Бихевиоризм в психологии. Бихевиоризм – что это такое, основные положения и идеи

Бихевиоризм долгое время считался вершиной психологической науки, позволил иначе взглянуть на изучение психических процессов и закрепился в таких сферах как политика, социология и педагогика. Многими психологами бихевиористические методы считаются жесткими и обезличивающими человека.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм это (от англ. behavior – поведение) – одно из крупных направлений психологии XX в. исследующее человеческую психику через поведенческие паттерны, сознание при этом отрицается. Предпосылками появления бихевиоризма явилась философские концепции Джона Локка, что рожденный человек – это «чистая доска», и механистический материализм Томаса Гоббса, отрицающего человека как мыслящую субстанцию. Вся психическая деятельность человека в бихевиоризме сводится первоначально к формуле: S→R, затем добавляется промежуточный параметр: S→P→R.

Основатель бихевиоризма

Основоположник бихевиоризма – Джон Уотсон предложил вывести процессы, происходящие в человеческой психике на осязаемый, измеряемый с помощью приборов и тестов уровень, так родилась знаменитая формула: поведение - это S→R (стимул→реакция). Опираясь на опыт И. Павлова и М. Сеченова, при должном подходе к исследованиям Уотсон прогнозировал, что можно будет полностью предсказывать и прогнозировать поведение и закреплять у людей новые .

Другие последователи и представители бихевиоризма в психологии:

  1. Э. Толмен – выделил 3 детерминанты поведения (независимые переменные стимулы, способности организма, вмешивающиеся внутренние переменные намерения).
  2. К. Халл – стимулом и реакцией ввел промежуточное звено организм (внутренние невидимые процессы);
  3. Б. Скиннер – выделяет особый вид поведения – оперантное, формула приобретает вид S→P→R, где Р – это подкрепление, приводящее к полезному, закрепляющемуся в поведении результату.

Основные положения бихевиоризма

За несколько десятилетий исследования поведения животных и человека, итогом явились несколько бихевиористических положений. Бихевиоризм – основные идеи:

  • поведение – отражение психических процессов вовне;
  • главная цель поведения – адаптация к внешним условиям;
  • поведение – реально измеримая субстанция, которую можно измерить, верифицировать;
  • поощрение и наказание обуславливают поведение;
  • поведение – объективно и наблюдаемо, в то время как сознание и воля – нет;
  • личность – набор поведенческих стимул→реакций;
  • реакция индивида зависит от прошлого опыта;
  • поведение детерминировано внешней средой.

Теория бихевиоризма

Возникновение бихевиоризма произошло не на пустом месте, такие понятия как: «осознание» и «переживание» утратили свою ценность и ничего не могли дать ученым с практической точки зрения – это нельзя было потрогать и измерить эмпирическим путем. Суть бихевиоризма в том, что человек – это его поведение в ответ на стимул, пришлась по вкусу ученым, ведь это конкретные действия, которые можно исследовать. Опыты, проводимые русским физиологом И. Павловым над животными в несколько измененном виде перекочевали в бихевиористские лаборатории.

Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм это направление в психологии ставящее во главу угла поведенческие реакции человека и отрицающее сознание как самостоятельное психическое явление. Несколько десятилетий вплоть до середины XX в. психология как наука, изучала человека через набор поведенческих актов: стимулов и реакций, что позволило пролить свет на многие вещи, но не приблизило к феноменам сознательных и бессознательных процессов. На смену бихевиоризму пришла когнитивная психология.

Бихевиоризм в политологии

Политический бихевиоризм – это методологическая ориентация, представляющая собой анализ явлений превозносимых политикой, осуществляемый через наблюдение за поведением человека или групп. Бихевиоризм внес в политику важные акценты:

  • учет психологического аспекта политики, который раньше даже не принимался во внимание;
  • применение количественных методов исследования для оценки влияния политических действий: выборов, внедрения законопроектов (контент-анализ, математическая систематизация и обработка).

Бихевиоризм в социологии

Социальные исследования и эксперименты неразрывно связаны с психологической наукой, и невозможны без изучения человеческой природы, процессов происходящих в психике. Социальный бихевиоризм проистекает из основных постулатов бихевиоризма Б.Ф. Скиннера, но вместо привычных «стимул→реакция», есть теория «поля», которая включает в себя положения:

  • каждый человек имеет индивидуальные особенности и реакции на стимулы внешнего мира;
  • прошлые события влияют на поведенческие навыки индивида в той или иной ситуации.

Бихевиоризм в педагогике

Классический бихевиоризм нашел своих последователей и в педагогике. Долгое время обучение в школе базировалось на принципах «поощрения» и «наказания». Метод оценивания – пример бихевиорального подхода, цель которого в том, что высокая оценка должна закрепить стремление к дальнейшему обучению, а низкая послужить «укором» или наказанием, в результате которого, ученик, столкнувшись с неприятными последствиями халатного отношения к учебе, должен захотеть исправиться. Бихевиористическая педагогика подверглась жестокой критике со стороны гуманистов.

Бихевиоризм в менеджменте

Методы бихевиоризма положили начало формированию школы поведенческих наук в менеджменте. Руководители производств и компаний прониклись идеями бихевиоризма, и для себя видели применение инструментов этой концепции для эффективного межличностного взаимодействия и как следствие – эффективность производственных процессов на всех уровнях. Развитие бихевиористских идей стало возможным, благодаря двум теориям, разработанным в 1950-х социальным психологом Дугласом Мак-Грегором:

  1. Теория Х . Классическая концепция, современными специалистами считается негуманной («жесткий менеджмент»), но имеющей место быть и в наши дни. Большая часть сотрудников ленивы, лишены чувства ответственности, но ценят стабильность и , поэтому нуждаются в контроле авторитарного руководства. Такая система менеджмента основана на поддержании у людей страха потерять свое рабочее место. Распространены штрафные санкции.
  2. Теория Y . Современная, прогрессивная концепция, опирающаяся на лучшие проявления человеческих качеств, для этого на производстве создается дружелюбная атмосфера, ставятся интересные задачи и привлекаются все сотрудники, чтобы показать, что компания развивается благодаря их мотивации, находчивости и стремлению к постоянному саморазвитию. Стиль руководства – демократический. Сотрудникам нравиться развиваться вместе с компанией.

Бихевиоризм в экономике

Традиционная экономика, базирующаяся на классических принципах этики и морали видит человека логически мыслящим рациональным существом, вольным делать свой выбор исходя из насущных потребностей. Сегодня, существует несколько ответвлений экономики, одно из которых – бихевиоральная экономика, взявшая на вооружение все плюсы бихевиоризма. Сторонники «поведенческой экономики» склонны полагать. Что потребители склонны как раз к нерациональному поведению, и это норма для человека.

Последователи бихевиоральной экономики разработали ряд методов, позволяющих создавать и увеличивать покупательский спрос:

  1. Негативные приманки . Товар, который залеживается на прилавках и из-за своей дороговизны не пользуется спросом, компании выбрасывают на рынок еще более дорогостоящий вариант, и тот продукт, который на фоне нового выглядит более дешевым, начинают раскупать.
  2. Бесплатные предложения – популярный метод среди маркетологов производств и компаний. Например, человеку предлагают две путевки по схожей стоимости, но в одну включен бесплатный завтрак, в другую нет. Приманка в виде бесплатного завтрака сработает – человеку приятно думать, что он что-то получает даром.

Роль Торндайка в бихевиоризме

Предпосылкой становления бихевиоризма явились эксперименты Э. Торндайка, который исследовал динамику научения животных и пришел к выводу о том, что животное действует методом «проб и ошибок», случайно находя верное решение.
Основоположником бихевиоризма принято считать американского ученого Д. Уотсона. Задачу психологии он видел в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде. При этом Уотсон отрицал существование сознания и необходимость его изучения. Ученый считал, что поведение — это система реакций, обусловленных внешним воздействием — стимулом (S-R). Уотсон исходил из положения о прижизненности формирования психических процессов. Доказательства этого были даны Уотсоном в его экспериментах по формированию эмоций (известные опыты с кроликом).
Новый этап в развитии бихевиоризма связан прежде всего с именами Э. Толмена и К. Халла.

Толмен - основатель необихевиоризма

Э. Толмен был одним из основателей необихевиоризма. Проводя эксперименты на животных, Толмен преобразовал схему Уотсона « стимул — реакция » в схему « стимул — промежуточная переменная — реакция» (S-0-R). Под промежуточной переменной он имел виду недоступные прямому наблюдению феномены и факторы (цели, ожидания, установки, знания).
Идеи Толмена получили развитие в работах К. Халла. В своей теории он выделил понятия первичного и вторичного подкрепления. Например, вторичным подкреплением является определенное положение младенца на руках у матери, связанное с последующим первичным подкреплением — кормлением. В целом теория Халла напоминала скорее уотсоновскую, чем толменовскую.

Скиннер и его роль в развитии необихевиоризма

Центральной фигурой бихевиористического направления можно назвать Б. Скиннера. Он разработал методы целенаправленного обучения и управления поведением. В своих экспериментах по оперантному научению Скиннер разбивал сложную реакцию на ряд простых операций. Такое обучение шло быстрей и было намного устойчивей. Метод Скиннера позволял оптимизировать учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих детей.
Развитием взглядов Толмена и Скиннера стали теории социального научения.
Одним из первых к проблемам личности и ее социализации обратился Д. Мид. В своих работах он показал, каким образом рождается осознание своего «Я». Мид полагал, что самоопределение человека осуществляется путем осознания и принятия тех представлении, которые существуют у других людей относительно этого человека.
Сам термин «социальное научение» был введен Д. Роттером. Роттер изучал индивидуальные различия в представлениях людей об источниках подкрепления. Эти представления зависят от того, на кого люди возлагают ответственность за происходящее с ними. Часть людей считает, что подкрепление — дело случая или судьбы (экстерналъ-ный локус контроля). Другая часть уверена, что они могут повлиять на получаемые подкрепления (интерналъный — внутренний — локус контроля). Работы Роттера показали, что люди с внутренним локусом контроля не только более успешны, но и более здоровы душевно и физически. Было выявлено также, что локус контроля закладывается в детстве и в значительной мере определяется стилем воспитания.
Наиболее значительные труды в области социального научения принадлежат А. Бандуре. На основании многочисленных исследований он пришел к выводу, что людям далеко не всегда требуется для научения прямое подкрепление, они могут учиться и на чужом опыте. Таким образом, Бандура вводит понятие косвенного подкрепления. Исходя из этого, Бандура уделял особое внимание исследованию подражания. Им были разработаны программы коррекции отклоняющегося поведения.
Работы представителей бихевиоризма расширили область психологических исследований; внесли новые методы изучения психических процессов; обогатили психологию знанием законов и механизмов научения и тем самым способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Бихевиоризм - направление в американской психологии, основанное психологом Дж.Б. Уотсоном. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения и до смерти. Основное понятие - формула - "стимул-реакция".

    реферат , добавлен 12.05.2008

    Основные предпосылки возникновения бихевиоризма. Законы научения по Э. Торндайку. Характерные черты необихевиоризма. Б. Скиннер и его теория "оперантного бихевиоризма". Режимы подкрепления, в результате которых возникают различные формы реагирования.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2012

    Предмет изучения бихевиоризма - одного из наиболее распространённых в психологии направлений (на примерах русской классической литературы). Факты поведения, их проявления. Задачи психологии бихевиористов, их теоретическая программа и реализация.

    реферат , добавлен 10.01.2014

    Бихевиоризм - первое направление в истории развития психологии, которое предложило научные методы исследования поведения человека. Этапы развития течений бихевиоризма, основные направления его эволюции, сущность теорий этой психологической школы.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Позитивизм и прагматизм как философская основа бихевиоризма. Критический анализ бихевиоризма. Взгляды Уотсона на психологию, учение о поведении. Когнитивный бихевиоризм Толмена. Разновидности детерминант поведения. Классификация научения в зоопсихологии.

    доклад , добавлен 25.04.2010

    Сущность и содержание бихевиоризма, история становления и развития соответствующей теории, ее распространенность на современном этапе. Взаимосвязь личной свободы человека и его внешней среды. Основные факторы и критерии, влияющие на поведение личности.

    презентация , добавлен 03.03.2015

    Джон Броадус Уотсон. Американский психолог, основатель бихевиоризма (от англ. behavior - поведение), одной из распространённых теорий в западной психологии XX века. Со времени бихевиоризма психология стала бурно развиваться, как экспериментальная наука.

    биография , добавлен 23.11.2008

    Определение и основные характеристики эмоциональных состояний, их влияние на качество деятельности человека. Изучение психических состояний в зарубежной психологии, эмоциональный мир человека с точки зрения бихевиоризма, психоанализа и гештальтпсихологии.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

Последнее обновление: 04/05/2015

Суть бихевиоризма вряд ли возможно выразить лучше, чем цитатой известного психолога Джона Б. Уотсона, которого часто считают «отцом» бихевиоризма:

«Дайте мне дюжину здоровых детей, физически хорошо развитых, и я гарантирую, что если получу для их воспитания определенные мной внешние условия, то, выбрав наудачу любого из них, я сделаю из него по моему произволу любого специалиста: врача, юриста, артиста, преуспевающего лавочника и даже нищего и вора, независимо от его талантов, его склонностей, желаний, способностей, призвания, национальности».

Джон Уотсон, «Бихевиоризм» (1930)

Что именно Уотсон имел в виду?

Термин «бихевиоризм» относится к направлению психологии, основанному Джоном Б. Уотсоном - оно основано на убеждении, что поведение можно измерить и модифицировать. Бихевиоризм появился с публикацией в 1913 году классической работы Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (Psychology as the Behaviorist Views It ). Вплоть до середины 1950-х годов бихевиоризм занимал доминирующее положение в психологии.

Почему же в начале ХХ века это направление стало таким популярным? «Бихевиоризм стал почвой для зарождения американской социальной науки », - в 1998 году пояснил Джон А. Миллс в своей книге «Контроль: история поведенческой психологии» (Control: A History of Behavioral Psychology ). - «Очевидно же, научно-исследовательская деятельность и теоретические взгляды американских бихевиористов до середины 1950-х годов были обусловлены стремлением создать теорию, которая могла бы помочь при составлении общественно полезных прогнозов ».

Основы бихевиоризма

Так в чём же, собственно, заключается суть бихевиоризма? Бихевиоризм представляет собой концепцию научения, основанную на идее о том, что всё поведение приобретается посредством обусловливания, которое происходит через взаимодействие с окружающей средой. Бихевиористы считают, что именно наша реакция на стимулы, предъявляемые окружающей средой, формируют наше поведение.

С точки зрения этого направления, поведение может быть изучено при помощи систематического наблюдения; психическое состояние и психические процессы - эмоции или, например, настроение - при этом учитываться не должны, поскольку они носят слишком субъективный характер.

Уотсон предполагал, что человека можно обучить чему угодно - независимо от таких факторов, как генетический фон, личностные черты, мысли. В пределах его физических возможностей, естественно.

На это и направлено обусловливание:

  • - техника, используемая в поведенческом обучении, при которой ранее нейтральный стимул связывается с и, в конце концов, вызывает ту же реакцию самостоятельно.
  • представляет собой метод научения, который действует посредством серии подкрепляющих желательную реакцию стимулов и наказаний за нежелательную.

Персоналии

Выделяется целый ряд талантливых психологов, которые оставили неизгладимый след в истории бихевиоризма, в том числе:

  • Кларк Халл.

Важные события

1863 - свою работу «Рефлексы головного мозга» опубликовал И.М. Сеченов, также он ввел понятие тормозных процессов в центральной нервной системе;

1900 - Иван Павлов начал изучать рефлексы;

1920 - Уотсон и Розали Рейнер провели знаменитый эксперимент ;

1959 - Ноам Хомский раскритиковал бихевиоризм;

1971 - Беррес Ф. Скиннер выпустил книгу «По ту сторону свободы и достоинства» (Beyond Freedom and Dignity ), в которой он утверждал, что свободная воля не более чем иллюзия.

Критика бихевиоризма

  • Многие критики утверждают, что бихевиоризм весьма однобоко подходит к пониманию человеческого поведения и что поведенческие теории не учитывают свободной воли и внутренних механизмов.
  • Бихевиоризм не учитывает других видов научения, особенно тех, что не подразумевают использования подкрепления и наказания.
  • Люди и животные способны менять свое поведение в соответствии с новой информацией, даже если предыдущая модель поведения была создана путем подкрепления.

Сильные стороны бихевиоризма

  • Бихевиоризм основывается на идее важности наблюдаемого поведения, которое легче поддаются количественной оценке; так, сбор данных при проведении исследований упрощается, результаты таких исследований могут похвастаться объективностью.
  • Эффективные терапевтические методы - интенсивное поведенческое вмешательство, анализ поведения, жетонные системы и обучение методом дискретных проб - корнями уходят в бихевиоризм. Они очень полезны в модификации поведения у детей и взрослых.

Бихевиоризм и другие психологические школы

Многие мыслители считали, что бихевиоризм неоправданно пренебрегает факторами, которые оказывают сильное влияние на поведение. , например, считал, что бихевиористы зря не принимают во внимание подсознание, чувства, желания и т.д. и других гуманисты считали, что бихевиоризм - слишком жёсткая и ограниченная система, не учитывающая такие факторы, как свободная воля.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Бихевиоризм определил облик американской психологии XX в. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо этого направления так: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название: от англ. behavior - поведение. Термин бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология .

Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что не поддается объективной регистрации, не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека нельзя рассматривать, потому что их нельзя измерять. Происходящее внутри человека изучить невозможно, следовательно, личность выступает как «черный ящик». Объективны лишь внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые они обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

Личность, с точки зрения бихевиористов, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула «стимул-реакция» (S-R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Оно бывает положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает стремление избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность - все то, чем обладает индивид, его расположенность к тому или иному реагированию: навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции, а также пластичность, помогающая образовывать новые навыки, и способность их удержать и сохранить, чтобы приспособиться к среде. Это значит, что личность - организованная и относительно устойчивая система навыков. Последние составляют основу относительно устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям, чье изменение ведет к формированию новых навыков.

Человека бихевиористы понимают как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать его на требуемое поведение,

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948 г.) подверг сомнению схему S-R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную I - психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула: S- I-R.