Что всевышний дает 2 раза. Почему Всевышний Аллах не всегда дает то, что мы просим

ВСЕВЫШНИЙ - Космический Абсолют, объединяющий всех Богов и весь космос в единое целое. Имя Всевышнего - ОУМ. Все остальные Боги - это проявления (ипостаси) и субличности Всевышнего. Что такое ипостась, лучше всего объяснить аналогией.

Вот человек, он и есть человек. Но вот человек взялся за плуг - он стал пахарем, не перестав быть человеком. Стал сеять - он сеятель, стал ковать - он кузнец, играет на гитаре - гитарист, читает книгу - читатель. Пахарь, сеятель, читатель - это ипостаси одного и...

Гермес – такое же родовое имя, как Ману и Будда. Оно обозначает одновременно и человека, и касту, и божество. Человек-Гермес есть первый посвятитель Египта; кастажречество, хранящее оккультные традиции; божество – планета Меркурий, уподобляемая – вместе с своей сферой определенной категории духов, божественных посвятителей; одним словом, Гермес – представитель сверхземной области небесного посвящения.

В духовной экономии мира все эти явления соединяет тайное сродство как бы невидимой нитью...

Благодаря бесчисленным раскопкам и превосходным научным работам, египетский народ известен нам так, как ни одна цивилизация, предшествовавшая Греции, ибо он развертывает перед нами всю свою историю, написанную на страницах из камня.

1 Многие из его памятников восстановлены, многие из его иероглифов разобраны и прочитаны; тем не менее, нам все еще остается проникнуть в глубину святилища его мысли.

Это святилище – оккультное учение его жрецов. Научно обработанное в храмах, осторожно скрытое...

Чтобы лучше противостоять нападению Ассирийцев и их союзников, Рамзесы провели стратегические дороги до самого Ливана и построили цепь крепостей между Магеддо и Каркемиш. Нескончаемые караваны двигались по пустыне из Радазии в Элефантину.

Архитектурные работы совершались безостановочно, и для этого были собраны рабочие с трех частей света. Большая зала Карнака, в которой каждая колонна достигала высоты вандомской колонны, была восстановлена; Абидосский храм обогащался чудесами скульптуры, а...

В продолжение этого долгого ученичества он должен был не только приобрести познания, но и преобразиться, достигнуть нравственной силы путем отречения.

Древние мудрецы были убеждены, что человек может овладеть истиной лишь тогда, когда она станет частью его внутренней сути, естественным проявлением его души.

Но в этой глубокой работе внутреннего творчества ученик предоставлялся самому себе. Его учителя не помогали ему ни в чем, и часто удивляли его своей наружной холодностью и равнодушием...

И немедленно Гермес почувствовал себя залитым чудным светом. В его прозрачных волнах проходили очаровательные тени всех существ. Но внезапно страшный мрак, наполненный ползучими тенями, опустился на него. Гермес был погружен во влажный хаос, полный испарений и зловещего шума.

И тогда голос поднялся из глубины бездны. Это был Призыв Света. И вслед затем быстрый огонь устремился из влажных глубин в неизмеримые высоты эфира. Гермес поднялся за огнем в светлые пространства. Хаос свивался и...


9. "И узнаете, что Я - Господь"; Этот стих - особое благословение.
10. "А они не слушали Моше"; Реакция евреев на весть об избавлении.

1. "Зачем ты послал меня?" ; Два упрека Всевышнему и ответы на них.

Два вопроса-упрека произнес Моше перед Святым, благословен Он. Первый имеет общий характер:

Следующий стих (5:23) дает этим вопросам обоснования, расположенные хиастически (начинает с того, на чем остановился).Ко второму вопросу он прибавляет:

С ТЕХ ПОР, КАК ПРИШЕЛ Я
К ФАРАОНУ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ
ОТ ТВОЕГО ИМЕНИ, СТАЛО ТОЛЬКО ХУЖЕ
НАРОДУ ЭТОМУ.

Другой вопрос-упрек основан на результате:

А ИЗБАВИТЬ – НЕ ИЗБАВИЛ
ТЫ НАРОДА ТВОЕГО.

И Всевышний дает два ответа на два этих вопроса , и Он тоже начинает с того, чем закончил Моше. На частный вопрос, заданный вторым, Он отвечает ему: "ныне ты узришь..." А теперь настает очередь ответа на главный вопрос (поэтому ответу предшествует пролог), на сомнение Моше в том, что Б-г хочет спасти свой народ .

2. "Не избавил ты... "; Цель и построение ответов Всевышнего на сомнения Моше в намерениях Господа.

Хранители традиции поступили справедливо, разделив первый и второй ответ на разные недельные разделы, хотя он служит продолжением той же самой беседы. Ибо второе высказывание столь обширно, столь возвышенно и весомо, что с него по праву следует начать новый раздел Торы .

Эти слова (6:2-8) приведены с целью не только укрепить ослабевшую решимость Моше и дать более подробное обоснование всему тому, что было сказано у горящего куста. Важнее то, что слова эти, открывая
Б-жественные намерения, вызывали надежду и укрепляли веру в сердцах удрученного и разочарованного народа, который начал терять доверие к грядущему избавлению.

Весь этот раздел построен особым образом:


6:2 И ГОВОРИЛ Б-Г С МОШЕ,
И СКАЗАЛ ЕМУ: Я – Г-СПОДЬ.
6:3 И ЯВЛЯЛСЯ Я АВРАhАМУ,
ИЦХАКУ И ЯАКОВУ
Б-ГОМ ВСЕДЕРЖИТЕЛЕМ, НО
ПОД ИМЕНЕМ МОИМ "Г-СПОДЬ"
НЕ ОТКРЫВАЛСЯ ИМ.
6:4 И ТАКЖЕ УСТАНОВИЛ
С НИМИ ЗАВЕТ,
ЧТОБЫ ОТДАТЬ ИМ СТРАНУ КНААН,
ЗЕМЛЮ ОБИТАНИЯ ИХ,
ГДЕ ОНИ ЖИЛИ.
6:5 А ТАКЖЕ Я УСЛЫШАЛ
СТОН СЫНОВ ИЗРАИЛЯ,
ЧТО ЕГИПТЯНЕ ДЕРЖАТ ИХ
В РАБСТВЕ – И ВСПОМНИЛ
ЗАВЕТ МОЙ.
6:6 ПОСЕМУ СКАЖИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ:
Я – Г-СПОДЬ. И ВЫВЕДУ ВАС
ИЗ-ПОД ГНЕТА ЕГИПЕТСКОГО,
И ИЗБАВЛЮ ВАС ОТ РАБСТВА ИХ,
И СПАСУ ВАС МЫШЦЕЙ
ПРОСТЕРТОЮ И КАРАМИ ВЕЛИКИМИ.
6:7 И ВОЗЬМУ ВАС СЕБЕ НАРОДОМ,
И БУДУ ВАМ Б-ГОМ,
И УЗНАЕТЕ, ЧТО Я – Г-СПОДЬ
Б-Г ВАШ, ВЫВОДЯЩИЙ ВАС
ИЗ-ПОД ГНЕТА ЕГИПЕТСКОГО.
6:8 И ВВЕДУ ВАС В ЗЕМЛЮ,
О КОТОРОЙ Я ПОДНИМАЛ РУКУ,
ОБЕЩАЯ ДАТЬ ЕЕ АВРАhАМУ,
ИЦХАКУ И ЯАКОВУ, И ОТДАМ
ЕЕ ВАМ В НАСЛЕДИЕ,
Я – Г-СПОДЬ.

Весь этот отрывок имеет хиастическое (симметричное) строение, начинается и завершается словами "Я –
Г-сподь". На втором месте – упоминание о праотцах, которым открывался Б-г, на предпоследнем – вновь упоминание о трех праотцах. В полном соответствии с хиастическим построением на третьем месте появляется земля, которая обещана праотцам, и в конце, перед последним упоминанием об отцах, вновь появляется упоминание об этой земле. На четвертом месте – египетское рабство, а на четвертом месте от конца – "гнет египетский". Вся эта речь очевидным образом распадается на две части: первая – слова, обращенные к Моше, вторая – обетование, которое следует возвестить народу. Оно тоже состоит из двух частей: обетование выхода из Египта и обетование наследования земли.

То, что особенно подчеркивается в этой речи и произносится веско и величаво – это четырехкратно повторенные слова "Я – Г-сподь". Они произнесены во всех "стратегически" важных местах речи: в начале первой ее части, в высший момент обетования, в середине второй части и в конце.

У имени "Г-сподь" в Торе множество значений . В нашем случае Раши объясняет его так:

Я надежен, воздавая добром ходящим непорочно предо Мною, и не напрасно Я послал тебя, а для того, чтобы выполнить Мое обещание, которое Я дал праотцам.

Под этим именем, выражающим надежность, явился Он, ободряя Моше и вселяя уверенность. Он ободряет не только своим именем, но и упоминанием об отцах и о завете с отцами: когда от Моего имени ты стал говорить с фараоном ("с тех пор, как я пришел к фараону, чтобы говорить от Твоего имени"), то Я послал тебя не только от имени того, кто всегда и навеки с вами – "Я есмь, который есмь" – но и от имени того (3:15), кто был связан с вами на самой заре вашей истории, кто в незапамятные времена явил свою близость этому племени, заключив с ним союз. И хотя союз, при котором было дано обетование земли, был заключен Б-гом лишь с Авраhамом (Брейшит 15), тем не менее, этот союз упоминается в тех благословениях, которыми Б-г благословил Ицхака и Яакова. И теперь, упомянув отцов рядом с сыновьями, Он подчеркнул тождество обетований, полученных отцами, и связь между отцами и поколением их сыновей.

3. "И также установил с ними завет"; Устанавливая завет с Праотцами, Всевышний укрепляет их уверенность в будующем получении земли Израиля.

Трудно понять слово "также" из четвертого стиха. Потому что "также" подчеркивает связь между двумя подлежащими или двумя сказуемыми, а здесь с чем связывается слово "установил"? Прекрасен комментарий Раши на слова "и также установил":

А также, когда Я явился им, то утвердил и упрочил завет между Мной и ими.

Слова Раши удивляют, поскольку, на первый взгляд, они не объясняют, а лишь пересказывают слова Писания. Какой смысл в его словах? Р. Элияhу Мизрахи объясняет их так:

Слова "и также установил" не связаны со смежными "не открывался им", ибо "не открывался им" – отрицание, а "также установил" – утверждение, и не может появиться тут "также" (то есть утвердительное высказывание не бывает связанным с отрицательным словом "также"). Посему следует объяснить, что слова "также установил" примыкают к "и являлся" отцам... И тогда объяснение будет следующим: Я являлся им, а также установил свой завет с ними.

Слово "завет", как научил нас Шмуэль Давид Луцатто, означает здесь, как и во многих других местах, не двухстороннее соглашение, а обещание, которое одна из сторон дала другой.

Я обещал им:

ЗЕМЛЮ ОБИТАНИЯ ИХ,
ГДЕ ОНИ ЖИЛИ.

Следовательно, галут, проживание не в своей земле было уже уделом отцов. Поэтому обетованию, которое они получили, чудесам и знамениям, о которых им было возвещено, не пришло время сбыться в их дни. Но благодаря завету окрепла их уверенность в том, что время это наступит.

4. "Также я услышал стон"; Что кроме услышанного стона "также" заставляет Всевышнего обратить свой взор на евреев.

Еще одно доказательство приближающегося избавления:


6:5 А ТАКЖЕ Я УСЛЫШАЛ
СТОН СЫНОВ ИЗРАИЛЯ,
КОТОРЫХ ЕГИПТЯНЕ
ДЕРЖАТ В РАБСТВЕ,
И ВСПОМНИЛ ЗАВЕТ МОЙ...

И снова "также" в нашем стихе, непонятное теперь уже по другой причине. "Также" в большинстве случаев связывает следующее за ним слово с предыдущим параллельным словом. (Исключение составляют такие "также", называемые р. Шмуэлем бен Меиром "перевернутыми также", которые встречаются в усеченных предложениях. См. его комментарий к Брейшит 29:30.) Наше же "а также Я" вызывает недоумение: кто еще имеется в виду, кроме Него? Поэтому следует истолковать, что это слово не относится к следующему за ним подлежащему, а связано со сказуемым – со словом "услышал", которое прибавилось к обетованию.

Так комментирует Раши слова "а также Я":

Коли Я упрочил и утвердил завет, то должен его выполнить. Посему Я услышал стон сынов Израиля стенающих.

Эти слова Раши не следует понимать так, будто он хочет объяснить, что "также" означает здесь "посему", так как мы нигде не встретим в Торе слово "также", используемое в каузативном значении. Нам сообщается только то, что была "также" и дополнительная причина, как бы побудившая Его спасти свой народ.

5. "Также я услышал стон"; Слово "также" здесь указывает на совокупность причин вывода евреев из Египта.

Так понимал два "также" в обоих стихах и связь между ними автор книги "Акедат Ицхак":

И мне кажется, что в соответствии с прямым смыслом, высказывания эти имеют целью поведать нам о трех причинах, благодаря которым дела должны идти своим чередом.

Первая - добро и справедливость, ибо достойно, чтобы признание и любовь к отцам продолжили и сыновья;
Вторая- потому что Б-г поклялся им исполнить это;
Третья- правосудие, ибо умножились беззаконие и насилие, из-за которых должна свершиться Б-жья правда, как в отношении преступника, так и в отношении пострадавшего.
И вот, в силу первой причины сказано: "Я – Г-сподь, и являлся Авраhаму и т.д. Б-гом Вседержителем"... В силу второй причины говорится: "И также установил с ними завет", и Мое желание – "дать им", их сыновьям, землю Кнаан... В силу третьей причины сказал: "А также Я услышал стон сынов Израиля", ибо "из-за притеснения бедных, из-за вопля обездоленных восстану Я ныне, речет Г-сподь" (Теhилим 12:6). А есть и четвертая причина, о которой он сказал сказал: "Египтяне держат их в рабстве" – то, в чем они провинились, будет наказанием их.

Позиция же р. Авраhама ибн Эзры плохо вписывается в общий контекст (слова "а также"):

Также Я потому послал тебя, чтобы раскаялись евреи и возопили ко Мне.

Ибо в этих словах Б-га – а также в Его словах из горящего куста – нигде не упоминаются и даже не подразумеваются праведность евреев, их добрые дела и раскаяние. Нам не сообщается, что избавления они удостоились благодаря раскаянью и добрым делам. Подчеркнуто здесь их порабощение и гнет – "а Б-г взыщет за гонимого". И даже слово "стон" совершенно не намекает на то, что повернулись они к Б-гу в раскаянии (поэтому в своем комментарии р. Авраhам заменил "стон" на "вопль", поскольку это более соответствует его концепции). Среди всех слов, обозначающих голос, исполненный боли (крик, вопль, визг, стенание, стон), именно "стон", как представляется, указывает на наибольшую слабость, бессилие и изнеможение . И весьма сомнительно, что наш текст имеет в виду молитву, вызванную раскаяньем.

6. "...что египтяне держат"; Рабство у египтян - причина стона евреев.

Затруднение в нашем стихе вызывает и придаточное предложение "что египтяне держат их в рабстве". Это предложение не может выполнять ограничительную функцию определения, то есть его не следует переводить: "которых египтяне держат в рабстве", – потому что евреи не делились на две группы, одну из которых египтяне поработили, а другую – не поработили. Поэтому Раши добавил слово "стонут", и благодаря этому превратил определительное придаточное предложение в изъяснительное: услышал Я стон их (как они стонут и говорят), "что египтяне держат их в рабстве". То есть, слова "египтяне держат их в рабстве" – это тема их стонов.

Еще удачнее кажется объяснение автора книги "Минха блула", который согласен с Раши в том, что здесь не место для определительного придаточного, однако видит в нашем стихе не изъяснительное предложение, а придаточное предложение причины:

В силу всех причин, о которых мы до сих пор говорили, – Он вспомнил свой завет. И поэтому сынам Израиля была возвещена благая весть.

7. "И выведу... и избавлю"; Господь проводит евреев через процесс избавления, постепенно приближая к себе.

До сих пор речь велась о далеком прошлом – о днях праотцев, и о недалеком прошлом и настоящем – рабстве и стоне. Теперь же речь пойдет о будущем – тот самый Б-г, который узрел страдания своего народа, ныне откроется во всем своем величии. Во второй части появляется цепочка глаголов. Все они являются глаголами первого лица будущего времени (на иврите – глаголы прошедшего времени, которым союз "вав" придает значение будущего времени), перед каждым из которых стоит соединительный союз "и". Этот семикратно повторенный союз "и" с глаголом первого лица напоминает бурлящий поток, сметающий все препятствия, растущий и крепнущий, поток деяний спасения и избавления:

И ВЫВЕДУ –
И ИЗБАВЛЮ –
И СПАСУ –
И ВОЗЬМУ –

пятое – апофеоз всей этой цепочки глаголов:

И БУДУ ВАМ Б-ГОМ.

И еще, после выхода из Египта и перехода от рабства к свободе, случится то, о чем сообщают два последних глагола, на которых заканчивается цепочка глаголов, начатая словом "выведу":

И ВВЕДУ ВАС В ЗЕМЛЮ...
И ОТДАМ ЕЕ
ВАМ В НАСЛЕДИЕ.

Сравним между собой четыре первых высказывания, как сказуемые, так и дополнения:

И ВЫВЕДУ ВАС
ИЗ-ПОД ГНЕТА ЕГИПЕТСКОГО,
И ИЗБАВЛЮ ВАС ОТ РАБСТВА ИХ,
И СПАСУ ВАС МЫШЦЕЙ
ПРОСТЕРТОЮ И КАРАМИ ВЕЛИКИМИ,
И ВОЗЬМУ ВАС
СЕБЕ НАРОДОМ.

Последовательность изменений смысла от первого глагола до четвертого очевидна: первый обозначает конкретное действие, осуществляемое человеком (3:10 "иди, Я посылаю тебя к фараону, и выведешь сынов Израиля из Египта"). Второй – это непосредственное деяние Б-га (3:8 "Я сойду, чтобы избавить его"), Его деятельное вмешательство в процесс истории. Третий – действие, выполняемое ближайшим родственником (см. Ваикра 25:25). Четвертый – сугубо личное действие. Правильно заметил Бенно Яаков: пока Он еще не сказал "буду вам Б-гом" – это станет следующей ступенью, следствием; но вначале говорится "и возьму вас" – Он является деятелем, инициатором, Он выбирает, а они выбраны, взяты. И это итог смыслового ряда из четырех глаголов – от чувства справедливости (выход из рабства имеет обоснование в суде) к чувству сострадания, к родственным чувствам и любви.

8. "И узнаете, что Я - Господь"; Признать Господа своим Богом - условие для получения земли Израиля.

Теперь, после того как мы сравнили сказуемые, сопоставим между собой остальные члены предложения:

"И выведу вас из-под гнета египетского", – здесь вы непосредственно находитесь перед египтянами, и они взяли верх над вами, и их гнет давит на вас, как тяжкая ноша ("из-под").

"И избавлю вас от рабства их", – теперь египтяне упоминаются только через притяжательный суффикс, и снято ярмо их, закончилось порабощение.

"И спасу вас мышцей простертою и карами великими", – отныне нет больше упоминания о притеснителе и поработителе, он и его сила исчезли. И не говорится, что спасены они будут "из-под" его ярма, или "от" него", или "от рабства" его. Враг не представлен даже косвенным дополнением. Вместо этого говорится о средствах спасения, путях его и о наказании.

"И возьму вас себе народом", – все те свободы, о которых сообщалось в предыдущих высказываниях: свобода от гнета, свобода от рабского подчинения, свобода от страха перед притеснителем – сами по себе не являются целью и не представляют собой венец стремлений. Все это – только инструменты, служащие достижению великой цели, ради которой создан человек и для которой избран Израиль. Косвенным дополнением является уже не внешний мир, от которого надо бежать, от которого следует освободиться. Сам Б-г во всем Своем величии оставляет их для Себя, более того – берет их Себе.

Теперь уже Он не довольствуется речами о процессе – Он сообщает о результате:

Но, однако, если мы вглядимся в эти обетования, во всю эту цепочку глаголов первого лица, у нас возникнет недоумение по поводу слов, завершающих 7-й стих:


6:7 И УЗНАЕТЕ, ЧТО Я – Г-СПОДЬ,
Б-Г ВАШ, ВЫВОДЯЩИЙ ВАС
ИЗ-ПОД ГНЕТА ЕГИПЕТСКОГО.

Как соотносится этот стих со всей упомянутой цепочкой, ведь здесь говорится не об одном из действий, совершаемых Б-гом-освободителем, а о реакции освобождаемых? Это тот отклик, который должен быть вызван событиями исхода! Именно так и сформулировал вопрос р. Хаим ибн Атар, автор комментария "Ор hахаим":

С какой стати следствие "и узнаете, что Я – Г-сподь Б-г ваш" помещено между обетованиями спасения, которое Б-г совершит для них, между словами "выведу", "избавлю", "спасу", "возьму" и словами "введу вас в землю", "отдам ее вам"? Почему это следствие "и узнаете, что Я – Господь" не приведено после всех этих обетований?
Прежде чем сказано: "и введу вас в землю", – было сказано: "и узнаете, что Я – Г-сподь Б-г ваш, выводящий вас". Объяснение: это условие, и только в случае выполнения такого условия Я "введу вас в землю", а если не выполните (это условие, в котором сказано "и узнаете") и отвергнете Б-га, то не будет действительным и обетование это, ведь именно поэтому приведена эта подробность посреди благих обетований.

10. "А они не слушали Моше"; Реакция евреев на весть об избавлении.

Но, несмотря на все остроумие такого ответа, нам не кажется, что этот поток обетований, поток предложений, приведенных в изъявительном наклонении с глаголами будущего времени, действительно прерывается на середине сослагательным предложением (без условного союза, то есть без оборота: "и будет, если узнаете, что Я – Г-сподь"). Нам кажется более убедительным объяснение, согласно которому это высказывание тоже является обетованием, благословением, добавленным к предыдущим обещаниям. Однако как объяснить этот стих, говорящий не от лица "говорящего", а от "второго лица"? Вспомним то, что нам известно из слов р. Акивы, приведенных в трактате Авот 3:14:

Он говаривал: возлюблен человек, сотворенный по образу (Б-жьему), сугубая любовь – в том, что возвещено ему, что сотворен он по образу.

Быт 14:20 ...и благословен Бог Всевышний ,..
Втор 32:8 ...Когда Всевышний ...
2Цар 22:14 ...Возгремел с небес Господь, и Всевышний дал глас Свой;..
Пс 9:3 ...петь имени Твоему, Всевышний ...
Пс 17:14 ...и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные...
Пс 46:3 ...ибо Господь Всевышний страшен, –..
Пс 55:3 ...ибо много восстающих на меня, о, Всевышний !..
Пс 77:35 ...и Бог Всевышний – Избавитель их,..
Пс 82:19 ...Всевышний над всею землею...
Пс 86:5 ...и Сам Всевышний укрепил его...
Пс 91:2 ...и петь имени Твоему, Всевышний ,..
Дан 3:99 ...Знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог,..
Дан 4:14 ...что Всевышний владычествует над царством человеческим,..
Дан 4:22 ...что Всевышний
Дан 4:29 ...что Всевышний владычествует над царством человеческим...
Дан 5:18 ...Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство,..
Дан 5:21 ...что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог...

Деян 7:48 ...Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет,..

2Езд 2:3 ...Господь Всевышний поставил меня царем вселенной...
3Езд 4:36 ...ибо Всевышний на весах взвесил век сей,..
3Езд 5:4 ...А если Всевышний даст тебе дожить,..
3Езд 7:33 ...Тогда явится Всевышний на престоле суда,..
3Езд 7:62 ...знаю, Господи, что Всевышний называется милосердым,..
3Езд 8:1 ...этот век Всевышний сотворил для многих, а будущий для немногих...
3Езд 9:2 ...в которое начнет Всевышний посещать век, Им созданный...
3Езд 9:4 ...тогда уразумеешь, что об этом говорил Всевышний ...
3Езд 10:24 ...и Всевышний даровал тебе успокоение и облегчение трудов...
3Езд 10:38 ...ибо Всевышний откроет тебе многие тайны...
3Езд 10:50 ...Ныне же Всевышний , видя,..
3Езд 10:52 ...Я знал, что Всевышний покажет тебе это;..
3Езд 10:59 ...и Всевышний покажет тебе видение величайших дел,..
3Езд 11:38 ...слушай, что я буду говорить тебе и что скажет тебе Всевышний :..
3Езд 11:44 ...И воззрел Всевышний на времена гордыни, и вот, они кончились,..
3Езд 12:23 ...что в последние дни царства Всевышний воздвигнет три царства...
3Езд 12:30 ...это те, которых Всевышний сохранил к концу царства,..
3Езд 12:47 ...ибо помнит о вас Всевышний , и Крепкий не забыл вас в напасти...
3Езд 13:26 ...это тот, которого Всевышний хранит многие времена,..
3Езд 13:29 ...когда Всевышний начнет избавлять тех, которые на земле,..
3Езд 13:44 ...ибо Всевышний сотворил тогда для них чудеса...
3Езд 13:47 ...Всевышний снова остановит жилы реки, чтобы они могли пройти;..
3Езд 14:31 ...которые Всевышний заповедал вам...
3Езд 14:42 ...Всевышний даровал разум пяти мужам,..
3Езд 14:46 ...Всевышний сказал: первые, которые ты написал,..
Сир 12:6 ...ибо и Всевышний ненавидит грешников...
Сир 23:25 ...Всевышний не воспомянет грехов моих...
Сир 34:19 ...не благоволит Всевышний к приношениям нечестивых...
Сир 35:18 ...и не отступит, доколе Всевышний не призрит...
Тов 1:13 ...И даровал мне Всевышний милость и благоволение у Енемессара,

«Пошла вон, слышишь?! Не желаю тебя видеть! Убирайся из моей жизни! Ты разведена, слышишь?! Я трижды дал тебе развод! Я с тобой развелся! Я с тобой развелся! Я с тобой развелся!» Такие пламенные речи часто можно услышать при разрушении мусульманских семей. Выходят наверное и более страшные выражения, но тут не место для их озвучивания. Однако, говоря подобные фразы, мужчина порой и не подозревает какие серьезные слова вышли из его уст и как сильно он может пожалеть о том, что сделал.

Среди многих дагестанских мусульман, да и российских тоже, бытует мнение, что для того, чтобы развестись со своей женой, нужно трижды сказать ей: «Я с тобой развелся!» или «Я дал тебе развод!» На самом деле это большая ошибка, приводящая к большим проблемам и большим мужским слезам. Потому что после таких слов, чтобы вернуться к своему мужу, женщине нужно выйти замуж за другого человека, вступить с ним в связь, развестись, переждать срок идды, и только потом она может вновь выйти замуж за прежнего супруга. Из-за этого и кусают локти мужчины с длинными языками, которые они не могут держать за зубами. Причиной же всех этих проблем и переживаний является простое невежество. А ведь есть способ развода, после которого женщина вовсе не обязана выходить за кого-то замуж, чтобы, вдруг помирившись, вернуться к своему мужу. К тому же единовременный троекратный развод запрещён шариатом.

Многие мужчины в наши дни не знают простых шариатских норм, связанных с семейной жизнью. Не знают, что они обязаны делать по шариату и что могут требовать от жен. Думают, что жена имеет намного больше обязанностей, чем муж. Приходя в исламский магазин, они почему-то ищут книгу под названием «Как стать праведной женой», а не «Как стать праведным мужем». Также супруги мало что знают о процессе развода, кроме того, что надо что-то три раза сказать или что-то там еще. Кто в этом виноват?

Виноваты и сами супруги, потому что не ознакомились со своей религией, как следует, перед тем как завести семью. Виноваты многие имамы мечетей (не все), которые почти не проводят в них уроков и не объясняют людям правил шариата. Виноват (а) и ты, потому что не объяснил (а) своим друзьям и знакомым, то, чего они не знают из религии Аллаха. Но это решаемо. Надо лишь немного времени посвятить изучению шариата, и все станет на свои места.

В этой статье, с позволения Аллаха, мы коротко расскажем о том, что такое развод, какое положение он имеет в Исламе, и о том, что совсем не обязательно трижды повторять слова, чтобы развестись с женой.

Положение развода в Исламе

Всевышний Аллах говорит: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками. Если он развелся с ней в третий раз, то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих» (Сура «Аль-Бакара», 229-230).

Основой в браке, согласно шариату, является постоянство. Мусульманин не берет в жены девушку, чтобы прожить с ней месяц или год. Брак для мусульманина – это крепость, которую он строит вместе со своей женой, которая будет охранять их обоих от страстей этого мира. Посредством брака мусульмане продолжают и увеличивают исламскую умму, строят здоровое общество, укрепляют межнациональные и межродовые связи.

Но бывают моменты, когда супруги не могут продолжать совместную жизнь. Может быть, они не сошлись характерами, или страшная ссора оставила раны на их сердцах, и теперь они не хотят быть вместе. Более того, они не могут больше этого терпеть. Такие ситуации нередки. Из них должен быть выход, и он есть. Это развод.

Развод в Исламе является дозволенным, но нежелательным действием, так как он считается самым нелюбимым для Аллаха дозволенным действием. От Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самым нелюбимым (вызывающим гнев) дозволенным действием для Аллаха является развод (таляк)». Хадис передали Абу Дауд, Ибн Маджа и Аль-Хаким. Однако, как мы уже сказали, это действие дозволено, и далее мы узнаем, как правильно совершить развод.

Как развестись?

Развод в Исламе осуществляет мужчина. Каждый мужчина, женившись, имеет три попытки для того, чтобы дать таляк (развод). Чтобы развестись со своей женой, нужно сказать ей ОДИН раз: «Я даю тебе развод!» Этим вы разведетесь со своей женой, но она еще не станет для вас чужой женщиной, и у вас еще будет возможность вернуть ее!

В Исламе установлен довольно мудрый метод развода. Слова развода, как «я с тобой развожусь» нужно сказать жене в период отсутствия хайда (менструаций), при котором у супругов не было полового акта. Если поразмыслить, можно понять величайшую мудрость, сокрытую в такой форме развода. Большинство разводов приходятся на то время, когда между супругами разгорается ссора и в порыве гнева муж бросается ненужными словами. Если бы он подождал до того времени, когда лучше давать развод, то в большинстве случаев он вряд ли развелся бы со своей женой, потому что его гнев может прекратиться и он может с ней помириться.

Если же муж все-таки твердо решил развестись и, дождавшись периода отсутствия у жены хайда, в котором у них не было полового акта, дал ей один таляк, она полностью не освободится от уз брака. С этого момента у женщины начинается срок идды. Это три периода менструального очищения для женщин с менструальным циклом и три месяца для тех женщин, у которых он прекратился. Во время периода идды у мужчины есть право вернуть жену. Такое действие в шариате называется «рудж’а». Он говорит своей разведенной жене: «Я тебя возвращаю», — и она вновь становится его полноценной супругой. Однако, у мужчины теперь останется только две попытки развода, так как одну попытку он уже использовал. Вдумайтесь в мудрость такого метода. Если обида и гнев мужчины не прошли в течение того времени, пока он ждал момент отсутствия хайда, то после первого таляка ему предоставляется время в размере трех месяцев, чтобы обдумать и взвесить свое решение. Это приличный срок, и его достаточно, чтобы забыть все, что случилось между супругами и вернуться к нормальной жизни.

Если в течение срока идды муж не вернет свою супругу, то их брак прекращается. Она становится свободной женщиной и может выйти замуж за другого мужчину. Но запомните хорошенько: мужчина вновь может жениться на ней после того как этот срок закончится, лишь заключив новый брачный договор. Также следует помнить, что, даже если он и женится на ней вновь, попыток развода у него все равно будет только две, потому что он уже использовал одну попытку.

Между ними может произойти новая ссора, и он вновь может дать ей один развод и у нее вновь начнется период идды, и он вновь может вернуть ее, но у него теперь останется только одна попытка развода, после которой женщина должна будет выйти замуж за другого, чтобы вновь вернуться к прежнему мужу.

Всевышний Аллах дает мусульманам три попытки развода, при которых мужчина дважды может вернуть свою жену и жить с ней прежней жизнью. Этот срок предоставлен для того, чтобы подумать, собраться мыслями, взвесить все «за» и «против» и принять верное решение. Но если человек будет без конца разводиться со своей женой, то он подвергнется большому испытанию со стороны шариата – его жена должна будет выйти за другого мужчину, а потом развестись, чтобы вернуться к нему. Этого не хочет ни один нормальный человек. Глупо закрывать для себя все пути возвращения жены и давать сразу три развода!

Всевышний Аллах, ограничив развод тремя попытками, тем самым вложил в слова мужчины, касающиеся развода, больше ответственности, чтобы он не мог играть чувствами женщины и издеваться над ней. Однако по причине невежества, не обращая внимания на нормы шариата, многие мужчины сами создают себе лишние проблемы.

Заключение

Не нужно разводиться со своими женами по пустякам или на поводу эмоций. В первую очередь, старайтесь найти пути разрешения семейных проблем. Ищите причины в
самих себе и пытайтесь их устранить. Но если вы не можете больше жить в браке и решили развестись, давайте один таляк, и не давайте сразу три, чтобы потом не пришлось жалеть об этом. К тому же троекратный развод одним разом не соответствует Сунне и запрещён шариатом.

Передается от Махмуда ибн Лябида, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказали о человеке, который дал своей жене сразу три развода. Он встал, разозлившись, и сказал: «Неужели можно играть Книгой Аллаха, когда я ещё нахожусь среди вас?!» (Ан-Насаи, 3348).

Вопрос:

Мне давно не дает покоя вопрос: почему на Земле столько зла и горя, как Аллах допускает все это, особенно страдания невинных людей?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Благодарим вас за интересный вопрос. В качестве ответа на ваш вопрос мы процитируем статью доктора Мухаммада Х. Сиддика, президента Исламского общества Северной Америки:

«Поистине, Аллах Всемогущий, и Он над всякой вещью мощен (‘аля кулли ша’ин кадир) . Коран повторяет эти слова множество раз. Также сказано, что Аллах является Творцом и наилучшим Создателем: «Благословен Аллах, лучший из творцов» (23, 14).

Но тогда возникает вопрос – почему в мире существуют боль и страдания? Мы видим, что в этом мире есть болезни, старость и смерть. Мы видим уродливые и некрасивые вещи, глупых и сумасшедших людей. Видим бури, наводнения, землетрясения и голод. Людей, которые совершают преступления, жадных, злых, лживых и неверных. В мире совершаются убийства, изнасилования и бесконечные войны. Существует зло, вызванное людьми и стихийными бедствиями. От некоторых проявлений зла страдают отдельные люди, а иногда и целые народы.

Но это также неполная картина мира. Кроме этих негативных вещей, мы также видим красоту, здоровье, процветание, рождение новых людей, мудрость, интеллект и прогресс. Мы видим людей, проявляющих лучшие качества веры, искренности, милосердия, любви и жертвенности. Мы видим множество примеров добродетели и благочестия. Так что неправильно говорить лишь об одной – плохой – стороне медали.

Также является фактом, что блага в мире больше, чем зла. Здоровых людей больше, чем больных. Живущих благополучной жизнью больше, чем страдающих и несчастных. Честных и порядочных больше, чем преступников. Добро – это правило, а зло является исключением. Добродетель – это норма, а грех – отклонение от нормы.

Но тогда возникает вопрос: почему Аллах допускает это исключение из правил?

Коран говорит нам о том, что добро и зло, все, что совершается, происходит по воле Аллаха. Только Всевышний знает в совершенстве все, что происходит в мире. Мы конечные существа и не можем полностью понять Его бесконечную волю и мудрость. Он устраивает дела во вселенной таким образом, каким считает нужным. Коран говорит нам о том, что Аллах Мудрый и все, что Он делает, правильно, хорошо и справедливо. Мы должны полагаться на Его Волю. Нам не сообщаются все подробности о Его решениях, но Всевышний дал нам руководство к жизни, которого для нас достаточно. Есть несколько моментов, которые мы должны иметь в виду, чтобы понять этот вопрос:

1. Прежде всего, мы должны иметь в виду, что Аллах не сделал этот мир вечным. Этот мир временный, все, что здесь находится, имеет ограничения во времени и когда-то придет к концу. Ни хорошие, ни плохие вещи этого мира не вечны. Мы живем здесь в течение короткого времени, и мы проходим здесь испытания. Те, кто выдержит это испытание, обретет счастливую жизнь в будущем мире, который будет вечным. Кто не пройдет испытания, увидит последствия своих злых дел и грехов.

2. Аллах поместил в этот мир определенные физические и моральные законы. Страдания и зло случаются тогда, когда один или несколько из этих законов нарушаются. Физические законы основаны на причинах и следствиях. Болезни случаются чаще всего, если не следить за своим здоровьем или находиться в обществе больных людей. Дорожные аварии случаются, если не соблюдать правила дорожного движения, не ремонтировать и не проверять транспортные средства, не следить за состоянием дорог. Изучение причин и следствий очень важно, чтобы жить в безопасности. Даже здесь мы должны иметь в виду, что Аллах часто спасает нас, даже если мы проявляем халатность и небрежность. Сколько раз бывало так, что мы не бываем достаточно осторожны при езде на автомобиле, однако благополучно достигаем места назначения. Если посмотреть, как люди передвигаются по дорогам в наших городах, приходится удивляться, что происходит довольно мало несчастных случаев.

Аллах сказал:

«Милостивый (к Своим рабам) (Аллах) научил (человека) Корану (облегчив его чтение, понимание и запоминание), (и Он) ­­­­сотворил человека, (и) научил его изъясняться [выражать свои мысли] (отличив его тем самым от других).
Солнце и луна (двигаются) по (точному) расчёту, и звёзды (на небе) и деревья (на земле) преклоняются ниц (своему Господу). И небо Он [Аллах] воздвиг (над землёй) и установил весы [справедливость] (и повелел Своим творениям быть справедливыми), чтобы вы не преступали (границ) в весах (когда взвешиваете другим).
И устанавливайте вес беспристрастно [справедливо] и не уменьшайте вес (когда взвешиваете людям)! И землю Он положил [распростёр] для творений» (Ар-Рахман, 1-10).

Если мы нарушаем границы, установленные Аллахом, то нечего удивляться неприятным последствиям. Лишь по милости Аллаха мы в большинстве случаев избегаем неприятностей. Строго говоря, приходится удивляться не тому, что Аллах допускает страдания в нашей жизни, а тому, сколько раз Он защищает и спасает нас, когда мы грешим.

В Коране сказано:

«И если бы Аллах стал наказывать людей за то, что они приобрели [за те грехи, которые они совершают] (только в этом мире), то Он не оставил бы на поверхности её [земли] ни одного живого существа. Но Он даёт им отсрочку до определённого предела (как в этом мире, так и до Дня Суда). А когда наступит их срок, то поистине Аллах видит Своих рабов, (и воздаст им за то, что они совершали)!» (35, 45)

Но иногда Аллах все-таки наказывает людей за нарушение Его законов, физических или моральных. В Коране рассказано, что многие общины и целые народы были уничтожены за греховный образ жизни:

«А если они [твой народ] отвергнут (о, Мухаммад), то уже отвергли (своих пророков) (ещё) до них народ (пророка) Нуха, и адиты [народ пророка Худа], и самудяне [народ пророка Салиха], и народ (пророка) Ибрахима, и народ (пророка) Лута, и жители Мадьяна [народ пророка Шуайба]; отвергнут был и (пророк) Муса. И Я давал неверным отсрочку (наказания) [не наказывал сразу], потом схватил Я их (всех) (наказанием). И каково же было Моё негодование! И сколько селений [их жителей] Мы погубили (ниспослав на них наказание), когда они [их жители] были злочинщиками [неверующими]! И вот они [те города и селения] (теперь) разрушены до оснований (и в них никто не живёт)! И сколько колодцев заброшенных (по причине смерти жителей селений) и дворцов воздвигнутых!» (22, 42-45)

3. Также страдания могут быть проверкой и испытанием для некоторых людей. Аллах допускает страдания в жизни людей, чтобы проверить их терпение и преданность Ему. Даже пророки и посланники испытывали страдания в своей жизни. Айюбу, который упоминается в Коране как пророк, пришлось перенести много несчастий, однако он был терпелив. Хорошие люди иногда страдают, но их страдания приносят пользу другим и служат полезным уроком другим людям. Мученики умирают за веру, солдаты отдают жизнь за свою родину и свой народ, и люди учатся на этих прекрасных примерах.

4. Иногда Аллах допускает страдания в жизни некоторых людей, чтобы проверить окружающих их людей – как они среагируют на чужое несчастье. Когда вы видите больного или бедного и нуждающегося человека, вы проходите испытание от Аллаха. Всевышний посылает вам встречу с этим человеком, чтобы проверить вашу веру и сострадание. В очень трогательном хадисе-кудси рассказано:

«В Судный день Аллах скажет некоторым людям: «О, сын Адама, Я был болен, а ты не посетил Меня». Человек удивится: «О, мой Господь, как я мог посетить Тебя, когда Ты Господь миров?» Аллах ответит ему: «Разве ты не знаешь, что когда раб Мой такой-то болел, и ты не посетил его? Если бы ты посетил его, то ты сделал бы это для Меня».

Другому человеку Аллах скажет: «О, сын Адама, Я был голоден, а ты не накормил Меня». Он ответит: «О, мой Господь, как я мог тебя накормить, ведь Ты Господь миров?» Аллах скажет: «Разве ты не знаешь, что раб Мой такой-то был голоден, а ты не накормил его? Разве ты не знаешь, что если бы ты помог ему, ты сделал бы это для Меня».

Еще одному будет сказано: «О, сын Адама, Я просил пить, а ты не напоил Меня». Он ответит: «О, мой Господь, как я мог тебя напоить Тебя, ведь Ты Господь миров?» Аллах скажет: «Разве ты не знаешь, что раб Мой такой-то просил у тебя воды, а ты не напоил его? Если бы ты помог ему, ты сделал бы это для Меня» (Муслим, хадис 4661).

Известно, что пророк Иса (Иисус), мир ему, также сообщил людям подобные вещи (См. Евангелие от Матфея, 25: 35-45).

Итак, в итоге можно сказать, что страдания происходят в нашей жизни, чтобы научить нас, что мы должны придерживаться физических и нравственных законов Аллаха. Страдания и несчастья – это испытание нашей веры и нравственности. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с несчастьем, мы должны спросить себя: «Не нарушили ли мы какой-то закон Аллаха?» Нам следует изучить проблему и исправить свою жизнь: Если это наказание, то нужно просить прощения и исправить свою жизнь. Если это испытание, то нужно приложить усилия, чтобы пройти его.

Верующие люди встречают страдания молитвами, покаянием и добрыми делами. Неверующие же впадают в сомнения и недоумение. Они обвиняют Всевышнего и недовольны Его решением.

Пусть Аллах удержит нас на правильном пути, амин!»

А Аллах знает лучше.

Муфтий Сухайл Тармахомед