Цвета облачений у священников: какие бывают и что обозначают? Цвета, цифры и их значения в православной церкви

Облачение диакона состоит из стихаря, ораря и поручей.

Стихарь – длинная просторная верхняя одежда из тяжелой материи с широкими рукавами и разрезами на боках. Стихарь символизирует одежду спасения.

Орарь (от латинского «молиться» и греческого «хранение», «попечение о душах верующих») – длинная узкая лента, которую во время Богослужения дьякон носит на левом плече. Без ораря дьякон не может принимать участие в церковной службе. По толкованию святых отцов, орарь символизирует ангельские крылья, так как дьяконы олицетворяют образ ангельского служения.

Поручи – короткие нарукавники, которые стягивают широкие рукава рясы. Поручи являются неотъемлемой частью как диаконского, так и священнического, и епископского облачения. Ношение поручей означают, что не человеческие руки, а Сам Господь через них Своей Божественной силой совершает таинства.

Кроме диаконских одежд – стихаря (у священников он называется подризником) и поручей, в облачение священника входят еще епитрахиль, пояс, набедренник, фелонь и крест.

Подризник священников и епископов – это нижняя богослужебная одежда. Он отличается от дьяконского стихаря тем, что шьется из белого шелка и имеет узкие рукава со шнурками на концах, которые плотно затягиваются у запястья. Белый цвет подризника означает чистоту души и соответствует небесным одеждам Ангелов и людей, а также напоминает о белых ризах Преображенного Христа.

Епитрахиль (с греч. «нашейник») – полоса ткани, обнимающая шею, скрепленная спереди и двумя концами спускающаяся вниз. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы. Епитрахиль обозначает двойную (по сравнению с диаконом), особенную благодать, которая дает ему право и обязанность быть не только служителем, но и совершителем Таинств Церкви.

Пояс – короткая и широкая лента, которой опоясывается подризник во время богослужения. Пояс символизирует препоясание Господа Иисуса Христа перед Тайной Вечерей и означает Божественную силу, которая укрепляет священнослужителя.

Фелонь или риза – верхняя священническая одежда: широкая, длинная, без рукавов, с отверстием для головы и большим вырезом спереди для рук. На спине в верхней части фелони так же, как и на дьяконском стихаре, помещается знамение креста. Ниже под крестом нашивается восьмиконечная звезда, которая означает наступление Царствия Небесного, новое небо и новую землю. В этих символах –
кресте и восьмиконечной звезде – обозначены начало и конец спасения человечества во Христе. Фелонь символизирует багряницу, в которую одели Иисуса Христа римские воины во время суда над Ним у Пилата. Фелони шьются из золотой и серебряной парчи, что символизирует сияние Славы Господней.

Набедренник – четырехугольный продолговатый плат на длинной ленте, украшенный крестом. Священник носит его на правом боку. Набедренник – первая награда священника, символизирует «духовный меч», которым для священнослужителей является слово Божие – Евангелие.

Палица – четырехугольный плат, привешиваемый за один угол на правом бедре. Палица в виде ромба – тоже символ Евангелия.

Набедренник, как и палица, являясь наградами, не входят в число обязательных предметов облачения священнослужителей.

Некоторые священники носят при богослужении фиолетовую камилавку – третью после набедренника и скуфии награду священника.

Кроме священнических одежд – подризника, епитрахили, поручей и пояса – в облачение епископа входят еще саккос, омофор, палица, панагия, митра и мантия.

Саккос внешне напоминает укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь.

Самым древним архиерейским облачением является омофор – широкая длинная полоса материи с изображением крестов. Он надевается на плечи епископа так, что огибает оба плеча и одним своим концом спускается с левого плеча спереди, а другим – с этого же плеча сзади. Концы омофора спускаются почти до подола саккоса.

Головным убором архиереев при богослужении является митра – богато украшенная шитьем, драгоценными камнями и миниатюрными иконами высокая твердая «шапка». Митра символизирует собой терновый венец Спасителя. Митра служит наградой и наиболее заслуженным протоиереям.

Во время торжественных процессий и церемоний епископ входит в храм в архиерейской мантии фиолетового цвета. В храме архиерей мантию снимает и облачается в богослужебные одеяния. По покрою архиерейская мантия подобна монашеской мантии, но гораздо шире и длиннее ее.

Отличительный нагрудный знак епископа – панагия с образом Богоматери. С греческого «панагия» переводится как «все-святая». Это образ Божией Матери круглой или овальной формы с многочисленными украшениями. В повседневной обстановке епископы носят только панагию, а во время богослужения – панагию и крест. Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви и напоминают о том, что епископ должен иметь в своем сердце Господа и Богоматерь, а потому у него должно быть чистое сердце и правый дух. В повседневной жизни епископ носит панагию как служитель Богоматери, представитель Ее власти на земле.

При архиерейском богослужении употребляются еще жезл, орлец, рипиды, дикирии и трикирии.

– это богато украшенный посох, который архиерей носит во время богослужения. Жезл является знаком высшей пастырской власти.

Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором стоит архиерей во время богослужения.

Рипиды – укрепленные на длинных рукоятках металлические круги с изображением шестикрылых Серафимов. Рипиды напоминают верующим, что во время литургии в храме невидимо присутствуют святые ангелы.

Дикирий – переносной подсвечник с двумя свечами, которые символизируют два естества Иисуса Христа (божественное и человеческое). Дикирием архиерей благословляет народ во время богослужения.

Трикирий – переносной подсвечник с тремя свечами, которые символизируют три ипостаси Святой Троицы.

Цвета богослужебных облачений и их символика

Всякий, кто хотя бы раз присутствовал на православном богослужении, непременно обращал внимание на красоту и торжественность облачений священнослужителей, а также различные цвета богослужебных облачений.

Цветовую гамму облачений составляют все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; их совокупность – белый цвет, и противоположность белого – черный. Каждый цвет символизирует духовное значение события, в честь которого совершается богослужение и соответствует определенной группе праздничных пли постных дней.

Белый цвет , объединяющий в себе все цвета радуги, – символ Божественного света. В белых облачениях служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения. В белых облачениях, как правило, совершают чин погребения усопших, так как для христианина смерть является лишь переходом в иной мир. В них начинается и Пасхальная утреня в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя.

В некоторых храмах принято на пасхальной утрене на каждой из восьми песен канона менять облачения, так что священник каждый раз предстает в ризах иного цвета. Игра цветов очень соответствует этому «торжеству торжеств».

Красный цвет , вслед за белым, продолжает богослужение Пасхи. В красных облачениях служат и всю последующую Светлую седмицу. Это символ любви Божией к роду человеческому. Но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь святых мучеников.

Желтый (золотой) и оранжевый – это царские цвета. В облачениях этих цветов служат в праздники в честь Господа Иисуса Христа и по воскресным дням, так как воскресенье посвященно Господу – Царю Славы. В золотых одеждах Церковь отмечает и дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей.

Голубой или синий – цвет праздников Пресвятой Богородицы, символизирующий особую чистоту и непорочность. Еще это цвет неба, поэтому в облачениях этих цветов служат в праздники в честь ангельских сил.

Зеленый цвет – слияние желтого и голубого. Он принят в дни преподобных, подвижников и юродивых и свидетельствуют о том, что их монашеский подвиг оживотворил человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в Вербное Воскресение, в день Святой Троицы и в Понедельник Святого Духа.

Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня. В нем как бы соединены красный, цвет крови Христовой, и синий, указывающий, что Крест открыл нам дорогу в небо.

Черный или темно-коричневый цвет наиболее близок по духу дням Великого поста. Это символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.

Что означают цвета в церкви: почему священники ходят то в фиолетовом — то в белом, почему храмы то красные — то зеленые, и главок у некоторых 1, а у некоторых — аж 15. Постарался все систематизировать и дополнить материал фотографиями.
Особо хотелось напомнить, что христианину, в Православии Крещенному, не гоже не ходить в храм более 3 воскресений к ряду. Ибо не в символах нами ныне обсуждаемых Спасение, а в делах.
Однако часто именно символы: красивое пение, богатое убранство и одежы, становиться первым шагом на пути к практическому Православию…

Немного о странновериях

Любой Божий храм имеет Святой Алтарь — место совершения главной Православной службы — Литургии. А Литургия может совершаться только на Антиминсе — плате, в котором епископом при освящении храма зашивается специальный капсуль с мощами Святых. Т.е. частички Святых мощей в храме есть всегда. Но вот освящается храм в честь какого-то праздника (а не за «здравие» и «упокой»). В храме алтарей может быть несколько, но всегда есть основной, в честь которого он и именуется, а есть приделы. Наверняка слышали: Троицкие храмы — в честь праздника Святой Троицы, или Пятидесятницы, которая бывает на 50 день после Пасхи, есть Благовещенские — праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), есть Никольские — в честь Николая Мир Ликийских Чудотворца и т.п. Значит это, что главный Престол храма освящен в честь этого праздника. Все Таинства (Крещения-Миропомазания, Исповеди, Причастия, Венчания) могут происходить в любом Православном храме. Исключения — монастыри, в них, как правило, Таинства Венчания (а иногда и Крещений) не совершаются. Странным было и услышанное суеверие, что в храме с красным цветом внешних стен нельзя Венчаться и Крестить детей. Не слушайте таких страшилок, это все ерунда.

О цветах

В Православии используются: Жёлтый, Белый Голубой (Синий), Зеленый, Красный, Фиолетовый, Чёрный и Бордовый. У каждого из цветов в Церкви есть символическое значение:
Желтый (Золото) — Царский цвет. Для облачений используется в большинство дней года.
Белый цвет облачений используют при совершении Таинств Крещения и Священства (рукоположении духовенства), на праздники Рождества Христова, Святого Богоявления, Сретения, на Лазареву субботу, Вознесения, Преображения, в дни поминовения усопших и обряде отпевания.
Красный цвет используют от Пасхи до Вознесения, а в другое время в дни памяти мучеников, символизируя их близость в мученической кончине с Христом и Воскресением.
Зеленый цвет животворения и вечной жизни — облачения зеленого цвета используются в Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), в день Святой Пятидесятницы (Троицы), а так же на Праздники в память о преподобных, подвижниках, юродивых.
Голубой (синий) цвет символизирует высшую чистоту и непорочность — облачения синего (голубого) цвета используют в праздники Пресвятой Богородицы.
Фиолетовый цвет символизирует Крест и Страсти Христовы — облачения фиолетового цвета используют в Праздники Животворящего Креста Господня (Крестопоклонная неделя Великого поста, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня 14 августа, Воздвижение Креста), а так же по воскресным дням во время Великого поста, в Великий Четверг Страстной Седмицы.
Черный цвет поста и покаяния — постное облачение обычно черного цвета или очень темных оттенков синего, фиолетового, используется в дни седмиц Великого Поста.
Бордовый (Багряный) цвет символизирует кровь и мученичество. Облачения бордового цвета используются очень не часто — в дни особого поминовения мучеников (еще используют облачения красного цвета) и в Великий Четверток, день установления Тайной Вечери (в этот день еще используют фиолетовые облачения).
И если цвет облачений рекомендуется, то строгого правила (Уставного указания или Канона) на выбор цвета стен храма или куполов нет. При строительстве этим озадачивается архитектор. В течении жизни цвет стен может меняться: пришел новый настоятель, и храм уже не желтый, а голубой. Нередко храмы остаются не оштукатуренными, и тогда стены имеют цвет кирпича: красный или белый. Однако все же цвет стенам сообщают придерживаясь традиции. Так в голубой цвет чаще всего красят стены храмов, освященных в честь Пресвятой Богородицы (голубой — цвет Святого Духа). В редкий фиолетовый цвет красят стены Крестовоздвиженских храмов. Зеленый цвет чаще всего можно встретить на Троицких церквях. Красный цвет чаще встречается на Воскресенских храмах или у храмов, посвященных памяти Святых мучеников. Желтый цвет стен — цвет универсальный, цвет Истины. Как и желтые (золотые) одежды используются в богослужениях всегда, когда не нужно использовать одежды другого цвета (об этом позже), так и желтый цвет можно встретить на стенах храмов очень часть. Белый цвет стен может означать и то, что храм построили совсем недавно, и покрасить еще руки не дошли, а может и то, что на покраску денег не хватает у прихода. Белый не менее универсальный цвет, чем желтый. И повторюсь — цвет стен может что-то символизировать, но не обязательно.

О количествах главок храмов

Купол храма не изображает Христа, это символ Его. В традициях Церкви принято считать цвет имеет символическое значение.
Золото — символ Истины. Исторически золотили купола главных соборов, но последнее время эта традиция не сохраняется.
Серебристые купола встречаются, в основном, у храмов в честь святых.
Зеленые купола — у храмов в честь Троицы или Преподобных
Синие купола (часто — со звездами) — у храмов в честь Богородичных праздников.
Черные купола часть встречаются в монастырях, хотя медь, использованная для покрытия главок, быстро темнеет и купола становятся темно-зелеными.
Встречаются и совсем экзотические — например Собор Василия Блаженного в Москве, храм Спас на Крови в Петербурге. Именно этим стараются руководствоваться при выборе цвета главок.
Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.

В монастырях встречаются черные купола — это цвет монашества.

Количество главок на храме так же имеет символичность. Одна главка символизирует Единого Бога, две - два естества Христа: человеческое и Божественное, два обозначает нечто основополагающее (две скрижали Декалога, два столба у врат Храма, Закон и Пророки, олицетворенные на горе Преображения Моисеем и Илией, отправление апостолов по двое, два свидетеля Христова в конце времен в Откр.11:3), три - Святую Троицу, четыре — Вселенскость (четвре стороны света), Четвероевангелие; пять куполов - Христос и четыре евангелиста, шесть — число дней сотворения мира, семь глав - семь Таинств Церкви; восемь — Восемь душ были спасены Ноем после Великого потопа, в восьмой день бывает праздник Кущей, Обрезание и др.; девять куполов - по числу ангельских чинов, по числу заповедей блаженств; 10 – один из символов завершенной полноты (10 казней египетских, 10 заповедей) 12 —
По числу апостолов, тринадцать - Христос и двенадцать апостолов, 15 — пятнадцать ступеней к Пасхе, Паремии Великой Субботы числом 15, открывающие в Ветхом завете события от сотворения мира до Воскресения. Число глав может доходить до тридцати трех - по числу лет земной жизни Спасителя. Однако цвет и количество главок определяется задумкой архитектора и возможностями прихода в любых вариация. Канонического указания на количество и цвет главок нет.

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: красный, белый, золотой(желтый), зеленый, синий (голубой), фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или «света», как его точно называли в древности, также имеют глубоко символическое значение.
Красный. Праздник праздников — Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света. Но уже Пасхальная Литургия (в некоторых храмах принято менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета) и вся седмица служатся в красных ризах. Нередко красные одежды используются до Троицы. Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу.
Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня. Белый цвет также принят для отпевания и поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света. Белый — Ангельский цвет, а именно Ангелы встречают всех отошедших ко Господу.
Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.
Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом. Голубой цвет символизирует Ее небесную чистоту и непорочность.
Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Иисусом Христом Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы. В Праздники Святой Троицы и День Святого Духа используются одежды зеленого цвета. И обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления.
Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра — красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13). Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет- седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти. Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

ЦВЕТ ОБЛАЧЕНИЯ

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий.

То же самое относится к настенным росписям, убранству’ храмов и другим атрибутам.

Праздник праздников — Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя.

Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия.

В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. В этом есть смысл. Игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.

Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.



Голубой

Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева — избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием — ив Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность. Голубой цвет является также цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии.

Зеленый

Праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, — Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен не голубой, как можно было бы ожидать, а зеленый цвет.

Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления, оживотворения.


Фиолетовый

Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра — красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра.

Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13).

Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека.

Фиолетовый цвет - седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа.

И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.

Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Символика красного

Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу «всем сердцем и всею душею» (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике-это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.



Символика зеленого

Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.



Символика белого

Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.

Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.











Присутствуя в храме на православном богослужении, непременно обращаешь внимание на красоту и торжественность облачений. Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, а каждый цвет духовное значение события, в честь которого совершается богослужение.

Цветовую гамму облачений составляют все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также их совокупность – белый цвет и противоположность последнего – черный цвет. Каждый цвет усвоен определенной группе праздничных или постных дней.

Белый цвет

Объединяет в себе все цвета радуги, символ Божественного света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя и освящающего творение Божие.

В белых облачениях служатся все великие праздники: Рождество Христово, Богоявление, Вознесение, Преображение; в них начинается Пасхальная утреня в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений (так как для христианина смерть является переходом в иной, лучший мир).

Красный цвет

В красных ризах вслед за белыми, продолжает богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому и победы «Солнца правды» – воскресшего Господа Иисуса Христа.

Но это также – цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь святых мучеников в знак того, что пролитая за веру Христову кровь явилась свидетельством их пламенной любви к Господу.

Желтый, золотой или оранжевый цвета

В каноне богослужебных облачений нет места у оранжевого цвета. Однако он присутствует в Церкви с древнейших времен. Этот цвет очень тонкий, и не всяким глазом воспринимается правильно. Будучи соединением красного и желтого цветов, оранжевый цвет в тканях практически постоянно скользит: с оттенком в сторону желтого он воспринимается как желтый, а с преобладанием красного — как красный. Такая неустойчивость оранжевого цвета: лишила его возможности занять определенное место в ряду общепринятых цветов для облачений. Но практически, он постоянно встречается в церковных ризах, которые считаются либо желтыми, либо красными.

Это царские цвета. Являются цветами славы, величия и достоинства. Применяются в праздники в честь Господа Иисуса Христа и в воскресные дни. Христос – Царь Славы, а Его служители имеют в Церкви полноту благодати высшей степени священства; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей.

Зеленый цвет

Рождество Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

Крестовоздвижение

(до отдания включительно)

и другие праздники в честь Креста Господня

Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста

Фиолетовый

Литургия Преждеосвященных Даров

Фиолетовый, багряный или чёрный

Неделя Крестопоклонная

Фиолетовый или бордовый

Вход Господень в Иерусалим

Зелёный или белый

Страстная седмица

Чёрный или тёмно-фиолетовый

Великий Четверг

Фиолетовый

Великая суббота

(на литургии, после чтения Апостола)

и начало богослужения на Пасху

(до утрени 1-го дня Пасхи включительно)

(до отдания включительно)

Вознесение Господне

(до отдания включительно)

Пятидесятница

(до отдания включительно)

Понедельник Святого Духа

Зелёный или белый

Рождество св. Иоанна Предтечи

Первоверх. апп. Петра и Павла

Золотистый (жёлтый) или белый

Преображение Господне

(до отдания включительно)

Успение Пресвятой Богородицы

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи

Красный или бордовый

Господские средние праздники, седмичные и воскресные дни вне Великого поста

Золотистый (жёлтый)

Богородичные праздники

Заупокойные богослужения

(вне Великого поста)

Таинство Крещения

Таинство Венчания

Белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

______________________

1 Указания на цвет облачений излагаются с учётом установившейся церковной практики, а также главы 4-го тома «Настольной книги священнослужителя» (М., 1983. С. 148) - «Цвета богослужебных облачений. Символика цветов».

2 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Христова в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более тёмного оттенка, чем пасхальные.

3 В древности в Православной церкви вовсе не было чёрных облачений, а в Великий пост служили в «багряных ризах», то есть в тёмно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совершаться и в фиолетовых облачениях, но более тёмного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.

4 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

5 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остаётся золотистым.

6 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зелёных облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в мученических ризах.

Также есть благочестивая традиция мирянам облачаться в положенные цвета праздников, например: женщинам одевать платочек в цвет праздника. В этом нет ничего предосудительного, но наоборот должно поощряться.

В нашем храме нет нескольких видов богослужебных облачений, поэтому на фотографиях, цвет, положенный к богослужебному дню и в котором совершается служба, может отличаться.

Священнослужители, для совершения Богослужений, должны облачаться в особые священные одежды. Священные одежды изготовляются из парчи или другой какой либо пригодной для этого материи и украшаются крестами.

Одежды диакона составляют: стихарь, орарь и поручи.

Стихарь есть длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано и псаломщикам и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь знаменует чистоту души, которую должны иметь лица священного сана.

Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.

Поручами именуются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.

Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза) .

Подризник есть стихарь в несколько измененном виде. Отличается он от стихаря тем, что делается из тонкой белой материи, и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на руках. Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь. Кроме того, подризник напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду), в которой ходил на земле Сам Господь наш Иисус Христос и в котором Он совершил дело нашего спасения.

Епитрахиль есть тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою. Епитрахиль знаменует особенную, двойную сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую священнику для совершения таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон — без ораря.

Пояс надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу. Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.

Риза , или фелонь , надевается священником сверх других одежд. Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук. Своим видом риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен страждущий Спаситель. Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам. Вместе с тем, риза напоминает священникам и об одежде правды, в которую они должны быть облечены, как служители Христовы.

Наперсный крест находится на груди у священника, поверх ризы.

За усердную, продолжительную службу священникам даются в награду набедренник , то есть четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо ва два угла на правом бедре, означающий меч духовный, а равно и головные украшения — скуфья и камилавка .

Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только риза у него заменяется саккосом , а набедренник палицею . Кроме того, епископ надевает омофор и митру .

Саккос — верхняя одежда епископа, похожая на укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь, так что из-под саккоса у епископа видны и подризник и епитрахиль. Саккос, как и риза у священника, знаменует собою багряницу Спасителя.

Палица , это — четырехугольный плат, привешиваемый за один угол, сверх саккоса на правом бедре. В награду за отлично-усердную службу право носить палицу иногда получают от правящего архиерея и заслуженные протоиереи, носящие ее также с правой стороны, а набедренник в таком случае помещается на левой. У архимандритов же как и у архиереев палица служит необходимой принадлежностью их облачения. Палица, как и набедренник, означает духовный меч, т. е. слово Божие, которым должны быть вооружены духовные лица для борьбы с неверием и нечестием.

На плечах, сверх саккоса епископы носят омофор. Омофор есть длинный широкий лентообразный плат, украшенный крестами. Он возлагается на плечи епископа так, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади. Омофор — слово греческое и означает наплечник. Омофор исключительно принадлежит епископам. Без омофора епископ, как священник без епитрахили, не может совершать никакой службы. Омофор напоминает епископу, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся подобно евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах.

На груди, поверх саккоса, кроме креста, у епископа имеется еще и панагия , что значит «Всесвятая». Это — небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери, украшенный цветными камнями.

На голову епископу возлагается митра , украшенная небольшими образками и цветными камнями. Митра знаменует собою терновый венец, который был возложен на голову страждущего Спасителя. Митру имеют также и архимандриты. В исключительных случаях правящий архиерей дает право наиболее заслуженным протоиереям при Богослужениях надевать митру вместо камилавки.

При Богослужении епископы употребляют жезл или посох , как знак высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.

Во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы . Это — небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Орлецы означают, что епископ должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному.

Домашнюю одежду епископа, священника и диакона составляют подрясник (полукафтанье) и ряса . Поверх рясы, на груди епископ носит крест и панагию , а священник — крест

Что символизируют цвета одежды священников?

Повседневная одежда священнослужителей Православной Церкви, рясы и подрясники, как правило, изготавливаются из ткани черного цвета, который выражает смирение и непритязательность христианина, пренебрежение внешней красотой, внимание к внутреннему миру.

Во время богослужений поверх повседневной одежды надеваются церковные облачения, которые бывают различных цветов.

Облачения белого цвета используются при совершении богослужений в праздники, посвященные Господу Иисусу Христу (за исключением Вербного Воскресения и Троицы), ангелам, апостолам и пророкам. Белый цвет этих облачений символизирует святость, пронизанность нетварными Божественными Энергиями, принадлежность горнему миру. При этом белый цвет является воспоминанием о Фаворском свете, ослепительном свете Божественной славы. В белых облачениях совершается литургия Великой Субботы и Пасхальная утреня. В этом случае белый цвет символизирует славу Воскресшего Спасителя. В белых облачениях принято совершать погребение и все заупокойные службы. В данном случае этим цветом выражается надежда на упокоение усопшего в Царстве Небесном.

Облачения красного цвета используются во время литургии Светлого Христова Воскресения и на всех богослужениях сорокадневного пасхального периода.Красный цвет в данном случае – символ всепобеждающей Божественной Любви. Кроме того, красные облачения используются в праздники, посвященные памяти мучеников и в праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя. В этом случае красный цвет облачений – это воспоминание о крови, пролитой мучениками за христианскую веру.

Облачения голубого цвета, символизирующего девственность, применяются исключительно на богослужения Богородичных праздников.

Облачения золотого (желтого) цвета используются на службах, посвященных памяти святителей. Золотой цвет – символ Церкви, Торжества Православия, которое утверждалось трудами святых епископов. В этих же облачениях совершаются воскресные службы. Иногда в золотых облачениях совершаются богослужения в дни памяти апостолов, создававших первые церковные общины проповедью Евангелия.

Облачения зеленого цвета используются на богослужениях Вербного Воскресения и Троицы. В первом случае зеленый цвет связан с воспоминанием о пальмовых ветвях, символе царственного достоинства, которыми жителями Иерусалима встречали Иисуса Христа. Во втором случае зеленый цвет – символ обновления земли, очищенный благодатью ипостасно явившегося и всегда пребывающего в Церкви Святого Духа. По этой же причине зеленые облачения надеваются на богослужениях, посвященных памяти преподобных, святых подвижников-монахов, которые были боле, чем другие люди, преображены благодатью Святого Духа.

Облачения фиолетового или багряного (темно бордового) цвета надеваются на праздники, посвященные Честному и Животворящему Кресту. Они же используются на воскресных службах Великого поста. Этот цвет является символом крестных страданий Спасителя и связан с воспоминаниями о багрянице, в которую облачили Христа, смеявшиеся над ним римские воины (Мф.27, 28).

Облачения черного цвета в настоящее время одеваются на будничных службах Великого поста. Как и повседневная одежда священнослужителей, они напоминают о необходимости смирения, без которого невозможно покаяние.

При подготовке материала использовались следующие труды: «Закон Божий», протоирей Серафим Слободской священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Просмотрено (19281) раз