Анас ибн малик сподвижник. Имам малик ибн анас. Анас ибн Малик аль-Ансари сподвижник и слуга Пророка (мир ему и благословение)

"Достоинство знания выше, чем достоинство поклонения, а в основе религии лежит благочестие" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Малик ибн Анас ибн Амир родился в Медине в 93 году по хиджре (717 год по христианскому календарю).

Его дед Амир принадлежал к числу основных сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, проживавших в Медине. Имам принадлежал к королевской арабской семье Хумайр из Йемена, которая поселилась в Медине. Семья имама Малика до Ислама славилась своим гостеприимством и другими достоинствами, и точно также они стали широко известны после принятия Ислама, но в совершенно иной области. Их заслуги в деле Ислама сохранятся на все времена.

Прозвище имама было Абдаллах, но когда он прославился в Медине как великий ученый его стали называть имам Дар аль-Хиджра, "Вождь Дома переселения", то есть духовный вождь Медины. Этот благословенный город продолжал сохранять свою духовную и просветительскую роль, как это было при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Ислам распространился повсюду и мусульманские ученые - энтузиасты, как арабы, так и неарарбы приезжали в Медину и жили там, чтобы учиться у таких прославленных ученых, как имам Малик ибн Анас.

Во время раннего детства имама Малика в его семье уже были широко известные ученые и преподаватели исламской науки. Дед имама был прославленным знатоком хадисов и считался одним из подлинных рассказчиков. Он умер, когда Малику было десять лет. К этому времени имам Малик уже начал учиться, и хотя, будучи ребенком, он не мог непосредственно пользоваться глубокими познаниями деда, незабываемые впечатления и ободряющие слова совета и любви сыграли важную роль в формировании характера имама и его страсти к знаниям. Дядя имама Абу-Сухайл Нафи был признанным специалистом по хадисам. Имам Малик учился хадисам у своего дяди. Отец имама Анас и дядя Раби также были знатоками хадисов. Имам Малик был с самого детства необыкновенно прилежным учеником. Однажды, когда его учитель читал лекцию, прямо ему на колени с потолка упала змея. Все слушатели разбежались, а он продолжал спокойно сидеть, как будто ничего и не произошло. Он был так погружен в учение, что даже змея его не отвлекла.

Учителями имама были известные ученые того времени: Абу Радим Нафи бин Абд ар-Рахман. Имам учился у него чтению и рецитации Корана. Абу Радим хорошо известен в этой области даже в наше время всему мусульманскому миру.

Нафи. В ранний период имама Малика Нафи был известен как видный знаток хадисов. Он изучил эту науку у своего знаменитого учителя Абдуллаха ибн Умара, так как Нафи был его освобожденным рабом, служившим ему в течение тридцати лет.

Джафар ас-Садик. Имам Джафар ас-Садик также был одним из учителей имама Малика. Кроме того, что он был видным ученым, он принадлежал к семье Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он был правнуком имама Хусайна, внука Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Мухаммад бин Йахъя аль-Ансари. Мухаммад бин Йахъя был еще одним из учителей имама Малика. Он обычно преподавал в Масджид ан-Набауи, мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медине. Также были и другие ученые.

Слава имама Малика распространилась повсюду и ученые из разных частей исламского мира того периода считали большой честью сидеть в кружке имама и слушать его уроки по хадисам и наставления по различным юридическим и правовым вопросам. Многие из них делали обширные заметки и копировали книгу Малика "аль-Мууатта" (знаменитого сборника хадисов), речь о которой пойдет ниже. Число ученых, которые приезжали, чтобы учиться у него достигает примерно 1300. Мы приведем краткие биографические очерки наиболее видных из этих ученых, что поможет нам понять, почему их копии "аль-Мууатта" остаются до сих пор наиболее достоверными.

Йахъя бин Йахъя аль-Масмуди принадлежал к берберскому племени в Испании. Он совершил два путешествия, чтобы повидать имама Малика и учиться у него, и затем вернулся в свою страну преподавать науку о хадисах и юриспруденцию. Эмир Кордовы просил его принять должность кади Кордовы, но он отказался.

Другим знаменитым учеником имама Малика был ибн Уахб Абу Мухаммад Абдаллах бин Салмах аль-Фахри .

Аби Абдаллах Абд ар-Рахман бин аль-Касим бин Халид аль-Сасри был еще одним прославленным учеником имама Малика. Он умер в Египте. Все вышеперечисленные ученые оставили самые верные копии "аль-Мууатта", которую они изучали у имама Малика.

Как говорит Захаби в своей знаменитой работе "Тазкира аль-Хуффаз", даже имам Абу Ханифа сидел в присутствии имама Малика с таким почтением, с каким сидят в присутствии своего учителя. Хотя в этом отражается большая скромность старшего по возрасту Абу Ханифы, тем не менее, здесь проявляется и большое почтение, которое имам Абу Ханифа питал к имаму Малику бин Анасу.

Как великий мухаддис, то есть специалист и авторитет в науке о хадисах, он изучал все виды рассказов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснения аятов Корана, биографические рассказы сахабов о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, объяснения Корана и хадисов, сделанные сахабами, и их образ жизни. Затем, после тщательного рассмотрения, он собрал в своем знаменитом труде "аль-Мууатта" около тысячи хадисов. Во времена имама Малика специалисты по хадисам делились на две категории. Одна группа занималась собранием хадисов и установлением цепи их рассказчиков. Другая группа благочестивых ученых собирала и исследовала хадисы с целью извлечения из них заповедей и юридических решений. Имам Малик настолько тщательно отбирал хадисы, что, составляя свой труд "аль-Мууатта", он не включил туда даже рассказы, приведенные его отцом Анасом и дядей Раби со ссылкой на его деда. Как юрист, он бесстрастно выносил свои фатвы (юридические заключения), даже если правителям это не нравилось. Однажды его попросили вынести фатву относительно развода, данного под принуждением. Другие имамы сказали, что развод будет действительным, даже если он получен силой, но имам Малик сказал, что такой развод не действителен. За это он был избит по приказу правителя Медины Джафара бин Сулеймана. Имама Малика связали и били до тех пор, пока он не получил тяжелое повреждение рук, причем в такой степени, что уже не мог класть руки на грудь, совершая намаз, и таким образом он, по некоторым сообщениям, стал опускать руки во время молитвы. Имам Малик обычно воздерживался от того, чтобы выносить фатвы, если их испрашивали из отдаленных мест. Однажды к нему пришел человек, пробывший в пути около шести месяцев, и спросил мнение имама по правовому вопросу, и имам ответил: "Пожалуйста, скажи своим людям, что имам Малик сказал, что он не может ответить на этот вопрос". Ибн Аби Увайс рассказывал, как однажды имам Малик сказал ему, что иногда ему задают такие вопросы, что от волнения он не может ни есть, ни пить. Если кто-то поправлял его в каком-либо юридическом вопросе, имам обычно сразу же принимал эту поправку. Ему принадлежат такие слова: "Я - человек, и я ошибаюсь и говорю верно. Внимательно прислушиваетесь к моим словам. Те из них, которые соответствуют Книге (Корану) и сунне принимайте, а несоответствующие им отвергайте".

Величайшим свершением имама Малика была кодификация мединского фикха. Медина была центром, где во всех отраслях исламского учения преподавали выдающиеся ученые и знатоки, которые изучали Коран, хадисы и принципы юриспруденции у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников. Сподвижники скончались один за другим, но знаменитые ученые табиины, то есть, поколение после сподвижников, еще жили в Медине при имаме Малике. Было семеро выдающихся табиинов, которые стали центральными фигурами в фикхе и хадисах, и по всем правовым вопросам обычно обращались к ним. Двое из них - это Сулайман и Салим бин Абдуллах. Сулайман был рабом Маймуны, матери мусульман и жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а Салим был внуком Умара и обучался у своего отца Абдуллаха ибн Умара. Эти табиины составляли консультативный совет, к которому обращались по всем вопросам, относящимся к Шариату. Мединский фикх, кодифицированный имамом Маликом, был результатом трудов этих благочестивых табиинов, основанных на авторитете Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сахабов.

Другим достижением имама Малика является книга "аль-Мууатта". Это наиболее достоверная комплектация хадисов и некоторые их толкования, сделанные сахабами и табиинами, по всем важным аспектам мусульманского образа жизни. По этому "аль-Мууатта" начинается с салята (пяти ежедневных молитв), затем переходит к хадисам, касающимся остальных столпов Ислама, и далее к различным правовым аспектам, в том свете, как они отражены в предписаниях Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и как их понимали и применяли сахабы и табиины. Стиль, которого придерживался имам Малик в своей книге, таков, что он помогает читателю понять, прежде всего, что именно по данному вопросу говорил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Неизменный обычай Малика начинать обсуждение правовой темы с цитирования соответствующего хадиса или прецедента, связанного с сахабами, и основанного на этих авторитетах, делает "аль-Мууатта" наиболее достоверной. Поэтому имам Мухаммад бин Идрис аш-Шафии был прав, говоря, что "не появилась на земле ни одна книга, после Книги Аллаха, более достоверная, чем книга Малика". В другом рассказе сообщается, что имам аш-Шафии сказал: "Никогда не появлялась на земле книга, которая была бы ближе к Корану, чем книга Малика". Еще в одном рассказе приводятся слова имама аш-Шафии, что "аль-Мууатта" - самая полезная книга после Корана. Авторитет имама аш-Шафии неоспорим, поскольку он также является имамом одной из школ исламской теологии и юриспруденции (мазхаба). Имам Ахмад бин Ханбал сказал о том, насколько хорошо имам аш-Шафии знал книгу Малика, в таких словах: "Я изучал "аль-Мууатта" под руководством десяти учеников Малика, которые заучивали ее на память. Под конец я проверил, как я запомнил, прочитав ее имаму аш-Шафии потому, что он был среди них наилучшим.

Намерение имама Малика, как мы видим, состояло в том, чтобы утвердить верховенство подлинных хадисов и обычаев того времени, связанных с поколением Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и поколением табиинов. Этот человек хотел возродить обычаи сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он провел всю жизнь, собирая хадисы и отбирая наиболее достоверные из них.

В наши дни последователей школы имама Малика можно найти в Верхнем Египте, Судане, Северной Африке (Тунис, Алжир и Марокко), Западной Африке (Мали, Нигерия, Чад) а также в государствах Персидского залива (Кувейт, Катар и Бахрейн).

Имам Малик ибн Анас умер 11 числа месяца Раби аль-Аууаль 179 года по хиджре, в возрасте 86 лет, и похоронен в Джаннат аль-Бахъи в Медине.

Да будет Аллах милостив к нему.

Салих Абдур-Рауф

azan.region15.ru

Анас ибн Малик (радыйАллаху анху) Полное имя - Абу́ Хамза́ А́нас ибн Ма́лик аль-Хазраджи́ (араб. أنس بن مالك‎‎) Происходил из мединского племени хазрадж. Первый из сахаба Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) кто передал наибольшее количество хадисов.

Хазрати Анас ибн Малик родился в Медине на девятый год по хиждре. Его отец - Малик ибн Назир скончался во времена джахилии. После того, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) переехал в Медину, мать хазрати Анаса - Умм Сулейм явилась к нему и сказала: «О, Пророк Аллаха! Женщины и мужчины из числа ансаров приносят вам различные дары. У меня нет ничего такого, что бы я могла подарить вам по причине моей нищеты. Если вам будет угодно, примите от меня самое дорогое что имею, моего ребенка, которого я желала бы передать вам в услужение. Он грамотен - умеет читать и писать, к тому же он весьма сообразителен».

Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) уважительно отнесся к словам этой почтенной женщины и взял мальчика себе на воспитание. В ту пору хазрати Анасу было 10 лет от роду. С того времени мальчик стал участником всех меджлисов и свидетелем всей последующей деятельности Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и целое десятилетие вплоть до самой кончины Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) находился рядом с ним и служил ему.

Он словно губка впитывал в себя каждое слово Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и принимал непосредственное участие в его деятельности. В результате этого хазрати Анас передал 2286 хадисов Пророк аАллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Многие из числа великих сахаба слушали хадисы из его уст. Сам имам Абу Ханифа встречался в свое время с хазрати Анасом ибн Маликом, однако доподлинно неизвестно передал ли он Абу Ханифе хадисы во время этой встречи.

Хазрати Анас обладал острым умом и цепкой памятью. И все что слышал, хранил в памяти. Иногда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в шутку называл его «внимательный слушатель с двумя ушами». Однажды человек по имени Анас ибн Салим попросил Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего):

«О, Расуль! Сотвори ду’а для Анаса!» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «О, Аллах! Приумножь богатства Анаса, сделай так, чтобы у него было много детей, пусть у него во всем будет баракат-достаток! Дай ему долгие годы жизни и прости все его прегрешения!» (Сахих Бухари, Кинзяльгамаль)

Хазрати Анасу посчастливилось видеть своими глазами и нянчить более восьмидесяти детей и внуков. Он был самым богатым из ансаров. В разных городах в его собственности было множество домов и земельных участков с плодоносящими садами. Основным его занятием в свободное время было садоводство.

Он бережно ухаживал за насаждениями и получал по два урожая плодов в год. Вся округа благоухала от ароматных запахов, исходящих от цветников и садов. В пригородах Басры у него имелся огромный дом, который хазрати Анас пожертвовал в пользу бедных и немощных людей. Подобный дом в Медине по его распоряжению был передан в дар вакуфу-фонду, помогающему паломникам и неимущим. С книгой «Асхабе Карам» можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com

Анас ибн Малик ибн Назар аль-Хазражи аль-Ансари является великим сподвижником Пророка (мир ему и благословение). Он родился в Медине и ещё в детстве принял Ислам. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) прозвал его Абу Хамзой. Он начал услуживать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) в его доме с десятилетнего возраста, прожил долгую жизнь и передал около 2286 хадисов.

Жизнь с Пророком (мир ему и благословение)

Анас ибн Малик рассказывал: «Моя мать взяла меня за руку и направилась к Пророку (мир ему и благословение) и сказала: « Аллаха (мир ему и благословение), все люди из ансаров, будь то женщина или мужчина, сделали тебе подарок. Я не могу тебе подарить ничего, кроме моего сына, возьми его, он будет служить тебе, как ты пожелаешь, и сделай ему дуа!». Пророк (мир ему и благословение) поцеловал Анаса между глазами и сказал «О Аллах, увеличь ему имущество детей, надели благодатью и введи в Рай!». Сподвижник стал отцом восьмидесяти мальчиков и двух девочек, одну из них звали Хафса, а другую Умму Амр. Когда он умер, общее количество детей и внуков насчитывало сто двадцать человек, в другой версии говорится, что сто.

«Я служил Пророку (мир ему и благословение) десять лет и не было такого, чтоб он хоть раз меня ударил, упрекнул в чём-либо, поругал или сурово посмотрел», – говорил Анас. Первое завещание от него было такое «О сын мой, храни тайное и будь верующим!. Моя мать и жёны Пророка (мир ему и благословение) спрашивали меня о тайном, но я никогда не рассказывал».

Однажды днём, когда Пророк (мир ему и благословение) спал, он вспотел, и тогда пришла мать Анаса ибн Малика с сосудом и стала собирать пот в сосуд, от этого Пророк (мир ему и благословение) проснулся и спросил: «Что ты делаешь?». Она ответила: «Твой пот мы используем как благовоние, это самый прекрасный запах из всех!»

Сражения

Мухаммад ибн Абдулла аль-Ансари сказал: «Анас ибн Малик, будучи ребёнком и находясь в служении (мир ему и благословение), отправился вместе с Пророком (мир ему и благословение) на сражение при Бадре».

Передаётся Абу Кулябой от Анаса: «Я участвовал с Пророком (мир ему и благословение) в сражении при Худайбии, совершил с ним малый хадж – Умру, большой Хадж, участвовал в завоевании Мекки в сражениях при Хунайне, Таифе и Хайбаре».

Сказал Исхак ибн Усман: «Я спросил Мусу ибн Анаса, сколько раз Пророк (мир ему и благословение) участвовал в сражениях? Он ответил, двадцать семь сражений, восемь сражений, в которых провёл около месяца, девятнадцать сражений, в которых провёл несколько дней. Я спросил, сколько раз Анас ибн Малик участвовал в сражениях и он ответил, что в восьми сражениях». Анас ибн Малик был одним из метких стрелков.

Знания

Сказал Катад: «В день, когда Анас ибн Малик умер, Маврук сказал, что сегодня ушла половина знаний. Его спросили о смысле сказанного. Он ответил, когда появлялись по поводу хадиса, мы говорили, пойдёмте к тому, кто слышал это от самого Пророка (мир ему и благословение)», т.е. к Анасу ибн Малику. Анас ибн Малик своим детям сказал: «О дети, закрепляйте знания с книгой Аллаха».

Достоинство

Передаёт Сабит о том, что как-то он пришёл к Анасу ибн Малику и спросил:

– Твои глаза видели Пророка (мир ему и благословение)?

Анас ибн Малик ответил: «Да!». Сабит поцеловал его глаза.

– Ты ходил по делам Пророка (мир ему и благословение)?

– Да!

Сабит поцеловал его ноги.

– Ты лил воду на Пророка (мир ему и благословение)?

– Да!

Сабит поцеловал его руки.

Затем Анас ибн Малик сказал: «О Сабит, я лил воду Пророку (мир ему и благословение) для омовения», тогда Сабит сказал Анасу:

«О юноша, совершай омовение полноценно и увеличится твоя жизнь, распространяй салам и увеличатся твои благие деяния, читай много Коран и в Судный день встанешь подобно двум пальцам» (подобно указательному и среднему пальцам).

Кончина

Есть разногласия по поводу даты смерти. В одной версии говорится, что Анас ибн Малик аль-Ансари умер в 90 году по хиджре, в другой версии говорится, что в 92 или в 93 году. Прожил он 103 года, по другим версиям 110 или 107. Умер в местности Таиф – в четырёх километрах от Басры, там же и .

Статья подготовлена по книгам «Усуду Габату» и «Мухтасару Тариху Димашк».

Анас ибн Малик рассказывал: «Моя мать взяла меня за руку и направилась к Пророку (мир ему и благословение) и сказала: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), все люди из ансаров, будь то женщина или мужчина, сделали тебе подарок. Я не могу тебе подарить ничего, кроме моего сына, возьми его, он будет служить тебе, как ты пожелаешь, и сделай ему дуа!». Пророк (мир ему и благословение) поцеловал Анаса между глазами и сказал «О Аллах, увеличь ему имущество детей, надели благодатью и введи в Рай!». Сподвижник стал отцом восьмидесяти мальчиков и двух девочек, одну из них звали Хафса, а другую Умму Амр. Когда он умер, общее количество детей и внуков насчитывало сто двадцать человек, в другой версии говорится, что сто.

«Я служил Пророку (мир ему и благословение) десять лет и не было такого, чтоб он хоть раз меня ударил, упрекнул в чём-либо, поругал или сурово посмотрел»,- говорил Анас. Первое завещание от него было такое «О сын мой, храни тайное и будь верующим!. Моя мать и жёны Пророка (мир ему и благословение) спрашивали меня о тайном, но я никогда не рассказывал».

Однажды днём, когда Пророк (мир ему и благословение) спал, он вспотел, и тогда пришла мать Анаса ибн Малика с сосудом и стала собирать пот в сосуд, от этого Пророк (мир ему и благословение) проснулся и спросил: «Что ты делаешь?». Она ответила: «Твой пот мы используем как благовоние, это самый прекрасный запах из всех!»

Сражения

Мухаммад ибн Абдулла аль-Ансари сказал: «Анас ибн Малик, будучи ребёнком и находясь в служении Пророку (мир ему и благословение), отправился вместе с Пророком (мир ему и благословение) на сражение при Бадре».

Передаётся Абу Кулябой от Анаса: «Я участвовал с Пророком (мир ему и благословение) в сражении при Худайбии, совершил с ним малый хадж - Умру, большой Хадж, участвовал в завоевании Мекки в сражениях при Хунайне, Таифе и Хайбаре».

Сказал Исхак ибн Усман: «Я спросил Мусу ибн Анаса, сколько раз Пророк (мир ему и благословение) участвовал в сражениях? Он ответил, двадцать семь сражений, восемь сражений, в которых провёл около месяца, девятнадцать сражений, в которых провёл несколько дней. Я спросил, сколько раз Анас ибн Малик участвовал в сражениях и он ответил, что в восьми сражениях». Анас ибн Малик был одним из метких стрелков.

Знания

Сказал Катад: «В день, когда Анас ибн Малик умер, Маврук сказал, что сегодня ушла половина знаний. Его спросили о смысле сказанного. Он ответил, когда появлялись разногласия по поводу хадиса, мы говорили, пойдёмте к тому, кто слышал это от самого Пророка (мир ему и благословение)», т.е. к Анасу ибн Малику. Анас ибн Малик своим детям сказал: «О дети, закрепляйте знания с книгой Аллаха».

Достоинство

Передаёт Сабит о том, что как-то он пришёл к Анасу ибн Малику и спросил:

Твои глаза видели Пророка (мир ему и благословение)?

Анас ибн Малик ответил: «Да!».

Сабит поцеловал его глаза.

Ты ходил по делам Пророка (мир ему и благословение)?

Сабит поцеловал его ноги.

Ты лил воду на Пророка (мир ему и благословение)?

Сабит поцеловал его руки.

Затем Анас ибн Малик сказал: «О Сабит, я лил воду Пророку (мир ему и благословение) для омовения», тогда Сабит сказал Анасу: «О юноша, совершай омовение полноценно и увеличится твоя жизнь, распространяй салам и увеличатся твои благие деяния, читай много Коран и в Судный день встанешь подобно двум пальцам» (подобно указательному и среднему пальцам).

Кончина

Есть разногласия по поводу даты смерти. В одной версии говорится, что Анас ибн Малик аль-Ансари умер в 90 году по хиджре, в другой версии говорится, что в 92 или в 93 году. Прожил он 103 года, по другим версиям 110 или 107. Умер в местности Таиф - в четырёх километрах от Басры, там же и похоронен.

Статья подготовлена по книгам «Усуду Габату» и «Мухтасару Тариху Димашк».

Гаджимурад Омаргаджиев




/Св. Коран 15:97-99 وَلَقَدْ نَعْلَمُ أَنَّكَ يَضِيقُ صَدْرُكَ بِمَا يَقُولُون فَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ وَكُن مِّنَ السَّاجِدِينَ وَاعْبُدْ رَبَّكَ حَتَّى يَأْتِيَكَ الْيَقِينُ

Мы знаем, что твоя грудь сжимается от того, что они говорят.
Так восславь же Господа твоего хвалой и будь в числе тех, кто падает ниц.
Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность (смерть) не явится к тебе.

Хадис дня

بِسۡمِ ٱللهِ ٱلرَّحۡمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ

ИСЛАМ, ВЕРА И ЧИСТОСЕРДЕЧИЕ

Сообщается, что Умар , да будет доволен им Аллах, также сказал:
"(Однажды) когда мы находились в обществе посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям ), к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепителъно белых одеждах с иссиня чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал.
Он сел напротив пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям ), так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на ноги и сказал:

"О Мухаммад , поведай мне об исламе".
"(Суть) ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят , соблюдал пост во время рамадана и совершил хаджж к Дому, если сумеешь сделать это".
(Этот человек) сказал:
"Ты сказал правду",
- а мы подивились тому, что он задаёт пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям ) вопросы и подтверждает правдивость его слов.
(Потом) он сказал: "А теперь поведай мне о вере".
(Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям ),) сказал:
"(Суть веры заключается в том,) чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного",
- (и этот человек снова) сказал: "Ты сказал правду".
(Потом) он сказал: "Поведай мне о чистосердечии" ".
(Посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям ,) сказал:
"(Суть чистосердечия в том,) чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo , (помня о том, что) Он, поистине, видит тебя".
(Потом) он сказал. "(А теперь) поведай мне об этом Часе".
Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям ), сказал:
"Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос".
Он сказал: "Тогда поведай мне о его признаках ".
Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям ), сказал:
" (Признаком приближения этого Часа станет то, что) рабыня породит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по высоте своих жилищ".
А потом (этот человек) ушёл, когда же прошло некоторое время, посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям ), спросил:
"О Умар , известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?"
Я сказал: "Аллах и посланник Его знают об этом лучше ".
(Тогда) он сказал: "Поистине это - Джибрил , явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии. "
(Муслим, Ат-Тирмизи , Абу Дауд, ан-Наса"и .)

Малик ибн Анас ибн Амир аль Асбахи (да будет доволен им Аллах) родился в Медине в 93 году по хиджре (717 год по христианскому календарю). Он жил во время правления Омейядского правителя Валида ибн Абдуль Малика. Его дед Амир принадлежал к числу основных сподвижников Пророка (мир ему и благословление) проживавших в Медине. Имам принадлежал к королевской арабской семье Хумайр из Йемена, которая поселилась в Медине.

Прозвище имама было Абдаллах, но когда он прославился в Медине как великий ученый, его стали называть имам Дар аль-Хиджра – «Вождь Дома переселения» , то есть духовный вождь Медины. Этот благословенный город продолжал сохранять свою духовную и просветительскую роль, как это было при жизни Пророка (мир ему и благословение). Ислам распространился повсюду и мусульманские ученые - как арабы, так и неарабы приезжали в Медину и жили там, чтобы учиться у таких прославленных ученых, как имам Малик ибн Анас. О нем говорили, как об ученом из Медины, однако о его знаниях знали и в других городах. Все желающие получить знания стремились к нему. Обучать людей он начал в 17 лет. Даже те, у которых учился он сам, позже стали обучаться у него. Обучением же занимался целых 70 лет. О том, что он был знатоком исламского права и хадисов, свидетельствуют многие табиины.

Во время раннего детства имама Малика в его семье уже были широко известные ученые и преподаватели исламских наук. Дед имама был прославленным знатоком хадисов и считался одним из подлинных рассказчиков. Он умер, когда Малику было десять лет. К этому времени имам Малик уже начал учиться, и хотя, будучи ребенком, он не мог непосредственно пользоваться глубокими познаниями деда, незабываемые впечатления и ободряющие слова сыграли важную роль в формировании характера имама и его страсти к знаниям.

Дядя имама Абу-Сухайл Нафи (да будет доволен им Аллах) был признанным специалистом по хадисам. Имам Малик учился хадисам у своего дяди. Отец имама Анас и дядя Раби также были знатоками хадисов. Имам Малик был с самого детства необыкновенно прилежным учеником. Однажды, когда его учитель читал лекцию, прямо на колени ему с потолка упала змея. Все слушатели разбежались, а он продолжал спокойно сидеть, как будто ничего и не произошло. Он был так погружен в учение, что даже змея его не отвлекла. Он также был величайшим хафизом.

Известные ученые-богословы доводили его знания до людей. Это имам сунны Мухаммад бину Шихаб факих Медины Рабиа Яхья, сын Саида, Муса и другие. Надо заметить, что все они были его учителями. Он является ученым, о котором в хадисе говорил Пророк (мир ему и благословение): «Знания закончатся, и не будет ученого-богослова, знающего больше, чем ученый из Медины» (Тирмизи). В другом изречении говорится: «На свете не будет человека, знающего больше, чем ученый из Медины, поэтому за знанием необходимо отправиться к нему» . Ибн Уайн говорил, что тем ученым, о котором идет речь в этом хадисе, является именно Малик ибн Анас.

Абдуразак рассказывал, что люди часто отправлялись в путь только ради встречи с Маликом. Мусаб говорил, что перед домом имама Малика была постоянная толпа из тех, кто хотели изучать религиозные науки. Яхья, сын Шубата рассказал, как он приехал в Медину в 144 году и увидел Малика, окруженного людьми - никто не разговаривал, соблюдая уважение к имаму. В мечети Пророка (мир ему и благословение) никто не выносил фетву, кроме Малика. Он говорил: «Я не стал выносить фетву и обучать хадисам, пока мне на это не дали разрешения 70 учителей». Когда между людьми возникали какие-то споры или неразрешимые вопросы, то ученые отправляли их к имаму Малику.

Однажды к имаму Малику прибыла группа людей издалека в надежде получить ответы на вопросы. Однако имам сказал, что из 40 вопросов на 36 из них он не знает ответа. Они сказали: «О имам, мы приехали издалека, оставив позади длинный путь, чтобы ты развеял наши сомнения в этих вопросах - и что же мы скажем тем, кто ждет этих ответов?». Имам ответил: «Вы скажите им, что Малик не знает».

Прежде чем сказать изречение любимого Пророка (мир ему и благословение), он обновлял омовение, совершал двух ракаатный намаз, затем садился, расчесывал бороду, использовал благовония и только после этого начинал рассказывать.

Когда его спросили, что это означает, он ответил, что хочет, чтобы люди оказывали почтение хадисам Пророка (мир ему и благословение).

Никогда он не рассказывал хадис без омовения. Имам не любил рассказывать хадисы, когда был занят чем-нибудь другим. Обычно в таких случаях говорил: «Я люблю возвышать изречения Посланника Аллаха» . Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал: «Во дворе Малика я увидел коней из Хорасана, которых ему подарили, и я не видел более красивых животных. Я сказал Малику, насколько прекрасны эти животные. И он подарил мне их всех. Я попросил, чтобы тот оставил себе одного коня». Имам ответил: «Я стесняюсь Аллаха топтать копытами ту землю, по которой ходил Пророк (мир ему и благословение)». Таковы были его щедрость и уважение даже к земле Медины.

Учителя великого имама

Учителями имама были известные ученые того времени: Абу Радим, Нафи бин Абдуррахман (да будет доволен ими Аллах).

В ранний период имама Малика Нафи был известен как видный знаток хадисов. Он изучил эту науку у своего знаменитого учителя Абдуллаха ибн Умара, так как Нафи был его освобожденным рабом, служившим ему в течение тридцати лет.

Имам Джафар ас-Садик также был одним из учителей имама Малика. Кроме того, что он был видным ученым, он принадлежал к семье Пророка (мир ему и благословение). Он был правнуком имама Хусейна, внука Пророка (мир ему и благословение).

Мухаммад бин Яхья аль-Ансари был также одним из учителей имама Малика. Он обычно преподавал в Масджид ан-Набавий, мечети Пророка (мир ему и благословение) в Медине. Были и другие ученые.

Слава имама Малика распространились повсюду и ученые из разных частей исламского мира того периода считали большой честью сидеть в кружке имама и слушать его уроки по хадисам и наставления по различным юридическим и правовым вопросам. Многие из них делали обширные заметки и копировали книгу Малика "аль-Муватта" (знаменитого сборника хадисов). Число ученых, которые приезжали, чтобы учиться у него достигает примерно 1300.

Яхья бин Яхья аль-Масмуди принадлежал к берберскому племени в Испании. Он совершил два путешествия, чтобы повидать имама Малика и учиться у него, затем вернулся в свою страну преподавать науку о хадисах и фикх (юриспруденцию).

Другим знаменитым учеником имама Малика был ибн Вахб Абу Мухаммад Абдаллах бин Салмах аль-Фахри. Абу Абдаллах Абдуррахман бин аль-Касим бин Халид аль-Сасри был еще одним прославленным учеником имама Малика. Он умер в Египте. Все вышеперечисленные ученые оставили самые верные копии "аль-Мууатта", которую они изучали у имама Малика.

Как великий мухаддис, то есть специалист в науке о хадисах, он изучал все виды рассказов Пророка (мир ему и благословение), разъяснения аятов Корана, биографические рассказы сподвижников о Пророке (мир ему и благословение), объяснения Корана и хадисов, сделанные сподвижниками, и их образ жизни. Затем, после тщательного рассмотрения, он собрал в знаменитом труде "аль-Муватта" около тысячи хадисов. Во времена имама Малика специалисты по хадисам делились на две категории. Одна группа занималась собранием хадисов и установлением цепочки их рассказчиков. Другая группа благочестивых ученых собирала и исследовала хадисы с целью извлечения из них заповедей и юридических решений. Имам Малик настолько тщательно отбирал хадисы, что, составляя труд "аль-Муватта", он не включил туда даже рассказы, приведенные его отцом Анасом и дядей Раби со ссылкой на его деда.

Как факих (знаток мусульманского права), он бесстрастно выносил фетвы (юридические заключения), даже если правителям это не нравилось. Однажды его попросили вынести фетву относительно развода, данного под принуждением. Другие имамы сказали, что развод будет действительным, даже если он получен силой, но имам Малик сказал, что такой развод недействителен.

Другим достижением имама Малика является книга "аль-Муватта". Это достоверный сборник хадисов и некоторых их толкований, сделанные сподвижниками и их последователями (табиинами) по всем важным аспектам мусульманского образа жизни. Поэтому имам Мухаммад бин Идрис аш-Шафии был прав, говоря, что "не появилась на земле ни одна книга, после Книги Аллаха (Коран), более достоверная, чем книга Малика" . В другом рассказе сообщается, что имам аш-Шафии сказал: "Никогда не появлялась на земле книга, которая была бы ближе к Корану, чем книга Малика". Еще в одном рассказе приводятся слова имама аш-Шафии, что "аль-Мууатта" - самая полезная книга после Корана. Авторитет имама аш-Шафии неоспорим, поскольку он также является имамом одной из правовых мусульманских школ (мазхаба). Имам Ахмад бин Ханбал сказал о том, насколько хорошо имам аш-Шафии знал книгу Малика, в таких словах: "Я изучал "аль-Муватта" под руководством десяти учеников Малика, которые заучивали ее на память. Под конец я проверил, как я запомнил, прочитав ее имаму аш-Шафии, потому что он был среди них наилучшим».

В наши дни последователей школы имама Малика можно найти в Верхнем Египте, Судане, Северной Африке (Тунис, Алжир и Марокко), Западной Африке (Мали, Нигерия, Чад) а также в государствах Персидского залива (Кувейт, Катар и Бахрейн).

Имам Малик ибн Анас умер во время правления Ар-Рашида Аббасидского. 11 числа месяца Рабиуль-авваль 179 года по хиджре, в возрасте 86 лет. Похоронен на кладбище «Баки» в Медине.