1 статьи 37 закона 44 фз. Демпинг – что это

Расскажем о практике применения антидемпинговой статьи 37 федерального закона № 44-ФЗ, когда статья 37 не применяется, какие документы предоставить, если вы были заподозрены в демпинге цен.

Навигация по статье:

Несмотря на то, что новая система государственных закупок и соответствующий Федеральный Закон создали все условия для максимально честной и открытой конкуренции, сегодня все еще довольно часто можно встретить поставщиков и заказчиков, которые используют не самые честные методы в погоне за выгодными госконтрактами. Одним из самых популярных и широко используемых методов является демпинг, определение которого дано статьей 37 Закона о госзакупках.

Демпинг используется для того, чтобы исключить из конкурса независимых поставщиков и заключить контракт с наиболее выгодным для заказчика участником, чаще всего – по взаимному сговору. Проблема демпинга в госзакупках настолько велика, что Закон 44-ФЗ содержит отдельную статью, которая должна регулировать этот вопрос.

Статья 37 Федерального Закона №44 «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона » содержит ряд указаний и требований, которые позволяют регулировать процесс открытого торга и максимально снизить вероятность сговора. К несчастью, даже этих мер недостаточно.

Поговорим о том, какова практика применения данной антидемпинговой статьи.

Что такое демпинг в 44-ФЗ

Антидемпинговые меры: два новых инструмента против недобросовестных поставщиков

Из статьи вы узнаете:

1. Почему антидемпинговых мер в законе недостаточно, чтобы вычислить недобросовестного поставщика;
2. Какие условия прописать в контракте, чтобы застраховать себя от демпинга;
3. Какие критерии оценки заявок сделают невыгодным искусственное занижение цены;
4. Почему нельзя устанавливать нижний ценовой порог в аукционе.

Узнайте детали в статье

Прежде, чем говорить о методах борьбы с демпингом, необходимо понять, что представляет из себя это явление. Демпинг – это экономическое явление, при котором продажа товаров и услуг осуществляется по искусственно заниженным ценам. Отсюда вытекает и понятие демпинговые цены – цены на товары и услуги, которые на порядок ниже рыночных и не соответствуют реальной стоимости товара. Демпинговые цены, как правило, являются убыточными для компании и служат исключительно для того, чтобы заключить контракт.

Откуда появился демпинг и зачем он нужен? Основная задача демпинга состоит в том, чтобы выиграть торги и заключить государственный контракт. Предоставляя заведомо низкие и убыточные цены, которые ни одна честная компания не будет использовать, участник, который демпингует, просто не оставляет возможности другим компаниям выиграть торги. Как правило, демпинговые цены не являются реальными и существуют только на бумаге.

Искусственное занижение цены ниже рыночной – эффективный способ удалить конкурентов в торгах по 44-ФЗ. Демпинг крайне негативно влияет на принцип здоровой честной конкуренции , обозначенный как основной в прочих статьях закона. Кроме того, в результате подобных явлений страдает и качество выполнения госконтрактов, вырастает риск судебных разбирательств и неисполнения обязательств по контракту. Также демпинг часто используется для того, чтобы дать возможность заказчику отдать госконтракт своей подначальной компании, то есть, фактически, присвоить деньги.

Для того, чтобы бороться со всем этим, и была введена , обозначающая основные антидемпинговые меры.

Антидемпинговые меры статьи 37 Федерального Закона о госзакупках

Статья 37 Закона 44-ФЗ «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона» предлагает 2 основных метода борьбы с нечестной конкуренцией . К ним относятся тщательная проверка благонадежности исполнителя (потенциального поставщика) и предоставление повышенного размера финансового обеспечения. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ действуют не всегда, они вступают в силу в том случае, если было выполнено несколько условий, который создают подходящую для демпинга ситуацию.

Ситуация первая. Начальная максимальная цена контракта составляет менее 15 миллионов рублей; один из участников вносит предложение ниже этой цены на 25% . Такое резкое снижение цены выглядит подозрительно, поэтому возникает необходимость исключить возможность демпинга. В данном случае, согласно статьей 37 Закона 44-ФЗ, участник обязан доказать свою благонадежность.

Чем подтвердить способность поставить товар

Мы победили в аукционе на поставку лекарств, снизив цену больше чем на 25% от начальной. Чем именно теперь нам обосновать ее?

Узнайте ответ в статье

Доказать благонадежность можно несколькими способами:

  • Предоставить абсолютно любые документы, которые могут доказать добросовестность поставщика (информацию о ранее успешно заключенных контрактах);
  • Выплатить повышенный размер обеспечения госконтракта. Повышенный размер означает, что участник платит не стандартную цену, а цену, которая в 1,5 раза выше заявленной в тендерной документации.

Практика показывает, что случаи применения повышенного обеспечения довольно редки, как правило, компании стараются предоставить дополнительные документы.

Ситуация вторая. Начальная максимальная цена контракта составляет более 15 миллионов рублей; один из участников предложил цены ниже начальной максимальной на 25% и более. В данном случае применение статьи 37 Закона 44-ФЗ предполагает исключительно взимание увеличенного обеспечения. Доказать благонадежность путем предоставления дополнительных сведений в данном случае не получится.

Применение ст. 37 в случаях, когда цена контракта снижается на 25%

Документами, подтверждающими добросовестность поставщика, являются:

  • Сведения, содержащиеся в реестре контрактов , подтверждающие, что данный участник добросовестно выполнил все свои обещания по прочим контракта в течение от одного года (если ранее участия в госзакупках не проводилось) до трех лет до даты подачи заявки на конкретный тендер.
  • , принимая во внимание статью 37, потенциальный поставщик должен иметь идеальную историю работы с госконтрактами. Если вы ранее не участвовали в тендерах и у вас нет успешно заключенных контрактов или есть какие-то еще причины, которые заставляют подозревать вас в демпинге цен, помимо перечисленных доказательств понадобится четко обосновать, почему вы предоставили столь низкую цену. Требования статьи распространяются на всех участников, подозреваемых в демпинге.

    Какой исполнитель считается надежным? В рамках данного закона, надежным считается исполнитель, который в течение трех лет до момента подачи заявки на конкретный тендер имел несколько успешно выполненных контрактов, готов это подтвердить документально, а также имеет возможность внести повышенный размер обеспечения в знак подтверждения своих намерений.

    Новички на рынке государственных закупок всегда будут находиться в зоне риска.

    Разбор законодательных мер по ограничению демпинга, которые применяет Правительство России, в рамках 37 статьи 44 Федерального закона "о госзакупках".

    Что такое демпинг и антидемпинговые меры

    С помощью «Современного экономического словаря» становится понятной суть определения «демпинг» (по-английски dumping – это сбрасывание). Это продажа товаров по ценам, искусственно заниженным, меньшим средних цен в розницу, а иногда и более низким, чем себестоимость. Демпингуют участники рынка, как правило, с определенными целями - проникнуть на рынок, укрепить свои завоеванные позиции, вытеснить конкурентов.


    Для противостояния этому явлению принимают отдельные антидемпинговые нормы права. Один из примеров – статья 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ), где предусматриваются последствия для участника конкурса или аукциона, которым предложена цена контракта на 25% и более ниже, чем установленная начальная цена. Какие именно последствия – зависит от суммы начальной цены контракта.

    Суть статьи 37 Закона № 44-ФЗ

    Так, 37 статья 44-ФЗ предусматривает:

    • если начальная цена контракта выше 15 млн. рублей, участнику закупки придется предоставить обеспечение в повышенном размере (в полтора раза больше указанного в документации о проведении конкурса или аукциона). Если предусматривается выплата аванса, то размер обеспечения должен быть не менее аванса;

    • если начальная цена контракта 15 млн. рублей и менее, то участнику закупочных процедур дается выбор – либо предоставление обеспечения в более высоком размере (какой указывался выше), либо документальное подтверждение заказчику своей добросовестности.

    Со случаем, когда цена контракта более 15 млн. рублей, все более-менее понятно – участник закупки предоставляет либо банковскую гарантию, либо денежные средства в обеспечение в более высоком размере. А часть статьи, предусматривающая предоставление информации о добросовестности участника закупки, иногда вызывает на практике вопросы применения. 37 статья 44-ФЗ четко оговаривает, какую именно информацию из реестра следует предоставлять (о каких именно исполненных контрактах и в какие сроки). Таким образом, заказчиком производится отбор участников, желающих поиграть не по правилам. Т.е. если компания снижает цену ниже установленного порога, заказчик в соответствии с антидемпинговыми процедурами должен иметь возможность убедиться, что участник закупки выполнял контракты без штрафных санкций, что он может выполнить взятые на себя обязательства и по данному заказу. Таким образом, снижаются риски столкновения заказчика с недобросовестными фирмами, использующими демпинг в своих интересах.

    Спорные ситуации

    Форма и порядок предоставления заказчику такой информации иногда является причиной споров между заказчиком и участником закупки. Например:


    1. Участник, цена в предложении которого была снижена более чем на четверть от первоначальной цены, предоставил заказчику информацию в виде таблицы с данными о контрактах, которые были заключены и выполнены победителем в течение года до даты закупки. Но заказчик посчитал, что данной информации недостаточно, отказался от заключения с ним контракта, мотивировав тем, что необходимо предоставить копии исполненных участником контрактов. Спор разрешен в суде, позиция заказчика признана неправомерной, не основанной на статье 37 Закона № 44-ФЗ. Требования о предоставлении копий документов по исполненным контрактам 37 статья 44-ФЗ не содержит (решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.04.2015 по делу № А72-18158/2014).

    2. Арбитражным судом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре рассмотрен спор между заказчиком и участником, заявке которого присвоен второй номер, по вопросу применения антидемпинговых мер. Заказчик считал, что если с ним заключается контракт по причине уклонения победителя, то и повышенное обеспечение предоставлять не обязательно. Суд разъяснил, что если второй участник признается выигравшим процедуру, то на него распространяются все требования, установленные для победителя аукциона, в том числе и требования по применению антидемпинговых норм по ст. 37 Закона № 44-ФЗ (решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.04.2015 по делу № А75-2002/2015).

    На что обратить внимание

    Если участник выбирает путь предоставления заказчику информации о своей добросовестности, то помимо имеющихся судебных споров следует учитывать и такие моменты:

  • Если снизивший цену участник закупки не предоставит информации о себе в соответствии со ст. 37 (либо такая информация недостоверна), а также не обоснует соответствующим образом предлагаемую цену контракта, это будет являться основанием занести его в «черный список» (признать уклонившимся от заключения контракта). Это право предоставлено ч. 13 ст. 70 закона № 44-ФЗ.

  • Даже если участник предоставил информацию, этот факт не освобождает его от необходимости оформить обеспечение исполнения контракта в том размере, какой первоначально был установлен в извещении или документации о закупке.

  • Антидемпинговые меры в отдельных видах закупок

    37 статья 44-ФЗ содержит особые виды антидемпинговых мер, когда проводятся закупочные процедуры на заключение следующих договоров:

  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;

  • услуги консультационного характера;

  • на поставку товаров для нормального жизнеобеспечения, Сюда включаются поставки продовольствия, средств для оказания скорой (скорой специализированной) медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива). Участник закупки товаров для жизнеобеспечения, снижающий цену ниже установленного порога от первоначальной цены контракта, предоставляет обоснование выдвигаемой им цены. Оно может включать в себя гарантийное письмо производителя, где можно увидеть сведения о цене и количестве поставляемого товара, документы, из которых видно, что товар имеется в наличии, или иные документы и расчеты, убеждающие заказчика в возможностях участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой им цене.

  • Введение антидемпинговых мер способствует защите интересов не только заказчиков, но и участников закупок от недобросовестных юридических лиц, подающих заявки в процедурах закупок, а также является воплощением принципа добросовестной конкуренции в сфере закупок.

    Недобросовестный поставщик, оформивший на рассмотрение заказчика более низкую цену в аукционе или конкурсе, мог выиграть. Но после принятия описываемого закона были приняты антидемпинговые меры, а значит, каждый исполнитель будет проверяться, если он предложил цену более низкую, чем другие участники.

    Ст. 37 Федерального закона 44 состоит из 12 пунктов. Последние изменения в статье были внесены 4 июня 2014 года, при принятии ФЗ номер 140. При последних изменениях в статью был добавлен пункт номер 12. 37 статья описывает проведение и использование антидемпинговых мер при проведении закупочных аукционов и конкурсов.

    Первый пункт. Когда денежная сумма договора исчисляется в 15 миллионов рублей и более, а участник закупки (покупатель) предлагает изменить цену на 25% ниже, применяются антидемп. меры. Это означает, что контракт может быть подписан и осуществлен, только если участник, предложивший понижение цены, гарантирует осуществление заказа с помощью повышения денежной гарантии в полтора раза. Условия подробно описываются в договоре. Если в договоре указан аванс, то сумма не должна быть меньше его.

    В ч. 2 ст. 37 закона 44 описана такая же ситуация, как в первом пункте. Когда НМЦК является 15 миллионов рублей и выше, а покупатель предлагает цену ниже на 25% и более, применяются антидемпинговые меры. В отличие от информации, оформленной в пункте первом, во втором пункте вместо денежной гарантии участнику предлагается предоставить особую документацию с подтверждением его добросовестности. Бумаги должны быть новыми, актуальными на момент подписания договора.

    В третьем пункте описываемой статьи оформлена информация о бумагах, предоставляемых участником сделки для подтверждения его добросовестности. Информация, которую он предоставляет другой стороне сделки, должна быть оформлена в специальном реестре и удовлетворять определенные требования.

    Среди этих требований:

    • Поставщик должен выполнить в течение одного года от трех и более заказов, договоры должны быть исполнены и закрыты. В сведениях не должно быть информации о неустойках, штрафах, нарушениях и т. д.;
    • Поставщик также имеет право предоставить бумаги, в которых оформлена информация о выполненных обязательствах согласно 3 договорам в течение трех лет. В сведениях о поставщике также должна отсутствовать информация о каких-либо штрафах или нарушениях;
    • Поставщик может предоставить заказчику информацию о 4 и более выполненных сделках, исполненных в течение двух лет. 75% из этих договоров не должны иметь никаких сведений о штрафах, неустойках, нарушениях или некачественном выполнении обязательств.

    В третьем пункте написано, что основным требованием антидемпинговых мер является соотношение стоимости одного контракта, равного стоимости, предложенной поставщиком, не менее 20%.

    В ФЗ 44 ч. 4 ст. 37 оформлена информация о том, что если заказчик проводит конкурс, то сведения, описанные в пункте три, должны быть прикреплены вместе с заявкой на участие в конкурсе. В случае если сведения, закрепленные вместе с заявкой, не подтверждены официально, то проверяющая комиссия имеет право отклонить запрос поставщика. Однако комиссия обязана объяснить участнику конкурса причины отклонения заявки и описать их в протоколе проверки. После подписания протокола комиссия обязана в течение одного рабочего дня уведомить поставщика об отклонении заявки. В этом пункте также подтверждается информация, оформленная в пункте 1. Если поставщик не предоставил информацию о собственной добросовестности, то он обязан оплатить денежную гарантию в 1,5 раза больше объема обеспечения выполнения контракта для участия в конкурсе.

    Пятый пункт. В этом пункте написано, что в случае, если заказчик устроил не конкурс, а аукцион, информация, описанная в пункте три, предоставляется поставщиком заказчику в момент передачи подписанного договора. Если исполнитель не предоставил покупателю информации о собственной добросовестности при передаче подписанного договора или если проверочная комиссия определила, что информация, предоставленная победителем аукциона недостоверна, то поставщик будет признан уклонившимся от подписания договора и выполнения обязательств. Все сведения будут внесены комиссией в протокол и добавлены в соответствующий реестр.

    Шестой пункт. В этом пункте описано, что сведения или оплата, включенные в пункт 1 и 2, должны быть предоставлены исполнителем до момента заключения договора. Как и в пятом пункте, невыполнение этого условия закона считается уклонением от заключения контракта и выполнения собственных обязательств. Согласно описываемой 37 статье, информация о поставщике записывается комиссией в протокол и направляется в реестр, уведомляются все участники конкурса или аукциона.

    В седьмом пункте 37 статьи отдельно оформлена информация для заказов, где требуются научные, исследовательские, конструкторские, научно-технические работы и консалтинговые услуги. Благодаря антидемпинговым мерам заказчик имеет право и возможность оформить в конкурсе или аукционе способы оценки заказа.

    Заказчик имеет на это право только в случаях, если:

    • Цена в договоре оформлена на 25% ниже, чем НМЦК;
    • Цена в договоре оформлена на более чем 25% ниже, чем НМЦК.

    В восьмом пункте оформлена информация о том, что антидемпинговые меры будут применяться к контрактам, где предложение о стоимости было выше, чем на 25% ниже НМЦ контракта. В таких случаях, решением стало назначить ценовое предложение в сумме 10% от сумм величин других критериев оценки, оформленных в договоре.

    В ч. 9 ст. 37 закона 44 оформлена информация о применении антидемпинговых мер в контрактах на поставку товаров. Если в случае заказа на какой-либо товар, цена для выполнения предложена более чем на 25% ниже, чем НЦМК, то участник, предложивший цену, обязан предоставить ее подтверждение.

    Поставщик предоставляет следующий список бумаг:

    • Гарантийные талоны с информацией об изготовителе товара, а также с описанием стоимости и объема;
    • Расчетный план и другие документы с доказательством, что поставщик реализует обязательства в срок и по предложенной цене;
    • Документы с доказательством, что участник владеет товаром.

    Десятый пункт. В десятом пункте оформлены случаи, когда при введении антидемпинговых мер участник обязан предоставить подтверждение предлагаемой им цены исполнения обязательств договора:

    • Предоставление подтверждения происходит участником закупки, когда предложенная им цена ниже НМЦК на 25% и выше при обращении для участия в конкурсе. Информация проверяется комиссией, заявка ей же отклоняется и все сведения о поставщике вносятся в протокол, а затем в реестр;
    • Предоставление подтверждения происходит участником закупки, который отправил подписанный договор заказчику в случае проведения аукциона. Если исполнитель не отправил подписанный договор, он будет считаться нарушителем, уклонившимся от выполнения обязательств, и к нему будут применены антидемпинговые меры.

    В 11 пункте описываемой статьи написано, что антидемпинговые меры и ответственность применяются к участнику в полной мере, без послаблений, если он был признан комиссией уклонившимся от заключения контракта.

    Согласно последней редакции 37 статьи, в нее был добавлен пункт номер 12 . В нем написано, что антидемпинговые меры не применяются к участникам, осуществляющим закупку жизненно важных для населения лекарств.

    Скачать действующую редакцию закона о госзакупках

    Статья 37 Федерального закона номер 44 принята для регулирования и контроля над ценами контрактов. Эта статья регламентирует процессы и меры, благодаря которым невозможны искусственные занижения или завышения стоимости контрактов во время аукционов или конкурсов. Для более подробного изучения возможностей осуществления закупок рекомендуется прочесть описываемый закон.

    Скачать текст Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно

    1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

    2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

    3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

    4. В случае проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке.

    5. В случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

    6. Обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

    7. При проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:

    1) до двадцати пяти процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта;

    2) на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

    8. В случаях, предусмотренных пунктом 2 части 7 настоящей статьи, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

    9. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.

    10. Обоснование, указанное в части 9 настоящей статьи, представляется:

    1) участником закупки, предложившим цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными заявка такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;

    2) участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

    11. В случае признания победителя конкурса или аукциона уклонившимся от заключения контракта на участника закупки, с которым в соответствии с положениями настоящего Федерального закона заключается контракт, распространяются требования настоящей статьи в полном объеме.

    12. Положения настоящей статьи не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на двадцать пять процентов относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены.

    13. Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.

    Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

    1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

    2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

    3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

    4. В случае проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке.

    5. В случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

    6. Обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

    7. При проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:
    1) до двадцати пяти процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта;
    2) на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

    8. В случаях, предусмотренных пунктом 2 части 7 настоящей статьи, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

    9. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.

    10. Обоснование, указанное в части 9 настоящей статьи, представляется:

    1) участником закупки, предложившим цену контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенной цены контракта необоснованной заявка такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;

    1) участником закупки, предложившим цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными заявка такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;

    2) участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

    11. В случае признания победителя конкурса или аукциона уклонившимся от заключения контракта на участника закупки, с которым в соответствии с положениями настоящего Федерального закона заключается контракт, распространяются требования настоящей статьи в полном объеме.

    12. Положения настоящей статьи не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на двадцать пять процентов относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены.

    13. Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.