Формы реализации конституционных прав и свобод. Особенности реализации прав и свобод граждан в российской федерации. Каждый имеет право на объединение

Статья 2 Конституции РФ устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы. В ст.17 и 19 также предусматривается, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина. Фактически каждое конкретное право и свобода сопровождается указанием на условия, способы их гарантии. Гарантии основных прав и свобод- это те условия и средства, которые обеспечи­вают их реализацию. Они включают в себя общие государственные гарантии прав и сво­бод человека и гражданина, а также специфические юридические гарантии их защиты.

Гарантии основ статуса личности также можно разделить на политические(определяют направленность политики госу­дарства на защиту личности, возможность контроля власти со стороны общества),социально-экономические (материальная основа этих прав, скажем, установленные законом государственные пенсии и социальные пособия) и юридические (провозглашение принципов правового государства, презумпции невиновности, недопустимости повторной ответствен­ности за одно и то же преступление и др.). В статье 55 особо оговорено, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Конституция Российской Федерации относит регулирование прав и свобод челове­ка и гражданина к исключительному ведению Российской Федерации. Это гарантирует единый правовой статус человека и гражданина для всех лиц, проживающих на террито­рии России.

Конституция в ст.45 закрепила, что каждый человек имеет право участия в защите своих прав всеми законными способами.

В Российской федерации существует следующий набор средств, способов и механизмов обеспечения прав и свобод человека и гражданина:

  • 1) Конституционно - судебный механизм8 - т.е. возможность обращения в Конституционный Суд (регулируется Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 1994 г.);
  • 2) Судебная защита в судах общей юрисдикции (регулируется Законом “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” 1993 г.);
  • 3) Административные действия органов исполнительной власти;
  • 4) Законная самозащита человеком своих прав - лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах;
  • 5) Помощь, оказываемая Уполномоченным по правам человека9;
  • 6) Международно-правовой механизм - возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

Университет Российской Академии Образования.

Юридический факультет.

Учебная дисциплина

Конституционное право Российской Федерации.

Тема: Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в

Российской Федерации.

(курсовая работа)

Выполнила:

студент III

Максим Равильевич

Астрахань 2001.

Введение.

I. Понятие. Признаки и классификация конституционных прав, свобод, и

обязанностей человека и гражданина.

II. Нормативное содержание конституционных прав, свобод, и обязанностей

человека и гражданина РФ.

III. Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ

Заключение.

Библиография.

Введение.

В современных условиях все более актуальной становится проблема изучения

конституционных прав, свободы и обязанностей человека и гражданина в

Российской Федерации.

Вопрос о конституционных правах, свободах и обязанностях человека и

гражданина приобретает все большую актуальность

в связи со многими факторами такими как: развитие института по правам

человека и соответственно его подразделений, например экспертной комиссии;

увеличение числа общественных объединений (различных форм) изучающих,

защищающих и борющихся за права и свободы человека и ростом их влияния в

регионах; необходимостью приведения действующего законодательства в

соответствие с Конституцией РФ.

Проблемы изучения конституционных прав, свободы и обязанностей человека и

гражданина в Российской Федерации

Витрук Н.В, Дмитриев Ю.А.

Объект нашего исследования - права, свободы и обязанности человека и

гражданина в Российской Федерации будет рассмотрен как институт, стоящий во

главе угла конституции любого демократического государства – основные права

и свободы человека и гражданина» и гарантий по защите этих прав и свобод.

Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы

конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его

права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита

прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Данное

положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ.

Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа

конституционного строя.

Не случайно положение о правах и свободах вынесено в число первых,

провозглашенных Конституцией. Место этого института обусловлено тем, что

права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью

государства и общества, целью функционирования всех государственных и

общественных институтов и структур.

I. Понятие. Признаки и классификация конституционных прав, свобод, и

обязанностей человека и гражданина в РФ.

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве.

Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола

государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.

Философской основой этого института является учение о свободе как о

естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди

начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но

потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о

В XVIII в. происходит документальное закрепление естественно-правового

понимания свободы.

В Декларации независимости США 1776 г. говорится: "Мы считаем

очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены

своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых

принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих

прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую

власть из согласия управляемых".

В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция) сказано: "1.

Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. 2. Цель каждого

государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых

прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление

угнетению".

Эти великие документы, действующие в своих странах и поныне, заложили

фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель демократического

правового государства. В тех странах, где общественное устройство

утвердилось на принципе свободы (гражданское общество), были достигнуты

большие успехи в развитии экономики, культуры, науки и техники, социальной

защиты населения.

Учение о свободе, составляющее фундамент прав и свобод человека и

гражданина, постоянно развивается философами, политологами и юристами,

пытающимися найти разумный баланс между свободой и социальной

справедливостью, свободой и государственным регулированием. При всей своей

многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-

правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных

положениях:

1. Все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их

естественные права. Обеспечение и охрана этих прав - главное назначение

государства.

2. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда

другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она

ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для

всех - основа свободы.

3. Границы свободы могут быть определены только законом, который есть

мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон

демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено.

4. Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление

прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности,

но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы.

5. Ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать

общему благосостоянию в демократическом обществе.

Основные постулаты учения о свободе легли в основу новой российской

Конституции, а некоторые из них прямо ею закрепляются. Так, в ч. 2 ст. 17

устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и

принадлежат каждому от рождения, а в ч. 3 - что осуществление прав и свобод

человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Такой

подход способствует глобальной унификации прав и свобод, обеспечивает

соответствие российских институтов по правам и свободам общечеловеческим

ценностям.

Термин "свобода" употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно

связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного

человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему

усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего

философского принципа, который реализуется через весь комплекс

конституционно-правовых норм. Иное дело - свобода как субъективная

возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода

совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин "свобода" по существу

тождествен термину "субъективное право", а различие объясняется только тем,

что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не

учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права)

является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека

в общем, философском смысле этого слова.

В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего

постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам) - он

остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества,

собственного государства, гражданином которого он является, а также

государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-

либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.

Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые

указывают направления и формы использования свободы. Эти права тоже носят

естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они

сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается.

Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для

поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет

права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е.

обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и

свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную

цепь правовых актов и действий, начало которым кладет конституция.

Конституционные права и свободы - это не все права и свободы, которыми

обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все

демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в

заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е. что за

человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. По этому поводу

говорится. "Перечисление в основных прав и свобод не должно толковаться как

отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и

гражданина". Ясно, что если бы эти "другие", да еще общепризнанные,

права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в

перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно

толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение

многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к

закрепляются всеми отраслями национального законодательства.

Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются

наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие

естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

Конституционные права и свободы являются главным элементом

конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между

человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства

защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного

человека (гражданина) Он вправе не просить, а требовать защиты прав,

которые государство признало естественными и неотъемлемыми.

В то же время Конституция связывает основные права и свободы с

обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и

обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина.

Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного и должного в

поведении каждого человека.

Понимание отношений человека и государства как правоотношений не

означает полной зарегламентированности. Для человека смысл этих

правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а

для государства - в обязанности оказать эту защиту Одновременно человек и

государство "выясняют отношения" по поводу конституционных обязанностей

человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных

формах требует (а порой принуждает) соблюдать эти обязанности. Но за

пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством

прав человек остается свободным.

Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств

и методов своей защиты. К их числу относятся:

Конституционно-судебный механизм (конституционный суд),

Судебная защита (суды общей юрисдикции);

Административные действия органов исполнительной власти,

Законная самозащита человеком своих прав,

Международно-правовой механизм.

Теперь попытаемся разграничить конституционные права и права человека

и гражданина.Эти две категории прав обычно упоминаются вместе, однако их

права, а права гражданина - из позитивного, хотя и те и другие носят

неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем

людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства,

в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права,

которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к

государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного

государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным

правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном

государстве. Поэтому правомерен термин "гражданские права и свободы",

синтезирующий обе группы прав и свобод.

Права гражданина - своеобразное ограничение равенства между людьми,

поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства.

Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах,

в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей

стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие

гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация,

допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием

каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво

связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные

обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких

обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).

Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по

соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право

частной собственности относится к категории прав человека, а право частной

собственности на землю - только прав граждан) или в силу особенностей

некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать защиту

и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и

развитии уважения к правам человека и основным свободам без какой-либо

дискриминации была зафиксирована в Уставе Организации Объединенных Наций.

Однако потребовалась длительная борьба западных держав против сопротивления

тоталитарных государств, прежде чем появились крупные международно-правовые

акты в этой области. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека,

Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей. В

ней не делается различия между правами человека и правами гражданина, и все

права трактуются как принадлежащие всем людям. Статья 1 гласит: "Все люди

рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены

разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе

неприкосновенность, другие личные права и свободы, а также экономические,

социальные и культурные права, на которые человек вправе претендовать как

"член общества" (право на труд, социальное обеспечение, образование и др.).

Нормы этого документа имеют декларативный характер, а сам он не содержит

механизма обеспечения этих норм. Однако Декларация сыграла и продолжает

играть важную роль в утверждении прав человека.

В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важные акты -

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и

Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР

в 1973 г.). В этих актах дается более детализированный перечень прав

человека и гражданина, а, кроме того, Пактом о гражданских и политических

правах предусматривается создание Комитета по правам человека,

ответственного за соблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав,

признаваемых в этом Пакте. В 1984 г. аналогичный Комитет был создан по

экономическим, социальным и культурным правам. Оба пакта составили

своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государства-

участники взяли на себя обязательство принять необходимые законодательные

меры по обеспечению предусмотренных в пактах прав и свобод.

Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в

настоящее время насчитывается одиннадцать) закреплены основные права и

свободы, уголовно-процессуальные гарантии, имущественные и другие права.

Для охраны этих прав и свобод учрежден Европейский Суд по правам человека,

юрисдикция которого распространяется на все дела, касающиеся толкования и

применения Конвенции. Участниками Конвенции являются члены Совета Европы

(их сейчас вместе с Россией 39), который является межправительственной

организацией, Согласно ст. 3 Устава этой организации каждый член

Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип,

в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны

пользоваться правами человека и основными свободами. Членом Совета Европы

может стать также любое европейское государство, которое рассматривается

как способное и стремящееся соответствовать положениям ст. 3 (в таком

статусе, изложенном в ст. 4 Устава, в Совет в 1996 г. принята Россия).

Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека:

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или

унижающего достоинство обращения или наказания, Международная конвенция о

ликвидации всех форм расовой дискриминации и др. Серьезные документы в этой

организацией ООН - Международной организацией труда (МОТ).

Указанные международно-правовые акты послужили базисом для

соответствующей главы в Конституции России. Часть 1 ст. 17 устанавливает:

"В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека

и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного

права и в соответствии с настоящей Конституцией". Такая формулировка

означает, что любое из прав человека, перечисленных в международно-правовых

актах, действует в России только в том случае, если оно зафиксировано в

российской Конституции. Но, как отмечалось выше, среди основ

конституционного строя действует правило о том, что общепризнанные принципы

и нормы международного права являются составной частью правовой системы

Российской Федерации (ч. 4 ст. 15). Налицо очевидное несоответствие.

Однако, учитывая, что статус норм, являющихся основами конституционного

строя, выше, чем статус других норм Конституции, следует признать, что

общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав

человека имеют в России прямое действие и не требуют механизма

имплементации, т. е. закрепления через внутреннее законодательство.

Это тем более важно, что международно-правовые акты и конституция

часто закрепляют по сути одинаковые права не в идентичных формулировках,

что рождает различные толкования по поводу последствий. В Конституции РФ

нет нормы, равносильной ст. 2 Пакта об экономических, социальных и

культурных правах, в которой закреплено "право каждого на достаточный

жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное

питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни". К тому

же со временем международное сообщество может принять акты о новых правах и

свободах, включение которых в Конституцию России по каким-то причинам будет

задерживаться или вообще признано нецелесообразным. Аналогичный вопрос

встает в связи со вступлением России в Совет Европы - основные европейские

конвенции содержат высокие стандарты по правам человека, что требует

приведения в соответствие с ними внутреннего законодательства страны. Ясно,

что права человека во всех таких случаях должны быть защищены, и формой

этой защиты выступает прямое действие международно-правовых актов.

Процесс правовой интернационализации прав человека развивается быстро

и в весьма эффективных формах, превращая гражданина государства в

гражданина планеты. Фактически уже сейчас в силу признания международного

права внутренним правом страны ни одно государство не должно отказывать

человеку в каком-то субъективном праве на том основании, что оно не

зафиксировано в конституции данного государства. Трудно предположить, что в

России Государственная Дума откажется ратифицировать какой-либо

международно-правовой акт, закрепляющий новые права и свободы, а гражданам

будет отказано в этих правах по соображениям их отсутствия в Конституции.

Это указывает на неуклонное сближение международно-правового и

конституционно-правового институтов прав и свобод, что в перспективе может

сделать последний излишним. Единый всемирный правовой статус человека и

гражданина, несомненно, будет чертой будущей цивилизации.

Наиболее общей гарантией реализации прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией России в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

Признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью и их защиты обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ) непосредственно формулируется из зафиксированного в статье 1 Конституции РФ положения о России как о демократическом правовом государстве. Наше государство должно обеспечивать осуществление прав и свобод каждого человека и гражданина. Для этого оно должно создавать систему защиты прав и свобод и устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

Конституция России предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Формами защиты прав граждан являются:

ь Защита прав граждан органами государственной власти и местного самоуправления;

ь Защита прав граждан общественными объединениями;

ь Самозащита прав человека, включающая в себя:

Обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

Обжалование в суд действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;

Обращения в средства массовой информации и правозащитные организации и общественные объединения;

Публичные выступления граждан в защиту своих прав;

Обращения в международные органы по защите прав человека (к примеру, в Европейский суд по правам человека).

Таким образом, государственная защита прав и свобод - это деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране прав и свобод человека и гражданина.

Защита прав и свобод государством является основным, главным способом во всем правозащитном механизме по следующим причинам: во-первых, государство располагает системой органов, которые обязаны осуществлять деятельность по защите конституционных прав и свобод; во-вторых, государство имеет в своем распоряжении набор эффективных средств не только для защиты и восстановления нарушенных прав, но и для недопущения подобных нарушений; в-третьих, только акт государственного органа обладает необходимой обязательной силой в отношении всех иных актов. И, наконец, государство располагает аппаратом принуждения с целью привлечения виновных в нарушении прав и свобод личности к ответственности. Все остальные способы защиты дополняют, но никак не подменяет государственную защиту конституционных прав и свобод.

Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выполнять Российская Федерация, входящие в ее состав субъекты, органы государственной власти и органы местно самоуправления. Они должны обеспечить права и свободы в пределах своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории нашей страны Конституционное право России. Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005. С. 160-161.

Российская Конституция гарантирует каждому и судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые действия или решения органов гос. власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т.д.

Конституционные (основные) права и свободы человека и граждани­на - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и со­ставляющие ядро правового статуса личности.

Понятия «права чело­века» и «права гражданина» не тождественны.

Права человека - это совокупность естественных и неотчуждае­мых прав и свобод, таких, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зависят от его принадлежности к государству.

Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае действует принцип - каждый гражданин является человеком, но не каждый человек является гражданином.

Личные (гражданские) права и свободы. К личным (гражданским) правам и свободам относятся:

1. Право на жизнь (ст. 15 Конституции);

2. Право наличную сво­боду (ст. 16 Конституции);

3. Неприкосновенность достоинства чело­века (ст. 17 Конституции);

4. Право на неприкосновенность частной, личной, семейной жизни (ст. 18 Конституции);

5. Право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиоз­ную принадлежность (ст. 19 Конституции);

6. Свобода слова и твор­чества (ст. 20 Конституции);

7. Право на свободу передвижения и вы­бора места жительства (ст. 21 Конституции);

8. Свобода совести (ст. 22 Конституции);

9. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции).

Политические права и свободы - одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Политические права и свободы состоят из нескольких моментов:

1) право на свободу объединений - возможность граждан добровольно, на основе свободного волеизъявления создавать формирования в соответствии со своими интересами для достижения общих целей.

2) право на участие в мирных митингах, собраниях, шествиях и пике­ тированиях - возможность выбора формы воле­ изъявления граждан.

3) право на участие в управлении делами государства - возможность гражданина непосредственно и через своих представителей осуществлять действия по формированию и функци­онированию представительных, исполнительных и судебных органов государства.

Экономические права и свободы - это совокупность конституцион­ных прав, определяющих юридические возможности человека в эко­номической сфере. К их числу относятся:

1) право на частную собственность - возмож­ность владеть, пользоваться и распоряжаться любым, законно при­обретенным имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение иму­щества для гос. нужд может быть произведено только при условии равноценного возмещения.

2) право наследования - возможность перехо­да к лицу (наследнику) прав и обязанностей умершего (наследода­теля).

3) свобода предпринимательской деятельности - возможность самостоятельной инициативной деятельности граждан и их объединений, осуществляемой под свою ответственность ради получения прибыли.

Социальные права - возможность претендовать на получение от государства определенных материальных и нематериальных благ. Они включают в себя:

- право на отдых - возмож­ность предоставления лицу времени, свободного от исполнения тру­довых обязанностей. Конституция предусматривает: ограничение продолжительности рабочего времени, установление выходных и празднич-ных дней, право на ежегодный оплачиваемый отпуск;

- право на защиту материнства, отцовства и детства ;

- право на социальное обеспечение , что означает возможность получения системы материальной поддержки и обслуживания граждан государством в случае достижения определенного законом возраста, по болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям в виде выплаты пенсий и социальных пособий;

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь - возможность гражданина обращаться и получать не­обходимую помощь по сохранению и укреплению его физического здоровья;

- право на образование означает возмож­ность получения бесплатного среднего образования в государствен­ных учебных заведениях, а также на конкурсной основе бесплатно­го высшего образования в государственном высшем учебном заве­дении.

Культурные права человека - признаваемые гарантированные Кон­ституцией или законом возможности реализации человека в сфере культурной и научной жизни. Они включает в себя право на пользо­вание родным языком и культурой, на свободный выбор языка обще­ния, воспитания, обучения и творчества.

Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответствен­ностью виды и мера общественно-необходимого поведения лиц, нахо­дящихся на территории государства, либо только собственных граж­дан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граж­дан.

Конституция РК возлагает на каждого граж­данина следующие обязанности:

1. Обязанность соблюдать Консти­туцию РК и законодательство Республики Казахстан;

2. Обя­занность уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц;

3. Обязанность уважать государственные символы Республи­ки;

4. Обязанность и долг платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи;

5. Обязанность и долг защищать Республику Казахстан;

6. Обязанность забо­титься о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;

7. Обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Прежде чем рассматривать гарантии реализации конституционных прав и свобод считаем необходимым остановиться на месте и значении конституционных прав и свобод человека и гражданина в системе российского права.

В научной литературе понимание конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляется сквозь призму наличия в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина . При этом следует отметить, что в научной литературе исследуются вопросы понимания конституционных прав и свобод человека и гражданина, основных прав и свобод сквозь призму конституционного статуса человека , а также с учетом анализа всей совокупности статей Конституции Российской Федерации, а не только положений главы 2 (например, Е.С. Шугрина относит к конституционным правам право граждан на осуществление местного самоуправления на основании ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 32, ст. 130 - 133 Конституции Российской Федерации ).

В связи с этим под конституционными правами и свободами человека и гражданина понимаются основные права и свободы человека и гражданина, закрепленные Конституцией Российской Федерации. Такому толкованию

способствует ст. 55 Конституции Российской Федерации. Указанной позиции придерживается ряд ученых, например, Л.Д. Воеводин . С данной трактовкой конституционных прав и свобод человека и гражданина в целях настоящего исследования можно согласиться. При этом нельзя не отметить, что в научной литературе обращается внимание на соотношение категорий "конституционные права и свободы человека и гражданина" и "основные права и свободы человека и гражданина" . Л.Д. Воеводин выделяет признаки и свойства конституционных прав и свобод человека и гражданина, к которым относится и характеристика прав и свобод в качестве основных . Заслуживает внимания и позиция Д.Л. Златопольского, который указал, что различная терминология обусловлена различными аспектами познания прав и свобод человека и гражданина. Так, "конституционные" отражают правовую сторону закрепления прав, а "основные" - содержательную .

В этой связи важно, не допустить создания впечатления, что все понимание конституционных прав и свобод человека и гражданина сводится исключительно к форме их закрепления Конституцией Российской Федерации, поскольку характеристика прав и свобод человека и гражданина, отражающая их фундаментальность, высшую ценность и высшую юридическую защиту, выходит за рамки термина "конституционные".

Вместе с тем общеизвестно, что содержание всегда оформлено, а форма всегда содержательна, в связи с чем их условное разграничение возможно только в целях научного анализа. В связи с этим под конституционными правами и свободами человека и гражданина можно понимать являющиеся высшей ценностью фундаментальные права и свободы человека и гражданина, закрепленные Конституцией Российской Федерации, в силу чего обладающие высшей юридической защитой.

При этом В.А. Лебедев пишет: "...сейчас главное, на наш взгляд, в этой области - обеспечить претворение в жизнь конституционных прав граждан, наполнить их реальным содержанием, воплотить в действительность.

Вопросы создания эффективного государственного механизма обеспечения прав и свобод индивида являются, таким образом, важнейшей задачей науки и практики" .

Простое закрепление конституционных прав и свобод на уровне Конституции Российской Федерации, к сожалению, еще не означает, что указанные права и свободы будут реально соблюдены и наполнены содержанием.

В ст. 1 и 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства, то есть, как Российской Федерации, так и ее субъектов. Кроме того, на основании ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Указанные положения определяют конституционно-правовую основу и смысл всей деятельности органов государственной власти, в том числе и субъектов Российской Федерации, ради обеспечения высшего ценностного статуса человека, а также его прав и свобод (ст. 2 Конституции Российской Федерации).

Толкование соответствующих положений Конституции Российской Федерации позволяет определить принцип гарантирования прав и свобод человека и гражданина как конституционный принцип, который распространяется не только на уровне Российской Федерации, но и на уровне субъектов Российской Федерации. Необходимо также отметить, что принцип гарантирования прав и свобод человека и гражданина уже на протяжении подготовки проекта Конституции Российской Федерации всегда рассматривался как основополагающий в механизме реализации прав и свобод и в отдельных проектах Конституции Российской Федерации выделялись разделы, посвященные именно гарантиям прав и свобод человека и гражданина .

В связи с этим первостепенную важность приобретает рассмотрение принципа гарантирования конституционных прав и свобод. Рассматривая конституционный принцип гарантирования прав и свобод человека и гражданина, следует отметить наличие значительного количества научных трудов по данной тематике (ссылки см. ниже). При этом импульс развитию научного анализа в сфере гарантирования прав и свобод человека и гражданина с присущими ему различными аспектами познания придало принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году.

В научной литературе рассмотрение гарантий прав и свобод осуществляется сквозь призму конкретного конституционного права или свободы. Например, А.П. Анисимов пишет: "Под гарантиями успешной реализации экологических прав граждан следует понимать совокупность таких государственно-правовых условий и средств их осуществления, которые обеспечивают фактическую реализацию права и его надежную защиту в случае посягательства как отдельных граждан, их групп, так и государства в целом" . С учетом данного понимания гарантий экологических прав А.П. Анисимов рассматривает специфику гарантирования конституционного права на благоприятную окружающую среду . М.В. Морозова при исследовании юридических гарантий конституционного права на благоприятную окружающую среду считает целесообразным основываться на принципе отраслевой дифференциации, в рамках которого конституционные гарантии являются общими гарантиями. А.Л. Гусева в результате исследования гарантий реализации конституционного права на свободу предпринимательской деятельности пришла к выводу, что под конституционными гарантиями прав и свобод личности следует понимать совокупность согласованных и взаимосвязанных правовых средств и механизмов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и законах Российской Федерации, с помощью которых государство воздействует на процесс реализации конституционных прав и свобод,

обеспечивая безопасность и благополучие личности, достижение социально

полезных целей для общества и государства.

Механизм гарантирования реализации прав и свобод является ядром анализа общетеоретических и отраслевых работ. Например, как утверждает Ю.В. Анохин: "В настоящее время особую значимость для выработки концепции обеспечения прав и свобод личности в России имеет использование, хотя и слабо разработанного в теории государства и права и в юридической науке в целом конструктивно-критического подхода. В его основу заложена теория правовой технологии." Как гарантию обеспечения прав и свобод человека и гражданина Е.А. Зимина рассматривает общетеоретический и конституционный принцип законности . Т.И. Мирская признает, что ядром правового положения личности в Российской Федерации являются права, свободы и обязанности, а также рассматривает гарантии прав и свобод человека в качестве одного из элементов правового статуса личности. А.А. Югов рассматривает проблемы реализации конституционных прав, свобод и обязанностей, понимая под реализацией основных прав и свобод правомерную деятельность субъектов правоотношений для достижения желаемых результатов юридическими средствами. Вопросы социально-юридического механизма обеспечения прав человека и гражданина рассматривались в теоретическом аспекте А.С. Мордовцевым. При этом проблемы исследования механизма осуществления прав и свобод актуальны и в настоящее время. А.Г. Тарасова пишет: "Юридический механизм реализации прав человека и их гарантии - это тесно взаимосвязанные, но неоднозначные понятия, так как они отражают различные стороны процесса осуществления прав человека". Данный подход позволяет в общетеоретическом плане абстрагировать гарантии реализации прав и свобод от самих прав и свобод.

Представляют научный интерес работы, посвященные конституционным гарантиям прав и свобод человека и гражданина в России и гарантиям конституционных прав и свобод человека и гражданина .

Несмотря на наличие множества работ, посвященных вопросам гарантирования прав и свобод человека и гражданина, в правовой доктрине отсутствует единообразное понимание правовой категории «гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина». Данные обстоятельства порождают трудности в формулировании понятия «дополнительные гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, устанавливаемые субъектами Российской Федерации».

Установление гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина позволяет конституционные права и свободы человека и гражданина наполнить конкретным содержанием и обусловливает их признание, соблюдение и защиту. Гарантирование конституционных прав и свобод человека и гражданина есть не просто обязанность государства, в том числе и в лице органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но и индикатор определения нашего государства как правового демократического с ярко выраженной политикой, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В научной литературе не сложилось единство мнений относительно определения категории "гарантии прав и свобод человека и гражданина". Авторы наполняют данный термин различным содержанием. Например, А.Н. Г айнетдинов отмечает, что ряд авторов под гарантиями понимают средства, другие - условия, третьи - способы, факторы, четвертые - меры, обеспечивающие возможность

реализации, охраны и защиты прав. Сам же А.Н. Гайнетдинов определяет гарантии как общие условия и специальные средства, которые обеспечивают фактическую реализацию, надежную охрану и, в случае нарушения, защиту прав и свобод человека и гражданина . На многоаспектность понимания гарантий прав и свобод человека и гражданина указывает З.В. Попов .

А.Н. Волчанская выделила три основных подхода в понимании гарантий прав личности: деятельностный, определяющий гарантии как мероприятия; нормативный, рассматривающий гарантии как обязанности; инструментальный, отождествляющий гарантии с правовыми средствами. В связи с этим указывается, что понятие "гарантии" включает всю совокупность факторов объективного и субъективного характера, которые оказывают или способны оказывать позитивное воздействие на правовой статус личности в целом, права и свободы в частности. Аналогичные мысли относительно понятия гарантий, касающиеся позитивного воздействия на процесс реализации права, можно встретить у М.В. Рыбкиной. Понятие "гарантий прав личности", данное А.Н. Волчанской, безусловно, представляет общетеоретическую ценность, поскольку позволяет абстрагироваться от всех возможных определений "гарантий прав человека и гражданина" в зависимости от элементного состава системы гарантий (средства, условия, способы, меры и т.д.). Вместе с тем словосочетание "позитивное воздействие на правовой статус личности" не способствует четкому пониманию процесса гарантирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку отражает субъективную оценку отношений, связанных с воздействием на правовой статус личности. При этом важно единое понимание правового статуса личности, отличное от понимания статуса человека и гражданина. Вместе с тем зачастую достаточно сложно определить на соответствующем этапе исторического развития, в условиях конкретных жизненных обстоятельств позитивность (имеющую ценностную значимость) воздействия на правовой статус личности тех или иных факторов субъективного или объективного характера. В таких условиях сами гарантии прав человека и гражданина приобретают субъективный характер и теряют статус объективной правовой категории.

Не способствует единству понимания гарантий прав и свобод человека и гражданина наличие противоречивых взглядов на их содержание. Так, отдельные исследователи указывают на традиционное деление гарантий прав и свобод человека и гражданина на общие (социально-экономические, политические, нравственные, организационные) и специальные (юридические) . В юридической литературе данное деление гарантий находит как сторонников, так и

противников, которые юридические гарантии не признают в качестве специальных.

Думается, что, рассматривая дополнительные гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, устанавливаемые субъектами Российской Федерации, следует вести речь только о юридических гарантиях, поскольку гарантии, которые принято считать общими, если они закреплены в нормативном правовом акте, приобретают характер юридических, в ином же случае не могут входить в предмет настоящего исследования.

Указанные выше дискуссионные вопросы, касающиеся содержания понятия "гарантии прав и свобод человека и гражданина", находят отражение и при формулировании понятия "юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина". Так, Е.Н. Хазов под юридическими гарантиями прав и свобод граждан понимает те нормативно-юридические установления, которые содержат определенные средства и способы, при помощи которых достигается беспрепятственное пользование правами, защита прав и свобод и восстановление их в случае нарушения . Думается, что данное понимание в большей степени акцентирует внимание на охранительной функции права, а регулятивная основа права остается за скобками. Можно предположить, что именно поэтому в понятии юридических гарантий отсутствует упоминание о создании условий обеспечения прав и свобод, а внимание акцентируется только на средствах и способах обеспечения беспрепятственного пользования правами. Например, целью действия Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" является создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи. При этом ч. 4 ст. 3 данного Федерального закона предоставила возможность субъектам Российской Федерации устанавливать дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи. Таким образом, любая дополнительная гарантия реализации права граждан, установленная субъектом Российской Федерации, будет одновременно являться условием осуществления конституционного права граждан и выражаться с помощью определенных средств и способов осуществления такого права.

Кроме того, дополнительные правовые условия могут являться основанием для наличия возможности применения дополнительных средств, позволяющих обеспечить реализацию конкретного права. В частности согласно ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В связи с этим закон субъекта Российской Федерации обусловливает наличие правовых условий для возможности уставом муниципального образования с помощью определенных средств обеспечить соответствующие гарантии. В конечном итоге правовые условия выступают дополнительными гарантиями реализации конституционного права на местное самоуправление (гл. 8 Конституции Российской Федерации), устанавливаемыми субъектами Российской Федерации. Правовые условия в данном случае понимаются как общий правовой фон, который позволяет обеспечить наличие дополнительных средств осуществления прав и свобод человека и гражданина. Указанный анализ позволяет сделать вывод о необходимости включения правовых условий в содержание понятия юридических гарантий.

В связи с этим под юридическими гарантиями прав и свобод человека и гражданина можно понимать правовые установления, содержащие правовые условия, а также правовые средства и способы обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем юридические гарантии анализируются в правовой литературе не только с позиции их элементного состава (условия, средства, способы и т.д.), но и с позиции их функционального назначения. Видовая классификация гарантий: гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина, гарантии защиты и гарантии охраны, подчеркивает функциональное предназначение юридических гарантий. Вместе с тем между указанными видами юридических гарантий исследователи выявляют различное соотношение, в рамках которого мысль движется от их полного разделения до их полного единения в одном из понятий. Например, Ю.И. Мигачев выделяет среди правовых гарантий

реализации статуса личности две группы гарантий: обеспечивающие его реализацию и обеспечивающие его защиту , в связи с чем правовые гарантии реализации представляют собой более емкое понятие, чем гарантии защиты. При этом к первой группе Ю.И. Мигачев отнес нормы, определяющие пределы прав и свобод; их конкретизацию в законодательстве; юридические факты, с которыми связывается обладание и непосредственное пользование ими; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной

и инициативной их реализации.

Вопросы, связанные с познанием гарантий реализации конкретных конституционных прав и свобод, находят отражение в современной научной литературе . С.Г. Баранова рассматривает механизм реализации конституционного права на правовую защиту в контексте гарантирования прав человека, в связи с чем определяет этапы реализации указанного права. Она отмечает, что среди юридических гарантий выделяют гарантии реализации и

При этом понятие «гарантии реализации конституционных прав» не приводится, упоминается лишь об общем понимании гарантий прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, встает закономерный вопрос о соотношении гарантий реализации, гарантий защиты и гарантий охраны прав и свобод человека и гражданина.

Так, Е.Н. Хазов выделяет две группы юридических гарантий в зависимости от стадий осуществления конституционного права: гарантии реализации и гарантии охраны и защиты прав и свобод. По его мнению, юридические гарантии реализации направлены на использование гражданами своих прав, исполнение ими обязанностей и законности, а также привлечения их к ответственности . Представляется, что привлечение к ответственности не следует относить к гарантиям реализации прав и свобод человека и гражданина, поскольку назначение института юридической ответственности в большей степени заключается в механизме охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, только если не вести речь о позитивной юридической ответственности.

С.Ю. Францифорова, анализируя юридические гарантии в интерпретации представителей юридической науки, пишет, что юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. При этом далее, выделяя виды юридических

гарантий, она ведет речь только о гарантиях реализации и гарантиях охраны.

Н.С. Кочикян анализирует гарантии реализации конституционного права человека на свободу совести и вероисповедания в Российской Федерации. В результате она приходит к выводу, что юридическими гарантиями права человека на свободу совести и вероисповедания следует считать нормативные правовые акты, содержащие средства и способы, при помощи которых достигается беспрепятственное пользование указанным правом, его защита и восстановление в случае нарушения . Получается, что понятие "гарантии реализации" прав шире понятия "гарантии защиты" прав.

Г.Г. Босхомджиева отмечает важность процесса реализации прав и свобод человека и гражданина. При этом механизм обеспечения личных прав и свобод человека и гражданина, по ее мнению, представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов: механизм охраны, механизм защиты и механизм восстановления. Данные выводы заставляют задуматься о месте собственно реализации прав и свобод в механизме обеспечения личных прав и свобод человека и гражданина.

Неоднозначную позицию также можно наблюдать при анализе положений федерального законодательства. Например, в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указывается, что данный закон устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии. Вместе с тем ч. 2 ст. 1 указанного Федерального закона определяет цель закона как защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию.

Думается, что гарантии реализации прав и свобод, гарантии охраны прав и свобод и гарантии защиты прав и свобод в понятийном отношении необходимо разделять. Гарантии охраны прав и свобод направлены на обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина без нарушения данных прав и свобод. Гарантии защиты позволяют обеспечить восстановление нарушенного права или свободы. При этом и гарантии охраны, и гарантии защиты действуют с учетом наличия прав и свобод в объеме, закрепленном нормативными актами, в связи с чем предполагается, что для их реализации созданы все условия, определены все способы достижения необходимого результата. Рассматривая гарантии реализации в исторической динамике, можно проследить эволюцию самого права или свободы, поскольку на каждом этапе исторического развития именно гарантии реализации прав и свобод обусловливают определенное смысловое понимание права или свободы. Данные гарантии указывают на границы признания соответствующего права или свободы на конкретном этапе исторического развития. В пользу данного вывода свидетельствует и тот факт, что в научной литературе субъективное право понимается как мера юридически возможного поведения, гарантированная субъекту в целях удовлетворения его интереса .

В этой связи становится понятным мнение Н.А. Ткачевой, которая пришла к выводу, что в механизме гарантирования конституционно-правовых норм главная роль принадлежит не правовой их охране, а деятельности по непосредственному обеспечению реализации таких норм .

Следует отметить, что в научной литературе находили отражение проблемы смыслового понимания юридических гарантий реализации. Общей практикой можно считать выделение в составе юридических гарантий реализации положений, направленных на совершенствование механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе закрепление пределов осуществления прав и свобод, порядка их реализации на основании определенных юридических фактов. Рассмотрение этих вопросов связано с познанием объема содержания данных гарантий .

Указанные обстоятельства позволяют вести речь о гарантиях реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина как о правовой категории, обладающей спецификой установления и действия по отношению к гарантиям охраны и гарантиям защиты конституционных прав и свобод.

На основании изложенного, юридические гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина можно определить как нормативные установления, которые связаны с закреплением юридически определенных условий, средств и способов обеспечения пользования конституционными правами и свободами человека и гражданина.

Юридические гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина распространяются и находятся в тесном взаимодействии и с другой юридической конструкцией - дополнительными гарантиями реализации конституционных прав и свобод, устанавливаемыми субъектами Российской Федерации. Указанная юридическая конструкция в законодательной и правоприменительной практике также не имеет своего однозначного толкования и понимания.

Например, согласно ст. 20, 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" 55 установлено, что меры социальной поддержки отдельных категорий граждан определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом указанные меры являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Между тем в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" заложено совершенно иное понимание "дополнительных гарантий реализации прав граждан, устанавливаемых субъектами Российской Федерации", в основе которого лежит право субъекта Российской Федерации, а не обязанность.

Сложившаяся ситуация в значительной степени обусловлена тем, что в современной конституционно-правовой доктрине отсутствует однозначный подход к определению объема и содержания понятия "дополнительные гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, устанавливаемые субъектами Российской Федерации".

Думается, что формирование непротиворечивых взглядов по указанной проблематике следует начинать с исследования дополнительных гарантий

реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина с позиций их соотношения с основными гарантиями реализации прав и свобод. При этом важно учитывать, что основные гарантии реализации закреплены, в том числе и в самой Конституции Российской Федерации, и тогда необходимо вести речь о конституционных гарантиях реализации прав и свобод человека и гражданина , несмотря на то, что единообразный подход к понятию конституционных гарантий также не выработан.

Следует отметить, что проблематика диалектической связи основных и дополнительных гарантий прав и свобод человека и гражданина нашла свое отражение в судебной практике Конституционного Суда Российской Федерации. Так, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года № 19-П указывается, что дополнительные правовые предписания, устанавливаемые субъектами Российской Федерации, имеющие целью защиту того или иного права, не являются регулированием прав и свобод человека и гражданина в смысле статьи 71 Конституции Российской Федерации, поскольку носят вторичный характер и производны от базовых. Субъект Российской Федерации вправе наряду с основными гарантиями прав граждан, закрепленными федеральным законом, установить в своем законе дополнительные гарантии этих прав, направленные на их конкретизацию, создание дополнительных механизмов их реализации, с учетом региональных особенностей (условий) и с соблюдением конституционных требований.

В рассматриваемом контексте обращают на себя внимание в первую очередь принцип установления дополнительных гарантий по формуле "вправе", цель установления дополнительных гарантий - конкретизация и развитие

основных гарантий непременно с учетом региональных особенностей (условий), а также уровень закрепления основных гарантий - федеральный закон. В связи с изложенным, можно утверждать, что ценность для настоящего исследования представляют содержащиеся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации положения, заключающиеся в попытке определить объем понятия "дополнительные гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, устанавливаемые субъектами Российской Федерации" посредством выявления диалектической связи основных и дополнительных гарантий.

Основные гарантии реализации конституционных прав и свобод не исчерпываются только наличием непосредственно конституционных гарантий, но и находят выражение во всей системе федерального законодательства. В данном случае важно, что в конечном итоге основные гарантии сами по себе существуют только тогда, когда по отношению к ним установлены дополнительные средства обеспечения. Основные и дополнительные гарантии - это парные категории, которые в отдельности существовать не могут. Невозможно говорить об основных гарантиях, когда не существует дополнительных, в то же время нельзя установить дополнительные гарантии, если отсутствуют основные. В связи с этим имеются достаточные основания для вывода о том, что основными гарантиями по отношению к дополнительным, устанавливаемыми субъектами Российской Федерации, могут выступать и дополнительные гарантии реализации конституционных прав и свобод, установленные федеральным законодательством. В частности ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 59 предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в определенных случаях являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В данном случае следует различать дополнительные гарантии, установленные федеральным законодательством и дополнительные гарантии, устанавливаемые субъектом Российской Федерации. Это совершенно разные правовые категории. Факт реализации дополнительных гарантий, установленных федеральным законодательством, за счет средств субъектов Российской Федерации не порождает тождество в их понимании. Данное установление не носит первичный характер, обусловлено волей федерального законодателя и необходимо лишь в части закрепления доступного для понимания механизма реализации соответствующих мер.

Основные гарантии выражают фундаментальные начала, позволяющие обеспечить реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина. Их отсутствие ставит под сомнение возможность реализации конституционных прав и свобод, потому что основные гарантии - это минимум, без которого говорить о признанности прав и свобод человека и гражданина бессмысленно. В свою очередь отсутствие дополнительных гарантий не препятствует реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина. Их наличие направлено на развитие обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, на создание условий для равноправного пользования конституционными правами и свободами. Дополнительные гарантии выражают стремление к максимально возможному обеспечению прав и свобод и отражают уровень развития общества, показывая вектор дальнейшего совершенствования в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

Необходимо учитывать, что дополнительные гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, устанавливаемые субъектами Российской Федерации, всегда связаны с наличием различных стартовых условий на соответствующих территориях, которые и обеспечивают возможность их установления. Если условия становятся одинаковыми или появляется необходимость обеспечения равных гарантий на всей территории России, то вести речь о дополнительных гарантиях нельзя. В таком случае дополнительные гарантии становятся основными вне зависимости от субъекта установления. К сожалению, федеральный законодатель не всегда учитывает указанные различия. Например, ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1996

года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляет, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации... Данные нормы федерального законодательства не обеспечивают четкое понимание института дополнительных гарантий, поскольку представляется затруднительным проследить диалектическую связь основных гарантий и дополнительных гарантий, установленных в Конституции Российской Федерации.

Кроме того, в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2013 год обращено внимание на то, что в соответствии с ч. 9 ст. 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обеспечение людей, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, жизненно необходимыми лекарственными препаратами в настоящее время полностью осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем не все субъекты Российской Федерации способны нести бремя указанной обязанности. При этом фактический отказ государства от предоставления жизненно необходимых лекарств людям, страдающим орфанными заболеваниями, содержит признаки нарушения их конституционных прав, предусмотренных ч. 1 ст. 20 и ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации. В связи с этим можно утверждать, что имеются все основания для придания соответствующим гарантиям реализации конституционных прав характера основных и соответственно обеспечиваться они должны за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, вышеизложенная связь основных и дополнительных гарантий обусловливает необходимость познания содержания понятия "дополнительные гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, устанавливаемые субъектами Российской Федерации" с учетом его объема, определенного в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года № 19-П и правоприменительной практике субъектов Российской Федерации.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года № 19-П указывается на возможность дополнительных гарантий, устанавливаемых субъектами Российской Федерации, конкретизировать конституционные права и свободы. Считаем, что именно диалектическая связь основных и дополнительных гарантий обусловливает данную конкретизацию. Дополнительные гарантии устанавливаются к определенным основным гарантиям, закрепленным федеральным законодательством. Таким образом, дополнительные гарантии в первую очередь конкретизируют основные гарантии, закрепленные федеральным законодательством. Конкретизация конституционных прав и свобод в данном случае носит опосредованный характер, только в той части, в какой именно основные гарантии, предусмотренные федеральным законодательством, конкретизируют права и свободы с учетом изменившегося уровня их реализации на территории субъектов Российской Федерации. В таком понимании конкретизация конституционных прав и свобод в дополнительных гарантиях, установленных субъектами Российской Федерации, не коррелирует с регулированием прав и свобод в смысле ст. 71 Конституции Российской Федерации.

Необходимо обратить внимание также на традиционный подход, согласно которому дополнительные гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина, устанавливаемые субъектами Российской Федерации, связывают с правом субъектов Российской Федерации. В рамках указанного подхода право субъектов Российской Федерации сводится к их финансовой возможности.

В первую очередь таким выводам способствует законотворческая практика. Так, Трудовой кодекс Российской Федерации в ст. 313 предоставляет право субъектам Российской Федерации устанавливать дополнительные гарантии и компенсации исходя из их финансовых возможностей. Как следствие и в научной литературе понятие дополнительных гарантий формулируют с учетом обращения к процедуре их осуществления за счет собственных средств. В частности О.М. Г воздева пишет, что дополнительные гарантии можно определить как меры по обеспечению прав граждан, осуществляемые за счет средств субъекта Российской Федерации, сверх ранее установленных федеральным законодательством .

Думается, что такой подход к пониманию дополнительных гарантий не в полной мере учитывает законодательную базу и правоприменительную практику в России. При этом проблему следует разделить на части. Во-первых, требуют своего рассмотрения вопросы установления дополнительных гарантий

реализации прав и свобод человека и гражданина с позиции, как права, так и обязанности субъекта Российской Федерации. Во-вторых, необходимо проанализировать связь дополнительных гарантий с императивностью их осуществления за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Приведенные выше положения из федерального законодательства свидетельствуют о понимании дополнительных гарантий как права субъекта Российской Федерации, однако в федеральном законодательстве и правоприменительной практике имеются и иные примеры. В частности в ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Ранее данные положения были закреплены в ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 , согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливались органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Правоприменительная практика , осуществляемая на основании действия Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указывает на обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в ряде случаев устанавливать дополнительные гарантии, в том числе гарантии реализации прав медицинских и фармацевтических работников. Данная правоприменительная практика соответствует ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Сквозь призму указанного конституционного положения становится понятной логика федерального законодателя, но федеративная

природа государства требует иного понимания дополнительных гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина, устанавливаемых субъектами Российской Федерации. Если дополнительные гарантии будут носить характер обязательного установления, то налицо нарушение принципов бюджетного федерализма, поскольку недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов бюджетной системы России (ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации ). В рамках

правоприменительной практики указанная противоречивость нашла выражение в позициях Конституционного Суда Российской Федерации, которые обосновывают возможность сосуществования идеологии социального государства и федеративного его начала. Так, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года № 353-О указывается на наличие обязанности Российской Федерации участвовать в финансовом обеспечении реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению мер социальной поддержки на уровне, не ниже сложившегося в соответствии с федеральным законодательством, действовавшим до 1 января 2005 года. Проблема заключается в том, что формальное указание на данную обязанность, не позволяет субъектам Российской Федерации требовать необходимых финансовых ресурсов для установления соответствующих мер.

Учитывая осведомленность Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о данной обязанности Российской Федерации, на что указывает информация, содержащаяся в его ежегодных докладах о состоянии законодательства в Российской Федерации , необходимо закрепить в федеральном законодательстве конкретные механизмы, предусматривающие порядок определения соответствующего финансового обеспечения реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Без отсутствия нормативного закрепления вышеуказанного механизма создается ситуация, когда федеральным законодателем при установлении норм, обязывающих субъекты Российской Федерации принимать дополнительные гарантии реализации прав и свобод, не учитывается сущность дополнительных гарантий. Дополнительные гарантии отражают уровень развития общества на соответствующей территории, в том числе с учетом социально-экономического положения населения. Дополнительные гарантии реализации прав и свобод - это волевые установления субъектов Российской Федерации, принятые в целях совершенствования обеспечения реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина на соответствующей территории, с учетом достигнутого уровня развития населения данного субъекта Российской Федерации и наличия финансовых средств. Принуждение субъекта Российской Федерации устанавливать дополнительные гарантии означало бы перемещение финансового бремени с уровня Российской Федерации на уровень ее субъектов. Таким образом, следует отказаться от формулы "субъекты Российской Федерации обязаны принимать дополнительные гарантии" и обеспечить право субъектов Российской Федерации принимать дополнительные гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина.

В целях рассмотрения соотношения дополнительных гарантий с императивностью их осуществления за счет средств субъекта Российской Федерации можно обратиться к законотворческой практике в России. Согласно ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов. Соответствующее установление субъекта Российской Федерации является дополнительной гарантией обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Вместе с тем указанные дополнительные гарантии непосредственно не обусловлены средствами бюджета субъекта Российской Федерации. В связи с этим нельзя утверждать, что все дополнительные гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, устанавливаемые субъектами Российской Федерации, должны быть обеспечены за счет средств соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации.

Исходя из изложенных теоретических посылок, под дополнительными гарантиями реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, устанавливаемыми субъектами Российской Федерации, следует понимать правовые установления, обусловленные волей законодателя субъекта Российской Федерации, направленные на конкретизацию конституционных прав и свобод человека и гражданина и обеспечительных механизмов (правовых условий, средств, способов) реализации этих прав с учетом особенностей развития соответствующего субъекта Российской Федерации. Волеизъявление субъекта Российской Федерации при установлении дополнительных гарантий выражается в свободном определении их содержания, в том числе в свободном выборе направлений конкретизации конституционных прав и свобод человека и гражданина, условий и средств, способов их реализации, на основе достигнутого субъектом Российской Федерации уровня своего развития.