Гарантии реализации права на жизнь. Проблемы реализации права на жизнь в российской федерации. Рекомендованный список диссертаций

Конституционные гарантии права на жизнь

Введение 3
Глава 1 Понятие, юридическая природа, содержание конституционного права на жизнь в Российской Федерации 9
1.1 Право на жизнь в системе личных прав и свобод человека и гражданина 9
1.2 Содержание права на жизнь 24
1.3 Ограничения права на жизнь 28
Глава 2 Гарантии права на жизнь в Российской Федерации 37
1.1 Общие конституционно-правовые гарантии права на жизнь 37
1.2 Специальные конституционно-правовые гарантии права на жизнь 44
1.3 Актуальные проблемы реализации конституционно-правовых гарантий права на жизнь и пути их решения 60
Заключение 71
Библиографический список 74
Приложения

В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические. Именно такая последовательность присуща Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 г.
Особую роль в системе конституционных прав и свобод играют личные права и свободы граждан.
Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы: гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от каких бы то ни было форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения;
индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь;
гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо.
Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самой личностью1.
В действующей Конституции личные права и свободы не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих конституциях.
1. Эти права и свободы не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.
2. Эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
З. Это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Личные конституционные права и свободы граждан являются важнейшим элементом всей системы прав и свобод и во многом характеризуют степень цивилизованности общества и государства.
Специфические особенности этой группы прав и свобод заключаются в следующем.
1. Они являются по своей сущности правами человека, т.е. каждого.
2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Основным правом человека является право на жизнь (ст. 20) – первое фундаментальное право человека, без которого все остальные теряют ценность.
Право человека и гражданина на жизнь впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Право на жизнь — неотъемлемое естественное свойство индивидуума, вытекающее из социальных условий и природы личности. О неприкосновенности жизни как высшего дара Бога, природы писали многие философы, общественные и религиозные деятели и т. д.
Современное международное сообщество, признавая право на жизнь в качестве прирожденного свойства человеческой личности, провозглашает отношение к нему не только как к ценности мировой цивилизации, но и как к определенному международному стандарту. Об этом могут свидетельствовать процессы имплементации международно-правовых норм в российское законодательство.
Жизнь — естественное право человека. Жизнь возникает вне государственных велений, и биологическое рождение ребенка меньше всего нуждается в наличии публичных институтов. Закрепляя в Конституции РФ право на жизнь, государство вкладывает определенный смысл в это субъективное право, выражающийся в определенном юридическом значении. Его выявлению посвящены многие работы современных российских юристов.
Жизнь — форма существования человека, главным качественным фактором существования жизни является человеческое достоинство.
Понятие «жизнь» встречается в различных отраслях права. Так, в уголовном праве жизнь ставится под особую охрану и за посягательство на нее следует суровое уголовное наказание. В современном российском социальном законодательстве существуют такие понятия, как «условия жизни», «жизнедеятельность» и «обязательное страхование жизни отдельной категории лиц». В свою очередь, известный отечественный юрист А.В. Малько выделяет такую особую категорию, как «правовая жизнь» .
Материалистическое понимание мира, отмечает Г. Б. Романовский, «исходит из того, что жизнь есть биологическое существование. Вместе с тем, жизнь не является исключительным достоянием человека. Теологическое понимание не сводит данное явление только к телесной оболочке, но и определяет как способ самореализации конкретной личности. В то же время человек – единственное живое существо, которое сознательно может свести счёты со своей жизнью, иными словами, отказаться от своего основного свойства. Человек может «пережить» своё биологическое существование. Его идеи, мысли, теории остаются в памяти других людей. Нельзя не учитывать тот факт, что человек – психическое существо» .
Всё вышеприведённое рассматривает жизнь в различных её проявлениях и понимании: юридическом, биологическом, философском, психологическом, теологическом.
При таком разнообразии следует отметить развитие понимания права на жизнь, которое нельзя рассматривать лишь как право на биологическое существование. Клонирование, генетические эксперименты, познание жизни с помощью квантовой физики, вероятность изобретения эликсира от смерти, трансплантология - только малый перечень проблем, затрагивающих содержание того или иного аспекта права на жизнь. Соответственно нельзя сужать обязательства государства в рамках права на жизнь к отказу от применения смертной казни, как это можно заметить из текста большинства конституций различных государств.
Еще при подготовке текста Конституции РФ Институт законодательства и сравнительного правоведения предлагал реализовать новую концепцию: «Право на жизнь — это основной аргумент граждан в их требованиях охраны среды и против акций, угрожающих их здоровью и жизни. Поэтому представляется оправданным конкретизировать право на жизнь также в аспекте прав на экологическую и ядерную безопасность, на охрану законом и не сводить гарантии этого права к защите от посягательства других людей и вопросу о смертной казни». Статья 20 Конституции РФ не восприняла эти рекомендации. Помимо фиксации субъективного права, ч. 2 содержит общее правило об исключительности смертной казни.
Право на жизнь — всего лишь констатация данного явления со стороны государства. Для появления новой жизни необходима инициатива человека, но его воля существенно ограничена.
Л. И. Глухарева отмечает, что «жизнь – это предпосылка существования человека как общественного существа, а, следовательно, и предпосылка существования всех общественных отношений» .
Как в структуре личных прав и свобод человека, так и в структу¬ре всей Конституции России первое место занимает право на жизнь, которое согласно статье 17 неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения.
Что касается субъектов права на жизнь, то оно объединяет все категории лиц: граждан, иностранных граждан, апатридов.
Отражение концепции прав человека в Конституции, о частности и названии ее второй главы, позволяет признать объектом защиты ее статьи 20 жизнь любого человека, независимо от специфики его правовой связи с государством.
Право на жизнь — это естественная, неотъемлемая от личности и гарантированная нормами внутреннего законодательства и международно-
правовыми актами возможность защиты неприкосновенности жизни и свободы распоряжения ею.
Право на неприкосновенность жизни возможно рассматривать во внутригосударственном и в международном аспектах.
Право на жизнь во внутригосударственном аспекте включает в себя рассматривается как право человека на свободу от любых незаконных посягательств как со стороны государства, так и его представителей или же частных лиц. Это реальная возможность физического существования в таких условиях, когда отсутствуют противоправные посягательства, могущие повлечь смерть, либо угрозы таких посягательств.
Во внутригосударственном аспекте выявляется совокупность традиционных правомочий, которые присущи любому субъективному праву. Государство, возводя естественное право в ранг позитивного, конституционного, принимает, тем самым, на себя ряд обязательств, которые выражаются как в совершении определенных действий, так и в воздержании от некоторых из них.
Важной стороной такой деятельности государства является присоединение к международным договорам, которые содержат нормы международного гуманитарного права. К таковым, например, относятся Санкт-Петербургская декларация 1868 г., Женевские конвенции 1949 г. и дополнительные протоколы к ним. Цель данных международных документов заключается в ограничении военного произвола в отношении человеческой жизни посредством соблюдения мер гуманности.
Следующий элемент права на жизнь включает в себя право на свободное распоряжение жизнью, т.е. возможностью добровольного принятия лицом решения о поставлении своей жизни в опасное положение, обусловленного свободным, осознанным изъявлением его волн, направленной на достижение некой положительной цели в интересах самого человека, других лиц и всего общества.
В этом правомочии человека государство, должностные лица и отдельные граждане должны соблюдать обязанность не чинить препятствия по распоряжению своей жизнью путем поставления ее в опасное положение. Обязанность государства в сфере обеспечения благоприятного режима реализации права заключается также в создании условий минимизации степени риска. Правомочие личности па совершение положительных действий заключается в следующем: во-первых, в свободе осознанного волеизъявления относительно поставления своей жизни в опасное положение для достижения положительной (с точки зрения правовых и этических критериев) цели; во-вторых, в свободе выбора способа (формы) поставления жизни в опасное положение.
Вместе с тем, сами формы поставления жизни в опасное положение разнообразны, и, по мнению Н. В. Кальченко, включают в себя следующие случаи: в процессе хирургического вмешательства с целью спасения жизни или поддержания здоровья самого подвергающегося операции пациента; с целью спасения жизни или поддержания здоровья другого лица (при изъятии у добровольца органа или ткани для последующей трансплантации); при производстве медико-биологических исследований с участием лица в качестве испытуемого. Также это занятие некоторыми видами профессиональной деятельности, изначально предполагающими существование определенной степени риска дли жизни лица (даже при соблюдении правил техники безопасности). В свою очередь, в группу профессионального риска входят работники полиции, военнослужащие, летчики-испытатели, каскадеры и т. п.
И, наконец, это действия по спасанию жизни в экстремальной ситуации, не являющиеся профессиональной обязанностью спасателя.
Степень эффективности реализации права на жизнь определяется комплексом социально-юридических факторов, которые в зависимости от своего характера (позитивного либо негативного) способствуют либо препятствуют ей. В числе негативных факторов можно выделить общесоциальные, политические и юридические. Факторы, позитивно воздействующие на процесс реализации права, выступают в качестве его гарантий и могут быть определены как условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию права на жизнь и его защиту в случае неправомерного посягательства со стороны государства, его представителей или частных лиц.
В системе гарантий конституционного права личности на жизнь в Российской Федерации можно выделить действие двух подсистем:
1) влияние общих политических, экономических, социальных, духовных и правовых гарантий, обеспечивающих реализацию и защиту всех конституционных прав;
2) действие специальных политических, экономических и т. д. гарантий, обеспечивающих реализацию конкретного права. Механизм реализации образуется единством социальных и юридических факторов, создающих благоприятные условия осуществлении права и обеспечивающих возможность его эффективной защиты в сочетании с правореализующей деятельностью самого субъекта права.
Проводимая государством политика должна обеспечивать данное право путём отказа от войны, военных способов разрешения конфликтов, организовать эффективную борьбу с преступностью, и особенно с террористическими акциями. Важное значение имеют мероприятия медицинского характера, в частности, предупреждения детской смертности и смертности взрослого населения; охраны от несчастных случаев на производстве; профилактики дорожно-транспортных происшествий; пожарной безопасности, борьба с наркоманией и другие меры.
Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.
Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценности пронизывает всё отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы, среди которых особо хотелось бы выделить запрещение медицинскому персоналу осуществления эвтаназии. Думая, что актом убийства мы освобождаем умирающего от бессмысленных страданий, на самом деле мы можем быть движимыми совсем не столь альтруистическим мотивом — освободить себя от мук созерцания этих страданий. В Федеральном законе «О внесении изменений в ст. 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 20 декабря 1999 года следует прямой запрет — «никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии». Заслуживает внимания вопрос о смертной казни. До настоящего времени государство сохраняло за собой право при определенных условиях принудительно лишить человека жизни, хотя такое право противоречит международным обязательствам. В соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции РФ смертная казнь сохраняется временно. Впредь до её отмены она может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры; назначается только за особо тяжкие преступления против жизни; связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. В настоящее время установлен запрет Конституционного Суда России на назначение в качестве меры уголовного наказания смертной казни, поскольку не во всех субъектах РФ созданы суды с участием присяжных заседателей. Но с 01 января 2010 года будет введён в действие последний подобный суд в Чеченской республике (согласно изменениям, внесённым в Федеральный закон «О введении в действие УПК РФ»).
Жизнь человека в любом цивилизованном обществе представляет собой высшую ценность и первейшее право индивидуума. Реальность обеспечения права на жизнь - один из существенных показателей степени демократичности государства. Обладание им является пред¬посылкой осуществления всех прав человека и гражданина. Если жизнь является объектом угроз, то теряют смысл все права личности. Именно абсолютный характер жизни как ценности предопределяет высочайшую значимость права на жизнь в системе всех прав.
Б. С. Эбзеев считает, что «конституционное право в качестве общего правила абстрагируется от различии между понятиями человека и личности, ибо они не влияют в принципе на конституционный статус лица, не имеют принципиального юридического значения. В государственном праве и конституционной практике понятии человека и личности употребляются как — синонимические.

Неотъемлемое, неотчуждаемое, охраняемое законом право, содержащее обращенное ко всем безусловное требование о недопустимости произвольного лишения жизни. Право на жизнь - это абсолютное, естественное и неотчуждаемое право человека . Впервые оно было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина 28 ноября 1991 г. Юридическое содержание данного права, закрепленного в Конституции (ст. 20), - «никто не может быть произвольно лишен жизни», из чего вытекает комплекс обязательств государства по обеспечению права на жизнь.

Прежде всего отказ государства от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, проведение миролюбивой внешней политики; целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия, террористическими акциями и обеспечение всеми его (государства) возможностями безопасной среды существования личности; общегосударственные мероприятия в сфере здравоохранения, надлежащее медицинское обслуживание, борьба с наркоманией, предупреждение и профилактика дорожно-транспортных происшествий, обеспечение пожарной безопасности и др.

Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека, охраной животного мира, атмосферного воздуха, иных природных объектов, обеспечением комплекса мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др.

С расширением гарантий права на жизнь связаны конкретизирующие Конституцию нормы, значительно сужающие возможности применения смертной казни. Эта мера наказания сохраняется временно впредь до ее отмены (п. 2 ст. 20 Конституции) и может устанавливаться федеральным законом, с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела при участии присяжных заседателей.

Вступление России в Совет Европы выдвинуло в повестку дня вопрос об отмене смертной казни, так как это прямо предусмотрено Протоколом N 6 от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Статья 1 указанного Протокола устанавливает: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть ни приговорен к этому наказанию, ни казнен».

Из Протокола (ст. 2) следует, что введение смертной казни разрешается государствам - участникам Конвенции только за преступления, совершенные во время войны либо в условиях ее приближения. Для России условием вступления в Совет Европы является отмена законом смертной казни в течение ближайших 3 лет. До принятия такой законодательной нормы Россия обязывается ввести мораторий на исполнение приговоров о смертной казни. Соответствующим указом Президента РФ мораторий объявлен.


В общей системе конституционных прав и свобод личным правам и свободам отводится особая роль, они открывают гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».

Основное назначение личных прав и свобод состоит: во-первых, в том, что они гарантируют человеческую жизнь и обеспечивают защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; во-вторых, они индивидуализируют человека, обеспечивают ему гарантии личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; в-третьих, с помощью личных прав гарантируется индивидуальная свобода, то есть возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения. *


* Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России. Ростов-на-Дону, 1996. С. 159.

Личные права и свободы являются естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека, то есть они принадлежат каждому от рождения независимо от обладания гражданством. Большинство из них не подлежит ограничению со стороны государства ни при каких обстоятельствах.

Право на жизнь (ст. 20). Содержание права на жизнь состоит прежде всего в недопустимости произвольного лишения жизни человека, в частности, и путем неоправданно широкого применения смертной казни как меры уголовного наказания.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 20) предусматривает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

В связи со вступлением в феврале 1996 года в Совет Европы Россия приняла на себя обязательство в течение трех лет отменить смертную казнь, а до этого момента воздерживаться от исполнения вынесенных смертных приговоров.

Право на жизнь, кроме запрета на произвольное лишение жизни, включает создание государством правовых, социальных, экономических и иных условий, обеспечивающих нормальную, полноценную, достойную человеческую жизнь.

Право на свободу в личную неприкосновенность (ст. 22). Личная неприкосновенность предполагает недопустимость какого бы то ни было вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности человека и включает в себя физическую (жизнь, здоровье) и нравственно-психологическую (честь, достоинство) неприкосновенность.

Гарантией физической неприкосновенности человека служит строгая регламентация порядка применения ареста, заключения под стражу и содержания под стражей. Конституция РФ (ч. 2 ст. 22) предусматривает, что соответствующие ограничения свободы возможны только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Однако в соответствии с ч. 2 п. 6 Заключительных и переходных положений Конституции РФ до приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции РФ сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Законодательство Российской Федерации содержит уголовно- и гражданско-правовые средства, обеспечивающие свободу и неприкосновенность человека. Так, Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за похищение человека (ст. 126), незаконное помещение в психиатрическую больницу (ст. 128), клевету (ст. 129), оскорбление (ст. 130) и др. Гражданский кодекс РФ предоставляет человеку возможность требовать в порядке гражданского судопроизводства опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а также возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением (ст. 152).

Неприкосновенность жилища (ст. 25) означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом (например, Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает возможность принудительного проникновения в жилище для выполнения следственных действий: выемки, обыска, наложения ареста на имущество, осмотра места происшествия (ст. 167-173, 175, 178-179 УПК РФ) или на основании судебного решения. При этом под жилищем понимается помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей.

Свобода мысли и слова (ст. 29). Мысль - это процесс внутренней психической деятельности человека, связанный с определением им своего отношения к явлениям внешнего мира, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего. Мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние, поэтому свобода мысли не нуждается в законодательном закреплении.

Иначе обстоит дело со свободой слова (то есть правом объективировать свои мысли), наличие которой в значительной мере зависит от характера политического режима, существующего в данном государстве.

Российская Федерация, провозглашая себя демократическим государством, гарантирует каждому свободу мысли и слова. Однако свобода слова не может быть безграничной. В интересах сохранения мира, безопасности, морали и соблюдения прав других участников социального общения должны устанавливаться определенные ограничения в пользовании правом на свободу слова. Подобные ограничения содержатся в ч. 2 ст. 29 Конституции РФ.

Свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28). Под свободой совести понимается право каждого человека самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии (быть верующим или атеистом). Свобода вероисповедания включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Порядок реализации свободы совести и свободы вероисповедания установлен Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» *. К числу гарантий свободы вероисповедания закон относит: запрет на обязывание человека сообщать о своем отношении к религии, тайну исповеди, право гражданина на замену военной службы, если она противоречит его убеждениям и вероисповеданию, альтернативной гражданской службой и ряд др. Одной из важнейших гарантий свободы совести и вероисповедания является светский характер российского государства (ст. 14).

* СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

Право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26) означает, что признак национальной принадлежности по российскому праву не имеет никакого юридического значения. «Государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальной принадлежности, происхождения...» (ст. 19). Важной гарантией обеспечения этого права является норма о том, что «никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности» (ст. 26).

Право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26). Языки народов Российской Федерации - национальное достояние России. Они являются историко-культурным наследием и находятся под защитой государства. В Российской Федерации действует Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации» * (в редакции от 24 июля 1998 г.), который направлен на создание условий для сохранения, равноправного и самобытного развития языков народов Российской Федерации.


* Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.

Свобода передвижений (ч. 1 ст. 27). Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» * институт прописки был отменен и введен регистрационный учет граждан.


* СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2939: СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2144: СЗ РФ. 1997. № 8. Ст. 952.

Право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право граждан Российской Федерации беспрепятственно возвращаться (ч. 2 ст. 27). Порядок реализации указанного права установлен Федеральным законом от 15 августа 1996 г. (в редакции от 24 июня 1999 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».*


* СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.


Смотрите также:

Неотъемлемое, неотчуждаемое, охраняемое законом право, содержащее обращенное ко всем безусловное требование о недопустимости произвольного лишения жизни. Право на жизнь - это абсолютное, естественное и неотчуждаемое право человека. Впервые оно было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина 28 ноября 1991 г. Юридическое содержание данного права, закрепленного в Конституции (ст. 20), - «никто не может быть произвольно лишен жизни», из чего вытекает комплекс обязательств государства по обеспечению права на жизнь. Прежде всего отказ государства от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, проведение миролюбивой внешней политики; целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия, террористическими акциями и обеспечение всеми его (государства) возможностями безопасной среды существования личности; общегосударственные мероприятия в сфере здравоохранения, надлежащее медицинское обслуживание, борьба с наркоманией, предупреждение и профилактика дорожно-транспортных происшествий, обеспечение пожарной безопасности и др. Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека, охраной животного мира, атмосферного воздуха, иных природных объектов, обеспечением комплекса мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др.

С расширением гарантий права на жизнь связаны конкретизирующие Конституцию нормы, значительно сужающие возможности применения смертной казни. Эта мера наказания сохраняется временно впредь до ее отмены (п. 2 ст. 20 Конституции) и может устанавливаться федеральным законом, с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела при участии присяжных заседателей. Вступление России в Совет Европы выдвинуло в повестку дня вопрос об отмене смертной казни, так как это прямо предусмотрено Протоколом N 6 от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Статья 1 указанного Протокола устанавливает: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть ни приговорен к этому наказанию, ни казнен». Из Протокола (ст. 2) следует, что введение смертной казни разрешается государствам - участникам Конвенции только за преступления, совершенные во время войны либо в условиях ее приближения. Для России условием вступления в Совет Европы является отмена законом смертной казни в течение ближайших 3 лет. До принятия такой законодательной нормы Россия обязывается ввести мораторий на исполнение приговоров о смертной казни. Соответствующим указом Президента РФ мораторий объявлен.

У разных исследователей уготовлен свой ответ на этот непростой вопрос. К примеру, В.М. Танаев формирует право на жизнь из трех блоков: собственно право на жизнь, право на риск и право на прекращение жизни (право на смерть). Его трактовка первого блока очень широка и включает в себя: право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на достаточный жизненный уровень и право на защиту жизни». Думается, что вышеназванные права очень тесно связаны с правом на жизнь, но их отождествление ведет к размыванию границ самого исследуемого права. Что же касается «права на смерть», то это юридический нонсенс, его формальное закрепление в рамках права на жизнь компрометирует сущность права, направленного на защиту жизни Аметистов Э.М., Карташкин В.А. Права человека. Основные международные документы. М.: Международные отношения, 2004. -280 с.

Т.М. Фомиченко придерживается несколько неопределенной точки зрения, согласно которой право на жизнь складывается из права на неприкосновенность жизни и права на свободное распоряжение ею.

Нам ближе позиция, высказанная ранее Н.В. Кальченко, согласно которой право на жизнь состоит из трех элементов: правомочия на неприкосновенность жизни, правомочие на распоряжение жизнью, правомочие по спасению жизни.

Нарушение права на неприкосновенность жизни нами рассматривается в двух аспектах:

1. Непосредственная угроза жизни путем совершения посягательства на жизнь (войны, акты террористической направленности, убийства и т.п.);

2. Совершение правонарушений и преступлений, целью которых не является причинение смерти человеку, но создающих опасность для жизни человека и приводящих или могущих привести к смерти (экологические преступления, преступное нарушение безопасных условий труда и т.п.).

Распоряжаться своей жизнью, значит добровольно поставить свою жизнь в опасное положение, при отсутствии намерения привести её к смерти.

К великому сожалению, никто из людей не застрахован от трагических ситуаций, тяжелая болезнь, несчастный случай или преступное посягательство становятся причиной угрозы его жизни.

В широком смысле слова право на жизнь включает в себя все общественные отношения, позволяющие человеку не только существовать в качестве биологической особи, но и социализироваться. Однако право охраняет жизнь, прежде всего, как форму биологического существования человека.

Сторонники узкого толкования права на жизнь грешат искусственным ограничением его рамок. Они видят содержание права на жизнь в первую очередь в «недопустимости произвольного лишения жизни». В этом случае жизнь человека понимается как биологическое и психическое функционирование организма как единого целого.

Сторонники широкого понимания человеческой жизни не ограничиваются биологическим и психическим функционированием организма, а трактуют ее как социальное явление, внутри которого человек находится в многочисленных связях и отношениях. И в этом плане право на жизнь, помимо запрета на произвольное лишение жизни, включает «создание государством правовых, социальных, экономических и иных условий, обеспечивающих нормальную, полноценную, достойную человеческую жизнь»

Алексеев С.С. Права человека как институт естественного и позитивного права / Права человека. История, теория и практика. Учебное пособие. // Отв. Ред. Б.Л. Назаров. - М., 2005.

Содержания этой позиции сходно следующему определению: «под правом на жизнь следует понимать комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной сред обитания, условий жизни. К этим факторам относятся политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением оружия и т.п.».

Сторонники такого подхода определения права на жизнь требуют, чтобы государства предпринимали определенные меры в этом направлении. В поддержку такой позиции, например, высказался Европейский Комитет по правам человека, заявив, что государства-участники должны делать все возможное для снижения младенческой смертности и увеличения продолжительности жизни, особенно предотвращать недоедание и эпидемии.

Хотя особо отмеченные положительные меры включают только снижение младенческой смертности и увеличение продолжительности жизни, этот подход с таким же успехом используется во многих зарубежных правовых системах при требовании принятия положительных мер и в других областях.

Важнейшие международно-правовые документы, конституции современных государств содержат нормы, касающиеся данного права.

Это право провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Во многих странах, особенно находящихся под влиянием католической церкви, право на жизнь рассматривается как основание для запрещения абортов, а в отдельных странах (например, в Словакии) в конституциях есть норма об охране жизни еще до рождения человека.

Право на жизнь, прежде всего, предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Ряд государств (Япония и др.) провозгласили в своих конституциях отказ от войны, а также от применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Правовое государство обязано поддерживать обороноспособность страны на случай любых посягательств, но строго регламентирует использование регулярной армии на своей территории и за рубежом, поскольку это ведет к гибели, как мирного населения, так и личного состава. Однако подобного рода гарантий права на жизнь в Конституции РФ нет.

Законным способом лишения жизни является смертная казнь- уголовное наказание, применяемое не иначе как на основании приговора суда. Смертная казнь -- исключительная мера наказания. Она, по сути дела, вынесена в УК за пределы перечня уголовных наказаний. В Конституции РФ (статья 20) высказано намерение отменить смертную казнь. В России смертная казнь отменялась трижды -- в 1917, 1920 и 1947 -- 1950 гг. Однако правосознание народа не было готово к этим либеральным мерам. Восстановлению смертной казни способствовали рост преступности, применение все более жестоких, варварских способов совершения преступлений (особенно убийств па сексуальной почве), появление организованной преступности, низкая раскрываемость преступлений.

В 60-х -- 70-х годах число составов преступлений, за совершение которых могла быть применена смертная казнь, достигло двадцати двух (в том числе хищения в особо крупных размерах, получение взятки в особо крупных размерах, дезорганизация работы исправительных учреждений и др.). Но в конце 80-х годов наметилась тенденция к сокращению применения смертной казни. В частности, была отменена смертная казнь за совершение экономических преступлений. К 1993 г. в Уголовном кодексе России осталось шесть составов, допускающих наказание в виде смертной казни (исключая воинские преступления). Допущена замена смертной казни пожизненным заключением. Позитивные изменения происходили и в законодательстве. Международный пакт о гражданских и политических правах в виде компромисса допускает для стран, еще не отменивших смертную казнь, применение этой меры наказания «за самые тяжкие преступления» (статья 6). В российской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) смертная казнь допускается в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления (статья 7). Российская Конституция (в редакции 21 апреля 1992 г.) сузила применение смертной казни, установив, что она применяется за особо тяжкие преступления «против личности» (статья 38). В действующей ныне Конституции РФ сфера применения смертной казни еще более сокращена и ограничена особо тяжкими преступлениями «против жизни». Это значит, что Конституция РФ отменяет применение смертной казни за измену Родине, шпионаж; бандитизм, если он не связан с нападением на людей; изнасилование, за исключением случаев, когда это преступление было одновременно направлено против жизни потерпевшей; воинские преступления.

Смертная казнь применяется в основном за убийство при особо отягчающих обстоятельствах.

В 1993 -- 1994 гг. в России приводились в исполнение 4--5 смертных приговоров, а в 1995 г. -- 78. Сказалось общее «ужесточение» уголовной политики в связи с ростом преступности.

Согласно Уголовному кодексу РФ, не могут быть приговорены к смертной казни лица, не достигшие к моменту совершения преступления 18 лет, женщины, находившиеся в состоянии беременности во время совершения преступления, к моменту вынесения приговора или находящиеся в состоянии беременности к моменту исполнения приговора. Эти гуманные правила не следует ничем ограничивать, в частности нельзя допускать приведение приговора в исполнение после родов.

Напряженная социальная обстановка не должна влиять на практику вынесения и исполнения смертных приговоров. Такие приговоры, вынесенные за преступления, совершенные в период чрезвычайного положения, не приводятся в исполнение в течение всего времени чрезвычайного положения и 30 суток после его прекращения или отмены3. Конституция Российской Федерации. В течение этого времени осужденный может добиваться отмены смертного приговора или помилования.

Международный пакт о гражданских и политических правах установил, что смертный приговор может быть приведен в исполнение только после вынесения окончательного приговора компетентным судом (статья 6). Это значит, что жалоба осужденного к смертной казни должна пройти все судебные инстанции, прежде чем приговор будет приведен в исполнение. Согласно сложившейся практике, уголовное дело, по которому вынесен смертный приговор, потребуется Верховным Судом РФ для его проверки в порядке надзора даже при отсутствии жалобы осужденного.

Лицо, имеющее право принести протест в порядке надзора, может приостановить исполнение приговора.

После отклонения жалобы всеми судебными инстанциями осужденный к смерти может быть помилован Президентом РФ (пункт «в» статьи 89 Конституции). До рассмотрения ходатайства о помиловании приговор не приводится в исполнение.

Ранее российское законодательство допускало только один метод исполнения смертной казни -- расстрел (статья 23 УК 1960 г.). По отношению к изменникам Родины и нацистским военным преступникам закон предусматривал повешение и публичную казнь (во время войны и в первые послевоенные годы). УК РФ 1996 г. (статья 59) умалчивает о методе применения смертной казни. Ведомственными актами запрещены мучительство и позорящие действия при применении казни. Не допускается публичное приведение в исполнение смертной казни.

С принятием новой Конституции Россия приблизилась к отказу от смертной казни. В марте 1996 г. Россия была принята в Совет Европы, и это налагает на нее обязательство отказаться от смертной казни. Президент РФ издал 16 мая 1996г. Указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы», в котором предложено Правительству РФ подготовить проект закона о присоединении России к протоколу № 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Институт присяжных был введен в России еще до принятия Конституции Законом РФ от 16 июля 1993 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» (комментарий к статье 47 Конституции). Однако суд присяжных вводится поэтапно. Пока он введен на территории только 9 субъектов Федерации. Здесь возникает коллизия, связанная с тем, что в тех регионах, где суд присяжных еще не введен, обвиняемый не может быть приговорен к смертной казни, если он настаивает на рассмотрении его дела судом присяжных. На практике склоняются, однако, к другому выводу: до учреждения суда присяжных правом назначения смертной казни по-прежнему пользуется суд, состоящий из трех судей. Следовательно, подсудимые, которые могут быть приговорены к смертной казни, имеют право на суд присяжных лишь в девяти регионах Российской Федерации. Этим нарушается принцип равенства граждан перед законом и судом (статья 19 Конституции). Во избежание неравенства следовало бы немедленно ввести суд присяжных во всех республиках, краях и областях Российской Федерации.

Если в одном из девяти регионов РФ, где функционирует суд присяжных, подсудимый добровольно дал согласие на то, чтобы его дело рассматривал суд из трех профессиональных судей, то этот суд может приговорить его к смертной казни.