Федеральный закон о спиде последняя редакция. Законодательные основы рф. Медработники имеют право на доплату

Вич инфекция представляет собой хроническое заболевание человека, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека. При попадании в кровь человека инфекция медленно разрушает иммунитет и он перестает бороться с опухолями и заболеваниями.

Согласно статистическим данным количество вич инфицированных в России на 2017 год составило 1 167 581 человек.

Для урегулирования всех вопросов, связанных с этой инфекцией и для борьбы за права инфицированных был принят Федеральный закон №38.

Федеральный закон №38 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» был принят Госдумой РФ 24 февраля 1995 года. Вступил в силу ФЗ-38 30 марта того же года. Последние изменения в закон вносились 1 января 2017 года.

ФЗ-38 был принят для:

  • общественного признания, что вич инфекция приобретает массовое распространение на территории РФ, и переходит заболевание в СПИД;
  • устранения тяжелых социально-демографических и экологический последствий для населения Российской Федерации;
  • предотвращения угрозы здоровью нации;
  • законной защиты прав и интересов населения РФ.

Краткое содержание Федерального закона №38:

Глава 1 — включает в себя 6 статей и регламентирует общие положения об инфекции, обозначенные в Настоящем законе.

Глава 2 — включает в себя 10 статей и описывает методы медицинской помощи для вич инфицированных.

Глава 3 — содержит 4 статьи и регламентирует порядок социальной поддержки вич инфицированным и их семьям.

Глава 4 — содержит 2 статьи, одна из которых утратила силу. В главе описываются способы социальной поддержки для лиц, которые подвержены заражению в процессе выполнения своих должностных обязанностей.

Глава 5 — содержит 4 статьи и включает в себя заключительные положения.

Настоящий Федеральный закон распространяется на лица, находящиеся на территории Российской Федерации с иностранным гражданством и без прописки, а также проживающих на постоянной основе в РФ.

В ФЗ-38 прописаны гарантии , которые предоставляет государство:

  • постоянно информировать граждан о новых профилактических мерах в борьбе с вич инфекциями;
  • эпидемиологический надзор за распространением инфекции на территории РФ;
  • производство необходимых препаратов для профилактики и лечения инфекции;
  • контроль за качеством произведенных препаратов;
  • обеспечение инфицированных граждан бесплатной медицинской помощью в соответствии с установленными законодательством программами;
  • стимулирование научных центров по изучению болезни вич;
  • помощь в социально-бытовой сфере вич инфицированным. Помощь в получении ими образования и официального трудоустройства;
  • обучение специалистов для помощи зараженным лицам;
  • международное сотрудничество с иностранными предприятиями и обмен информацией о новейших технологиях в сфере предотвращения вич заболеваний;
  • бесплатное обеспечение больниц необходимыми лекарствами.

Перечисленные выше гарантии возлагаются на:

В соответствии с положениями ФЗ-38, ВИЧ-инфицированные граждане обладают правами и обязанностями на территории РФ в соответствии с Конституцией.

Изменения в законе о ВИЧ-инфицированных

Последние поправки в ФЗ-38 вносились 1 января 2017 года. В ходе последних изменений поправки были внесены в п 1 ст 22 .

Пункт 1 статья 22

При последней редакции закона п 1 ст 22 был дополнен словами «и федеральных государственных органов».

Ниже будут рассмотрены статьи в которые при последней редакции не были внесены изменения, но они важны для рассмотрения.

Статья 6

В ст 6 описаны органы государственной власти, которые отвечают за финансовое обеспечение деятельности по предотвращению распространения вич инфекций на территории Российской Федерации. Согласно закону, финансовое обеспечение относится к обязательным расходам субъектов РФ.

Профилактические мероприятия, которые проводятся в муниципальных учреждениях приравниваются к обязательным расходам муниципальных образований. Законом предусматривается, что все мероприятия по предотвращению иммунного заболевания должны проводится в приоритетном порядке и финансироваться гос органами.

Статья 7

В ст 7 обозначено, что медицинское освидетельствование наличия ВИЧ-инфекции или ее отсутствие должно проводиться в специализированных центрах. Заключение о наличии или об отсутствии заболевания должно быть выдано в муниципальных или государственных специализированных учреждениях.

Освидетельствование проводится на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных в ст 9 Настоящего закона. В процессе проведения медицинского освидетельствования гражданин имеет право на присутствие своего законного представителя. Порядок его назначения обозначен в Законодательстве РФ.

Процедура проведения медицинского освидетельствования — бесплатна.

Статья 8

Ст 8 регламентирует то, что медицинское освидетельствование может быть проведено анонимно. Это возможно при желании самого проверяемого.

Статья 9

В ст 9 обозначены лица, которые подлежат обязательному прохождению медицинского освидетельствования:

  • доноры крови;
  • доноры биологических жидкостей;
  • тканей и органов.

Согласно 9 ст , в случае отказа граждан от процедуры обязательного осмотра, они автоматически теряют возможность стать донорами.

Также работники медицинских учреждений и отдельных профессий, которые прописаны в Законодательстве РФ, должны в обязательном порядке проходить осмотр.

Статья 10

В 10 ст ФЗ-38 прописаны условия, при наличии которых иностранные граждане могут въехать на территорию РФ. Для получения визы сроком на три месяца, въезжающие граждане должны предъявить в Посольстве России свидетельство об отсутствии ВИЧ-инфекции. Данное правило не распространяется на :

  • сотрудников дипломатических организаций;
  • работников иностранных консульств;
  • сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей.

Статья 11

В ст 11 прописаны действия Правительства России в случае обнаружения ВИЧ-инфекции у иностранных граждан. Такие люди подлежат немедленной депортации. Ее порядок устанавливает Законодательство РФ.

Если иностранные лица проживают на российской территории со своей семьей, то им делается предупреждение и высказывается просьба покинуть страну. Данное действие поможет обезопасить остальных жителей и даст возможность гос органам провести все необходимые профилактические меры.

Статья 12

Положения, прописанные в ст 12, дают возможность гражданам пройти повторное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции. Повторный осмотр проводится не зависимо от срока проведения первого.

Статья 13

В ст 13 прописан список информации , которую должен медицинский работник сообщить человеку, у которого была обнаружена ВИЧ-инфекция:

  • результаты освидетельствования;
  • профилактические меры по предотвращению заражения других граждан;
  • гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных;
  • уголовная ответственность за умышленное заражение окружающих людей.

Статьей предусмотрены случаи, когда ВИЧ-инфекция была обнаружена у несовершеннолетнего или недееспособного. В этой ситуации вся вышеперечисленная информация сообщается родителю ребенка или его законному представителю.

Скачать закон о ВИЧ-инфекции

Федеральный закон №38 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» содержит 5 глав и 26 статьи. В законе обозначено, что все ВИЧ-инфицированные граждане имеют право на бесплатное освидетельствование болезни и в случае ее обнаружения на бесплатную медицинскую помощь.

Согласно положениям закона, медицинские работники обязаны создать комфортные условия для осмотра и лечения ВИЧ-инфицированных.

Хотите подробнее ознакомиться с положениями ФЗ-38? Скачайте его по .


Цели правовых средств предупреждения и контроля за ВИЧ-инфекцией Цели законодательства защитить лиц, живущих с ВИЧ, от различных форм прямой и косвенной дискриминации в обществе остановить (либо замедлить) распространение вируса иммунодефицита человека среди населения соответствие международно-правовым стандартам в области прав человека Сбалансированное законодательство создание правовой основы для эффективной национальной политики противодействия распространению эпидемии наносит ущерб правам человека наносит ущерб интересам защиты общества от ВИЧ-инфекции Одностороннее законодательство


ПЕРВЫЙ ЗАКОН 1985 год 1987 год 25 августа 1987 г. Первый случай ВИЧ-инфекции – у иностранного гражданина в СССР Первый инфицированный гражданин СССР Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мерах профилактики заражения вирусом СПИД» Первый отечественный законодательный акт, касающийся ВИЧ-инфекции, отражал только интересы общества и имел ограничительный (репрессивный) характер в отношении прав граждан. обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ для отдельных граждан возможность принудительного доставления граждан СССР в медицинские учреждения и выдворение иностранцев и лиц без гражданства за пределы СССР уголовная ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения и заражение СПИДом (ст УК РСФСР)


ВТОРОЙ ЗАКОН право на медицинскую и социальную помощь бесплатный проезд к месту лечения и обратно бесплатный отпуск лекарств при амбулаторном лечении (при стационарном лечении лекарства уже были бесплатными) пенсионное обеспечение, если заражение стало результатом действий медицинских работников конец 80-х годов Увеличение в стране числа ВИЧ-инфицированных в результате небрежного и недобросовестного отношения медицинских работников к своим обязанностям, случаи нарушения прав людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, и членов их семей, страх заразиться, отсутствие у населения информации о реальных путях и способах передачи вируса и мерах профилактики заражения 23 апреля 1990 г. Закон СССР «О профилактике заболевания СПИД» – появление положений о правах ВИЧ- инфицированных


ВТОРОЙ ЗАКОН Во втором законодательном акте, наряду с ограничительными нормами, появились и законодательные предписания, направленные на защиту прав человека и запрет дискриминации ВИЧ-инфицированных граждан в разных сферах общественной жизни. совместное пребывание стационарах с детьми в возрасте до 14 лет с освобождением от работы и выплатой в связи с этим пособия по временной нетрудоспособности не допускалось увольнение с работы, отказ в приеме на работу, в детские и учебные учреждения, ущемление иных прав, ограничение законных интересов ВИЧ-инфицированных только на основании наличия у них ВИЧ- инфекции запрещалось ущемление жилищных и иных прав и законных интересов родных и близких ВИЧ-инфицированных право граждан на медицинское освидетельствование для выявления заражения ВИЧ-инфекцией, в том числе анонимно обязанность медицинских работников и других лиц сохранять в тайне результаты освидетельствования на ВИЧ


ТРЕТИЙ ЗАКОН 1995 год Впервые установлены гарантии государства по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции Действующий Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции)» сохранил преемственность с Законом СССР 1990 г. регулярное информирование населения эпидемиологический надзор производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ- инфекции доступность медицинского освидетельствования, в том числе анонимного предварительное и последующее консультирование бесплатное предоставление всех видов медицинской помощи ВИЧ- инфицированным получение бесплатных медикаментов при амбулаторном и стационарном лечении социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным гражданам получение образования, переквалификация и трудоустройство и др.


ВИЧ-инфицированным гражданам предоставляются все виды медицинской помощи по клиническим показаниям, в соответствии со всеми нормами Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. медицинское освидетельствование и лечение осуществляются добровольно гарантируется качество освидетельствования существенно сокращен круг лиц, освидетельствование которых может быть проведено в обязательном порядке медицинские работники обязаны уведомить о результатах освидетельствования право на повторное освидетельствование последствия выявления у человека ВИЧ-инфекции – не может быть донором крови, биологических жидкостей, органов и тканей, а для иностранцев и лиц без гражданства – депортация из РФ Совершеннолетние лица, у которых выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляются также о необходимости соблюдения мер предосторожности, о существующих гарантиях их прав и свобод, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения или заражение ВИЧ-инфекцией. Федеральный закон о медицинской помощи ВИЧ-инфицированным


Федеральный закон о социальной увольнять с работы отказывать в приеме на работу отказывать в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь ограничивать жилищные и иные права членов семей ВИЧ- инфицированных граждан ограничивать иные права и законные интересы ВИЧ- инфицированных граждан в связи с наличием у них ВИЧ- инфекции (ст.17) защите ВИЧ-инфицированных ЗАПРЕЩАЕТ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ пенсии, пособия и льготы для ВИЧ- инфицированных детей и их родителей возмещение вреда здоровью лиц, если заражение произошло в результате ненадлежащего исполнения медицинскими работниками своих служебных обязанностей меры социальной защиты для лиц, которые подвергаются риску заражения ВИЧ-инфекцией при исполнении служебных обязанностей В основе Закона лежит более превентивная по сравнению с ранее действовавшим законодательством модель государственной политики предупреждения распространения ВИЧ- инфекции, в которой интересы общественного здравоохранения сочетаются с правами человека.


Нет специализированных документов, являющихся юридически обязательными для России и касающихся предупреждения распространения ВИЧ-инфекции и защиты прав человека. Есть документы рекомендательного характера: принятые на международных конференциях и совещаниях хартии и декларации, в которых признаются права лиц, ВИЧ-инфицированных или больных СПИДом. Международные руководящие принципы «ВИЧ/СПИД и права человека» – итог работы Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека и Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС). Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 27 июня 2001 г. Рекомендательный характер документов не означает, что государства могут игнорировать их положения. Рекомендации не обладают обязательной юридической силой, но являются весьма жесткими в политическом смысле. В них отражается мнение большинства членов международной организации. Международно-правовые нормы и институты ООН и Совета Европы, регламентирующие обеспечение и защиту прав человека в целом, распространяются и на людей, живущих с ВИЧ/СПИДом. В целом Закон не противоречит требованиям международно- правовых документов Международно-правовой контекст


В действительности круг лиц, подлежащих обязательному медицинскому освидетельствованию, расширен по сравнению с Федеральным законом трудности получения всех видов бесплатной квалифицированной медицинской помощи по клиническим показаниям при высокой стоимости современного лечения и ограниченности его финансирования некоторые категории людей, живущих с ВИЧ, окажутся дискриминируемыми с точки зрения доступа к медицинской помощи недостаточное внимание уделяется профилактическим мерам, прежде всего информированию населения отсутствие специализированного государственного органа по проблемам ВИЧ/СПИДа и национальной стратегии противодействия эпидемии Существующие проблемы Практика применения Федерального закона


Рекомендации Постоянный контроль над практикой применения Закона со стороны государственной власти и неправительственных организаций, работающих с людьми, живущими с ВИЧ, и членами их семей. Сбор и анализ данных о случаях нарушения прав названных лиц. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ. Совершенствование Закона возможно только после проведения анализа практики его применения в масштабах всей страны с широким обсуждением изменений со всеми организациями, представляющими интересы людей, живущих с ВИЧ. Парламентские слушания в ГД РФ по стратегическим и тактическим вопросам государственной политики в области ВИЧ/СПИДа. Провести расчеты всех финансовых и иных затрат, связанных с полной реализацией всех положений Закона. Изменения Закона не должны касаться сокращения предоставляемых государством гарантий и социальной помощи людям, живущим с ВИЧ.


Рекомендации Анализ регионального законодательства, посвященного ВИЧ/СПИДу, и приведение его положений в соответствие с Законом и Конституцией РФ. Разработка и внедрение механизмов по снижению стоимости АРТ и обеспечению универсального и доступного для всех лечения. Учебные программы в высших и средних медицинских образовательных учреждениях должны включать современные научные данные о ВИЧ- инфекции. Постоянное повышение квалификации медицинских работников и представителей других профессий, работающих с людьми, живущими с ВИЧ, и членами их семей. Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции в России следует проводить в строгом соответствии с международными рекомендациями в этой области – как комплекс мероприятий экономического, социального и правового характера при соблюдении обязательств в области прав человека.

Юлия Егорова о правах врача и пациента в контексте ВИЧ

ВИЧ-инфекция давно уже перестала быть редкостью. По данным Федерального центра СПИД (www.hivrussia.ru), в России до 31 декабря 2013 год зарегистрировано 798 866 ВИЧ-инфицированных. Пораженность составила 479 человек на каждые сто тысяч населения, то есть инфицирован примерно каждый двухсотый. За 2013 год зафиксировано 77 896 новых случаев заражения среди граждан -РФ.

И это только официальная статистика. Реальные цифры — намного больше, поэтому врачу необходимо хорошо знать законы, регламентирующие работу с ВИЧ-инфицированными -пациентами.

Медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию проводится добровольно и по желанию освидетельствуемого лица может быть анонимным.

Статья 8 Федерального закона № 38‑ФЗ

Основной документ, определяющий правовой статус ВИЧ-инфицированных, это Федеральный закон № 38‑ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», принятый в 1995 году. Этот закон регламентирует государственные гарантии по диагностике и лечению, защиту прав ВИЧ-инфицированных и финансовое обеспечение профилактических мероприятий. Несмотря на солидный возраст закона, он соответствует современным гуманистическим принципам и незначительно отличается от европейского законодательства на ту же -тему.

Права и обязанности ВИЧ инфицированных граждан в России

Исследование на ВИЧ —  добровольно

Обязательную диагностику на ВИЧ проходят только доноры крови, органов и тканей, а также работники, которые обязаны проходить профилактические медицинские осмотры. При этом последствием выявления вируса, указанным в законе, будет лишь пожизненное отстранение от донорства. Другими словами, ВИЧ-инфекция — это «личное дело» -каждого.

Нельзя навязывать или обязывать пациента сдавать анализ на ВИЧ, даже если у вас есть подозрения. Можно только рекомендовать. Но скажем прямо, соблюдение этого пункта идет со скрипом, особенно при оказании экстренной -помощи.

Дело в том, что в ургентных ситуациях часто действует «презумпция согласия», то есть считается, что пациенты, которые не отказались от анализа, согласились его сдавать. Требование об обследовании на ВИЧ перед плановой операцией или госпитализацией также неправомерно. С юридической точки зрения оно определяется приказами Минздрава, то есть документами, которые не должны нарушать федеральный закон и утвержденные им гарантии. В случае нежелания пациента сдавать анализ нужно зафиксировать это в документах, но отказать в госпитализации на основании отсутствия данного анализа -неправомерно.

В докладе фонда «Имена» от 1998 года, посвященном нарушениям прав ВИЧ-инфицированных людей, приведены многочисленные примеры того, как медработники, работодатели и даже государственные органы вынуждают людей обследоваться на ВИЧ. С тех пор для соблюдения прав сделано многое, но нарушения -остаются.

Права ВИЧ+ на медпомощь такие же, как у всех

Статья 14 Федерального закона № 38‑ФЗ гласит: «ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по клиническим показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья -граждан».

Но выполнение этой статьи на практике — серьезная проблема. Мне не раз приходилось слышать от среднего медицинского персонала: «Кладите куда хотите, мне за это не платят, я с „вичухой“ ничего делать не буду. Пусть вон в спидовском центре лечится». При этом возможные дисциплинарные взыскания кажутся им менее устрашающими, чем инфицированный пациент, а уговоры просто не действуют. Но не предупредить персонал о наличии ВИЧ у пациента, с которым предстоит работать в операционной или процедурной, — это хотя и сохранение медицинской тайны, но по сути глубоко -неэтично.

Типичный способ давления на врачей и персонал — угрозы уголовной ответственностью по статье 124 Уголовного кодекса «Неоказание медицинской помощи». Напоминаем, что ответственность по этой статье наступает только при причинении вреда здоровью этим -бездействием.

Несмотря на гуманное и передовое законодательство, восприятие ВИЧ-инфекции обществом, в том числе медработниками, находится на уровне глубокого средневековья. Не исключено, что администрация клиники, узнав о диагнозе, постарается всеми силами избавиться от работника, опасаясь не столько случаев внутрибольничного заражения, сколько проблем с общественным -мнением.

Право ВИЧ инфицированного пациента на тайну

Имеют ли право врачи разглашать диагноз ВИЧ? Общественное мнение в отношении ВИЧ еще недостаточно гуманно и не вполне цивилизованно, поэтому не стоит рассчитывать на то, что пациенты, узнав о таком диагнозе соседа в очереди или по палате, будут спокойны. Сохранение медицинской тайны в этом случае требует от врача большого внимания и такта, а также разъяснительной работы со средним -персоналом.

Бывает, что сестра «невзначай» намекает пациентам о диагнозе соседа по палате, чтобы они сами «выжили» того, с кем не хочется и страшновато контактировать. Медсестры и персонал должны быть четко проинструктированы, что подобное деяние уголовно -наказуемо.

Права врача

ВИЧ+ медработник не обязан увольняться

Если ВИЧ-инфекция личное дело, то имеет ли право, например, продолжать работу ВИЧ инфицированная медсестра процедурного кабинета? Теоретически да. Более того, сообщать на работу о результатах анализов никто не имеет права, это уголовно наказуемое нарушение медицинской тайны. Если диагноз стал известен руководству, то на основании закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52‑ФЗ от 30.03.1999 г. работник должен быть переведен на работу, не связанную с угрозой распространения ВИЧ, либо отстранен от работы с выплатой пособия по социальному -страхованию.

В этом плане разумно снизить опасность заражения пациентов, не дожидаясь административных мер. Врач может перейти на консультативный прием, экспертную работу, медсестра — работать в регистратуре, архиве, физиотерапии. Возможно, это не лучший вариант, но учитывая, что по поводу каждого впервые выявленного случая ВИЧ-инфекции проводится эпидемиологическое расследование, разумнее не участвовать в инвазивных манипуляциях вовсе, чем доказывать при случае свою непричастность к -заражению.

Медработники имеют право на доплату

А что насчет «нам за это не платят»? Действительно, чаще всего не платят. Право на получение надбавки за вредные условия труда, связанные с опасностью инфицирования ВИЧ, и на страховку на случай профессионального заболевания имеют только работники специализированных медицинских учреждений для ВИЧ--инфицированных.

Вопрос о праве на надбавку в прочих ЛПУ довольно спорный, но согласно приказу Минздравмедпрома № 307/221 непрофильные ЛПУ входят в перечень организаций, работа в которых дает право на получение двадцатипроцентной надбавки к окладу за диагностику и лечение ВИЧ+ -пациентов.

Проблема в том, что администрация не всегда знает, как правильно оформить эту надбавку, и попросту отказывается от лишних бумажек, потому что это «всё равно копейки». Деньги действительно небольшие, поскольку рассчитываются по часам и исходя из оклада. К тому же рассчитать эти часы получится только в стационаре, а, например, в процедурном кабинете поликлиники технически -невозможно.

Этика прежде всего

При работе с ВИЧ+ пациентами прежде всего нужно помнить, что это обыкновенные люди, которые попали в беду и нуждаются в вашей поддержке, возможно, больше остальных. Им нужна не только помощь в борьбе с болезнью, но и защита от безграмотных обывателей, которые готовы запереть ВИЧ-инфицированных в конц-лагеря и резервации, лишь бы уберечься от -заражения.

Положение врачей в данном случае непростое и двойственное. Необходимо бороться с распространением вируса и в то же время поддерживать пациентов, которые являются потенциальными источниками заражения. Но никто кроме врачей в современном обществе не сможет грамотно провести границу между рискованными и допустимыми действиями в отношении ВИЧ-инфицированных — чтобы обеспечить не только общую безопасность и соблюдение юридических прав, но и человеческое -отношение.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА

ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ)

Государственной Думой

(в ред. Федеральных законов

от 12.08.1996 N 112-ФЗ,от 09.01.1997N 8-ФЗ,

от 07.08.2000 N 122-ФЗ,от 22.08.2004N 122-ФЗ,

от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 23.07.2008N 160-ФЗ,

От 27.07.2010 n 203-фз, от 18.07.2011 n 242-фз)

Признавая, что хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция),

приобретает массовое распространение во всем мире,

абзац утратил силу. - Федеральный законот 18.10.2007 N 230-ФЗ,

вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации,

создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,

вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения,

а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции,

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие понятия:

ВИЧ-инфекция - хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека;

(в ред. Федерального законаот 18.10.2007 N 230-ФЗ)

ВИЧ-инфицированные - лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции

1. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, правила, то применяются правила международных договоров.

Статья 3. Применение настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, на находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе постоянно проживающих в Российской Федерации, а также применяется в отношении предприятий, учреждений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы.

Статья 4. Гарантии государства

1. Государством гарантируются:

регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;

эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации;

производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях;

доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции (далее - медицинское освидетельствование), в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование;

предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации в соответствии с Программойгосударственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

развитие научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции;

включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию;

социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство;

подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;

развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции;

обеспечение бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях в порядке,установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным закономот 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федеральногозаконаот 23.07.2008 N 160-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Постановлением Правительства РФ от 09.10.2006 N 608 утверждено Положениео Правительственной комиссии по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

2. Осуществление указанных гарантий возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Статья 5. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных

1. ВИЧ-инфицированные - граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом.

Статья 6. Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции

(в ред. Федерального законаот 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых федеральными специализированными медицинскими учреждениями и иными организациями федерального подчинения, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального законаот 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1.1. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

(п. 1.1 введен Федеральным закономот 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1.2. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых учреждениями муниципальной системы здравоохранения, относится к расходным обязательствам муниципальных образований.

(п. 1.2 введен Федеральным закономот 18.10.2007 N 230-ФЗ)

2. Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции рассматривается в приоритетном порядке с учетом необходимости защиты личной безопасности граждан, а также безопасности общества и государства.

  • Глава 5. Федеральное Собрание
  • Глава 6. Правительство Российской Федерации
  • Глава 7. Судебная власть
  • Глава 8. Местное самоуправление
  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
  • Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год
  • Разделii. Федеральные законы Основы законодательства об охране здоровья граждан (Извлечения) Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Полномочия Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления в области охраны здоровья
  • Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в рф
  • Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья
  • Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья
  • Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи
  • Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека
  • Раздел VIII. Гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам
  • Раздел IX. Медицинская экспертиза
  • Раздел X. Права и социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников
  • Раздел XI. Международное сотрудничество
  • Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан
  • Раздел 2. Система медицинского страхования
  • Часть 3 статьи 12 утратила силу в части создания Федерального фонда обязательного медицинского страхования Верховным Советом Российской Федерации. - Указ Президента рф от 24.12.1993 n 2288.
  • Раздел 3. Деятельность страховых медицинских организаций
  • Раздел 4. Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования
  • Раздел 5. Регулирование отношений сторон в системе медицинского страхования
  • Закон рф «о предупреждении распространения в рф заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (вич-инфекции») Глава I. Общие положения
  • Глава II. Медицинская помощь вич-инфицированным
  • Глава III. Социальная поддержка вич-инфицированных и членов их семей
  • Глава IV. Социальная поддержка лиц, подвергающихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей
  • Глава V. Заключительные положения
  • Закон рф «о донорстве крови и ее компонентов» Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Права, обязанности донора и меры социальной поддержки, предоставляемые ему
  • Раздел III. Организация донорства крови ее компонентов
  • Раздел IV. Заключительные положения
  • Закон рф «о трансплантации органов и(или) тканей человека Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Изъятие органов и(или) тканей у трупа для трансплантации
  • Раздел III. Изъятие органов и(или) тканей у живого донора для трансплантации
  • Раздел IV. Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала
  • Закон рф «о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Обеспечение психиатрической помощью и социальная поддержка лиц, страдающих психическими расстройствами
  • Раздел III. Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь. Права и обязанности медицинских работников и иных специалистов
  • Раздел IV. Виды психиатрической помощи и порядок ее оказания
  • Раздел V. Контроль и прокурорский надзор за деятельностью по оказанию психиатрической помощи
  • Раздел VI. Обжалование действий по оказанию психиатрической помощи
  • Разделiii. Кодексы рф (извлечения) Уголовный кодекс рф (извлечения) Раздел I. Уголовный закон (Общая часть)
  • Раздел II. Преступление
  • Глава 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
  • Раздел III. Наказание
  • Раздел VI. Иные меры уголовно-правового характера
  • Раздел VII. Преступления против личности (Особенная часть)
  • Глава 16. Преступления против жизни и здоровья
  • Глава 17. Преступления против свободы, чести и достоинства личности
  • Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних
  • Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
  • Глава 30. Преступления против государственной власти
  • Трудовой кодекс рф Раздел III. Трудовой договор
  • Раздел IV. Рабочее время
  • Раздел V. Время отдыха
  • Раздел VI. Оплата и нормирование труда
  • Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда
  • Гражданский кодекс рф Раздел I. Общие положения (граждане (физические лица))
  • Глава 28. Заключение договора
  • Глава 29. Изменение и расторжение договора
  • Семейный кодекс Российской Федерации Раздел I. Общие положения
  • Глава 1. Семейное законодательство
  • Глава 2. Осуществление и защита семейных прав
  • Раздел II. Заключение и прекращение брака
  • Глава 3. Условия и порядок заключения брака
  • Глава 4. Прекращение брака
  • Раздел III. Права и обязанности супругов
  • Глава 6. Личные права и обязанности супругов
  • Глава 7. Законный режим имущества супругов
  • Глава 8. Договорный режим имущества супругов
  • Раздел VI. Платные услуги Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями
  • Положение о предоставлении населению медицинских услуг сверх Программы государственных гарантий на территории Красноярского края
  • Разделvii. Положение о клинической ординатуре Приказ Министерства здравоохранения рф об утверждении «Положения о клинической ординатуре»
  • Для заметок
  • Закон рф «о предупреждении распространения в рф заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (вич-инфекции») Глава I. Общие положения

    Статья 1. Основные понятия

    В настоящем Федеральном законе применяются следующие понятия:

    ВИЧ-инфекция - заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека;

    ВИЧ-инфицированные - лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека.

    Статья 2. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции

    1. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    2. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

    3. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, правила, то применяются правила международных договоров.

    Статья 3. Применение настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, на находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе постоянно проживающих в Российской Федерации, а также применяется в отношении предприятий, учреждений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы.

    Статья 4. Гарантии государства

    1. Государством гарантируются:

    регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;

    эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации;

    производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях;

    доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции (далее - медицинское освидетельствование), в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование;

    предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

    развитие научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции;

    включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию;

    социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство;

    подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;

    развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции;

    обеспечение бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Постановлением Правительства РФ от 09.10.2006 N 608 утверждено Положение о Правительственной комиссии по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

    2. Осуществление указанных гарантий возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

    Статья 5. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных

    1. ВИЧ-инфицированные - граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом.

    Статья 6. Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции

    1. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых федеральными специализированными медицинскими учреждениями и иными организациями федерального подчинения, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

    1.1. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

    2. Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции рассматривается в приоритетном порядке с учетом необходимости защиты личной безопасности граждан, а также безопасности общества и государства.