Что должен знать ребенок при чс пожаре. Как просто объяснить ребенку сложные правила поведения при пожаре? Распределение пожаров по местам возникновения

Пожар – это бесконтрольное горение объектов окружающего мира. Следствием пожара чаще всего является ущерб благосостоянию, жизни и здоровью отдельных людей, экосистеме природы, финансовому благополучию государства или нескольких стран. Также в некоторых случая пожар может подрывать социальные устои общества.

Чаще всего пожар может быть вызван следующими факторами:

  • Несоблюдение правил пожарной безопасности и эксплуатации оборудования;
  • Самопроизвольное возгорание веществ вследствие механического, термического, светового, электрического воздействия, а также ряда химических реакций;
  • Природные факторы: грозовые разряды, извержения вулканов и т.д.
  • Преднамеренный поджог.

Дети должны четко знать правила пожарной безопасности и правила поведения во время пожара. Объяснять детям правила надо в доступной игровой форме. Хорошо, если вы проведете практические игры, имитирующие реальные условия.

К ключевым правилам пожарной безопасности для детей относятся:

  • Нельзя играть с огнем, разжигать костер, применять спички, зажигалки и т.д.;
  • Нельзя использовать огонь для освещения темных помещений, надо использовать электрический источник света (например, фонарик);
  • Нельзя играть с электроприборами, электрической розеткой и кухонной плитой;
  • При обнаружении запаха газа в помещении нельзя включать свет и огонь.

Для более подробного ознакомления читайте материал о правилах пожарной безопасности для дошкольников и о методах их эффективного обучения.

К правилам поведения детей во время пожара относятся:

  • Маленький огонь можно быстро затушить, закрыв его одеялом или большой одеждой, засыпав песком или залив водой, воду нельзя лить на электроприборы и розетки. Если огонь не гаснет, надо немедленно всем детям покинуть помещение;
  • Если загорелся электроприбор к нему нельзя приближаться вообще. Надо убежать и позвать взрослых, по возможности, отключить электропитание в доме;
  • Если ты обнаружил пожар, и рядом нет взрослых, то надо немедленно покинуть помещение, забрав с собой всех детей находящихся там и звать на помощь взрослых;
  • Если огонь перекрыл выход, то на первом этаже можно вылезти через окно, на более высоких этажах надо идти на балкон или к окну, звать на помощь взрослых, звонить в пожарную службу;
  • Если пожар начался в отдельном помещении, то его распространения можно замедлить, по возможности, закрыв там окна и двери;
  • Если ты не можешь убежать, но есть доступ к воде, то набери побольше воды (в ванну, ведра, кастрюлю), облей дверь и пол, откуда может приближаться огонь, водой;
  • При пожаре никогда не прячься под кровать или в шкаф, или в другие секретные места – пожарным трудно тебя будет искать;
  • Если в помещении много дыма и ты не у окна, то надо сесть на пол, там меньше дыма. В самой критической ситуации, когда на помощь рассчитывать нельзя и надо убегать, но вокруг дым, и огонь, то лучше двигаться к выходу, пригнувшись (если пламя бьет не снизу). И по возможности, прикрыться чем-то и плеснуть на себя сверху воду, если воды мало, то хотя бы покрой голову любой влажной тряпочкой;
  • При пожаре надо в первую очередь всегда спасать себя и других детей, оставив игрушки и домашних питомцев;
  • Если в доме пожар не используй лифт, он может в любой момент выключиться, и ты окажешься в ловушке;
  • Если на тебе загорелась одежда, то надо упасть на землю и кататься, нельзя бесцельно бежать – это приведет к еще большему возгоранию, исключение, если где-то совсем рядом (до нескольких десятков метров) водоем или емкость с водой и ты побежишь туда. Если загорелся кто-то рядом, его можно потушить, закрыв одеялом, большой одеждой, или засыпав песком, землей, залив водой. Если другой ребенок горит и в панике бежит, то можно попробовать его догнать, повалить наземь и начать тушить;
  • Ты должен знать номер телефона пожарной службы и свой адрес и уметь звонить по телефону;
  • И, главное! Никогда не поддавайся панике, пожар это огонь, который стал врагом, но он не всесильный. Он сам много чего боится, например, воды или пожарного. Поэтому будь хладнокровным и всё будет хорошо.

Уважаемые родители! В целях вашей безопасности и безопасности ваших детей как можно чаще беседуйте с малышами о том, как себя вести в чрезвычайных ситуациях.

Главное: научите детей избегать потенциальную опасность пожара. Не забывайте повторять с детьми правила пожарной безопасности.

Слёзы пожара не тушат

«В руках спичка была, да изба сплыла» - гласит пословица. Увы, такая беда, как пожар, - всё ещё нередкий гость в домах. И главным образом - из-за собственного попустительства хозяев.

За 11 месяцев текущего года на Рогачёвщине зарегистрировано 53 пожара. И 40 из них - в жилом фонде: факт, свидетельствующий о том, что сохранность нажитого имущества, всего того, что должно быть ценно и дорого, забота о жизни и здоровье своём, родных и близких, для многих - вещь абстрактная. Больше всего тревожит ситуация в сельской местности: здесь с января по ноябрь произошло 33 пожара в жилых домах, уничтожено либо повреждено 39 строений.

«Искру туши до пожара»…

Как же защититься от беды? В помощь - ещё одна народная мудрость: «Искру туши до пожара, буде отводи до удара». Всё далеко не так сложно, как может показаться на первый взгляд. И главное здесь простейшее правило - сломать стереотип стороннего наблюдателя, рассуждающего по принципу «со мной этого не случится». Присмотреться внимательно: что может послужить причиной пожара в собственном доме, что может вызывать в этом плане беспокойство в жилищах родных, соседей, знакомых?

В большинстве случаев избежать печальных неприятностей поможет осмотрительность, 20 пожаров в районе произошли из-за неосторожности с огнём, 3 погибших потеряли бдительность из-за алкогольного опьянения. Стоит задуматься!

Ближе зима - выше риски

Ещё две наиболее частые, по статистике, причины пожаров: нарушения при устройстве либо неправильная эксплуатация печей и теплогенерирующих установок, неисправность, конструктивные недостатки и нарушение правил эксплуатации электросетей и электрооборудования. Отметим, что риск пожаров по этим причинам возрастает с наступлением холодов - то есть именно сейчас. Нетрудно догадаться, почему - хочется согреться, сохранить тепло в доме (увы, порой совсем забывая о мерах безопасности)… А потому ещё раз напомним основные правила пожарной безопасности в отопительный сезон.

1. Ни в коем случае нельзя использовать для обогрева самодельные и неисправные приборы. Помните, ремонт неисправных приборов должен производиться только квалифицированными специалистами!

2. Для того, чтобы при использовании электронагревательных приборов не возникло ситуаций, способствующих возникновению пожаров, нельзя эксплуатировать поврежденных розетки.

3. Пожарную опасность представляют всевозможные слабые контакты, например, в местах присоединения проводов к приборам или при сращивании их между собой. Такие соединения могут приводить к перегреву и искрению, что также является возможной причиной возникновения пожаров.

4. Соприкосновение обогревателей с мебелью и имуществом вызывает тепловое воспламенение, поэтому при их эксплуатации рекомендуется использовать несгораемые токонепроводящие подставки.

5. Важно исключить возможность попадания шнуров питания электрических обогревателей в зону теплового излучения и воду.

6. Не включайте одновременно в сеть все имеющиеся в доме электроприборы! Уходя из дома, необходимо вынуть шнур питания электрических обогревателей из розетки.

7. При первых признаках возникновения пожара (запаха горелой изоляции, дыма) следует отключить электроприбор от сети, вынув вилку шнура питания из розетки.

8. Не забудьте проверить печь! Это нужно сделать ещё до начала отопительного сезона и при необходимости отремонтировать. Помните: кладку и ремонт должны выполнять только специалисты! Побелите все элементы печи, чтобы на белом фоне легче было заметить появление трещин и копоти от проходящего через них дыма. Во время отопительного сезона необходимо прочищать дымоходы не реже 1 раза в 3 месяца. Следить за печью нужно не только в жилых помещениях, но и периодически проверять чердаки.

О детях и стариках

Ещё один важный момент: не оставляйте без присмотра детей! С начала текущего года из-за детской шалости в Гомельской области произошло 8 пожаров. Последняя трагедия произошла в Дрибинском районе Могилёвской области: 18 октября в агрогородке Черневка в огне погиб мальчик 2015 года. Двое братьев, четырёх и пяти лет, играли во дворе между рулонами со спичками, в результате чего солома загорелась. Старший мальчик прибежал в дом к матери и рассказал о случившемся. Когда огонь во дворе начали тушить, нашли тело младшего мальчика - ребёнок был мертв…

Помните: как говорят в народе, «слезы пожара не тушат». Найдите время «пройтись» с детьми по основным правилам безопасности дома, на улице, в школе. Вам помощь - замечательные мультфильмы «волшебная книга МЧС», мобильное приложение «МЧС Беларуси. Помощь рядом», сайт Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (mchs.gov.by) раздел «Мультимедиа ОБЖ», там вы найдёте много полезной информации для занятий с детьми.

Ещё один повод для размышлений: от пожаров часто страдают люди пенсионного возраста. Если ваши родители преклонных лет и живут отдельно, тем более в сельской местности, обязательно навестите их! Убедитесь, что в их жилищах все в порядке с пожарной безопасностью, установите или проверьте работоспособность автономных пожарных извещателей в доме. Ведь вы в ответе за их благополучие!

Вопросы, на которые каждый ребенок должен знать правильный ответ:

  • Что нужно делать, если возник пожар в квартире? (позвонить по телефону 101 и сообщить адрес пожара, свою фамилию, что и где горит)
  • Можно ли играть со спичками и зажигалками?Ответ: Нельзя. Спички - одна из причин пожара.
  • Чем можно тушить пожар?Ответ: Одеялом, пальто, водой, песком, огнетушителем.
  • Можно ли самостоятельно пользоваться розеткой?Ответ: Нельзя. Нужно просить взрослых включить или выключить электроприборы.
  • Назови номер пожарной службы?Ответ: 1 01.
  • Главное правило при любой опасности?Ответ: Не поддаваться панике, не терять самообладания.
  • Можно ли без взрослых пользоваться свечами, бенгальскими огнями у елки?Ответ: Нет, нельзя, может возникнуть пожар.
  • Можно ли дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками?Ответ: Нельзя! Вода пропускает ток через себя. Это опасно для жизни.

В случае возникновения пожара, если рядом нет взрослых, детям нужно действовать следующим образом:

  • Обнаружив пожар, позвонить по телефону 101, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.
  • Предупредить о пожаре соседей, если необходимо, они помогут ребенку вызвать пожарных.
  • Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры.
  • Ребенку необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении - закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу - внизу дыма меньше.
  • При пожаре в подъезде пользоваться лифтом запрещается. Он может отключиться.
  • Ожидая приезда пожарных, сохранять спокойствие.
  • Когда приедут пожарные, выполнять все их указания.

***

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»

Как научить ребенка правильному поведению при пожаре.

Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте

Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой - огонь; папа щёлкнул зажигалкой - опять огонь; первая осознанная встреча Нового года - и всё небо полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет - огонь.

Поэтому родителям следует самостоятельно научить своих детей действовать в сложной ситуации.

На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После того, как ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей опасностью. Так, например, поднеся в своей руке руку ребёнка к горячему пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в обращении с любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.

В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе развития ребёнка, кроме мер воспитательного характера, требуется ещё и установление надёжного режима недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам.
Пока ребёнок не подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. - следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.
Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.
Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.

К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает:«Я сам» .

Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям.
После безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов.
Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов».

Реакция детей во время пожара:

· Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая, что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.

· Ребенок может кричать от страха, но если шок от события слишком большой - голос может отказать, и ребенок будет просто молча прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели.

· Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах, принимая их чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно нужно рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить пожар и спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении огня и тому подобное.

Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении позовут страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.

Родителям нужно научить своего малыша тому, как правильно вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).

Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:

· звать на помощь взрослых или позвонить им по телефону (для этого в его мобильном телефоне или возле стационарного аппарата всегда должен быть номер соседа, родственника, службы спасения и, конечно, ваш);

· в случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать его водой, использую пожарный гидрант или огнетушители;

· не тушить огонь в квартире самостоятельно;

· выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что этаж невысокий и окно свободно открывается;

· ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;

· если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию;

Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.

Используйте эти советы при беседе с детьми, для профилактики пожарной безопасности.

Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Опасные факторы при пожаре:

1. Воздействие токсичных продуктов горения

Основной причиной гибели людей на пожарах является отравление угарным газом. Это опасное вещество реагирует с гемоглобином крови в 200-300 раз активнее, чем кислород, вследствие чего организм не снабжается кислородом.

В 50-80% случаев гибель людей на пожарах вызывается отравлением угарным газом и недостатком кислорода.

Следует обратить особое внимание на горение синтетических материалов, которые широко используются в современных учреждениях и квартирах. Они не просто великолепно горят, но еще и выделяют целую гамму высокотоксичных веществ. Более того, сгорая, они испускают настоящие отравляющие вещества - до 100 видов.

2. Пониженная концентрация кислорода в зоне пожара

В условиях пожара при сгорании различных веществ и материалов концентрация кислорода в помещении уменьшается (норма - 22-24%).

Понижение концентрации кислорода всего лишь на 3% от нормы вызывает ухудшение двигательных функций организма.

3. Высокая температура окружающей среды

Пребывание на пожаре с температурой окружающей среды 70 0 С в течение 25-30 минут опасно, поскольку вызывает ожог дыхательных путей.

При температуре 140 0 С и содержании кислорода 6 0 смерть может наступить через несколько минут.

4. Открытый огонь.

Во-первых, в очаге сгорает все имущество; во-вторых, он уничтожает постройки (в первую очередь деревянные); в-третьих, огонь вызывает ожоги.

5. Падающие части строительных конструкций

Обрушения строительных конструкций под воздействием огня могут привести к гибели или нанесению увечья людям, оказавшимся в помещениях, охваченных огнем.

Взрыв - освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени.

Поражающие факторы взрыва:

1. Воздушная ударная волна

При взрывах ударная волна представляет собой область сильного сжатия воздуха, которая оказывает механическое воздействие (давление, разрушение) на окружающие тела, наносит людям различные травмы (ушибы, вывихи, переломы, контузии).

Кроме непосредственного действия ударная волна наносит также косвенные поражения - обломками разрушаемых зданий.

2. Осколочные поля

Поражение людей происходит в результате разлета осколков и «начинки» взрывного устройства, а также летящими обломками разного рода строительных конструкций, стекла и т. д.

Действия при пожаре и взрыве:

  1. Вызвать пожарную охрану по телефону «101».
  2. Не входить в зону задымления, если видимость менее 10 м.
  3. В сильно задымленном помещении надо двигаться ползком или пригнувшись, органы дыхания закрыть увлажненной тканью.
  4. Прежде чем войти в горящее помещение, накройтесь с головой мокрым куском плотной ткани, пальто, плащом.
  5. Дверь в задымленное помещение открывать следует осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока воздуха.
  6. Если на вас загорелась одежда, надо лечь на пол (землю) и, перекатываясь, сбить огонь или набросить на себя пальто, плащ и плотно прижать, чтобы прекратить приток воздуха к огню.
  7. При тушении пожара используйте огнетушители, пожарные краны, воду, песок и другие подручные средства.
  8. Если горит вертикальная поверхность, воду подавать в верхнюю ее часть.
  9. Огнегасящие вещества направлять не в места наиболее интенсивного горения и не на пламя, а на горящую поверхность.
  10. При неизбежности взрыва быстро лечь на пол и прикрыть голову руками (при этом положении воздействие ударной волны уменьшается примерно в 6 раз).
  11. Не паникуй, будь бдительным и внимательным. Опасайся падения штукатурки, строительных конструкций. Держись дальше от окон, зеркал, светильников.
  12. Постарайся как можно быстрее выйти на улицу и отойти подальше от здания. При покидании здания не пользоваться лифтом, а использовать запасные выходы, наружные и приставные лестницы.

Безопасные места в здании при взрыве:

  • места соединения несущих конструкций (пола и стены);
  • дверные проемы в несущих стенах.

Опасные места в здании при взрыве:

  • лифт;
  • лестничные марши;
  • нависшие строительные конструкции;
  • подвесные потолки, антресоли;
  • перекрытия с большими трещинами;
  • застекленная поверхность (окна, лоджии, зеркала, шкафы, двери).

Помни!!!

Ты не должен паниковать и в одиночку бороться с огнем, прыгать из окна и прятаться!

Ты должен сохранять спокойствие и принять меры для оповещения (поднять тревогу) и спасения жизни!

Ежегодно при пожарах и возгораниях погибают и получают серьезные травмы дети младше четырнадцати лет. Главной причиной можно назвать недобросовестность родителей, а также отсутствие знаний и навыков поведения при пожаре. Для профилактики пожарной безопасности нужно проводить уроки, беседы, лекции. Рекомендуется закреплять результат при помощи игр, способствующих актуализации полученной информации.

Маленьким детям правила пожарной безопасности помогут объяснить мультфильмы, разработанные при поддержке Пожарной службы («Пожар в лесу», «Пожар в квартире», «Правила поведения детей при пожаре»).

Правила пожарной безопасности объяснят на уроках ОБЖ, а также на классных часах по этой теме. Поможет в этом использование стихотворений С. Маршака «Очень-очень важные правила!», «Песенка спичек», А. Усачева «Огонь», Е. Гладковой «Если огонь в доме» и другие.

Основные правила пожарной безопасности для детей

  • нельзя играть со спичками, зажигалками, спичками-свечами;
  • нельзя поджигать сухие листья, сухую траву, деревья, тополиный пух;
  • нельзя играть с фейерверками, бенгальскими огнями, хлопушками без присмотра взрослых;
  • нельзя использовать бензин, керосин и другие горючие материалы в игровых целях;
  • нельзя кидать в костер или поджигать флаконы из-под дезодорантов, духов, освежителей воздуха и т.п. Это может привести к взрыву и немедленному возгоранию;
  • нельзя разводить костер, играть с открытым огнем в помещениях;
  • нельзя разводить костер в деревянных сараях, ветхих постройках, в подвалах и чердаках;
  • если возникнет необходимость в свете, лучше воспользоваться фонариком, чем спичками;

Правила обращения с огнем дома

Для детей главное правило - нельзя играть с огнем без присмотра взрослых. Таким образом, исключаются использование и игра с электроприборами (телевизор, микроволновая печь, компьютер), включение газовой плиты, зажжение свечей, игра с лампочками, гирляндами.

Детей старшего возраста можно научить пользоваться плитой, бытовой техникой, однако заострить внимание на том, что если нет большой необходимости в их применении, лучше подождать родителей. Обязательным требованием будет отключение всей техники от электросети после использования.

Не нужно настраивать ребенка против огня, но следует максимально честно рассказать о последствиях пожаров.

Дети - большие выдумщики, в их головах роятся тысячи идей, и если заранее не предупредить о результатах таких опасных шалостей, то станет поздно.

Родители должны сами оградить от опасности своего ребенка.

В первую очередь необходимо хранить всю бытовую химию в недоступном для детей месте, вся она имеет высокую степень огнеопасности. Также дети не должны иметь свободного доступа к спичкам, зажигалкам, свечам, а электропровода необходимо спрятать под плинтусы.

А чтобы не задохнуться во время пожара нужно намочить тряпку или марлю и дышать через нее. Также необходимо опуститься на пол, потому что концентрация дыма там ниже.

Правила обращения с огнем в лесу

В большинстве случаев причиной возгорания лесных массивов является беспечность и неосторожность людей.

  • Нельзя разводить костер в местах с сухой травой, под кронами деревьев, в торфяниках. Место для костра нужно тщательно выбирать, очищать от огнеопасного материала, а сам огонь разводить в специально выкопанной земляной ямке.
  • Не допускается уходить и оставлять костер непотушенным или тлеющим. Его можно залить водой или засыпать песком.
  • Нельзя разводить костер в сухую и ветреную погоду.
  • Нельзя оставлять на месте отдыха бумагу, пластиковую посуду и предметы из стекла. Последние очень опасны потому, что солнечные лучи фокусируются на стекле, последствием может стать лесной пожар.
  • Нельзя оставлять в лесу самовозгорающиеся материалы.
  • Нельзя использовать в лесу пиротехнику.

Правила поведения детей при пожаре

Если во время возгорания рядом с ребенком не окажется взрослых, он должен будет самостоятельно принимать решения и действовать уверенно. Для этого родители или учителя должны научить его цепочке действий при пожаре.

  • Позвонить по телефонам 01 / 112 и сообщить о своем месте нахождения и чрезвычайной ситуации.
  • Обратится за помощью к соседям, рассказать им о пожаре.
  • Не прятаться в труднодоступные места, спасатели просто не смогут прийти на помощь, обнаружить пострадавшего.
  • Не пользоваться лифтом при пожаре. Спускаться только по лестницам.
  • Выполнять все указания пожарных и спасателей, прибывших на место происшествия.

Презентация для проведения классного часа "Правила пожарной безопасности" PPT - 3,8 Мб

Инженеры отдела профилактики пожаров МБУ УПО города Уфы по Кировскому району регулярно проводят учебно-методические занятия с детьми по правилам пожарной безопасности в дошкольных и школьных учреждениях. Но родители также должны обучать мерам пожарной безопасности своих детей, начиная с 3-4 лет. Ведь по статистике именно дома, в их отсутствие, с детьми чаще всего случаются трагедии.

Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами.

Что нужно делать ребенку, если пожар все-таки случился:

Следует позвонить на номера 01 или 101 , по сотовому телефону - 112 , отчетливо сообщить адрес, имя, фамилию и ждать помощь.

Если пожар начался в квартире, а взрослых дома нет, нужно убегать подальше от огня, обязательно закрыв за собой дверь, чтобы огонь не распространялся дальше. Если же дверь дома оказалась закрытой и невозможно выйти, нужно кричать в окно, звать на помощь. Находиться в горящей квартире, безусловно, очень страшно, но прятаться в шкаф, под кровать или другие тайные места нельзя, потому что пожарным очень трудно находить детей в таких местах.

В случае загорания одежды нужно упасть на пол или на землю и кататься до полного угасания огня. При ожоге руки нужно подставить ее под струю холодной воды и звать на помощь взрослых.

При возникновении пожара в подъезде нельзя выходить из квартиры. Нужно открыть окно или балкон (хотя бы форточку) и громко звать на помощь.

При пожаре в доме не следует пользоваться лифтом, так как он может остановиться между этажами, и вы окажетесь в самой настоящей ловушке.

Уважаемые родители! Чаще беседуйте с детьми о мерах пожарной безопасности. Дети должны сознательно выполнять правила пожарной безопасности как дома, так и в школе, на улице, в лесу.

Много лет тому назад человечество научилось добывать огонь. С тех самых пор огонь стал верным помощником людям. Он послушен, если с ним обращаться правильно. Но стоит забыть об осторожности, и огонь превращается в злого демона, разрушающего все на своем пути. В языках его пламени исчезли сотни деревень и городов. А сколько людей погибло в огне!

Детей научить правилам безопасности мы обязаны! Мы не станем напоминать в этой статье о том, что дети не должны играть спичками, использовать электроприборы не по назначению, небрежно обращаться с газом и электрической плитой, зажигать фейерверки без взрослых. Сегодня мы поговорим о том, как должен вести себя ребенок, оказавшись в самом очаге возгорания или рядом с ним.

Что делать при пожаре детям в помещении: в доме, квартире, ТК

Конечно же, ребенок, увидев пламя, может испугаться, но он не должен впадать в панику.

Главная его задача должна заключаться в том, чтобы как можно быстрее выбраться из зоны объятой огнем.

  • Если пожар начался в доме или в квартире и пламя быстро распространяется, горит ковер, занавески, обои. В этом случае не стоит рисковать и пытаться потушить пожар.
  • Единственно правильное решение – максимально быстро покинуть помещение и сообщить соседям о пожаре. Взрослые люди помогут.
  • Если по близости никого нет, необходимо сразу же позвонить в пожарную службу по телефонам: 01 или 101.
  • После этого, нужно позвонить родителям и рассказать о происшедшем. Все звонки нужно делать, выйдя из зоны пожара и задымления. Если по какой-то причине сделать это невозможно, нужно закрыть дверь в комнату, объятую пожаром, и заложить одеялом щель между полом и дверью. Таким образом, дым не сможет быстро распространиться по квартире. Приток воздуха уменьшится, процесс горения останется на прежнем уровне.
  • Не стоит пытаться выносить из комнаты свои любимые игрушки и ценные вещи. Это опасно. В данном случае самое главное сохранить свою жизнь. Безусловно, если в квартире находятся младшие дети (братики, сестрички) их надо быстро вывести из пожароопасной зоны. Не подвергая себя опасности, постараться забрать и домашних животных.

В последние годы, в связи с участившимися пожарами, в школах проводятся специальные занятия по ОБЖ. И первое правило, о котором говорят пожарные, нередко вызывает смех в классе. Это правило, сами пожарные называют «Описанный шарфик». Его должны знать все детишки, ведь оно поможет выйти им из сильно задымленного помещения целыми и невредимыми.

По статистике, большинство людей во время пожара погибают не из-за огня, а из-за ядовитого дыма. Как правило, идя в кинотеатр, игровой зал все мы крайне редко берем с собой бутыли с водой. Именно поэтому, в экстремальной ситуации (при сильном задымлении) дети должны взять кусок ткани (шарфик, платок, кофту) пописать на ткань и дышать через нее. Пожарные постоянно говорят о том, что моча значительно лучше воды фильтрует дым и находящиеся в нем ядовитые вещества. В этом действии нет ничего смешного. Ведь ткань, смоченная мочой, может спасти жизнь.

Научите ребенка находить запасной выход!

Опытные пожарные, неоднократно повторяют родителям, что нужно приучать детей искать запасной выход. Делать это можно в форме игры. Согласитесь, заходя с ребенком в магазин, кинотеатр, игровой зал мы редко задумываемся, куда следует бежать в случае пожара. Вместе со своим ребенком поиграйте две-три недели в игру «Найди второй выход». Заходя в любое помещение, попробуйте определить, где находится запасная дверь. Кто первым ее найдет – тот победитель. Если ни один из вас так и не смог найти второй выход – получите необходимую информацию у сотрудников. Кстати, заодно и проверьте – открывается ли дверь. Эта игра очень быстро становится полезной привычкой. Ребенок, заходя в незнакомое ему помещение, непроизвольно глазами ищет запасной выход. Возможно, когда-нибудь эта привычка спасет ему жизнь.

Обязательно научите ребенка 3 основным правилам выхода из паникующей толпы. Кстати, этот навык может ему пригодиться не только во время пожара.

  1. Итак, правило первое – передвигаемся только по направлению движения толпы. Останавливаться в этом случае нельзя. Люди в панике просто снесут и растопчут, упавшего человека. Паника – страшная сила.
  2. Правило второе – с максимальной осторожностью огибаем встречные на пути преграды – столбы, углы, мебель и т.д. Смотрим только вперед. Идти нужно, скрестив руки на груди, обняв себя за плечи. Локти выставляем вперед. В этом случае, если толпа сдавит человека, он сможет дышать. Дома эту позу нужно закрепить с ребенком. Тренироваться время от времени.
  3. Правило третье – если ребенок упал в толпе, у него есть всего несколько секунд, чтобы подняться. Он не должен пытаться «сгруппироваться», он должен приложить все силы, чтобы встать. Для этого нужно превратиться в обезьянку и хватаясь за ближайшие джинсы, плащи, пальто, ноги взобраться по идущему рядом человеку. Безусловно, вряд ли ему понравится, что в него кто-то вцепился и карабкается вверх. Но пока он сообразит, в чем дело, ребенок успеет встать. Потренируйтесь дома, пусть ваш ребенок взбирается по вам, как по дереву.

Конечно, желательно, чтобы ни вам, ни вашему ребенку эта информация никогда не понадобилась, но донести ее до ребенка вы просто обязаны. Попробуйте для этой цели использовать информативные .

Краткая инструкция для детей:

  1. Любыми путями (телефон, призыв о помощи из окна, стук в стенку соседям) донести информацию о пожаре до взрослых.
  2. Если в квартире задымление, а выйти из нее невозможно, нужно лечь на пол (дыма внизу меньше).
  3. Смочить тряпку и дышать через нее.
  4. В комнате, где произошло возгорание не открывать окно. Попавший в помещение воздух может усилить пламя.
  5. Почувствовав запах дыма, исходящий из подъезда, не открывать входную дверь. Дым из подъезда может проникнуть в квартиру. Нужно отойти от входной двери как можно дальше и уже оттуда позвонить в пожарную службу. Можно из окна позвать взрослых людей на помощь.
  6. В случае возгорания одежды, лечь на пол, и катаясь, сбить с себя пламя.
  7. Загоревший электроприбор нужно обесточить, то есть выключить из розетки. Только после этого сбить пламя, накрыв его одеялом.
  8. Если в комнате пожар, нельзя прятаться и забиваться в угол. Пожарным трудно будет вас отыскать.
  9. При возможности сразу же выбежать на улицу. Не собирать любимые игрушки. Помнить, что при пожаре важна каждая секунда.
  10. Спускаться с верхних этажей нужно по лестнице. Использование лифта исключается.

Пожарная безопасность в лесу для детей

Как показывает практика, большая часть лесных пожаров возникает из-за халатного обращения с огнем. Если вы заметили пожар в лесу, немедленно сообщите о возгорании в пожарную службу 01 или 101. Можно воспользоваться номером вызова экстренных служб 112.

Пожары в лесу подразделяются на «низовые», «верховые» и «подземные». При низовых пожарах горит надпочвенный покров. При верховых – древостой. При подземных – торфяники.

  • В случае возникновения любого типа пожара необходимо срочно позвонить в пожарную часть.
  • Если пожар только начал разгораться, его можно попытаться затушить, пользуясь водой или землей.
  • Если огонь уже во всю свирепствует — нужно немедленно уйти подальше от места пожара. Действовать надо без паники, спокойно, но быстро.
  • При верховом пожаре нужно обязательно закрыть лицо мокрой тканью и уходить, пригнувшись к земле.
  • При низовом – выбираться из леса надо в перпендикулярном от огня направлении. Лучше всего выбираться к реке и двигаться по берегу. Водоемы (реки, озера, пруды) спасение от пожара. Ценные вещи можно закапать поглубже в землю. Но лучше не тратить на это время. Ждать спасателей предпочтительней, выбравшись из леса, или на полянах, которые просматриваются со всех сторон.

Если на вас вспыхнула одежда, постарайтесь ее скинуть с себя. Не бегите – огонь лишь разгорится сильнее. Если рядом находятся люди, позовите их. С пострадавшего необходимо срочно сбить пламя. Для этого можно воспользоваться курткой, водой или землей.

Пожарная безопасность на улице — чему научить детей?

  • Не паникуя, позвонить в пожарную часть и четко объяснить, где горит (по возможности точный адрес) и что именно горит.
  • Наизусть знать номера 01, 101, 112.
  • Старшие должны отвести маленьких ребятишек в самое безопасное место. В момент пожара надо забыть про привычку снимать все подряд на телефон. Можно заняться съемкой, лишь отойдя на максимально безопасное расстояние от очага возгорания.

Первая помощь

Чем могут помочь дети, человеку, которого вынесли спасатели из очага возгорания?

  • Вызвать скорую помощь.
  • Уложить пострадавшего на ровную поверхность на бок.
  • Расстегнуть аккуратно одежду, снять все украшения с шеи.
  • Охладить место ожога водой.
  • Дать выпить пострадавшему побольше воды.
  • Ждать приезда скорой помощи.

Сегодня во всех школах проводятся тематические уроки, во время которых учителя по ОБЖ рассказывают правила поведения в экстремальных ситуациях, организовываются встречи со специалистами пожарной охраны, детей знакомят с планами эвакуации. Только комплексный подход к данной проблеме позволит донести до детей основные знания и навыки, которые им могут пригодиться в сложной ситуации.

Все взрослые, а тем более дети должны знать правила пользования огнем, только в этом случае они смогут предупредить возникновение очага возгорания.