Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Социальная адаптация и контроль за условно-досрочно освобожденными Наблюдение за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания

Симанович А.А., соискатель кафедры уголовного права Всероссийской государственной налоговой академии.

Историко-правовое исследование досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания позволяет утверждать, что зарождение их отдельных видов в России относится к тому периоду, когда уголовное право стало носить публичный характер. Вначале досрочное освобождение от отбывания наказания появилось в виде помилования как прообраза права пострадавшего прощать своего обидчика. Постепенно право помилования стало применяться не только к индивидуально-определенному лицу, но и к индивидуально-неопределенным группам лиц и фактически стало приобретать черты амнистии.

В древние времена амнистия по своему содержанию являлась чрезвычайной мерой, посредством которой из соображений политики и гуманности приостанавливалось действие закона, устанавливающего ответственность преступника перед государством. Амнистия в те времена имела преимущественно политическое значение и применялась, как правило, в отношении поверженных претендентов на государственную власть.

Первые упоминания о подобных актах амнистии в Русском государстве встречаются в летописях, относящихся к княжескому периоду. Ярким примером тому служит прощение Даниилом Галицким в 1234 г. мятежных бояр Галича, пригласивших на княжество, после смерти Романа Мстиславовича, князей Игоревичей, что позволило Венгрии утвердиться в Галицком княжестве. Простил поверженных немецких рыцарей в 1242 г. и Александр Невский.

Ст. 183 УИК посвящена контролю за лицами, освобожденными от отбывания наказания, данная статья предусматривает бланкетную норму. Однако ни законодательства, о котором идет речь в указанной статье, ни нормативных правовых актов, регламентирующих контроль за лицами, освобожденными от наказания, пока не принято. В настоящее время в законодательстве Российской Федерации предусматривается возможность контроля только за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания, - в период неотбытого срока.

Ст. 79 УК РФ устанавливает, что за лицами, освобожденными условно-досрочно, устанавливается контроль уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений. Этот специализированный государственный орган в законе не назван. Однако изучение системы органов, исполняющих наказания, приводит к выводу, что единственным таким органом может быть уголовно-исполнительная инспекция. Между тем в Положении об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденном Правительством Российской Федерации 16 июня 1997 г., обязанность по контролю за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания, не указана. Других органов, которые бы осуществляли такой контроль, не создано.

На практике некоторый контроль за освобожденными осуществляют участковые уполномоченные милиции. Однако делается это нерегулярно, в основном когда лицо нарушает общественный порядок, попадает в вытрезвитель, ведет антиобщественный образ жизни.

Актуальным остается вопрос о социальной адаптации лиц условно-досрочно освобожденных.

В первую очередь речь идет о том, как освободившегося примут на воле. Многие освобождаются с намерением больше не совершать преступлений, а попадают в такие условия, которые их к этому вынуждают. Например , человек отбыл в заключении 10 - 12 лет. Хорошо, если у него есть семья, жилая площадь, помощь в трудоустройстве со стороны близких родственников, знакомых, но чаще всего за такой большой срок социальные связи между людьми разрываются, родственники умирают, право на жилую площадь утеряно. Он вышел. У него жилплощади нет, работы нет. Он начинает искать работу, и, даже если он ее находит, со справкой об освобождении его не трудоустроят, нужен паспорт с пропиской. А если жилой площади у него нет, то, соответственно, и графа о месте жительства будет не заполнена. Далее, людей с судимостью с не очень большой охотой берут на работу, относятся к ним с недоверием и даже если соглашаются принять на работу, то только на низкооплачиваемые должности.

Уже в третьей Госдуме лежит проект закона о социальной адаптации освобожденных от наказания. И Дума все не находит возможности принять его. Профессор юридических наук Александр Михлин, который несколько лет занимается проблемами УДО, отмечает, что это сложная проблема. В том числе и проблема недовоспитания, но в последнюю очередь: "А как им быть, этим осужденным? Вот он вышел, ему негде ночевать, он идет на вокзал, куда его, кстати, и не пускают. Ну, допустим, он как-то пролезет на вокзал, и там его начинают обхаживать жулики, которым он нужен как рабочая сила. И они ему дают квартиру, они ему дают деньги, они ему все дают. И он, естественно, втягивается, у него выхода нет".

В настоящий момент, если суд не наложил обязанности на условно-досрочно освобожденного, его контролем занимается участковый уполномоченный того органа милиции, на территории которого будет проживать условно-досрочно освобожденный. Вот тут и скрывается колоссальная проблема. В большинстве случаев участковые не занимаются проблемами условно-досрочно освобожденного, и в основной своей массе не из-за халатности, а в силу чрезвычайной загруженностью своими другими обязанностями. А ведь условно-досрочно освобожденному нередко требуется большая помощь: начиная от простых консультаций, восстановления документов и заканчивая решением жилищных и трудовых вопросов. Соответственно, необходимо создание такой службы, которая, с одной стороны, оказывала бы помощь условно-досрочно освобожденному, а с другой стороны, осуществляла надзор и контроль за их поведением.

Для наилучшей социальной адаптации, считает Ю. Александров, необходимо освобождать заключенных из-под надзора поэтапно. Автор отмечает: "В Уголовно-исполнительном кодексе РФ имеется такой вид поощрения для осужденных, как колония-поселение. Это полусвободный режим. Туда и надо направлять тех, за кого администрация не может поручиться стопроцентно, но которые своим поведением подают надежду на то, что они все-таки больше не нарушат закон. Но ведь сроки предоставления в колонию-поселение и на условно-досрочное освобождение совершенно одинаковые! Естественно, все осужденные предпочитают УДО, а не колонию-поселение. И понять осужденных можно. Ведь УДО, в отличие от полусвободного поселения, - это полная свобода. Было бы правильнее, если бы сроки представления для перевода на поселение были чуть поменьше, а на условно-досрочное освобождение - чуть побольше. Логично было бы, чтобы осужденный из-под жесткого надзора перешел на полусвободный режим, а уж потом на свободный. Реинтеграция в общество должна быть постепенной. Предположим, кто-то отсидел десять лет, и его сразу же окунают во все мыслимые и немыслимые проблемы на свободе. А их, этих проблем, хватает. В первую очередь это, конечно, работа. Не секрет, что ранее судимым не очень охотно предоставляют рабочие места. Да и все остальное. За десять лет ведь общество меняется неузнаваемо. А находясь в колонии-поселении, человек в течение года-двух привык бы к жизни на свободе, подыскал бы себе работу, жилье, если нужно, да мало ли что еще. В общем, это, конечно, проблема серьезная, нуждающаяся в тщательной проработке". Лично я не согласен с приведенным мнением и считаю, что создание специализированной службы является более приемлемым и оптимальным вариантом.

Рассмотрим такое обстоятельство, как испытательный срок при условно-досрочном освобождении: "...при УДО не устанавливается какой-либо испытательный срок, поскольку таковым по существу является неотбытая часть наказания".

Под неотбытой частью наказания следует понимать срок, от отбытия которого лицо освобождается. Этот своеобразный контрольный (испытательный) срок складывается только из неотбытого основного наказания. По его окончании контроль за условно освобожденным лицом автоматически прекращается. Закон не предусматривает возможности продления этого срока или его сокращения.

Поэтому чем сложнее проходил процесс становления осужденного на путь исправления, чем тяжелее совершенное им деяние, а следовательно, и продолжительность осуществления карательно-воспитательного процесса, тем меньше продолжительность испытательного срока. Такой метод исчисления не учитывает особенности личности условно-досрочно освобожденного. Ведь испытательный срок выполняет две функции: контроля за обоснованностью применения условно-досрочного освобождения и осуществления дальнейшего воспитательного воздействия на условно освобожденного в обычных условиях (кроме тех случаев, когда реально исполняется дополнительное наказание). Необходимо особо подчеркнуть, что в соответствии с УК РСФСР 1960 г. при осуществлении условно-досрочного освобождения лицам, доказавшим свое исправление, функция их дальнейшего воспитания практически не осуществлялась. В настоящее время подобного рода деятельность становится важнейшим звеном завершения исправительного процесса, но вне границ исполнения наказания.

Итак, возникает проблематичная (и парадоксальная) ситуация: чем меньше неотбытая часть наказания, тем меньше испытательный срок. То есть чем опаснее преступник, тем меньше испытательный срок наблюдения за ним.

Думается, испытательный срок при условно-досрочном освобождении от основного наказания в перспективе следует дифференцировать не только по тяжести совершенного преступления и размеру наказания, назначенного судом, но и по виду повторного преступного поведения. Для лиц, совершивших преступления впервые, этот срок можно установить, например, в размере фактически отбытого основного наказания. В случае повторности этот срок следует соответствующим образом "индексировать". Причем важно предусмотреть возможность досрочного прекращения испытания при положительной динамике поведения испытуемого лица в течение продолжительного времени, например по прошествии половины испытательного срока.

Полагаю, что для эффективного действия испытательного срока (недопущения рецидива противоправного, в том числе преступного поведения, обеспечения скорой адаптации освобожденных от наказания лиц к условиям "свободного пространства", оказания им помощи в приобщении к самостоятельной жизни, в решении социально-бытовых проблем, трудоустройстве и т.д.) необходим специально обученный профессионал - субъект наблюдения за досрочно освобожденным от наказания лицом. Таким субъектом, по всей вероятности, может стать специалист по вопросам профилактики преступной деятельности, наделенный соответствующими властными полномочиями.

Изменения в законодательном регулировании условно-досрочного освобождения от отбывания наказания представляют собой, пожалуй, наиболее яркую иллюстрацию гуманизации уголовно-исполнительного права.

Еще несколько лет назад существовал целый ряд ограничений для применения этого вида досрочного освобождения. Оно не применялось к лицам, совершившим определенный круг наиболее опасных преступлений, особо опасным рецидивистам, лицам, ранее освобождавшимся условно-досрочно, и т.д.

В результате происшедших изменений законодательства перечисленные ограничения сняты. Досрочное освобождение стало возможным применительно к любому осужденному к лишению свободы, отбывшему определенную законом часть срока наказания. Тем самым практически реализованы рекомендации Комитета министров государствам - членам Совета Европы об условном освобождении.

Безусловно, позитивной стороной такого законодательного решения явилось то, что у всех осужденных появилась реальная перспектива быть освобожденными раньше установленного судом срока.

Повышение эффективности данного института должно предполагать:

  • обеспечение максимальной индивидуализации процесса условно-досрочного освобождения от наказания;
  • возложение на осужденного способствующих его исправлению обязанностей;
  • организацию должного контроля за соблюдением возложенных обязанностей;
  • изменение подхода к понятию "неотбытая часть наказания", которая также является испытательным сроком для условно-досрочно освобождаемого и приводит к абсурдной ситуации - чем больше тяжесть совершенного преступления, тем меньше испытательный срок;
  • пенитенциарный и постпенитенциарный патронат для осуществления успешной адаптации условно-досрочно освобожденных лиц в обществе и предупреждения совершения ими новых преступлений.
  • к критериям материального основания применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания предлагается отнести отсутствие неснятых и непогашенных дисциплинарных взысканий за нарушения режима отбывания наказания и трудовой дисциплины, примерное поведение и добросовестное отношение к обязанностям, возложенным на осужденного в период отбывания наказания;
  • в целях проверки степени исправления осужденных и их дальнейшей социальной адаптации предлагается дополнить п. "а" ч. 1 ст. 97 УИК РФ следующей нормой: "Такие же выезды могут быть предоставлены и осужденным к лишению свободы за три месяца до наступления срока, после которого в соответствии с поданным осужденным или его законным представителем ходатайством судом к ним может быть применено условно-досрочное освобождение от отбывания наказания";
  • необходимо внести изменения в уголовное законодательство для регулирования продолжительности испытательного срока, его дифференциации в зависимости от тяжести совершенного преступления, его продлении (по аналогии с условным осуждением);
  • принять Закон "О социальной помощи лицам, отбывшим наказание, и контроле за их поведением";
  • целесообразно создать специализированную службу ресоциализации при Министерстве юстиции РФ как единый государственный орган, координирующий все сферы деятельности, связанные с пенитенциарным контролем и адаптацией.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1996.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 01.07.2007. М., 2008.
  3. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. Официальный текст по состоянию на 01.03.1996. М., 1996.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 01.12.2003. М.: Юркнига, 2007.
  5. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Официальный текст по состоянию на 08.12.2003. М.: Юркнига, 2007.
  6. Александровский Ю.В. Закон об условно-досрочном освобождении. М., 1910.
  7. Александров Ю. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.
  8. Андреев В. Как исполняется приговор // Известия. 1987. 3 янв.
  9. Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях.
  10. Вырастайкин В. Условно-досрочное освобождение - право, а не обязанность суда // Российская юстиция. 1999. N 7.
  11. Данилова В.А. Рассмотрение судами ходатайств осужденных об условно-досрочном освобождении из мест лишения свободы // Уголовный процесс. 2006. N 2. Февраль.

Для начала, отметим, что УДО - вид условного освобождения от наказания, применяемый судом в отношении лица, отбывающего исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, когда будет признано, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного ему наказания. При этом лицо может полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания. Применяя условно-досрочное освобождение от наказания, суд может возложить на лицо обязанности, предусмотренные ч.5 ст. 73 УК, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания. Эти обязанности должны способствовать исправлению осужденного. Контроль за поведением лица, освобожденного от наказания условно-досрочно, осуществляют уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел, а в отношении военнослужащих - командование воинских частей или учреждений. Основанием условно-досрочного освобождения является убеждение суда в том, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Этим констатируется факт исправления осужденного. Об исправлении лица судят по его поведению в период отбытия наказания: по соблюдению установленных правил распорядка исправительного учреждения, отношению к работе и учебе, администрации и к другим осужденным. Условием досрочного освобождения является обязательное отбытие им определенной части назначенного наказания. Размер этой части определяется в ст. 79 УК исходя из тяжести (категории) совершенного преступления. Так, необходимо отбыть не менее одной трети срока, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести; не менее половины срока - за тяжкое преступление; не менее двух третей - за особо тяжкое преступление. Закон предусматривает, что независимо от категории преступления фактический отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев, а для лиц, отбывающих наказание в виде пожизненного лишения свободы, - не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Действующее законодательство предусматривает отмену условно-досрочного освобождения в следующих случаях: 1) если осужденный в течение оставшейся неотбытой части наказания совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или он злостно уклонялся от исполнения обязанностей, возложенных на него судом; 2) если осужденный совершил умышленное преступление; 3) если осужденный совершил преступление по неосторожности, вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом, так же, как и при условном осуждении. При назначении наказания за совершенное преступление лицу, освобожденному условно-досрочно, суд руководствуется правилами, предусмотренными ст. 70 УК.

Право на условно-досрочное освобождение призвано обеспечить применение уголовного наказания в точном соответствии с его целью. Если цель достигнута досрочно, то дальнейшее применение наказания становится излишним и осужденный подлежит освобождению. Осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. Такое ходатайство осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Для рассмотрения дела в суде требуются определенные материалы. Только на их основе суд может разрешить дело по существу. Поэтому еще до судебного рассмотрения должна быть проведена предварительная работа по подготовке материалов к условно-досрочному освобождению, которая производится администрацией ИУ Жидков В.С. Из опыта реализации концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС // Современные проблемы правоприменительной деятельности органов УИС в РФ: Сб. статей. - Саратов, 2007. - С. 36..

Администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания направляет в суд ходатайство осужденного вместе с характеристикой на него. В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, а также заключение администрации о целесообразности условно-досрочного освобождения. Необходимо представлять только те материалы, которые могут свидетельствовать об исправлении осужденного или отсутствии такового.

Подготовка должна выражаться в тщательном, всестороннем изучении личности, кропотливой работе по собиранию и проверке данных, дающих возможность установить его исправление. Однако положение закона о глубоком и всестороннем изучении личности осужденного на практике зачастую сводится к сугубо формальному подходу к характеристике осужденного. Изучение материалов подготовки дел к условно-досрочному освобождению в судах показывает снижение качества предварительной проверки и подготовки документов, характеризующих личность осужденного; сами характеристики пишутся без изучения личного дела осужденного, под "копирку".

Помимо основных документов - ходатайства и характеристики осужденного, в суд могут представляться:

  • 1) выписка из протокола о переводе из обычных в облегченные условия отбывания наказания, если осужденный был переведен;
  • 2) выписка из протокола заседания собрания коллектива колонии (СКК) или собрания коллектива отряда (СКО) о ходатайстве в представлении к условно-досрочному освобождению;
  • 3) справка о поощрениях и взысканиях с отметками об их применении, снятии или погашении;
  • 4) справка о виде и сроке наказания, размере отбытого и неотбытого срока наказания, дате окончания срока.

Говоря о способах изучения личности осужденного в связи с представлением к условно-досрочному освобождению, следует заметить, что в основу должен быть положен анализ письменных материалов, документов и одновременное специальное наблюдение за осужденным. Только комплексное изучение материалов и личности осужденного может дать достаточно данных для вывода о его исправлении.

Изучение судебной практики показывает, что отказ суда в предоставлении условно-досрочного освобождения часто объясняется тем, что эти документы не отражают фактических данных, по своей форме настолько однотипны, что на их основании невозможно составить определенного мнения об осужденном. По своей инициативе судьи редко истребуют дополнительные материалы и практически не используют предоставленные им законом возможности проверять доказательства исправления осужденного на досудебной стадии, а зачастую всецело полагаются на выводы администрации ИУ. Как указывал Л.Ф. Мартыняхин, 20 % в Кемеровской области и 42 % в Алтайском крае судей отметили в качестве типичных недостатков предоставляемых в суд материалов неполноту характеристик, в 17 % - их необъективность. При этом 50 % начальников отрядов указали в анкетах, что в их практике не было случаев возвращения материалов из суда, у 48 % такие случаи были редко и у 2 % - крайне редко. Поскольку при столь распространенной неполноте материалов судьи не принимают мер к их возвращению, истребованию дополнительных сведений и не вызывают свидетелей, их деятельность по принятию мер к восполнению материалов нельзя признать достаточно эффективной. В лучшем случае подготовка подменяется поверхностным и формальным ознакомлением судьи с поступившими материалами Мартыняхин Л.Ф. Проблемы повышения эффективности судебной деятельности по делам об условно-досрочном освобождении от наказания. Автореф. дисс. канд. юр. наук. - Томск, 1990. - С. 15-16..

Помимо указанных выше документов, в суд направляются сведения о месте жительства после освобождения, о возможности трудоустройства, о семье, близких родственниках, социальных связях осужденного. Желательно также предоставлять личное дело осужденного. Н.И. Титов предлагал заводить на осужденного одно личное дело еще в процессе следствия, чтобы все данные о личности преступника, собранные в процессе предварительного и судебного следствия, а не только те, которые зафиксированы в приговоре, передавались в ИУ. Тем самым обеспечивалась бы преемственность в воспитательном процессе.

Часть 1 ст. 175 УИК РФ указывает, что в ходатайстве осужденного должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного.

Законом предусмотрен перечень показателей, по которым оценивается поведение осужденного за время отбывания наказания: соблюдение режима, добросовестное отношение к труду и обучению во время отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному деянию. Последний показатель подразумевает признание своей вины, раскаяние, осознание совершенного деяния, возмещение причиненного вреда. Эта новелла УИК РФ характеризует моральное исправление осужденного, его социальную направленность. В теории уголовно-исполнительного права неоднократно высказывалось предложение о включении данного показателя в общую систему признаков, характеризующих личность осужденного, что и было сделано законодателем. Косвенными, но не менее обязательными показателями являются следующие: наличие мер поощрения, отсутствие неснятых или непогашенных мер взысканий, перевод на облегченные (льготные) условия отбывания наказания.

Говоря о показателях исправления, мы называли и меры взыскания, применяемые за нарушение установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 115 УИК РФ). Процесс исправления обычно бывает очень сложным, и далеко не каждый осужденный с первого дня отбывания наказания становится на путь исправления. Особенно труден первый этап адаптации к жизни в исправительном учреждении, на что указывают все исследователи данного вопроса Ефимов М.А. Условно-досрочное и досрочное освобождение от лишения свободы и замена неотбытой части его более мягким наказанием. - Свердловск, 1960. - С. 45.. Вывод суда должен быть основан на данных за всё время отбытия наказания, или, по крайней мере, в течение значительной части срока. Поэтому совершение правонарушения, заглаженного дальнейшим хорошим поведением, не должно препятствовать условно-досрочному освобождению. Как правило, суды освобождают условно-досрочно, если имелись взыскания в начале срока отбывания наказания, тем самым, учитывая сложности адаптации осужденных к новым условиям жизни в ИУ. Однако при наличии злостных нарушений режима содержания или нарушениях, совершаемых осужденным периодично в течение всего срока отбывания наказания, условно-досрочное освобождение не должно быть применено, потому что такой осужденный демонстрирует свое явное пренебрежение к нормам поведения в ИУ.

Вопрос об условно-досрочном освобождении лица, имевшего взыскания, как правило, решается положительно лишь в случае, если эти взыскания в установленном порядке были сняты или погашены, иначе говорить о доказанности исправления осужденного весьма сложно. Взыскание погашается в течение года со дня его наложения, если осужденный не был подвергнут новому взысканию (ч. 8 ст. 117 УИК РФ). Досрочное снятие взыскания является мерой поощрения и допускается не ранее трех месяцев со дня наложения либо отбывания взыскания. Наличие у лица неснятого или непогашенного взыскания лишает его возможности получения ряда поощрений, например, перевода на облегченные условия отбывания наказания, представления к условно-досрочному освобождению и др. В то же время отказ в условно-досрочном освобождении лицу, имеющему снятые или погашенные взыскания, не обоснован Определение СК Верховного Суда РФ от 16 августа 1994 г. "Постановление судьи об отказе в условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания отменено как необоснованное" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1995. - № 4. - С. 5..

Все применявшиеся к осужденному поощрения и взыскания должны быть отражены в его личном деле, где подробно указываются основания и вид примененных поощрений и взысканий, а также сведения об их снятии или погашении.

Недостатки системы учета и контроля за применением мер взысканий и поощрений осужденных усугубляются фактами нарушения законности отдельными сотрудниками учреждений. Проверкой комиссии ФСИН Министерства юстиции РФ вопросов оперативно-служебной деятельности в подразделениях учреждений ЖХ-385, изучением личных дел осужденных и иных документов выявлено 34 грубых нарушения УК и УИК РФ в части необоснованного применения мер поощрения, представления к условно-досрочному освобождению Обзор дисциплинарной практики ГУИН Минюста РФ за 2009 г..

При изучении личности с целью выяснения изменения жизненных ориентиров осужденного практические работники сталкиваются со многими трудностями. Иногда осужденные переводятся из одного учреждения в другое, поэтому суд не всегда информирован о поведении осужденного за все время отбывания наказания. Степень исправления и данные, характеризующие осужденного, довольно скупо отражаются в характеристике осужденного, составляемой администрацией ИУ. По данным Л.Ф. Мартыняхина, вывода о доказанности исправления осужденного не было в 11 % дел, представленных в суды Алтайского края, и 25 % - в суды Кемеровской области, в 50 % и 70 % дел в указанных регионах, соответственно, не были указаны дата и виды поощрений Мартыняхин Л.Ф. Проблемы повышения эффективности судебной деятельности по делам об условно-досрочном освобождении от наказания. Автореф. дисс. канд. юр. наук. - Томск, 1990. - С. 15-16..

У суда возникает много вопросов относительно обоснованности ходатайства осужденного к условно-досрочному освобождению, которые не всегда разрешимы в судебном заседании. Это ставит вопрос о необходимости поиска новых форм проверки и фиксации степени исправления. Одной из таких форм является аттестация осужденных, апробированная на практике в ряде регионов еще в бытность СССР и применяемая в настоящее время в отношении несовершеннолетних осужденных Михлин А.С. Проблемы досрочного освобождения от отбывания наказания: Учеб. пособие. - М., 1982. - С. 79.. Изучению вопросов аттестации осужденных к лишению свободы посвящены исследования А.С. Михлина, М.С. Рыбака, А.Ф. Сизого и др Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. - Саратов, 2001. - С. 123.; Сизый А.Ф., Васильев А.И. Оценка степени исправления и перевоспитания осужденных. - Рязань, 1986. - С. 80..

Ходатайство осужденного является главным документом, направляемым в суд. Процессуальное значение ходатайства состоит в том, что с его подачей связаны определенные правовые последствия - обязанность суда рассмотреть дело. Оно оглашается в судебном заседании и позволяет уяснить сущность заявленного ходатайства и познакомиться с доказательствами исправления.

Непосредственно сам процессуальный порядок рассмотрения дел об условно-досрочном освобождении регламентирован ст. 399 УПК РФ. Судебное заседание начинается с доклада ходатайства осужденного. Затем исследуются представленные материалы, выслушиваются объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, мнение прокурора, после чего судья выносит постановление.

Ч. 3 ст. 396 УПК РФ устанавливает, что условно-досрочное освобождение применяется судом по месту отбывания наказания осужденного. Такой же порядок предусмотрен и в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, а в исключительных случаях - в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 80, 93, 96 УК РФ).

На основании ст. 118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом, поэтому только он, признавший обвиняемого виновным и назначивший ему наказание, может освободить осужденного досрочно.

В связи с этим логично было бы решать вопрос об условно-досрочном освобождении в полноценном судебном заседании - с участием защитника, прокурора и др. заинтересованных лиц. За проведение полноценных судебных заседаний по делам об условно-досрочном освобождении выступают и др. авторы Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. - Саратов, 2001. - С. 20-21; Михлин А.С. Проблемы досрочного освобождения от отбывания наказания: Учеб. пособие. М., 1982. - С. 58..

Но закон (ст. 399 УПК РФ) исходит не из принципа целесообразности, а из принципа судебной экономии. Вопросы, связанные с исполнением приговора, рассматриваются судьей единолично, участие осужденного, прокурора, защитника - не обязательно, с чем вряд ли можно согласиться.

Важным является закрепление в УК РФ положения, предоставляющего суду право возлагать на освобожденного определенные обязанности, которые должны исполняться им в течение неотбытой части срока наказания, и возможность отмены условно-досрочного освобождения при злостном неисполнении последних и при нарушении общественного порядка (ч. 2 ст. 79 УК РФ). Впервые в практике применения условно-досрочного освобождения в России этот институт стал действительно условным, ибо ранее действовавшее законодательство к освобожденным предъявляло лишь одно требование - не совершать новых преступлений, а для несовершеннолетних до 1954 г. вообще не существовало никаких условий.

Нарушение установленных законом требований влечет отмену условно-досрочного освобождения и реальное исполнение неотбытой части наказания, а в случае совершения нового умышленного преступления - назначение наказания по совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ).

При условно-досрочном освобождении суды не назначают испытательного срока. По смыслу закона таким сроком является неотбытая часть наказания. Продолжительность нахождения лица под контролем специализированного государственного органа зависит от величины фактически отбытого наказания. То есть, чем больше осужденный находился в местах лишения свободы, тем меньше будет то время, в течение которого он должен подтвердить доверие суда.

В течение неотбытой части наказания проверяется правильность применения условно-досрочного освобождения. Но сводить к этому роль данного "испытательного срока" было бы ошибочным, т. к. оставшаяся часть наказания служит и для того, чтобы осужденный подтвердил свое исправление. Она необходима для закрепления результатов исправления, специального и общего предупреждения совершения преступлений и ресоциализации осужденных Хегай Л.В. Испытательный срок при условно-досрочном освобождении от наказания. // Вестник МГУ. Серия 11, Право. - М., 1982. - № 4. - С. 52..

Таким образом, неотбытая часть наказания - это период времени, в течение которого освобожденный находится под угрозой отмены условно-досрочного освобождения и реального отбытия оставшейся части срока наказания в случае совершения нового умышленного преступления, нарушения общественного порядка или нарушения установленных судом обязанностей. Началом "испытательного срока" считается день вынесения судом постановления об условно-досрочном освобождении, а окончанием - день истечения срока наказания.

Определение продолжительности неотбытой части наказания имеет существенное практическое значение, ибо от этого зависят:

  • а) длительность времени, в течение которого будет осуществляться контроль;
  • б) срок, в течение которого может быть отменено условно-досрочное освобождение и наказание обращено к реальному исполнению;
  • в) период времени, когда действует принцип сложения приговоров;
  • г) срок наказания, который при совершении нового преступления будет присоединен судом к наказанию, назначенному по новому приговору.

Институт условно-досрочного освобождения показывает свою высокую эффективность, во многом благодаря его условному характеру. По данным работников специальных частей исправительных учреждений Волгоградской области, после условно-досрочного освобождения (в 2010 г. условно-досрочно было освобождено 1134 человека) вновь совершили преступление в течение неотбытой части наказания 63 человека, или 5,5 % освобожденных. Однако большинство осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений освобождаются за несколько месяцев до конца срока наказания. Неотбытый срок у большинства освобожденных составляет от 2-х до 10-ти месяцев, что не позволяет достоверно судить об их исправлении и ресоциализации, т. к. нет возможности наблюдать освобожденного в условиях полноценной жизни общества достаточное количество времени Обзор статистических показателей ФСИН Минюста РФ за 2010 г..

По нашему мнению, эта парадоксальная ситуация разрешима введением следующих мер, учитывающих интересы осужденных и защищающих общество от условно-досрочного освобождения неисправившихся преступников. Это, во-первых, проведение комиссионной аттестации осужденных в ИУ на предмет определения степени их исправления, во-вторых, законодательное закрепление права осужденного на условно-досрочное освобождение при наличии установленных законом материального и формального оснований.

Ч. 2 ст. 79 УК РФ говорит о том, что суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ, которые должны им исполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания. Ч. 5 ст. 73 определяет следующие обязанности: не менять постоянного места жительства, работы или учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением лица, освобождаемого условно-досрочно; не посещать определенные места; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания; трудоустраиваться (трудиться), либо продолжать обучение в образовательном учреждении. Суд может возложить на освобождаемого исполнение и других обязанностей, способствующих закреплению его исправления. Установление подобных обязанностей имеет место в региональной судебной практике Кемеровской области. Так, в частности, гражданин В, осужденный по ч.1 ст.112 УК РФ к трём годам лишения свободы, по отбытии одного года, данного наказания, Федеральным судом Куйбышевского района г. Новокузнецка в апреле 2010 г. был в соответствии со ст. 79 УК РФ освобождён условно-досрочно от дальнейшего отбывания наказания с возложенными обязанностями трудоустройства и не посещать заведения, оказывающие развлекательные услуги, связанные с потреблением алкогольных напитков Дело № 24050/11 Из архива федерального суда куйбышевского района г. Новокузнецка.

Норма ч. 2 ст. 79 УК РФ отсылочная, и предусмотренные обязанности более подходят для условно осужденных (ч. 5 ст. 73 УК РФ). С таким положением нельзя согласиться, т. к. институты условно-досрочного освобождения и условного осуждения по сути и основаниям применения различны, а потому и обязанности для условно-досрочно освобожденных должны быть специфичные. В ст. 79 УК РФ следует предусмотреть требования, учитывающие особенности применения условно-досрочного освобождения и тот факт, что лицо уже отбывало наказание и претерпело ряд правоограничений, например, прошло курс необходимого лечения.

При этом суду предоставлено право, а не обязанность ограничения прав осужденного. "Открытый список" этих требований, их предположительный характер, с одной стороны, дает широкую возможность использовать их для индивидуального подхода к каждому осужденному и совершенному деянию, т. к. заранее невозможно предусмотреть уголовно-правовые и общественные средства воздействия, необходимые для закрепления исправления осужденного.

Вместе с тем, отсутствие четко закрепленных в законе правоограничений создает возможность неконтролируемого судейского усмотрения, ограниченного лишь правосознанием самого судьи. Необходимо учитывать реальную возможность исполнения обязанности, например, наличие денег на проезд из сельской местности для регистрации, или свободных рабочих мест. За введение исчерпывающего перечня конкретных обязанностей высказывались и др. авторы Хегай Л.В. Испытательный срок при условно-досрочном освобождении от наказания. // Вестник МГУ. Серия 11, Право. - М., 1982. - № 4. - С. 52-57.

Малин П.М. Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные проблемы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы. Автореф. дисс. канд. юр. наук. - Рязань, 2000. - С. 20-21..

Исходя из анализа практики реализации условно-досрочного освобождения, можно предложить следующий перечень обязанностей, устанавливаемых условно-досрочно освобожденным:

  • ? трудоустроиться или встать на учет в службе занятости в течение месяца после условно-досрочного освобождения;
  • ? не менять места работы и жительства без уведомления контролирующего органа;
  • ? не покидать жилище с 22.00 до 6.00 часов, если это не связано с выполняемой работой;
  • ? осуществлять материальную поддержку семьи;
  • ? не менее 2-х раз в месяц являться на регистрацию в контролирующий орган;
  • ? воздерживаться от общения с лицами, заведомо для него занимающимися преступной деятельностью или осужденными за совершение преступлений;
  • ? возместить причиненный ущерб;
  • ? не посещать места распития спиртных напитков;
  • ? оказывать содействие сотруднику контролирующего органа в проведении воспитательных и контролирующих мероприятий.

Во избежание нарушения прав условно-досрочно освобожденных список применяемых условий должен быть исчерпывающим и не подлежать расширительному толкованию, т. к. любые условия тем или иным образом ограничивают свободу и права условно-досрочно освобожденных. Необходимо, чтобы любое ограничение основывалось только на законе, а не на усмотрении судебных или административных органов. При этом возложение обязанностей на осужденных следует осуществлять на принципах индивидуализации исправительного воздействия, в каждом конкретном случае устанавливая определенный круг обязанностей, способствующих закреплению исправления конкретного осужденного и его ресоциализации.

В этой связи можно предложить формулировку ч. 2 ст. 79 УК РФ, предусматривающую следующие обязанности:

"2. Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного следующие обязанности: трудоустроиться или встать на учет в службе занятости в течение месяца после освобождения; не менять места работы и жительства без уведомления контролирующего органа; не покидать жилище с 22.00 до 6.00 часов, если это не связано с выполняемой работой; не менее 2-х раз в месяц являться на регистрацию в контролирующий орган; воздерживаться от общения с лицами, заведомо для него занимающимися преступной деятельностью; осуществлять материальную поддержку семьи; возместить причиненный ущерб; не посещать места распития спиртных напитков; оказывать содействие сотрудникам контролирующего органа в проведении воспитательных и контролирующих мероприятий".

Определяя условия досрочного освобождения, не следует забывать, что они только тогда возымеют должный эффект и станут способствовать исправлению и ресоциализации освобожденных, если их применение будет сопровождаться постоянными мерами контроля за лицами, условно-досрочно освобожденными.

Период, непосредственно следующий за освобождением, является самым ответственным в становлении освобожденного на честный жизненный путь. Суд должен установить за ним контроль, имеющий целью закрепление результатов исправления, достигнутых в исправительном учреждении. Контроль должен осуществляться специально уполномоченным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений. Только в России требования закона и реальное положение дел не всегда сопоставимы. Если поведение условно осужденных контролирует уголовно-исполнительная инспекция, то условно-досрочно освобожденные остаются фактически бесконтрольными. В России нет никакого специализированного органа по контролю за такими лицами. Право суда возлагать на освобождаемых определенные обязанности реально не обеспечивается полномочиями государственного органа контролировать их соблюдение. На практике контроль специализированного государственного органа выглядит как административный учет лиц, имеющих судимость. Этот учет ведут участковые инспектора по месту постоянного жительства освобожденного лица на основании приказа МВД РФ. Они не проверяют соблюдение осужденными обязанностей, зачастую даже не имеют копии постановления суда об условно-досрочном освобождении. Такой контроль неэффективен, и условно-досрочное освобождение не достигает своих целей и теряет всякий смысл.

По смыслу уголовно-правовой реформы такими контролирующими органами должны были стать уголовно-исполнительные инспекции, ведь они осуществляют аналогичную деятельность в отношении лиц, осужденных условно, и женщин, осужденных с отсрочкой отбывания наказания. Однако в принятом в 1997 г. "Положении об уголовно-исполнительных инспекциях" подобной задачи по контролю за условно-досрочно освобожденными нет, а значит, нет названного в УК РФ специализированного государственного органа.

Кроме того, меры контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно, весьма специфичны, но не отражены в законе: не определены порядок осуществления контроля, полномочия уголовно-исполнительных инспекций, меры воздействия на условно-досрочно освобожденных в случае нарушения условий освобождения, ответственность данной категории лиц. Вместе с тем УИК РФ признает необходимость законодательной регламентации осуществления мер контроля за лицами, осужденными условно, и посвящает этому 8 раздел.

В соответствии с вышесказанным, считаем необходимым изменить название раздела 8 "Контроль за условно осужденными" на "Контроль за условно осужденными и условно-досрочно освобожденными" и дополнить главой 25 "Осуществление контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно". В этой связи следует также внести изменения в Положение об уголовно-исполнительных инспекциях в части предоставления им полномочий по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных.

Наделение уголовно-исполнительных инспекций полномочиями по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных являлось бы тем важным промежуточным звеном между отбыванием наказания в исправительном учреждении и полноценной жизнью после отбывания наказания. Именно в части контроля над исполнением обязанностей освобожденными условно-досрочно институты условно-досрочного освобождения, условного осуждения и отсрочки исполнения наказания должны быть схожи. Такое положение существует в большинстве зарубежных государств и реализуется в рамках института пробации. Изучение зарубежного опыта в области применения условно-досрочного освобождения показало, что многие наши предложения по совершенствованию Российского законодательства уже апробированы и успешно применяются во многих странах.

Контроль за поведением условно-досрочно освобожденных на постпенитенциарной стадии, которая охватывает при УДО период времени с момента досрочного освобождения осужденного до момента истечения неотбытой части наказания, осуществляет специализированный государственный орган, которым является уголовно-исполнительная инспекция.

При этом в УИК и подзаконных нормативных актах, принятых в развитие содержащихся в нем положений, вопросы контроля за условно-досрочно освобожденными не урегулированы. Так, в Положении «Об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности» утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16июня 1997 г. (с изм. от 20 февраля 1999 г.) контроль за поведением условно-досрочно освобожденных в числе прочих задач уголовно-исполнительных инспекций не значится. Нет указания на такого рода контроль и в Инструкции «По организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», утвержденной приказом Министерства Юстиции от 20 мая 2009 г. Поэтому видится необходимым дополнить указанные законодательные акты нормами, которые регулировали бы контроль за условно-досрочно освобожденными.

В уголовно-исполнительном законодательстве регламентирован лишь контроль за условно осужденными (ч. 1 ст. 187 УИК РФ). Однако, исходя из того, что правовое положение условно-досрочно освобожденных, по сути, аналогично таковому и у условно осужденных, то и контроль за ними должен осуществляться одним и тем же органом. При этом в ч. 2 ст. 87 УИК РФ отмечается, что к осуществлению контроля условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.

Действительно, в соответствии с п. 26 ст. 12 Закона «О полиции» от 07 февраля 2011 г, полиция обязана осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами освобожденными из мест лишения свободы установленных для них судом запретов и ограничений (п. 18 ст. 10 Закона от 18 апреля 1991 г. (в ред. от 15 июля 2009 г.) «О милиции»). В соответствии с п. 9.15 Инструкции «По организации деятельности участкового уполномоченного», утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. такой контроль возложен на участковых уполномоченных милиции. Приказом МВД РФ от 30 марта 2006 г. «О внесении изменений в Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900» положения указанной Инструкции были дополнены обязанностью участкового уполномоченного милиции заводить учетно-профилактические дела на лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом, а также разъяснен порядок заведения, хранения, ведения и сдачи учетно-профилактических дел. Как отмечает Т.Ю. Конькова необходимость внесения этих изменений возникла в связи с тем, что без заведения таких дел и приобщения к ним характеризующих материалов на осужденного, совершившего нарушение общественного порядка или уклоняющегося от исполнения обязанностей было невозможно направить представление в суд об отмене досрочного освобождения под условием.

Таким образом, анализ статьи 187 УИК РФ дает основание полагать, что контроль за условно-досрочно освобожденными осуществляет и уголовно-исполнительная инспекция и участковый уполномоченный милиции. При этом необходимо иметь в виду, что содержание деятельности органов внутренних дел по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных существенно отличается от содержания контролирующей деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Органы внутренних дел в лице участковых уполномоченных выполняют контрольно-профилактические функции (профилактика правонарушений, новых преступлений) Инспекции же выполняют функции контрольно-исполнительные. Соответствующая обязанность органов внутренних дел, отмечает П.Н. Панченко, возникает не в связи с уголовно-исполнительным правоотношением, возникшем ввиду обвинительного приговора и необходимости исполнения наказания, а в связи с уголовно-профилактическим правоотношением, появление которого связано с судимостью лица. Если уголовно-исполнительная инспекция выполняет в основном контрольно-исполнительные функции, то органы внутренних дел именно контрольно-профилактические, имеющие целью недопущения (предупреждение) подобных фактов. Исходя из сказанного, указанные органы должны взаимно содействовать друг другу в достижении общих правоохранительных целей, каковыми являются противодействие преступлениям и обеспечение правопорядка.

В настоящее время условно-досрочно освобожденные обязаны не реже одного раза в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для отчета о своем поведении, исполнении возложенных на них судом обязанностей. Уголовно-исполнительные инспекции правомочны вызывать условно-досрочно освобожденных для проведения, к примеру, профилактических бесед, дачи разъяснений по различным вопросам.

В целях повышения эффективности контроля за условно-досрочно освобожденными Т.Ф. Минязева предлагает активно использовать положительный опыт ряда зарубежных государств в этой области (Англии, Бельгии, Франции). В частности, автор видит целесообразным внедрение в практику работы уголовно-исполнительных инспекций электронных браслетов, по типу радиопередатчиков, которые обязаны носить условно-досрочно освобожденные на протяжении всего срока неотбытой части наказания. Данные устройства смонтированы таким образом, что позволяют определять местонахождение лица в любое время суток, а в программу, обеспечивающую их системное функционирование, закладываются допустимые маршруты передвижения условно-досрочно освобожденного (на работу, в магазин или школу). Отклонение лица от заданных маршрутов, равно как и попытка избавления от этого браслета фиксируется на пульте дежурного.

Думается, использование подобного рода изобретений не способно в полной мере выявить действительное поведение условно-досрочного освобожденного в процессе осуществления над ним контроля. Дело в том, что применение рассматриваемых приборов изначально моделирует именно правомерное поведение лица, причем правомерное на безальтернативной основе. У осужденного с электронным браслетом по существу нет возможности сделать выбор на основании нескольких альтернатив поведения, а следовательно, с его стороны будет отсутствовать и такой показатель поступка, как борьба мотивов.

Одна ситуация, когда условно-досрочно освобожденный не покидает место жительства в вечернее время, заведомо зная, что о его поведении тут же станет известно контролирующему органу. Вряд ли в подобных условиях он вообще на это отважится. И совсем другой случай, если лицо не нарушает вышеуказанный запрет, не находясь под постоянным надзором. Имея определенную альтернативу поведения, субъект сталкивается с более сложной дилеммой и, если при данных обстоятельствах он все-таки исполняет возложенную судом обязанность, то это свидетельствует о формировании у него положительных поведенческих установок. Поэтому вывод об окончательном исправлении условно-досрочно освобожденных, думается, будет верным лишь при условии наличия у них свободы выбора в поведении. Обеспечение же повышения качества контроля возможно, например, путем сбора информации о поведении лица (на работе, в школе, по месту жительства) представителями уголовно-исполнительной инспекции.

Наблюдение за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания имеет свои особенности. С одной стороны, оно касается лиц, представляющих меньшую опасность, так как данный институт применяется лишь к тем, кто, по мнению суда, не нуждается для своего исправления в полном отбывании назначенного судом наказания, т.е. к положительно характеризующимся осужденным. Вероятность рецидива с их стороны значительно меньшая. С другой стороны, эти лица освобождены досрочно, вследствие чего подготовка их освобождения могла не проводиться. Это значит, что все вопросы трудового и бытового устройства они должны решать после освобождения самостоятельно.

С другой стороны, суд, применяя условно-досрочное освобождение, может возложить на осужденного исполнение определенных обязанностей (о них говорилось ранее).

Наблюдение за условно-досрочно освобожденными организуют органы внутренних дел (подразделения по делам несовершеннолетних и участковые уполномоченные полиции), они же проводят с ними воспитательную работу, направленную на закрепление результатов их исправления. В зависимости от поведения лица, условно-досрочно освобожденного от наказания, органы внутренних дел могут ставить перед судом вопрос о полной или частичной отмене таких обязанностей или о дополнении ранее установленных обязанностей. К сожалению, на практике загрузка сотрудников органов внутренних дел не позволяет им целенаправленно заниматься контролем за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания. Внимание обращается, главным образом, па лиц, характеризующихся отрицательным поведением. Остальные остаются вне поля зрения. Поэтому необходимо создание специализированного государственного органа по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных.

Главная цель наблюдения и проведения воспитательной работы - помочь освобожденному адаптироваться в новых для него условиях, оказывать содействие в решении возникающих вопросов, предотвратить рецидив, который чаще всего наблюдается в первое время после освобождения.

Если па данное лицо распространяется законодательство об административном надзоре, то при безуспешности мер общественного воздействия перед органами внутренних дел может быть поставлен вопрос об установлении такого надзора.

Если осужденный совершит нарушение общественного порядка, за которое на него будет наложено административное взыскание, или злостно уклонится от исполнения обязанностей, возложенных па него судом при применении условно-досрочного освобождения, а равно от назначенных судом принудительных мер медицинского характера, суд может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания. При совершении осужденным преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом. Если новое преступление является тяжким или особо тяжким, суд назначает ему наказание по правилам о совокупности приговоров, предусмотренным ст. 70 УК РФ. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести, если суд отменяет условно-досрочное освобождение.

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Административный надзор представляет собой профилактическую меру, применяемую к тем освобожденным, поведение которых даст основание опасаться рецидива преступлений с их стороны. Цель надзора - предупреждение новых преступлений со стороны освобожденных и оказание на них воспитательного воздействия. Он не имеет целью унижение человеческого достоинства и компрометацию поднадзорного по месту его работы или жительства.

С 1 июля 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", согласно которому судом может быть установлен административный надзор в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, осужденных за совершение тяжкого преступления или особо тяжкого преступления либо осужденных два и более раза к лишению свободы за совершение умышленного преступления, если их поведение в период отбывания наказания в местах лишения свободы свидетельствует о нежелании встать на путь исправления, а также если судимое лицо после освобождения из мест лишения свободы систематически совершает антиобщественные действия.

Административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет. Административный надзор может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше срока, предусмотренного законом для погашения или снятия судимости. Заявление об установлении, возобновлении, продлении и ходатайство о прекращении административного надзора рассматривается судом с обязательным участием лица, в отношении которого внесено заявление либо ходатайство, представителей исправительного учреждения или органа внутренних дел, которыми внесено представление или ходатайство.

Порядок установления административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, определен в ст. 173.1. УИК РФ. При наличии вышеуказанных оснований администрация исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает в суд заявление об установлении административного надзора.

Суд, принимая постановление об установлении, возобновлении и продлении административного надзора, одновременно устанавливает одно или несколько следующих административных ограничений:

  • 1) запрещение пребывания в определенных местах муниципального образования (городского округа);
  • 2) запрещение пребывания вне дома (квартиры) в определенный период времени, который в совокупности не может превышать восьми часов в сутки;
  • 3) запрещение выезда за пределы муниципального образования (городского округа) в течение определенного периода времени;
  • 4) установление обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства (пребывания) в определенные дни для регистрации.

Администрация исправительного учреждения после вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в течение семи дней направляет" копию указанного решения в орган внутренних дел по избранному этим лицом месту жительства или пребывания.

При освобождении из мест лишения свободы лицу, в отношении которого установлен административный надзор, администрация исправительного учреждения вручает предписание о выезде к избранному им месту жительства или пребывания с указанием срока прибытия, установленного с учетом необходимого для проезда времени, и предупреждает данное лицо об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора. В предписании производится запись об установлении административного надзора и указывается адрес избранного места жительства или пребывания.

В процессе административного надзора суд по ходатайству органа внутренних дел или поднадзорного лица, с учетом данных о его личности, образе жизни, поведении и отношении к соблюдению установленных ограничений, вправе их изменять (отменять или устанавливать).

При осуществлении административного надзора сотрудники органов внутренних дел обязаны:

  • 1) вести персональный учет поднадзорных лиц в течение срока действия административного надзора;
  • 2) систематически наблюдать за социальной реабилитацией поднадзорного лица, за соблюдением им ограничений, установленных судом, и за выполнением других обязанностей, определенных данным законом;
  • 3) предупреждать совершение поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений;
  • 4) объявлять и осуществлять розыск лица, освобожденного из места лишения свободы, не прибывшего без уважительных причин в определенный срок к избранному месту жительства (пребывания), а также поднадзорного лица, самовольно оставившего место жительства (пребывания) либо выехавшего за пределы муниципального образования (городского округа), если ему судом установлено соответствующее ограничение;
  • 5) вести индивидуальную профилактическую работу с поднадзорным лицом.

В целях осуществления административного надзора сотрудникам органов внутренних дел предоставлены права:

  • 1) запрашивать и получать от организаций любой формы собственности по месту работы и жительства (пребывания) поднадзорного лица сведения о его поведении;
  • 2) вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства (пребывания) для получения устных и письменных объяснений по вопросам, связанным с соблюдением ограничений, установленных в отношении его судом, а также с выполнением им обязанностей, определенных данным законом;
  • 3) входить беспрепятственно в место жительства (пребывания) поднадзорного лица в определенное время, в течение которого поднадзорному лицу запрещено пребывание вне дома (квартиры).

Поднадзорное лицо обязано:

  • 1) прибыть в определенный исправительным учреждением срок к избранному месту жительства (пребывания) после освобождения из мест лишения свободы;
  • 2) зарегистрироваться в органе внутренних дел в течение трех дней с момента прибытия после освобождения из мест лишения свободы к избранному месту жительства (пребывания), а также после перемены места жительства (пребывания);
  • 3) зарегистрироваться в течение трех дней в случае получения разрешения органа внутренних дел на пребывание вне дома (квартиры) и выезд за пределы муниципального образования (городского округа) в органе внутренних дел по месту временного пребывания;
  • 4) уведомлять орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства (пребывания);
  • 5) уведомлять в течение трех дней орган внутренних дел по месту жительства (пребывания) о перемене места работы или жительства (пребывания), а также о возвращении в место жительства (пребывания);
  • 6) допускать в место жительства (пребывания) в определенное время суток, в течение которого поднадзорному запрещено пребывание вне дома (квартиры), сотрудников органа внутренних дел.

В случае несоблюдения ограничений, установленных в отношении его судом, или невыполнения других обязанностей поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Принятие данного закона усилит эффективность профилактической деятельности органов внутренних дел, что должно снизить уровень рецидива среди освобожденных от наказания.

Контроль за поведением условно осужденных

Анализ судебной статистики показывает, что более половины всех осужденных приговаривается к условной мере наказания. К сожалению, далеко не все они оправдывают доверие. Часть этих лиц совершает новые преступления еще до истечения испытательного срока. Исходя из этого, ясна позиция законодателя, установившего контроль за всеми лицами, осужденными условно.

Осуществление контроля за условно осужденными возложено на уголовно-исполнительные инспекции ФСИП России по месту жительства этих лиц. Условно осужденных военнослужащих контролирует командование воинских частей, в которых они служат.

Закон устанавливает, что к осуществлению контроля за условно осужденными привлекаются сотрудники различных служб органов внутренних дел. Информация в эти службы должна поступать от уголовно-исполнительных инспекций. Вопрос о том, какие именно службы следует привлекать к контролю за осужденными, решается в зависимости от характера совершенного преступления. Так, если лицо осуждено за нарушение правил дорожного движения - целесообразно привлечь к контролю органы ГИБДД, тем более, если осужденный одновременно лишен права управления автомобилем. Если лицо совершило экономическое преступление, не лишней будет помощь подразделений, занятых борьбой с этими преступлениями. Если лицо виновно в хулиганстве, преступлениях против личности, может понадобиться помощь уголовного розыска, полиции общественной безопасности. Во всех случаях для контроля за поведением осужденных в быту должны быть привлечены участковые инспекторы.

По получении из суда копии приговора, вступившего в законную силу, уголовно-исполнительная инспекция вызывает осужденного, ставит его на учет и заводит личное дело, в котором сосредоточивается вся документация, касающаяся поведения осужденного, допущенных им нарушений и, наоборот, о поощрениях, например по месту работы. Эти положительные данные также необходимы, ибо они могут служить доводом для постановки перед судом вопроса о полной или частичной отмене возложенных на осужденного обязанностях. Кроме того, если осужденный до истечения испытательного срока доказал свое исправление, уголовно-исполнительная инспекция может поставить перед судом вопрос об отмене условного осуждения и о снятии с лица судимости.

Самостоятельно и с помощью различных служб органов внутренних дел инспекция должна в первую очередь организовать контроль за соблюдением условно осужденным общественного порядка. Для этого следует проинформировать службы, ведущие соответствующий учет административных правонарушений, с тем чтобы до инспекции доводились сведения о привлечении условно осужденного к административной ответственности, доставлении в медицинский вытрезвитель. Участковый инспектор должен сообщать в инспекцию о нарушении лицом общественного порядка в быту по месту жительства, другие службы - о других нарушениях.

Важным направлением работы с условно осужденным является контроль за выполнением им обязанностей, которые возложены на него судом при вынесении приговора или позднее по представлению уголовно-исполнительной инспекции.

Контроль за поведением условно-досрочно освобожденных на постпенитенциарной стадии, которая охватывает при УДО период времени с момента досрочного освобождения осужденного до момента истечения неотбытой части наказания, осуществляет специализированный государственный орган, которым является уголовно-исполнительная инспекция.

При этом в УИК и подзаконных нормативных актах, принятых в развитие содержащихся в нем положений, вопросы контроля за условно-досрочно освобожденными не урегулированы. Так, в Положении «Об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности» утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16июня 1997 г. (с изм. от 20 февраля 1999 г.) контроль за поведением условно-досрочно освобожденных в числе прочих задач уголовно-исполнительных инспекций не значится. Нет указания на такого рода контроль и в Инструкции «По организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», утвержденной приказом Министерства Юстиции от 20 мая 2009 г. Поэтому видится необходимым дополнить указанные законодательные акты нормами, которые регулировали бы контроль за условно-досрочно освобожденными.

В уголовно-исполнительном законодательстве регламентирован лишь контроль за условно осужденными (ч. 1 ст. 187 УИК РФ). Однако, исходя из того, что правовое положение условно-досрочно освобожденных, по сути, аналогично таковому и у условно осужденных, то и контроль за ними должен осуществляться одним и тем же органом. При этом в ч. 2 ст. 87 УИК РФ отмечается, что к осуществлению контроля условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.

Действительно, в соответствии с п. 26 ст. 12 Закона «О полиции» от 07 февраля 2011 г, полиция обязана осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами освобожденными из мест лишения свободы установленных для них судом запретов и ограничений (п. 18 ст. 10 Закона от 18 апреля 1991 г. (в ред. от 15 июля 2009 г.) «О милиции»). В соответствии с п. 9.15 Инструкции «По организации деятельности участкового уполномоченного», утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. такой контроль возложен на участковых уполномоченных милиции. Приказом МВД РФ от 30 марта 2006 г. «О внесении изменений в Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900» положения указанной Инструкции были дополнены обязанностью участкового уполномоченного милиции заводить учетно-профилактические дела на лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом, а также разъяснен порядок заведения, хранения, ведения и сдачи учетно-профилактических дел. Как отмечает Т.Ю. Конькова необходимость внесения этих изменений возникла в связи с тем, что без заведения таких дел и приобщения к ним характеризующих материалов на осужденного, совершившего нарушение общественного порядка или уклоняющегося от исполнения обязанностей было невозможно направить представление в суд об отмене досрочного освобождения под условием.

Таким образом, анализ статьи 187 УИК РФ дает основание полагать, что контроль за условно-досрочно освобожденными осуществляет и уголовно-исполнительная инспекция и участковый уполномоченный милиции. При этом необходимо иметь в виду, что содержание деятельности органов внутренних дел по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных существенно отличается от содержания контролирующей деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Органы внутренних дел в лице участковых уполномоченных выполняют контрольно-профилактические функции (профилактика правонарушений, новых преступлений) Инспекции же выполняют функции контрольно-исполнительные. Соответствующая обязанность органов внутренних дел, отмечает П.Н. Панченко, возникает не в связи с уголовно-исполнительным правоотношением, возникшем ввиду обвинительного приговора и необходимости исполнения наказания, а в связи с уголовно-профилактическим правоотношением, появление которого связано с судимостью лица. Если уголовно-исполнительная инспекция выполняет в основном контрольно-исполнительные функции, то органы внутренних дел именно контрольно-профилактические, имеющие целью недопущения (предупреждение) подобных фактов. Исходя из сказанного, указанные органы должны взаимно содействовать друг другу в достижении общих правоохранительных целей, каковыми являются противодействие преступлениям и обеспечение правопорядка.

В настоящее время условно-досрочно освобожденные обязаны не реже одного раза в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для отчета о своем поведении, исполнении возложенных на них судом обязанностей. Уголовно-исполнительные инспекции правомочны вызывать условно-досрочно освобожденных для проведения, к примеру, профилактических бесед, дачи разъяснений по различным вопросам.

В целях повышения эффективности контроля за условно-досрочно освобожденными Т.Ф. Минязева предлагает активно использовать положительный опыт ряда зарубежных государств в этой области (Англии, Бельгии, Франции). В частности, автор видит целесообразным внедрение в практику работы уголовно-исполнительных инспекций электронных браслетов, по типу радиопередатчиков, которые обязаны носить условно-досрочно освобожденные на протяжении всего срока неотбытой части наказания. Данные устройства смонтированы таким образом, что позволяют определять местонахождение лица в любое время суток, а в программу, обеспечивающую их системное функционирование, закладываются допустимые маршруты передвижения условно-досрочно освобожденного (на работу, в магазин или школу). Отклонение лица от заданных маршрутов, равно как и попытка избавления от этого браслета фиксируется на пульте дежурного.

Думается, использование подобного рода изобретений не способно в полной мере выявить действительное поведение условно-досрочного освобожденного в процессе осуществления над ним контроля. Дело в том, что применение рассматриваемых приборов изначально моделирует именно правомерное поведение лица, причем правомерное на безальтернативной основе. У осужденного с электронным браслетом по существу нет возможности сделать выбор на основании нескольких альтернатив поведения, а следовательно, с его стороны будет отсутствовать и такой показатель поступка, как борьба мотивов.

Одна ситуация, когда условно-досрочно освобожденный не покидает место жительства в вечернее время, заведомо зная, что о его поведении тут же станет известно контролирующему органу. Вряд ли в подобных условиях он вообще на это отважится. И совсем другой случай, если лицо не нарушает вышеуказанный запрет, не находясь под постоянным надзором. Имея определенную альтернативу поведения, субъект сталкивается с более сложной дилеммой и, если при данных обстоятельствах он все-таки исполняет возложенную судом обязанность, то это свидетельствует о формировании у него положительных поведенческих установок. Поэтому вывод об окончательном исправлении условно-досрочно освобожденных, думается, будет верным лишь при условии наличия у них свободы выбора в поведении. Обеспечение же повышения качества контроля возможно, например, путем сбора информации о поведении лица (на работе, в школе, по месту жительства) представителями уголовно-исполнительной инспекции.