Глиэр пьесы. Рейнгольд Глиэр: “Композитор обязан до конца своих дней учиться, идти вперед и вперед…”. Последние годы жизни
В колонках играет -
Рейнгольд Морицевич Глиэр.
В эпиграфе нашего сообщества содержится фраза, принадлежащая одному из любимых моих композиторов, позволю себе процитировать её: "Содержание музыки - это мысли и чувства, выраженные в звуках.". Слова эти принадлежат композитору, известному по многим произведениям, Рейнгольду Морицевичу Глиэру. Родился Рейнгольд Глиэр в Киеве в 1874 году. Сын немецкого переселенца, мастера - изготовителя духовых инструментов. он с детства проявлял интерес к музыке. Родители отдали его учиться в Киевское муз. училище, которое Глиэр закончил в 1894 году по классу скрипки. Окончив училище, Глиэр поступил в Московскую консерваторию, где занимался у прославленных русских музыкантов Танеева, Аренского, Ипполитова - Иванова. Музыкальные взгляды Глиэра сформировались под влиянием русских музыкантов -Глазунова, Рахманинова, Римского - Корсакова, с которыми Глиэр дружил. Консерваторию Глиэр закончил в 1900 году и сразу начал педагогическую деятельность, сначала в Киеве, а потом и в Москве. Занимал он должности и в правительстве, получил много наград и престижных, в то время, премий. Умер композитор в 1956 году и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Памятник композитору выполнен по проекту нашего знаменитого скульптора Аникушина.
Знаю его музыку давно, потому что Глиэр тесно сотрудничал с узбекской оперой в Ташкенте, городе, в котором я родилась и где прошли мои детские годы. В сотрудничестве с узбекскими композиторами, Глиэр писал музыку к операм и балетам на сюжеты узбекских классиков - оперу " Гульсара" и "Лейла и Меджнун" в соавторстве с узбекским композитором Садыковым. Узбекская опера в те годы только зарождалась, она выросла из народного творчества и поддержка такого корефея музыки была очень кстати. Ещё не было театра Навойи и спектакли проходили в здании, впоследствии ставшим Узбекской Государственной Филармонией. Сразу по окончании ВОВ, в Ташкенте начали строительство театра, Строили его пленные японцы по проекту нашего известного архитектора Шухова, создавшего проект Шуховской телевизионной башни в Москве. Вот он, ташкентский Государственный Академический Театр оперы и балета Узбекистана, одно из прекраснейших зданий города. Строительство театра было окончено в 1948году.
Именно в этом красивом здании ставились оперы на музыку Рейнгольда Глиэра. Позже, на сцене театра шли замечательные балеты композитора -"Медный всадник" по поэме нашего великого поэта А.С Пушкина и " Красный мак". Музыкальный фрагмент из "Медного всадника" совершенно заслуженно стал гимном моего теперешнего родного города Петербурга. Кто приезжал в мой город, тот знает, что этой музыкой встречают и провожают поезда на вокзалах Петербурга, она звучит на всех торжественных мероприятях города, в парках и садах.
"Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак,
Блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла."
Эти строки любимы и знакомы нам с детских лет, моя семилетняя внучка с таким пафосом прочла их на экзамене при приёме в гимназию, что все учителя остановили опрос и смотрели на малышку во все глаза. Да, питерцы любят свой город гордятся им и музыка выражает эту любовь и гордость. В балете много другой прекрасной музыки,хорошая хореография, которую исполняли наши лучшие балерины и танцовщики. Мне совершенно не понятно, почему балет не идёт на нашей сцене. Изумительный вальс из балета теперь исполняется как сольное произведение.
К сожалению, я не нашла ни одного балетного отрывка из "Медного всадника", их можно будет посмотреть в фильме о Маэстро Глиэре в конце поста. Есть у композитора ещё один замечательный балет "Красный мак", раньше этот балет обошёл все сцены театров СССР и мира, сейчас он забыт и лишь в 2010 году был поставлен нашими балетмейстерами в Римском оперном театре (!!?). В том же году наш замечательный танцовщик Владимир Васильев поставил этот балет в Красноярском оперном театре. Я нашла запись этого балета, сделанную не нашими, а чешскими телевизионщиками в 1955 году. Балет идёт почти полтора часа, но, думаю, тем, кто любит искусство танца, будет интересно посмотреть. Я же, глядя этот фильм, вспоминала совсем других исполнителей,которых видела своими глазами, к примеру, известную узбекскую балерину, народную артистку СССР недавно ушедшую из жизни, Галию Измайлову. Некоторые мелодии из музыки к балету известны и сейчас - Матросский танец "Яблочко", например.
Уэбекский народ чтит память композитора, помогавшего становлению искусства Узбекистана - в Ташкенте есть престижная музыкальная школа, носящая имя Глиэра, есть улицы и учебные заведения, носящие имя композитора, и в других городах России и ближнего зарубежья. Огромный вклад внёс Глиэр в музыкальный фонд России, им написаны симфонии, сюиты, увертюры, поэмы, концерты для скрипки и виолончели с оркестром. Пожалуй, самым известным и любимым является его Концерт для голоса с оркестром, который включали в свой репертуар все наши прославленные сопрано. В одном из моём постов уже звучал этот концерт, но я хочу ещё раз повторить часть его в исполнении нашей питерской певицы, замечательной Анны Нетребко.
Ну, а теперь фильм о Рейнгольде Морицевиче Глиэре, где увидим и Галину Уланову и Александра Лапаури, Раису Стручкову и других известных наших танцовщиков, а также больше узнаем о самом композиторе.
Родился в семье потомственного мастера по производству медных духовых инструментов Морица Глиера, владельца мастерской, переселившегося из города Клигенталя.
В 1894 году Рейнгольд Глиэр окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки. В 1900 году окончил консерваторию. Во время учебы активно общался с композитором С.В. Рахманиновым, музыкантом А.А. Сулержицким, певцом М.А. Слоновым, композитором Н.А. Римским-Корсаковым, С.И. Танеевым. 29 апреля 1900 года Рейнгольд Глиэр получил российское подданство.
В 1901 году начал преподавать музыкально-теоретические предметы в Московской музыкальной школе сестер Гнесиных, где у него учились С.С. Прокофьев и Н.Я. Мяковский.
11 января 1901 года на концерте Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) был исполнен струнный октет сочинения Рейнгольда Глиэра.
В 1906 – 1908 годах он поехал учиться дирижированию у Оскара Фрида в Германию и, вернувшись в Россию, стал выступать, исполняя собственные произведения.
20 февраля 1910 года Рейнгольд Глиэр выступил в симфоническом собрании ИРМО как дирижер, исполнив свою 2-ю симфонию, посвященную С.А. Кусевицкому.
17 ноября 1912 года состоялась его первая театральная премьера балета-пантомимы «Хризис» на сцене Интернационального театра.
В 1913 – 1920 годах он получил звание профессора Киевской консерватории по классам композиции и оркестрового.
В 1914 стал директором Киевской консерватории.
В 1920 -1941 годах Рейнгольд Глиэр получил звание профессора Московской консерватории по классам полифонии и композиции, где у него учились Б.А.Александров, Л.К.Книппер, А.В.Мосолов, Н.П.Раков, А.И.Хачатурян.
В 1920-1922 годах был заведующим музыкальной секцией Московского отделения народного образования и сотрудником музыкального отдела Наркомпроса. В этот же период состоял в этнографической секции Пролеткульта.
В 1923 году по приглашению Наркомпроса Азербайджанской ССР приехал в Баку и написал оперу «Шахсенем», поставленную в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 году.
11 января 1926 года в Музыкальной студии имени Вл.И. Немировича-Данченко состоялась премьера балета-пантомимы Рейнгольда Глиэра “Клеопатра”, либретто к которому было написано Немировичем-Данченко по “Египетским ночам” А.С.Пушкина.
13 июня 1927 года в Большом театре состоялась премьера его балета «Красный мак» – первого советского балета «на современную тему».
В 1937 году Рейнгольд Глиэр написал «Торжественную увертюру» на основе русских, украинских, азербайджанских, узбекских мелодий.
В 1938 стал председателем московского Союза советских композиторов (ССК).
23 ноября 1938 года в Большом зале К.А.Эрдели с симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Л.П.Штейнберга впервые исполнила посвященный ей Концерт для арфы с оркестром Рейнгольда Глиэра.
В 1939 – 1948 годах стал председателем Оргкомитета ССК СССР.
В 1941 году создал увертюры «На славянские народные темы» и «Дружба народов» по мотивам народной музыки.
12 мая 1943 года в Колонном зале Дома союзов был исполнен знаменитый Концерт для голоса с оркестром, исполненный Н.А.Казанцевой и Большим симфоническим оркестром радио под управлением А.И.Орлова.
Рейнгольд Глиэр был награжден Сталинскими премиями в 1946, 1948 и в 1950 годах.
27 июня 1949 года был поставлен его балет «Медный всадник» по произведению А.С. Пушкина в Большом театре.
30 мая 1956 года состоялось последнее публичное выступление Рейнгольда Глиэра на его авторском концерте в городском Доме учителя.
Дата рождения: |
|
Место рождения: |
Город Киев, Российская империя |
Дата смерти: |
|
Место смерти: |
Город Москва, СССР |
|
|
Род деятельности: |
Композитор, кинокомпозитор, педагог |
Учреждения имени Глиэра
Основные достижения
Прижизненные исполнения
Список произведений
Концерты
Инструментальные произведения
Примечания
Библиография
(имя при рождении Рейнгольд Эрнест Глиэр; 1874/1875—1956) — русский и советский композитор, дирижёр, педагог.
Народный артист СССР (1938). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1948, 1950). Автор музыки гимна Санкт-Петербурга.
Биография
Р. М. Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого города Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов. В 1900 окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906—1908 брал уроки дирижирования у Оскара Фрида в Германии.
В начале 1900-х годов участник собраний Беляевского кружка в Петербурге. Как композитор Р. М. Глиэр сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым. С 1900 педагог. В 1913—1920 профессор Киевской консерватории (класс композиции и оркестровый), в 1914—1920 директор консерватории. В 1920—1941 профессор Московской консерватории по классу композиции. В 1920—1922 заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920—1923 член этнографической секции Пролеткульта. С 1910 систематически выступал как дирижёр, с 1930—с авторскими концертами в городах СССР, клубах и колхозах. В 1938—1948 председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР (ССК СССР).
Рейнгольд Глиэр — доктор искусствоведения (1941), автор первого советского балета. Единственный русский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России — премией имени М. И. Глинки, и самой престижной премией послереволюционной, советской России — Сталинской. При этом он был награждён и тремя орденами Ленина.
Разветвлённый род Глиэров корнями уходит в глубокую старину. Имя Глиэр встречается в истории культуры Чехии, Франции (в Верхней Савойе находится плато Глиэр), Германии, Польши.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Памятник работы скульптора М. К. Аникушина (архитектор В. А. Петров; изготовлен на Ленинградском заводе «Монументскульптура») открыт в пятую годовщину смерти, 23 июня 1961 года.
Семья
Родители:
- отец — Мориц Глиэр (1835—1896), владелец музыкальной мастерской;
- мать — Юзефа (Жозефина Викентьевна) Корчак (1852—1937).
Семья:
- жена — Мария Робертовна Ренквист, её предки имели скандинавские корни;
- дочери Нина и Лия (род. 1905), Валентина (род. 1913);
- сыновья Роман (род. 1907), Леонид (род. 1913) — инженер, соавтор проекта «Детского мира» на Лубянской площади.
Прямые наследники и потомки Р. М. Глиэра живут и работают в Москве.
Внучка Р. Глиэра — Сэнта Викторовна Глиэр — хранительница музея-квартиры своего деда, активный организатор концертов, встреч и других мероприятий, связанных с именем великого композитора (музей-квартира Р. Глиэра, Дом учёных, музей им. Гнесиных, московская Детская музыкальная школа им. Р. Глиэра и др.).
Её сын — ученый, кандидат географических, доктор экономических наук Кирилл Новосельский — составитель уникального родословного древа рода Глиэров, поддерживает прямые и письменные контакты с многочисленными потомками этого рода в Северной Америке, Германии, Бразилии и других странах; координатор юбилейных встреч представителей рода Глиэров «Глиэр — 500» (2008).
Учреждения имени Глиэра
Имя Р. М. Глиэра носят:
- Киевский институт музыки (Киев/Украина),
- детские музыкальные школы (Москва, Калининград/Россия, Ташкент/Узбекистан, Маркнойкирхен/Германия).
В 1924—1949 гг. в Москве работал струнный квартет имени Глиэра.
Основные достижения
- 1905 — премия имени М. И. Глинки за Первый секстет (выдвинут Глазуновым, Лядовым, Балакиревым)
- 1912 — премия имени М. И. Глинки за симфоническую поэму «Сирены»
- 1914 — премия имени М. И. Глинки за Третью симфонию («Илья Муромец»)
- 1937 — награждён орденом Трудового Красного Знамени
- 1938 — награждён орденом «Знак Почёта»
- 1945 — награждён орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 70-летия»
- 1946 — Сталинская премия первой степени — за Концерт для колоратурного сопрано с оркестром
- 1948 — Сталинская премия первой степени — за Четвертый струнный квартет
- 1950 — Сталинская премия первой степени — за балет «Медный всадник» (1949)
- 1950 — награждён орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 75-летия»
- 1955 — награждён орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 80-летия»
Звания
- заслуженный артист РСФСР (1925).
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).
- Народный артист Азербайджанской ССР (1934) («За особые заслуги перед трудящимися, за развитие новой тюркской музыкальной культуры», за многолетнюю работу над созданием оперы «Шахсенем»)
- народный артист РСФСР (1935).
- Народный артист Узбекской ССР (1937), награжден орденом Трудового Красного Знамени (за создание музыкальной драмы «Гюльсара»).
- народный артист СССР (1938).
Прижизненные исполнения
При жизни композитора его произведения исполняли:
- Я. Гржимали, фон Глен, Л. Ауэр, А. Вержбилович, С. Кусевицкий, Л. Годовский, К. Эрдели, М. Ростропович, С. Кнушевицкий, В. Полех, А. Нежданова, И. Козловский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Н. Казанцева, Д. Пантофель-Нечецкая, Э. Бандровска-Турска (Польша);
- квартеты: Розе (Вена), герцога Мекленбургского (Санкт-Петербург), Артура Хартмана (Америка), им. Бетховена (Москва) и др.;
- симфонические оркестры: Филадельфийский, Нью-Йоркский, Венский и др.
- Дирижеры: Артур Никиш (Венгрия), В. Сафонов, Н. Черепнин, С. Кусевицкий, Г. Фительберг (Польша), Г. Варлих, Л. Стоковский, Ю. Орманди, Ф. Сток, Д. Макропулос, С. Рахманинов, А. Гаук, Ю. Файер
- Города: Вена, Берлин, Гамбург, Мюнхен, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Париж, Копенгаген, Афины, Бухарест.
Список произведений
Оперы
- «Земля и небо», опера-оратория по Дж. Байрону (1900).
- «Шахсенем», либретто М. Гальперина (1923—1925, 2-я редакция — 1934).
- «Гюльсара» (соавтор Т. Садыков), либретто К. Яшена и М. Мухамедова (1949).
- «Лейли и Меджнун» (соавтор Т. Садыков), либретто Хуршида по поэме А. Навои (1940).
- «Рашель», либретто М. Булгакова и М. Алигер по Мопассану (1942—1943).
Балеты
- «Хризис», балет-пантомима, либретто Н. Миль по сюжету П. Люиса (1912)
- «Красный мак» («Красный цветок»), либретто М. Курилко (1926—1927, 2-я редакция — 1949; 3-я редакция — 1957; 4-я редакция поставлена 12-17 февраля 2010 в Римском оперном театре, постановка Николая Андросова, дирижёр Андрей Аниханов, художник Елена Пулити). Новую российскую постановку представил В.В.Васильев в Красноярске 23 ноября 2010
- «Комедианты», либретто А. Петровского по Лопе де Вега (1922—1930); в новой редакции — «Дочь Кастилии» (1955).
- «Медный всадник», либретто П. Аболимова по А. Пушкину (1945—1948). Гимн Великому городу (гимн Санкт-Петербурга)
- «Тарас Бульба», либретто Р. Захарова по Н. Гоголю (1951—1952).
Симфонические произведения
- Первая симфония (1899)
- Вторая симфония (1907)
- Третья симфония «Илья Муромец» (1909—1911)
- «Сирены», поэма (1908)
- «Запорожцы», картина (1921)
- Торжественная увертюра (1937)
- «Заповит», поэма (1939)
- «Ферганский праздник», увертюра (1940)
- «Дружба народов», увертюра (1941)
- Увертюра на славянские темы (1941)
- «Победа», увертюра
Концерты
- Концерт для арфы с оркестром (1938)
- Концерт для голоса с оркестром (1943)
- Концерт для виолончели с оркестром (1947)
- Концерт для валторны с оркестром (1951)
- Концерт для скрипки с оркестром (1956)
Инструментальные произведения
- Первый квартет (1899)
- Второй квартет (1905)
- Третий квартет (1928)
- Четвертый квартет (1946)
- Первый секстет (1898)
- Второй секстет (1904)
- Третий секстет (1905)
- Октет (1901)
Прочее
- Около 150 фортепианный пьес в 2 и 4 руки концертного и педагогического репертуара.
- Около 70 пьес для различных сольных инструментов с сопровождением фортепиано.
- Около 130 романсов для голоса и фортепиано.
Редакции произведений других авторов
- Редакция балета Ц. Пуни «Эсмеральда» (несколько номеров для партитуры написал также С. В. Василенко).
Примечания
- Санкт-Петербург. 300 + 300 биографий. Биографический словарь / St. Petersburg. 300 + 300 biographies. Biographic Glossary // Сост. Г. Гопиенко. — На рус. и англ. яз. — М.: Маркграф, 2004. — 320 с. — Тир. 5000 экз. — ISBN 5-85952-032-8
- Общественный совет ЦАО г. Москвы
- Киевский институт музыки
- Детская музыкальная школа им. Р.М.Глиэра
- Ташкентская музыкальная школа им. Р.М.Глиэра
- Teatro Dell"Opera Di Roma
- Балет "Эсмеральда". История создания
Библиография
- Глиэр Р. М. Статьи. Воспоминания. Материалы, т. 1, 2. — М.: 1965, 1967.
- Глиэр Р. М. Статьи и воспоминания. — М.: 1975.
- Бугославский С. Рейнгольд Морицевич Глиэр, 2-е изд., 1930.
- Соллертинский И. «Красный мак». — М.: 1930.
- Богданов-Березовский В. «Красный мак». — Л.: 1933.
- Сеженский К. Р. М. Глиэр. Краткий очерк жизни и творчества. 2-е изд. — М.: 1940.
- Слонимский Ю. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. — М.-Л.: 1950.
- Корев Ю. «Медный всадник» Р. Глиэра. — М.: 1951.
- Захаров Р. Искусство балетмейстера. — М.: 1954.
- Бэлза И. Концерты Глиэра. — М.: 1955.
- Катонова С. Балеты Р. М. Глиэра. — М.:1960.
- Данилевич Л. Книга о советской музыке (главы: Р. М. Глиэр. Опера «Шахсенем». Балет «Красный цветок») — М.: 1962.
- Петрова Н. Рейнгольд Морицевич Глиэр. — Л.: 1962.
- Бэлза И. Р. М. Глиэр. 2-е изд. — М.: 1962.
- Леонова М. Симфонические произведения Глиэра. Справочник-путеводитель. —М.: 1962.
- Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории (Статьи: Леонова М. Ф. Рейнгольд Морицевич Глиэр; Лятошинский Б. Н. Глиэр — профессор и директор Киевской консерватории; Раков Н. П. Рейнгольд Морицевич Глиэр]. — М.: 1966.
- Бэлза И. Р. М. Глиэр. — В кн.: О музыкантах XX века. — М.: 1979.
- Гулинская З. К. Рейнгольд Морицевич Глиэр. (1875-1956). — М.: Музыка, 1986. (Русские и советские композиторы).
Глиэр, Рейнгольд Морицевич - род. 30 дек. 1874 (11 янв. 1875) в Киеве, ум. 23 июня 1956 в Москве. Композитор. Нар. арт. СССР (1938). Доктор искусствоведения (1941). Учился в 1891 1894 в Киевском муз. училище по кл. скрипки О. Шевчика. В 1900 окончил Моск. конс. по кл.… … Большая биографическая энциклопедия
Глиэр Рейнгольд Морицевич - , советский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, народный артист СССР (1938), народный артист Азербайджанской ССР (1934), народный артист РСФСР (1935), народный артист Узбекской ССР… … Большая советская энциклопедия
Глиэр Рейнгольд Морицевич - Глиэр, Рейнгольд Морицевич композитор, родился в 1874 г., музыке учился в киевской музыкальной школе и московской консерватории (1894 1900), которую кончил с золотой медалью. Из его произведений изданы (у М. Беляева, СПб. Лейпциг, и П. Юргенсона … Биографический словарь
ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич - (1874/75 1956) российский композитор, музыкальный деятель, педагог, народный артист СССР (1938), доктор искусствоведения. Продолжатель традиций русской музыкальной классики. Балеты Красный мак (1927; с 1957 Красный цветок), Медный всадник (1949) … Большой Энциклопедический словарь
Глиэр Рейнгольд Морицевич - (1874 1956), композитор, дирижёр, педагог, директор искусствоведения (1941), народный артист СССР (1938). Окончил Московскую консерваторию (1900). В 1900 01 в Петербурге посещал собрания Беляевского кружка. Профессор Киевской (с 1913, с… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Глиэр, Рейнгольд Морицевич - ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич (1874/75 1956), композитор, дирижер, педагог, музыкально общественный деятель. Продолжатель традиций русской музыкальной классики (линии эпического симфонизма). Автор опер, сыгравших значительную роль в развитии… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Глиэр Рейнгольд Морицевич - (1874/1875 1956), композитор, музыкальный деятель, педагог, народный артист СССР (1938), доктор искусствоведения (1941). Продолжатель традиций русской музыкальной классики. Балеты «Красный мак» (1927; с 1957 «Красный цветок»), «Медный всадник»… … Энциклопедический словарь
Глиэр Рейнгольд Морицевич - (1874 1956) композитор, дирижер, педагог, муз. обществ. деятель. Окончил Моск. конс. в 1900 (по композиции кл. Ипполитова Иванова, по гармонии кл. Аренского, по полифонии кл. Танеева). Дир. Киев. конс. (1914), проф. Моск. конс. (1920 41). Нар.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич - (11 I 1875, Киев 23 VI 1956, Москва) Глиэр! Семь роз моих фарсийских, Семь одалиск моих садов, Волшебств владыка мусикийских, Ты превратил в семь соловьев. Вяч. Иванов Когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, Глиэр в то… … Музыкальный словарь
Глиэр Рейнгольд Морицевич - (1874/75, Киев 1956, Москва), композитор, дирижёр, педагог, доктор искусстведения (1941), народный артист СССР (1938). Предки Глиэра выходцы из Центральной и Восточной Европы; отец и дед потомственного мастера музыкальных инструментов.… … Москва (энциклопедия)
Книги
- Рейнгольд Морицевич Глиэр Личность Творчество Эпоха , Зуева А. (сост.). В своем дневнике юный Глиэр записал: "А дальше - жизнь!.." Сегодня музыку композитора исполняют Нью-Йоркский, Филадельфийский, Венский, Берлинский, Афинский, Дрезденский, Пражский и многие… Купить за 1032 руб
- Глиэр. Пьесы для фортепиано , Рейнгольд Морицевич Глиэр. В сборник вошли разнохарактерные и яркие по музыкальному языку пьесы, предназначенные для репертуара детских музыкальных школ. ISBN:978-5-7140-0737-8…