарь

Земские Избы — - сословно-представительные учреждения XVI - XVII вв., входившие в систему местного самоуправления. Исполняли преимущест. финансово - налоговые функции.
Юридический словарь

Губные Ветви — (rami labiales, JNA) 1) наружной половой артерии - см. Перечень анат. терминов; 2) подвздошно-пахового нерва - см. Перечень анат. терминов.
Большой медицинский словарь

Губные Ветви Верхние Подглазничного Нерва — (rami labiales superiores, PNA) см. Перечень анат. терминов.
Большой медицинский словарь

Губные Ветви Нижние Подбородочного Нерва — (rami labiales inferiores, PNA) см. Перечень анат. терминов.
Большой медицинский словарь

Железы Губные — (g. labiales, PNA, BNA, JNA) трубчато-альвеолярные серозно-слизистые слюнные Ж., расположенные в подслизистой основе слизистой части губ.
Большой медицинский словарь

Губные Учреждения — органы местного управления в России с 30-40-х гг. 16в. по 1702 в масштабе губы. Состав: губные старосты, губные целовальники,дьячки. Ведали сначала сыском и судом по уголовным........
Большой энциклопедический словарь

Нервы Губные Задние Больших Половых Губ — (n. labiales posteriores, PNA, BNA) см. Перечень анат. терминов.
Большой медицинский словарь

Нервы Губные Передние Больших Половых Губ — (n. labiales anteriores, PNA, BNA) см. Перечень анат. терминов.
Большой медицинский словарь

Рефлекс Губные — (r. labiales) Р. орального автоматизма, вызываемые штриховым раздражением губ или постукиванием молоточком около углов губ.
Большой медицинский словарь

Губные Грамоты — великокняж. (позже - царские) грамоты в Рус. гос-ве 16-17 вв., определяющие орг-цию и компетенцию органов губного самоуправления (см. Губная реформа). Наиболее ранние Г. г.........
Советская историческая энциклопедия

Губное учреждение - это сословный орган местного самоуправления, созданный на основании губной грамоты и в целях руководства уездом и осуществления в его пределах судебно-полицейских функций.

Название "губное" происходит от "губа" -административно-территориальное образование в московском государстве в XVI в.

Развитие и создание губных учреждений относится к 30-м гг. XVI в. в результате реформы местного самоуправления (начало ее в 1539 г.).

Причины, послужившие толчком к проведению реформы местного самоуправления:

1) ранее существовавшая система кормления на местах тормозила дальнейшую централизацию государственного аппарата;

2) постоянные городские волнения в 40-х гг. XVI в.;

3) произвол местной власти;

4) недовольство существующей системой управления всего населения городов и волостей,

включая поместное дворянство.

Реформа местного самоуправления связана с указом Ивана IV "Приговор царский о кормлениях и о службах" (1555-1556 гг.). Этот указ отменил систему кормлений и повсеместно вводил новую систему местного самоуправления: губные и земские учреждения.

Губные учреждения организовывались на основании губных грамот. Губные учреждения первоначально выполняли в основном судебные функции: они рассматривали наиболее серьезные уголовные дела, изъятые из ведения наместников и волостелей.

Губные учреждения первоначально формировались в каждой провинции из уже имеющихся учреждений местного

самоуправления.

Губные учреждения даже в период своего расцвета не получили распространения на всей территории Московского государства, например они не были учреждены в северных провинциях.

С развитием системы губных учреждений были сформированы губные округа в каждом уезде. Губным округом управляли губные ведомства.

Губные ведомства были сословными органами самоуправления и назывались губными избами.

В состав губных изб входили:

1) губной староста (он избирался из бояр или детей боярских на общем съезде уезда);

2) старосты, десятские, лучшие люди-целовальники (они находились при губном старосте и осуществляли текущие полномочия; они избирались соцкими на съезде уезда);

3) дьяк (он находился при старостах, десятских и лучших людях; он избирался всеми присутствующими на съезде всех классов уезда).

Перечисленные лица вначале избирались бессрочно, но с XVII в. целовальники стали избираться ежегодно на общем съезде уезда.

Земские и губные власти избирались из всего земского населения, кроме служилых людей, после чего принимали присягу в приказе местного управления в Москве. В результате выборов составлялся протокол выборов, который утверждался в Москве в соответствующем приказе.

Компетенция губных изб:

1) уголовно-полицейские функции: поимка преступников, суд над разбойниками, убийцами, поджигателями;

2) управление губным округом;

3) финансово-административные вопросы округа;

4) в некоторых городах - управление войсками, воеводство (это осуществлялось губными старостами).

Иногда губные вопросы решались на съездах представителей всех классов уезда: князей, детей боярских, духовных лиц и крестьян. Эти съезды были вправе решать вопросы формирования (избрания) губных властей.

Органы местного самоуправления

Воеводы

В XVI в. произошла реорганизация местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков.

Претенденты на место воевод обращались к царю с челобитной, в которой просили назначить их на должность «покормиться». Воевода назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. Срок службы воеводы исчислялся в один-три года, за службу он получал вотчину и поместный денежный оклад.

Воевода возглавлял приказную, или съезжую, избу, в которой решались дела по управлению вверенным ему городом или уездом. Делопроизводство в избе вел дьяк, ее штат составляли приставы, надельщики и др. Контроль за деятельностью воеводы осуществлял приказ, в ведении которого находилась данная территория. В приказе готовился наказ воеводе, в котором определялся круг полномочий последнего.

Воеводы осуществляли контроль за работой выборных должностных лиц (старост, целовальников, голов), собиравших с населения прямые и косвенные налоги, полицейский надзор за населением, надзор за судом губных и земских старост, набирали на службу служилых людей (дворян и детей боярских).

Земские и губные избы

В XVII в. на местах продолжали функционировать земские и губные избы. Судопроизводство по губным делам проводилось дьяком и подьячим, избой ведал губной староста. В их ведении находились тюрьмы, палачи и выборные от населения сотские и десятские. Губной староста выбирался населением из дворян и детей боярских, целовальники - из черносошных крестьян и посадских. В ведении губных изб фактически находились все уголовные дела. Деятельность губных изб контролировал воевода.

Земские органы избирались черносошными крестьянами и посадскими людьми на сходах в городах, станах, волостях и погостах. Эти органы ведали раскладкой податей среди населения и осуществляли некоторые полицейские функции.

На местах действовали другие выборные органы: таможенные головы, целовальники, таможенные избы, кружечные дворы, ларечные старосты, житейные и мельничные целовальники. Контроль за ними также был возложен на воеводу.

Государственная централизация потребовала проведения реформ в административной, финансовой и военной областях. Становление приказно-воеводской системы управления означало централизацию всего управления и ликвидацию остатков дворцово-вотчинной системы. Исаев И.А.: История отечественного государства и права. - стр. 130 - 131

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены 3 главных вопроса:

Предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее социальная база и особенности; Высшие органы власти и управления; Система местного управления. На их основе можно сделать следующие выводы.

Сословно-представительная монархия - это такая форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с функционированием сословно-представительных собраний, центральных и местных. К середине XVI в. в следствие различных предпосылок сформировались основные институты сословно-представительной монархии. При Иване IV глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя московского, передаваемый по наследству. В своей деятельности Иван IV опирался на Боярскую думу, носившую совещательный характер, но по существу, Дума была высшим консультативным и законосовещательным органом Московского государства. Основным противоречием политической системы являлась борьба боярской аристократии и самодержавия. Эта линия находит отражение в социальном составе Избранной рады, политических группировках в Думе, боярских заговорах, опричнине. Спецификой Земских соборов в России являлась полная зависимость выборных представителей от государства и незначительная роль «третьего сословия» (городских буржуазных элементов). В результате земские соборы в силу отсутствия у выборных представителей настоящего сословного сознания явились орудием укрепления, а не ограничения самодержавия. В XVI в. произошла реорганизация местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель курсовой работы достигнута.

местные сословно-представительные учреждения в Русском государстве с конца 30-х гг. 16 в. до начала 18 в., осуществлявшие полицейско-судеб- ные и некоторые общеадминистративные функции. Возникли в связи с обострением социальных противоречий, выразившихся, в частности, в возрастании разбоев, которые не смогли сдерживать назначавшиеся из центра на условиях кормления наместники и волостели. По инициативе местного населения, прежде всего зажиточного, в порядке пожалования правительством было предоставлено право создавать в губных округах («губах»), первоначально совпадавших с волостями, посадами или селами, а позднее - с уездами, органы самоуправления. Г.и. создавались на основе губных грамот, составлявшихся обычно в Разбойном приказе от имени великого князя (царя). Всего таких грамот известно 21 (в т.ч. - уставные - на введение губного самоуправления и губные наказы - о выборе новых старост и о принятии мер по борьбе с разбоями). Наиболее ранняя из дошедших до нас грамота издана в 1539. Первые грамоты предоставляли право населению уездов по волостям на общих сходах избирать в «головы» по 3-4 человека из боярских детей грамотных и «пригожих», а им в помощь - старост, десятских и 5-6 «лучших людей» из тяглового населения. Головы позднее стали называться губными старостами, которых по 1-2 человека на волость или на уезд (на стан) избирали из грамотных дворян, а при отсутствии их - из детей боярских. В помощь им из посадских и тяглых людей избирали целовальников (так стали называть «лучших людей», поскольку они приносили присягу с целованием креста). Губные старосты вызывались в Москву, где в Разбойном приказе они приносили присягу и им давались наказы, определявшие их полномочия и порядок деятельности. Целовальники приводились к присяге на месте представителями администрации, их списки отправлялись в Разбойный приказ. Пребывание в должностях губных старост и целовальников было вначале бессрочным, «до государева указа». Губные старосты (а также губные дьяки) были подсудны Разбойному приказу. За неисправное исполнение обязанностей ответственность несли не только губные старосты, дьяки и целовальники, но и их избиратели («животным», т.е. имуществом). Со временем пребывание в губной должности из привилегии превращается в обременительную повинность как для них, так и для жителей поселений, которым приходилось принимать участие в преследовании разбойников, выявлении лихих людей, а также материально обеспечивать Г.и. Создание Г.и. по сути превратилось в губную реформу, которая в начале 40-х гг. 16 в. была проведена в большинстве уездов и завершена в 1555-67. Наибольшее развитие Г.и. получили во 2-й половине 16 в., тогда же была издана первая уставная книга Разбойного приказа - основной источник права для Г.и. Губные учреждения превратились в систему, возглавлявшуюся в центре Разбойным приказом. С созданием земских учреждений при Иване IV Г.и. становятся основными органами управления в уездах. Наряду с расширением полицейско-судебных функций к ним переходит составление кабальных книг, дела по промыслам и рыбным ловлям, земельные дела. Основными в их деятельности были карательно- правоохранительные функции. Рассмотрение дел губными старостами производилось самостоятельно или совместно с наместниками и волостями; именно губные старосты могли приговаривать к телесным наказаниям или смертной казни. Судебный процесс в Г.и. был розыскным, с активной ролью должностных лиц в розыске преступников, изыскании и оценке доказательств; «повальный обыск» и пытка были обычным способом добывания доказательств. Г.и. ведали также губной тюрьмой. В 1669 функции губных старост частично передаются сыщикам, а в 1679 - полностью воеводам, которым и подчинялись губные дьяки, целовальники оставались при тюрьмах. В 1684 Г.и. были восстановлены, в 1702 - упразднены окончательно. Лит.: Российское законодательство X-XX веков. М., 1985. Т. 2-3; Носов НЕ. Очерки по истории местного самоуправления Русского государства первой полсзины XVI в. М.; Л., 1957; его же. Становление сословно-предсГавительных учреждений в России. Л., 1969; Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960; Памятники русского права. Вып. 4-7. М., 1956-1963; Шумаков С.А. 1Убные и земские грамоты Московского государства. М., 1895. М.И. Сизиков

Местными сословно-представительными органами с сер. ХVI в. стали земские и губные избы.

Городским и сельским обществам стали выдавать губные грамоты, предоставлявшие право преследовать и наказывать «лихих людей», для этого создавались спец. губные органы.

Борьбу с разбойниками организовывали и осуществляли выборные присяжные заседатели (губные целовальники), из среды черносошных крестьян и посадских людей. Эти лица действовали в пределах особого судебного округа – губы (примерно в границах волости).

Губные органы возглавлялись выборными старостами (головами) от дворян данной волости. Представители губных организаций проводили свои съезды, на кот. решались наиболее важные дела, выбирался всеуездный губной староста (голова).

Губные старосты в своей деятельности опирались на многочисленный штат губных целовальников (избираемых в волостных, становых, сельских и посадских округах), сотских, пятидесятских, десятских – полицейские чины мелких округов.

В компетенцию губных органов в сер. ХVI в. входил суд по делам о разбое и татьбе, а в ХVII в. – также по убийству, поджогу и др.

В ХVII в. деятельность губных изб попала под контроль воеводы. Со временем губные органы потеряли независимость, выборность, были включены в централизованную государственную административную систему.

Введение губных учреждений еще не предполагало отмены кормлений. По пути дальнейшего ограничения и ликвидации кормлений вообще пошла другая местная реформа ХVI в. – земская. Ее целью стала замена наместников и волостелей выборными общественными властями, распространив их компетенцию на земское, местное управление и гражданское судопроизводство. Официальное решение о ликвидации кормлений было принято царем Иваном IV в 1552 г. А в 1555 г. правительство издало закон, провозгласивший земство общей, всероссийской и обязательной формой местного самоуправления.

В компетенцию земских органов входило разбирательство судных (гражданских) дел и тех уголовных дел, которые рассматривались в состязательном процессе (побои, грабеж и т. п.). Иногда более тяжкие дела (поджог, убийство, разбой и т. п.) земские старосты и целовальники рассматривали совместно с губными старостами. Земские выборные осуществляли сбор откупного оброка, а также др. окладных налогов, причем отвечали за это жизнью и имуществом (в отличие от кормленщиков). Фактически земские учреждения не были органами самоуправления а являлись органами местного, но государственного управления, их деятельность была гарантирована и связана круговой порукой.

Земские старосты и целовальники (земские судьи) избирались (сначала на неопределенный срок, позже – лишь на год) из своей среды черносошными и дворцовыми крестьянами в сельской местности и посадским населением в городах. Делопроизводство в земских избах вел выборный дьяк. В своей деятельности земские выборные опирались на выборных крестьянской общины – сотских, пятидесятских и десятских.