Давай устроим детям праздник! Веселые игры на улице для детей для летнего праздника под открытым небом

Подвижные игры в детском саду – это не только море положительных эмоций для посещающих его ребят, но и каждодневная необходимость. Природа маленьких детей просто не позволяет им находиться на одном месте, заставляет двигаться в любых условиях и ситуациях. И это правильно. Этим обуславливается развитие. Работа воспитателей и собственно игры в детском саду призваны всячески способствовать планомерному физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

А с наступлением такой замечательной поры года как лето, игры в детском саду, активизирующие двигательную активность, становятся наиболее доступны, естественны и актуальны, потому что помогают полностью использовать благоприятные условия для укрепления здоровья, закаливания детей.

Самыми оживляющими и нравящимися дошкольникам считаются игры в детском саду с мячом. А их многообразие никогда не разрешит стать времяпрепровождению с этим видом спортивного инвентаря надоевшим или неактуальным. Подкидывание, перебрасывание, удары мячом о землю, — все это сопровождается веселой декламацией стихов, скороговорок, чистоговорок, подсчетом овощей и перечислением имен. Такие игры увлекут самого непоседливого дошколенка.

С мячами разных размеров развивают внимание, ловкость, умение ловить движущийся предмет. А благодаря правилам, четкой последовательности и использованию определенных элементов игры, формируется память детей.

Огромную радость детям приносят эстафеты, игры-соревнования. В них ребята готовы участвовать круглосуточно. Веселые соревнования в беге между кеглями, прыжках через препятствия формируют характер, самостоятельность в принятии решений, учат стремиться к поставленной цели.

Сороконожки

Участников делят на две, можно три команды по 10 человек. Каждой из команд выдают отдельную веревку. Играющие становятся с двух сторон от веревки, поочередно держась правой или левой рукой за нее. Задача – быстрее прибежать к финишу (расстояние 30-40 м.), не отпуская веревки. Побеждает команда, преодолевшая дистанцию первой.

Эстафета парами

Команды становятся в колонны парами. Каждой паре необходимо оббежать предмет, находящийся на другой стороне площадки на расстоянии шести-восьми метров. Следующая пара начинает бег только после пересечения линии старта предыдущей парой по ее возвращению. Побеждает команда, чьи пары быстрее преодолеют расстояния и не разъединят рук.

Огородники

Команды построены в колонны по одному за линией с одной стороны площадки. На противоположной стороне нарисовано пять кружков. Стоящие в колонне первыми игроки получают ведерко с овощами. По сигналу взрослого дети бегут, раскладывают овощи в круги, как бы сажая их. Вторые номера, переняв эстафету вместе с ведерком, собирают овощи, передают следующим игрокам. Выигрывает команда, завершившая игру первой.

Море волнуется раз

На свежем воздухе очень удобно играть в догонялки, прятки, игру Море волнуется раз…. Большая открытая площадка, на которой можно использовать велосипеды, изображающие городской транспорт, позволяет играть в актуальные игры, обучающие правилам дорожного движения.

Игры с водой

А еще самые любимые игры летом в детском саду — это игры с водой. Конечно, не каждый детский сад может похвастать собственным бассейном. Но и выход из ситуации можно найти. На улицу выносят тазики, ведерки с водой, дошколята там с удовольствием плещутся, брызгая друг на друга мокрыми ладошками. Часто устраивают обливания детей. И значение таких мероприятий невозможно переоценить.

Игры в летний период в детьми старшего дошкольного возраста

Игра «Солнышко»

Раньше солнышка встаём.

На зарядку мы идём.

(Идём на месте.)

Встали, потянулись,

(Поднимаем руки и тянемся вверх.)

А потом нагнулись.

(Наклоняемся вперёд.)

Будем мы приседать,

(Приседаем.)

Прыгать вместе будем,

(Прыгаем на месте.)

Чтоб до солнышка достать.

Солнышко разбудим.

Здравствуй, солнышко, вставай!

Нам тепло своё давай!

(Поднимаем руки вверх.)

Днём мы будем загорать,

Веселиться и играть.

Сразу солнышко проснулось

И на небо потянулось.

(Руки вверху опускаем их через стороны.)

С неба шлёт свои лучи,

Они стали горячи.

Загадки «Явления природы»

Слушаем загадки и стараемся их отгадать

С неба пришёл,

В землю ушёл. (Дождь.)

Сверкает, мигает,

Огневые стрелы пускает. (Гроза.)

Ждали, звали,

А показался -

Все прочь побежали. (Дождь.)

Через поля, через луга

Разноцветная дуга. (Радуга.)

По синему морю

Белые гуси плывут. (Облака.)

По горной поляне

Невидимый пастушок

Белых барашков гоняет. (Ветер и облака.)

Рассыпался горох

На семьдесят дорог.

Никто его не подберёт. (Град.)

Вечером на землю слетает,

Ночь на земле пребывает,

Утром опять улетает. (Роса.)

Игра «Кругом вода»

Дети по очереди произносят слова, связанные с водой. Например: дождь, лужа, капля, роса, море, океан, ручей, речка, пруд, озеро и т. д. Победит тот, кто назовёт слово последним.

Игра «Что такое лето?»

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание лета (кто назовёт больше примет).

Послушайте стихотворение «Лето». Перечислите приметы лета. Нравится ли вам лето? Если нравится, то чем, почему? Объясните.

Что такое - наше лето?

Что за время года это?

Солнце, радуга, дождинки.

И зелёные тропинки.

Море тёплое, песок.

И арбузный сладкий сок.

Земляничные полянки,

Кепки, шляпки и панамки.

Жёлто-белые ромашки,

Разноцветные букашки.

Салки, прыгалки и прятки.

И в траве босые пятки.

Пенье птичек до рассвета.

Вот какое наше лето!

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель сообщает детям, что будет произносить каждый раз по четыре названия, причём это задание на слова - шутливое, потому что составлено по сходству звучания слов. Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему. Можно обратить внимание детей на пункт 4 (слова являются не только названиями предметов, но и именами людей).

1. Одуванчик, колокольчик, гвоздика, гвоздик. (Гвоздик. Это не цветок.)

2. Ландыш, кувшин, кувшинка, ромашка. (Кувшин. Это не цветок.)

3. Незабудка, будка, фиалка, астра. (Будка. Это не цветок.)

4. Роза, лилия, василёк, валёк. (Валёк. Это не цветок.)

5. Георгин, пион, чемпион, тюльпан. (Чемпион. Это не цветок.)

Игра «На все цвета»

Воспитатель предлагает цвет. Дети должны вспомнить и назвать цветок (цветы) этого цвета. Можно попросить детей давать описание цветка (какая серединка, какие лепестки - форма, цвет). Варианты игры: называть фрукты, ягоды.

Игра «Пчёлки»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Много на лугу цветочков,

Разноцветных лепесточков.

(Выставляем руки перед собой и разводим их в стороны.)

Видим мы ещё знакомых -

Много разных насекомых.

(Изображаем: машем руками, потом приседаем и прыгаем, руки на коленочках.)

Пчёлки к лугу подлетают.

(Машем руками.)

Их цветочки привлекают.

Пчёлки кружатся, летят

(Кружимся на месте.)

И нектар собрать хотят.

Сядут пчёлки на цветок

И попьют там сладкий сок.

(Приседаем.)

Пчёлки в улей улетают

(Машем руками.)

И нектар в нём оставляют.

Пчёлки будут делать мёд.

Угостят, кто к ним придёт.

(Выставляем руки вперёд и трясём кистями.)

Пальчиковая игра «Каша»

Слушаем стихи и показываем то, о чём говорится.

Утром кашу мы варили.

Мы сперва крупу помыли.

Вот так, вот так

Хорошо крупу помыли.

(Делаем руками круговые движения.)

Мы водичку наливали,

А потом её солили.

Вот так, вот так

Мы водичку посолили.

(Показываем, как солим.)

Долго кашу мы мешали,

Молочка в неё налили.

Вот так, вот так

Много молочка налили.

(Показываем, как наливаем.)

Масла положили в кашу.

(Показываем, как кладём масло.)

Вы поешьте кашу нашу!

Игра «Из чего сделано?»

Воспитатель называет разные зерновые культуры и получаемые из них крупы. (Целесообразно при этом показывать фотографии, слайды.) Дети должны называть каши, которые готовят из этих круп. Например: пшеница - манная крупа, манка - манная каша; гречиха - гречневая крупа, гречка - гречневая каша, гречка; ячмень - перловая крупа, перловка - перловая каша; овёс - овсяная крупа, овсянка - овсяная каша, овсянка; просо - пшённая крупа, пшено - пшённая каша, пшёнка.

Игра «Горох»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

За деревней поезд ехал

И колёсами стучал.

(Стучим кулачком о кулачок.)

«Кукареку! Вот потеха!» -

Громко петушок кричал.

Две вороны полетели,

Обогнали паровоз.

(Машем руками, как крыльями.)

Ведь узнать они хотели,

Что по рельсам он повёз.

В поезд врезались с разгона,

Начался переполох.

Из последнего вагона

Вдруг посыпался горох.

(Стучим кулачком одной руки по ладошке другой.)

«Кукареку! Не беда!

Будет всем теперь еда!» -

Петушок кричал с забора

До горохового сбора.

Где росли деревья и чертополох,

Собралась деревня, чтоб поесть горох.

(Идём на месте.)

Пришли куры - поклевали, и цыплята тоже.

Пришли гуси - поклевали, и гусята тоже.

(Показываем.)

Прибежали поросята,

А за ними жеребята.

Всем горох достался

И ещё остался.

Пальчиковая игра «Огород»

Слушаем стихи и загибаем пальчики.

В огороде там и тут

Овощи у нас растут.

Что растёт на грядке?

Огурцы-ребятки,

Помидоры красные,

Кабачки прекрасные.

Есть капуста и моркошка,

Репа, редька и картошка.

Есть редиска и горох.

Урожай у нас не плох!

Игра «Отгадай овощи»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какого-либо овоща. Игрок ловит мяч, произносит всё название овоща и бросает мяч воспитателю. Например:

Ре... (Редис.)

Ка... (Капуста.)

Свё... (Свёкла.)

По... (Помидор.)

Мор... (Морковь.)

Игра «Собираем ягоды»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Чтобы вишенки сорвать,

Нужно на носочки встать.

(Поднимаем руки вверх.)

К вишенкам мы тянемся,

Без них не останемся.

(Тянемся вверх на носочках.)

Чтоб крыжовник нам сорвать,

Нужно наклониться.

(Наклоняемся вперёд.)

Собираем ягоды,

Не хотим лениться.

(Делаем наклоны вперёд.)

Чтоб клубнику нам сорвать,

Мы присядем низко.

(Приседаем.)

Нужно листья отгибать.

Ягодки тут близко.

(Показываем, как срываем ягоды.)

Игра «Отгадай ягоды»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какой-либо ягоды. Игрок ловит мяч, произносит всё название ягоды и бросает мяч воспитателю. Например:

Ви... (Вишня.)

Ма... (Малина.)

Клу... (Клубника.)

Кры... (Крыжовник.)

Смо... (Смородина.)

Игра «Рыбки»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Волны синие бегут.

(Делаем руками перед собой волнообразные движения.)

Рыбки быстрые плывут.

(Трясём кистями рук перед собой.)

И играют, и резвятся,

И ныряют, веселятся.

То подпрыгнут рыбки вверх,

(Прыгаем на месте.)

То опустятся ко дну.

(Приседаем.)

Волны скроют рыбок всех,

(Прикрываем голову ладошками.)

Не заметим ни одну.

Игра «Щука и карасики»

С помощью считалки выбирают щуку. Остальные дети - карасики. Пока щука спит, они весело плавают. По команде щука начинает ловить карасиков. Тот, кого она поймала, выбывает из игры.

Игра «Муравьи»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Меж травинок по дорожке

Целый день мелькают ножки.

(Бежим на месте.)

Меж травинок по тропинке

Кто-то носит груз на спинке.

(Показываем, как несём.)

То лесные жители,

Муравьи-строители.

Для себя они построят

Вот такой высокий дом.

(Поднимаем руки вверх.)

Праздник там потом устроят,

Веселиться будут в нём.

(Весело прыгаем на месте.)

Муравьи плясать устанут

И тихонько лягут спать.

(Приседаем.)

Утром рано они встанут,

Снова груз начнут таскать.

Игра «Отгадай насекомое»

Водящий (в этой роли могут выступать поочерёдно сами дети) изображает какое-то насекомое - как двигается, что делает, какие звуки издаёт (пчела, бабочка, стрекоза, муравей, муха и др.). Остальные должны отгадать. В случае затруднения можно задать тому, кто изображает насекомое, один или два наводящих вопроса.

Игра «Кто лишний?»

Воспитатель называет животных. Дети говорят, кто лишний и почему.

1. Медведь, ёж, кукушка, кабан. (Кукушка. Это птица, а остальные - звери.)

2. Коза, корова, волк, собака. (Волк. Он живёт в лесу, а остальные - домашние животные.)

Игра «Фотоохотник»

Выбирают водящего и фотоохотника (он отходит в сторону). Участники игры выбирают для себя животное, живущее в лесу, и называют водящему. Появляется фотоохотник, и водящий его спрашивает:

Чего тебе?

Фотоохотник отвечает:

У меня охота,

Буду делать фото.

Тогда водящий спрашивает:

Кого тебе?

Фотоохотник называет лесного жителя, например:

Ты кто такой?

Я житель лесной.

Бегу за тобой!

Заяц должен быстро добежать до конца комнаты и вернуться на своё место. Фотоохотник бежит за ним. Если во время бега ему удалось сфотографировать зайца (то есть дотронуться до него рукой), тогда он остаётся фотоохотником, а если нет, то выбирают другого фотоохотника. Игра продолжается.

Игра «Кто больше?»

Дети по очереди называют ягоды, которые им известны. Например: земляника, клубника, малина, черника, брусника, крыжовник, смородина, клюква, рябина и др. Победителем станет тот, кто назовёт ягоду последним.

Лесные загадки

Слушаем и стараемся их отгадать.

С большими ушами,

В серой пушистой шубке.

Такой трусливый,

Что всех боится. (Заяц.)

Зимой беленький,

А летом серенький. (Заяц.)

Серовато, зубовато -

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк.)

Иголки лежали, лежали

И под куст убежали (Ёж)

Он зубами щёлк да щёлк.

Всех в лесу пугает... (волк).

Днём спит,

А ночью летает

И всех пугает. (Сова.)

Игра «Щенок»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Солнце в небе было ярким.

(Руки вверх, растопыриваем пальцы.)

День стал тёплым, даже жарким.

Во дворе Щенок скучал,

(Приседаем.)

Никого не замечал.

(Качаем головой вправо-влево.)

Захотел Щенок попить.

Как же жажду утолить?

Подбежал Щенок к кадушке

И попил водички.

(Показываем, как пьём.)

В травке прыгали лягушки,

Дружные сестрички.

(Прыгаем на месте.)

Им сказал Щенок: «Давайте

Будем весело играть.

Вы скачите, убегайте.

Вас я буду догонять».

(Бежим на месте.)

Игра «Назови животное»

Дети по очереди произносят названия домашних животных. Например: корова, коза, лошадь, овца, баран, петух, курица, гусь, индюк, утка, кошка, собака и др. Победителем станет тот, кто назовёт животное последним.

Игра «Море волнуется»

Воспитатель размахивает руками, изображая волны, и произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Фигура акулы, замри!» Дети замирают, изображая акулу. Воспитатель выбирает лучшего. В следующий раз он просит изобразить другую морскую фигуру - чайку или русалку, дельфина, морскую звезду и т. д.

Морские загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Кругом вода,

А с питьём беда. (Море.)

Плавает в море

Всем на горе.

Зубастая, большая

И очень-очень злая. (Акула.)

У маленькой скотинки

Монетки на спинке.

В глубине морской гуляет,

Своим хвостиком виляет. (Рыба.)

У него есть восемь ног.

Он зовётся... (осьминог).

Чехарда

Играет подгруппа до пяти детей. Один ребенок стоит на четвереньках. Следующий разбегается и пытается через него перепрыгнуть, касаясь руками спины. Если застрял на спине, так там и остается. Следующий играющий разбегается и прыгает на образовавшуюся кучу и так далее до последнего участника.

Гуляем по парку

Участники игры делятся на «скульпторов» и «глину». «Глина» мягкая, податливая, послушная. «Скульптор» делает из «глины» свою статую: животное, цветок, игрушку и т.п. Скульптура замирает, и все «скульпторы» дают ей название. Затем «скульпторы» гуляют по парку, рассматривая творение рук своих друзей, хвалят «скульптуры», отгадывают их название. Затем участники меняются ролями. Проигрывает «скульптура», которая заговорила, зашевелилась или засмеялась.

Живая скульптура

Участники игры свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять.

Следующего участника просят присоединиться к первому какой- нибудь позой в том месте, где много свободного пространства. Затем к ним присоединяется третий.

Затем осторожно выходит из скульптуры первый ребенок и смотрит на общую композицию, оценивая ее и как-то называя.

Четвертый ребенок занимает любое пустое место в общей скульптуре и т.д. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.

Взрослый выступает в роли скульптора в течение всей игры, поддерживает положительный эмоциональный настрой, шутит, дает шутливые названия композициям.

Тетушка из Таллина

(эстонская игра)

Играющие садятся в круг. Воспитатель призывает детей быть внимательными и запомнить все движения.

Начинающий игру обращается к соседу справа и говорит:

— Тетушка приехала из Таллина.

Сосед спрашивает:

Ему отвечает начавший игру:

— С веером, — помахивая рукой перед лицом, как веером.

Все играющие повторяют это движение. Затем к своему соседу обращается следующий играющий. Между ними происходит такой же разговор, но каждый раз тетушка приезжает из другого города (используются названия знакомых детям городов) и привозит то ступу с пестиком (играющие топают ногой), то сбивалку (потряхивают рукой), то нож, то молоток (взмахивают рукой), то скрипку и др.

В заключение игры все движения повторяются, но в другой последовательности. Воспитатель обращается то к одному, то к другому играющему с вопросом: «Откуда приехала тетушка, что привезла?» Играющие отвечают и повторяют соответствующие движения.

Пантомима

Вызываются двое играющих, между которыми стоит ширма.

Играющие одновременно движениями и мимикой изображают то, что предлагает воспитатель. Зрители оценивают, кто сумел это сделать лучше. Можно, например, предложить изобразить:

— человека, ожидающего зимой на улице автобус в сильный мороз;

— болельщика на футбольном матче;

— человека, у которого болит зуб;

-— человека, встретившего своего друга, и т.п.

Необычный оркестр

Воспитатель говорит, что она дирижер, который собирает свой оркестр. Одних детей назначает музыкальными инструментами — роялем, скрипкой, барабаном, тарелками, гармонью, контрабасом, виолончелью и т.п. Других — музыкантами: пианистом, скрипачом, контрабасистом, барабанщиком, ударником. Выбирается и солистка — певица.

Воспитатель объявляет номер, а дети его исполняют. Это может быть вальс, детская песенка, народная музыка и т.д. «Музыканты» должны играть на своих «инструментах», а те должны издавать соответствующие звуки. «Певица» должна петь так, как если бы у нее был уникальный голос. Она это может делать совсем без звука.

Воспитатель следит за тем, чтобы мелодия получалась красивая.

Игрушки

Воспитатель говорит детям, что они попали в магазин игрушек. Предлагает стать ими. Дети по очереди превращаются в разные игрушки и изображают их, учитывая, из какого материала они сделаны.

Варианты игрушек: громадная кукла, которая умеет закрывать глаза и пищать «ма-ма»; плюшевый медведь; заводная мартышка, которая умеет взбираться по дереву, если ее завести; тигренок из байки; надувной заяц, закрытый пробкой; металлическая заводная игрушка; деревянный Буратино; аист, который пьет воду и т.п.

В роли игрушек дети могут издавать звуки.

В этой игре детям можно дать парные задания: например, потанцевать. Причем надувной заяц может танцевать с тигренком. У них разные конструкции, материал, разные повадки. Аист и Буратино могут разыскивать в земле червячков. Медведь и мартышка могут залезать на дерево. Лягушка и мартышка могут прыгать наперегонки.

Другое задание касается ситуации, когда игрушки испортились.

У куклы, которая умеет закрывать глаза и говорить «ма-ма», — глаза неисправны. То оба закроются и не открываются, а то один только откроется. Голос противно скрипит.

У плюшевого медведя правая нога держится на одной ниточке. Бок продырявлен, зашит. Нитка тоненькая, ненадежная, того и гляди, опилки посыплются.

У заводной мартышки что-то творится с механизмом, поэтому координации движений нет — руки и ноги иногда ведут себя не так, как хочется, а сами по себе.

У байкового тигренка отваливаются пуговки-глаза, они пока держатся, но при резком движении непременно оторвутся.

У надувного зайца все бы ничего, но измазали его чернилами, а он — чистюля. Как отмыться, оттереться? да и за пробкой все время надо следить, она что-то непрочно держится.

У заводной лягушки отломана лапка, поэтому ее все время заносит в сторону.

У Буратино нос раскололся на две части вдоль: какой-то раздвоенный хобот получился, торчит перед глазами, мешает смотреть на мир.

У пьющего аиста — трещина на стеклянной спине, если она увеличится — аист лопнет.

В следующем задании испорченным игрушкам даются парные задания: кукла и тигренок разучивают по нотам песенку на два голоса; мартышка с плюшевым мишкой и лягушка с аистом танцуют вальс; заяц и Буратино стреляют из пневматической винтовки (из лука) по мишеням.

March 28th, 2011

Дошколята 4-5 лет с удовольствием поиграют не только в подвижные игры, но и в те, где нужно подумать. Упор в играх рекомендуется делать на развитие наблюдательности, запоминания, логики, воображения и навыков речи, а в подвижных играх - на совершенствование координации, скорости, ловкости и внимательности.

Вот несколько подходящих игр:

  1. Кошки-мышки

Активная игра. Развивает ловкость, скорость, внимательность. Может с успехом проходить среди разновозрастной компании. Подходит для дома и улицы.
Есть два варианта этой игры.
Первый. Все, кроме троих игроков берутся за руки и встают в незамкнутый круг. Внутри бегает "мышка" и две "кошки". "Кошки" должны догнать мышку, но это не так просто, т.к. она может спокойно пробегать между игроками в кругу, а они – нет. После все втроем встают в круг и выбираются новые кошки-мышки.
Второй вариант. В одном углу обозначается дом кошки, в другом – норка мышей, в третьем – кладовая, где находятся мелкие предметы, изображающие припасы. Кошка засыпает в домике, а мышки перебегают из норы в кладовую. На хлопок ведущего (или после слов стишка) кошка просыпается и начинает ловить мышей, которые стараются добежать до норки. Вначале кошку играет кто-то из взрослых, который делает вид, что ловит, но дает мышкам убежать. В игру можно внести словесное сопровождение:
Кот мышей сторожит,
Притворился, будто спит.
Вот он слышит - вышли мыши,
Потихоньку, ближе, ближе,
Изо всех ползут щелей.
Цап – царап! Лови скорей!

  1. Карусели

Спокойно-активная хороводная игра. Развивает координацию и синхронность движений, ловкость, внимательность. Умение управлять силой голоса. Подходит для дома и улицы.
Ведущий вместе с детьми встает в круг и все начинают медленно и тихо произносить текст:
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели.
(При этом игроки начинают медленное движение по кругу)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Нарастает и темп и сила голоса, одновременно увеличивается скорость движения. Игроки переходят на бег) Следующая часть произносится с понижением темпа и силы голоса:
Тише, тише! Не спешите!
Карусель остановите!
(С этими словами все останавливаются).

  1. Кенгуру

Активная игра. Развивает ловкость, быстроту в движениях. Может с успехом проходить среди разновозрастной компании. Подходит для дома и улицы.
Соревнуются две команды. Зажав ногами спичечный коробок (или аналогичный предмет), нужно допрыгать как кенгуру до противоположной стенки (или стула), остановиться и громко сказать: "Я – кенгуру!" (это заявление тоже оценивается ведущим). Затем нужно допрыгать обратно и передать коробок товарищу по команде. Победившей команде - призы.

  1. Лишнее слово

Спокойная игра. Развивает внимание, логику, умение объединять предметы в группы и подбирать обобщающие слова. Подходит для дома и улицы.
Перед началом игры ведущий объясняет, что в русском языке есть слова схожие по значению. Ведущий перечисляет детям 4 слова, а они называют, какое лишнее, и объясняют, почему они так думают. Можно играть не только с существительными, но и с глаголами и прилагательными.

  1. Конфетки

Спокойная игра. Учит общению, умению формулировать вопросы и ответы. Подходит для дома и улицы.
Хорошая игра для начала праздника, позволяющая детям раскрепоститься. Потребуются любые конфеты или драже. Каждому ребенку предлагают взять столько конфет, сколько он хочет. Затем тарелку с угощением передают по кругу. Затем ведущий объявляет правила игры: каждый гость должен ответить на количество вопросов от других, равное количеству конфет, которые он взял.

  1. Горячий шарик

Спокойная игра. Развивает ловкость, скорость и внимательность. Подходит для дома и улицы.
Азартная игра: все становятся в круг и под музыку передают друг другу шарик. Когда музыка замолкает, игрок, который не успел передать шарик и остался с ним в руках, выбывает (можно отсаживать в почетные зрители, можно брать фанты). Выигрывает последний участник, оставшийся без шара.

  1. Пропущенные числа


Ведущий считает до 10, умышленно пропуская некоторые числа (или ошибаясь). Игроки должны хлопнуть в ладоши, как услышали ошибку, и назвать пропущенное число.

  1. Пушинка

Спокойная игра. Развивает дисциплину. Подходит для дома.
Старинная русская игра. Команды встают друг против друга, между ними – черта, которую нельзя переступать (например, ленточка). Ведущий подбрасывает перышко (можно использовать распушенный ватный клочок) над головами участников. Задача: передуть его на сторону противника. Внимание, команде, заступившей ленточку или дотронувшейся до перышка руками, засчитывается поражение.

  1. Ромашка

Спокойная игра. Позволяет раскрепоститься. Подходит для дома.
Подходит для начала праздника, если гости чувствуют себя скованно. Для игры заранее заготавливается из бумаги ромашка. Количество лепестков должно быть равно количеству гостей. На обороте каждого написаны легкие смешные задания, например, прокукарекать, пропрыгать по-лягушачьи или на одной ножке, повторить скороговорку, проползти на четвереньках и т.д. Дети отрывают по лепестку и выполняют задание. Если дети еще не умеют читать, задание можно изобразить в виде рисунка или прочитать ведущему.

  1. Ежики

Активная игра. Развивает скорость, мелкую моторику. Подходит для улицы и дома.
Командная игра. Для нее нужна веревка 1.5 м и прикрепленные на нее 30 разноцветных прищепок. В роли ежиков выступают взрослые. Игроки подбегают к растянутой веревке по одному, как в эстафете, снимают по одной прищепке, бегут к сидящим на стульях "ежикам" и прицепляют ее на любое место одежды или прически. Хорошо, если от веревки до ежиков расстояние метров 10. Выигрывает та команда, чей ежик ощетинится лучше, т.е. у которого будет больше прищепок – иголок. Второй команде можно дать приз за самого оригинального/симпатичного/веселого ежа (по обстоятельствам).

  1. Я иду, иду

Активная игра. Развивает скорость и внимание. Подходит для дома и улицы.
Веселая, эмоциональная игра, доставляющая маленьким детям много удовольствия. Дети выстраиваются за ведущим цепочкой. Он идет и произносит следующие слова: "Я иду, иду, иду, за собой детей веду (произвольное число раз), а как только повернусь, сразу всех переловлю" Услышав слово "переловлю", дети бегут в заранее оговоренное безопасное место, а ведущий их ловит (для малышей лучше делать вид, давая им убежать). Игра хорошо подходит для дома, когда ведущий ведет из комнаты в комнату, повторяя первые строчки. Когда же будет произнесено заветное "переловлю", дети с визгом устремляются через всю квартиру к спасительному месту.

  1. Паук и мухи

Мерцающая игра. Учит детей бегать в разных направлениях, не сталкиваясь, и замирать по сигналу. Развивает координацию и внимание. Подходит для дома и улицы.
В одном углу комнаты (площадки) обозначается паутина, в которой сидит "паук". Остальные дети изображают мух: бегают, кружатся по всему помещению, жужжат. По сигналу ведущего: "Паук!" мухи замирают на том месте, где их застал сигнал. Паук выходит из паутины и внимательно смотрит, кто шевелится. Того, кто пошевелился – отводит в свою паутину.

  1. Кто я?

Спокойная игра. Развивает логику, расширяет кругозор. Подходит для дома.
Подойдет для начала праздника. При входе каждый ребенок получает новое имя – медведь, лиса, волк и т.д. Картинка с новым именем прикрепляется на спину ему, он об этом не знает, до тех пор, пока с помощью наводящих вопросов не выяснит у окружающих все о себе. Как вариант, можно описывать это животное только прилагательными (например: хитрая, рыжая, пушистая… - лиса). Задача – как можно быстрее выяснить, о ком идет речь.

  1. Времена года?

Спокойная игра. Развивает внимание, логику, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий выбирает любое время года и называет его игрокам. Затем он начинает перечислять явления и предметы, связанные с этим временем года. Время от времени он произносит неправильные слова. Услышав слово, которое не имеет отношения к этому времени года, дети должны хлопнуть в ладоши.

  1. Съедобное - несъедобное?

Спокойная игра. Развивает внимание и логику. Подходит для дома и улицы.
Ведущий бросает мяч одному из игроков и произносит какое-нибудь слово. Игрок должен поймать мяч, если слово обозначает съедобный предмет, или отбросить его, если предмет несъедобный. Побеждает самый внимательный. С ошибившихся можно брать фанты, по которым потом втемную назначаются смешные задания.

  1. Послушная тень или Зеркало

Спокойная игра. Развивает внимание. Подходит для дома и улицы.
Выбираются два игрока (например, при помощи считалочки), один - тень другого. "Тень" должна повторять действия другого игрока, по возможности синхронно. Если в течении минуты игрок не сделает ни одной ошибки – он становится основным игроком и выбирает себе тень из числа других игроков.

  1. Поиски клада

Спокойная игра. Развивает умение ориентироваться в пространстве, логику, внимание, способность сопоставлять части, собирать мозаику. Подходит для дома и улицы.
Заранее составляется карта места, где спрятаны сокровища (квартиры или улицы), разрезается на кусочки, каждый из которых добывается игроками в виде награды за правильно отгаданную загадку или выполненное задание. Составив карту как пазл, все приглашенные ищут сокровище и обнаруживают что-то вкусное или интересное. Перед этой игрой лучше потренироваться и составить с детьми похожий план, проговаривая, как и что обозначается. Важно обратить внимание детей, что план – это как бы вид сверху. В случае затруднения в поисках клада ведущий подсказывает, направляя детей в нужном направлении.

  1. Горячо-холодно

Спокойная игра. Развивает логику. Подходит для дома.
Подойдет для начала праздника, если в комнате заранее спрятать разные сувениры-безделушки. Пришедший гость начинает искать спрятанный приз, а остальные подсказывают ему, верно ли он идет. Если он приближается к спрятанному предмету – кричат "Тепло", если совсем близко – "Горячо", если удаляется "Прохладно" или совсем "Холодно".

  1. Пропущенные числа

Спокойная игра. Развивает внимание и навыки счета. Подходит для дома и улицы.
Ведущий считает, умышленно ошибаясь или пропуская числа. Игроки должны хлопнуть в ладоши, как заметят ошибку, и исправить его.

  1. Успей-ка

Спокойная игра. Развивает внимание, мелкую моторику. Подходит для дома.
На полу разложены кубики (или кегли и пр.) по числу игроков минус один. Игроки ходят под музыку вокруг, а как только она стихает, должны схватить кубик. Кому не достался кубик – выбывает (или отдает фант).

  1. Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем

Спокойная игра. Развивает моторику, фантазию, внимание, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий тихо говорит игроку профессию, так, чтобы остальные не слышали. Игрок говорит "Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем" и пытается без слов показать, что делают люди этой профессии. Остальные угадывают. Угадавший игрок – показывает следующим.

  1. В старом чулане

Спокойная игра. Развивает речь и умение различать части предметов, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий вместе с игроками произносит:
В старом чулане, у бабушки Ани,
Куда я залез –
Много чудес…
Но все они "без"…
Далее ведущий называет предмет, а игрок, на которого он указывает, должен сказать, какой детали предмета может не хватать. Например: стол – без ножки, платье – без кармана и т.д.

Задачи: развивать ловкость, меткость, ориентировку в пространстве, координацию движений, слуховое восприятие, внимание, быстроту реакции.

Кулачки и ладошки

Воспитатель читает стихотворение, а дети ритмично выполняют движения, увеличивая скорость и громкость.

Есть у любого два кулачка.

Хлопнул один по другому слегка:

Хлоп-хлоп (4 раза).

Ну а ладошки не отстают,

Следом за ними весело бьют:

Хлоп-хлоп (4 раза).

Кулачки быстрее бьют,

До чего стараются:

Хлоп-хлоп (4 раза).

А ладошки тут как тут,

Так и рассыпаются:

Хлоп-хлоп (4 раза).

Кулачки давай сердиться,

Громко хлопать стали:

Хлоп-хлоп (4 раза).

А ладошки-баловницы

Тоже не отстали:

Хлоп да хлоп (4 раза).

Вот такая вот петрушка

Ведущий поет или говорит предлагаемый текст, сопровождая его жестами. Дети после каждой строчки хором проговаривают в заданном ритме определенные слова, повторяя движения.

Заиграла погремушка:

— Хлоп! Хлоп! Хлоп! (Дети хлопают в ладоши.)

Вдруг затопала Марфушка:

— Топ! Топ! Топ! (Топают.)

И заквакала лягушка:

— Ква! Ква! Ква! (Изображают лягушку.)

Ей ответила болтушка:

— Да! Да! Да! (Кивают головой.)

Застучала колотушка:

— Тук! Тук! Тук! (Изображают молоточки.)

Вторит нам в ответ кукушка:

— Ку! Ку! Ку! (Складывают ладони рупором.)

Запалила громко пушка:

— Бах! Бах! Бах! (Ударяют кулаками по груди.)

И заахала старушка:

— Ах! Ах! Ах! (Хватаются за голову.)

Замычала и телушка:

— Му-му-му! (Показывают рожки.)

Завизжала с нею хрюшка:

— Хрю-хрю-хрю! (Показывают пятачки.)

Зазвенела побрякушка:

— Бряк-бряк-бряк! (Ударяют по коленям.)

Заскакала попрыгушка:

— Прыг-прыг-прыг! (Прыгают.)

Вот такая вот петрушка:

— Все! Все! Все! (Хлопают над головой.)

Птичка, пискни!

Одному из играющих — водящему завязывают глаза. Остальные дети садятся по кругу на стульчики (или скамейки на веранде).

Водящий подходит к любому из участников игры, садится ему на колени и просит: «Птичка, пискни!» Тот должен изобразить писк. При этом можно изменить голос. Водящий должен угадать, к кому на колени он сел.

Если водящий успел разглядеть, в каком порядке сидят участники игры, он может, конечно, воспользоваться этим. Чтобы избежать этого, надо после завязывания глаз несколько раз повернуть водящего, или воспитатель может предложить детям поменяться местами.

Если на участке некуда посадить детей, они могут стоять в круге, а водящий ходить внутри круга или за ним, не садясь на колени, и притрагиваться к рукам ребенка или обнимать его сзади.

Якобина, где ты? (Жмурки)

Двум участникам игры — мальчику и девочке дают одинаковые имена (например, Якоб и Якобина, Валентин и Валентина и т.п.) и завязывают глаза.

Остальные дети стоят в кругу.

Мальчик спрашивает: «Якобина, где ты?» Девочка откликается: «Я здесь, Якоб!» — а сама быстро отбегает в сторону. Якоб должен поймать Якобину.

Важно, чтобы он без конца спрашивал, где Якобина находится в данный момент. Оба участника игры должны стараться передвигаться как можно более бесшумно.

Как только Якобина поймана, оба водящих с завязанными глазами выбирают новых водящих из стоящих в кругу детей.

Можно завязать глаза только Якобу. В этом случает ребенок должен быть ловким.

Размер круга должен быть достаточным для перемещения детей внутри него, но не слишком большим.

Огонь, вода!

Выбирается водящий и выпроваживается в другую часть участка (за дверь). На участке или в комнате дети прячут небольшой по величине предмет. Водящий должен его найти. Площадь поиска должна быть ограничена.

Участники игры помогают водящему своими комментариями: «Вода!» или «Холодно!» при уходе водящего в сторону от спрятанного предмета; «Огонь!» или «Горячо!» при приближении к нему; «Очаг!» или «Жарко!», если водящий подошел совсем близко к тайнику.

Спрятанный башмак

Дети садятся тесно в круг на траву. Колени у детей поджаты к груди так, чтобы под ними можно было просунуть ботинок. Водящий находится внутри круга.

Играющие передают ботинок друг другу. Они стараются сделать это как можно незаметнее для водящего.

Водящий все время пытается угадать, где в данную минуту находится ботинок. Как только это удается, он садится в круг вместо играющего, у которого был ботинок, а тот становится водящим.

Качели

Дети разбиваются на пары. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.

Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели в течение 2—3 мин, издавая звук: «Скрип-скрип». Ритм медленный, движения плавные.

Сидящий не должен цепляться ногами за пол и открывать глаза.

Раскачивающий ребенок может произносить строки из стихотворения Е. Алябьевой «Качели»:

Кач-кач-кач — летят качели,

Так захватывает дух!

Все сильнее бьется сердце:

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Ворона

Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:

Ворона сидит на крыше,

Ощипывает она свои крылышки.

Сирлалала, сирлалала!

Затем очень быстро и неожиданно говорит:

— А кто раньше сядет?

— А кто раньше встанет?

Кто опоздал выполнить команду — делает какое-нибудь смешное задание.

Дотронься до...

Воспитатель предлагает детям рассмотреть, кто в какую одежду одет, в какой обуви, какого все это цвета. Для старших детей можно использовать и отделочные элементы, аксессуары.

Когда воспитатель говорит: «Дотронься до того, у кого... (синяя майка)!», все должны подбежать к участнику в синей майке и ласково дотронуться до него. Участник должен сразу встать и не двигаться.

Можно использовать рифмовку:

Синий, синий, улыбнись,

К нам скорее возвратись!

Утка, утка... гусь

Участники игры зстают в круг. Ведущий — внутри круга.

Ведущий ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка... гусь».

Гусь срывается с места, убегает в противоположную от ведущего сторону. Задача игроков — занять освободившееся место.

Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься к свободному месту.

Приветствия и реверансы должны выполняться четко и громко.

Путаница

Вариант 1 . Дети встают в круг, закрывают глаза и, вытянув вперед руки, сходятся в центре. Правой рукой каждый берет за руку любого другого ребенка. Левая рука оставлена для того, чтобы за нее кто-то взялся. После этого все открывают глаза.

Взрослый помогает детям, чтобы за одну руку взялся только один ребенок. Таким образом образуется путаница.

Задача детей — распутаться, не отпуская рук.

Вариант 2. Выбирается водящий, который выходит из комнаты (место участка, где не видно детей). Остальные дети берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться кто как может.

Когда образовалась путаница, водящий возвращается назад и пытается распутать сплетение рук, не разжимая их.

Сорви шапку

Дети разбиваются на пары. Они должны быть примерно одного роста. На головах у них шуточные или настоящие шапки. Левая рука (у левшей — правая) каждого привязана к туловищу, а правая (левая) свободна.

Задача играющих — снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.

Клеевой дождик

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впередистоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула или скамейки.

2. Проползти под дугами или столами.

3. Обогнуть «широкое озеро».

4. Прятаться от «диких животных» и т.п.

Чем младше дети, тем легче задания.

На протяжении игры дети не должны отцепляться от своего партнера.

Веревочка

Играющие образуют круг, держась руками за связанный шнур. Водящий, передвигаясь внутри круга в разных направлениях, старается неожиданно ударить кого-либо по руке. Играющие должны быстро отдергивать руки, избегая удара (но немедленно возвращать их в прежнее положение). Тот, кого водящий ударил, становится на его место внутрь круга, и игра продолжается.