Федеральный закон "О полиции": описание, принятие и реализация. Федеральный закон "о полиции" Основные положения федерального закона о полиции лекция

Дмитрий Медведев подписал накануне закон "О полиции". Закон вступит в силу с 1 марта, с полным текстом документа можно ознакомиться здесь. В общих положениях закона прописаны функции полиции по защите жизни здоровья и прав граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, охране порядка, собственности и безопасности. В законе прописано, что полицейский должен прийти на помощь каждому, кто в этом нуждается. Там же описаны 12 основных направлений деятельности полиции - защита, предупреждение и раскрытие преступлений, охрана правопорядка, контроль за оборотом оружия, присмотр за частными детективами, охрана (в том числе на договорной основе), защита потерпевших, свидетелей и прочих, кому положена госзащита, экспертно-криминалистическая деятельность. Кроме того, особым пунктом указывается, что полицейские могут участвовать в поддержании международного мира и безопасности (если прикажет президент). В законе прописано, что полицейский обязан соблюдать права человека и гражданина, кроме особых случаев, но даже в этих случаях деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан должна быть прекращена, если достигнута законная цель или становится понятно, что такими методами цель не достижима. Законом полицейским запрещено пытать людей, унижать или применять жестокость. Полицейский должен быть внимателен к гражданам - при обращении к нему должен представиться, выслушать и попробовать помочь либо направить к тому, кто может помочь. Если полицейский по службе узнал какие-то подробности личной жизни граждан, он не должен о них распространяться (кроме особых случаев, когда это требуется по закону). Полицейский должен быть беспристрастен. В законе прописано, что он должен в равной степени защищать людей вне зависимости от пола, цвета кожи, языка, религии или количества денег у гражданина. Полицейский не может состоять в партии. Даже в нерабочее время полицейский должен вести себя так, чтобы никто не усомнился в его беспристрастности. Полицейский должен вызывать доверие. Согласно закону, он должен так работать, чтобы вызывать поддержку и доверие граждан, а если кого-то обидел - полиция должна принести извинения и восстановить законность. С извинениями полицейские должны прийти туда, куда пожелает гражданин - на работу, по месту учебы или проживания. Полицейский должен пользоваться достижениями науки и техники. Так, по закону, он должен уметь использовать информационные системы, сети связи, пользоваться аудио-, видео- и фотоаппаратурой для фиксации правонарушений. В обязанности полиции внесено 38 пунктов, в том числе регистрация заявлений о преступлениях, немедленный выезд на место преступления, оказывать первую помощь пострадавшим, расследовать, обеспечивать порядок, в условиях ЧС спасать людей и оберегать их имущество, разыскивать, опознавать, контролировать оборот оружия, присматривать за детективами и ЧОПами, проводить дактилоскопию и геномную регистрацию, обеспечивать режим военного положения или ЧС (в случае их введения), следить за законностью выборных кампаний, охранять аэропорты, обеспечивать сохранность кладов и многое другое. В число прав полиции внесено 37 пунктов, в том числе: требовать от граждан прекратить нарушать закон, при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить в различные учреждения (в рамках расследования дела), патрулировать, выгонять посторонних с места преступления, осуществлять досмотр граждан (если есть информация, что гражданин переносит нечто противозаконное), узнавать налоговую тайну, привлекать граждан к добровольному сотрудничеству, а также - в крайних случаях, - пользоваться автотранспортом организаций или граждан для преследования преступника, а также транспортировки раненых или отбуксировки транспортных средств после ДТП. Полицейский может задерживать на 48 часов. При задержании полицейский будет озвучивать права "на адвоката", "на один звонок", "на отказ от дачи показаний" и "на переводчика" (пресловутое "право Миранды" из голливудских боевиков). Полицейский не может входить в дом, если хозяева против. Есть четыре исключения - спасение граждан при ЧС и массовых беспорядках, для задержания подозреваемых, для пресечения преступления и для установления обстоятельств несчастного случая. В этих исключительных случаях полицейский имеет право взломать замок. Проникая, полицейский должен предупредить граждан о своем намерении, ничего не громить без надобности, не рассказывать о подробностях частной жизни, которые ему стали известны, кроме особых случаев. Полицейские будут вести базы данных. Туда попадут: подозреваемые, осужденные, отправленные на принудительное лечение, несовершеннолетние правонарушители, амнистированные, потерпевшие, разыскиваемые, пропавшие без вести, автовладельцы, владельцы водительских удостоверений, охранники, детективы, лица, прошедшие дактилоскопию или геномную регистрацию, лица, подлежащие госзащите, владельцы оружия, депортированные. Эту базу полиция обязуется защищать от взлома и копирования. Полицейский может пользоваться оружием или применять физическую силу, а если под рукой нет оружия и спецсредств, то может пользоваться подручными средствами - когда это необходимо для выполнения его работы или для самообороны. Чтобы пользоваться оружием и спецсредствами, полицейский будет проходить аттестацию. Если не прошел - то проверку на соответствие должности. Полицейский не несет ответственности за вред, который он причинил гражданам или организациям, применяя оружие, спецсредства или физическую силу, если делал это по закону. Если полицейский вознамерился применить оружие или силу, он должен предупредить об этом, указав, что он полицейский. Если на это нет времени (промедление может угрожать жизни граждан или самого полицейского), то может не предупреждать. Если полицейский воспользовался силой или оружием и нанес повреждения человеку, он должен оказать ему помощь, и сообщить об этом его близким, если полицейский человека убил - то прокурору. Полицейский может использовать: "палки специальные", газовые спецсредства, средства ограничения подвижности (в том числе - подручные), окрашивающие и маркирующие средства, электрошоковые и светошоковые устройства, служебных животных. А также: водометы, бронемашины и средства разрушения преград. Все это нельзя применять к очевидно беременным женщинам, инвалидам и детям, если они не оказывают вооруженного сопротивления и не нападают группой. Также нельзя использовать перечисленное, при разгоне митингов и демонстраций (ненасильственного характера и не нарушающих общественный порядок). Оговаривается, что нельзя бить человека палкой по голове, шее, ключицам, животу, половым органам, в область сердца. Водомет нельзя использовать при минусовой температуре. У полицейского будет: удостоверение, жетон и нагрудный знак. Полицейский будет ходить в форме с нагрудным знаком, "позволяющим идентифицировать сотрудника полиции". Полицейский будет продактилоскопирован. У полицейских будут звания: рядовой полиции, сержанты полиции - младший, просто сержант и старший, старшина полиции, прапорщик полиции, старший прапорщик полиции, лейтенанты полиции - от младшего до старшего, капитан полиции, майор полиции, подполковник и полковник полиции, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник и генерал полиции. В полицию не будут брать: недееспособных, судимых, отказавшихся хранить гостайну, имеющего заболевание, которое правительство России посчитает препятствием для службы в полиции, имеющих близкое родство с другим полицейским при условии подчинения ему, вышедших из российского гражданства, получивших гражданство другой страны, предоставление подложных документов. Полицейский будет нести ответственность за свои действия или бездействие, в том числе противоправные, за вред, причиненный противоправными действиями. Таково неполное описание закона о полиции.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПОЛИЦИИ»

© В. К. Толоконников

Толоконников Валерий Константинович

старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Самарская

гуманитарная академия

В статье рассматриваются основополагающие положения нового Фелерального закона «О полнинн"> о прелназначении, правовых основах организации и деятельности органов полиции. Анализируются права и обязанности сотру&ников полиции, ключевые критерии оценки работы органов полиции и новые формы налзо-ра и контроля за их леятельностью.

Ключевые слова: правоохранительные органы, органы внутренних лел, милиция, полиция, органы полиции, сотрулнпкп полиции, полицейские, служебные обязанности и права, налзор и контроль за деятельность полиции.

1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»1. Около года длилась работа над данным правовым актом.

Изменения государственного устройства, демократизация политической системы потребовало незамедлительного изменения морально устаревших норм прежнего Закона РФ «О милиции», принятого еще в 1991 году2.

Термин «милиция» использовался еще в законодательстве Российской Империи для наименования различных формирований, временно обеспечивающих охрану общественно-

1 Собрание законодательства РФ. 2011. ц 7. Ст. 900. Далее - Закон о полиции.

2 Закон РФ от 18.011991 г. № 1026-1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503. Далее - Закон о милиции.

го порядка. Постоянным же органом охраны общественного порядка являлась полиция, состоящая в ведении Министерства внутренних дел Российской Империи3.

В настоящее время восстановлена историческая справедливость значения термина «полиция», основными задачами которой являлись охрана безопасности и забота о благосостоянии граждан.

В деятельности любой правовой системы, ее основополагающим содержанием (стержнем), без которого эта деятельность теряет смысл, является идеология, то есть система основных взглядов и идей, характеризующих общество. Всестороннее рассмотрение норм нового закона свидетельствует об изменении профессиональной идеологии органов внутренних дел. Действительно, милиция, являясь системой государственных органов исполнительной власти, была инструментом государственного принуждения, «карающим мечом закона». Основным же предназначением полиции является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и общественной безопасности, а также незамедлительное оказание помощи каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. Таким образом, профессиональная идеология становится действительно правоохранительной.

Полиция является самостоятельной подсистемой единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Правовой основой в организации и деятельности полиции является, прежде всего, Конституция РФ. Второе место, по своей юридической силе, в деятельности полиции, в отличие от Закона РФ «О милиции», занимают общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, что соответствует закономерностям развития международных отношений и возросшей роли международного права (ч. 1 ст. 3 Закона о полиции).

Деятельность любого правоохранительного органа основана на соответствующих исходных, основных положениях, то есть принципах. Новым законом уделено особое внимание принципам деятельности полиции, им посвящена отдельная глава4.

Если принципы деятельности милиции носили чисто декларативный характер, их содержание и сущность законом не раскрывались (ч. 1 ст. 3 Закона о милиции), то новый закон коренным образом изменил содержание и сущность принципов деятельности полиции. Одним из ключевых принципов в деятельности полиции является: общественное доверие и поддержка граждан, согласно которого основным критерием официальной

3 См.: Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред А. В. Ендольцевой, О. А. Га-лустьяна, А П Кизлыка. 6-е изд, перераб. и доп М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. С. 197.

оценки деятельности полиции является общественное мнение. Законодательно закреплены и другие, новые принципы, на которых основана деятельность полиции: открытость и публичность; беспристрастность; взаимодействие и сотрудничество, в том числе с общественными объединениями, организациями и гражданами (ст.ст. 7-10 Закона о полиции). В современных условиях результативность деятельности полиции невозможна без внедрения и использования научно-технических средств. В связи с этим, законодательно закреплен такой принцип, как использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11 Закона о полиции).

Рост преступности, проявления случаев экстремистской направленности, угроза террористических акций требуют от сотрудников полиции высокого профессионализма, умения эффективно и четко решать задачи в сфере обеспечения правопорядка и защиты граждан, общества и государства. Естественно круг обязанностей, возложенных на сотрудников полиции, был конструктивно дополнен новыми, а часть ранее возлагавшихся обязанностей на органы милиции претерпели изменения.

Так, в частности, к новым служебным обязанностям сотрудников полиции, согласно ст. 12 Закона о полиции, отнесены такие, как:

Принятие, при чрезвычайных ситуациях, неотложных мер по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействие в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб, обеспечение общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

Принятие в соответствии с федеральным законом мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан;

Участие в мероприятиях по противодействию терроризму и обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов;

Осуществление государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц.

Законодательное закрепление получил и такой важный правовой инструмент обеспечения прав граждан, как обязанность сотрудников полиции при приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях выдавать заявителю уведомление о принятии сообщения. В случае передачи этих заявлений и сообщений в другие органы, к компетенции которых относится решение этих вопросов, уведомлять в течение 24 часов заявителя (п 1 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).

Новым законом более четко регламентированы проверки полицией коммерческих организаций. Основания для истребования документов юридических лиц и ознакомления с ними непосредственно в организациях ограничены. Эти действия могут осуществляться только в рамках расследуемых уголовных дел и находящихся в производстве дел об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений граждан о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

За полицией осталась функция контроля за деятельностью частных охранных предприятий и оборотом оружия. Подразделения лицензионно-раз-решительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью продолжат осуществлять административно-надзорую функцию.

Перечень обязанностей полиции является исчерпывающим, и все иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в Закон о полиции.

Вопросы применения полицией отдельных мер государственного принуждения, затрагивающих основные конституционные права граждан на свободу, личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища, законодательно нашли свое отражение в отдельной главе нового закона.

Справедливости ради следует отметить, что апелляция к необходимости защиты интересов одних граждан не может безосновательно входить в противоречие и нарушать личную безопасность других равных с ними граждан России5.

Новый закон четко регламентирует порядок и условия задержания граждан, обязанности работника полиции и права задержанного. В каждом случае задержания гражданина, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причины и основания задержания, его право на юридическую помощь, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Более того, задержанное лицо, не позднее трех часов с момента задержания, имеет право на один телефонной разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения (пп. 3, 7 ст. 14 Закона о полиции).

Полиция, защищая право каждого на неприкосновенность жилища, обладает правом вхождения (проникновения) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории. В ст. 15 Закона предусмотрены основания для таких действий: спасение жизни граждан и их имущества, обеспечение безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; задержание лиц, подозрева-

Б См.: Фалалеев М. Читайте закон: он - не только для полиции, но и для вас // Российская газета. 2001. 8 февраля. С. 2.

емых в совершении преступления; пресечение преступления; установление обстоятельств несчастного случая.

Более того, в случаях пресечения преступления, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в помещение. Однако действия полиции, связанные с проникновением в жилище, против воли проживающих в нем лиц, строго контролируются. Согласно закону сотрудник полиции обязан в течение 24 часов письменно сообщить о вхождении (проникновении) своему начальнику, но и проинформировать собственника помещения, а также письменно уведомить прокурора в вышеуказанное время.

К правам полиции также отнесено право обработки данных о гражданах, необходимых для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. При этом законодательно несколько расширено число граждан, информация о которых подлежит внесению в банки данных. В частности, внесению в банки данных подлежит информация:

О лицах, прошедших государственную геномную регистрацию, о лицах, подлежащих государственной защите;

О лицах, получивших удостоверение частного охранника;

О лицах, находящихся в беспомощном состоянии и неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить сведения о себе.

Следует отметить, что информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия является правом не каждого сотрудника полиции. Так, сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям, связанным с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, до решения аттестационной комиссии, отстраняется от выполнения вышеуказанных обязанностей.

При этом Законом несколько расширены случаи применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В настоящее время, применение физической силы допускается для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 20 Закона). Применение специальных средств (элект-рошоковых устройств, водометов, бронемашин и т. п.) может иметь место для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия (п. 11 ч 1 ст. 21 Закона). Сотрудник полиции также вправе применить огнестрельное оружие для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения (п 3 ч 3 ст. 23 Закона).

Согласно Закону о милиции сотрудник милиции обязан был информировать руководство лишь в случае применения им огнестрельного ору-

жия. Новым законом ужесточен контроль за случаями применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Закон требует от сотрудника полиции уведомления о случаях применения не только огнестрельного оружия, но и физической силы, и специальных средств. Так, в случаях причинения гражданину телесных повреждений в результате применения физической силы или специальных средств должны уведомляться его близкие родственники или близкие лица. В случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате причинения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в течение 24 часов уведомляется прокурор. Более того, о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств и огнестрельного оружия, сотрудник полиции обязан в течение 24 часов предоставить рапорт непосредственному начальнику либо руководителю близлежащего территориального органа полиции (пп 5, 6, 8 ст. 19 Закона).

Законом о полиции установлены жесткие критерии поступления на службу. Так, поступающие на службу в полицию обязаны пройти психофизиологические исследования, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость. Также, на гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет. Таким образом, лица, дающие рекомендацию, будут нести ответственность за дальнейшие действия сотрудника полиции.

Законом расширены основания, по которым гражданин не может быть принят на службу в полицию. Такими основаниями могут стать:

Наличие вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

Неоднократное, в течение года, предшествовавшего дню поступления в полицию, совершение умышленных административных правонарушений;

Несогласие соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции.

Набор в полицию будет осуществляться только по результатам внеочередной переаттестации, которая в настоящее время проводится в органах внутренних дел.

Законом о полиции впервые законодательно закреплена обязанность должностных лиц полиции информировать высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти РФ) и выборных должностных лиц местного самоуправления (глав муниципальных образований) о состоянии правопорядка на соответствующей территории (п. 36 ч. 1 ст. 12 Закона).

Более того, новым законом за деятельностью полиции предусматривается парламентский контроль. Также за деятельностью полиции законо-

дательно закреплен общественный контроль в лице Общественной палаты РФ, общественных наблюдательный комиссий и общественных советов, а также судебный контроль и надзор (ст.ст. 50-51 Закона).

Таким образом, впервые, государство передает право контроля над самой многочисленной вооруженной организацией непосредственно обществу (гражданскому обществу).

Данный закон не является догмой, его практическое применение, непременно, приведет к законодательному изменению и дополнению отдельных норм, их комментариям профессиональными юристами, но то, что новый закон оказался прозрачным, понятным и удобным в применении, в том числе и для рядовых граждан, является неоспоримым фактом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2. Закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

3. См.: Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред А. В. Ендольцевой, О. А. Га-лустьяна, А П Кизлыка. 6-е изд, перераб. и доп М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.

5. Фалалеев М. Читайте закон: он - не только для полиции, но и для вас // Российская газета. 2011. 8 февраля.

4. Основные положения Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции»

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» - Федеральный закон Российской Федерации, вступивший в силу с 1 марта 2011 года и заменивший закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции».

Общественное обсуждение законопроекта было организовано в Интернете по инициативе президента РФ Д. А. Медведева. Проект был опубликован на сайте www.zakonoproekt2010.ru 7 августа 2010 года и собрал более 20 тысяч комментариев, некоторая часть из которых была учтена при работе над текстом будущего закона.

Закон содержит 11 глав, в том числе две новые статьи, которые отсутствовали в законе «О милиции»: ст. 8 «Об открытости и публичности» и ст. 9 «Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан».

В отличие от закона «О милиции» в законе «О полиции» нет положений о социальной защите сотрудников МВД, которая была прописана в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В общих положениях Федерального закона «О полиции» прописаны функции полиции по защите жизни здоровья и прав граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, охране порядка, собственности и безопасности. В законе прописано, что полицейский должен прийти на помощь каждому, кто в этом нуждается. Там же описаны 12 основных направлений деятельности полиции - защита, предупреждение и раскрытие преступлений, охрана правопорядка, контроль за оборотом оружия, присмотр за частными детективами, охрана (в том числе на договорной основе), защита потерпевших, свидетелей и прочих, кому положена госзащита, экспертно-криминалистическая деятельность. Кроме того, особым пунктом указывается, что полицейские могут участвовать в поддержании международного мира и безопасности (если прикажет президент).

В законе прописано, что полицейский обязан соблюдать права человека и гражданина, кроме особых случаев, но даже в этих случаях деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан должна быть прекращена, если достигнута законная цель или становится понятно, что такими методами цель не достижима. Законом полицейским запрещено пытать людей, унижать или применять жестокость.

Полицейский должен быть внимателен к гражданам - при обращении к нему должен представиться, выслушать и попробовать помочь либо направить к тому, кто может помочь. Если полицейский по службе узнал какие-то подробности личной жизни граждан, он не должен о них распространяться (кроме особых случаев, когда это требуется по закону).

Полицейский должен быть беспристрастен. В законе прописано, что он должен в равной степени защищать людей вне зависимости от пола, цвета кожи, языка, религии или количества денег у гражданина. Полицейский не может состоять в партии. Даже в нерабочее время полицейский должен вести себя так, чтобы никто не усомнился в его беспристрастности.

Полицейский должен вызывать доверие. Согласно закону, он должен так работать, чтобы вызывать поддержку и доверие граждан, а если кого-то обидел - полиция должна принести извинения и восстановить законность. С извинениями полицейские должны прийти туда, куда пожелает гражданин - на работу, по месту учебы или проживания.

Полицейский должен пользоваться достижениями науки и техники, должен уметь использовать информационные системы, сети связи, пользоваться аудио-, видео- и фотоаппаратурой для фиксации правонарушений.

В обязанности полиции внесено 38 пунктов, в том числе регистрация заявлений о преступлениях, немедленный выезд на место преступления, оказание первой помощи пострадавшим, расследование преступлений, обеспечение порядка, в условиях ЧС спасение людей и их имущества и многое другое.

В число прав полиции внесено 37 пунктов, в т.ч.: требовать от граждан прекратить нарушать закон, при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить в различные учреждения (в рамках расследования дела), патрулировать, выгонять посторонних с места преступления, осуществлять досмотр граждан (если есть информация, что гражданин переносит нечто противозаконное), узнавать налоговую тайну, привлекать граждан к добровольному сотрудничеству, а также - в крайних случаях, - пользоваться автотранспортом организаций или граждан для преследования преступника, а также транспортировки раненых или отбуксировки транспортных средств после ДТП.

Полицейский может задерживать на 48 часов. При задержании полицейский должен озвучивать права «на адвоката», «на один звонок», «на отказ от дачи показаний» и «на переводчика».

Полицейский не может входить в дом, против воли хозяев. Есть четыре исключения - спасение граждан при ЧС и массовых беспорядках, для задержания подозреваемых, для пресечения преступления и для установления обстоятельств несчастного случая. В этих случаях полицейский имеет право взломать замок. Проникая, полицейский должен предупредить граждан о своем намерении, ничего не громить без надобности, не рассказывать о подробностях частной жизни, которые ему стали известны, кроме особых случаев.

Полицейские имеют право вести базы данных, в которые вносятся: подозреваемые, осужденные, отправленные на принудительное лечение, несовершеннолетние правонарушители, амнистированные, потерпевшие, разыскиваемые, пропавшие без вести, автовладельцы, владельцы водительских удостоверений, охранники, детективы, лица, прошедшие дактилоскопию или геномную регистрацию, лица, подлежащие госзащите, владельцы оружия, депортированные. Эту базу полиция обязуется защищать от взлома и копирования.

Полицейский может пользоваться оружием или применять физическую силу, а если под рукой нет оружия и спецсредств, то может пользоваться подручными средствами - когда это необходимо для выполнения его работы или для самообороны. Чтобы пользоваться оружием и спецсредствами, полицейский будет проходить аттестацию. Если результат аттестации отрицательный - полицейский должен пройти проверку на соответствие должности.

Полицейский не несет ответственности за вред, который он причинил гражданам или организациям, применяя оружие, спецсредства или физическую силу, если делал это по закону. Если полицейский вознамерился применить оружие или силу, он должен предупредить об этом, указав, что он полицейский. Если на это нет времени (промедление может угрожать жизни граждан или самого полицейского), то может не предупреждать. Если полицейский воспользовался силой или оружием и нанес повреждения человеку, он должен оказать ему помощь, и сообщить об этом его близким, если полицейский человека убил - то прокурору.

У полицейского имеются следующие знаки отличия: удостоверение, жетон и нагрудный знак. Полицейский должен ходить в форме с нагрудным знаком, «позволяющим идентифицировать сотрудника полиции». Все полицейские проходят обязательную дактилоскопию.

Сотрудникам полиции присваиваются следующие звания: рядовой полиции; младший начальствующий состав - младший сержант полиции, сержант полиции, старший сержант полиции, старшина полиции, прапорщик полиции, старший прапорщик полиции; средний начальствующий состав - младший лейтенант полиции, лейтенант полиции, старший лейтенант полиции, капитан полиции; старший начальствующий состав - майор полиции, подполковник полиции, полковник полиции; высший начальствующий состав - генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции, генерал полиции Российской Федерации. Специальные звания начальствующего состава полиции являются пожизненными. При увольнении со службы к специальному званию добавляются слова «в отставке». Сотрудник полиции может быть лишен специального звания в порядке, установленном федеральным законом.

В полиции не могут служить: недееспособные граждане, судимые, в т.ч. и с погашенной или снятой судимостью, отказавшиеся хранить гос. тайну, имеющие заболевание, которое правительство России посчитает препятствием для службы в полиции, имеющие близкое родство с другим полицейским при условии подчинения ему, вышедшие из российского гражданства, получивших гражданство другой страны, предоставление подложных документов.

Полицейский несет ответственность за свои действия или бездействие, в т.ч. противоправные, за вред, причиненный противоправными действиями.

Материальная ответственность военнослужащих

Федеральный Закон «О материальной ответственности военнослужащих» «устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие), за ущерб...

Обязанности и права милиции

Пенсии: общая характеристика. Законодательство РФ о защите прав потребителей

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата...

Реформы местного самоуправления в Российской Федерации

В результате реформы местного самоуправления впервые в нашей современной истории публичная власть начинает полноценно работать на самом близком к населению уровне - в масштабах сельских и городских поселений. Сейчас уже можно говорить...

Роль и место закона в конституционном праве России

Федеральный конституционный закон рассматривается мировой законодательной практикой как особая категория правовых актов...

В статье 1, данного закона, рассмотрим понятия стандартизации Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее - требований) в целях обеспечения: Ш безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды...

Сравнительный анализ подходов к стандартизации в законах "О стандартизации" (1993) и "О техническом регулировании" (2002)

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: Ш разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства...

В Законе не содержится конкретного наименования Федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее по тексту - ФОИВ в сфере ВД), составной частью которого является Полиция...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Статья, посвящённая соблюдению прав и свобод граждан по содержанию аналогична ст.5 Закона "О милиции", только в ней делается особый акцент на запрет применения пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Обязанности полиции аналогичны обязанностям, содержащимся в ст.10 Закона "О милиции". Следует отметить, что ранее, в Законе "О милиции"...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Сотрудник полиции. Законодатель вводит указание на то, что сотрудник полиции, находящийся за штатом, не считается проходящим службу, то есть его стаж прерывается. Это нововведение свидетельствует о том...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Служба в полиции. Содержит в себе общие положения, закрепляет за Президентом РФ назначение на должности высшего начальствующего состава полиции и освобождение от этих должностей...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Оплата труда сотрудника полиции. Аналогичная статья содержалась в законе "О милиции" (ст.22). Законодателем внесен ряд изменений: нет четкого указания на орган, устанавливающий виды и размеры денежного довольствия сотрудников полиции...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Финансовое обеспечение деятельности полиции. В Законе закреплено, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы на реализацию полномочий полиции по обеспечению законности...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Государственный контроль деятельности полиции. Данная статья аналогична по содержанию ст.37 Закона "О милиции", но, в отличие от нее, не содержит в себе запрет на вмешательство органов государственной власти в процессуальные действия...

Дмитрий Медведев подписал накануне закон "О полиции". Закон вступит в силу с 1 марта, с полным текстом документа можно ознакомиться .

В общих положениях закона прописаны функции полиции по защите жизни здоровья и прав граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, охране порядка, собственности и безопасности. В законе прописано, что полицейский должен прийти на помощь каждому , кто в этом нуждается. Там же описаны 12 основных направлений деятельности полиции - защита, предупреждение и раскрытие преступлений, охрана правопорядка, контроль за оборотом оружия, присмотр за частными детективами, охрана (в том числе на договорной основе), защита потерпевших, свидетелей и прочих, кому положена госзащита, экспертно-криминалистическая деятельность. Кроме того, особым пунктом указывается, что полицейские могут участвовать в поддержании международного мира и безопасности (если прикажет президент).

В законе прописано, что полицейский обязан соблюдать права человека и гражданина , кроме особых случаев, но даже в этих случаях деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан должна быть прекращена, если достигнута законная цель или становится понятно, что такими методами цель не достижима. Законом полицейским запрещено пытать людей, унижать или применять жестокость.

Полицейский должен быть внимателен к гражданам - при обращении к нему должен представиться, выслушать и попробовать помочь либо направить к тому, кто может помочь. Если полицейский по службе узнал какие-то подробности личной жизни граждан, он не должен о них распространяться (кроме особых случаев, когда это требуется по закону).

Полицейский должен быть беспристрастен . В законе прописано, что он должен в равной степени защищать людей вне зависимости от пола, цвета кожи, языка, религии или количества денег у гражданина. Полицейский не может состоять в партии. Даже в нерабочее время полицейский должен вести себя так, чтобы никто не усомнился в его беспристрастности.

Полицейский должен вызывать доверие . Согласно закону, он должен так работать, чтобы вызывать поддержку и доверие граждан, а если кого-то обидел - полиция должна принести извинения и восстановить законность. С извинениями полицейские должны прийти туда, куда пожелает гражданин - на работу, по месту учебы или проживания.

Полицейский должен пользоваться достижениями науки и техники . Так, по закону, он должен уметь использовать информационные системы, сети связи, пользоваться аудио-, видео- и фотоаппаратурой для фиксации правонарушений.

В обязанности полиции внесено 38 пунктов, в том числе регистрация заявлений о преступлениях, немедленный выезд на место преступления, оказывать первую помощь пострадавшим, расследовать, обеспечивать порядок, в условиях ЧС спасать людей и оберегать их имущество, разыскивать, опознавать, контролировать оборот оружия, присматривать за детективами и ЧОПами, проводить дактилоскопию и геномную регистрацию, обеспечивать режим военного положения или ЧС (в случае их введения), следить за законностью выборных кампаний, охранять аэропорты, обеспечивать сохранность кладов и многое другое.

В число прав полиции внесено 37 пунктов, в том числе: требовать от граждан прекратить нарушать закон, при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить в различные учреждения (в рамках расследования дела), патрулировать, выгонять посторонних с места преступления, осуществлять досмотр граждан (если есть информация, что гражданин переносит нечто противозаконное), узнавать налоговую тайну, привлекать граждан к добровольному сотрудничеству, а также - в крайних случаях, - пользоваться автотранспортом организаций или граждан для преследования преступника, а также транспортировки раненых или отбуксировки транспортных средств после ДТП.

Полицейский может задерживать на 48 часов . При задержании полицейский будет озвучивать права "на адвоката", "на один звонок", "на отказ от дачи показаний" и "на переводчика" (пресловутое "право Миранды" из голливудских боевиков).

Полицейский не может входить в дом, если хозяева против . Есть четыре исключения - спасение граждан при ЧС и массовых беспорядках, для задержания подозреваемых, для пресечения преступления и для установления обстоятельств несчастного случая. В этих исключительных случаях полицейский имеет право взломать замок. Проникая, полицейский должен предупредить граждан о своем намерении, ничего не громить без надобности, не рассказывать о подробностях частной жизни, которые ему стали известны, кроме особых случаев.

Полицейские будут вести базы данных . Туда попадут: подозреваемые, осужденные, отправленные на принудительное лечение, несовершеннолетние правонарушители, амнистированные, потерпевшие, разыскиваемые, пропавшие без вести, автовладельцы, владельцы водительских удостоверений, охранники, детективы, лица, прошедшие дактилоскопию или геномную регистрацию, лица, подлежащие госзащите, владельцы оружия, депортированные. Эту базу полиция обязуется защищать от взлома и копирования .

Полицейский может пользоваться оружием или применять физическую силу, а если под рукой нет оружия и спецсредств, то может пользоваться подручными средствами - когда это необходимо для выполнения его работы или для самообороны. Чтобы пользоваться оружием и спецсредствами, полицейский будет проходить аттестацию. Если не прошел - то проверку на соответствие должности.

Полицейский не несет ответственности за вред , который он причинил гражданам или организациям, применяя оружие, спецсредства или физическую силу, если делал это по закону. Если полицейский вознамерился применить оружие или силу, он должен предупредить об этом, указав, что он полицейский. Если на это нет времени (промедление может угрожать жизни граждан или самого полицейского), то может не предупреждать. Если полицейский воспользовался силой или оружием и нанес повреждения человеку, он должен оказать ему помощь, и сообщить об этом его близким, если полицейский человека убил - то прокурору.

Полицейский может использовать: "палки специальные", газовые спецсредства, средства ограничения подвижности (в том числе - подручные), окрашивающие и маркирующие средства, электрошоковые и светошоковые устройства, служебных животных. А также: водометы, бронемашины и средства разрушения преград. Все это нельзя применять к очевидно беременным женщинам, инвалидам и детям, если они не оказывают вооруженного сопротивления и не нападают группой. Также нельзя использовать перечисленное, при разгоне митингов и демонстраций (ненасильственного характера и не нарушающих общественный порядок). Оговаривается, что нельзя бить человека палкой по голове, шее, ключицам, животу, половым органам, в область сердца. Водомет нельзя использовать при минусовой температуре.

У полицейского будет: удостоверение, жетон и нагрудный знак. Полицейский будет ходить в форме с нагрудным знаком, "позволяющим идентифицировать сотрудника полиции". Полицейский будет продактилоскопирован.

У полицейских будут звания: рядовой полиции, сержанты полиции - младший, просто сержант и старший, старшина полиции, прапорщик полиции, старший прапорщик полиции, лейтенанты полиции - от младшего до старшего, капитан полиции, майор полиции, подполковник и полковник полиции, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник и генерал полиции.

В полицию не будут брать : недееспособных, судимых, отказавшихся хранить гостайну, имеющего заболевание, которое правительство России посчитает препятствием для службы в полиции, имеющих близкое родство с другим полицейским при условии подчинения ему, вышедших из российского гражданства, получивших гражданство другой страны, предоставление подложных документов.

Полицейский будет нести ответственность за свои действия или бездействие, в том числе противоправные, за вред, причиненный противоправными действиями.

Таково неполное описание закона о полиции.

Российская милиция стала полицией не так давно. Что изменилось с тех пор, как был принят "О полиции"? Чтобы ответить на этот вопрос, придется заглянуть в сам нормативный акт.

Когда был принят Федеральный закон "О полиции"?

Законопроект вступил в силу в 2011 году, заменив собой указ РСФСР "О милиции" от 1991 года. Обсуждение проекта началось еще в 2010 году. Инициатором введения новых элементов в был Дмитрий Медведев. Нормативный акт был опубликован в интернете, в результате чего собрал более 20 тыс. комментариев. Некоторая их часть в дальнейшем учитывалась для работы с текстом будущего законопроекта.

В 2010 году президент предложил переименовать российскую милицию в полицию. Вокруг предложения стало ходить много критики. Сторонники проекта считали, что понятие "полиция" ассоциируется с профессионализмом, эффективностью и качеством работы. Противники переименования говорили о негативном контексте понятия, которое якобы отсылало к временам Великой Отечественной войны.

52% респондентов, по опросам ФОМ, отнеслись к проекту безразлично, 33% считали проект нежелательным, и лишь 11% высказались за переименование.

Правовая основа

Федеральный закон "О полиции", а именно первая его статья, закрепляет моменты, касающиеся назначения полиции. В законе говорится о том, что сотрудники рассматриваемой инстанции предназначены для защиты свобод, прав, а также здоровья и жизни российских граждан. Основными же функциями полицейских является охрана общественного правопорядка и противодействие преступности.

Направлениями согласно статье 2 рассматриваемого закона, являются защита общества и личности, пресечение правонарушений и преступлений, розыск отдельных лиц, обеспечение правопорядка и безопасности, а также контроль над соблюдением законодательства в детективной сфере.

Федеральный закон "О полиции", а именно третья его статья, регламентирует правовую основу деятельности полицейских. Здесь стоит выделить в первую очередь российскую Конституцию, отдельные договоры международного права, нормативные акты Правительства и некоторые федеральные законы.

О принципах деятельности

Основные принципы функционирования полицейских все так же закрепляет Федеральный закон РФ "О полиции". В частности, статья 5 закона говорит об уважении и соблюдении прав человека и гражданина в России. Полиция должна всячески способствовать развитию и качественному функционированию этого принципа. Следующий принцип - законность. Так, полицейские должны качественно исполнять свои обязанности только в полном соответствии с законами РФ. Седьмая статья говорит о беспристрастности полицейских. Полиция должна вставать на защиту прав и свобод граждан независимо от пола, национальности, расы, религии и прочих отличительных элементов.

Открытость и публичность - еще один важнейший принцип, который закрепляет закон (в статье 8). Деятельность полицейских должна быть видна для абсолютно любого гражданина РФ. Наконец, статьи 9 и 10 говорят о доверии и поддержке со стороны граждан, а также о взаимодействии и сотрудничестве. Без этих принципов деятельность полицейских попросту была бы невозможной.

Обязанности полиции

Обязанности полицейских закрепляет статья 12 рассматриваемого законопроекта. Так, основными функциями представителей силовых структур являются следующие моменты:

  • принятие и регистрация сообщений и заявлений от российских граждан, касающихся нарушений прав и свобод;
  • незамедлительное прибытие на места совершения правонарушения и преступления;

  • оказание первой медицинской помощи лицам, пострадавшим от преступлений и правонарушений;
  • выявление причин преступлений;
  • обеспечение безопасности граждан, контроль над общественным порядком;
  • обеспечение публичных мероприятий (митингов, пикетов, шествий и т. д.);
  • принятие качественных мер по спасению граждан во время чрезвычайных ситуаций;
  • возбуждение уголовных дел, проведение дознаний;
  • осуществление розыскной и оперативной деятельности;
  • идентификация отдельных лиц и многое другое.

Федеральный закон Российской федерации "О полиции" закрепляет достаточно большое количество обязанностей за представителями рассматриваемой структуры.

Права полицейских

Права рассматриваемой структуры закрепляет статья 13 Федерального закона "О полиции". Для исполнения возложенных функций полицейским предоставлены следующие права:

  • требовать от лиц прекращения противоправных действий;
  • проверять документы и удостоверения личности граждан, если есть данные, предоставляющие основания подозревать тех или иных лиц в правонарушениях или преступлениях;
  • вызывать в полицию отдельных должностных лиц или простых граждан по расследуемым делам уголовного типа;

  • посещать различные организации и общественные объединения при расследовании дел уголовного или административного типа;
  • требовать от людей покинуть место правонарушения или преступления;
  • составлять протоколы, собирать доказательства, проводить оперативно-розыскные мероприятия;
  • доставлять отдельных граждан в полицейский участок;
  • истребовать проведения экспертиз по письменным запросам и многое другое.

Закон "О полиции" закрепляет достаточно большое количество прав полицейских. Основные виды прав были обозначены выше.

О применении физической силы

Что говорит Федеральный закон РФ (№3 ФЗ) "О полиции" о применении сотрудниками физической силы? Согласно рассматриваемому нормативному акту, полицейский имеет право на применение насилия в отдельных, исключительных случаях. У сотрудника полиции имеется при себе ряд спецсредств, при помощи которых он способен применять физическую силу.

Каждый полицейский обязан пройти специальную подготовку по владению средствами обороны, а также получить свидетельство о профессиональной пригодности (по итогам проверки). Согласно законопроекту, полицейский не несет ответственность за причинение гражданам и организациям вреда в ходе применения физической силы. Однако превышение полицейскими своих полномочий повлечет ответственность, установленную законодательством РФ.

О сотруднике полиции

Как Федеральный закон (№3 ФЗ) "О полиции" характеризует самого Поможет ответить на этот вопрос статья 25 рассматриваемого нормативного акта. Так, согласно закону, полицейским является гражданин Российской Федерации, осуществляющий обязанности в органах внутренних дел в установленном порядке. В наличии у сотрудника полиции должно быть специальное звание, подтверждающее его статус.

Сотрудник полиции, согласно рассматриваемому законопроекту, находится в распоряжении у федерального исполнительного органа. Он выполняет функции и реализует права в соответствии со специальной должностной инструкцией. Полицейский должен обладать специальным удостоверением, нагрудным знаком, жетоном, форменной одеждой и огнестрельным оружием. Каждый полицейский подлежит обязательной дактилоскопической регистрации (снятие отпечатков пальцев).

О гарантиях

Федеральный закон "О полиции" (основной закон с изменениями от 3.07.16) закрепляет основные социальные гарантии каждого сотрудника полиции. Что именно здесь стоит выделить?

Первая и, пожалуй, самая важная социальная гарантия полицейского касается оплаты труда. Каждый сотрудник полиции должен быть обеспечен своевременным денежным довольствием, являющимся средством к материальному обеспечению и стимулом к продолжению служебной деятельности. Материальное обеспечение сотрудника полиции регулируется российским законодательством.

Следующая социальная гарантия касается страховых выплат сотрудникам полиции. Так, гибель полицейского или получение им тяжелых увечий повлекут за собой определенные законом выплаты, призванные возместить вред, полученный при исполнении служебных обязанностей. Здоровье и жизнь любого полицейского должны подлежать государственному страхованию. Осуществляться это должно за счет федерального бюджета РФ.

Жилищное обеспечение сотрудника полиции также является важнейшей социальной гарантией. Каждый полицейский должен быть обеспечен служебным жилым помещением за счет средств из федерального бюджета. При этом сама полиция имеет специальный жилищный фонд, формируемый федеральным исполнительным органом.

Помимо всего вышеперечисленного, стоит также выделить социальные гарантии, связанные с медицинским обеспечением сотрудников полиции и членов их семей, а также гарантии, регулирующие порядок прохождения полицейской службы.

Контроль и надзор

Федеральный закон РФ "О полиции", принятый в феврале 2011 года, регулирует, помимо всего вышеперечисленного, государственный и общественный контроль над деятельностью сотрудников полиции. Так, статья 49 рассматриваемого законопроекта закрепляет необходимость контролировать полицейскую структуру палатами Федерального Собрания, Президентом РФ, Конституцией, федеральными и федеральными конституционными законами.

Общественный контроль над полицией должен заключаться в осуществлении надзора Общественной Палатой РФ, различными наблюдательными комиссиями и общественными советами, образуемыми при федеральных органах исполнительной власти.