Что такое безопасность полетов определение. Безопасность полетов в гражданской авиации. Управление инспекции по безопасности полетов

Анализ состояния безопасности полетов за последние 10 лет показывает, что в 1998 - 2003 годах в коммерческой гражданской авиации отмечалось сокращение общего числа авиационных происшествий.

Однако с 2004 года положение дел стало ухудшаться. Прослеживается тенденция роста числа аварий и катастроф.

В 2008 году состояние аварийности в коммерческой авиации характеризовалось следующими показателями: произошло 8 катастроф в которых погибло 129 человек, 5 аварий, 912 инцидентов, 5 чрезвычайных авиационных происшествий.

Самые тяжелые последствия в прошедшем году имела катастрофа самолета В737 авиакомпании «Аэрофлот-НОРД» в аэропорту Пермь. В ней погибло 88 человек.

Расследование катастрофы завершено в мае этого года. На примере данной катастрофы рассмотрим недостатки имеющиеся в работе Центрального аппарата Росавиации, территориальных органов и авиаперевозчиков.

В ходе расследования установлены причины, приведшие к данному авиационному происшествию. К ним относятся:

  1. Программы подготовки пилотов в авиакомпании разрабатывались на основе устаревшей ППЛС ГА-92, которая не учитывала особенностей подготовки пилотов не имевших опыта выполнения полетов на воздушных судах зарубежного производства, с электронной индикацией, в двухчленном составе экипажа. Данная программа была разработана в авиакомпании и утверждена в территориальном управлении. Тем самым руководителем управления были превышены свои должностные полномочия.
  2. Непосредственной причиной авиационного происшествия явилась потеря пилотом пространственной ориентировки, ставшая следствием невыполнения экипажем стандартных операционных процедур, а также наличие отложенных дефектов по MEL, которые не были устранены техническим составом. Длительное не устранение дефектов, не использование требований карты поиска неисправностей и наличие значительного числа продленных отложенных дефектов свидетельствует о неудовлетворительном качестве технического обслуживания самолета в авиакомпании и слабом уровне подготовки персонала ОАО «ВАРЗ-400», осуществлявшим это обслуживание.
  3. Отсутствие в авиакомпании квалификационных требований по знанию английского языка для членов лётных экипажей и технического персонала эксплуатирующих воздушные суда иностранного производства с документацией на английском языке.
  4. Квалификация инструкторского и командно-летного состава не позволила объективно определить недостаточный профессиональный уровень подготовки пилотов, что сказалось на формировании экипажа.
  5. Отсутствие инструктивных материалов регламентирующих порядок тренировки экипажей при переучивании и регулярных тренировок по процедурам действий при потере пространственного положения самолета.
  6. Непосредственно перед катастрофой авиакомпания проверялась МТУ, специалисты которого не имели допуска к эксплуатации иностранных воздушных судов. Они не выявили ни одного недостатка. Однако при проверке организации летной работы в авиакомпании после катастрофы комиссией Росавиации и Ространснадзора были выявлены серьезные нарушения.

Следует отметить, что все указанные недостатки присущи многим авиакомпаниям и над их устранением необходимо работать. Замечания отмеченные в акте относительно Росавиации центральным аппаратом устранены. Утверждены Программа подготовки пилотов и Положение о пилотах экзаменаторах.

В 2009 году с гражданскими воздушными судами коммерческой авиации Российской Федерации произошло: 2 катастрофы, в которых погибло 11 человек, 1 авария и 298 инцидентов.

12 января 2009 года произошла катастрофа вертолета Ми-2, принадлежащего ЗАО «Авиакомпания «Конверс Авиа», погибло 4 человека;

09 января 2009 года потерпел катастрофу вертолет Ми-171, принадлежащий ООО «Авиапредприятие «Газпромавиа», погибло 7 человек.

В ряде авиационных событий с вертолетами авиакомпаний и эксплуатантов АОН прослеживается негативная роль заказчика авиационных работ, которые вынуждают эксплуатантов выполнять полеты с нарушениями требований нормативных документов, руководствуясь только экономическими соображениями. Подобные нарушения становятся возможными при отсутствии должного контроля со стороны территориальных управлений за организацией и выполнением полетов подконтрольных эксплуатантов, а также отсутствием должного анализа при согласовании полетов на подконтрольной территории воздушными судами и экипажами других территориальных управлений.

Наглядным примером недобросовестного выполнения своих обязанностей и нарушения документов, регламентирующих летную деятельность являются действия экипажа самолета Ту-154 авиакомпании ЮТэйр который 24 апреля с.г. выполнял полет из Москвы в Самару. С момента взлета и до высоты 7700 метров экипаж не убрал шасси. Это в совокупности с дальнейшими безграмотными действиями экипажа привело к несанкционированному и неконтролируемому снижению воздушного судна. Причины серьезного авиационного инцидента обусловлены неграмотными действиями экипажа вследствие нарушения требований Руководства по летной эксплуатации и документов, регламентирующих правила полетов.

Также экипажем были нарушены требования по обязательному выполнению доклада об изменении высоты полета, а по прибытию в аэропорт Курумоч (Самара) имело место сокрытие данного авиационного события.

Для исключения подобных событий в будущем, Росавиацией приняты следующие меры:

Экипаж от полетов отстранен;

Проведена внеочередная инспекторская проверка Летного отряда № 7 летного директората ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», г. Самара;

Принято решение о приостановлении полетов авиационной эскадрильи самолетов Ту-154, Ту-134;

Еще одной проблемой, на которую необходимо обратить внимание является реализация рекомендаций по результатам расследований авиационных происшествий. Разработанные рекомендации реализуются в течение длительного времени и зачастую не полностью. Обратная связь о принятии (непринятии) рекомендаций до последнего времени отсутствовала. Начиная с августа 2008 года Росавиация ужесточила требования в этом направлении.

В целях предотвращения ситуаций, связанных с недостатками в организации летной работы, в феврале 2009 года Росавиацией проведено специальное совещание с представителями территориальных органов. На совещании рассмотрены недостатки в организации и проведении расследований авиационных событий, даны конкретные рекомендации по их исключению.

В центральном аппарате Росавиации и в территориальных управлениях созданы Объединенные координационные центры осуществляющие круглосуточное дежурство. Это позволило постоянно отслеживать ситуацию, складывающуюся в гражданской авиации и оперативно реагировать на возникающие проблемы.

Росавиацией осуществляется ряд других мер направленных на повышение уровня безопасности полетов:

- решением ФАВТ введено в действие Положение об инструкторах и инструкторах-экзаменаторах авиапредприятий гражданской авиации, что позволит улучшить эффективность государственного контроля за подготовкой экипажей воздушных судов;

- организована и проводится перерегистрация всех центров по сертификации;

- проводятся внеплановые инспекторские проверки авиакомпаний, имеющих неустойчивое финансово-экономическое состояние;

- решением ФАВТ введена в действие Типовая программа подготовки пилотов;

- организовано и проведено совещание с руководством Департамента послепродажного обслуживания авиационной техники Управляющей компании ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» по вопросу организации послепродажного сопровождения выпущенной промышленностью авиационной техники.

Большая роль в деятельности Росавиации отводится инспекционным проверкам и инспекционному контролю.

В 2009 году проведена 841 инспекционная проверка по различным направлениям. Данные проверки проводились представителями центрального аппарата Росавиации, а также инспекторами территориальных управлений.

По итогам проверок аннулировано 10 сертификатов эксплуатанта. Двум эксплуатантам действие свидетельства эксплуатанта приостанавливалось.

Вопросы управления безопасностью полетов остро стоят в летных учебных заведениях. В 2006-2007 годах в авиационные училища стали поступать новые воздушные суда первоначального обучения. Период освоения новой техники осложнился увеличением налета на курсанта до 150 часов. Это обусловлено требованиями ИКАО для получения свидетельства коммерческого пилота.

Решая проблемы безопасности полетов Росавиация тесно взаимодействует с авиационными властями многих государств и международными организациями.

Так в период с 9 по 11 июня 2009 года прошла встреча представителей Росавиации и Федерального агентства гражданской авиации (FAA) США. В ходе переговоров стороны детально ознакомились со структурой и полномочиями авиационных властей, обсудили текущее состояние отрасли, обменялись опытом и приняли решение о возобновлении совместной работы.

Безопасность полётов -- комплексная характеристика воздушного транспорта и авиационных работ, определяющая способность выполнять полеты без угрозы для жизни и здоровья людей.

В зависимости от рассматриваемого аспекта концепция безопасности полётов может иметь различные интерпретации, такие, как:

нулевой уровень авиационных происшествий (или серьёзных инцидентов) -- точка зрения, широко распространенная среди пассажиров;

отсутствие опасности или риска; то есть факторов, которые причиняют или могут причинить ущерб;

отношение сотрудников к небезопасным действиям и условиям (отражает «безопасную» корпоративную культуру);

степень, до которой присущий авиации риск является «приемлемым»;

процесс выявления источников опасности и контроля факторов риска;

недопущение потерь в результате авиапроисшествий (человеческих жертвы, а также нанесение ущерба имуществу и окружающей среде).

Хотя недопущение происшествий (или серьёзных инцидентов) было бы желательным результатом, стопроцентный уровень безопасности является недостижимой целью. Несмотря на все усилия по предотвращению сбоев и ошибок, они, тем не менее, будут иметь место. Ни один вид человеческой деятельности и ни одна искусственная система не могут гарантированно считаться абсолютно безопасными, то есть свободными от риска. Безопасность является относительным понятием, предполагающим, что в «безопасной» системе наличие естественных факторов риска считается приемлемой ситуацией.

Безопасность все в большей степени рассматривается как контроль факторов риска. Таким образом, для целей настоящего Руководства под безопасностью подразумевается следующее: Безопасность представляет собой состояние, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.

Авиационная безопасность - нормальная и безопасная деятельность авиации, обеспечиваемая предупреждением и предотвращением актов незаконного вмешательства в ее деятельность.

Незаконное вмешательство в деятельность авиации - противоправное действие или бездействие, посягающее на нормальную и безопасную деятельность авиации, повлекшее несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна или создавшее угрозу наступления таких последствий.

Анализ состояния безопасности

Анализ материалов состояния безопасности полетов в период с 2002 года по 2004 год показывает тенденцию к снижению количества авиационных событий с гражданскими воздушными судами Республики Казахстан (таблица11). Общее количество авиационных событий уменьшилось на 10 %, общее количество авиационных инцидентов и инцидентов, связанных с конструктивно-производственными недостатками, уменьшилось на 30 %.

В тоже время количество авиационных инцидентов и инцидентов, связанных с конструктивно-производственными недостатками воздушных судов, указывают на износ авиационной техники.

Сравнительный анализ авиационных событий с 2002 по 2005 годы

Таблица 11 - Сравнительный анализ авиационных событий с 2002 по 2005 годы

Контроль за безопасностью полетов всех субъектов гражданской авиации независимо от форм собственности осуществляет Комитет гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (далее - Комитет гражданской авиации). Для проведения профилактических мероприятий, в целях предупреждения отказов и неисправностей авиационной техники, ежегодно выпускается информационный бюллетень о состоянии безопасности полетов и поддержания норм летной годности, где обстоятельно изложены причины авиационных событий.

Недостаточное финансирование программ подготовки и повышения квалификации в учебных центрах Межгосударственного авиационного Комитета и других международных организациях гражданской авиации специалистов Комитета гражданской авиации, предусмотренных в Программе развития отрасли гражданской авиации на 2003-2005 годы, не способствует качественному расследованию авиационных происшествий и их предотвращению в дальнейшем.

Обеспечение безопасности полетов и качества авиационных услуг осуществляется также Комитетом гражданской авиации посредством проведения сертификации и лицензирования организаций гражданской авиации.

Ситуация в сфере авиационной безопасности в настоящее время характеризуется как активно развивающаяся в направлении укрепления степени защиты аэропортов и авиакомпаний от актов незаконного вмешательства.

В частности, разработаны и утверждены основные нормативные правовые акты (Правила авиационной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июля 2003 года N 746 ДСП, Инструкция-программа авиационной безопасности Республики Казахстан, утвержденная приказом Председателя Комитета гражданской авиации от 12 ноября 2003 года N 523 ДСП), регламентирующие деятельность организаций гражданской авиации в сфере авиационной безопасности.

Улучшается техническая сторона обеспечения авиационной безопасности в аэропортах городов Астана, Алматы, Актау, Костанай, Тараз, Шымкент, Уральск, Усть-Каменогорск.

Вместе с тем, основной проблемой все еще остается необходимость продолжения совершенствования нормативной базы, детализирующей производственную деятельность САБ аэропортов, проведения технического переоборудования аэропортов, не имеющих достаточных объемов перевозок, а также ужесточения требований административного законодательства по обеспечению авиационной безопасности.

Кроме того, изучение ситуации в аэропортах показывает, что отсутствие подчинения САБ аэропортов единому руководству предопределяет субъективную зависимость руководителей САБ от руководителей аэропортов, в том числе прямую материальную зависимость эффективности деятельности САБ от решения финансовых вопросов.

Одним из основополагающих принципов управления отраслью гражданской авиации Республики Казахстан является принцип Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО), возлагающий ответственность на государство за обеспечение безопасности полетов и авиационную безопасность. В связи с чем, в ряде стран дальнего зарубежья созданы или создаются государственные службы авиационной обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности

Безопасность полётов

Безопасность полётов

Определяется способностью авиационной транспортной системы осуществлять воздушные перевозки без угрозы для жизни и здоровья людей. Авиационная транспортная, система включает (), экипаж, службу подготовки и обеспечения полёта, службу управления воздушным движением. На исход полёта влияет большое число факторов, закономерности возникновения которых весьма сложны и во многие случаях ещё недостаточно изучены. Обеспечение Б. п. в широком смысле можно характеризовать как совокупность мер, предпринятых в процессе создания воздушного судна и его эксплуатации с целью сохранения здоровья экипажей и пассажиров. Чтобы обеспечить Б. п., необходимо предусмотреть и практически выполнить все необходимые меры, касающиеся специальной подготовки и точного исполнения обязанностей лётным и диспетчерским составом, надёжности, авиационной техники и подготовки к полёту летательного аппарата, а также правильного прогнозирования и оценки обстановки и метеоусловий, в которых будет осуществляться . Эти меры, определяемые на основе исследований, практического опыта лётной работы и всестороннего анализа авиационных происшествий, входят в документацию, регламентирующую лётную работу. Для решения проблемы безопасности на воздушном транспорте проводятся работы и мероприятия, направленные на совершенствование организации, технического оснащения и повышение квалификации персонала всех служб воздушного транспорта, на создание потенциально безопасного летательного аппарата, соответствующего уровню и условиям эксплуатирующих организаций, на обеспечение выживаемости пассажиров и экипажа при попадании летательного аппарата в аварийную ситуацию.
При рассмотрении вопросов Б. п. следует учитывать весьма ощутимые потери, которые несёт общество от авиационных происшествий: не поддающийся подсчёту социальный ущерб, связанный с гибелью людей; чистые экономические потери (потери техники, компенсация за утерянное имущество и т. п.); потери вследствие уменьшения доверия к воздушному транспорту. Увеличение пассажировместимости современных самолётов поставило катастрофу самолёта в разряд национального бедствия. Обеспечение Б. п. требует объединения усилий создателей авиационной техники и эксплуатационников на всех этапах проектирования, постройки и эксплуатации воздушных судов.
Оценка состояния Б. п. проводится по количественным показателям, в качестве которых использует Б. п., определяемый абсолютными (число авиационных происшествий, число катастроф, число погибших) и относительными (число происшествий, приходящихся на 100 тысяч ч налёта или на 100 тысяч полётов, число катастроф на 100 тысяч ч налёта, число жертв (экипаж плюс пассажиры) на 1 миллион перевезённых или на 100 миллионов пассажиро-км) и другими показателями.
Согласно имеющимся оценкам за достаточно длительный период времени (10-15 ) уровень безопасности пассажирских перевозок в Европе характеризуется следующими средними цифрами (миллионов пассажиро-миль на одного погибшего пассажира): железнодорожный транспорт 770, рейсовые полёты летательные аппараты 185, полёты вне расписания 100, автомобильный транспорт 67, полёты на частных самолётах 6, езда на мотоциклах 3. Вероятность катастрофы для пассажира в среднем не превышает 1 на 500 тысяч полётов.

Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .


Смотреть что такое "Безопасность полётов" в других словарях:

    Безопасность - получить на Академике рабочий купон на скидку Redmond или выгодно безопасность купить с бесплатной доставкой на распродаже в Redmond


Данные на экипаж воздушного судна:

командир воздушного судна - 1965 г.р., линейный пилот, общий налет 13125 часов, в качестве командира самолета RRJ-95 - 1080 часов;

второй пилот -1980 г.р., коммерческий пилот, общий налет 3200 часов, на самолете RRJ-95 - 1300 часов.

На аэродроме Якутск с мая 2018 года производятся работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы (ВПП-05R/23L), в связи чем порог ВПП-05R был перенесен в сторону контрольной точки аэродрома (КТА) на 1150 метров, а располагаемая посадочная дистанция ВПП-23L уменьшена до 2248 метров. Посадка воздушных судов на ВПП-05R запрещена. Информация о введенных ограничениях была включена в НОТАМ А4144/18.

После посадки самолета на ВПП-23L (магнитный курс посадки 232°) произошло выкатывание самолета за пределы его рабочей части на расстояние около 250 метров на реконструируемый участок ВПП. При движении самолета по нерабочей части летного поля произошло разрушение основных опор шасси и повреждение силовых элементов планера. По предварительным данным, за медицинской помощью после авиационного происшествия обратились 4 пассажира.

Посадка производилась в следующих метеоусловиях: ветер: 50° 3 м/с, видимость: более 10 км, облачность: значительная разорванная с высотой нижней границы 600 метров, кучево-дождевая, температура: минус 3°C, точка росы: минус 4°С, давление: QNH 1012 гПа.

Первоначально состояние ВПП-23L оценивалось коэффициентом сцепления - 0,45. Эта же информация была передана, по предварительным данным, экипажу воздушного судна. Однако, при проведении после авиационного события оценки состояния искусственного покрытия на ВПП-23L был зафиксирован гололед, значения коэффициента сцепления после замера составили - 0,25/0,32/0,25, что может свидетельствовать о ненадлежащем поддержании в эксплуатационном состоянии элементов летного поля аэродромной службой аэропорта Якутск.

Самолет RRJ-95B RA-89011 эксплуатировался с отложенной неисправностью - деактивировано реверсивное устройство двигателя № 2. Согласно ограничениям перечня минимального оборудования выполнение посадки с деактивированными реверсами двигателей допускается при коэффициенте сцепления не ниже 0,4.

В марте 2018 года на совещании по проблемным вопросам эксплуатации аэродрома Якутск в период реконструкции ВПП Росавиацией обращалось внимание авиакомпаний на необходимость проработки дополнительных мер, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации воздушных судов с учетом ограничений взлетно-посадочной дистанции.

В 2018 году Росавиацией в ходе проведения проверок деятельности АО «Авиакомпания «Якутия» на соответствие требованиям федеральных авиационных правил были выявлены существенные нарушения требований воздушного законодательства Российской Федерации, в том числе:

нарушение максимальной продолжительности полетных смен летных экипажей воздушных судов;

невыполнение технического обслуживания воздушных судов в установленные сроки;

нарушение сроков замены изделий самолета с ограниченным ресурсом;

фальсификация производственно-технической документации.

По результатам проведенных проверок комиссиями Росавиации делались заключения о том, что система управления безопасностью полетов авиакомпании не в полной мере соответствует установленным требованиям, руководство авиакомпании не способно принимать эффективные меры по устранению недостатков в деятельности авиапредприятия.

В настоящее время Росавиацией рассматривается вопрос о внесении ограничений в действие сертификата эксплуатанта АО «Авиакомпания «Якутия» в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил.

После авиационного происшествия работы по эвакуации самолета с ВПП продолжались более 12 часов, что свидетельствует об отсутствии в аэропорту необходимого оборудования и надлежащей подготовки персонала. Как следствие, деятельность аэропорта была частично парализована - обеспечивался только вылет воздушных судов (на прием воздушных судов аэропорт был закрыт).

В марте 2017 года письмом от 13.03.2018 № Вн-2589/04 Росавиация обращала внимание операторов аэродромов на необходимость наличия оборудования для эвакуации воздушных судов, потерявших способность двигаться, для эксплуатируемых типов воздушных судов.

Следует также отметить, что ежегодно Росавиацией готовятся и направляются в адрес организаций гражданской авиации рекомендации по принятию дополнительных мер, направленных на снижение рисков, связанных с нарушениями, приводящими к выкатываниям воздушных судов за пределы ВПП. На эти же вопросы акцентировалось внимание в директивном письме Росавиации от 30.07.2018 № Исх-18920/02 «Об организации контроля подготовки организаций гражданской авиации к выполнению и обеспечению полетов в осенне-зимний период 2018 - 2019 годов».

Предлагаю:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации:

1.1. Довести настоящую информацию до подконтрольных организаций гражданской авиации.

1.2. Провести анализ содержащихся в разделе 4.5 Руководства по деятельности оператора аэродрома процедур проверки состояния рабочей площади аэродрома в части наличия в них требований об увеличении частоты проверок состояния ВПП (изменения коэффициента сцепления, площади и толщины слоя осадков) в метеорологических условиях, способствующих снижению эффективности торможения.

1.3. Во всех международных аэропортах и аэропортах федерального значения до 10.11.2018 организовать проведение внеплановых занятий с персоналом и тренировок по отработке действий при эвакуации воздушных судов (для эксплуатируемых типов воздушных судов), потерявших способность двигаться.

2. Руководителям организаций гражданской авиации:

2.1. Изучить настоящую информацию с персоналом по эксплуатационному содержанию аэродрома и персоналом по управлению воздушным движением с использованием ранее выпущенных Росавиацией информаций по безопасности полетов (№ 26 за 2015 год; № 22 за 2016 год; № 5 и 19 за 2017), а также материалов, размещенных на официальном сайте Росавиации по адресу https://www.favt.ru/dejatelnost-lms-beopasnost-vpp/ .

2.2. Обратить внимание летного и инженерно-технического персонала на ограничения, содержащиеся в перечне минимального оборудования (MEL), связанные с продолжением эксплуатации воздушного судна при неисправностях реверсивных устройств, тормозных щитков (спойлеров, интерцепторов), тормозов колес основных опор шасси, а также на дополнительные ограничения располагаемых взлетных и посадочных дистанций, публикуемые в документах аэронавигационной информации.

2.3. Провести дополнительную тренажерную подготовку членов летных экипажей на отработку следующих элементов:

захода на посадку по системе ОСП;

выполнения посадки в условиях дефицита располагаемой посадочной дистанции с учетом фактических условий (метеорологические условия; состояние покрытия ВПП; предусмотренные и не предусмотренные MEL (возникшие в полете) отказы систем воздушного судна, увеличивающие дистанцию пробега);

отказа реверсивных устройств и системы торможения на пробеге;

2.4. На период реконструкции ВПП аэродрома Якутск запретить выполнение полетов самолетов с неисправностями, исключающими возможность использования при посадке реверсивных устройств двигателей, тормозных щитков (спойлеров, интерцепторов) или тормозов колес основных опор шасси, указанными в перечне минимального оборудования (MEL).

3. Начальнику Управления инспекции по безопасности полетов Росавиции С.С. Мастерову организовать контроль за исполнением настоящей информации.

Безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации (далее - безопасность полетов) представляет собой состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска. При решении вопросов безопасности полетов на нынешнем этапе развития гражданской авиации необходимо учитывать стремительный рост объемов перевозок, массовое обновление парка воздушных судов и смену поколения авиационных специалистов.

В последние годы значительные усилия были направлены на изучение причин происшествий в авиации. Общепризнанным является тот факт, что большинство происшествий обусловлено ошибками человека, являющегося последним звеном в цепочке факторов, которые приводят к происшествию. Авиационные происшествия часто обусловлены организационными факторами. Большинство звеньев в цепочке событий и факторов, приводящих к аварии, поддаются контролю.

После проведения глубоких исследований тенденций развития воздушных перевозок и авиационной индустрии Международная организация гражданской авиации пришла к выводу, что наиболее эффективным способом повышения безопасности полетов является внедрение системного подхода к управлению безопасностью полетов. Результатом этих исследований стало внесение существенных изменений в обязательные для исполнения международные стандарты, предусмотренные приложениями 6, 11 и 14 к Конвенции о международной гражданской авиации (далее - международные стандарты). Международными стандартами предусматривается установление государством приемлемого уровня безопасности полетов при эксплуатации воздушных судов, при обслуживании воздушного движения и эксплуатации аэродромов, а также принятие государственной программы безопасности полетов в целях обеспечения указанного уровня безопасности. В рамках реализации такой программы государства должны устанавливать для авиапредприятий, аэропортов, организаций по техническому обслуживанию воздушных судов и организаций по обслуживанию воздушного движения требования к введению приемлемых для государства систем управления безопасностью полетов с целью:

определения риска для безопасности полетов;

обеспечения принятия корректирующих действий, необходимых для поддержания приемлемого уровня безопасности полетов;

проведения постоянного мониторинга и регулярной оценки обеспечиваемого уровня безопасности полетов;

постоянного повышения общего уровня безопасности полетов.

Международными стандартами предусматривается в рамках системы управления безопасностью полетов необходимость четкого определения иерархии ответственности в вопросах безопасности полетов в авиапредприятии и организациях, в том числе прямой ответственности за безопасность полетов со стороны старшего руководства.

Для оказания практической помощи государствам в реализации системного подхода к решению вопросов безопасности полетов в 2006 году Международной организацией гражданской авиации разработано руководство по управлению безопасностью полетов.

Реализация в Российской Федерации Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации (далее - Программа) позволяет гармонично включиться в работу по реализации Глобального плана обеспечения безопасности полетов Международной организации гражданской авиации, а также создать существенный задел для укрепления позиций Российской Федерации при решении вопросов о направлениях развития международной гражданской авиации, что является одной из важных составляющих эффективного социально-экономического развития Российской Федерации.

Программа определяет стратегические цели, направленные на существенное повышение безопасности полетов и осуществление приемлемого для государства уровня безопасности полетов для вновь создаваемой авиатехники и имеющихся в эксплуатации воздушных судов и оборудования.

Программа учитывает анализ результатов расследования авиационных происшествий и инцидентов с воздушными судами гражданской авиации, а также выявленные в работе авиационно-транспортной системы недостатки за длительный период. Программа направлена на предотвращение авиационных происшествий, которые могут быть устранены усилиями органов законодательной власти и органов исполнительной власти Российской Федерации и авиационных организаций Российской Федерации.

Обеспечение безопасности полетов при воздушных перевозках пассажиров и грузов является приоритетной задачей государства. При этом в условиях рыночной экономики роль государства должна заключаться во введении требований ко всем элементам авиационно-транспортной системы и организации контроля за их исполнением.

Принимая во внимание тенденции интеграции отечественной авиации в мировую экономику, российская система норм должна быть гармонизирована с аналогичными зарубежными нормами.

Большинство авиационных происшествий происходит из-за ошибок экипажа, но производители воздушных судов, как показали исследования, могут предотвратить подобные происшествия путем принятия соответствующих конструктивных мер. В Программе уделяется особое внимание вопросам предотвращения ошибок экипажа, связанных с управлением системами воздушных судов и с выходом параметров полета за ограничения.

Парк воздушных судов, эксплуатируемых в России, стоит перед проблемой продления ресурса и замены авиационной техники. В связи с этим планируется проведение соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по продлению эксплуатации воздушных судов без угрозы для безопасности полетов.

Программа содержит направления и этапы работ, перечень исполнителей, сроки выполнения работ и ожидаемый результат от ее внедрения.

Ожидаемым результатом выполнения работ является повышение уровня безопасности полетов.

Предварительная оценка эффективности реализации всех предусмотренных Программой направлений работ показала, что частота авиационных происшествий может быть снижена примерно в 2 - 2,5 раза.

Программа также содержит предложения, связанные с перспективными научно-исследовательскими работами, позволяющими осуществить переход на новый уровень качества авиационной техники и подготовки авиационного персонала для ее безопасной эксплуатации.

II. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

В основе управления безопасностью лежит системный подход к выявлению источников опасности и контролю факторов риска в интересах сведения к минимуму человеческих жертв, материального ущерба, а также финансовых, экологических и социальных последствий.

По определению Международной организации гражданской авиации государственная программа обеспечения безопасности полетов представляет собой комплекс правил и мер, направленных на повышение уровня безопасности полетов.

Управление безопасностью полетов требует планирования организационных мероприятий по выявлению и устранению рисков авиационных происшествий, взаимодействия по вопросам предотвращения авиационных происшествий всех участников авиационной транспортной системы при производстве полетов, их обеспечении и расследовании авиационных событий.

Затраты на мероприятия по обеспечению безопасности полетов окупаются за счет сокращения размеров ущерба от авиационных происшествий и повышения эффективности авиатранспортной деятельности.

Система управления безопасностью полетов организации гражданской авиации представляет собой упорядоченный подход к обеспечению безопасности полетов, включающий необходимые организационные структуры, сферы ответственности, руководящие принципы, политику и процедуры.

Система управления безопасностью полетов дает организации гражданской авиации возможность прогнозировать и устранять проблемы до того, как они приведут к авиационному происшествию.

Программно-целевой подход необходим для концентрации в рамках Программы государственных ресурсов и частных инвестиций с целью решения ключевых проблем безопасного развития гражданской авиации, обеспечения сбалансированной и оптимальной последовательности решения задач, запуска механизма системы управления безопасностью полетов в организациях гражданской авиации. Программа предусматривает масштабное вовлечение бизнеса в формирование и реализацию системы приоритетов безопасного развития гражданской авиации. При этом роль государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты со стратегическими долгосрочными перспективами.

III. Цель и задачи программы

Целью Программы является устранение проблем и внедрение системы управления безопасностью полетов в гражданской авиации, способной обеспечить устойчивое сокращение количества авиационных происшествий и человеческих жертв с одновременным наращиванием темпов модернизации отрасли по всем направлениям деятельности.

Для регулирования отношений между уполномоченным органом гражданской авиации и авиапредприятиями, аэропортами, производителями воздушных судов и оборудования, организациями по техническому обслуживанию воздушных судов и организациями по обслуживанию воздушного движения уполномоченные органы (Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральная аэронавигационная служба) устанавливают приемлемый уровень безопасности полетов, который должен обеспечиваться при выполнении основных производственных функций. Приемлемый уровень безопасности полетов является базой, относительно которой уполномоченными органами оценивается состояние безопасности полетов. Выполнение показателей безопасности полетов в рамках системы управления безопасностью полетов не освобождает авиапредприятия, аэропорты, производителей воздушных судов и оборудования, организации по техническому обслуживанию воздушных судов и организации по обслуживанию воздушного движения от их обязательств, предусмотренных воздушным законодательством Российской Федерации и Конвенцией о международной гражданской авиации.

Для достижения приемлемого уровня безопасности полетов решаются следующие задачи:

создание системы управления безопасностью полетов в Российской Федерации;

установление современных требований к эксплуатации воздушных судов, аэропортов и средств обслуживания воздушного движения, а также к подготовке авиационного персонала;

обеспечение системного подхода к выявлению источников опасности и контролю факторов риска для сведения к минимуму количества человеческих жертв, а также размеров материального, экологического и социального ущерба;

сбалансированное распределение обязанностей и ответственности между государством, авиапредприятиями, аэропортами, производителями воздушных судов и оборудования, организациями по техническому обслуживанию воздушных судов и организациями по обслуживанию воздушного движения по вопросам обеспечения безопасности полетов;

развитие технического обеспечения инспекторских служб государственного контроля и надзора в области гражданской авиации.

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач.

Реализация Программы будет осуществляться в течение 2008 - 2015 годов в соответствии с планом мероприятий, направленных на реализацию Программы, приведенным в приложении (далее - план мероприятий), в 2 этапа:

— первый этап - 2008 - 2009 годы;

— второй этап - 2010 - 2015 годы.

На первом этапе предусматривается разработка федеральными органами исполнительной власти федеральных и ведомственных целевых программ (перечней и планов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение обязательств), а также требований для реализации международных стандартов и процедур межведомственного рассмотрения проблем обеспечения безопасности полетов для принятия решений и проведения мероприятий по предотвращению авиационных происшествий.

На втором этапе предполагается реализация долгосрочных мероприятий, направленных на реализацию цели и задач Программы.

IV. Система программных мероприятий

1. Установление и введение правил, требований нормативных положений, необходимых для обеспечения безопасности полетов

Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере гражданской авиации для реализации задач государственной транспортной политики предусматривает подготовку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, необходимых для обеспечения эффективной деятельности в области обеспечения безопасности полетов.

Планом мероприятий намечается подготовка максимально гармонизированных с международными стандартами федеральных авиационных правил летной и технической эксплуатации воздушных судов и оборудования, обеспечения и выполнения полетов, предусмотренных Воздушным кодексом Российской Федерации и положениями Конвенции о международной гражданской авиации. Также предусматривается проведение оценки систем управления безопасностью полетов в авиапредприятиях, аэропортах, в организациях по техническому обслуживанию воздушных судов и организациях по обслуживанию воздушного движения. Реализация указанных мероприятий предполагает широкое сотрудничество с международными организациями гражданской авиации по внедрению в Российской Федерации Глобального плана обеспечения безопасности полетов Международной организации гражданской авиации, а также расширение регионального сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств в рамках деятельности Межгосударственного авиационного комитета.

Важным направлением является разработка для государственных инспекторов технических документов по безопасности полетов с описанием в административных регламентах уполномоченного органа гражданской авиации и в федеральных авиационных правилах процедур осуществления надзора в отношении организаций гражданской авиации, воздушных судов и авиационного персонала.

Предусмотрена разработка нормативных правовых актов Российской Федерации на основе технологий связи, навигации и наблюдения/ организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации (CNS/ATM), в том числе устанавливающих обеспечение вихревой безопасности полетов, с учетом приоритетных российских разработок в этой области.

Предусмотрена работа по пересмотру всех ранее выпущенных нормативных правовых актов по вопросам организации, обеспечения и выполнения полетов с целью устранения противоречий, отмены устаревших или дублирующих друг друга документов.

2. Координация деятельности ведомств и организаций в интересах обеспечения безопасности полетов

Это направление предусматривает скоординированный подход к решению вопросов обеспечения безопасности полетов, основной целью которого является понимание всеми участниками процесса обеспечения безопасности полетов своей ответственности за предотвращение авиационных происшествий. Для этого предлагается разработать процедуры межведомственного рассмотрения проблем обеспечения безопасности полетов. Решения не должны приниматься без комплексного анализа их последствий.

Скоординированный подход предусматривает:

внедрение системы контроля за безопасностью полетов путем постоянного мониторинга выполнения требований воздушного законодательства Российской Федерации и международных стандартов в части безопасности полетов, инспекций и проверок состояния безопасности полетов при выполнении основных производственных функций авиапредприятий, аэропортов, организаций по техническому обслуживанию воздушных судов и организаций по обслуживанию воздушного движения;

применение в случае необходимости принудительных мер в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;

мониторинг новых технологий отраслевой практики в целях повышения эффективности авиационной системы государства;

ведение баз данных о свидетельствах авиационного персонала, удостоверениях о летной годности воздушных судов и сертификатах организаций гражданской авиации, о нарушениях воздушного законодательства Российской Федерации и сведениях, касающихся авиационных происшествий (инцидентов);

проведение анализа тенденций в области безопасности полетов, включая данные об авиационных происшествиях (инцидентах) и результаты оценки выполнения требований воздушного законодательства Российской Федерации и международных стандартов в части безопасности полетов, инспекций и проверок состояния безопасности полетов;

информационное обеспечение безопасности полетов посредством распространения специализированных материалов по безопасности полетов, проведения семинаров и конференций по данной тематике.

Для указанных целей в рамках работы Межведомственной комиссии по безопасности полетов, образованной по поручению Президента Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N Пр-248, предусмотрено рассмотрение всех аспектов обеспечения безопасности полетов и организация ежегодной оценки выполнения требований международных стандартов и обеспечения безопасности полетов в Российской Федерации. Оценка производится в соответствии со стандартными процедурами организации контроля за обеспечением безопасности полетов, предусмотренными в документах Международной организации гражданской авиации (Руководство по организации контроля за обеспечением безопасности полетов, Doc 9734 AN/959, Руководство по проведению проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов, Doc 9735 AN/960).

3. Совершенствование подготовки авиационного персонала

Практическое снижение влияния человеческого фактора на безопасность полетов возможно за счет реализации современных международных стандартов подготовки летного экипажа.

Повышение качества подготовки авиационного персонала предполагает использование современных комплексных тренажеров для обучения летного и диспетчерского состава и отработки навыка парирования возможных особых ситуаций, использование современных средств и методов контроля действий экипажа в полете, разработку высокого качества документации по летной эксплуатации воздушных судов и программ подготовки членов экипажей воздушных судов.

В целях организации подготовки летного состава в соответствии с международными стандартами планируется закупка для образовательных учреждений гражданской авиации необходимого количества учебных воздушных судов, тренажеров и учебных пособий для первоначального летного обучения. В этих целях предусматривается разработка соответствующих предложений долгосрочного характера, которые будут включены в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 годы". При этом будет обеспечено введение федеральных авиационных правил, соответствующих современным требованиям международных стандартов в части подготовки авиационного персонала и выдачи им свидетельств.

Федеральные авиационные правила, регламентирующие подготовку авиационного персонала, должны учитывать современные подходы к профессиональной подготовке. Это исключит отставание профессиональной подготовки авиационного персонала от уровня развития авиационной техники и технологий.

Одним из основных условий реализации Программы является подготовка по специальным программам необходимого количества государственных инспекторов для организации контроля за производством полетов и поддержанием летной годности воздушных судов.

4. Система мер по введению в эксплуатацию современной отечественной авиационной техники и бортовых технических средств повышения безопасности полетов

Для сокращения числа авиационных происшествий, связанных с человеческим фактором, необходимо осуществить модернизацию парка воздушных судов и обеспечить предприятия современной авиационной техникой. Обновление парка воздушных судов авиапредприятий Российской Федерации будет решаться путем приобретения воздушных судов российского производства нового поколения (среднемагистральных, ближнемагистральных и региональных) либо путем приобретения воздушных судов зарубежного производства, которые не производятся в Российской Федерации.

Требования воздушного законодательства Российской Федерации по реализации международных стандартов в части безопасности полетов будут стимулировать предприятия приобретать современные отечественные воздушные суда и такие смежные изделия авиационной техники, как комплексные тренажеры и средства технического обслуживания.

Воздушным законодательством Российской Федерации предусматривается комплекс действий по оборудованию воздушных судов модернизированными регистраторами параметров полетов, системами предотвращения столкновений воздушных судов в воздухе и с землей, точной навигацией с учетом развития системы ГЛОНАСС.

В целях реализации требований воздушного законодательства Российской Федерации по сохранению летной годности воздушных судов необходимо расширить влияние результатов авторского сопровождения эксплуатации воздушных судов со стороны производителей воздушных судов для своевременного устранения опасных факторов. Это повысит эффективность организации контроля в области сохранения летной годности воздушных судов.

5. Совершенствование и развитие наземной инфраструктуры

При разработке федеральными органами исполнительной власти федеральных и ведомственных целевых программ должна предусматриваться система мер для решения задач технического перевооружения объектов наземной инфраструктуры и создания благоприятных условий для максимального использования возможностей современных воздушных судов, включая полеты в сложных метеорологических условиях и сокращение интервалов эшелонирования.

Программа направлена на совершенствование метеорологического, радиотехнического и наземного обеспечения (включая обеспечение авиатопливом) с учетом в том числе перспектив и развития авиации общего назначения.

Мероприятия по развитию медицинского обеспечения полетов включают обновление нормативно-правовой медицинской документации, совершенствование предполетного (предсменного) контроля авиационных специалистов, внедрение новых видов современной оценки функционального состояния здоровья, разработку оздоровительно-реабилитационных мероприятий с целью сохранения здоровья, работоспособности и продления их профессионального долголетия.

6. Формирование научно-теоретических и методических основ предотвращения авиационных происшествий и анализа эффективности принятых профилактических мероприятий

Научное сопровождение безопасности полетов является необходимым условием для выбора перспективных направлений и повышения эффективности деятельности по обеспечению безопасности полетов гражданской авиации.

Работы в области безопасности полетов должны основываться на выявлении, анализе и устранении (уменьшении до приемлемого или допустимого уровня) тех опасных факторов, а также последующих рисков, которые угрожают безопасности воздушных перевозок и сдерживают развитие гражданской авиации.

Это направление предполагает мобилизацию научного потенциала на всестороннее изучение и решение проблем обеспечения безопасности полетов и влияния на них человеческого фактора, надежности авиационной техники и внешней среды, а также на инициирование инновационных проектов, касающихся человеческого фактора и авиационных технологий.

Планом мероприятий предусматривается разработка методических пособий и рекомендаций в области безопасности полетов с научным обоснованием путей предотвращения авиационных происшествий на этапах проектирования, изготовления и эксплуатации воздушных судов.

7. Обеспечение безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании воздушного движения

Мероприятия по обеспечению безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании воздушного движения направлены на управление процессом создания и совершенствования аэронавигационной системы с целью устранения или смягчения факторов риска и достижение установленных государством приемлемых уровней безопасности. Эти мероприятия будут осуществляться на всех этапах жизненного цикла системы: от разработки и проектирования ее компонентов до их сертификации, внедрения и эксплуатации.

Указанные мероприятия должны реализовываться во всех организационных структурах, входящих в аэронавигационную систему, а также в поддерживающих их деятельность организациях. Они ориентированы на важнейшие направления деятельности по обеспечению безопасности воздушного движения в период реорганизации единой системы организации воздушного движения в аэронавигационную систему России, среди которых:

реализация комплекса мероприятий по усилению государственной поддержки в области создания и развития аэронавигационной системы России;

разработка структуры взаимосвязанных показателей безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании для различных этапов полета воздушных судов и организационных структур аэронавигационной системы, определение их приемлемых (целевых) значений, оценка фактических значений показателей и их тенденций, реализация необходимых действий для обеспечения приемлемых значений показателей безопасности в аэронавигационной системе;

совершенствование нормативно-правового обеспечения безопасности воздушного движения;

разработка научных методов обеспечения безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании на основе моделирования рисков безопасности воздушного движения;

внедрение в практику аэронавигационного обслуживания воздушного движения передовых технических и организационных решений, одобренных Международной организацией гражданской авиации и предусмотренных Концепцией создания и развития аэронавигационной системы России на основе научных методов обеспечения и управления безопасностью воздушного движения, в том числе внедрение сокращенных норм эшелонирования (RVSM), создание объединенных районов аэронавигационного обслуживания воздушного движения, формирование органов управления воздушным движением;

совершенствование профессиональной подготовки инженерно-технического и диспетчерского персонала, непосредственно обеспечивающего аэронавигационное обслуживание, а также инспекторской службы;

обеспечение повышенных требований по авиационной безопасности в связи с расширением функциональных обязанностей органов управления в период перехода от единой системы организации воздушного движения к аэронавигационной системе России, внедрением в практику обслуживания новых технических и технологических решений;

совершенствование взаимодействия с обслуживающими подсистемами аэронавигационной системы России, в первую очередь авиационно-космического поиска и спасания, метеорологического обеспечения полетов, обеспечения аэронавигационной информацией с целью уменьшения их влияния на риски воздушного движения.

8. Обеспечение метеорологической безопасности полетов

При разработке федеральными органами исполнительной власти федеральных и ведомственных целевых программ должны учитываться вопросы метеорологического обеспечения полетов. При этом необходимо предусматривать проведение работ по совершенствованию механизмов государственной поддержки и государственного регулирования этого направления деятельности, а также механизмов разработки и реализации новых принципов организации и осуществления метеорологического обеспечения полетов с учетом потребностей государства и авиационных пользователей.

Мероприятия по совершенствованию метеорологического обеспечения полетов воздушных судов включают в себя:

внедрение международных стандартов в практику метеорологического обеспечения полетов гражданской авиации;

переоснащение сети подразделений метеорологического обеспечения гражданской авиации метеорологическим оборудованием, отвечающим международным стандартам по точности измерения метеорологических характеристик, уровню автоматизации технологических процессов сбора, обработки и передачи данных пользователю;

проведение мероприятий по централизации и оптимизации системы метеорологического обеспечения полетов;

проведение научных исследований в области модернизации метеорологического обеспечения гражданской авиации и внедрение их результатов в практику;

повышение профессионального уровня специалистов подразделений по метеорологическому обеспечению гражданской авиации;

повышение научно-технического уровня технологий для подготовки метеорологической информации;

создание нормативных правовых и методических документов.

V. Механизм реализации программы

Механизм реализации Программы направлен на совершенствование методов работы органов государственного регулирования, пользователей воздушного пространства, владельцев и производителей воздушных судов и оборудования, авиапредприятий, аэропортов, организаций по техническому обслуживанию воздушных судов и организаций по обслуживанию воздушного движения по вопросам организации, производства и обеспечения полетов, а также на приведение их в соответствие с законодательством Российской Федерации и международными стандартами.

Организационное сопровождение реализации Программы осуществляет Межведомственная комиссия по безопасности полетов.

Головными исполнителями Программы являются Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральная аэронавигационная служба, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство по промышленности, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которые осуществляют следующие функции:

разрабатывают федеральные и ведомственные целевые программы (с указанием конкретных работ по выполнению Программы, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования);

организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации федеральных и ведомственных целевых программ в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивают реализацию федеральных и ведомственных целевых программ и плана мероприятий.

VI. Ресурсное обеспечение и источники финансирования программы

При разработке федеральными органами исполнительной власти федеральных и ведомственных целевых программ (перечней и планов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение обязательств) должны предусматриваться в приоритетном порядке инвестиции на реализацию проектов по подготовке авиационного персонала, создание системы поддержания летной годности воздушных судов, поддержание инфраструктуры аэропортов и объектов обслуживания воздушного движения, проведение государственного мониторинга уровня безопасности полетов, организации контроля за выполнением полетов и расследования авиационных событий. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают финансирование конкретных работ в рамках плана мероприятий.

Финансирование расходов федеральных органов исполнительной власти и организаций, связанных с реализацией плана мероприятий, осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период.

VII. Оценка эффективности реализации программы

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе ежегодной оценки Межведомственной комиссии по безопасности полетов. Оценка проводится в соответствии со стандартными процедурами по 8 показателям критических элементов системы организации контроля государством за безопасностью полетов, изложенными в документах Международной организации гражданской авиации (Руководство по организации контроля за обеспечением безопасности полетов, Doc 9734 AN/959, Руководство по проведению проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов, Doc 9735 AN/960).

Реализация Программы в течение ближайших 3-4 лет должна привести к стабилизации уровня безопасности полетов с обеспечением предпосылок роста безопасности перевозок и авиационных работ. Выполнение в полном объеме Программы позволит уменьшить частоту авиационных происшествий в Российской Федерации в 2 - 2,5 раза и, как следствие, количество жертв авиационных катастроф.

Наряду с этим существенным социальным эффектом (обеспечение безопасности граждан) будут созданы достаточные условия для повышения авторитета и привлекательности российских перевозчиков на мировом авиационном рынке, что повлечет за собой положительные экономические последствия.

Кроме того, при повышении безопасности полетов ущерб, причиняемый авиационными происшествиями и инцидентами, включая инциденты, связанные с повреждением воздушных судов и двигателей на земле, будет значительно меньшим.

Развитие гражданской авиации влечет за собой повышение спроса на квалифицированные кадры, улучшение их возрастной структуры, повышение уровня доходов работников гражданской авиации, сохранение рабочих мест в этой сфере, предотвращение оттока талантливой части авиационного персонала в другие страны. Сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных кадров гражданской авиации создаст условия для расширения возможностей профессиональной самореализации молодежи.

Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 №641-р

1. В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной гражданской авиации, утвердить прилагаемую Государственную программу обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации.

2. Минтрансу России и Росаэронавигации при реализации в установленной сфере деятельности обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной гражданской авиации, обеспечивать введение и единообразное применение на территории Российской Федерации требований в сфере безопасности полетов, предусмотренных стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации.