Должностная инструкция летчика наблюдателя. Наблюдатель (воздухоплавание и авиация). Предисловие к должностной инструкции

Уникальные профессии парашютист – пожарный и летчик –наблюдатель появились уже в тридцатые годы двадцатого века, когда появилась авиационная современная охрана. И наша страна удерживает твердое положение лидера по числу профессиональных воздушных работников в этой сфере. Профессия «летающего менеджера» по контролю процессов пожаротушения или летчика – наблюдателя вообще в мире не имеет аналогов.

Начальная подготовка летчиков-наблюдателей, десантников-пожарных и инструкторов парашютистов для подразделений Авиалесоохраны проводится в учебном авиационном центре ФБУ «Авиалесоохрана» в городе Пушкино. На курсы летчиков-наблюдателей могут зачислить лица со средним и высшим лесохозяйственным образованием, годные к летной работе по состоянию здоровья и уже проработавшие на момент поступления в системе охраны лесов от одного до двух лет. В период семимесячного обучения профессионалы будущего изучают авиационные и лесопожарные дисциплины (пожарная охрана лесов, тактика, технологии и стратегия, применяемые для тушения пожаров, радиосвязь, лесозащита, парашютно-десантное обучение, взрывное дело, геоинформационные системы, воздушная навигация, аэродинамика, авиационная метеорология, психология, устройство самолетов, и многое другое).

Также на этапе подготовки в теории будущие парашютисты - пожарные и летчики-наблюдатели проходят тренировку на комплексном специализированном тренажере вертолета Ми-8МТВ с программно-аппаратным уникальным оборудованием, которое моделирует в режиме реального времени различные сценарии развития лесных пожаров, что дает возможность будущим специалистам на этапе еще теоретической подготовки иметь разнообразный опыт приближенный максимально к реальным задачам профессиональной работы летчика-наблюдателя. Финалом процесса обучения являются десантные и парашютные воздушные тренировки, и летняя практика на вертолетах и самолетах в течении двух месяцев.

После обучения теории, двухмесячной летной практики и успешной сдачи госэкзаменов курсантам дают квалификацию летчика-наблюдателя гражданской авиации третьего класса.

После завершения курсов повышения квалификации и с накоплением производственного опыта им могут присваивать второй и первый классы. Летчик-наблюдатель первого класса - это самый опытный специалист, выполняющий квалифицированно большинство работ: авиационное патрулирование, десант парашютистов-пожарных, работу на вертолете с высадкой пожарных десантников и с ВСУ на внешней подвеске, работу на авиационных танкерах, оперативное управление тушением пожаров в лесуи координирование различных пожарных служб.

Десантников-пожарных и парашютистов готовят в региональных авиационных базах по специальным программам. При приготовлении главное внимание уделяют физической подготовке, стратегии, технике безопасности, технике и тактике тушения пожаров, практике по работе бензопилами, ручным инструментом, ориентированию в лесу, мотопомпами, технике выполнения с парашютом прыжков на небольшие площадки и на спусковых устройствах спуски с вертолетов и так далее.

Десантники-пожарные и парашютисты перед каждым пожаровероятным сезоном проходят тестовые проверки по физической подготовке, тренировочные спуски на спусковых устройствах и прыжки с парашютом, практические работы по технике и тактике тушения пожаров. Один раз в два года они проходят комплексное подтверждение своего уровня квалификации (третьего, второго или первого класса).

Показавшие организаторские способности опытные пожарные, направляются на курсы длительностью два месяца по обучению инструкторов авиационных пожарных групп, где они приобретают знания и навыки управления по пожаротушению, использованию инновационных технологий.

На базе учебного авиационного центра в настоящее время реализуется целый ряд учебных программ для экспертов лесного хозяйства, подразделений чрезвычайных ситуаций.

Наблюдатель (летчик-наблюдатель) - специалист по ведению разведки с воздуха в интересах артиллерии (разведка, корректировка огня) и для воздушной разведки (наблюдения).

Наблюдателями считались офицеры и нижние чины, прошедшие кратковременные курсы ведения разведки с аэростатов и аэропланов. В их задачу входило фотографирование или нанесение на карту объектов противника, в то время как пилот осуществлял управление аппаратом. В случае нападения вражеских самолетов, наблюдатель был обязан защищать свой аэростат или аэроплан, открывая стрельбу из пулемета или из личного оружия. Летчик во время воздушного боя всячески ему помогал, стараясь поставить аппарат в такое положение, чтобы наблюдатель мог нанести неприятелю максимальный урон.

Военный летчик-наблюдатель - это звание, которое давалось офицерам и нижним чинам после окончания военной школы летчиков-наблюдателей или за боевые заслуги.

Подготовка наблюдателей осуществлялась в воздухоплавательных школах и парках, а затем, с появлением авиационных школ, летчиков-наблюдателей стали готовить в Севастопольской военной школе морских летчиков, Гатчинской авиационных школах и Петроградском аэроклубе. В конце 1915 г. остро встал вопрос о летчиках-наблюдателях, знакомых с аэрофотографией, имеющих артиллерийское образование и способных корректировать огонь артиллерии, вести бомбометание и воздушный бой. Решение о формировании специализированной военной школы лётчиков-наблюдателей (ВШЛН) Военный совет принял 24 декабря 1915 года, а открылась она 3 января 1916 года в Киеве. Школа была рассчитана на обучение 50 офицеров в течение шести месяцев.

В соответствие с «Положение о прикомандировании офицеров генерального штаба к воздухоплавательным частям и школам», объявленного приказом по Военному ведомству от 7.01.1914 № 74, установило, что «16) Офицерам, получившим звание летчиков-наблюдателей, предоставляется право ношения особого нагрудного знака», форма и описание которого было утверждено приказом по Военному ведомству от 6.06.1914 № 339. «Нагрудный знак представляет собою бронзовый (вызолоченный) венок из дубовых и лавровых ветвей; на венок наложены накрест два меча, в центре скрещения которых помещены: вертикально поставленная оксидированная зрительная труба и позолоченный щит с короною, с вензелевым изображением Имени Государя Императора, с прикрепленными по бокам щита горизонтально распростёртыми, оксидированными крыльями. Размеры знака: вышина 1 1/2 дюйма, ширина (по крыльям) 1 3/4 дюйма. Знак этот носится на правой стороне груди по правилам, установленным для академических знаков, но ниже таковых».

________________
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 10, ст.1131; 2001, N 26, ст.2685; 2011, N 26, ст.3803); статья 265 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст.2878; 2013, N 14, ст.1666).

Приказ Минтранса России от 12 сентября 2008 г. N 147 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2008 г., регистрационный N 12701), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 15 июня 2011 г. N 162 (зарегистрирован Минюстом России 13 июля 2011 г., регистрационный N 21340), от 26 декабря 2011 г. N 331 (зарегистрирован Минюстом России 28 марта 2012 г., регистрационный N 23632), от 27 декабря 2012 г. N 453 (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2013 г., регистрационный N 27176), от 10 февраля 2014 г. N 32 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31362) и от 16 сентября 2015 г. N 276 (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2015 г., регистрационный N 39387).

Приказ Минтранса России от 13 августа 2015 г. N 246 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил" (зарегистрирован Минюстом России 7 октября 2015 г. N 39163), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 20 сентября 2016 г. N 271 (зарегистрирован Минюстом России 22 сентября 2016 г., регистрационный N 43756), от 19 сентября 2017 г. N 363 (зарегистрирован Минюстом России 12 октября 2017 г., регистрационный N 48523) и от 27 октября 2017 г. N 465 (зарегистрирован Минюстом России 23 ноября 2017 г., регистрационный N 48979).

Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970), от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848) и приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237).

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст.2415; 2014, N 9, ст.906, N 26, ст.3577; 2015, N 11, ст.1607, N 46, ст.6397; 2016, N 15, ст.2105, N 35, ст.5327, N 40, ст.5733; 2017, N 13, ст.1941, N 41, ст.5954, N 48, ст.7219; 2018, N 3, ст.553).

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209), с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. N 697н/1490 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный N 44767).

Специалист лесного хозяйства, окончивший курсы по подготовке летчиков-наблюдателей в Авиационном учебном центре при ФБУ «Авиалесоохрана», получивший квалификацию летчика-наблюдателя гражданской авиации и выполняющий в составе летного экипажа воздушного судна самолетовождение в целях авиационной охраны лесов.

Обязаности

В обязанности летчиков-наблюдателей входит:

  • выполнение в составе лётного экипажа воздушного судна полетов по авиационному патрулированию лесов с целью обнаружения лесных пожаров , доставке сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров, непосредственное тушение и руководство тушением лесных пожаров с воздуха , осуществление авиационного лесопатологического мониторинга и проведение иных работ по защите лесов от вредных организмов;
  • передача информации о пожарах, очагах массового размножения вредных лесных насекомых в региональный пункт диспетчерского управления, лесничество , а также осуществление иных функций.

Подготовка

После теоретического обучения , 2-месячной летной практики и сдачи государственных экзаменов слушателям курсов присваивается квалификация летчика-наблюдателя гражданской авиации 3-го класса. С накоплением производственного опыта и после окончания курсов повышения квалификации могут быть присвоены 2-й и 1-й классы. Летчик-наблюдатель 1-го класса - это наиболее опытный специалист, квалифицированно выполняющий большинство работ: авиапатрулирование, высадку парашютистов -пожарных, работу на вертолётах с высадкой десантников-пожарных и на внешней подвеске с ВСУ, работу на авиатанкерах, координирование различных служб и оперативное руководство тушением лесных пожаров. Каждые 2 года летчики-наблюдатели подтверждают квалификацию.

Авиационное патрулирование лесов

Авиапатрулирование (авиационный мониторинг) осуществляется путем регулярного осмотра территории , обслуживаемой авиаотделением, с воздуха с целью оперативного обнаружения вновь возникших пожаров, разведки и слежения за действующими лесными пожарами, лесопатологического наблюдения . Маршруты авиапатрулирования (патрульные маршруты) разрабатываются и утверждаются ежегодно, с учетом природной пожарной опасности насаждений, исторически сложившейся частоты возникновения пожаров на той или иной конкретной местности (горимости лесов), с учетом полной просматриваемости обслуживаемой территории при средних условиях видимости.

Авиационное патрулирование начинается с наступлением пожарной опасности в лесу по условиям погоды , его проводят специально подготовленные экипажи, в составе которых обязательно должен быть основной специалист авиалесоохраны - летчик-наблюдатель. В соответствии с положениями Лесного кодекса РФ , авиационную охрану лесов на территории субъектов РФ осуществляют региональные авиабазы.

Подготовка летчика-наблюдателя к полету делится на 2 этапа: предварительную и предполетную.

Предварительная подготовка включает в себя постановку воздушного судна в план полетов, подготовка снаряжения летчика-наблюдателя, парашютистов-пожарных и десантников-пожарных, противопожарных грузов, уточнение класса пожарной опасности и пожарной обстановки, подготовка план работы по обслуживанию ранее возникших пожаров, согласование с наземными службами пожаротушение совместных действий.

Предполетная подготовка проводится непосредственно перед вылетом и включат в себя вручение заявки на полет экипажу воздушного судна, медицинский контроль, проверку наличия полетной и патрульной карт, снаряжения летчика-наблюдателя и участвующих в полете работников парашютной и десантно-пожарной служб.

Полет осуществляется по намеченному маршруту, сход с маршрута допускается при обнаружении дымовой точки. Все изменения элементов полета (курс, высота, скорость), сведения о пожаре и проделанной работе отражаются в боровом журнале. Информация о лесных пожарах посредством радиосвязи передается в пункт диспетчерского управления соответствующего лесничества либо в Единый командно-диспетчерский пункт (диспетчерский пункт) региональной авиабазы.

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 28-11-2003 78 О СОГЛАСОВАНИИ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА И ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПО... Актуально в 2018 году

Летчик-наблюдатель (включая старшего)

11 - 14 разряды

Должностные обязанности. В составе экипажа воздушного судна выполняет авиапатрулирование лесов, доставку парашютно-пожарных (десантно-пожарных) команд и средств пожаротушения к местам лесных пожаров, непосредственное тушение пожаров с воздуха. В полете ведет детальную ориентировку по маршруту с использованием навигационных средств, определяет место пожара, необходимое количество парашютно-пожарных (десантно-пожарных) команд авиационной базы охраны лесов и средств для ликвидации пожара. Проводит необходимые подготовительные работы к пожароопасному сезону в соответствии с планами и заданиями региональной авиационной базы охраны лесов. Осуществляет контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, составляет протоколы на виновных в их нарушении и принимают меры по привлечению нарушителей к ответственности. Проверяет подготовку к пожароопасному сезону организаций. Организует доставку взрывчатых веществ к местам работ, а также их охрану при перевозке на воздушных судах. Контролирует соблюдение установленного порядка приема и передачи взрывчатых веществ, выполнение заданий парашютно-пожарными (десантно-пожарными) командами (группами) по тушению пожаров. Обеспечивает и принимает участие в общем надзоре за санитарным состоянием лесов во время авиапатрулирования, в детальном лесопатологическом надзоре, аэровизуальном лесопатологическом обследовании и других работах по авиационному обслуживанию лесного хозяйства. Проводит разъяснительную работу по вопросам охраны лесов, содействует органам МВД России в проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению виновников возникновения лесных пожаров. Обеспечивает своевременное представление информации о лесных пожарах в авиационное звено (авиационную базу), обслуживаемым предприятиям лесного хозяйства, местным органам самоуправления. Проводит техническую учебу работников авиационных пожарных команд и пожарных формирований предприятий. Обеспечивает своевременное выполнение производственных заданий по авиационной охране лесов от пожаров, от болезней и вредителей леса. Организует и проводит авиационное и наземное патрулирование и тушение лесных пожаров силами работников авиационного отделения и непосредственно с воздушного судна с помощью специальной аппаратуры. Оказывает помощь работникам наземной лесной охраны в организации тушения пожаров. Контролирует сохранность и правильную эксплуатацию средств транспорта, связи, противопожарного оборудования, полевого снаряжения, парашютного и десантного имущества, закрепляемого за работниками авиационной пожарной службы. Осуществляет подбор кандидатур на допуск к авиалесоохранным работам, в том числе и с взрывчатыми веществами. Представляет ежемесячные отчеты авиационным базам охраны лесов о количестве и площади пожаров, налете часов, расходовании денежных средств и горюче-смазочных материалов. Осуществляет регулярный контроль за использованием взрывчатых веществ, их учетом, состоянием складов взрывчатых материалов и за работой обслуживающего их персонала и охраны.

Должен знать: законодательство Российской Федерации о труде; законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие авиационную охрану и защиту лесов, эксплуатацию воздушных судов, выполнение полетов и обеспечение их безопасности; федеральную целевую программу по охране лесов от пожаров; положение о государственной лесной охране; программу подготовки летчиков-наблюдателей; порядок заключения и выполнения договоров; технологию авиалесоохранных работ; рекомендации по обнаружению и тушению лесных пожаров; инструкцию по авиационной охране лесов; Единые правила безопасности при ведении взрывных работ; инструкции по перевозке опасных грузов воздушным транспортом; инструкции по надзору за появлением и распространением вредителей, экспедиционному лесопатологическому обследованию лесов; технологии авиационно-химической защиты лесов; правила по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации по разрядам оплаты. Высшее профессиональное (лесохозяйственное) образование:

11 разряд - стаж работы на летных должностях не менее 1 года, наличие действующего свидетельства летчика-наблюдателя III класса;

12 разряд (старший летчик-наблюдатель) - стаж работы на летных должностях не менее 2 лет при работе на оперативной точке или в авиационной группе авиационной базы охраны лесов численностью до 20 человек, наличие действующего свидетельства летчика-наблюдателя III класса;

13 разряд (старший летчик-наблюдатель) - стаж работы на летных должностях не менее 3 лет при работе на оперативной точке или в авиационной группе авиационной базы охраны лесов численностью более 20 человек, наличие действующего свидетельства летчика-наблюдателя II класса;

14 разряд (старший летчик-наблюдатель) - стаж работы на должности старшего летчика-наблюдателя 13 разряда не менее 5 лет при работе в авиационном отделении численностью более 30 человек, наличие действующего свидетельство летчика-наблюдателя I класса.