Что не прощает аллах. Как просить прощения у аллаха. Искупление грехов

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст اسْتَغْفِرْ لَهُمْ أَوْ لَا تَسْتَغْفِرْ لَهُمْ إِن تَسْتَغْفِرْ لَهُمْ سَبْعِينَ مَرَّةً فَلَن يَغْفِرَ اللَّهُ لَهُمْ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ كَفَرُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَاللَّهُ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الْفَاسِقِينَ Транслит A stagh fir Lahum "Aw Lā Tastagh fir Lahum "In Tastagh fir Lahum Sab `ī na Marratan Falan Yagh fir a A l-Lahu Lahum ۚ Dh ālika Bi"ann ahum Kafarū Bil-Lahi Wa Rasūlihi Wa ۗ A ll ā hu Lā Yahdī A l-Qawma A l-Fāsiqī na Будешь ли ты просить прощения для них или не будешь делать этого, Аллах все равно не простит их, даже если ты попросишь для них прощения семьдесят раз, ибо они не уверовали в Аллаха и Его Посланника. Аллах не ведет прямым путем нечестивых людей. Проси (ты, о, Посланник) для них [для лицемеров] (у Аллаха) прощения или не проси для них. Если ты будешь просить для них (даже) семьдесят раз [сколько угодно], и то никогда не простит им Аллах. Это – за то, что они стали неверными в Аллаха и Его посланника: поистине, и Аллах не ведет (прямым путем) непокорных людей! Будешь ли ты просить прощения для них или не будешь делать этого, Аллах все равно не простит их, даже если ты попросишь для них прощения семьдесят раз, ибо они не уверовали в Аллаха и Его посланника. Аллах не ведет прямым путем нечестивых людей. [[Всевышний сообщил, что бессмысленно просить прощения за лицемеров, ибо Он не простит их, даже если Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, попросит за них прощения семьдесят раз. Это - гипербола, которая совершенно не означает того, что более продолжительные молитвы за них принесут им пользу. Аллах сказал: «Попросишь ты для них прощения или не станешь просить для них прощения - им все равно. Аллах не простит их. Воистину, Аллах не ведет прямым путем нечестивых людей» (63:6) . Затем Аллах сообщил о причине, которая не позволяет им снискать прощение Господне. Этой причиной является их неверие в Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, ибо молитвы о прощении и прочие деяния не приносят человеку никакой пользы, пока он остается неверующим. Ведь Аллах не ведет прямым путем грешников, неотъемлемым качеством которых стало нечестие. Они не желают совершать ничего, кроме грехов, и не хотят изменять такое положение вещей. Они выслушивают очевидную истину, а затем отвергают ее, и поэтому Всевышний Аллах подвергает их наказанию и больше никогда не наставляет их на прямой путь.]] Ибн Касир

Будешь ли ты просить прощения для них или не будешь делать этого, Аллах все равно не простит их, даже если ты попросишь для них прощения семьдесят раз, ибо они не уверовали в Аллаха и Его Посланника. Аллах не ведет прямым путем нечестивых людей.

Всевышний Аллах сообщает Своему пророку, что эти лицемеры недостойны того, чтобы просить за них прощение. И даже если он попросит за них прощения семьдесят раз, не простится им. Есть мнение, что число семьдесят здесь упомянуто, чтобы закрыть тему прошения прощения для них, и это число употребляется для красноречия, а не для определения количества, меньшего или большего. Есть мнение, что речь идёт о том, что передаёт аль-Ауфи от ибн Аббаса, что когда был ниспослан аят, посланник Аллаха сказал: «Я слышу, что мой Господь позволил мне просить прощения за них, и я попрошу прощения за них семьдесят раз в надежде, что Аллах простит их». И тогда Аллах, указав в какой мере силен его гнев по отношению к лицемерам ниспослал этот аят.

Аш-Ша’би передаёт, что когда усилилась болезнь Абдуллы ибн Убайа (лидера лицемеров) , к посланнику Аллаха пришёл его сын со словами: «Мой отец на смертном одре, желает, чтобы ты присутствовал и помолился за него». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил у него: «مَا اسْمُك » «Как твоё имя?», тот ответил: «аль-Хубаб ибн Абдулла». Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) Аллаха сказал: «بَلْ أَنْتَ عَبْدُاللهِ بْنُ عَبْدِاللهِ إِنَّ الْحُبَابَ اسْمَ شَيْطَان » «Нет, твоё имя Абдулла ибн Абдулла, ибо аль-Хубаб это имя шайтана». Он (да благословит его Аллах и приветствует) пошёл, и присутствовал при смерти Абдуллы ибн Убайа, одел на него свою рубаху и совершил над ним погребальную молитву. У него спросили: «Неужели ты станешь молиться за этого лицемера». Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «إِنَّ اللهَ قَالَ : ﴿إِن تَسْتَغْفِرْ لَهُمْ سَبْعِينَ مَرَّةً﴾وَلَأسْتَغْفِرَنَّ لَهُمْ سَبْعِينَ وَسَبْعِينَ وَسَبْعِين » «Поистине Аллах сказал: (إِن تَسْتَغْفِرْ لَهُمْ سَبْعِينَ مَرَّةً ) «Если ты попросишь за них прощения семьдесят раз». Я попрошу за него семьдесят и ещё семьдесят и ещё семьдесят». Это же передаёт Марва ибн аз-Зубайр, Муджахид ибн Джубайр и Катада ибн Да’ама, и это передал ибн Джарир со своими иснадами.

Восхваляем Аллаха, обращаемся к Нему за помощью, просим прощения и каемся перед Ним, прибегаем к Его защите от зла наших душ и от скверны наших дел. Кого Аллах поведёт прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, кого же Аллах собьёт, того никто не наставит на прямой путь.

Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит Аллах и да приветствует его, а также его семью, всех его сподвижников и всех, кто следовал по его стопам до самого Судного Дня.

Священные тексты Корана и Сунны указывают на то, что наказание за совершённые грехи может быть отведено от человека посредством десяти способов.

Способ первый

Покаяние (тауба)

По единогласному мнению мусульман, оно служит искуплением совершённых грехов. Всевышний Аллах сказал:

«Скажи Моим рабам, которые преступали границы во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (Коран 39: 53).

«Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяние от Своих рабов и принимает пожертвования, что Аллах – Принимающий покаяние, Милосердный?» (Коран 9: 104).

«Он – Тот, Кто принимает покаяние Своих рабов, прощает злодеяния и знает то, что вы совершаете» (Коран 42: 25).

И подобных аятов очень много.

Способ второй

Мольба о прощении грехов (истиг̇фар)

В сборниках аль-Бухари и Муслима говорится, что

«Если человек совершает грех и говорит: «О Господь мой! Я совершил грех, прости меня», Аллах отвечает: «Мой раб знает, что у него есть Господь, который прощает грехи и уничтожает их. Воистину, Я простил Моему рабу». Затем этот человек снова совершает грех и говорит: «О Господь мой! Я снова совершил грех, прости меня». Аллах отвечает: «Мой раб знает, что у него есть Господь, который прощает грехи и уничтожает их. Воистину, Я простил Моему рабу, пусть делает, что пожелает». И Он сказал это в третий и четвертый раз».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если бы вы не грешили, то Аллах устранил бы вас, и создал людей, которые будут грешить, а потом просить прощения, и Он будет прощать их» (хадис привёл Муслим).

Относительно этого способа учёные сказали, что мольба о прощении грехов (истиг̇фар) должна обязательно сопровождаться покаянием (тауба) .

Другие сказали, что мольба о прощении грехов (истиг̇фар) без покаяния также может быть принята. Однако этот вопрос следует обсудить отдельно в другой теме. Так или иначе, человеку следует приносить покаяние, потому что если мольба о прощении грехов сопровождается покаянием, то она будет действенна в отношении всех тех, кто просит у Аллаха прощение. Если же обращение к Аллаху совершается без покаяния, то она также может иметь силу в исключительных случаях, когда человек, просящий о прощении, проявляет настолько сильную богобоязненность и сожаление, что это стирает его прегрешения. Как пример такого исключительного случая – говорится в хадисе о человеке, у которого не было никаких добрых дел, кроме слов «Ля иляха илля-ЛЛах» , и они перевесили его многочисленные грехи, по причине того, что он произнёс их с особой искренностью и честностью, которые и способствовали искуплению его грехов. Или же, как говорилось в хадисе про прелюбодейку , которой Аллах простил её грехи за то, что она напоила собаку водой и за ту Веру, которая была у неё в тот момент в её сердце.

Способ третий

Праведные дела

Всевышний Аллах сказал:

«Совершай намаз в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют плохие поступки» (Коран 11: 114).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Пятикратный намаз, совершение пятничного намаза от пятницы к пятнице, соблюдение поста от Рамадана к Рамадану служит искуплением тех грехов, что были между ними, если человек отстранялся от великих прегрешений».

«Кто соблюдал пост в Рамадане с верой и надеждой [на награду Аллаха], тому будут прощены его прежние грехи».

«Кто выстаивал ночь Предопределения в молитве с верой и надеждой [на награду Аллаха], тому будут прощены его прежние грехи».

«Кто совершит хадж, не сквернословя и не совершая нечестия, вернется свободным от своих грехов, таким как в тот день, когда его родила мать».

«Искуплением для смуты (грехов), в которую впадает человек, из-за своих домочадцев, своего имущества и детей, служит молитва, пост, милостыня, побуждение к одобряемому и запрещение порицаемого».

«Кто освободит верующего раба, то за каждый орган этого раба Аллах освободит от Огня соответствующий орган освободившего, и даже половые органы за половые органы».

«Зависть поглощает благие дела подобно тому, как огонь поглощает дрова. А милостыня (Садака) уничтожает грехи подобно тому, как вода тушит огонь».

Способ четвёртый

Молитва (дуа) мусульман за своего верующего брата после его смерти

Например, заупокойная молитва (соля̀ту-ль-джана̀за).

Сообщается со слов Аиши и Анаса ибн Малика, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если группа мусульман, в сто человек, прочитает заупокойную молитву (джаназа) за умершего, и все они будут ходатайствовать за него [перед Аллахом], то их ходатайство будет непременно принято».

Сообщается, что ибн Аббас сказал: «Я слышал как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если умрёт какой-либо мусульманин, а затем сорок человек, которые ничего не придают Аллаху в сотоварищи, совершат за него заупокойную молитву (джаназа), то Аллах обязательно примет их ходатайство [за этого мусульманина]» (хадис привел Муслим).

Способ пятый

Праведные дела, сделанные другими людьми для блага умершего мусульманина

К таким делам относятся милостыня, освобождение рабов, хадж и другие подобные действия. Они приносят пользу умершему человеку, что подтверждено достоверными хадисами и единым мнением (иджма`) всех имамов. В достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис:

«Если умрёт человек, на котором был долг поста, то за него должен поститься его ближайший родственник».

Также имеются другие хадисы, которые подтверждают, что если человек дал обет (назр) поститься и умер, не завершив своё обетование (назр), то за него должен поститься кто-то из числа его родственников. Если же кто-то скажет, что это противоречит утверждению Ислама, что «каждая душа получит только то, в чём она усердствовала» , то на это возражение можно дать два ответа:


Способ шестой

З аступничество пророка (мир ему и благословение Аллаха) и других заступников в Судный День

О заступничестве за грешников говорится во многих хадисах, в одном из которых посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Моё заступничество будет за тех членов моей Уммы, которые совершали большие грехи».

В другом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Мне был дан выбор между тем, чтобы половина моей Уммы вошла в Рай и заступничеством, и я выбрал заступничество, потому что оно обширнее и больше. Думаете ли вы, что оно будет для людей богобоязненных? Нет, но для грешников, испачканных и ошибающихся».

Способ седьмой

Бедствия, которыми Аллах стирает грехи

В сборниках аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис:

«Какая бы болезнь, тягость, тревога, печаль, скорбь или неприятность ни постигла верующего, даже если его просто уколет колючка, то Аллах обязательно сделает это искуплением его грехов».

Способ восьмой

Испытания в могиле

Сжатие могилы, страх и другие испытания также служат искуплением для совершённых грехов.

Способ девятый

Страшные события, которые будут происходить в День Суда

Предстояние, печаль и тяжёлые испытания также являются искуплением грехов, вплоть до того, что некоторые из грешников войдут в Ад (да убережёт Аллах нас от этого) и пробудут там столько, пока не очистятся от своих грехов.

Способ десятый

Милость Аллаха и Его прощение

Аллах может простить кого пожелает из Своих рабов без какой-либо причины с их стороны.

Слава Аллаху, Господу миров, который по Своей милости и доброте даровал людям надежду на искупление своих грехов. Просим Аллаха простить нам наши грехи и ошибки и даровать нам сердца, которые не переставали бы приносить Ему покаяние, сердца далекие от высокомерия и самообольщения.

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Искупление грехов
Десять советов от Ибн Таймийи
Сокращённо из книги:
«Маджму`у-ль-фатава ибн Таймийя»
Перевёл: Абу Ясин Руслан Маликов
Редакция:

Хадис сорок второй

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, сказал: «Аллах Всевышний сказал: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) прегрешений (, что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи» . Привел этот хадис Имам Ат-Тирмизи, сказав, что это хороший хадис.

Комментарий к хадису от Имама Такъия-дина Ибн Дакъика аль-Ида , да смилуется над ним Аллах: «В этом хадисе содержится великая и радостная весть и непомерная по величине милость, щедрость и благосклонность. Подобным этому являются так же его, да благословит его Аллах и привеивует, слова: «Воистину радость Аллаха, покаянию Своего раба, больше, чем радость любого из вас, когда он найдет свою пропавшую ношу».

Передается от лежащего на смертном одре, Абу Айюба, да будет доволен им Аллах: «Я раньше не говорил вам того, что я слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он сказал: «Если бы вы не грешили и не просили за это прощения, то Аллах сотворил бы творения, которые бы грешили, каялись и Он бы прощал им». Пришло множество хадисов подтверждающих этот хадис.

Слова Аллаха Всевышнего: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня!» Эти слова соответствуют Его Словам: «Я таков, как думает обо Мне Мой раб. Так пусть же он думает что пожелает» .

Пришло так же, что если раб Аллаха совершил грех а затем сожалея об этом сказал: «О Господь мой, я совершил грех, прости же мне, поистине никто не прощает грехов, кроме Тебя». Скажет Аллах Всевышний: «Мой раб, знает, что у него есть Господь, прощающий грехи и отчитывающий его. Я призываю вас в свидетели того, что Я простил его». Затем он (раб Аллаха) делает это второй и третий раз, и Аллах каждый раз повторяет тоже самое. Затем говорит: «Делай что пожелаешь, Я простил тебе» , т.е. за то что согрешил и покаялся.

Знайте, что у покаяния три условия: (1) Отстранения от греха, (2) сожаление о том, что совершил, (3) твердое намерение никогда к этому не возвращаться. Если же в этом было нарушено права человека, то необходимо незамедлительно вернуть это право, либо получить прощение за это. Если же это ослушание было между ним и его Господом, за которое положено искупление (кафарат), то он должен совершить искупление. Это будет являтся четвертым условием покаяния. Таким образом, если человек совершит подобное несколько раз в день и покается со всеми условиями покаяния, то поистине Аллах Всевышний простит его.

Слова Всевышнего Аллаха: «…не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил)». Так же повторение грехов.

Слова Всевышнего Аллаха: «О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя!» … Все грехи в этом бытие, ничто, по сравнению с Его прощением и милостью.

Слова Всевышнего Аллаха: «О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) прегрешений (, что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи». Т.е. если ты придешь ко Мне, совершив количество прегрешений заполняющее собой всю землю.

Слова Аллаха: «…но встретишь Меня», т.е. умрешь на Вере, не придавая Мне в сотоварищи.

И нет умиротворения для верующего, без встречи с его Господом.

Аллах Всевышний сказал: « Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает». Сура Женщины 116 аят.

Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не упорствовал \в покаянии\ тот, кто просил прощения, даже если он делал это семьдесят раз за день». Сказал Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах: «Хорошо думать о Аллахе, является одним из лучших видов поклонения».

О Аллах, поистине мы ищем приближения к Тебе по средством Тебя и Твоего Величайшего Имени, по средством всех Твоих Имен, которые скрыты от нас или которые ты открыл для кого-то из Своих творений. Мы ищем приближения к Тебе по средством достоинства священного Корана, чтоб Ты сделал благой нашу кончину, и помог нам в совершении того, что Ты любишь из слов и дел. Чтоб Ты сделал лучшим днем для нас, день, когда мы встретим Тебя, а лучшими делами, дела в день нашей смерти, и чтоб Ты помог нам совершать то, что приближает к Тебе и что не устыдит нас \в судный день\ перед Тобой. Чтоб простил Ты нас, наших родителей, наших шейхов и тех, кого мы любим, а так же всех мусульман. Амин. Хвала Аллаху Господу миров».

См. «Шарх арбаин ан-Нававийя фи аль-ахадис ас-сахиха ан-Набавийя». Стр. 248-253. Автор. Имам Ибн Дакъикъ аль-Ид аш-Шафии (умер в 702 г.). Издательство «Дар ат-Тойиба»1425 г. Первое издание. Эр-Рияд.

Ты говоришь: «Я хочу покаяться, но моих грехов очень много, и не осталось ни одного непристойного деяния, которого бы я не содеял, ни одного греха, который ты можешь вообразить себе или даже не можешь, которого бы я не совершил. И теперь я не знаю, возможно ли, что Аллах простит мне всё содеянное мной в течении этих долгих лет?!»

О мой благородный брат! Это не только твоя проблема, это - проблема многих, кто желает покаяться. К примеру я приведу историю молодого парня, который с ранних лет начал совершать грехи, и когда достиг всего лишь семнадцати лет, уже имел длинный список развратных деяний, как больших, так и малых, которые он совершал с различными людьми, маленькими и взрослыми. Он даже изнасиловал маленькую девочку и совершил ряд ограблений. Он сказал: «Я покаялся Аллаху, Велик Он и Могуч, бодрствую по ночам и простаиваю их в молитве, соблюдаю пост по понедельникам и четвергам, читаю Благородный Коран после утренней молитвы. Есть ли для меня покаяние?»

Основой Ислама является то, что мусульмане всегда обращаются за постановлениями и решениями к Книге Аллаха и Сунне. Когда мы возвращаемся к Корану, то встречаем высказывание Великого и Могучего Аллаха:

«Скажи: «О рабы Мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью; ведь Он - Прощающий, Милостивый! С раскаянием обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему» (аз-Зумар 39:53-54).

Это верное решение упомянутой проблемы, и ответ ясен и не нуждается в дополнительном объяснении.

А ощущение того, что грехов больше, чем Аллах может простить, возникает, во-первых, из-за недостатка убеждённости раба в обширности милости его Господа.

Во-вторых, из-за недостатка веры в могущество Аллаха на прощение всех грехов.

В-третьих, из-за слабости надежды на Аллаха, а это одно из важных деяний сердца.

В-четвёртых, из-за отсутствия признания способности покаяния стирать грехи.

Мы ответим на каждое из них.

1) Для разъяснения этого достаточно привести высказывание Всевышнего Аллаха:

«Милость Моя объемлет всякую вещь» (аль-А‘раф 7:156).

2) Для этого достаточно привести достоверный священный хадис: «Всевышний сказал: “Кто знает, что Я способен прощать грехи, и не приобщает ко Мне равных, того Я простил несмотря ни на что”». 15 Это произойдёт в будущей жизни, когда раб встретит своего Господа.

3) От этого заблуждения избавит знание великого священного хадиса: «О сын Адама! Поистине, когда ты взываешь ко Мне и надеешься на Меня, Я прощаю тебе всё, что ты сделал несмотря ни на что. О сын Адама! Если твои грехи достигнут небесных облаков, и ты попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя несмотря ни на что. О сын Адама! Если ты предстанешь предо Мной с грехами величиной с землю и встретишь Меня, не придав Мне сотоварища, то Я приду к тебе с таким же прощением». 16

4) Для этого достаточно привести хадис посланника Аллаха: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто не совершал греха». 17

Для каждого, кто сомневается в том, что Аллах может простить его и его многочисленные непристойные деяния, мы приведем следующий хадис.

Аллах сказал: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он Прощающий, Милосердный» (39: 53).

Милость Всевышнего всеобъемлюща и огромна, и способна простить даже самые большие грехи, если верующий приносит .

Чтобы покаяние было искренним и совершенным, есть несколько условий:

  1. Кающийся отдаляется от греха, который совершил, и больше его не совершает.
  2. Глубокое сожаление о содеянном.
  3. Четкое убеждение больше не совершать подобного.
  4. Если совершенный грех причинил вред другому человеку, нужно возместить ущерб.

Когда Аллах видит искреннее покаяние своего раба – того, кто осознает всю пагубность совершенного им поступка и в страхе обращается к Господу в надежде на Его милость, Аллах прощает его грех, заменяя его благими деяниями заранее. В этом благоволении необыкновенная щедрость нашего Творца.

Всевышний сказал: «Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах Прощающий, Милосердный» (25: 70).

Прощение греха – огромное благословение. Но такое благословение Всевышнего может коснуться только того, кто обладает верой, кто совершает искреннее покаяние и стремится к благому.

Кроме того, человек может заслужить прощение Всевышнего, совершая благие богоугодные дела. Аллах сказал:

«Совершай намаз в конце двух частей дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния. Это Напоминание для поминающих» (11: 114).

Получается, что покаяние – это палка о двух концах: отказа от греха и возмещение его благими делами.

«Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход» (4: 31).

Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

«Аллах Всевышний сказал: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания (на то, какие грехи ты совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если (совершишь ты столько) грехов, что достигнут они туч небесных (‘анан ас-сама), а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) грехов (что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое (покроет собой все эти грехи)!»

Даже если благие деяния не покрывают греха, эти благие деяния будут в день Суда на весах в пользу верующего. Тот, чьи благие деяния перевесят на весах, в день Суда обретет спасение.

Всевышний сказал:

«В тот день взвешивать будут правильно. Те, чья чаша Весов будет перевешивать, окажутся преуспевшими. Те же, чья чаша Весов окажется легче, потеряют самих себя, поскольку они были несправедливы к Нашим знамениям» (7: 8-9).

Ибн Мас’уд сказал: «Люди предстанут перед Судом. Тот, у кого будет на один грех больше его благих деяний войдет в Ад. У кого будет на один благой поступок больше чем грехов, тот войдет в Рай».

Всевышний прощает нам грехи посредством трудностей и испытаний, которые нам посылает для искупления грехов. Если верующий преодолевает эти трудности со стойкостью, верой и надеждой в Аллаха, принимая их как волю Всевышнего, его грехи стираются.

Всевышний прощает наши грехи молитвами, которые другие совершают с просьбой о нас и о нашем прощении, в том числе после смерти.

Мы обретаем прощение, занимаясь благотворительностью, помогая бедным и нуждающимся. Мы обретаем прощение, если воспитываем набожных детей, которые молятся Всевышнему о нас.

Милосердие Всевышнего выше всего, Он прощает то, что пожелает и кого пожелает.